Святая обитель это: Обитель — православная энциклопедия «Азбука веры»

Святая обитель | Статьи | Известия

Особое внимание стоит уделить Успенскому собору. Это самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV века. Он был возведен по повелению и на средства царя Иоанна Грозного в 1559 году в качестве храма во имя Живоначальной Троицы. Наличие в монастыре к этому времени уже двух Троицких храмов — старого Троицкого собора и Троицкой церкви «под колокола» — говорит о намерении царя построить на этот раз главный, «великий» храм в честь Троицы, и превратить Сергиев монастырь в общерусский центр культа святой Троицы.

Эксперты по архитектуре убеждены, что, несмотря на некоторые отступления от избранного прототипа, сооружаемый в Троицком монастыре новый — «великий» — Троицкий собор воспринимался современниками как священная копия московского Успенского собора. Однако строительство собора не было доведено Иваном Грозным до конца. Он был завершен при Федоре Иоанновиче и освящен под именем Успенского.

Запас прочности этого собора превышает показатели его кремлевского прототипа, но в целом он воспроизведен по уникальному плану московского собора.

По мнению специалистов, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря — слабоизученный памятник, в котором могут скрываться любые сюрпризы и открытия, важные для специалистов в области архитектуры. В 1606 году под западной папертью Успенского собора было погребено тело Бориса Годунова, по распоряжению Лжедмитрия I изъятое из царской усыпальницы в Архангельском соборе. Здесь же похоронены его жена, сын и дочь. В 1780 году паперть была разобрана и заменена крыльцом в стиле барокко, а над гробницами Годуновых поставлена палатка-усыпальница.

Конечно же, внешний вид храма со временем менялся. В середине XVIII века вместо шлемовидных куполов были сделаны луковичные и в связи с заменой покрытия четырехскатной кровлей увеличена высота центрального барабана, что изменило первоначальный облик собора. Интересно, что роспись стен храма, которая относится к 1684 году, в значительной части сохранила до наших дней свой первоначальный вид. Храм расписывали лучшие мастера того времени — местные и ярославские иконописцы. При этом фрески создавались по строгим церковным канонам, без отступления от правил. Пышный резной иконостас датируется концом XVII века, и в нем есть иконы XVI века. Над царскими вратами с изображением евангелистов помещалась икона Ушакова «Тайная вечеря», которая ныне находится в музее.

Еще один храм, мимо которого не пройдет ни один увлеченный древней архитектурой гость обители, — храм Зосимы и Савватия начала XVII столетия. Это единственная шатровая церковь в ансамбле монастыря. Она входит в комплекс Больничных палат. Еще не так давно она разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор Трофимов вернул былую красоту красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.

Следующий объект, который необходимо увидеть, — Духовская церковь. Это небольшое и изящное сооружение, способное по красоте соперничать со знаменитой церковью Покрова на Нерли. Церковь Сошествия Святого Духа была возведена на месте деревянной Троицкой церкви 1412 года, перемещенной сюда во время строительства каменного Троицкого собора. Церковь «иже под колоколы», как ее описывает летопись, включающая в себя звонницу, является древнейшим из ныне сохранившихся храмов этого типа. Любопытно, что она была построена псковскими мастерами, и это наложило особый отпечаток на ее архитектуру, ведь псковичи имели большой опыт в строительстве подобных сооружений. В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. В декоре наружных стен здания впервые в русской архитектуре применены так называемые поливные изразцы — покрытые налитой глазурью и обожженные в печи.

Стилистически этот храм близок памятникам московской архитектуры того времени, характерные черты которой — например, перспективные порталы с килевидным завершением и повышенные подпружные арки — органично сочетаются здесь с элементами псковского зодчества.

Церковь была расписана только в 1655 году, и роспись выполнялась местными иконописцами по заказу Патриарха Никона. В 1860 году фрески были сбиты и заменены масляной живописью, неоднократно обновлявшейся в XIX и начале XX веков. Обязательно стоит взглянуть на иконостас — он был создан в XIX веке.

Еще одно маленькое чудо лавры — небольшая Михеевская церковь в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, расположенная возле Трапезного храма. Свидетелем этого дивного события стал ученик и келейник преподобного Сергия — преподобный Михей Радонежский, и в 1734 году над его гробницей была построена церковь, получившая его имя.

Обязательно стоит посетить еще одно сокровище обители — восьмигранную барочную Смоленскую церковь (церковь Одигитрии), построенную, как считается, архитектором Ухтомским на средства графа Разумовского. Существует предание, что постройка связана с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с блистательным графом. Это легкий воздушный храм бирюзового цвета, опоясанный четырьмя широкими каменными лестницами. Стоит обязательно зайти внутрь церкви: ее иконостас взят из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице в Москве.

Покидая стены обители, обязательно посетите надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она была построена в 1699 году на средства семьи Строгановых — самых богатых и именитых людей того времени. Церковь со Святыми вратами возводилась в два этапа — в 1513 году и в 1693-1699 годах. Иоанн Предтеча известен как проповедник покаяния, поэтому сегодня в этой церкви причащаются паломники, пришедшие в обитель.

Рильская святая обитель дает надежду и утеху в дни испытаний

Хотя мы и закрылись в своих домах, опасаясь эпидемии, мы не забываем искать Бога там, где наша искренняя молитва слышна лучше всего. Богомольцы  заполняют храмы каждый день, а пилигримы отправляются в паломничество в одно из священных мест на наших землях.

Рильская святая обитель и в эти месяцы трудностей остается предпочитаемым местом для многих верующих.


«Речь идет о паломниках, которые приходят в святую обитель как христиане и богомольцы, – говорит игумен Рильского монастыря епископ Евлогий. – Это хорошо не только для святой обители, но и для каждого человека, чтобы найти соприкосновение с Богом, утеху, поддержку, надежду. Разумеется, соблюдая все меры и требования гигиены, установленные для всей страны. Мы делаем все, что необходимо – в храме постоянно проводится дезинфекция, у входа есть специальный коврик с дезинфекционным раствором.

Иконы также регулярно дезинфицируются, как и все деревянные части храма, к которым прикасаются богомольцы».  

Согласно легенде, история Рильского монастыря связывается со святым Иоанном Рильским, который в Х веке пришел на эти земли, чтобы предаться посту и молитвам вдали от мирской суеты. После  смерти святого его последователи построили монастырь недалеко от места, где монах завершил свой земной путь.


На протяжении веков святая обитель превратилась в духовный, просветительский и культурный центр, пока наша страна не потеряла свою независимость в XIV в. , попадая под османскую власть. Последовали «годы тьмы», а век спустя монастырь был разрушен и разграблен османскими захватчиками. Первые лучи света пришли в конце XV в., когда с помощью болгар со всей страны Рильский монастырь начал восстанавливаться и возвращать свой ореол духовного центра.

«Рильская святая обитель была построена во времена турецкого рабства в своем нынешнем виде, за исключением Хрельовой башни, которая восходит к временам царя Ивана Шишмана,  рассказал епископ Евлогий в интервью БНР-Благоевград. – Наши предки в гораздо более тяжелых обстоятельствах заботились о ней – возобновить ее после погромов во время рабства, создать ее нынешний вид, несмотря на бедность и лишения. Мы обязаны продолжить это дело и, несмотря на эпидемию, поддерживать святую обитель в  безупречном виде, чтобы сохранить ее для поколений».


Любой, кто хочет остаться переночевать в монастыре, может сделать это, заверил епископ Евлогий. К сожалению, зимой закрытыми для посетителей остаются Хрельова башня и монастырская кухня. Вместо этого можно осмотреть центральный музей, монастырские здания и церковь.


«Молитва – это то, что может выпросить у Бога все и дать нам успокоение, веру, надежду, упование, – говорит игумен. – Без молитвы ничего не получается. В годы испытаний в прошлом, когда в этом районе были чума, холера и другие подобные эпидемии, именно молитва помогла преодолеть эти испытания посредством участия в общих богослужениях. Святая литургия совершается для всех христиан, но тот, кто не может Божьи храмы или святые обители, может также молиться в своем доме. Домашняя молитва также имеет большое значение для каждого христианина, для каждого человека».


Епископ Адрианопольский Евлогий считает, что эпидемия коронавируса является испытанием для всех людей. Поэтому он и советует нам искать общение с Богом.

«Пусть каждый человек обратится лицом к своей совести и попросит Бога о прощении за вольные и невольные грехи, которые он совершил.

И всем надо молиться, чтобы скорее прошло это бедствие». 


Составил: Диана Цанкова (по интервью Марианны Поповой из БНР-Благоевград)

Перевод Марии Атанасовой

Фото: rilskimanastir.org и архив

Радио Болгария История и религия    богомольцы епископ Евлогий испытания коронавирус паломники Рильская святая обитель Рильский монастырь святой Иоанн Рильский Хрельова башня

Это святое место

Тексты песен

Это святое место
Как я могу быть здесь, как я могу показать свое лицо?
Чем я заслуживаю?
Не более чем осуждение и позор

Как я могу легко войти в Ваше присутствие
Забыв все, что Ты сделал, забыв все, что Ты сделал?
Позволь мне вспомнить Твою жертву,
и цену, которой завоёвана эта свобода

Я всё же грешник
Как глубоко я ранен, как поверхностно моё сожаление
И хотя я не заслуживаю
Твоя кровь аннулировала мой долг

Я не войду в Твое присутствие легкомысленно
Забыв все, что Ты сделал, забыв все, что Ты сделал
Господи, я помню Твою жертву и цену, которой была завоевана эта свобода

О Дух теперь начни
Приди, освяти меня и разбей это сердце греха
И пусть моя жизнь станет
Местом, куда может войти Христос

Я не войду в Твоё присутствие легкомысленно
Забыв всё, что Ты сделал, Великий Отец, Дух, сын
Я буду помнить Твою жертву,
И любовь, которой моя свобода завоевана

О песне

Появляется на: Новые шотландские гимны

Темы: Причастие, Святой Дух, Агнец Божий, Жертва, Освящение, Грех

Библейские отрывки: Евреям 9; Исаия 6:5  

CCLI: 6467993

Музыка: Грег де Блик

Текст песни: Грег де Блик

Devotional

«Евангелие — это прежде всего плохие новости, а потом хорошие» — Фредрик Бюхнер. Странно ходить в церковь, когда я думаю о том, как я все еще грешу. Идти и наслаждаться общением святых, и иметь доступ к Богу – иметь возможность приблизиться к Нему как к нашему Отцу… Лицемерие ли это? Или самообман? Как остро усилилось это чувство недостойности, когда мои своенравные, мимолетные, эгоцентричные мысли столкнулись с реальностью Святого Причастия – напоминанием о том, что Христос сделал для меня. Но признаком того, что в вас действует Божий дух, является растущее осознание серьезности ваших грехов. Вы больше не хотите игнорировать их или перекрашивать как приемлемые. Вы жаждете избавиться от них. И я сказал: «Горе мне! Я погиб; ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами; ибо глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» Исаия 6:5 Многие предпочли бы, чтобы церковь учила безусловному положительному отношению к грешникам. Возможно, это потому, что они хотят противостоять тактике дьявола… Ему нравится мучить людей их собственной виной. Его цель — сделать нас несчастными, обиженными и наполненными жалостью к себе. Но Он в равной степени доволен, если мы решаем легкомысленно относиться к своим грехам и считать себя лучше, чем мы есть на самом деле. Пока мы прибегаем к гордыне или обману, мы твердо ставим себя на его территорию. Я все еще грешник Как глубоко я ранен, как поверхностно мое сожаление И хотя я не заслуживаю Твоя кровь аннулировала мой долг Но евангельская весть обязательно признает тот факт, что, с одной стороны, мы безнадежно мертвы в наших грехах, но, с другой стороны, Христос заплатил цену, вменив нам Свою праведность, дал нам новый паспорт, новое наследие, усыновление, прощение, жизнь, силу преображения и непоколебимую надежду. Эта истина разрушает и перестраивает нас – она дает нам достаточно силы ненавидеть грех и прилепляться ко Христу настолько, чтобы наша жизнь начала демонстрировать свидетельство освящения. Как мне примириться с тем, что «грешная плоть» все еще живет во мне и стремится увлечь меня, отвратить от следования за Богом? Дело в том, что я не соглашусь. Пока Христос не вернется и не завершит доброе дело, которое Он начал во мне, моя работа — вести войну. Грех — мой внутренний враг, и мои грехи ужасны и постыдны. Но Христос мой Спаситель, и как бы ни был велик мой грех, Христос еще больше. Он дает мне возможность покаяться и получить прощение. Позвольте мне воспользоваться этим великим даром! На фоне собственного недостоинства великая ценность Христа становится тем драгоценнее. Пусть моя печаль будет велика сейчас, чтобы моя радость могла быть больше.

Получите все ресурсы New Scottish Hymns с нашим набором альбомов!

Загрузите запись в формате MP3, полные ноты и все другие доступные ресурсы для всех песен из альбома New Scottish Hymns по исключительной цене с нашим предложением пакета альбомов!

Купить за:

вы 25 фунтов стерлингов

ваша небольшая группа 33 фунта стерлингов

ваша церковь £45.00

Что такое «Святое Святых» или «Святая Святых»?

Home > Index > People and Places > Locations > святая святых

Святое Святых относится к задней, внутренней комнате скинии Моисея и храмам, которые заняли место скинии, начиная с Храма Соломона. Святая Святых представляла собой совершенный куб и содержала Ковчег Завета. Термины «Святое святых» и «Святое святых» взаимозаменяемы в зависимости от используемой версии Библии.

По закону, данному Богом Моисею, только Первосвященник мог войти во Святое Святых и только один раз в году в День Искупления (Йом Кипур). Перед входом первосвященник умывался, надевал специальную одежду и собирал благовония и кровь принесенного в жертву животного. Оказавшись внутри Святая Святых, первосвященник возжигал фимиам, затем окроплял кровью крышку ковчега (крышку с фигурками ангелов). Этот акт был частью церемонии, проводимой каждый год, когда израильтяне как нация просили Бога о прощении своих грехов.

Святое Святых было отделено от остальной части скинии (а позже и храма) большой завесой. Покрывало было соткано из тонкого виссона и синей, пурпуровой и червленой пряжи и украшено затейливой вышивкой с изображением золотых херувимов. Завеса охраняла людей от доступа к Ковчегу Завета и входа в присутствие Бога.

В Святом Святых произошли три важных события в истории Израиля. В какой-то момент народ Иуды потерял Ковчег Завета. Несколько лет спустя, когда преступления Иуды стали слишком велики, Бог позволил Вавилону завоевать Иерусалим. После осады, когда народ был взят в плен, вавилонское войско разрушило Храм и Святая Святых.

Когда люди вернулись из изгнания, Зоровавель, Ездра и Неемия возглавили их восстановление Иерусалима, включая стену и Храм. Около 500 лет спустя, когда Иисус висел на кресте, завеса разорвалась сверху донизу. В Евангелии от Матфея 27:50-51 говорится: «Иисус, опять закричав громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу. И земля потряслась, и камни были разделены». Разорвав завесу, Бог наглядно показал, что людям больше не нужны преграды, препятствующие их доступу к Богу. Иисус ведет нас прямо к Богу. Евреям 10:19-20 (NIV) говорит: «У нас есть уверенность войти во Святое Святых кровью Иисуса, новым и живым путем, открытым для нас через завесу, то есть Его тело».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *