Архимандрит Дорофей (Дбар): Паломничество на Святую Гору Афон
Архимандрит Дорофей (Дбар): Паломничество на Святую Гору Афон | Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии- Русский
- English
- Аҧсуа
Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Статьи > Архимандрит Дорофей (Дбар): Паломничество на Святую Гору Афон
В январе 2014 год я распечатал свою докторскую диссертацию в одиннадцати экземплярах и отнес ее в Аристотелевский университет города Cалоники. Пока профессора университета знакомились с моей работой (а это 400 страниц), я решил воспользоваться этим временным промежутком и в последний раз перед окончательным возвращением на родину, в Абхазию, съездить на Святую Гору Афон.
Святая Гора (по греч. Άγιον Όρος), один из полуостровов в северной части современной Греции, является самым крупным центром православного монашества в мире. На полуострове находятся 20 крупных монастырей, большое количество скитов (небольших монастырей), еще большее число отдельных монашеских келий и хижин. Общее количество монашествующих составляет порядка 2000 человек. Все — мужчины. Подавляющее большинство насельников — греки. Есть монастыри и скиты, принадлежащие болгарам, сербам, русским и румынам. Когда-то в монастыре Ивирон подвизались иверы (грузины) и абазги (абхазы). Этот монастырь был создан во времена Абхазо-Картвельского царства (по греч. ῆ βασιλεῖα τῶν Ἀβαζγῶν καὶ Ἰβήρων, т. е. царства абазгов и иверов). В наше время во многих монастырях можно встретить выходцев из Франции, Англии и Германии. В скиту Святой Анны мы познакомились с французом из Марселя, который принял Православие и намерен стать монахом. Его приход в Православную Церковь был связан с именем архимандрита Плакидаса (Deseille), человека, который, будучи клириком Римско-Католической церкви, в 1977 году принял Православие и стал насельником монастыря Симона-Петра на Святой Горе Афон. Позднее о. Плакидас перенес монашескую традицию Святой Горы во Францию, основав там несколько монастырей. Ему же принадлежит замечательная книга под названием «Мой путь к Православию».
Женщинам посещать Святую Гору запрещено. Должен отметить, что последний фактор сыграл немаловажную роль в успешном духовном развитии насельников полуострова. Когда в тех или иных греческих монастырях меня спрашивали, откуда я приехал, я отвечал, что из Абхазии, из Новоафонского монастыря. Несмотря на все мои попытки описать условия жизни новоафонских монахов, которым на протяжении всего туристического сезона приходится слушать музыку, доносящуюся до корпусов, в которых они живут, из кафе и ресторанов города Новый Афон, а прямо под окнами келий целыми днями ходят полураздетые отдыхающие, монахи Старого Афона никак не смогли представить себе столь дикие для них сцены.
Кстати, на всем полуострове греческого Афона, запрещено и купание в море. Забыл сказать, что территория полуострова является закрытой, и туда можно попасть только на корабле при наличии специального разрешения (Διαμονητήριο).
Впервые на Святую Гору я попал в январе 2007 года, когда в одиночестве, пешком, без знания греческого языка в течение десяти дней обошел половину Афонских монастырей, расположенных на полуострове. Прошагал я тогда около 70 км.
Интересная деталь. Где-то за три-четыре месяца до того, как мне предстояло отбыть из Абхазии в Грецию, я видел сон: поднимаюсь в гору по лестнице, выложенной из камней. В какой-то момент оборачиваюсь и вижу, что высота, на которой я нахожусь, — какая-то невероятная.
Так вот, когда я восходил по тропе из Кавсоколивии в сторону скита Святой Анны и достиг участка, где действительно была лестница, выложенная из камней, то, обернувшись, я увидел наяву и узнал то самое приснившееся мне место.
С 2007 года я стал ездить на Афон ежегодно. В 2010 году побывал там вместе со своими земляками Зурабом Агрба и Саидом Харазия. Ездил я и в монастырь Святого Павла, где три года подвизался наш соотечественник иеродиакон Давид (Сарсания).
Больше всего на Святой Горе меня впечатлили следующие вещи.
Во-первых, ритм жизни монастырей Святой Горы. Там до сих пор живут по византийскому времени. Разница с «европейским временем» составляет около 5–6 часов. Встают на Афоне в 1–2 ночи, обедают в 9–10 часов утра, ужинают в 4 часа дня, спать ложатся в 6–7 часов вечера.
Во-вторых, богослужение совершается в храмах (кафолико), где нет электрического света и над тобой множество горящих свечей и теплящихся лампад. Такая атмосфера, с учетом, что службы проходят исключительно в ночное время (плюс потрясающее византийское пение, хотя оно не столь витиевато, как на службах в приходских храмах Греции), не может не располагать человека к молитве и созерцанию.
В-третьих, доминирующее количество молодых монахов, каждый из которых является обладателем нескольких (!) дипломов о высшем образовании. И дело не только в образованности молодых священнослужителей. Большинство из подвизающихся на Афоне пришли сюда не потому, что не смогли найти себя в миру, не от любви к «средневековой романтике» (хотя таковые тоже есть), а исключительно по зову сердца и из любви к Богу. Впрочем, не меньшее впечатление произвели и совсем простые монахи-старцы. Все они почему-то очень маленького роста. Здесь же на Афоне подвизался и великий, не побоюсь этого слова, человек нашего времени, старец Паисий Святогорец. Его поучительные слова сегодня переведены на десятки европейских языков. Я уже начал переводить отдельные его слова на абхазский.
И, наконец, последнее — гостеприимство. В какой бы монастырь ты ни пришел, тебя вначале зовут в гостевую (архондарик), где просят отложить в сторонку рюкзак и принять угощение, состоящее из стакана воды, маленькой рюмки крепкого напитка и чашечки кофе. В одном из монастырей нас, паломников, посадили в трапезной за центральный стол с игуменом, в то время как братия села за боковые.
Не могу не сказать и о том, что Святая Гора Афон — это крупнейший очаг христианского просвещения и православной культуры. Достаточно заметить, что в монастырях и скитах Афона хранятся 15 800 греческих рукописей, 3 500 славянских, несколько сотен грузинских и румынских. Многие рукописи уникальны.
Несколько лет назад Мира Константиновна Хотелашвили-Инал-Ипа в письме ко мне сообщила следующее: «…Когда-то Лев Николаевич Соловьев, наш известный археолог (как мне помнится, сын священника), рассказывал, что во время столкновения русского афонского монашества с греческим правительством (об этом, я думаю, тоже нужно было бы написать статью), часть духовных лиц приехала в Россию, причем, у них в руках находились разные рукописи, среди которых были и касавшиеся “Истории Абхазии”, написанные на греческом языке, и что часть из них была исполнена греческим алфавитом, но якобы на абхазском языке. Лев Николаевич говорил, что знает об этом совершенно точно, так как сведения эти получил в Москве от очень высокопоставленных и сведущих лиц. Дальнейшую судьбу этих рукописей он не знал и все просил Шалву Денисовича начать поиски в этом направлении. Однако, вы сами понимаете, что можно было сделать в 60-е, 70-е годы, да и рукописи, скорее всего, попали в “недобрые руки”… Но, может быть, все эти материалы были увезены обратно или попали в Новоафонский монастырь, ведь недаром меньшевики так тщательно его обыскивали…».
У меня нет сомнений, что абхазы в византийский период своей истории в церковных нуждах использовали письменность на основе греческого алфавита. К сожалению, пока я находился в Греции, я не располагал достаточным временем, чтобы провести соответствующие исследования в этом направлении. До сегодняшнего дня все мои попытки обнаружить какие-либо следы средневековой абхазской церковной письменности на основе греческого алфавита не увенчались успехом.
Замечу, что по данным Robert Curzon в 1837 году, в монастыре Ивирон на Святой Горе Афон хранились: 2 000 рукописей на бумаге (на греческом языке), 1 000 рукописей на пергаменте (на греческом языке), 100 рукописей на грузинском языке.
Да, чтобы не забыть: знаменитая чудотворная икона Божией Матери из монастыря Ивирон, которая у нас широко известна как «Иверская», на Афоне именуется «Вратарницей» (Портаитисса).
Еще одна интересная история, которую я уже описывал в одной из статей.
В 1821–1823 годах, когда территория Северной Греции еще находилась под турецким владычеством, Салониками правил Мехмет Емин Абдулах Паша. Чаще его именовали Абдул Рабут, или просто Рабут. В Салоники он был переведен из Дамаска. Он был известен как каратель греческих повстанцев в Халкидиках (Северная Греция) и непокорных монахов Святой Горы Афон. В августе 1823 года по решению Высокой Порты он был направлен в Ларису (Фессалия, Греция).
В 1822 году Абдул Рабут, будучи правителем Салоник, приказал, чтобы к нему явились представители всех Афонских монастырей. Игумен монастыря Святого Дионисия Стефан послал вместо себя грузинского монаха Иллариона. Когда делегаты пришли к Абдул Рабуту, они показали ему документ от Священной Кинотиты (управленческий орган Афона), в котором были указаны имена представителей всех монастырей Святой Горы. Рабут, увидев в списке имя о. Иллариона Грузина, остановился на миг, посмотрел на монахов и спросил: «Кто из вас грузин?». Монах Илларион ответил, что это он грузин и что родом он из Имеретии. Тогда Паша Абдул Рабут сказал, что сам он родом из Абхазии и его отец был православным священником, и что когда он был совсем юным, его продали туркам (очевидно, выкрав у родителей). Паша Рабут заключил всех представителей монастырей в тюрьму, за исключением грузинского монаха. Вернувшись на Святою Гору, о. Илларион стал сожалеть, что не остался с остальными монахами, заключенными в темницу. Он вновь вернулся в Салоники и публично перед Абдул Рабутом исповедовал свою приверженность православной вере. Паша повелел заключить Иллариона в тюрьму. Однако двое других абхазцев из охраны Абдула Рабута, которым он во всем доверял, придя к нему, просили не трогать грузинского монаха, поскольку потом во всей Имеретии будут говорить, что абхазцы не должным образом поступили со своими соседями. Абдул Рабут отпустил монаха Иллариона. Абхазцы из охраны Паши вывели о. Иллариона из города Салоники и повелели ему немедля вернуться на Афон. За свои последующие монашеские подвиги в 2002 году о. Илларион был причислен к лику святых.
Создание русскими монахами из Святой Горы Афон Новоафонского монастыря в Абхазии — это отдельная история, изучением которой я занимаюсь уже много лет. Когда работа будет завершена, она будет представлена на суд читателя.
г. Салоники, Греция
2 февраля 2014 г.
Поделиться с друзьями:Святая Гора Афон на Халкидиках
Афон — полуостров в составе греческого региона Халкидики и один из главных христианских паломнических центров мира. Местом притяжения туристов на полуостров является Святая Гора Афон, где находится единственная в мире автономная монашеская республика, с 1988 г. включенная в список ЮНЕСКО. Попасть на Святую землю могут только мужчины-христиане, получив специальное разрешение-визу.
Расположение Святой Горы на карте Греции
Айон-Орос или Афон — полуостров Греции, расположенный в северо-восточной части страны и являющийся самым маленьким «пальцем» Халкидонского полуострова (занимает площадь 336 км²).
Полуостров, расположившийся между заливами Иерисос и Айон-Орос Эгейского моря, привлекает тысячи туристов возвышающейся здесь на 2033 м горой Афон, где находится крупнейшее в мире средоточие православных монахов — Автономное государство Святой Афон. У подножья священной горы Греции лежит город Уранополис, откуда начинаются паломнические туры к афонским монастырям.
Автономная монашеская республика
С древних времен Старый Афон Греции считался священным. По преданию, некогда корабль Девы Марии попал в бурю и причалил к берегам горы. Восхитившись живописной природой местности, Богородица попросила себе эту землю во владения. В VII в. на горе стала основываться монашеская община, а в 883 г. это место стало центром исключительно для проживания монахов.
Хотя ответом на вопрос, где находится гора Афон, в какой стране, будет Греция, эта территория не принадлежит балканской республике, а является Автономным монашеским государством со своим Уставом. Во главе афонской республики стоит Священный Кинот.
Сегодня Св. Гора Афон на своей территории вмещает 20 монастырей и 12 скитов, где проживает около 2500 монахов. Из 20 общин здесь 17 — греческие и по одной — болгарской, сербской и русской. Первый крупный монастырь, Великая Лавра, на горе появился в 963 г., последний, Ставроникита, — в 1542 г. Создавать новые общины на Святой земле запрещено.
Основная причина, по которой паломников всего мира притягивает гора Афон — монастыри, хранящие не только шедевры религиозного искусства и иконописи, но и мощи Святых. Больше всего реликвий находится в Великой Лавре, но из значимых святынь, доступных к поклонению, стоит также отметить:
- часть Животворящего Креста в монастыре Ксиропотам;
- пояс Девы Марии в монастыре Ватопед;
- дары волхвов, якобы принесенные Иисусу, в монастыре Святого Павла.
Знаменитый христианский паломнический центр с каждым годом привлекает все больше посетителей, поэтому сегодня имеет Святая Гора Афон Греции и официальный сайт, на котором можно даже отправиться в виртуальный тур по республике.
Порядок посещение земли Богородицы
Республика является обителью исключительно монахов-мужчин, поэтому посещение Святой Горы запрещено для представительниц женского пола (это закреплено Уставом государства еще в IX в.). Перед женщинами предстает гора Афон в Греции с монастырями на фото или с экскурсионных катеров, которые несколько раз в день отправляются с Уранополиса.
Мужчины-христиане любой конфессии могут посетить афонскую территорию только со специальным разрешением — диамонитирионом. Они бывают двух видов:
- геникон — выдается на 4 дня с правом на посещение 20 монастырей и возможностью оставаться на ночлег в любом из них;
- идикон — разрешение от определенного монастыря, которое позволяет на неограниченный срок оставаться на территории этой обители.
Выдаются разрешения Священной Эпистасией, контора которой расположена в городе Уранополис. Предварительное одобрение на посещение монашеской республики можно получить в Паломническом центре в Салониках, для оформления диамонитириона необходимо по электронной почте отправить личные данные (Ф. И. О., дата рождения) и номер загранпаспорта, а также указать планируемый срок пребывания на Святой земле.
ВАЖНО. Ежедневно Эпистасия выдает не более 110 диамонитирионов (100 — для жителей Греции, 10 — для иностранцев), поэтому направлять запрос на получение визы нужно за 3–6 месяцев до поездки.
Перед паломничеством в Грецию на Афон (в монастыри), на официальном сайте монашеской республики следует изучить правила поведения на Святой земле.
Как добраться на Святую Гору
Отправной точкой путешествия являются Салоники, откуда нужно преодолеть 140 км до Уранополиса. Сделать это можно на автобусах, которые отправляются к подножью Святой Горы с вокзала KTEL Halkidiki 5 раз в день. Билет стоит 12,5 €, время в пути — 2,5 ч.
Из Уранополиса попасть в монашескую республику по суше нельзя, туда курсирует только водный транспорт (до порта Дафни). Первый катер отправляется в 07:00, поэтому прибыть в Уранополис нужно к 06:00, чтобы успеть получить диамонитирион (за визу нужно заплатить 25 €), купить билет на паром (15 €) и пройти таможенный контроль. От Дафни последний паром отбывает в 16:00.
Осмотреть все монастыри за 1 день не получится, так как передвигаться по полуострову придется пешком, а расстояние между общинами большое. Планируйте поездку минимум на 4 дня.
Внутри Святой Горы Афон
Где монахи живут буквально в кельях, подвешенных на отвесных скалах, как голубиные гнезда, далекие от монашеского чина, аскеты до конца жизни. Гора Афон – особое место. Это предназначенное место, где монахи уединяются и посвящают свою жизнь Богу. Люди, которые хотели трудиться во имя любви к Богу, поклонялись Ему всей своей волей, чтобы освятить себя и, в то же время, помочь миру своими молитвами и своим добрым примером. Стать монахом не так просто. В первую очередь это зов Божий, но призыв Божий не обязателен. Это место, гора Афон, была выбрана Богородицей. Вернее, ей дали клир, когда Апостолы получили клир, на место которого все будут возвещать Иисуса Христа. Наша Дева Мария выбрала Святую Гору Афон.
Гора Афон представляет собой ковчег Православия. Сегодня его составляют 20 монастырей и других монашеских фондов, таких как скиты, кельи, скиты. Его столица — Кариес. Афонская монашеская жизнь начинается в 843 году, по прибытии на Афон двух великих личностей: святителя Петра Афонского и святого Афанасия Афонского. Эту гору, по афонскому преданию, посещала Богородица, когда она была заселена язычниками. Когда язычники наткнулись на Деву Марию, они подивились ее красоте и сказали, что такой красотой может обладать только одна богиня. Богородица благословила эту гору и, как и собственный сад, наполнила ее преданными людьми, живущими в девстве и чистоте.
Чтобы сохранить этих детей в своем саду, чтобы иметь возможность необъяснимым образом поклоняться Богу, Ее волей было оставаться необитаемым, защищенным от всего, что могло бы избежать монашеской святости монахов. Вот почему Святая Гора Афон вот уже более тысячи лет живет невосприимчивой к женщинам. И это вселило в людей, особенно женщин, уважение, любовь и страх по отношению к Святой Горе Афон. Наша Дева Мария также обеспечила святость своих детей, монахов, не допустив не только женского пола, но и всех животных женского пола. Чтобы монахи тотально и беззаботно посвятили себя своим одиноким обязанностям и через них шли к святости.
Согласно афонскому преданию, Богородица путешествовала на лодке из Палестины на Кипр, чтобы посетить воскресшего из мертвых святого Лазаря в сопровождении святого Иоанна Богослова. Сильный шторм послужил поводом для того, чтобы корабль, наконец, был найден на Святой Горе Афон и конкретно в порту Климента в Иверском монастыре. Также по традиции говорится, что вершина горы Афон и все деревья склонялись и поклонялись в сторону порта Климента, где находилась Дева Мария. Впечатленная красотой места, Дева Мария попросила Господа дать ей полуостров и посвятить это место ее поклонению. Таким образом, место было преобразовано в место молитвы, веры и подвижничества и получило название Святой Горы Афон.
Мы можем видеть присутствие монахов на Афоне с 4-5 веков нашей эры, а самый старый монастырь перешагнул через 1000 лет непрерывной монашеской жизни в прошлом веке. Он также считается одной из самых важных частей Балкан и Европы, но в основном Восточной Православной Церкви из-за его большой исторической, религиозной, секретарской и культурной ценности. Это живая Византия, спустя шесть веков после падения Византии. Наконец, из-за огромного количества значимого материала его характеризуют и как «приют» греческого наследия, но и как живой музей, поскольку священные сосуды и предметы не заключены в витрину, а являются частью повседневного быта. поклонение.
Согласно греческой мифологии, гора Афон связана с битвами между гигантами и богами Олимпа. Лидером первого был Атос. Афон бросил из Фракии огромную скалу против Посейдона, но потерпел неудачу, и скала упала в море, образовав гору, которой было присвоено его имя.
Гора Афон Информация Халкидики Греция
Согласно традиции, Дева Мария плыла в сопровождении Св. Иоанна Богослова из Иоппии на Кипр, чтобы посетить Лазаря. Когда корабль унесло ветром на Афонский полуостров, он был вынужден бросить якорь недалеко от нынешнего Иверского монастыря.
Богородица вышла на берег и, пораженная чудесной и дикой природной красотой горы, благословила ее и попросила Сына, чтобы она стала ее садом. Раздался голос, говорящий : «Пусть это место будет твоим наследием и твоим садом, раем и убежищем спасения для тех, кто ищет спасения ». С этого момента гора была освящена как сад Девы Марии или Богородицы ( Perivoli tis Panagias ) и была закрыта для всех остальных женщин.
Исторических документов по древней истории Святой Горы Афон очень мало. Мы уверены, что монахи были там уже с 4 века. В то время здесь жили как христиане, так и язычники. После исламского завоевания Египта в 7 веке многие монахи из египетской пустыни пытались найти другое место, и некоторые из них пришли на Афонский полуостров. . В 866 году Иоанн Коловос построил первый монастырский центр,
В 958 году нашей эры монах Афанасий Афонский прибыл на Афон из монастыря Ксеролимна в Малой Азии. В 962 году строится большая центральная церковь «Протатон» в Кариесе. В следующем году при поддержке императора Никифора Фоки был основан монастырь Великой Лавры , самый большой и видный из 20 существующих сегодня монастырей.
Первая организация монашеского образа жизни осуществляется уставом (Типиконом) св. Афанасия, что привело к вмешательству государства через Иоанна Цимискиса, давшего Устав (Типикон), действующий и сегодня. Первоначально там были только отдельные монастыри, но позже они были организованы в монашеское государство.
Из Византии православная вера распространилась на Балканы и монахи из этих земель прибыли на Афон для основания монастырей. Грузинские монахи основали монастырь Ивирон (976 г.), сербы — монастырь Хиландари (1197 г.), а болгары — монастырь Зографу (1270 г.).
За первые два века этого периода было основано более 180 монастырей с более чем 20 000 монахов.