Святая софия стамбул: что нужно знать перед визитом

что нужно знать перед визитом

Друзья, всем здравия!

То, что главная достопримечательность Стамбула снаружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) минимум 1500 лет.

А сколько за это время было обрушений главного и соседних куполов время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.

Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане, пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.

Обо все по порядку. Кто на ком стоял, в каком году крышу закончили, что смотреть сегодня.

Если нужно больше информации, то ищите гида здесь. А весь маршрут по Стамбулу за 36 часов тут.

Кстати, если кто будет в Стамбуле ближайшие 2 недели — жду на встречу!

Начнем!

 

1 Чему учит нас история

2 Что бросается в глаза на старте?

3 Хронология событий

4 Немного истории

5 Собор сегодня мечеть

6 Осмотр собора

7 Что можно увидеть в храме

8 10 необычные факты о соборе

9 Где находится и как добраться

10 Информация для посетителей

11 Полезно знать

Чему учит нас история

Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об объекте можно прочитать в Википедии, но чтобы что-то запомнить и уяснить, этого мало. По хорошему, разложить бы все по полочкам, определить мотивации и провести параллели.

В подробности вдаваться не будем. Пройдемся по хронологии и деталям постройки, чтобы во время визита просто так глазами не хлопать.

  • Год постройки: 532-537 гг.
  • Архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тральский (Малая Айя София, Храм Апостолов)

Определим «откуда растут ноги» и где самая красота.

 

Что бросается в глаза на старте?

Года, эпохи и императоров оставим на задний план.

Прежде разберем первые вопросы прибывших в Стамбул: почему 1 минарет отличается от 3-х остальных, что за подпорки по наружному фасаду и почему стройматериал не мрамор, а красный кирпич?

И что там с куполом?

 

Отвечаем:

  1. Минарет из красного кирпича собирали на месте буквально за 2 дня из подручных материалов для констатации факта, что Айя София теперь мечеть. 3 других строили по науке, долго и из мрамора.
  2. Контрфорсы добавили в 10-м веке при реконструкции купола и частично в 16-м придворным архитектором султана Михмар Синан. Он строил мечеть Сулеймание, соседние бани Роксоланы и еще пару сотен объектов в Османской империи.
  3. Мраморные плиты и колонны использовались для декорации храма, а вот само оно построено из специального кирпича, которые замешивали с раствором похоже состава, как и сам кирпич, для лучшей схватки. Храм выдержал несколько землетрясений, что нельзя сказать о куполе.
  4. Купол оригинальной конструкции возводят в 537-м, но его ждет 3 реконструкции после землетрясений в 558-м, в 989-м году, а сегодняшний был возведён в 14-м веке. Изначально купол был более плоский, но за время перестроек он стал более выпуклым. Сейчас его диаметр 31м, а высота 56м.

 

Хронология событий

Небольшая распальцовка по датам для лучшего запоминания:

  • 330г. — Константин переносит столицу Римской империи в Византию. В тех же 30-х годах по его приказу закладывают 1-ю базилику в честь Премудрости Божьей.
  • 404-й, 415-й и 532-й 3 пожара, практически полностью уничтожавшие храм
  • 537г. — новая трехнефная базилика в сегодняшнем виде была выстроена всего за 5 лет
  • 994г. — глобальная реконструкция под руководством армянского архитектора Трдата.
  • 1054г. — в соборе было положено начало расколу церкви на католиков и православных
  • 1204г. — разграбление собора крестоносцами во время 4-го Крестового похода
  • 1453г. — при взятии Константинополя турками собор преобразуют в мечеть
  • 1935г. — с подачи Ататюрка собор преобразуют в музей
  • 2020г. — президент Эрдоган объявил собор снова мечетью и повелел возобновить молитвы. Вот источник.

 

Немного истории

Учитывая грандиозность сооружения нельзя не дать пару строк из курса истории. Конечно, всегда можно полноценно сделать апгрейд вашим знаниями в Википедии, но это при наличии времени и интереса.

Храм на этом месте существовал с момента основания города, но сегодняшняя постройка появилась в 532-537гг. при императоре Юстиниане I.

После подавления грандиозного восстания Ника, во время которого спалили предыдущую церковь. Он решил сбавить обороты и задобрить народ и богов строительством храма.

Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи.

На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор.

 

Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников 4-го Крестового поход.

Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки.

1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам.

Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.

До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья здесь), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.

 

Собор сегодня мечеть

К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли.

При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность. В погожий день купол все так же парит над землей, а монументальные колонны уводят взгляд ввысь.

 

Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики. Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад.

Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками.

Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра.

 

Осмотр собора

В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов.

Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма.

Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке. Они доступны.

Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери.

То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв.

 

 

Что можно увидеть в храме

Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи.

Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне.

 

А что же посмотреть сегодня?

Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора. Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.

 

Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит. Сегодня куски мрамора не укрыты коврами лишь на входе (мраморный порог) и в центре собора — Императорское место.

Это «Пуп Земли», где стоял император во время коронации. По бокам в малых кругах ютились приближенные.

 

Еще одна примечательная деталь, бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.

Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день.

 

Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения.

Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, куда мы и отправились потом, после посещения Стамбула. Подробнее об этом чуде читайте здесь.

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте».

Это работа наждаком как минимум (а они тогда были?), а может и вообще токарное производство.

 

10 необычные факты о соборе

  1. При строительстве купола использовался специальный кирпич из глины с острова Родос. Он был легкий, крепкий и благодаря высокой пористости не тонул в воде.
  2. В соборе 361 дверь, 101 из которых с изображениями, 181 окно
  3. Под куполом изображения 3-х шестикрылых серафимов. Их лица при османах были закрыты металлическими звездами. Недавно сняли строительные леса и открылась фигура 4-го серафима. Его лицо, пока еще открыто. Надолго ли?
  4. Из летописи «Повесть временных лет» известно, что княгиня Ольга приняла крещение из рук Константина VII Багряного в 955-м году. Русь же была крещена лишь при ее внуке Владимире в 988-м году в Херсонесе.
  5. В 1037-м при Ярославе Мудрого (сын Владимира) 40 зодчих из Константинополя за 2.5 года построили в Киеве еще один Софиевский собор. Как и оригинал, первоначально он был ничем не облицован.
  6. После разграбления Константинополя крестоносцами, в Париже специально возвели собор Сент-Шапель для хранения похищенных реликвий. Львиную долю богатства также присвоила себе Венецианская республика.
  7. Известная Туринская плащаница с негативным отображением лика Христа, была украдена из Константинополя крестоносцами.
  8. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку.
  9. До строительства Голубой мечети, Айя София 165 лет была главной мечетью Османской империи. Поэтому здесь вы найдете захоронения 5 султанов. Для 3-х из них есть отдельные мавзолеи, а 2-е покоятся в бывшем Баптистерии.
  10. Бытуют слухи, что под собором находится огромная цистерна с запасами воды. Слухи решили проверить турецкие исследователи. Здесь можно почитать, что же они там нашли.

 

Где находится и как добраться

Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечеть и Дворец Топкапы, Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.

Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий. Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула».

Для ориентации на местности вот карта Google maps.

 

Информация для посетителей

Раньше никаких проблем, кроме очередей не было. Купил билет и валяй, наслаждайся. Но сейчас есть пару нюансов.

  • Входные билеты: Собор Святой Софии снова стал мечетью и вход стал бесплатным. Но теперь нужно, как и в случае с Голубой мечетью, сверяться с намазами, на время которых вход воспрещен.
  • Режим работы круглосуточно
  • Официальный сайт: ayasofya, расписание намазов смотрите здесь
  • Вход в мечеть: со стороны площади Султанахмет. Чтобы попасть на нее вам нужно пройти милицейский досмотр через рамку металлоискателя.

 

Полезно знать

Друзья, вся прелесть собора Святой Софии в парении ее купола в солнечный день. Если у вас есть такая возможность, зайдите туда в погожий денек, чтобы не только разглядеть все в солнечном свете, но и застать левитацию купола.

Учтите, что как и раньше на выходных днем туда скапливается очередь.

Друзья, на этом у меня все. Если вас заинтересовала данная статья или у вас остались вопросы, то делитесь ими в поле для комментариев . Подписывайтесь на обновления, и вы не пропустите новых статей и увлекательной информации.

Для тех же, кому нужен реальный помощник для планирования отдыха и культурной программы в Стамбуле, рекомендую наш гид «Уикенд в Стамбуле«. Гид, путеводитель, маршрут и карты. Все в одном флаконе!

 

Для тех, кто планирует путешествие в Стамбул, рекомендую почитать

  1. Достопримечательности Стамбула за 3 дня
  2. Стамбул за 36 часов — все что нужно взять с собой в Стамбул
  3. Стамбул для самостоятельных путешественников

Если хотите расширить кругозор, рекомендую компанию Tripster. Если вас 2-4 человека, то выходит дешевле, чем у официальных турагентств и не мне вам говорить на сколько это увлекательнее. Наш опыт в этой статье.

Ярких эмоций и увлекательных поездок!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

 

 

Собор Святой Софии (Стамбул): ФОТО

Айя-София

Мечеть Айя-София — бывшая византийская церковь в Стамбуле, которая до лета 2020 года носила статус собора Святой Софии и была музеем. Это всемирной известный памятник золотого века византийского зодчества, в котором сохранились уникальные позолоченные христианские мозаики и фрески.

Сегодня это исламский храм, в котором регулярно проводятся мусульманские службы.

В древности неслыханное великолепие Святой Софии так поражало народную фантазию, что сложились легенды об участии в его сооружении небесных сил.

Содержание

  • Площадь Софии в Стамбуле (ФОТО)
  • Мечеть Святой Софии снаружи (ФОТО)
  • Мечеть Софии внутри (ФОТО)
  • Мозаика и фрески Айя-Софии (ФОТО)

Площадь Софии в Стамбуле (ФОТО)

Площадь Софии в Стамбуле (Hagia Sophia — англ. ) раскинулась перед собором:

Граничит площадь Софии с площадью СултанахметВид на пощадь СофииАйя-СофияПлощадь Святой СофииВид на площадь Айясофья

Мечеть Святой Софии снаружи (ФОТО)

Снаружи храм может не впечатлять, однако архитектура главного купола и идея примкнуть к нему два полукупола окажется гениальной, как только вы войдете внутрь. Внутри мечети создается ощущение огромного парящего пространства.

Фасад

Диаметр купола 32 метра, а его вершина в 55 метрах над полом. В основании купола 40 окон. Поэтому внутри храма пространство, покрытое мерцающей золотой мозаикой и освещенное 40 окнами, все время заставляет смотреть вверх, как и задумывали архитекторы.

В основании купола Софии 40 оконВход в мечеть Айя-СофияВид с другой стороны

Мечеть Софии внутри (ФОТО)

Внутри мечеть Святой Софии представляет собой уникальное переплетение христианского и мусульманского стилей оформления. Созданный как главный православный собор Константинополя, при Оттоманской империи храм получил четыре минарета снаружи и арабскую вязь с турецкой мозаикой внутри.

Храм очень фотогиеничныйАйя-Софья внутриКрасивые витражные окна

Со второго этажа мечети открывается завораживающий вид на внутренне убранство храма с массивными люстрами.

Айя-София внутриAgia Sophia

Как только заходишь в мечеть, понимаешь гениальность решения с куполами, золотой мозаикой и окнами. Возникает ощущение масштабности пространства, взгляд все время стремится вверх, как и задумано зодчими:

Полукупол и часть основного куполаМечеть Айя-СофияМечеть Софии в Стамбуле

От стен и потолка не отвести глаз, хочется рассматривать каждую деталь и фреску:

Потолок храма

Мраморные сосуды на первом этаже храма были привезены в собор Святой Софии из Пергама во время правления Мурата III (1574 — 1595). Каждый сосуд вырезан из цельного мраморного блока:

Сосуды в Святой Софии

Мозаика и фрески Айя-Софии (ФОТО)

Мечеть Святой Софии украшена фресками из позолоченного и посеребренного стекла, терракоты (желтой и красной глины) и цветного камня.

Вот мозаика апсиды, изображающая Деву Марию на троне с Христом, датировано 29 марта 867 года:

Мозаика и фрески Св. Софии

Исследователи не исключают, что изображение Богородицы было повреждено и уничтожено ранее и серьезно восстановлено в 14 веке. Но золотой фон — оригинал, оставшийся с 9 века.

Мозаика храма

Оригинальные потолочные мозаики VI века очаровывают цветочными и геометрическими мотивами. На потолки невозможно наглядеться.

Потолочные фрески Айя-Софии

Кстати, согласно одной легенде, император Юстиниан, который отстроил храм после пожара в VI веке, хотел покрыть золотом стены Софии от сводов до пола. Но астрологи предсказали, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Поэтому правитель якобы ограничил роскошь постройки.

Многие фигурные и цветочные мозаики датируются VIII веком — они были созданы в эпоху иконоборчества (запрета икон).

Вот мозаика Императрица Зоя, датированная 11 веком. В ее центре Христос с библией на троне, украшенном драгоценностями. Слева от него императрица Зоя. Она держит свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви. Над головой императрицы написано «Зоя, очень благочестивая Августа»:

Мозаика Aya-Sofya

Справа от Христа последний супруг Зои — Константин IX Мономах. Обе царские особы в своих парадных нарядах. Император Константин предлагает кошелек, символ его пожертвований для церкви. Текст над гласит: «Константин, благочестивый император во Христе Боге, царь римлян Мономах».

А вот мозаика Деисус, датируемая 1261 годом:

Фрески

В византийском искусстве Деисус — традиционное изображение Богородицы и Иоанна Крестителя, находящихся по обе стороны от Христа. Они просят господа о спасении человечества. Эта мозаика считается пионером византийского искусства эпохи Возрождения с ее мягкими тонами и эмоциональным реализмом на лицах.

При Византии в соборе Св. Софии было четыре изображения серафимов. После завоевания Стамбула османы покрыли их 6-7 слоями штукатурки. И в течение почти 160 лет ангелы оставались под штукатуркой. Во времена реставрации экспертам удалось снять 7 слоев штукатурки и раскрыть лицо одного из серафимов:

Серафим с 6 крыльями

Точный возраст мозаик серафимов неясен, но известно, что они старше 700 лет:

Лицо ангела Серафима

Мозаика с изображением императора Александра датируется X веком, и, вероятно, была сделала во время его правления в 912-913 гг:

Мозаика, изображающая императора Александра

Эта мозаика над дверным проемом создана в 944 году:

Древняя фреска — Дева Мария с младенцем

В центре Богородица с Христом, слева от нее император Константин Великий, а справа Юстиниан I. Император Константин предлагает Деве Марии макет города Константинополя, а Юстиниан — модель собора Святой Софии. Мозаика символизирует связь между империей и церковью как местом имперского ритуала.

Вообще древневизантийская мозаика и фрески сохранилась плохо, так как после захвата Стамбула османы ее заштукатурили.

И сделали свою традиционную османскую мозаику:

Мозаика Айя-Софии

Также достроили минареты, добавили оттоманские архитектурные элементы и арабские цитаты из Корана, превратив собор в мечеть Айя-София:

Мечеть Айя-СофияМечеть Ayasofya

Смотрите также: Гарем Топкапы (ФОТО)


Автор: Назар Александров

Собор Святой Софии, 532–37 | Эссе | Метрополитен-музей

Церковь Святой Софии (буквально «Святая Мудрость») в Константинополе, ныне Стамбуле, была впервые освящена в 360 году императором Констанцием, сыном основателя города, императора Константина. Собор Святой Софии служил кафедрой или резиденцией епископа города. Первоначально называвшаяся Мегале Экклесия (Великая церковь), название Святой Софии вошло в обиход около 430 года. Первое церковное строение было разрушено во время беспорядков в 404 году; вторая церковь, построенная и освященная в 415 г. императором Феодосием II, сгорела во время восстания Ники 532 г., вызвавшего огромные разрушения и смерть во всем городе.

Сразу после беспорядков император Юстиниан I (годы правления 527–65) приказал восстановить церковь. Новое здание было открыто 27 декабря 537 года. Архитекторы Анфемий из Траллеса и Исидор из Милета, скорее всего, находились под влиянием математических теорий Архимеда (ок. 287–212 до н. э.).

Огромный, воздушный наос, или центральная базилика, с его технически сложной системой сводов и полукуполов завершается высоким центральным куполом диаметром более 101 фута (31 метр) и высотой 160 футов (48,5 метра). . Этот центральный купол часто интерпретировался современными комментаторами как купол самого неба. Его вес несут четыре большие арки, которые опираются на серию тимпанов и полукуполов, которые, в свою очередь, опираются на меньшие полукупола и аркады. Эта сложная структурная система была подвержена проблемам: первый купол рухнул в 558 году, и его нужно было перестроить в 562 году на большую высоту. Землетрясения и оседание грунта также наносили ущерб зданию на протяжении столетий, хотя уцелевшая основная структура, по сути, является той, которая была впервые построена между 532 и 537 годами.0003

Интерьер собора Святой Софии был облицован дорогими цветными мраморами и декоративными каменными вставками. Декоративные мраморные колонны были взяты из древних зданий и повторно использованы для поддержки внутренних аркад. Изначально верхняя часть здания была минимально украшена золотом с огромным крестом в медальоне на вершине купола. После периода иконоборчества (726–843) были добавлены новые фигурные мозаики, некоторые из которых сохранились до наших дней.

После завоевания города Мехметом II в 1453 году собор Святой Софии был преобразован в мечеть (Ayasofya Camii), которой он оставался до падения Османской империи в начале ХХ века. Вид на собор Святой Софии во время завоевания передан на гравюре Питера Коке ван Альста, изображающей процессию Сулеймана Великолепного через ипподром (28.85.7a). В этот период по периметру комплекса зданий были построены минареты, христианские мозаичные иконы были покрыты побелкой, а для поддержки конструкции были добавлены внешние контрфорсы. В 1934, турецкое правительство секуляризировало здание, превратив его в музей, а первоначальные мозаики были восстановлены.


Цитата

Вегнер, Эмма. «Святая София, 532–537». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/haso/hd_haso.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Эванс, Хелен С., изд. Византия: вера и сила (1261–1557) . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004. См. в MetPublications

.

Краутхаймер, Ричард. Раннехристианская и византийская архитектура . 4-е изд. Хармондсворт: Пингвин, 1986.

.

Оустерхаут, Роберт.

Мастера-строители Византии . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1999.

.

Родли, Лин. Византийское искусство и архитектура: введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994.

Собор Святой Софии

Что такое Собор Святой Софии?

Собор Святой Софии (Ая-София по-турецки) изначально был построен как базилика для греческой православной церкви. Однако с тех пор его функция несколько раз менялась.

Византийский император Констанций заказал строительство первого собора Святой Софии в 360 г. н.э. Во время строительства первой церкви Стамбул был известен как Константинополь, получив свое название от отца Констанция, Константина I, первого правителя Византийской империи.

Первый собор Святой Софии имел деревянную крышу. Строение было сожжено дотла в 404 г. н.э. во время беспорядков, которые произошли в Константинополе в результате политических конфликтов в семье тогдашнего императора Аркадия, правившего бурно с 395 по 408 г. н.э.

Преемник Аркадия, император Феодосий II, перестроил собор Святой Софии, и новое строение было завершено в 415 году. Второй собор Святой Софии имел пять нефов и монументальный вход, а также был покрыт деревянной крышей.

Однако немногим более века спустя это снова оказалось фатальным недостатком для этой важной базилики греческой православной веры, поскольку строение было сожжено во второй раз во время так называемых «восстаний Ники» против Император Юстиниан I, правивший с 527 по 565 гг. Tralles) для постройки новой базилики.

Третий собор Святой Софии был завершен в 537 году и стоит до сих пор.

Первые религиозные службы в «новом» соборе Святой Софии были проведены 27 декабря 537 года. Сообщается, что в то время император Юстиниан сказал: «Мой Господь, спасибо, что дал мне возможность создать такое место поклонения ».

Дизайн собора Святой Софии

С момента своего открытия третий и последний собор Святой Софии действительно был замечательным сооружением. Он сочетал в себе традиционные элементы дизайна православной базилики с большой купольной крышей и полукупольным алтарем с двумя притворами (или «притворами»).

Поддерживающие арки купола были покрыты мозаикой из шести крылатых ангелов, называемых гексаптеригоном.

Стремясь создать великую базилику, которая представляла бы всю Византийскую империю, император Юстиниан издал указ о том, что все провинции, находящиеся под его властью, присылают архитектурные элементы для использования в ее строительстве.

Мрамор, используемый для пола и потолка, был произведен в Анатолии (современная восточная Турция) и Сирии, в то время как другие кирпичи (используемые для стен и частей пола) поставлялись даже из Северной Африки. Интерьер собора Святой Софии облицован огромными мраморными плитами, которые, как говорят, были созданы для имитации движущейся воды.

104 колонны собора Святой Софии были привезены из храма Артемиды в Эфесе, а также из Египта.

Здание имеет длину около 269 футов и ширину 240 футов, а в самой высокой точке куполообразная крыша возвышается примерно на 180 футов. Когда первый купол частично обрушился в 557 году, его замена была спроектирована Исидором Младшим (племянником Исидора, одним из первых архитекторов) со структурными ребрами и более выраженной аркой, и эта версия конструкции остается на месте сегодня. .

Этот центральный купол опирается на кольцо окон и поддерживается двумя полукуполами и двумя арочными проемами, образующими большой неф, стены которого первоначально были выложены сложной византийской мозаикой из золота, серебра, стекла, терракоты. и разноцветные камни, изображающие известные сцены и фигуры из христианских евангелий.

Бурная история собора Святой Софии

Поскольку официальной религией византийцев было греческое православие, собор Святой Софии считался центральной церковью веры и, таким образом, стал местом коронации новых императоров.

Эти церемонии проходили в нефе, где в полу находится омфалион (пуп земли), большая круглая мраморная секция из разноцветных камней в переплетающемся круглом узоре.

Собор Святой Софии играл ключевую роль в византийской культуре и политике на протяжении большей части первых 900 лет своего существования.

Однако во время крестовых походов город Константинополь и, как следствие, собор Святой Софии на короткое время в 13 веке находились под властью римлян. Собор Святой Софии был сильно поврежден в этот период, но был отремонтирован, когда византийцы снова взяли под свой контроль окружающий город.

Следующий значительный период изменений для собора Святой Софии начался менее чем через 200 лет, когда османы во главе с императором Фатихом Султаном Мехмедом, известным как Мехмед Завоеватель, захватили Константинополь в 1453 году. Османы переименовали город в Стамбул.

Ремонт собора Святой Софии

Поскольку ислам был центральной религией османов, собор Святой Софии был преобразован в мечеть. В рамках преобразования османы покрыли многие оригинальные мозаики на православную тематику исламской каллиграфией, разработанной Казаскером Мустафой Иззетом.

На панелях или медальонах, которые висели на колоннах в нефе, изображены имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, первых четырех халифов и двух внуков Пророка.

Мозаика на главном куполе, считавшаяся изображением Христа, также была покрыта золотой каллиграфией.

Михраб или неф был установлен в стене, как это принято в мечетях, чтобы указать направление на Мекку, один из священных городов ислама. Османский император Кануни Султан Сулейман (1520–1566 гг.) установил по две бронзовые лампы с каждой стороны михраба, а султан Мурад III (1574–159 гг.5) добавлены два мраморных куба из турецкого города Бергама, которые датируются 4 годом до н.э.

Четыре минарета также были пристроены к первоначальному зданию в этот период, частично в религиозных целях (для призыва муэдзина к молитве) и частично для укрепления сооружения после землетрясений, обрушившихся на город примерно в это время.

Во время правления султана Абдул-Мецида, между 1847 и 1849 годами, собор Святой Софии подвергся обширной реконструкции под руководством швейцарских архитекторов братьев Фоссати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *