2. Строительство храма Святой Софии в Киеве и других соборов . Крещение Руси. От язычества к христианству
Укрепление единой государственной власти при Ярославе сопровождалось интенсивным церковным строительством. Под 1037 г. в «Повести временных лет» говорится о заложении князем нового «великого» города в Киеве с Золотыми воротами и надвратной церковью Благовещения, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины, носивших имена патронов князя и княгини Ингигерд-Ирины (здесь князь также следовал византийскому имперскому образцу), наконец — Святой Софии — «русской митрополии». «Русская митрополия» — грандиозный храм Святой Софии не имеет аналогов в современной ему византийской архитектуре, но символически воспроизводит давний образец, Святую Софию в Царьграде (соответственно устав Святой Софии был положен в основу богослужения в Древней Руси). Недаром прославляющий деяния Ярослава Иларион пишет, что Софии нет равных «во всем полунощи земнем, от востока дъ запада» — киевский собор сопоставим лишь с константинопольским. Двенадцать малых глав Софии с центральным куполом символизировали апостольскую миссию князей — крестителей Руси и основателей церкви: ср. летописное предание о двенадцати сыновьях Владимира. Как уже говорилось, монументальность ранней русской церковной архитектуры имела и вполне прагматический смысл: при отсутствии развитой сети приходских церквей приходилось строить здания, способные вместить всех желающих присутствовать на богослужении. По летописи, Ярослав стремился решить и проблему приходских церквей:
«И ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от имения своего урок, веля им учити люди и приходити часто к церквам. И умножишася прозвутери и людье хрестьяньстии».
Киев Ярослава воспроизводил на Днепре Константинополь — даже планировка города с пересекающимися перпендикулярно главными улицами соответствовала античной традиции. Кафедральный собор Св. Софии с образом Богоматери-Оранты и надписью (на греческом) в апсиде над алтарем, именующей Богоматерь «Нерушимой стеной» — покровительницей города; Золотые ворота с церковью, также посвященной Богородице, — все эти сообружения свидетельствовали о восприятии византийской идеи о Богородице как покровительнице города-митрополии («матери городов русских», как Киев именуется в летописи еще Вещим Олегом).
Но строительная деятельность Ярослава, как уже говорилось, не ограничивалась одним Киевом: в 1045–1050 гг. «свершена бысть святая Софея в Новегороде, повелениемь князя Ярослава и сына его Володимера и архиепископа Лукы».
Уступающий размерами киевской Софии храм воспроизводил, однако, пятинефный киевский образец и, очевидно, был построен теми же греческими мастерами. Более того, по тому же образцу был возведен и Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI в., хотя княжил там (с 1044 г.) соперник Ярослава и его потомков Всеслав: это обнаруживает единые тенденции в развитии христианской культуры разных древнерусских земель, вне Зависимости от их политической ориентации. Показательна в этом отношении и городская строительная деятельность Ярослава. Два города, основанные князем в крайних пределах Русской земли, — Юрьев у подвластной Руси чуди и Юрьев на р. Рось, на границе со степью (Ярославль, получивший «княжеское» имя, был основан в третьем важнейшем «пограничном» регионе — Верхнем Поволжье) как бы передавали всю Русь под покровительство святого Георгия.
София киевская | Изучаем историю вместе
Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.
Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.
В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.
Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.
Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.
Строительство собора святой Софии
София киевская
В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии.
Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет:
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины».
Кто же построил Софийский собор?
Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.
София киевская
Участь страны – участь храма
В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.
Реконструкция храма
Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.
Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в. , который с изменениями сохранился до наших дней.
Софийский собор | Что на
Городская жизньПосле того, как Киевская Русь обратилась в христианство, они быстро приняли несколько краеугольных камней православной веры, установленной в Византийской империи. Среди них создание собственного Собора Святой Мудрости; точно так же, как Константинополь имел Собор Святой Софии, Киев будет строить Софийский собор.
Хотя строительство началось при князе Владимире I (Владимире Великом), оно было завершено при князе Ярославе I, которого часто изображают держащим собор в миниатюре в дар потомкам. Объединение Софийского собора (София — антропоморфизированная святая Премудрости) помогло князю Ярославу I еще больше утвердить и ассоциировать свое правление как время мира и благоденствия, утвердив его легендарный титул: Ярослав Мудрый.
Сегодня Софийский собор находится в программе Всемирного наследия ЮНЕСКО, и его архитектурный дизайн и иконография действительно являются уроком для всех, кто интересуется историей Украины и/или искусством. Первоначальная конструкция была построена по тому же проекту, что и типичная византийская церковь того времени, которая до сих пор имеет общий дизайн со многими греческими православными церквями или даже с некоторыми мечетями. Знаменитый дизайн славянских церквей с красочными крышами и луковичными куполами еще не был в моде. Часть этой ранней постройки снаружи все еще сохранилась, но крыша и другие постройки в стиле барокко были добавлены в более поздние века временным молдавским православным учреждением и в козацкий период Ивана Мазепы. Точно так же внутри собора верхняя часть собора украшена мозаичной иконографией в окончательно древнем византийском стиле, а на нижних уровнях иконография смещается ближе к нашему времени и завершается в стиле украинского барокко, на который оказал влияние по итальянской школе.
Собор был свидетелем долгой истории насилия и угнетения и, что удивительно, уцелел, несмотря на многочисленные угрозы со стороны иностранных завоевателей и внутренние раздоры.
Собор пережил опустошение Киева монгольской ордой, нацистскую оккупацию и несбывшееся желание Сталина разрушить его и освободить место для парка развлечений. Планам Сталина помешали исследователи, утверждавшие, что сокровищницу архитектуры стоит сохранить, а в советское время собор функционировал как архитектурный музей. Собор также переходил из рук в руки между различными православными юрисдикциями и даже в какой-то момент принадлежал украинским католикам. Сегодня Собор существует независимо от каких-либо конкретных деноминаций или юрисдикций, и, хотя иногда он используется для богослужений в определенных случаях, он продолжает более регулярно работать как музей для туристов.Святая София и площадь также являются центральным местом для массовых празднований Нового года, с высокой елкой в центре площади, обращением президента и музыкальными номерами, развлекающими толпу в преддверии Нового года.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Получайте уведомления об эксклюзивных предложениях каждую неделю!
Теги
МЕСТНЫЕ КИЕВСКИЕ МЕСТА
Роман НикитаРелигиозное наследие Киева | Религия
Колыбель славянской культуры, Киев также является перекрестком для народов Восточной Европы. Здесь монастыри с золотыми луковичными куполами соседствуют с ашкеназскими синагогами и даже татарской мечетью.
ПикселиПечерская Лавра (Печерский монастырь) — православный монастырский комплекс в Киеве. Он был основан в 1051 году как пещерный монастырь монахами с горы Афон в Греции. В первые годы монастырь состоял из церквей, часовен и келий, построенных из дерева, но уже в 1073 году начались работы по строительству каменного собора, предшественника нынешнего Успенского собора, который был завершен в 1089 году.. В период раннего Нового времени монастырь стал центром православного паломничества всей Российской империи. 17-й и 18-й века были периодами большого обновления для монастыря, который вырос до своих нынешних размеров, включая самые значительные изображения живописи и архитектуры в стиле барокко и рококо.
В 1994 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Киево-Печерская Лавра
ПикселиТроицкая надвратная церковь — главный вход в Киево-Печерскую Лавру. Он был построен в начале 12 века, после чего несколько раз перестраивался. Первоначально рядом со сакральными сооружениями Киевской Руси (860-1240 гг.) Троицкая надвратная церковь сейчас оформлена в стиле украинского барокко. Церковь пережила землетрясение 1230 года и монгольское нашествие 1240 года. Однако церковь сильно пострадала от пожара 1718 года и была восстановлена между 1722 и 1729 годами..
Надвратная церковь Троицы
ПикселиСобор Святого Николая — римско-католический собор Киева. Он был построен между 1899 и 1909 годами в неоготическом стиле украинскими архитекторами Владиславом Городецким и Эмилио Сала. В 1938 году советские власти закрыли собор. После реставрации в 1979-1980 годах архитекторами О. Граужисом и И. Тукалевским церковь стала резиденцией Национального института органной и камерной музыки Украины. С 19 года в соборе разрешены богослужения и другие богослужебные служения.92.
Никольский собор
Викисклад/АртемкаСинагога Лазаря Бродского в Киеве — синагога эпохи Возрождения, построенная в 1897–1898 годах. Архитекторы синагоги — Георгий Шлейфер (первоначальное строительство) и Ю. Паскевича на реставрацию в 2000 году. Синагога была выведена из эксплуатации в период с 1926 по 1997 год. Здание было приспособлено для различных целей. Во время Второй мировой войны, во время нацистской оккупации, он использовался как конюшня для армейских лошадей. После войны он снова перешел из рук в руки, в конечном итоге став кукольным театром. В 1991, Моше Реувен Асман, раввин еврейской религиозной общины Хабад-Любавич, потребовал вернуть синагогу киевской еврейской общине, что и произошло в декабре 1997 года.
Синагога Лазаря Бродского
ПикселиВладимирский собор
Wikimedia Commons/PosterrrКараимская синагога — бывшая синагога, построенная между 1898 и 1902 годами по проекту архитектора Владислава Городецкого. Здание отличается роскошным мавританским и арабским убранством. Синагога предназначалась для киевской караимской общины (в то время около 300 человек), но вскоре была закрыта при советской власти. С 1981 года здесь размещается Дом актера республики.
Караимская синагога
ПикселиСофийский собор, названный в честь Софийского собора в Константинополе, был построен в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым (978-1054) как усыпальница киевских правителей. Впервые собор был разграблен в 1169 г. Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальского княжества, а в 1240 г. монголами, при которых он вышел из употребления. После Брестской унии (1595-1596) Софийский собор был присоединен к Украинской греко-католической церкви, пока не был восстановлен украинским православным митрополитом Петром Могилой в 1633 году. Могила заказал ремонт, и верхняя часть здания была почти полностью перестроен в стиле украинского барокко, сохранив византийский интерьер. По окончании реконструкции, в 1740 году, собор принял свой нынешний вид. Здание является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990.
Софийский собор
Wikimedia Commons/PosterrrСобор Святого Александра — римско-католический храм, построенный по крестообразному плану с куполом на пересечении нефов в классическом стиле. Он был построен между 1817 и 1842 годами под руководством Винченцо Беретти в честь победы царя Александра I над Наполеоном Бонапартом. В 1937 году церковь была закрыта советскими властями и между 1952 и 1990 г. он использовался как планетарий и историческая библиотека, для чего убрали алтари. В 1990 году он был возвращен римско-католической общине, восстановлен до 1994 года и повторно освящен 7 октября 1995 года.
Кафедральный собор Святого Александра
ПикселиМонастырь Святого Михаила с Золотым куполом был построен в средние века, в 1108-1113 годах. Здание было перестроено в стиле украинского барокко в 18 веке, сохранив первоначальный интерьер. Монастырь был частично разрушен советской властью в 1936, построив на его месте монументальный архитектурный комплекс, но лишь его часть была построена в сталинские времена, нынешнее Министерство иностранных дел Украины. Церковь не открывалась до 1999 года после того, как в 1990-х годах началась кампания реконструкции.
Михайловский Златоверхий монастырь
ПикселиПо преданию, первый камень в фундамент Андреевской церкви заложил апостол Андрей (I век). В 1112 году князь Мстислав I построил здесь деревянную Крестовоздвиженскую церковь, которая простояла до 1560 года. После этого место пустовало и служило валом для близлежащей крепости. Императрица Елизавета Петровна (1741-1762) во время своего визита в Киев в 1744 году повелела построить на месте креста придворную церковь в честь апостола Андрея, покровителя царской империи.