Семичеловечья — священная гора манси — Наш Урал и весь мир
- Афиша
- Уральское
Войти в систему
Добро пожаловать!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
Политика Конфиденциальности
Восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
Гора Семичеловечья (1035м) — относительно редко посещаемая туристами вершинка Северного Урала. За 2 часа, которые там находились, а также по пути на гору и обратно не было встречено ни одного туриста (в начале автомобильной части маршрута встретили охотника на подготовленном TLC80).
Подъем на гору СемичеловечьяВид на гору Третий Бугор по пути на Семичеловечью«Человеки» на вершине горы Семичеловечья«Человеки» на горе Семичеловечья. На заднем плане Сухогорский каменьМалая вершинка горы Семичеловечья. На заднем плане Серебрянский камень, Конжаковский камень, Тылайский камень, Косьвинский каменьПлато на вершине горы СемичеловечьяПлато на вершине горы СемичеловечьяМежду большой и малой вершинами горы СемичеловечьяКаменный человек на склоне горы СемичеловечьяПлато на вершине горы СемичеловечьяКаменные «человеки» на склоне горы СемичеловечьяНа плато на вершине горы СемичеловечьяНа склонах горы СемичеловечьяКаменный «человек» на склоне горы СемичеловечьяВид на Сухогорский камень с горы СемичеловечьяВид на Серебрянский камень, Конжаковский камень, Тылайский камень с горы Чёрный камень (панорама на север)Пару часов провели наверху, обошли все останцы, посетили в том числе и малую вершину, насладившись видами. Наелись очень вкусной голубики, которой там несчётное количество.
От Кытлыма ехали по старым заросшим дорожкам, потом наверх шли по тропе, обратно значительную часть двигались по азимуту, сильно сократив путь и насладившись настоящими нехоженными дебрями. Местами был папоротник по грудь, а под ним камни, проваливающиеся под ногами сгнившие деревья, болотные кочки, ручьи и т. д. — все, как я люблю.
Для манси это была священная гора, они в останцах видели 7 окаменевших людей.
Про мансийскую легенду есть разные версии. Есть версия, что боги превращали людей в камни за грехи. Другая версия динамичнее. Она повествует об огромном медведе-людоеде, который жил на этой горе и досаждал людям. Семеро смелых охотников вызвались убить его (речь идёт о времени, когда было только холодное оружие) и им это удалось. Но все они получили смертельные раны и умерли на этой горе…
Во второй день сходили на гору Чёрный камень (705 м). Вверху кедровник, набрали шишек.
Автор: Виктор Сергеевич Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал»
Исходный текст: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4223221394471094&id=100003498260855
Другие статьи этого автора:
Бабиновская дорога — уральский аналог «из варяг в греки»
Гора Помяненный (Колчимский) камень — красивая вершина на севере Пермского края
Интересно? Расскажи друзьям!
КУПИТЬ НАШИ КНИГИ ОБ УРАЛЕ
Рассылка нашего урала
Ваш адрес электронной почты
На этот адрес будет приходить рассылка
Еженедельная рассылкаНовые статьи и достопримечательности Урала по пятницам Рассылку событий и маршрутов по Уралу Интересные события и маршруты по Уралу на выходные и не толькоНажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
+ Спасибо за подпискуОтдыхаем в Башкирии: Едем на дающий силу Иремель
Комсомольская правдаРезультаты поиска
Туризм: Отдохни!Отдых в Башкирии
Мила КИЯН
12 июля 2012 10:00
Этот горный массив на севере Белорецкого района называют самым величественным на Южном Урале
У башкир многие места именовались «священными».
Священная гора дает силы только тем, кто приходит к ней с чистыми помыслами
Вообще-то сейчас Иремель закрыт для посещений: не навсегда, временно. Хрупкая красота этого памятника природы нуждается в бережном отношении. Доступность гор делает их уязвимыми. Помните, год назад в Челябинской области даже устраивали на Иремеле ралли на джипах, что вызвало протест со стороны экологов и всех, кто мечтает сохранить для потомков уникальный памятник природы. Благодаря «КП» Иремелю присвоили статус национального парка, и теперь он находится под защитой государства.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Проще всего приехать в деревню Тюлюк Челябинской области (не путать с одноименной деревней на территории Белорецкого района Башкирии!), где расположены комфортабельные туристические приюты. Отсюда можно за один день совершить восхождение на любую из вершин Иремеля. Для экстремалов подскажем другой вариант: на квадроциклах или внедорожниках повышенной проходимости по заброшенным дорогам от деревень Новохусаиново, Николаевка, Махмутово.
ЦЕНА ВОПРОСА
Некоторые турфирмы организуют специальные туры на Иремель на уик-энд. Выезд обычно в пятницу вечером, дорога из Уфы займет около шести часов. Стоимость путевки на человека около 4 тысяч. В нее входят трансфер из Уфы, проживание, питание и услуги экскурсовода.
ЧТО ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОГО
1. На территории республики немало выдающихся горных вершин, большинство из которых находится в Белорецком районе, как, к примеру, Большой Иремель. Но и в других уголках респуб- лики есть что посмотреть. Вот некоторые из них:
2. Гора Большой Шелом находится на территории Южноуральского заповедника, ее высота 1427 метров. По своей красоте стоит в одном ряду с Иремелем. Название горы происходит от старо-русского варианта слова шлем – «шелом», и форма действительно смахивает на этот головной убор.
3. Гора Большой Ямантау – самая высокая вершина Южного Урала. Ее высота 1640 метров. Также находится на территории Южноуральского заповедника, чуть восточнее города Межгорье. В переводе с башкирского название означает «дружная гора». Подобно Иремелю гора Большой Ямантау является комплексным памятником природы и закрыта для посещений.
4. Хребет Нурали в Учалинском районе сравнительно небольшой – всего 752 метра, но, тем не менее, он является геологическим памятником природы. Его причудливый рельеф – один из самых красивых в Северном Зауралье. Здесь берет начало река Миасс, а в окрестностях есть несколько богатых рыбой озер.
5. Круглая Сопка – высшая точка (1016 м) хребтов Уйташ и Алабия в Учалинском районе. Это единственный хребет, располагающийся перпендикулярно остальным хребтам Южного Урала. Скалы здесь самых разнообразных форм: некоторые похожи на каменные скульптуры животных и руины древних построек. У подножия находится одно из самых красивых озер Башкирии – Ворожеич.
6. Шиханы – это уникальные одиночные горы на территории Стерлитамакского и Ишимбайского районов. Они являются памятником природы и внесены в Глобальный реестр геологического наследия. Они невысокие – до 400 метров, но очень живописные. Зимой здесь можно покататься на лыжах – на склонах проложена горнолыжная трасса, оборудованная подъемниками.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
народов Арктики Архив
Подробная аннотация (отзыв редактора)Ненцы, культурное наследие, сохранение культуры, народы Арктики, религия, святые местаРоза Лаптандер
Культ камней и гор у ненцев очень развит и играет значительную роль в их культуре. В Полярном Урале есть несколько священных гор, особо почитаемых ненцами. Советский этнограф Людмила Хомич[1] писала, что он имеет много общего с такими же культами гор у саамов.
В целом почитание камней и гор у ненцев можно связать с культом предков. В одной из ненецких легенд камень мог появиться из угля семейного очага[2]. Поэтому часть культовых предметов ненцев представлена камнями. Также этот культ камней и гор связан с поклонением духам земли и ее хранителям, которые могут помочь и защитить человека от злых духов.
В ненецкой культуре люди поклонялись горам не только как представителям мужских и женских божеств, но обычно они представлялись местными земными духами.
На Полярном Урале есть несколько священных гор. Самая важная гора называется Пе Мал Хада (бабушка края гор). Есть и другие священные горы: Минесей, Йенгания Пе и другие.
Ненецкая легенда о священной горе Минесей рассказывает: «Давным-давно дочь Числа (имя главного бога неба и означает также «небо»), перекочевала с ней караван в тундре. Внезапно на нее напал злой дух Нга . Он похитил молодую женщину и загнал ее оленей и нарты в горы. Так образовалась северная часть Полярного Урала, где гора Минсей — один из северных оленей дочери Нума».
В 1970-е годы геологи уничтожили поющую гору Янганя Пе (на ненецком языке янганя означает «особый, необычный, необыкновенный», пе «камень, гора»). Они обнаружили, что в нем есть богатые залежи мрамора, которые необходимо было добывать для нужд государства. Официальные представители коренных народов Ямала обратились к административным работникам и представителям горнодобывающей компании с требованиями сохранить и защитить это священное место. Однако в защиту святыни они ничего не могли сделать, а в Москве уже были подписаны документы о краевом освоении разработки этого месторождения мрамора.
Позже, в 1990-е годы, при строительстве железной дороги Обь-Бованенково, камни с той же священной горы ненцев Янганя Пе использовались для строительства насыпей железной дороги Газпрома.
Даже спустя несколько лет после разрушения этого сакрального места ненецкие старейшины помнят гору Янганя Пе как одно из важных ненецких сакральных мест на полуострове Ямал.
Посещение священного места на Полярном Урале. Фото Розы Лаптандер. Август 2021.Это фото я сделал во время полевой поездки в Западную Сибирь летом 2021 года. На фото «ветка» ненецкой святыни у Полярного Урала. Его могут посетить как женщины, так и мужчины. Главное место находится далеко в горах и по религиозным правилам туда допускаются только мужчины.
В старину к нему приезжали ненцы из разных уголков Ямальской тундры, когда это было необходимо в трудных жизненных ситуациях. Там они молились и приносили жертвы этому горному оленю. Они считают, что 9Гора 0013 Янганя Пе могла петь, потому что издавала необычные свистящие звуки, которые можно было услышать далеко за рекой Байдарата на многие километры в тундре до следующей священной горы Тёреналова (место крика). Вероятно, эти звуки издавал ветер в ямных пещерах внутри горы Янганья Пе .
С конца 1990-х годов охраняемыми территориями признаны святыни ненцев, в том числе и святые горы ненцев. Они признаны национальным достоянием ямало-ненецкого этнокультурного наследия, памятниками истории и археологии Полярного Урала[3]. Они также находятся в списке государственного культурного наследия. В связи с постановкой на государственную охрану горные работы не могут вестись в утвержденных границах территории расположения объекта.
Примечания
[1] Хомич Людмила. 1977. Религиозные культы у ненцев. Памятники культуры народов Сибири и Севера. Санкт-Петербург. (Людмила Хомич описывает в «Памятниках культуры народов Сибири и Севера» некоторые черты ненецкого культа камней и гор).
[2] Лаптандер, Роза и Пирс Витебские. 2021. Приложение Covid-19 и дух огня. Прием сообщений в Британии и Сибири. Антропология сегодня. Том 37, выпуск 6, декабрь 2021 г. Стр. 17-20. https://doi.org/10.1111/1467-8322.12688
[3] Лар, Леонид. 2003. Памятники культуры Ямала. Хебидья я. Тюмень. См. также Харучи, Галина. 2013. Священные места в традиционной и современной культуре ненцев. Историческая иллюстрация. (11 святых мест Ямала стали объектами культурного наследия России: https://yamal.aif.ru/culture/events/obektami_kulturnogo_naslediya_rossii_stali_11_svyashchennyh_mest_yamala)
Святыни ненцев: Поющая гора Янганя Пе
Подробная аннотация (отзыв редактора)Ненцы, культурное наследие, сохранение культуры, народы Арктики, религия, святые местаРоза Лаптандер
Культ камней и гор у ненцев очень развит и играет значительную роль в их культуре. В Полярном Урале есть несколько священных гор, особо почитаемых ненцами. Советский этнограф Людмила Хомич[1] писала, что он имеет много общего с такими же культами гор у саамов.
В целом почитание камней и гор у ненцев можно связать с культом предков. В одной из ненецких легенд камень мог появиться из угля семейного очага[2]. Поэтому часть культовых предметов ненцев представлена камнями. Также этот культ камней и гор связан с поклонением духам земли и ее хранителям, которые могут помочь и защитить человека от злых духов.
В ненецкой культуре люди поклонялись горам не только как представителям мужских и женских божеств, но обычно они представлялись местными земными духами.
На Полярном Урале есть несколько священных гор. Самая важная гора называется Пе Мал Хада (бабушка края гор). Есть и другие священные горы: Минесей, Йенгания Пе и другие.
Ненецкая легенда о священной горе Минесей рассказывает: «Давным-давно дочь Числа (имя главного бога неба и означает также «небо»), перекочевала с ней караван в тундре. Внезапно на нее напал злой дух Нга . Он похитил молодую женщину и загнал ее оленей и нарты в горы. Так образовалась северная часть Полярного Урала, где гора Минсей — один из северных оленей дочери Нума».
В 1970-е годы геологи уничтожили поющую гору Янганя Пе (на ненецком языке янганя означает «особый, необычный, необыкновенный», пе «камень, гора»). Они обнаружили, что в нем есть богатые залежи мрамора, которые необходимо было добывать для нужд государства. Официальные представители коренных народов Ямала обратились к административным работникам и представителям горнодобывающей компании с требованиями сохранить и защитить это священное место. Однако в защиту святыни они ничего не могли сделать, а в Москве уже были подписаны документы о краевом освоении разработки этого месторождения мрамора.
Позже, в 1990-е годы, при строительстве железной дороги Обь-Бованенково, камни с той же священной горы ненцев Янганя Пе использовались для строительства насыпей железной дороги Газпрома.
Даже спустя несколько лет после разрушения этого сакрального места ненецкие старейшины помнят гору Янганя Пе как одно из важных ненецких сакральных мест на полуострове Ямал.
Посещение священного места на Полярном Урале. Фото Розы Лаптандер. Август 2021.Это фото я сделал во время полевой поездки в Западную Сибирь летом 2021 года. На фото «ветка» ненецкой святыни у Полярного Урала. Его могут посетить как женщины, так и мужчины. Главное место находится далеко в горах и по религиозным правилам туда допускаются только мужчины.
В старину к нему приезжали ненцы из разных уголков Ямальской тундры, когда это было необходимо в трудных жизненных ситуациях. Там они молились и приносили жертвы этому горному оленю. Они считают, что 9Гора 0013 Янганя Пе могла петь, потому что издавала необычные свистящие звуки, которые можно было услышать далеко за рекой Байдарата на многие километры в тундре до следующей священной горы Тёреналова (место крика). Вероятно, эти звуки издавал ветер в ямных пещерах внутри горы Янганья Пе .
С конца 1990-х годов охраняемыми территориями признаны святыни ненцев, в том числе и святые горы ненцев.