Судоходные реки россии на карте: карта, крупнейшие на территории страны, список главных рек

карта, крупнейшие на территории страны, список главных рек

Судоходные реки России относятся к бассейну морей одного из 3 океанов или внутренних водоемов.

Рекомендуем к прочтению: река Воронка на карте Тульской области

Содержание

  1. Судоходные реки России на карте протекающие в Европейской и Азиатской частях
  2. Морской транспорт
  3. Судоходные реки России
  4. Относящиеся к бассейну Атлантического океана
  5. Относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана
  6. Относящиеся к бассейну Тихого океана
  7. Бассейны внутренних водоемов
  8. На карте

Морской транспорт

Это ведущий тип транспорта в рамках межгосударственного оборота грузов. Протяженность морской границы на карте превышает 40 тыс. км.

Морской и внутренний водный транспорт.

Главные порты расположены на побережье нескольких морей:

  • Азовского.
  • Охотского.
  • Каспийского.
  • Баренцева.
  • Чёрного.
  • Балтийского.
  • Белого.
  • Японского.
морской порт Мурманск

Рекомендуем к прочтению: самая длинная река в России

Судоходные реки России

🌊Крупнейшие реки России.🌊

Список формируется на основе перечня внутренних водных путей страны. Он обновляется и заново устанавливается ежегодно.

Читайте также: канал имени Москвы на карте

Рекомендуем к прочтению: реки Дальнего Востока

Составляется перечень от главного водного объекта на карте к менее значимому (океан – море – река – источники второго, третьего порядка). Совокупная протяженность внутренних вод превышает 100 тыс. км.

Рекомендуем к прочтению: река Воронка Ленинградская область

Относящиеся к бассейну Атлантического океана

На карте судоходны крупные и небольшие реки. При этом судоходные зоны на притоках часто более протяженные, чем на ведущих водотоках. К Балтийскому морю относятся водные пути:

  1. Неман и приток Шешупе. Навигация осуществляется от поселка Пограничный. Суда ходят и по рукаву Немана – Матросовке.
  2. Немонин зарождается неподалеку от места, где Матросовка отделяется от основного русла Немана. На карте участок, открытый для навигации, начинается в 14 км от устья.
  3. Дейма судоходна на всем протяжении, часто упоминается как канал.
  4. Преголя – еще одна река на карте Калининградской области. Для судов открыта на большом отрезке (свыше 100 км).
  5. Нарва. Судоходны и многочисленные притоки, озера, водохранилище.
  6. Луга. Открыты 2 отдельных участка.
  7. Нева, как и притоки, открыта для навигации. Суда ходят по ней на отрезке от Шлиссельбурга до Санкт-Петербурга.

Рекомендуем к прочтению: реки Оренбурга и области на карте

река Неман

Относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана

Восточно-Сибирское море принимает в себя 2 протяженных водотока, на которых осуществляется судоходство.

Первый – это Индигирка, открытая для судов от устья реки Мома.

Протяженность отрезка превышает 1.1 тыс. км.

река Индигирка

Второй водоем – Колыма с длиной навигационного участка 1.5 тысячи километров.

река Колыма

К бассейну Баренцева моря относится Печора и притоки. Судоходство осуществляется на большей части пути, протяженность отрезка превышает 1.5 тыс. км.

река Печора

В список потоков, впадающих в Белое море, входят:

  • Нижний Выг и водотоки второго и третьего порядка. Течение зарегулировано и входит в систему Беломорско-Балтийского канала.
  • Кемь – источник на севере Карелии. На ее берегу стоит город Кемь, от которого и открывается навигационный участок, продолжающийся до устья.
  • Северная Двина вместе с притоками создают важнейший речной транспортный узел.
  • Кулой вместе с судоходным каналом Кулой – Пинега.
  • Онега, впадающая в Онежскую губу. При этом системы Онеги и Онежского озера не сообщаются.
  • Лодьма в Архангельской области.
  • Мезень в республике Коми и Архангельской области, несколько источников второго порядка.
Северная Двина

Одной из наиболее разветвленных является система, относящаяся к Карскому морю. В первую очередь ее представляет одна из главных транспортных и водных артерий карты Сибири – Обь.

Рекомендуем к прочтению:  Река Кума: карта, сплав и рыбалка, Ставропольский край, Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкессия

река Обь

Она открыта для судов на всем своем протяжении. Как и многие водотоки второго и третьего порядка, в том числе крупнейший из них – Иртыш.

К системе относят и следующие потоки:

  • Надым в Ямало-Ненецком автономном округе.
  • Пур, в долине которого находятся одни из тысяч крупнейших месторождений полезных ископаемых (газовое, нефтегазовое).
  • Таз. Впадает в залив Обской губы, разбиваясь на несколько рукавов.
  • Антипаетаяха. Второе название – Широкая.
  • Енисей, навигация по которому осуществляется на большей части пути. Суда ходят и по его многочисленным притокам.
река Енисей

Водоемы Сибири используются для сплава леса, перевозок продовольственных и промышленных товаров. В отдаленных регионах слабо развито железнодорожное сообщение, и речные грузоперевозки играют важную роль.

В море Лаптевых впадает другая важная сибирская река – Лена, которая судоходна почти на всем протяжении. Это ведущая транспортная артерия Якутии, связывающая отдаленные районы с крупными населенными пунктами. Период навигации длится 4-6 месяцев.

река Лена

На берегах Лены расположены крупные порты. К ним причаливают грузовые и пассажирские суда. Развито и пассажирское скоростное судоходство. Скоростные линии задействованы по маршрутам между несколькими населенными пунктами.

Другие крупные объекты на карте:

  • Оленек.
  • Анабар.
  • Яна.
  • Чондон.
река Яна

Относящиеся к бассейну Тихого океана

Регулярное судоходство осуществляется на нескольких крупных реках, которые относятся к бассейну Охотского моря.

Речь идет об Амуре и второстепенных водотоках, впадающих в него (Шилка, Аргунь, Зея и проч.), и об их собственных притоках (Ингода, Бикин, Кур и проч. ).

река Амур

Бассейны внутренних водоемов

На карте внутренние судоходные зоны относятся к Каспийскому морю. Волга – ведущий водоток, который открыт для регулярной навигации. Судоходство осуществляется на многих потоках, впадающих в нее.

река Волга

Сама река судоходна от Ржева до устья. К внутренним водным путям относят участок от Ржева до пристани Колхозник и от пристани до поселка Красные Баррикады. Попадает сюда и отрезок в дельте.

В список второстепенных водоемов, впадающих на карте в Волгу, и открытых для навигации, входят:

  • Шоша.
  • Кама.
  • Сура.
  • Рукав Ахтуба.
  • Самара и проч.

Читайте также: Волго-Донской судоходный канал

река Кама

На объединенный Волго-Камский речной бассейн приходится большая часть внутренних грузоперевозок.

На карте притоки Азовского моря, несколько рек России с регулярной навигацией. Это Кубань, Протока, Дон и несколько второстепенных водотоков.

река Дон

На карте

Рекомендуем к прочтению: река Шилка на карте

На карте отмечены важнейшие водные пути.

Рекомендуем к прочтению: река Чумыш на карте

Владимир

Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Карта судоходной линии, спроектированная для объединения Нарева и Немана (1825 г.)

Поделиться

Ссылка скопирована

×

Вы также можете поделиться напрямую в социальных сетях:

1825
Год издания

Августов
Место издания/создания

#1

 В XIX в. продолжалось интенсивное освоение внутренних водных путей России. Значительные по объему работы выполнялись по исследованию рек западных областей империи, присоединенных после войны 1812 г. Наряду с картографированием новых территорий изучалась возможность соединения бассейнов различных рек.

#2

В 1823 г. по решению Министерства путей сообщения начались проектные работы по соединению рек Неман и Нарев. Работа велась параллельно русской полевой партией и польским отрядом из состава Генерального Квартирмейстерства. Топографические съемки проводились в сложных условиях сильно заболоченной местности. За два года был составлен массив карт, часть из которых сохранилась в рукописном варианте.

#16

upload_4de9879e80f4b839bbf5d9f9e3bd9d2d

#4

Ответственность за выполнение работ была возложена на бригадного генерала Маллетского. Общее руководство проектом осуществлял главнокомандующий путями сообщений герцог А. Виртембергский.

Имена составителей этой карты не сохранились. Полевые отряды, осуществлявшие картографические работы, возглавляли подполковник Корпуса инженеров путей сообщения Реезе (с русской стороны) и подполковник Генерального Квартирмейстерства Войска Польского Прондзинский (с польской стороны).

В фонде Российской государственной библиотеки хранится рукописная карта, которая является картографическим обобщением проведенных исследований. Она составлена на французском языке в европейской картографической традиции, ориентирована на север. Сетка географических координат отсутствует, приведен графический масштаб в верстах. По детальности и точности картографического изображения является военно-топографической картой, выполнена в цвете акварелью и тушью.

#11

Карта изображает водный путь через реки Бобра, Нетта, цепочку озер и реку Черная Ганча до реки Неман. Показаны поймы и русла рек с притоками, элементы прируслового ландшафта, заболоченность берегов, обилие озер, населенные пункты по их берегам.

#6

Красный пунктир делит линию навигации на участки. Протяженность каждого из них с учетом извилистости показана числовой дробью, в которой черные цифры обозначают существующую длину водного пути, а красные показывают предполагаемую длину пути после завершения работ. По течению рек от города Августова до Немана красными цифрами от 1 до 11 отмечены места, где будут проведены гидротехнические работы. В тексте, приведенном на карте, подчеркивается, что проектируемая линия навигации протяженностью 220 верст в процессе гидротехнического строительства должна сократиться на 55 верст.

#17

upload_e2c0bd8935c04b3b3e7c69dc7fcdbeab

upload_0e5af51647e05ed5154ef3fd7a3d033a

upload_f71c582c747ec7337ddaf2c43c0d29de

#19

К окончанию строительства протяженность Августовского канала насчитывала 98 верст, на этом пространстве было построено 28 шлюзов.

Карта разрезана на 4 фрагмента, наклеена на ткань. Предположительно в первоначальном виде укладывалась в футляр, ныне утраченный.

#18

upload_418ab513b4adec55a701cc0e373acaa2

В правом нижнем углу стоит подпись Технического Директора бригадного генерала Маллетского, дата и место подписания — Августов, 17 июня 1825 года.

#12

В первой половине XX века старинный канал приобрел популярность туристического объекта. Два пассажирских колесных парохода постоянно совершали прогулки по маршруту Гродно-Августов и обратно.

На протяжении всего канала находились пункты проката лодок и байдарок, на которых можно было отправиться в увлекательное путешествие. 

#20

upload_55b7cfb4841cc9b6e7a1270db45c79a8

upload_fa84a9a8f1a25e8cf8f27c62f45bd906

upload_5ab5b899a1c4116b5cd3305e5f1e7eac

Читать аннотацию полностью

Книжный памятник оцифрован в рамках госконтракта № 4/14-19 от 22 июля 2019 года. Исполнитель: ФГБУ «РГБ».

Карта судоходной линии, спроектированная для объединения Нарева и Немана

Карта судоходной линии, спроектированная для объединения Нарева и Немана

1825
Год издания

Августов
Место издания/создания

Открыть цифровую копию

ПоделитьсяПоказать в реестре книжных памятников

#1

 В XIX в. продолжалось интенсивное освоение внутренних водных путей России. Значительные по объему работы выполнялись по исследованию рек западных областей империи, присоединенных после войны 1812 г.

Наряду с картографированием новых территорий изучалась возможность соединения бассейнов различных рек.

#2

В 1823 г. по решению Министерства путей сообщения начались проектные работы по соединению рек Неман и Нарев. Работа велась параллельно русской полевой партией и польским отрядом из состава Генерального Квартирмейстерства. Топографические съемки проводились в сложных условиях сильно заболоченной местности. За два года был составлен массив карт, часть из которых сохранилась в рукописном варианте.

#16

upload_4de9879e80f4b839bbf5d9f9e3bd9d2d

#4

Ответственность за выполнение работ была возложена на бригадного генерала Маллетского. Общее руководство проектом осуществлял главнокомандующий путями сообщений герцог А. Виртембергский.

Имена составителей этой карты не сохранились. Полевые отряды, осуществлявшие картографические работы, возглавляли подполковник Корпуса инженеров путей сообщения Реезе (с русской стороны) и подполковник Генерального Квартирмейстерства Войска Польского Прондзинский (с польской стороны).

В фонде Российской государственной библиотеки хранится рукописная карта, которая является картографическим обобщением проведенных исследований. Она составлена на французском языке в европейской картографической традиции, ориентирована на север. Сетка географических координат отсутствует, приведен графический масштаб в верстах. По детальности и точности картографического изображения является военно-топографической картой, выполнена в цвете акварелью и тушью.

#11

Карта изображает водный путь через реки Бобра, Нетта, цепочку озер и реку Черная Ганча до реки Неман. Показаны поймы и русла рек с притоками, элементы прируслового ландшафта, заболоченность берегов, обилие озер, населенные пункты по их берегам.

#6

Красный пунктир делит линию навигации на участки. Протяженность каждого из них с учетом извилистости показана числовой дробью, в которой черные цифры обозначают существующую длину водного пути, а красные показывают предполагаемую длину пути после завершения работ. По течению рек от города Августова до Немана красными цифрами от 1 до 11 отмечены места, где будут проведены гидротехнические работы. В тексте, приведенном на карте, подчеркивается, что проектируемая линия навигации протяженностью 220 верст в процессе гидротехнического строительства должна сократиться на 55 верст.

#17

upload_e2c0bd8935c04b3b3e7c69dc7fcdbeab

upload_0e5af51647e05ed5154ef3fd7a3d033a

upload_f71c582c747ec7337ddaf2c43c0d29de

#19

К окончанию строительства протяженность Августовского канала насчитывала 98 верст, на этом пространстве было построено 28 шлюзов.

Карта разрезана на 4 фрагмента, наклеена на ткань. Предположительно в первоначальном виде укладывалась в футляр, ныне утраченный.

#18

upload_418ab513b4adec55a701cc0e373acaa2

В правом нижнем углу стоит подпись Технического Директора бригадного генерала Маллетского, дата и место подписания — Августов, 17 июня 1825 года.

#12

В первой половине XX века старинный канал приобрел популярность туристического объекта. Два пассажирских колесных парохода постоянно совершали прогулки по маршруту Гродно-Августов и обратно. На протяжении всего канала находились пункты проката лодок и байдарок, на которых можно было отправиться в увлекательное путешествие. 

#20

upload_55b7cfb4841cc9b6e7a1270db45c79a8

upload_fa84a9a8f1a25e8cf8f27c62f45bd906

upload_5ab5b899a1c4116b5cd3305e5f1e7eac

Читать аннотацию полностью

Книжный памятник оцифрован в рамках госконтракта № 4/14-19 от 22 июля 2019 года. Исполнитель: ФГБУ «РГБ».

Maphead: Кен Дженнингс на реке, которая граничит с Северной Кореей, Россией и Китаем

Вы, наверное, никогда не слышали о реке Тюмень, и это не такая уж большая река: всего 320 миль довольно загрязненной воды, большая его часть представляет собой заболоченную дельту Японского моря. Но ряд пограничных споров и договоров сделали ее на карте одной из самых необычных рек в мире. И небольшие пограничные споры, подобные этому, имеют гораздо большее геополитическое значение, когда три страны, которые встречаются на реке, — это Северная Корея, Россия и Китай.

На протяжении тысячелетий реки служили границей между землевладельцами и правительствами.

Как правило, речные границы следуют «принципу тальвега»: граница проходит по тальвегу, или линии самой низкой отметки, в самой глубокой точке реки, где-то на полпути. Но это не всегда так. Верховный суд США неоднократно вызывался для вынесения решения о правах на реки между соседними штатами и установил, например, что граница Вермонт-Нью-Гэмпшир проходит по западному берегу реки Коннектикут. Нью-Гэмпшир контролирует всю реку.

Река Тюмень — куда более странный случай.

В 1850-х годах Россия смогла силой отобрать большую часть северо-восточной Маньчжурии у Китая, что позволило ей основать свой тихоокеанский порт Владивосток. Китай, одна из великих держав региона, остался полностью без выхода к Японскому морю. Точное состояние китайско-российской границы все еще обсуждалось в договорах, подписанных в 1985 и 1990 годах, и не было завершено до июня 2003 года.

Река отмечает очень короткую границу Северной Кореи с Россией, которая простирается всего на пять миль или около того. (Удивительные размеры России означают, что она соприкасается и с Норвегией, и с Северной Кореей, двумя соседними странами в алфавитном порядке, но на расстоянии почти 5000 миль друг от друга!) Но еще в пяти милях вверх по течению между Россией и Северной Кореей извивается крошечный кусочек китайской территории. В двух очень узких местах эта китайская территория имеет ширину всего 300 футов или около того, длину футбольного поля. Таким образом, чтобы пересечь реку Тюмень, вы должны пройти милю через северокорейские воды, затем 300-футовый канал с китайскими водами и, наконец, достичь российских вод, прежде чем сойти на берег. Китайская граница представляет собой «полосу» посередине реки, как ваниль в коробке с неаполитанским мороженым.

К сожалению, для многих в регионе странная география реки Тюмень более чем тривиальна.

Поскольку это наименее укрепленный участок северокорейско-китайской границы, десятки тысяч северокорейских беженцев использовали его ледяные воды для бегства. В китайском городе Яньцзи, расположенном в пятнадцати милях от границы, в результате гуманитарного и политического кризиса на Севере теперь на треть говорят по-корейски. Сделки с наркотиками и торговля людьми также распространены на реке. Если вы сейчас пересекаете реку Тюмень, картографическая сложность, вероятно, вас меньше всего беспокоит.

Каждую неделю исследуйте странности мира вместе с Кеном Дженнингсом и читайте его книгу Maphead, чтобы узнать больше о географии.

Критический речной флот России не возвращается Нуждам Москвы

Спущен на воду новый российский речной круизный теплоход «Мустай Карим» (Источник: Николай Нестеренко)

Московские СМИ на прошлой неделе (12 сентября) отметили спуск на воду нового российского речного круизного теплохода проекта «Мустай Карим» проекта ( Взгляд , 12 сентября). Но несколькими неделями ранее официальные лица Омской области заявили, насколько далеко зашел некогда гордый речной флот России. В частности, власти этой южно-центральной области России достигли договоренности разрешить отправку зерна, произведенного в Центральной Сибири, на север иностранными судами по реке Лене, а затем на рынки Китая и других азиатских стран по Северному морскому пути ( Omskportal.ru , 29 июля). Центральное российское правительство может быть удовлетворено планами Китая по использованию Арктики таким образом, но вряд ли оно и население Сибири будут довольны тем, что Пекин теперь может отправлять корабли в глубь страны, вниз по российской реке, Российский речной флот уже не имеет возможности обслуживать.

Учитывая нехватку автомобильных и железных дорог, Россия традиционно полагалась на речные коммуникации, связывающие страну воедино и перемещающие товары и людей. В Российской Федерации около 100 000 км судоходных рек; но в 2014 году у него была только четверть речных судов, которыми он владел в конце советских времен — 9000 по сравнению с 35 400 ( Совершенно секретно , 5 мая 2016 г. ). За последние пять лет это число еще больше уменьшилось, несмотря на периодические оптимистичные сообщения о запуске новых круизных лайнеров, которые, следует отметить, гораздо менее значительны, чем грузовые суда и баржи.

Ситуация сейчас настолько ужасна, что президенту Владимиру Путину в последние годы неоднократно засыпали вопросами об этом во время его ежегодных телевизионных программ «Прямая линия». В то время как Кремль обычно игнорировал эту проблему в прошлом, Совет национальной безопасности России начал обращать на нее внимание из-за связанных с этим последствий как для экономики, так и для безопасности. «Из 15 бассейнов рек» в России Анна Астахова «Совершенно секретно » писал в 2016 году, что «только по четырем (Амур, Енисей, Волга и Москва)» наблюдалось увеличение трафика в любой год за последнее десятилетие. В большинстве из них произошло радикальное сокращение как сырья, так и пассажиров, при этом тоннаж, перевозимый всей системой, упал до 115 миллионов тонн по сравнению с 600 миллионами тонн в год в 1980-х годах и 400 миллионами тонн в год в конце 1990-х годов. Кое-кто в правительстве и экспертном сообществе даже начинает задаваться вопросом, действительно ли России нужен речной транспорт, — вопрос, указывает Астахова, который «в советское время никому бы и в голову не пришел» (9).0039 Совершенно секретно , 5 мая 2016 г.).

Российская система речного транспорта с 1991 года столкнулась с огромным набором проблем, говорит она. Его бывшие транспортные партнеры теперь являются его конкурентами; банки не желают финансировать проекты с длительными сроками амортизации; реки недостаточно драгируются; парк грузовых судов устаревает и не заменяется, а некоторые из них просто продаются по стоимости содержащегося в них металла (см. EDM, 7 февраля 2019 г.). Если не будет новой госпрограммы для речного флота, предполагает эксперт, он может просто угаснуть в ближайшие десятилетия, еще больше ограничивая экономический рост России и ограничивая возможности передвижения людей, товаров и сырья ( Совершенно секретно , 5 мая 2016 г.).

В этом году коллапс российского речного флота усугубился глобальным потеплением, которое не только вызвало массовые лесные пожары по всей России к востоку от Урала, но и остановило большую часть речного судоходства, потому что реки недостаточно глубоки, чтобы справиться с оставшимися корабли. В результате многие жители Крайнего Севера России не могут получить необходимые им запасы на предстоящую зиму. Кроме того, это ограничивает развитие восточной половины Северного морского пути.

Наиболее пострадавшей из сибирских рек является Лена: 77 процентов ее русла проходит по быстро тающей вечной мерзлоте, а наиболее пострадавшие регионы — самые северные районы Республики Саха, многие из которых находятся за пределами железных или автомобильных дорог и зависит от реки. Например, в Якутске, столице республики, уровень воды в Лене упал на два с половиной метра, в результате чего многие суда оказались в грязи и погибла рыба, от которой зависят жители. В результате, по мнению российских экспертов, села и города должны будут снабжаться воздушным транспортом, иначе возникнет риск депопуляции (9).0039 Siberian Times , 27 августа; Windowoneurasia2.blogspot.com , 28 августа).

Роль внутренних водных путей в Сибири и на Дальнем Востоке России сейчас не так велика, как это было во времена освоения региона русскими землепроходцами, но остается гораздо более важной, чем многие могли бы ожидать, поскольку автомобильных дорог почти нет или по железной дороге, если проехать 200–300 км к северу от монгольской и китайской границ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *