Свадьба по армянским традициям: традиции, обычаи, сватовство, танцы, одежда

традиции, обычаи, сватовство, танцы, одежда

Содержание

  1. Подготовка к торжеству
  2. Сватовство
  3. Помолвка или обручение
  4. Венчание
  5. Танец невесты
  6. Танец с шашлыком
  7. Таросики
  8. Подарки и свадебный стол
  9. Почему нельзя кричать «горько»
  10. Послесвадебные обряды
  11. Платья и костюмы

Армянские свадебные традиции отличаются уникальной национальной колоритностью, древними обычаями, веселыми танцами и щедростью. Красивая армянская невеста должна быть самой заметной на торжестве.

Да

43.51%

Нет

38.34%

Планирую посетить

18.15%

Проголосовало: 27193

Подготовка к торжеству

Свадьба по-армянски предполагает соблюдение вековых традиций, которыми гордится каждый житель Армении. В праздничном действии участвуют все родственники. Они проходят согласно национальным обычаям и обязательно в сопровождении музыкантов и танцами.

Современные пары почитают традиционные обряды, но вносят какие-то новшества. Раньше невесту подыскивала мать жениха или близкая родственница. Сообщала о своем выборе брату, мужу, крестному, советовалась с ними. Если девушка подходила, начинали готовиться к сватовству. Иногда новобрачные знакомились только на свадьбе. Сейчас молодые могут сами выбирать себе пару. Особенности ритуала сохраняются неукоснительно. Почему? Чтобы молодожены были счастливы, а союз крепкий.

Яндекс картинки

Армянская свадьба, традиции сватовства, гулянья отличаются богатыми подарками, обязательно разыгрывается выкуп невесты. Молодая должна станцевать сама или в сопровождении девушек в национальных костюмах. Так передаются традиционные особенности. Гулянья это завершающее звено в цепочке бракосочетания. Начинается все с выбора невесты и сватовства. Затем объявляется помолвка, если члены обеих семей согласны, и длительный период подготовки с выбором платья, банкетного зала, оформления зала, приглашения родственников.

Сватовство

Главными критериями отбора кандидаток в жены являются отменное здоровье, трудолюбие, девственность. На первом месте стоит происхождение и родословная семьи. Современная молодежь в Армении обычно знакомятся сами, но именно парень выбирает себе жену. А девушка соглашается или ее родители отказывают.

В былые времена родители договаривались о свадьбе, когда дети были в возрасте 6-12 лет. В 17 лет девушка считалась старой невестой и это было позорным для семьи. Сейчас многие молодые женщины получают образование, заботятся о карьере, а замуж выходят в 20, 25, 30 лет. Многие родители начинают подыскивать пару детям сразу после их рождения. Мужчина женится после достижения совершеннолетия, когда может самостоятельно обеспечить семью. Средний возраст жениха 24 года.

Яндекс картинки

Помолвка или обручение

Обряд ншанадрутюн отличается роскошью, дается выкуп за невесту, дарят шикарные корзины с фруктами, дорогим вином, косметикой. Гости собираются в доме жениха, устраивается небольшое застолье, после которого все отправляются с песнями и танцами в дом невесты. Подарки несут над головой в открытом виде, показывая состоятельность жениха.

Яндекс картинки

На фото показаны образцы красиво оформленных подарков, богатых корзин, украшенных лентами, пышными бантами, задрапированных тканью. Составлять подношения могут самостоятельно гости или заказать в агентстве праздников. Оформлением занимаются дизайнеры и каждый подарок выглядит оригинальным и уникальным. Количество и наименование сувениров показывает щедрость и внимательность семьи жениха.

Жених дарит будущей жене кольцо и одевает ей на палец, а свекровь преподносит золотое колье, драгоценное украшение. С этого момента помолвку отменить уже невозможно.

Яндекс картинки

Но в современном обществе армян к разрыву относятся более лояльно. Известны случаи, когда между помолвкой и самой свадьбой проходило несколько лет.

За общим столом, который накрывают родители невесты, молодым желают счастливой жизни, определяют дату бракосочетания. Это серьезный шаг для обеих семей. На застолье могут зарезать барана, что свидетельствует о богатстве и значимости мероприятия. Сейчас помолвка и венчание объединяют и проводят в один день.

Затем следуют подготовительные мероприятия. Они называются кьясум трел. До дня свадьбы нужно выбрать место проведения церемонии и гуляний. Обычно выбирают просторный ресторан, красиво его украшают. Тщательно подбирают тамаду из числа родственников, собирают подарки гостям, таросики. Раньше могли гулять 1-2 недели, сейчас торжество сократили до 1-2 дней. Расходы обычно делят пополам. С каждой стороны на торжество приглашается много родственников. Иногда общее число гостей доходит до 200-500 человек. Если на свадьбу зайдет посторонний, его никогда не прогонят, а накормят и попросят станцевать.

Венчание

Традиции и обряды празднования армянской свадьбы формировались на протяжении нескольких веков. Некоторые остались только в исторических летописях, другие сохранились в первозданном виде до наших дней.

Яндекс картинки

В день свадьбы торжественное шествие со стороны будущего мужа с корзинами подарков приближается к дому невесты. Тамада предлагает конкурсы на выкуп, бьют тарелки, вино льется рекой. Проходят гулянья весело, с шутками. Подружки помогают надеть наряды, которые подготовила свекровь. Молодые не могут увидеть друг друга, пока не будет уплачен кавор. Это выкуп, который отдается крестным. Оригинальная роль глашатая отводилась одному из друзей будущего мужа. Это должен быть самый ловкий и шустрый парень. Традиция носит названия кража курицы лисом.

Танец невесты

За все время празднования молодая должна самостоятельно станцевать дважды. Первый раз дома, когда приезжает жених. Обрядовые пляски узундара символизируют разлуку с родителями и отеческим домом. Движения плавные, размашистые, руками в такт музыке девушка описывает в воздухе круги и узоры. Танец полон скорби и печали, но вскоре превращается в оптимистический, полный надежд хоровод с подругами. Узундара может исполняться на обручении или после венчания. Одной из разновидностей танца является соперничество между мужчинами за руку невесты. Они окружают ее в круг, предлагая себя и соперничая с женихом, осыпают монетами. А невеста кружится и всем отказывает, соединяясь в конце с любимым. Отец дает свое благословение и передает руку дочери жениху. Современная интерпретация предполагает, что в руки девушки все присутствующие мужчины по очереди кладут крупные денежные купюры, которые молодые оставляют себе в качестве приданного. Раньше они отдавались музыкантам. «Шабаш» обязательный атрибут свадьбы.

Яндекс картинки

Во второй раз невеста танцует на паркете в банкетном зале в национальном костюме, прославляя армянские шашлыки. Это может быть групповое исполнение, приглашенные артисты. Каждое действо тщательно отрабатывается и репетируется отдельно. Выход невесты на танцпол – это подарок супругу, когда жена показывает свои лучшие качества, свою грацию, мягкость и нежность. Свадьба по-армянски насыщена ритуалами с глубоким смыслом.

Танец с шашлыком

Главным атрибутом любого застолья в Армении является вынос шашлыков, который сопровождается национальным танцем в костюмах. Исполняют его профессиональные танцовщицы. Хоровац подают с красным вином, которое появляется на столе постоянно. Под национальные напевы в затемненный зал вносят горящие шампура, подносы с готовым мясом. Театрализованная подача блюда показывает значимость традиций и уважение к предкам. Для хороваца придумали даже отдельную песню, в которой его восхваляют.

Яндекс картинки

Таросики

Интересный свадебный обряд: вручение всем холостым гостям небольших презентов таросиков. И парни, и девушки получают коробочки со сладостями, жемчужинами, украшениями в знак того, что где-то есть и их половинка. Молодая пара делится своим счастьем и желает поскорее друзьям и родственникам выйти замуж и жениться. Можно приобрести готовые сувениры или сделать их своими руками. Все зависит от материального благосостояния молодых. Свадебные салоны предоставляют таросики на любой вкус.

Яндекс картинки

Подарки и свадебный стол

После регистрации брака молодых встречает мать жениха и дает напутствие на счастливую жизнь. Преподносит пиалу с медом, символизирующую сладкий медовый месяц. Накидывает на плечи паре лаваш, чтобы дом был «полная чаша», всегда в достатке и роскоши. На счастье перед входом бьют тарелки.

Яндекс картинки

На столе присутствуют блюда национальной кухни в таком изобилии, что можно накормить целую армию. Ароматы хашламы, саджы, пахлавы, шашлыка, гаты, кяты привлекают взоры. Тарелки с яствами красиво украшают, используют расписные тарелки, оригинально складывают салфетки в виде лебедей, веера. Здесь можно найти горячие и холодные закуски, мясные блюда, свежие фрукты, вкуснейшие десерты. По обычаю на следующий день гости собираются снова и кушают хаш. Обязательно режут барана, мясо маринуют, жарят и подают с овощами.

Звучат тосты с упоминанием умерших родственников, пожелания большого количества детей, богатства, здоровья. В старину невесту усаживали за ширмой, обвешивали амулетами и оберегами.

Торжество может проходить в доме жениха, затем у невесты. Раньше проводилось ритуальное закалывание быка, а лицо парня обмазывалось кровью. Сейчас такие обычаи остались в деревнях и не все их придерживаются. На церемонии молодым помогают азаббаши – холостые друзья молодоженов. Они вооружаются символическим мечом, украшенным конфетами и яблоками, и следят, чтобы невесту не украли.

Почему нельзя кричать «горько»

Послесвадебные обряды

Когда заканчиваются трехдневные гуляния, невеста переезжает в дом к мужу. Проводы дочери и прощание с отеческим домом носит печальный характер. Может сопровождаться грустными песнями, причитаниями. Девушка произносит благодарственные слова родителям. В современном обществе данная традиция утратила свою актуальность.

В брачную ночь молодые остаются в доме одни. Родственники уходят, а возвращаются на следующий день. Утром демонстрируют простыню с пятнами крови или как символ чистоты невесты выносили красные яблоки.

Армяне верят, что соблюдение всех обрядов подарит обеспеченную, счастливую жизнь, убережет от чужого сглаза, вознаградит большим потомством.

Платья и костюмы

Свадебные хлопоты по покупке платья для невесты полностью лежат на свекрови. Чем пышнее юбка, тем выше будут ценить девушку в новой семье. Это возможность показать свое уважение к новым членам семьи. Обязательно должна быть длинная, шикарная фата, украшения из бисера, жемчуга, вышивки. Красивая невеста в белоснежном платье украсит любой праздник.

Яндекс картинки

Жениха традиционно наряжают в строгий костюм черного цвета и белую рубашку. Одежду он подбирает себе самостоятельно. Свадьба по-армянски празднуется шумно, весело.

Эльдар. Историк

Задать вопрос

Традиции армянской свадьбы

  • Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.

    Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

 

  • Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки.

    В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

 

 

  • Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее.

    Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

    В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

 

  •  Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты.

    День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы.

    Солили и месили тесто в той же очередности.

 

  • Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать).

    Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши.

    Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

 

  •  К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой.

    Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

 

  • Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

    Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

 

  • К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха.

    Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

 

  • У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту.

     Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

    В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

 

  • Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных.

    Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

 

  • Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха.

    Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

 

  • Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение.

    Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

     


     

Свадьба в Армении

В течение дня происходит много замечательных моментов, но свадьба – одно из самых важных событий в жизни человека! В каждой стране есть свои обычаи и традиции. Армянские свадьбы всегда были уникальными, но с течением времени сложно придерживаться традиций. Изменения неизбежны. Давайте заглянем в историю армянских свадеб!

Изображение предоставлено Гариком Пайтяном

Помолвка и подготовка к свадьбе

Наши традиции консервативны, когда речь идет о семейной культуре и ценностях. В древности армяне считали осень и зиму самыми подходящими месяцами для свадьбы, так как весной и летом люди в основном занимались сельскохозяйственными работами. Следует отметить, что молодые люди не имели права самостоятельно выбирать себе пару. Такое решение часто принимали их родители, которые старались как можно скорее женить своих детей.

Невесту обычно выбирали из их района или соседней деревни. Сначала родители мальчика посетили будущую невесту и получили разрешение родителей, чтобы их сын мог жениться на ней. После этого родители обеих сторон официально познакомились. Затем отношения вступили в другую стадию. Пара обручилась.

В тот день жених купил невесте кольцо, и она приняла его в знак верности. Эта церемония представляла собой официальное согласие на будущий брак. Традиционно помолвку устраивала сторона невесты. После помолвки была назначена дата свадьбы, и начались приготовления. Кстати, одним из самых важных решений был выбор крестных родителей, которым отводилась уникальная роль на свадьбах. Крестного отца выбирали из самых близких друзей жениха. Крестный отец и его жена должны были подать пример молодоженам. Вот почему они всегда хотели человека, у которого была хорошо налаженная семья.

Традиционная армянская свадьба

Армянские свадьбы, как правило, большие, на них приходит более сотни гостей. В древние времена свадебные церемонии длились семь дней и семь ночей. Свадебные автомобили были украшены лисой. Считалось, что лиса возвещает о приезде жениха. По армянской традиции свадебные церемонии начинались рано утром. Группа музыкантов отправилась в дом невесты.

Гости пригласили крёстного отца, и все начали танцевать, петь, поздравлять друг друга, произносить тосты и т.д. Затем жених и невеста отправились в церковь, чтобы получить Божье благословение. После церковной церемонии гости осыпали их лепестками роз, после чего молодожены и гости отправились в дом жениха. По прибытии они должны были разбить тарелку, а это означало, что зло покидает дом, а удача уже в пути.

После этого свекровь положила им на плечи лаваш и предложила ложку меда. Последний символизировал сладкое начало их совместной жизни. Веселый свадебный пир обычно устраивался в доме жениха. Там собрались молодожены, их родственники и друзья и начали праздновать свадьбу. Гости угостились традиционными блюдами и произнесли множество тостов. Самый популярный тост: «Чтоб ты состарился на той же подушке». Церемония бракосочетания закончилась глубокой ночью.

Сохранившиеся ритуалы

Сегодня не все ритуалы сохранились, но многие из них до сих пор актуальны. Например, некоторые женихи продолжают носить красные и зеленые ленты как символ плодородия. Еще один необычный ритуал – кража туфельки невесты. Когда невеста одевается, одну из его туфель забирают, затем после переговоров возвращают владельцу.

Изображение предоставлено: Festival.si.edu

Вы, наверное, заметили, что когда пара выходит из дома, брат невесты запирает дверь мечом и не позволяет им забрать свою сестру. Это шутка, и не следует воспринимать ее всерьез.
Когда жених приводит жену домой, свекровь встречает их сладостями, особенно медом. Молодожены съедают по ложке меда, после чего мать жениха кладет им на плечи лепешки. Эти ритуалы можно увидеть на многих современных армянских свадьбах.

Армянская современная свадьба

Армянские свадебные традиции претерпели несколько изменений, хотя многое осталось прежним. Сегодня, к счастью, молодые люди выбирают себе пару самостоятельно. Девочки носят современные классические белые платья, а мальчики предпочитают классические костюмы. Приданое заменили деньгами, ключами от дома или машины, а иногда и билетами на медовый месяц в любую страну.

Изображение предоставлено: Гарик Пайтян

В последние годы девушки все чаще устраивают девичник. Во время этой предсвадебной вечеринки друзья невесты приносят ей много подарков. Как видите, армяне пытаются совместить наши свадебные традиции с европейскими. В настоящее время свадебная церемония длится всего один день. В день свадьбы сторона невесты накрывает стол и ждет приезда жениха. Сторона жениха часто приезжает на роскошных свадебных автомобилях. Потом он выводит девушку из дома, и они идут в церковь. Некоторые излюбленные места — Эчмиадзин, Гегард, церкви Гаянэ и Рипсимэ и многие другие.

Веселая часть свадьбы проходит в ресторане. В вестибюле молодожены съедают ложку меда, разбивают тарелку, а затем входят в ресторан. Одной из важнейших традиций является последовательность тостов. Армяне тосты за своих родственников, родителей и близких. Во время церемонии невеста танцует свой свадебный танец. Она также бросает свой букет в толпу. Если кто-то поймает это, это обычно означает, что она следующая, кто выйдет замуж. Церемония заканчивается поздно вечером разрезанием свадебного торта и угощением холостяков. После свадьбы молодожены обычно уезжают в свадебное путешествие.

Как видите, наши свадебные традиции со временем изменились, но некоторые обряды до сих пор актуальны. Однако важно сохранить традиции, свойственные только нам, чтобы мы могли передать их нашим поколениям.

Опубликовано 3 июня 2019 г.
Статья Ани Шахбазян

Армянские национальные и современные свадебные традиции, обычаи и обряды

Современные армянские свадьбы, безусловно, существенно отличаются от тех, что были сто лет назад. Конечно, некоторые традиции остались неизменными и продолжают исполняться по сей день. Тем не менее, современная жизнь неизбежно вносит свои коррективы, и теперь традиционная свадьба «обрастает» новыми и неизвестными ранее обычаями. Однако давайте по порядку.

 

Особенности армянских свадеб

Традиционная армянская свадьба – это, безусловно, пышное и многолюдное торжество. Когда-то на свадьбе собрались все родственники, даже из соседних районов, городов и деревень. Причем продолжался такой праздник «семь дней и семь ночей». Важную роль в создании новой семьи сыграл «крестный отец свадьбы» («Кавор»). Как правило, в качестве «крестной семьи» выбирали близкую и уважаемую пару, которая сама по себе могла служить примером семейного счастья. «Крестные» сделали молодой паре самый дорогой подарок и «по-родительски» поддержали молодую пару во всех делах в будущем.

 

Основные обычаи и обряды

Армянские свадебные обряды включали в себя сватовство, помолвку и собственно свадьбу. По старинным традициям, семья девушки не сразу соглашалась отдать дочь сватам: считалось, что это может показаться, так как они хотели поскорее «избавиться от невесты». Конечно, со временем многие сложные традиции упростились. Однако и сегодня можно встретить отголоски прошлого, когда, например, брат невесты требует от семьи жениха выкуп, преграждая путь к дому большим ножом. Одна из подружек невесты может «украсть» туфельку невесты. Вот и наступает очередь «крестной матери» платить выкуп. Более того, когда новоиспеченная свекровь встречает молодых, она кладет им на плечи традиционный армянский хлебный лаваш и угощает медом, чтобы семейная жизнь была такой же сладкой.

 

Почему стоит организовать свадьбу в Армении?

Современные пары часто устраивают свадьбы в ресторанах или гостиничных комплексах. Во многих заведениях даже есть специальные залы, предназначенные специально для свадеб. При этом обряд венчания часто проходит в Эчмиадзинском кафедральном соборе или в одном из крупнейших храмов столичных городов, что само по себе является грандиозным и впечатляющим событием. И, наконец, местные жители умеют по-настоящему веселиться и наслаждаться каждым моментом свадьбы. Хотите почувствовать истинный дух Армении и сделать свой свадебный день особенным? Тогда его точно стоит организовать здесь.

 

Планирование и организация свадеб в Армении

Услуги по организации свадьбы в Армении на очень хорошем уровне. Многие рестораны берут на себя организацию свадебного шоу, могут предоставить музыкантов или «тамаду» – тамаду. Тем не менее, есть много свадебных агентств. Здесь вам помогут буквально во всех вопросах, начиная с выбора цветов и платья невесты и заканчивая оформлением свадебного торта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *