Сузы, достопримечательность Ирана
Древние цивилизации мира — город Сузы Александр Македонский был богом для греков и божеством для персов и египтян. После завоевания Персии он решил закрепить статус завоевателя путем бракосочетания с дочерьми персидских царей Дария I и Артаксеркса III, а также приказал, чтобы все воины взяли себе в жены персиянок. Свадьбы были отпразднованы в один день. Роскошное пиршество продолжалось пять дней в завоеванной столице Персидской Империи — Сузы.Библейский город Сузы
С этим великим древним городом было связано не одно историческое событие. Образованный еще в III тысячелетие до н.э., расположенный на пересечении торговых путей, Сузы являлся религиозным, торговым и политическим центром древнего Элама, а позднее Персидской империи и всего Древнего Востока. Изначально об этом городе было известно только из Библии.Гробница пророка Даниила
“В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.Археологические раскопки города Сузы
Раскопки древнего города, руины которого свидетельствуют о более чем 5000-летнем поселении, сами по себе имеют долгую историю. Поводом для начала исследования была англо-русская миссия, которую организовали для определения границ между Персией и Османской провинцией. В 1850 году глава британской делегации, полковник Уильямс, попросил геолога Лофтуса отправиться в провинцию Хузестан и начать археологические раскопки в Сузах. Раскопки начались в 1851 году.Первые поселения на территории Суз в начале 4 тыс. до н.э.
Найденные во время раскопок находки — керамическая посуда с росписью, медные топоры, украшения, «пуговицы»-печати, зеркала, пиктографическая письменность, бронзовые кинжалы свидетельствуют о наличие энеолитических ( медно-каменный век) поселений на территории Шуш в период V — IV тысячелетия до н. э. В этот период на территории древнего города помимо земледельчества и скотоводства возникло ремесло.Эламское царство
В начале III тыс. до н. э. племена стали объединяться в раннегосударственные образования. Столицей одного из этих образований стали Сузы. Выгодное расположение города в долине рек Каруна и Керхи, на месте пересечения торговых путей, соединяющих Элам с Двуречьем и Северным и Восточным Ираном сделало его столицей Эламского царства. Роскошные дворцы располагались на акрополе, возвышающемся над остальным городом. Отсюда, опираясь на богов, правили цари Элама. Верховным божеством эламитов являлась Пинекир — мать богов. Со временем ее сменил Хумпан — бог неба. Покровителем же Суз являлся бог Иншушинак — владыка царства мёртвых, бог клятвы. В честь бога Иншушинаку был построен зиккурат в Чога-Замбиль, который сейчас, как и сам город Сузы, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.Зиккурат Чога-Замбиль — объект наследия ЮНЕСКО
Храмовый комплекс был построен около 1250 года до н. э. в древнем городе Дур-Унташ, расположенном в 45 км. от Суз. В городе находилось всего лишь несколько небольших дворцов и храмов, подземных мавзолеев и водоочистительное сооружение. В нем проживало всего несколько священнослужителей. Сейчас, это одна из самых древних достопримечательностей Ирана, открыта для посещения.Падение власти Элама — Эпоха Персидской Империи
История Элама была тесно переплетена с историей Месопотамии. В ней присутствовали многочисленные войны, мирные соглашения, культурные и торговые связи. При одном из набегов на Месопотамию около 1180 года до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I вернул независимость страны и принес богатую добычу, среди которой была великая стела со сводом законов царя Хаммурапи. В начале ХХ века ее обнаружили французские археологи. Власть эламских царей на тот момент распространялась от Персидского залива на юге до города Экбатана (Хамадан) на севере, до тех пор, пока не была захвачена ассирийцами во главе с царем Ашшурбанапалом в 642 году до н.Дворец Дария I в Сузах
В конце XIX века французские археологи — семья Делафор вели раскопки на руинах дворца Артаксеркса II в Сузах. Они обнаружили развалины монументального дворца с великолепными скульптурами и барельефами с изображением льва. В тот же период, только чуть позднее французский археолог Жак де Морган и его коллега Ролана де Мекенема обнаружили руины роскошного дворца Дария I – того самого, в строительстве которого участвовали мастера из семи различных стран и для украшения которого двадцать стран прислали лучшие дары своей земли, о чем свидетельствуют, найденные во время раскопок тексты на аккадском и эламском языках. Раскопки археологов длились более восьмидесяти лет. И лишь к 1974 году прояснился план огромного дворцового комплекса: монументальные ворота, царский дворец, внутренний двор, зал для торжеств. Это масштабное строительство, было начато Дарием I в 500 г. до н.э. на площади в 12 га. и завершено его преемником Ксерксом. Согласно написанию, во время строительства использовались серебро, бронза и слоновая кость из Египта и Эфиопии, ливанский кедр, тиковое дерево, стены были украшены из лидийского золота, небесного лазурита, солнечного сердолика и хорезмийской бирюзы. Можно только представить все это великолепие и роскошь!!! Персидские дворцы славились своими несметными богатствами. В 404-349 гг. до н.э. комплекс сильно пострадал во время пожара и был реконструирован Артаксерксом II, который следом построил свой дворец. Впоследствии сокровища и золото Суз были вывезены Александром Македонским. Именно во дворце Дария I он отпраздновал свою победу над персидским царем, взяв в жены его дочь и женив своих воинов на персиянках. Сегодня на этом месте остались руины, по формам которых лишь можно представить о былой красоте этого сооружения. Однако посетить эту историческую достопримечательность Ирана все таки стоит.Крепость Моргана —достопримечательность Ирана
В период проведения археологических раскопок на территории Суз было тяжелое время в Иране. Местные власти страны не могли гарантировать безопасность для исследователей, от местных воинственных племен, не подчиняющихся персидским властям. В 1897 году для того, чтобы защитить себя французские археологи решили построить крепость. Для строительства выбрали самое высокое место в городе. В качестве материала использовался кирпич из дворца Дария I, а также не использованные подлинные кирпичи из зиккурата Чога Занбиль.Внимательно приглядевшись к стенам крепости, их можно обнаружить в различных ее частях, а также местами древние таблички с клинописью.Город Сузы — парижский Лувр
Этот уникальный древний город Сузы является историческим и археологическим памятником почти исчезнувших цивилизаций – эламской, персидской и парфянской. Благодаря найденным раскопкам, удалось восстановить целую историю этих древних мировых культур. В 1895 году Рене де Баллой, французский министр в Тегеране, приобрел у правящего тогда Насер ад-Дин Шаха французскую монополию на археологические раскопки в Персии. Соглашение было возобновлено пять лет спустя, тогда оно предоставило Франции исключительную и вечную монополию на проведение археологических исследований по всей Персии и владение всеми объектами, обнаруженными в Сузах; компенсация в стоимостном выражении всех драгоценных металлов должна была быть возвращена в Персию. По этой причине большинство найденных экспонатов сейчас находятся в парижском Лувре и лишь малая часть в музее Тегерана.Поделиться
Виза
в Иран
Трансфер
в Иране
Забронировать
отель в Иране
Гид
в Иране
Сузы (город) — Иран — Планета Земля
История города
Город просуществовал тысячи лет и вполне мог бы совсем исчезнуть из памяти человечества, если бы не многократное упоминание о нем в Ветхом Завете.
Развалины Суз занимают холмистую возвышенность (телль) на берегу реки Керхе у подножия гор Загрос, на восток от общего русла рек Тигр и Евфрат.
В глубоком прошлом тут существовала разветвленная сеть каналов, воды текло так много, что везде росло множество цветов. Особенно лилий, и, предположительно, в честь них город и получил свое название. Вероятнее всего, мы имеем дело с легендой, а на самом деле название происходит от эламского имени бога и покровителя города — Ишуншинака.
В ходе раскопок города обнаружена древняя, еще доэламская культура, существовавшая около 7 тыс. лет до н. э. Ее назвали сузианской, а ее земли — Сузианой.
Мы не знаем пока, как на месте Сузианы появилось царство Элам. Известно лишь, что Сузы — город настолько древний, что уже в первой половине 4-го тыс. до н. э. тут уже стояло крупное поселение. Точно установлено, что в 3-1-м тыс. до н. э. Сузы являлись столицей Элама.
Город с полным основанием можно назвать ветхозаветным, упоминание о его местонахождении на реке Улдай содержится в Библии, в Книге пророка Даниила: «. ..я был в Сузах, престольном городе в области Епамской, и видел я в видении, как бы я был у реки Улая» (Дан 8:2).
Наивысшего расцвета Сузы достигли при царе Унташ-Напирише (Унташ-Гале), правившем около 1275-1240 гг. до н. э. Царь провозгласил Сузы столицей страны, воздвиг большой зиккурат с храмом наверху, а город окружил многокилометровой кирпичной стеной.
О жизни в эламских Сузах можно судить разве что по библейским источникам, в основном по Книгам Неемии, Есфири и пророка Даниила. Однако сведения, почерпнутые из Ветхого Завета, в ряде случаев подтверждаются результатами археологических раскопок.
Несколько раз Сузы — один из важнейших торговых городов Переднего Востока — захватывали более сильные соседи: в 2330-2340 гг. до н. э. — аккадский царь Саргон, в 2112-2003 гг. до н. э. — царь Шумера, около 1110 г. до н. э. — вавилонский царь Навуходоносор I. Но всякий раз эламские Сузы возрождались.
В 668 г. до н. э. (называются также 665 и 645 гг.) ассирийский царь Ашшурбанипал напал на Элам и захватил Сузы. Сражение оказалось скоротечным, но после него Ашшурбанипал устроил страшную резню, которую гордо описал на каменной стеле, обнаруженной в Ниневии.
У ассирийцев Сузы отобрали мидяне, а у тех — Кир Великий, персидский царь династии Ахеменидов, в 540-538 гг. до н. э. Персидским царям Сузы нравились красотой местности и удачным расположением: в стороне от потенциальных врагов. Сын Кира — Камбиз II — превратил Сузы в зимнюю резиденцию Ахеменидов. Дарий I перестроил древний дворец эламских царей.
В 331 г. до н. э. Александр Македонский уничтожил Персидскую империю.
Утратив столичный статус, Сузы продолжали существовать при греках под названием Селевкия.
При Селевкидах Сузы получили статус полиса с новыми правами и привилегиями, делавшими город почти независимым от царя.
Власть над Сузами пытались установить парфяне и сасаниды, но пришлось уступить римлянам. Однако римляне недолго удерживали город. Крупное Месопотамское восстание, в котором движущей силой были иудеи и парфяне, прокатилось по всему Ближнему Востоку. Императору Траяну не хватало легионов, чтобы обуздать восточные окраины империи. В итоге римляне отказались от идеи превратить Сузы в дальний форпост и, по воле императора, оставили их.
Утратившие свое влияние и значение Сузы постепенно пустели. В 638 г. их захватили арабы-мусульмане, а в 1218 г. окончательно разрушили монголы.
Жители еще оставались в городе до X в., позднее произошло полное запустение, здания разрушались. Постепенно многие жители перебрались в соседний Дизфуль, о городе начали забывать, о нем напоминало только арабизированное название поселка Шуш. И, возможно, забыли бы вовсе, если бы не святыня восточного мира — гробница пророка Даниила.
Древние выбрали особенное место для города, переживавшего взлеты и падения на протяжении более 4 тыс. лет. Здесь, в Юго-Западном Иране, на территории нынешней провинции Хузестан, расстилались плодородные земли, питавшиеся водами рек — притоков Тигра, в древности известные как Хоасп и Эвлей.
Археологический памятник
В археологическом отношении город Сузы — уникальный памятник почти полностью исчезнувших цивилизаций — эламской, персидской и парфянской.
Спустя десять веков на странные развалины около тихого городка Шуш обратил внимание английский археолог Уильям Кеннет Лофтус (1820-1858 гг.), в 1852 г. исследовавший бассейн Тигра и Евфрата. Лофтус первым догадался, что перед ним руины библейских Суз.
Систематические раскопки начались в конце XIX в., ими занималась французская археологическая экспедиция под руководством Марселя-Огюста Дьёлафуа (1844-1920 гг.). В 1885 г. он работал в Сузах, исследовал дворцы Дария I и Артаксеркса II и вывез во Францию барельефы из глазурованного кирпича. Сегодня они и другие находки из Суз выставлены в зале Лувра, названном именем Дьёлафуа.
В ходе раскопок обнаружились руины огромной крепости, колоннад и зданий эпохи Дария и Ксеркса, ансамбль «Царского города», акрополь, статуя Дария Великого (ныне выставленная в Археологическом музее Тегерана), «стела побед» царя Нарамсина, керамические, медные и бронзовые изделия, а также несметное количество глиняных клинописных табличек.
Ценнейшей находкой, сделанной в конце 1901 — начале 1902 г. стала каменная стела с клинописным текстом — сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, созданным в 1750-х гг. до н. э. — один из древнейших правовых памятников в мире. Стела — экспонат парижского музея Лувр.
Руины города (именуемые также городищем Шуш) занимают четыре исторических холма (телля), каждый — со своей особенной застройкой.
На холме акрополя стоит царский город Элама. Холм Ападаны — руины сооружений эпохи Ахеменидов: дворца, парадного зала и храма Огня. Холм царского города — дома знати эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Холм города ремесленников — местонахождение парфянского и селевкидского некрополя.
Сузы построены по классическому для того времени плану: в самой высокой части — крепость с дворцами, обнесенная широким рвом с водой и тремя стенами с башнями. Дома горожан — вне стен, в долине.
Дворец эламских правителей, перестроенный в дворец Дария, стоит на искусственном холме. От величественной постройки, разрушенной армией Александра Македонского, мало что осталось. Стены дворца сложены из кирпичей, колонны — целиком каменные. Дворец включал парадный зал, зал для увеселений, помещения для царского гарема и три основных двора. Дворец украшали всемирно знаменитые рельефы с изображением воинов и крылатых львов, сегодня выставленные в Государственном музее в Берлине и в Лувре. На месте сохранились отдельные скульптуры, а также часть покрытия парадной царской дороги.
Согласно Ветхому Завету (Книга Есфирь), именно тут происходили события, связанные с легендой об иудейке Эсфири, сумевшей упросить царя персов Артаксеркса I спасти еврейский народ от истребления.
Необычный элемент комплекса рядом с дворцом Дария — так называемая крепость Моргана. Французская экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897-1911 гг. Чтобы уберечь жизнь археологов и сохранить находки от местных жителей, промышлявших разбоем, и построена эта крепость, Сооруженная по образцу замков средневековой Франции, она сложена из кирпичей, принесенных с других раскопок. После окончания раскопок крепость оставили в дар городу.
Сузы — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2015 г.
Сегодня на месте библейских Суз стоит иранский город Шуш — место паломничества верующих разных религий. Согласно легенде, в местности Шуш-Далиэль находится Наби-Даньял — могила пророка Даниила, священное место для мусульман-шиитов, персидских иудеев и христиан.
Общая информация
Местонахождение: юго-запад Ирана, Загрос.
Административная принадлежность: город Шуш, шахрестан Шуш, провинция (остан) Хузестан.
Основан: не позднее 5-го тысячелетия до н. э.
Язык: персидский.
Этнический состав: персы, евреи.
Религии: ислам (шииты), иудаизм.
Денежная единица: иранский риал.
Реки: Керхе, Диз.
Цифры
Площадь ранних Суз (Сузы I): 18 га (включая Акрополь — 7 га и дворец Ападана 6,3 га).
Размеры города в период расцвета: длина с востока на запад — 2 км, с севера на юг — 1,5 км.
Удаленность: около 250 км к северу от побережья Персидского залива, около 250 км к востоку от реки Тигр.
Население города Шуш: 53 897 чел. (2006 г.).
Климат и погода
Тропический, засушливый.
Средняя температура января: +12°С.
Средняя температура июля: +30°С.
Среднегодовое количество осадков: 300 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 45%.
Достопримечательности
Археологический комплекс города Сузы
Погребения протоэламского периода (конец 4-го — начало 3-го тыс, до н. э.), остатки царского города эламского периода (акрополь с храмовой платформой, 4-е тыс. до н. э.), дворец Ахеменидов (дворец Дария, включая парадный зал и храм Огня, 521 г. — первая половина IV в. до н. э.), некрополь парфянского (III в. до н. з. — III в.) и селевкидского времени (312-64 гг. до н. э.), крепость Моргана (конец XIX в.), Музей города Шуш.
Прочие
Наби-Даньял (могила пророка Даниила), древний эламский город и храмовый комплекс Дур-Унташ (около 1250 г. до н. э.), гробница поэта Дабил ибн Хазаи (765-863 гг.).
Любопытные факты
Во время раскопок Суз обнаружена бронзовая статуя царицы Напир-Асу, супруги Унташ-Напириша, — в человеческий рост, весом более 1,7 т, но без головы. Того, кто отделил голову, не остановило проклятие, заключенное в надписи на статуе: «Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства!».
О доэламской Сузиане известно, что в ней уже существовала письменность. Однако те обрывки записей, что найдены при раскопках, не дают возможности прочитать ни слова на языке древней Сузианы.
Французский исследователь Суз Марсель-Огюст Дьёлафуа не был ученым-востоковедом. Он служил чиновником по снабжению в разных городах Франции, а когда его направили в Алжир, там увлекся археологией, бросил службу и обратился в правительство Франции с просьбой направить его на раскопки в Персию. Власти охотно согласились, так как ученые-археологи сторонились беспокойного края с его разбойниками и землетрясениями. По сути любитель-археолог, Дьёлафуа представлял себе задачу ученого в том, чтобы вывезти с раскопок как можно больше ценного во Францию, а не исследовать их на месте. Ценой огромных усилий ему удалось отправить в Париж многотонные фрагменты дворцов, что подорвало здоровье непривычного к такому труду Дьёлафуа, и он вернулся на службу, став железнодорожным чиновником. Известно, что в экспедициях его сопровождала жена Жанна, переодетая мужчиной и коротко стриженая, чтобы не провоцировать гнев религиозных фанатиков. По возвращении во Францию она не сменила стиль одежды и даже получила особое разрешение полиции.
Вавилонский царь Навуходоносор I, захвативший Сузы, в них особо и не нуждался. Но царем двигало чувство мести. Пятьюдесятью годами ранее царство Элам захватило Вавилон и вывезло оттуда в Сузы священную реликвию — каменную стелу с текстом законов царя Хаммурапи. О победоносном походе свидетельствует обнаруженный в Сузах обломок статуи Иммерии — вавилонского бога сил природы. В ярости Навуходоносор I сравнял Сузы с землей. Затем Элам еще 300 лет не упоминался в письменных источниках — вплоть до 821 г. до н. э.
Раскопки привели к неожиданному открытию, косвенно подтверждающему правдивость библейской легенды об Эсфири.
В Книге Есфирь (Есф. 5:1,2) говорится, что царь персов Артаксеркс, находясь в своем дворце, «увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе». Детальные раскопки показали, что гарем царского дворца в Сузах и внутренний двор соединялись переходом, а в тронный зал со стороны двора вход оставался открытым, и поэтому царь должен был сразу увидеть пришедшую по переходу Эсфирь.В Ветхом Завете (Первая книга Ездры) содержится указание на то, что после завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей Суз (в Библии они именуются Сусанцами и Епамитянами) в Самарию (Езд. 4:9,10). Подобная «депортация» практиковалась уже в те древние времена: считалось, что царь оказал величайшую милость изгнанным уже тем, что лишил их только крова, а не жизни.
Усыпальница пророка Даниила построена в типично мусульманском стиле. Считается, что именно пророк Даниил принес в эти места идею о едином боге, почему персы считают его — отчасти — одним из своих пророков. Существует еще несколько мест, претендующих на то, чтобы называться местом захоронения пророка (или частей его тела): Александрия (Египет), Эль-Хилла и Киркук (Ирак), а также Самарканд (Узбекистан).
Сузы | древний город, Иран
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Викторины
- Историческая викторина
Сузы — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Расположенные в нижней части гор Загрос, на равнинах Сузиана между реками Кархех и Дез, Сузы представляют собой группу искусственных археологических курганов, возвышающихся на востоке стороне реки Шавур, охватывающей большие раскопки, а также остатки дворца Артаксеркса на другой стороне реки Шавур. Сузы развивались еще в конце 5-го тысячелетия до нашей эры как важный центр, предположительно, религиозного значения, чтобы вскоре стать торговым, административным и политическим центром, который пользовался различными культурными влияниями благодаря своему стратегическому положению вдоль древних торговых путей. Археологические исследования позволяют проследить в Сузах наиболее полный ряд данных о переходе региона от предыстории к истории. Сузы представляются точкой схождения двух великих цивилизаций, которые взаимно влияли друг на друга: месопотамской и иранской плато. Длительная и выдающаяся роль Суз в регионе как столицы эламитов, империи Ахеменидов или как стратегического центра, к которому стремились соседние державы (например, ассирийские, македонские, парфянские, сасанидские), подтверждается многочисленными находками разного происхождения и исключительного художественного или научного интереса, а также административными, религиозными, жилыми и дворцовыми, а также функциональными сооружениями и следами городской планировки (например, остатками Верхней террасы в Акрополе, Дворца Дария в Ападане, жилые или производственные помещения, Ардеширский дворец), выявленные более чем 150-летними археологическими исследованиями.
Критерий (i): Сузы являются одним из немногих древних мест на Ближнем Востоке, где произошли два основных социальных и культурных процесса: развитие раннего государства и урбанизация. Сузы являются одними из немногих мест на Ближнем Востоке, где динамика и процессы, которые привели к этим монументальным человеческим достижениям, были задокументированы, и до сих пор хранят огромное количество важных материальных свидетельств, позволяющих лучше понять ранние и зрелые этапы социальной, культурной и экономической жизни. сложность. За свою долгую историю Сузы внесли свой вклад в развитие городского планирования и архитектурного дизайна. Королевский ансамбль дворца Дария и Ападаны с его высоким гипостильным залом и портиками, высокими каменными колоннами, гигантскими капителями и основаниями колонн, а также ортостатическими и керамическими настенными украшениями вместе представляют собой новаторский вклад в создание нового выражения. Характеристика империи Ахеменидов.
Критерий (ii): Протогородское и городское поселение Сузы свидетельствует о важном обмене влияниями с конца 5-го тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э. в результате древних торговых связей и культурного обмена между различными цивилизациями , а именно месопотамский и эламский. Сузы были определены как центр взаимодействия и пересечения кочевой и оседлой культур. Он сыграл ключевую роль в создании и расширении технологических знаний, а также художественных, архитектурных и градостроительных концепций в регионе. Благодаря постоянному взаимодействию с близлежащими регионами археологические и архитектурные материалы, обнаруженные в Сузах, демонстрируют разнообразие стилей и форм, проливая свет на интернациональный древний город, на который оказывали влияние его соседи и которому подражали его соседи.
Критерий (iii): Остатки древнего города Сузы являются исключительным свидетельством сменявших друг друга древних цивилизаций на протяжении более шести тысячелетий, а также того, что он был столицей эламской и ахеменидской империй. Он содержит 27 слоев наложенных друг на друга городских поселений в непрерывной последовательности с конца 5-го тысячелетия до нашей эры до 13-го века нашей эры. Сузы находятся на самом древнем из памятников, где процессы урбанизации кристаллизовались в конце 5-го тысячелетия до н.э. Десятилетие научных раскопок с 19с 68 по 1978 год, а также филологические работы в Сузах также задокументировали развитие и изменение характера этого раннего городского центра на протяжении тысячелетий.
Критерий (iv): Сузы представляют собой выдающийся и редкий пример городского поселения, отражающего начало городского развития в протоэламский и эламский периоды с конца пятого тысячелетия до нашей эры. Кроме того, с шестого века до н.э., как административная столица империи Ахеменидов, Сузы способствовали созданию нового прототипа церемониальной архитектуры, которая стала характерной чертой Иранского нагорья и соседних с ним земель.
Целостность
Раскопки древних городских и архитектурных остатков Сузы входят в границы собственности. Несмотря на то, что многие из находок сегодня выставлены в музеях, Сузы по-прежнему включают в себя основные элементы, чтобы выразить свою выдающуюся универсальную ценность. Имущество охватывает известную часть древнего города, которая в настоящее время защищена от неблагоприятной застройки. Благодаря высокому археологическому потенциалу района, окружающего Сузы, продолжающиеся археологические исследования и документация поддерживают целостность собственности. Недавняя бессистемная городская застройка современного Шуша угрожает окраинам и непосредственной близости от собственности; однако были разработаны, интегрированы в систему планирования и введены в действие строгие правила. Их строгое выполнение имеет решающее значение для сохранения целостности собственности.
Подлинность
Более чем 150-летние археологические исследования и исторические источники подтверждают, что недвижимость находится на территории древнего города Сузы. Материал и форма архитектурных памятников исторически аутентичны, хотя многие декоративные элементы в настоящее время хранятся в музеях для защиты. В качестве охраняемого археологического объекта Сузы сохраняются с использованием научных и филологических методов и подходов. Таким образом, раскопанные останки были стабилизированы и законсервированы с соблюдением их архитектурно-планировочного решения, а также строительных материалов. С момента своего первоначального образования и в ходе своего развития до своего окончательного упадка Сузы всегда оставались на своем нынешнем месте; однако его экологические условия изменились в связи с проведением гидротехнических работ вверх по течению рек Кархе и Шавур; однако эти изменения не мешают пониманию роли, которую окружающая среда сыграла в долговременной известности Суз.
Требования к защите и управлению
Сузы охраняются как национальный памятник и подпадают под ответственность ICHHTO, которая защищает и управляет собственностью через свою базу в Сузах. Положения об объекте и его буферных и ландшафтных зонах включены в документы планирования в качестве действующих норм.