Сваямбунатх катманду: Храм Сваямбунатх в Непале — буддийская святыня недалеко от Катманду

Ступа Сваямбунатх в Катманду | Непал

В западной части долины Катманду на холме расположился Сваямбунатх – одна из самых священных ступ Непала, а также выстроенный храмовый комплекс вокруг нее. Тибетцы называют ступу Сваямбунатх – Пакпа Щингкун (Phakpa Shingkün, ‘phags pa shing kun). Весь комплекс Сваямбунатх включает в себя расположенные на вершине холма буддийскую ступу и гомпу, 2 индуистских храма и буддийский монастырь.

Ступа и храм были построены под руководством царя Манадевы в 5 веке и к 13 веку стали известным религиозным памятником и крупным буддийским центром. В 1346 году мугалы (из Бенгалии) разрушили ступу, пытаясь найти в ней золото. Во времена династии Малла весь храмовый комплекс подвергся значительной реконструкции и изменениям. В 17 веке король Пратап Малла приказал построить Большую Лестницу к храму из низин долины на вершину холма. Лестница насчитывает более 300 ступеней. Говорят, что она состоит ровно из 365 ступеней, сколько и дней в году.

“Кони ветра” и вид на Катманду от Сваямбунатх

Основная легенда происхождения ступы Сваямбунатх гласит, что некогда в долине Катманду было озеро, а холм, на котором возвышается Сваямбу, был островом посередине этого озера. Говорят, что настоящий комплекс был построен вокруг спонтанно возникшей небольшой хрустальной Ступы или цветка лотоса, испускавшего свечение во времена Будды Шикхин. Однажды Изначальный Будда, паря над озером, бросил на остров семя лотоса и предсказал, что здесь вырастет чудесный тысячелепестковый цветок, вместилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу (“самовозникший”, “самосущий” на санскрите). Через 80 веков этот цветок расцвел, привлек к себе бесчисленных бодхисаттв и стал их духовным приютом. Боддхисаттва Манджушри, увидев над островом голубое свечение, настолько был очарован, что решил сделать это место доступным для паломников. Он разрубил гору своим мечом и за 4 дня вся озерная вода вышла из долины, спустившись в Чобар и образовав озеро Мадара. Археологами было доказано, что на месте долины Катманду когда-то существовало большое озеро, что позволяет легендам стать реальностью.

Ступа Сваямбунатх

Сваямбунатх является местом паломничества тибетцев и индуистов и представляет собой каменную ступу с золотым шпилем и коническим наконечником. Роспись на ступе выполнена тантрическими неварскими мастерами. Глаза на шпиле, отображенные на каждой из четырех сторон ступы, символизируют Единого Бога, Мудрость и Сострадание. Нос отождествляется с цифрой 1 и указывает на то, что просветления можно достичь только одним способом. У изображения нет ушей, потому что Бог невосприимчив к мирским желаниям и просьбам паломников.

На вершине лестницы у подножия Ступы находится огромный дордже (ваджра), символизирующий Дхармадхату в форме мандалы Манджушри. Он был создан во время правления короля Пратапа Маллы вместе с самой лестницей.

Ваджра у Ступы Сваямбунатх

Сразу за главной ступой напротив главной лестницы находится храм Харити. Сюда приносят новорожденных детей для благословления, т.к. эта Харити является защитницей детей. Здесь часто длинные очереди, особенно по утрам. По легенде, Харити пожирала детей, когда Будда встретил её. Харити была демоном-людоедкой (якша на тиб.). У неё было множество детей, и чтобы прокормить их, она пожирала чужих. Матери взмолились Будде, чтобы он спас их детей. Тогда Будда украл одного из сыновей Харити и спрятал его. Харити отчаянно пыталась его найти, но не могла. Когда она попросила Будду о помощи, Будда указал ей, что она страдает оттого, что один из сотен её детей был потерян, но как же страдают матери, у которых она отнимала детей. Она осознала это и поклялась защищать всех детей. А на её вопрос: «Что же я буду есть?» Будда ответил, что с этих пор его последователи будут оставлять первую часть своей трапезы для неё.

Статуя Будды

Сразу за ступой находится статуя Будды из чёрного камня. Когда Кхамтрул Ринпоче IV посещал Сваямбху в 17 веке он сказал, что это одно из самых священных мест в Долине Катманду.

Рядом с большой Ступой находятся много маленьких ступ и образов божеств буддистских и индуистских. Большинство из них были построены на средства королей, браминов, богатых домовладельцев и других последователей из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней.

Ступа Сваямбунатх, маленькие ступы и храм Харити

Ступа Васубандху

Великий мастер Васубандху провёл некоторое время в Сваямбху. Однажды он сидел как раз на том месте, где сейчас стоит ступа и смотрел на холмы внизу. Он увидел как монах, возделывавший поле, снял свои одежды и обернул ими голову, чтобы защититься от солнца. Увидев это, он воскликнул: «Ну, если это и есть состояние Дхармы тогда нет смысла мне сланяться», и он начал читать дхарани (длинную мантру) Ушнишивиджайи в обратную сторону, его череп раскололся и он умер. Позже его останки были помещены в ступу.

Мандала Чакрасамвары

Недалеко от главной Ступы находится здание, в которой хранится огромная мандала Чакрасамвары. Пять уровней мандалы соответствуют пяти каям. За дверью небольшой дворик, где люди помещают подношения и т.п. Внутри настенные фрески, которым уже несколько столетий, но они хорошо сохранившиеся. Внутри несколько дверей, ведущих вниз к мандале Чакрасамвары. Считается, что это место силы Чакрасамвары. Один король Непала хотел стать великим махараджой всей Азии и однажды он пришёл сюда просить о силе. Он зашёл внутрь, но не выходил несколько дней. Когда же он вышел, оказалось, что он сошёл с ума. Во внутренние покои сейчас имеют право заходить только неварские ваджрные мастера.

Холм Манджушри

Этот холм ещё называют Холм Нагарджуны. Это собственоо место, где неварские ваджраачарьи получили свои первые посвящения и учения. Почему он называется в честь Манджушри не очень ясно, но считается, что первое учение, данное здесь было Манджушри Нама Сангити, которое получило широкое распространение в Долине Катманду.

Молитвенные барабаны вокруг Сваямбу

Вход в Сваямбунатх платный (100 рупий). Касса находится перед комплексом.

Вокруг ступы и в переулочках поблизости есть несколько лавок, торгующих сувенирами и прохладительными напитками. Также вы найдете пару ресторанчиков, где можно отведать непальскую еду.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)

Ступа Сваямбунатх —  возможно, самая священная ступа не только в Непале, но и в мире. Она расположена на вершине Холма обезьян в долине Катманду. Тибетцы называют эту ступу Пакпа Щингкун, что буквально переводится «Высшие Древа всех видов». Одним из вариантов толкования этого названия является то, что несравненный Нагарджуна, посетив это место, разбросал на холме свои состриженные волосы, сказав: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы!»  С тех пор на Холме обезьян произрастает большое количество самых разнообразных деревьев.

Время строительства ступы достоверно не установлено. В переводе с непальского слово «сваямбху» означает «возникшая сама по себе». Согласно легенде, много тысяч лет назад долина Катманду была огромным озером среди покрытых зеленью гор. В глубине озера жил огромный змей, а над поверхностью, на островке, который сейчас является вершиной Холма обезьян, возвышалась самовозникшая хрустальная ступа Сваямбунатх. Эта ступа возникла спонтанно на тысячелепестковом лотосе, появившемся из семени, брошенным за 80 столетий до этого Изначальным Буддой.

Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, увидел хрустальную ступу и, разрубив магическим мечом горный хребет, осушил озеро, чтобы люди могли посещать это место. Считается, что хрустальная ступа сокрыта внутри той, что мы можем видеть. Ученые подтверждают, что в древности долина Катманду была озером и около 100 000 лет назад вода ушла из этого озера через ущелье Чобар, образовав новое озеро – Мадара, которое теперь можно видеть по пути в Парпинг.

Ступа Сваямбунатх упоминается во множестве древних буддийских текстов. Согласно одним – Ашока, правитель империи Маурьев, посетил это место более 2000 лет назад. В других говорится, что Гуру Падмасамбхава спрятал в Сваямбу свои терма. Именно здесь Марпа провел три года, практикуя Шесть Йог Наропы под руководством неварского наставника. Еще упоминается о том, что однажды Тангтонг Гьялпо, используя свои магические силы, моментально оказался у ступы. Затем один состоятельный человек сделал этому йогину щедрое подношение, которое было потрачено на отбеливание ступы.

Вокруг ступы шло строительство буддийских храмов и к 13 веку здесь образовался крупный центр буддийской жизни.

В 1346 году войско мугалов из Бенгала вторглись в Непал и с целью разграбления нанесли ступе серьезный урон. В период правления династии Малла, которые покровительствовали неварской культуре, главная ступа и весь храмовый комплекс были отреставрированы. Большая лестница, состоящая из более, чем трехсот ступеней была построена во время правления короля Пратап Малла в 17 веке.

Важное значение ступы Сваямбунатх неоднократно подчеркивалось авторитетными буддийскими учителями. Как говорит Его Святейшество Далай Лама 14, ступа Сваямбу – это источник счастья для всего мира. А Трулшик Ринпоче и Кхамтрул Ринпоче 4, посетивший Свамбу в 17 веке, схлдятся во мнении, что это место является самым священным в долине Катманду, ведь оно получило благословление тысяч будд и еще получит благословление всех будд этой кальпы.

В Непале распространено предсказание, согласно которому в этой стране начнется упадок буддизма, «когда два клыка придут есть ступу».  Есть мнение, что имелись ввиду два индуистских храма, которые были построены возле ступы в период правления Пратапа Малла, так как по форме и цвету они напоминают клыки. Причем периодически эти храмы разрушаются, то в результате удара молнии, то в результате землетрясения, как это было в 2015 году.

В результате землетрясения 2015 года разрушен индуистский храм рядом со Сваямбу

Есть два маршрута совершения обходы вокруг ступа: внешняя кора – вокруг холма, и внутренняя кора – вокруг главной ступы.

Официально к ступе можно пройти двумя путями: один – по длинной лестнице, в конце которой находится касса, где можно купить входной билет; другой вход находится дальше по доороге, ведущей вверх по холму – рядом с парковкой туристических автобусов. Считается, что подъем по лестнице помогает накапливать заслуги, кроме того, по пути можно увидеть несколько прекрасных статуй Будды, имеются лавочки для отдыха.

 

Ваджра и мандала Ваджрадхату у ступы Сваямбунатх

Храм Харити

Рядом со ступой находится храм Харити, которая считается защитницей детей.

Согласно легенде Харити была демоницей, у которой было несколько сотен детей, для кормления которых Харити похищала детей у людей.  После того как матери обратились к Будде с просьбой о защите, Будда усмирил демоницу. Он спрятал от Харити одного из сотен ее детей, дав ей возможность прочувствовать боль утраты ребенка. В поисках ребенка Харити попросила Будду помочь ей, на что Будда разъяснил Харити, что матери, у которых Харити похищала детей, страдают еще больше, чем Харити, у которой детей сотни. Осознав это, Харити связала себя обетом стать защитницей детей. При этом Будда сказал, что для помощи Харити в кормлении её собственных детей, люди будут подносить Харити первую часть пищи. Своим последователя Будда сказал: «Те, кто следуют за мной как за учителем, должны подносить первую часть трапезы Якши Харити».

Непальцы знают много историй, связанных с этим храмом, и порождающих веру в Харити. В некоторые дни к храму выстраивается очередь из посетителей с детьми.  Буддийские учителя также обращают внимание на необходимость относится к Харити с должным уважением и делать ей подношения.

Говорят, что Харити также является защитницей ступы Сваямбу, и появление двух храмов — шикхар, напоминающих клыки, вызвало ее недовольство, которое проявилось чудесным образом.

 

У входа в храм Харити

 

Статуя Будды Дипанкары

Прекрасная древняя статуя Будды Дипанкары выполнена из цельного камня чёрного цвета

 

Статуи и Ступы

Рядом с большой Ступой находятся много ступ и скульптур. Большинство из них были построены на средства королей, браминов и   последователей Учения Будды с древних времён и до настоящего времени.

Ступа Васубандху

Великий буддийский ученый, автор «Абхидхармакоши» Васубандху некоторое время на Холме обезьян. Согласно преданию, однажды он сидел как раз на том месте, где сейчас стоит ступа и смотрел на холмы внизу. Он увидел монаха, который возделывал поле, снял свои одежды и обернул ими голову чтобы защититься от солнца. Увидев это, он воскликнул: «Ну, если это и есть практика Дхармы, тогда нет смысла мне сланяться», и он начал начитывать дхарани (длинную мантру) Ушнишивиджайи в обратную сторону, его череп раскололся, и он умер. Позже его останки были помещены в ступу.

Мандала Чакрасамвары

 Справа и немного вниз от ступы Сваямбу расположено здание, в котором находится огромная мандала Чакрасамвары. Пять уровней мандалы соответствуют пяти каям. За дверью небольшой дворик, где люди помещают подношения. Внутри можно видеть настенные фрески, которые отлично сохранились несмотря на свой возраст, исчисляемый столетиями. За первой дверью находится вторая, ведущая вниз к мандале Чакрасамвары. Считается, что это место получило благословление Чакрасамвары. Однажды один из королей Непала пришёл в это место с целью получить силу, достаточную, чтобы стать правителем всей Азии. Король вошел в здание и вышел только через несколько дней. Оказалось, он сошел с ума. Право входить за последние двери имеют только неварские ваджрные мастера.

Холм Манджушри

 Этот холм ещё называют Холм Нагарджуны. Это собственно место, где неварские буддийские мастера получали свои первые посвящения и учения. Почему он называется в честь Манджушри не очень ясно, но считается, что первое учение, данное здесь было Манджушри Нама Сангити, которое получило широкое распространение в долине Катманду.


Перейти в раздел «Буддийские святыни долины Катманду»


Читайте также:

  • Буддизм Непала. Обзор
  • Лумбини и Капилвасту
  • История буддизма в Непале
  • Буддийские туры в Непале
  • Фотографии Лумбини, Капилвасту, Готихава, Кудан, Ниглихава

Знакомство со ступой Сваямбунатх — Храм обезьян в Катманду, Непал — Только ручная кладь

469

АКЦИИ

В наш последний день в Непале мы действовали как бы в панике.

Мы провели так много времени, осмотрев столько разных уголков Непала, что у нас почти не осталось времени, чтобы исследовать столицу Катманду. Мы планировали сделать это накануне, но нас отвлек исторический город Пануати и объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Бхактапуре, и поэтому у нас не было времени осмотреть достопримечательности Непала.

Чтобы исправить это, мы заказали водителя на день и отправились осматривать как можно больше достопримечательностей. Из-за пробок мы решили отдать предпочтение основным достопримечательностям и начать со Сваямбунатха — знаменитого храма обезьян в Катманду.

Причина, по которой этот храм называют храмом обезьян, очевидна, как только вы приедете — обезьяны повсюду.

Они на удивление хорошо себя вели, хотя после того, как в Сингапуре меня преследовала обезьяна (и в другом случае в Сингапуре мне сказали не смотреть обезьяне в глаза), я держался на очень здоровом расстоянии от всех обезьян, которых мы видели.

Мы направились вверх по лестнице в поисках ступы, и вскоре вы оказываетесь на площади, где вдалеке видна ступа.

Ступа впечатляет и является действительно важным зрелищем здесь.

Все местные жители приезжают сюда, и хотя наш водитель припаркован на автостоянке на холме, вы можете подняться по лестнице, чтобы добраться сюда.

Мы ходили по окрестностям, время от времени останавливаясь, чтобы покатать молитвенное колесо, прежде чем продолжить.

Вид на Катманду также невероятен и определенно стоит отправиться сюда.

Мы немного бродили по Катманду!

Мы отвлеклись, когда вернулись к входу из-за обезьян.

Увидев, что обезьяны, похоже, очень мало заинтересованы в том, чтобы бегать за людьми, мы пошли проверить их — только чтобы быть в восторге от того, как обезьяны превратили бассейн у входа в что-то вроде сеанса дайвинга. .

Время от времени можно увидеть одну или пару обезьян, которые прыгают очень высоко и с плеском приземляются в воду. Было так странно наблюдать за тем, как они наслаждаются нырянием и последующим плаванием в бассейне — очень непохоже на любое другое поведение обезьян, которое я наблюдал где-либо еще.

Обезьяны здесь тоже считаются святыми, и люди действительно останавливаются, чтобы их покормить!

Но хватит об обезьянах, надо было спешить к нашей следующей достопримечательности в Катманду – ступе Боднатх.

Подробнее об этом в следующем посте!


Посетите самое лучшее в Великобритании!


Смотрите видео о путешествиях на нашем канале YouTube!

469

АКЦИИ

Яя

Танцевальный ниндзя. Кембриджский град. Печеньковый монстр.

Сваямбунатх — Храм обезьян в Катманду, Непал (2023)

Храм обезьян Сваямбунатх, Катманду, Непал

Существует легенда, почему Сваямбунатх в Катманду называют «Храмом обезьян».

Все это связано с группой обезьян, которые на протяжении поколений жили в северо-западной части храмового комплекса Сваямбунатх.

Говорят, что они возникли, когда буддийское «божество» Манджушри провело время на холме, на котором стоят храмы. Он должен был коротко подстричься, но вместо этого он позволил им отрасти и завел вшей. Затем эти вши превратились в обезьян.

Когда я исследую Сваямбунатх и вижу, как несколько обезьян бегут передо мной, я думаю об этой истории… но больше сосредотачиваюсь на части о вшах, чем на божественном. Они могут быть святыми, но эти приматы все еще выглядят немного пугающе.

Посещение Сваямбунатха в Катманду

Однако, как оказалось, обезьяны — лишь малая часть впечатлений от посещения храма Сваямбунатх в Катманду.

Мой визит начинается с долгого и крутого подъема по 365 ступеням от дороги к главной ступе. По пути встречаются небольшие святыни и магазины, торгующие сувенирами по завышенным ценам (возможно, покупатели просто ищут предлог, чтобы отдохнуть).

Первое, что вы найдете на вершине Сваямбунатха, — это огромная ваджра (молния), а за ней — огромная главная ступа.

Глаза Будды, нарисованные на ступе с непальской цифрой один, используемой в качестве носа, смотрят на меня сверху вниз. Шпиль наверху окрашен в золотой цвет (очевидно, 20 кг золота было использовано при последней реставрации в 2010 году), а вокруг основания вращаются молитвенные барабаны.

Я начинаю идти по часовой стрелке (как это принято у буддийских памятников) по дорожке молитвенных колес и понимаю, что в этом центральном районе есть гораздо больше, чем просто ступа.

Есть разные святыни, ступы меньшего размера, места для жертвоприношений и даже надгробия. По сторонам света вокруг ступы расположены постройки, посвященные пяти элементам – земле, воздуху, воде, пятерке и небу.

Здесь есть туристы, но это активное место отправления культа. Среди местных жителей вы увидите людей, которые молятся, возможно, даже используя буддийские четки.

Когда я нахожусь на противоположной стороне главной лестницы, стою возле надгробий и почтительно наблюдаю, как местная толпа совершает подношения и крутит молитвенные барабаны, мимо меня проносится стая обезьян.

Я на какое-то время забыл о них. В отличие от некоторых подобных мест, где я был, они не заполняют сайт и требуют постоянной бдительности. На самом деле, за все остальное время, что я здесь, я не вижу много обезьян.

Приятно. Это позволяет мне сосредоточиться на культурной и религиозной истории Сваямбунатха и оставить «Храм обезьян» отделу маркетинга.

История Сваямбунатх

Сваямбунатх является одним из самых священных религиозных мест в Катманду. Для буддийских неваров это самое важное. А в тибетском буддизме он второй по важности.

Большой причиной значимости комплекса является его история. Хотя точные подробности неизвестны, обычно считается, что царь Врисадева основал это место в 5   веке. На протяжении многих лет на холме должно было быть несколько храмов, и за это время ступа также была отремонтирована и изменена.

Легенда гласит, что долина Катманду когда-то была озером, наполненным водой, а этот холм был островом в воде с естественной хрустальной ступой на нем. История гласит, что Будда посетил ее и объявил, что ступа поможет людям на пути к просветлению.

Легенда продолжается, что Манджушри (тот самый, который не стригся) опустошил озеро, чтобы люди могли посетить хрустальную ступу. Рядом с главной ступой находится святилище, где он якобы оставил свои следы, когда избавлялся от воды.

Согласно легенде, сделав долину пригодной для жизни, Манджушри фактически основал Катманду, что привело к созданию Непала. Следовательно, Сваямбунатх имеет значение для всех граждан Непала, независимо от вероисповедания.

Таким образом, вполне уместно, что из разных точек вокруг храмового комплекса я могу смотреть и наслаждаться прекрасным видом на долину Катманду, заполненную домами и дорогами, окруженную впечатляющими горами.

Я думаю, что лучший вид открывается со второй вершины холма, до которой можно дойти пешком по тропинке всего за несколько минут. Чтобы добраться туда, вы пройдете еще несколько небольших ступ и Пруд Мира во всем мире.

Вы поймете, что достигли второй вершины, когда увидите монастырь Whochen Thokjay Choyaling, который отличается от монастыря Karma Raja Maha Vihara рядом с главной ступой.

Катманду, объект всемирного наследия

С 1979 года Сваямбунатх является частью объекта всемирного наследия, который называется просто «Долина Катманду».

На территории расположены семь групп памятников и зданий, каждая из которых выбрана за свои исторические и художественные достоинства.

Я думаю, что Сваямбунатх является одним из самых значительных и, как легендарное место рождения долины Катманду, является прекрасным местом для начала. Но и другие тоже очень важны.

Особо следует отметить площадь Патан Дурбар и площадь Хануман Дхока Дурбар, комплексы храмов и официальных зданий вокруг старых королевских дворцов.

Я составил эту карту, на которой показано, где находится каждое из мест, включенных в список Всемирного наследия долины Катманду:

К сожалению, многие из них сильно пострадали во время землетрясения 2015 года, но были организованы усилия по ремонту и восстановлению сайтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *