Ступы в буддизме: Ступа (сооружение). Большая российская энциклопедия

Что такое ступа в буддизме и какие их виды существуют

Приветствуем читателей, стремящихся познать новое и увлекательное!

Сегодня мы рассмотрим буддийское понятие «ступа», которое в переводе с санскрита означает «волосы, собранные в узел», «верхняя часть головы», «маковка», «груда земли и камней». Различные философские и эзотерические словари дают всестороннее толкование значения этого слова.

Так что такое ступа в буддизме?

Содержание:
Как выглядят эти постройки
Что символизируют части строения
Где располагаются эти сооружения
Подношения
Московская ступа Просветления
Ритуалы
Заключение

Как выглядят эти постройки

Прежде всего, это – куполо- или конусообразное сооружение, чаще всего заполненное внутри землёй или измельчённым камнем. Реже встречаются ступы с внутренним помещением, служащим храмом.

С внешней стороны постройка облицовывается камнем или кирпичом, оштукатуривается, отделывается позолотой, украшается росписью. Она может быть глинобитной. В разных странах эти сооружения имеют отличия в конструкции, но в Тибете все ступы похожи, так как ламами были утверждены строгие архитектурные каноны относительно их возведения и пропорций.

Интересно знать, как называются эти монументы в разных буддийских странах:

  • Китайская и вьетнамская пагода или бао та
  • Тибетский и бутанский чортен
  • Монгольский суварган
  • Бурятский субарган
  • Шри-ланкийская и бирманская дагоба
  • Мьянманские зеди и пато
  • Тайландские чеди и пранн
  • Лаосский тхат
Лаосская ступа

Что символизируют части строения

Составляющие ступы символически воплощают концепцию об устройстве Вселенной. Несмотря на местные различия в архитектуре построек, обязательны формы круга или квадрата в их структуре. Куб здесь соответствует земле, купол олицетворяет воду, конус является символом огня, чаша представляет воздух, вместо неё может быть диск. Плетущаяся лиана тождественна эфиру.

Эта архитектурная традиция пошла от Будды Шакьямуни. Передавая знания об устройстве мира своим последователям, он для наглядности раскинул свой плащ монаха, изображая землю, на него поставил перевёрнутую чашу для милостыни, что символизировало небо, и водрузил сверху свой посох, показывая, что это мировая ось, проходящая сквозь небеса.

Вертикаль показывает путь послушника от земли, где его сознание омрачено всевозможными завесами, не дающими сосредоточиться на главном, по ступеням просветления вверх, к нирване, к состоянию будды.

Где располагаются эти сооружения

С древних времён люди стремились как-то обозначить место захоронения своих родственников, например, деревом или холмиком грунта, чтобы легко найти место, где почтить их память. Ещё до появления буддизма в древней Индии на места погребения местных королей — чакравартинов — насыпались могильные курганы. Они и послужили прообразами ступ в дальнейшем.

Возводится данное строение над останками святых людей, так называемая «шарирака»; или над предметами, которые просветлённые использовали, когда были живы, тогда оно называется «парибходжика». Это реликварные ступы.

Следует учесть, что в древнеиндийской традиции не было обычая хоронить тела, они сжигались. Поэтому под ступу клали только остатки телесных фрагментов умершего вместе с пеплом.

Во времена позднего буддизма ступы строились и  возводятся поныне в честь каких-либо знаменательных прецендентов. Их называют «уддешика», мемориальные.

Они могут иметь отношение к жизни Будды или других знаменитых учителей, к историческим фактам, служить определённой цели, например, усмирять «демонов зависти», как ступа «Карма Дакини» в Москве. А также способствовать примирению, развитию толерантности к людям различной веры.

Многие ступы возводятся как дорожные вехи, особенно в горах для защиты путешествующих.

Подношения

Отдельного внимания заслуживают такие монументы, сооружённые для подношения буддам. Этот обычай тоже пошёл от Сиддхартхи Гаутамы, который, как гласит Махапаринирвана сутра (сутра великой окончательной нирваны),  выразил желание, чтобы в Кушинагаре после его смерти построили ступу.

Тело Шакьямуни было кремировано с большими почестями, а к ступе над прахом стали делать подношения уму Будды, который она и олицетворяет.

Те, кто приносил дары к этой ступе, получившей название Паринирвана, могли постепенно накапливать заслугу, осознавать в себе данную природу, и, в конечном итоге, обретать просветление.

Принято считать, что окончательной, а не обычной нирваны просветлённому можно было достичь в момент смерти, бесповоротно разорвав цепи сансары, которая является нескончаемым потоком перерождений и страдания, и обретя безмерное счастье и покой.

Считается, что ступы  положительно влияют на энергетическое поле макрокосма и способствуют укреплению мира на Земле.

Московская ступа Просветления

Тупде́н Шедубли́нг – это новый культовый буддийский архитектурный ансамбль в Москве, в Отрадном, который создаётся почти два десятка лет, считая от закладки первого камня.

Так назвал его, давая своё благословение на постройку, Далай-лама XIV, идейный наставник всех буддистов, которого удостоили Нобелевской премии мира. В переводе название означает «Сад познания буддийской философии и нравственности».

На его территории, возле прочих, уже законченных строений, включающих Пагоду Рая и временную ступу, совсем недавно, в 2017 году была возведена ступа Просветления, высотой больше, чем тринадцать метров. Под её основание годом раньше заложили священные раритеты.

Трёхуровневая конструкция является символом основного стремления адептов буддизма – постижения природы своего ума для того, чтобы ощутить просветление.

Когда заливался пол второго уровня, в него были заложены очередные подарки от лидера буддийской конфессии: священные фигурки, монашеские свитки и книги. Туптен Нгодуп, государственный оракул Тибета, передал их от духовного учителя в Россию.

Незадолго до открытия в ступу было замуровано около шести тонн сакральных предметов, упакованных в сто двадцать восемь ящиков, на третьем уровне, под статуей Будде. Это было сделано в святой для всех буддистов день, девятого июня (Сага Дава). Ведь именно он является как днём рождения, так и днём просветления и ухода в паринирвану Шакьямуни.

Предполагается, что здесь ежегодно будут совершаться духовные обряды, но не на регулярной основе. В описании проектной документации это сооружение значилось как «ступа преумножения счастья и добродетели».

А общей целью создания ансамбля, куда будут входить ещё два храма и ограда со священными Южными, как это принято у буддистов, воротами, является содействие развитию дружбы представителей разных религиозных конфессий и терпимости к иному поведению и убеждениям.

Ритуалы

Совершая паломничество к ступе, адепт может накапливать свою заслугу и улучшать карму, чтобы возродиться на более высоком уровне, путем совершения определённых действий возле неё. Обычно посещение заключается в её многократном обхождении по направлению движения солнца. 

Этот путь может прерываться простираниями на земле, когда шествующий, поднимаясь, наступает на место, куда  прикоснулось его лицо, и совершает следующее простирание. Нужно завершить три круга, можно тринадцать, но лучшим решением будет обхождение ста восьми кругов. Так обычно делают ламы.

Заключение

Процесс возведения ступ энергетически сходен с  созданием мандал. Порождая и те, и другие, монахи тем самым усиливают согласованность в мире. Побывав возле этих строений хоть раз, каждый может стать счастливее и гармонизировать свой внутренний микрокосм.

До следующей встречи, друзья!

P. S. Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, дав ссылку на статью в социальных сетях, нажав кнопочку ниже.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ИНДИИ. БУДДИСТСКАЯ СТУПА

Головна

Автор: 

Анастасия Иванисенко (Курск, Россия)

 

Индия – высокорелигиозная страна, здесь всё так или иначе связано с религией, поэтому культура Индии формировалась под её влиянием. В стране исповедуется индуизм, буддизм, джайнизм и многие другие религии. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры. Среди древних памятников архитектуры выделяются «ступы» — круглые по форме мемориальные сооружения, связанные с культом Будды.

Ступа – символ буддийской вселенной и Просветлённого Ума. Первые из ступ содержали мощи великого мудреца Будды, основателя учения, а более поздние — его статуи.

Первоначально ступа представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Архитектура ступы содержит пять основных составляющих ее частей: основание, ступени, купол, шпиль и навершие. Так как ступа является символом вселенной и Просветлённого ума, то частям ступы ставятся в соответствие определённые значения. Например, в соответствии с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с элементом Воздух; навершие – с Пространством.

А в соответствии с Просветлением другое соотношение: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисатвы, т.е. пробужденного существа, навершие – состояние Будды.

Ступа является хранилищем реликвийУчителя, достигшего совершенства. Она наполняется символами тела, речи и ума всех Будд, то есть статуэтками, текстами и реликвиями. Раньше в больших ступах были Канджур, поучения самого Будды, и Тенджур, комментарии индийских учителей. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте (Рис.1), тибетскими ламами были заложены: субстанция, выступившая на костях Будды Кашьяпы; кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, тексты учений-терма Падмасамбхавы; земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни.(Рис.2)

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и является одним из видов совершения доброй кармы. Наиболее ревностные верующие стремятся обойти святыни 108 раз, что, как считается, гарантирует освобождение и очищение.

Таким образом, ступа – архитектурное сооружение, символизирующее религиозное учение Будды. В совершенной форме ступы выражается чистая природа ума, Просветление. Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать людям очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления. Всё это — предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Ступы являются одним из мест паломничества буддистов.

Литература:

  1. Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России.

    −1999. № 31. — СПб

  2. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. — М., Наука. 1975. — 240 с.

  3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с

Научный руководитель: к.п.н., доцент Кликунова Е.В.

 

Журнал «Буддизм сегодня»: Буддийские ступы: их история и назначение

«Ступы – памятники, способствующие сохранению мира во всем мире. Это архитектурные сооружения, выражающие в совершенной форме чистую природу ума: просветление. Они были построены тысячи лет назад в Азии и положительно влияют на энергетическое поле всей вселенной».

Манфред Сигерс

С древних времен люди отмечали места захоронений и посещали их в знак уважения к своим предкам. Во многих мировых культурах после смерти известного человека над местом его захоронения сооружали курганы, чтобы будущие поколения могли прийти, чтобы отдать дань уважения достижениям погребенного там человека.

Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально были памятниками на гробницах правителей и других богатых и знаменитых жителей древней Индии. Часто такие надгробия создавались вокруг деревьев. Санскритское слово «ступа» означает «узел волос», «макушка головы» или «куча камней и земли». В то время существовала традиция кремировать тела после смерти, что означало отсутствие захоронений в том смысле, в каком мы их понимаем. Чтобы кого-то увековечить, нужно было только сохранить их прах и несгоревшие останки. Эти останки были помещены в ступы. Со временем традиция постепенно трансформировалась в использование ступ в качестве реликвариев для хранения останков духовно совершенных людей.

Оттуда ступы приобрели более широкое значение. Сегодня невозможно строго разделить ступы на типы: они могут служить реликварием, памятником, подношением или объектом почитания и одновременно символом буддизма. Сегодня в ступах находится лишь несколько фрагментов священных останков; они могут содержать одежду просветленного учителя и другие священные предметы или тексты. Иногда ступы строят как дорожные знаки для защиты путешественников, а в Тибете и Бутане их часто можно увидеть построенными на высоких горных перевалах. На высшем уровне ступа символизирует ум Будды, и, совершая подношения ступе, накапливается множество положительных впечатлений, что позволяет людям постепенно открывать собственную природу будды и приближаться к высшему счастью, просветлению.

По мере распространения буддизма, в основном по торговым путям Шелкового пути, ступы начали возводиться за пределами Индии. Великолепные ступы разных форм были построены в Шри-Ланке, Непале, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде. Ступы также достигли Китая, Кореи, Японии, Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы и Калмыкии. Часто формы ступ менялись по мере того, как они приобретали архитектурные элементы, характерные для определенных регионов, или в соответствии с формой буддизма, практиковавшейся в регионе.

Ступа в стиле Калачакры занимает особое место среди других конструкций ступ, так как посвящена не сутре, а тантре. Ступа Калачакры была впервые построена королем Ашокой в ​​Амарвати. Источники Ваджраяны говорят, что Будда давал учения и посвящения в Калачакру в этом месте. Поскольку Калачакра-тантра стала очень популярной в Тибете, там было построено несколько ступ Калачакры, форма и пропорции которых строго следовали тексту. Сегодня в мире существует около десяти таких ступ, самая последняя из которых находится в Коринфском нагорье Пелопоннеса, Греция, в ретритном центре Берхен Линг.

В Непале древняя ступа Сваямбху расположена на вершине холма в долине Катманду. Легенды гласят, что хрустальная ступа возникла самопроизвольно после того, как Будда Манджушри прорубил скалы, удерживавшие воду в озере, покрывающем долину Катманду. Позже большая ступа, которая стоит там сегодня, была построена на вершине первоначальной самовозникшей хрустальной ступы. Другие источники утверждают, что царь Ашока посетил это место в третьем веке нашей эры и построил там храм, а существующая ступа была построена в начале пятого века нашей эры. С тех пор она является одним из самых почитаемых мест как для буддистов, так и для индуистов. .

Традиционно глаза Будды рисуются на квадратной части непальских ступ, прямо под тринадцатью кольцами. Символику ступы часто сравнивают с телом Будды в позе медитации: основание представляет его скрещенные ноги, полусферическая часть — его туловище, реликварий — его голову. Шип на макушке указывает на ушнишу, или выступ на макушке, а луна, солнце и капля — это триада, украшающая волосы Будды. Всевидящее око как раз под шипом с кольцами. Они смотрят в четырех направлениях и символизируют всемогущество, характеристику просветленного существа.

Когда буддизм распространился за пределы Азии, западные буддисты начали строить в своих странах ступы как средство накопления заслуг. Поскольку тибетский буддизм является наиболее распространенной формой буддизма на Западе, большинство западных ступ построено в традиционном тибетском стиле, но часто с использованием современных технологий. Когда мы смотрим на такие ступы снизу вверх, мы символически видим весь путь к просветлению, и каждый уровень означает важный шаг на пути. Будда, дхарма, сангха, просветленное отношение и радость являются основой первого архитектурного уровня. Тогда человек накапливает положительные впечатления, как ваза, становясь полноценным сосудом с достаточными способностями к сосредоточению и медитации. Тринадцать колец на шпиле символизируют последний путь к просветлению посредством десяти аспектов мудрости Будды и знания трех времен.

Разнообразие ступ, их форм и назначений не должно нас смущать. Суть всех ступ остается одной и той же: символически показать практикующим путь к освобождению и просветлению, дать им возможность совершать подношения и помочь очистить отрицательные впечатления и увеличить положительные, тем самым накапливая заслуги и мудрость. Все это создает условия для достижения состояния будды.

Понравилась эта статья? Чтобы получить больше лайков, подпишитесь сегодня!

История ступ — горный центр Драла

Ступа является старейшим буддийским религиозным памятником. В доисторические времена ступы представляли собой просто насыпи из земли и камней (курганы) — места для захоронения важных королей вдали от деревни. Двадцать пятьсот лет назад, во время смерти Будды Шакьямуни, произошли изменения в отношении к ступам.

Будда попросил, чтобы его реликвии были помещены в знакомую ступу, но со смещением акцента. Вместо того, чтобы быть просто почетным местом, куда помещали кости или реликвии кремированного царя, ступа должна была располагаться на четырех углах (то есть на перекрестке), чтобы напоминать людям о пробужденном состоянии ума. Итак, ступа возникла из насыпи грязи ( stup , санскр., «нагромождать, нагромождать, поднимать, возвышать»), к царской усыпальнице, к религиозному памятнику.

После смерти Будды ступы превратились из святилищ мертвых в места для почитания живых. Они были воздвигнуты, чтобы напомнить людям далекого будущего, что они, живя, имели семя просветления.

Ступа предназначена для того, чтобы остановить вас.

Это архитектурное представление всего буддийского пути. В нем заключены тело, речь и ум просветленного учителя — напоминание о вневременном качестве, которое ощущается в древних памятниках. Тибетское слово «ступа» — 9.0033 choten , что означает вместилище для подношений и подразумевает поддержку мирян в выражении преданности и связи с умом Будды.

Вдыхание жизни в североамериканскую Дхарму Будды

Есть три основные причины для строительства ступ. Погребальные ступы хранят реликвии из погребального костра. Памятные ступы отмечают место события или события в жизни Будды. И вотивные ступы возводятся, чтобы совершить посвящение доброй воли или накопить заслуги. Последний тип является идеальным выходом для мирян, чтобы соединиться с Дхармой Будды; в прошлом строительством ступ занимались прежде всего миряне.

Фундаментальное значение ступ на Западе заключается в контрасте между современным и древним мировоззрением, особенно в том, как рассматривается материя.

Древние люди, живя рядом с природой, рассматривали материю как живую и плодородную, как аккумулятор духа. Современные люди, оторванные от природы, часто рассматривают материю как нечто мертвое, нечто механическое, которое можно использовать или манипулировать им. Ступа представляет собой монументальную архитектуру, подчеркивающую нашу связь с духовным как своей массой, так и символическими формами.

Две наиболее фундаментальные и устойчивые формы всех ступ — это полусфера (насыпь) и конус, или шпиль. Полушарие символизирует яйцо, матку или плодородную землю. Это восходит к лунным религиям, где созидательной силе земли (почвы) как матери всего живого поклонялись в пещерах и подземных святилищах, и где тайны жизни и творения были в центре религиозного внимания. В этом лунном типе поклонения курганы располагались вдали от деревни.

Форма конуса символизирует поклонение солнцу, когда алтари были размещены внутри деревни как важный ориентир в повседневной жизни. Кажется естественным воздвигнуть вертикальный столб, такой как майский шест или флагшток, чтобы отметить зенит Солнца. Он связывает землю с небом и представляет собой объединяющий элемент — центр, жизненную силу, ось мира, лингам или место сбора.

Объединение лунных и солнечных элементов в буддийскую ступу лежит в основе указаний Будды размещать свои погребальные ступы по четырем углам. Он представляет собой сочетание противоположностей: ночь и день, материя и разум, земля и небо, бессознательное и сознательное, внутреннее и внешнее, таинственное и очевидное, женское и мужское.

Квадратная коробка, называемая хармика (санскр.), помещается сверху полусферы и ниже конуса. Говорят, что это «место обитания богов» и символизирует трансцендентный аспект ума или устремления — потенциал трансформации. В самых ранних ступах здесь были найдены реликвии. Хармика отражает идею о том, что ступы — это место, где можно делать подношения, получать благословения и практиковать преданность, например, обходя ступу по часовой стрелке. Обход вокруг ступы — очень древняя практика, отражающая движение Солнца, постоянно меняющиеся времена года и вращение планет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *