Святая софия в стамбуле википедия: Айя-София в Стамбуле — подробная информация с фото

Содержание

Айя-София в Стамбуле — подробная информация с фото

Видео: Айя-София

Содержание

  • Основные моменты
  • История Айя-Софии
  • Архитектура и внутреннее убранство
  • Мозаики Айя-Софии
  • Интересные факты
  • Посетителям
  • Как добраться

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

Интересные факты

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Чтобы не опоздать на экскурсию, к музею рекомендуется приходить за 15-20 минут до его открытия.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

Смотрите также: Малави, Монако, Перу, Нидерланды, Виченца, Кайрфилли, Бэдлендс, Казино Монте-Карло

Собор святой софии (константинополь) википедия

Автор Админ На чтение 22 мин Просмотров 76 Опубликовано Обновлено

02.03.2020

Содержание

  1. После музея
  2. Строительство собора
  3. Современная Святая София — Айя София — музей
  4. Граффити Софии Новгородской
  5. История
  6. Литература
  7. Что посмотреть рядом
  8. Собор Святой Ирины
  9. Кучук Айя-София (Малая Святая София)
  10. Музей мозаики
  11. Интересные факты и легенды
  12. Богатейшая история собора
  13. Архитектурные особенности
  14. История
  15. Современный вид
  16. Полезная информация для посетителей

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы

Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание — независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» — рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

Куда двигаться дальше? Можно спросить у предсказателя и его помощников, встречающих вас на входе из парка,

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Современная Святая София — Айя София — музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II — произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Это рекомендации из собственного опыта, очевидно, у вас могут быть свои приоритеты.

Граффити Софии Новгородской

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из . Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим.

История

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.

В 1594 году Эрих Лясота первым описывает в гробницу «исполина Ильи Моровлина» в Софийском соборе.

В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.

Литература

  • Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — Киев: Будівельник, 1982. — 160 с.
  • Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Київ: Наукова думка, 1989. — 216 с.
  • Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. — Київ: Наукова думка, 1976.
  • Комеч А. И. Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве // Советская археология. М. 1968. № 3. С. 232—238.
  • Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 320 с.
  • Корнієнко В. В. Корпус графіті Софії Київської (ХІ — початок XVIII ст.). Частини 1, 2, 3. — Київ: Горобець, 2010—2011.
  • Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. — М.: Искусство, 1960. — 213 с.
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 65-115.
  • Логвин Г. Н. Собор Святої Софії в Києві: Книга-альбом. — К.: Мистецтво, 2001. — 352 с.
  • Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — Київ: Наукова думка, 1984. — С.97.
  • Національний заповідник «Софія Київська». — Київ: Балтія-Друк, 2011. — 224 с.
  • Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. — Киев: Ин-т украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, 1999. — 294 с.; 2-е изд. Киев, 2004. — 416 с.
  • Никитенко Н. Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М.: Северный паломник, 2008. — 272 с.
  • Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2001, 2007, 2009, 2011, 2015, 2018. — 96 с.
  • Никитенко Н. Н., Корниенко В. В., Рясная Т. Н. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? — Киев: Ин.-т украинской археографии и источниковедения НАН Украины им. М. С. Грушевского; Национальный заповедник «София Киевская», 2012. — 48 с.
  • Никитенко Н. Н. Софии Киевской 1000 лет. Научно-популярное издание. Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — 36 с.
  • Никитенко Н., Корниенко В. Собор святых Софии Киевской. — К., 2014. — 312 с.
  • Нікітенко Н. М. Софійський собор. Путівник. Укр., англ., рос. мовами — К., 2001; 2007; 2009; 2011; 2015; 2018. — 96 с.
  • Нікітенко Н. М. Бароко Софії Київської. — К., 2016. — 272 с.
  • Нікітенко Н. Світські фрески Софії Київської: таємничий код історії. — К., 2017. — 248 с.
  • Нікітенко Н. Мозаїки та фрески Софії Київської. — К., 2018. — 396 с.
  • Софія Київська у новітніх дослідженнях. Колективна монографія/ Науковий редактор Н. Нікітенко- К., 2018.
  • Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017. — 504 с., 405 ил. ISBN 978-5-9612-0059-1
  • Час заснування Софії Київської: Пристрасті довкола мілленіума. — Київ: Ін.-т української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України; Національний заповідник «Софія Київська», 2010.  — 128 с.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного — и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя — Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история…

Интересные факты и легенды

Существует немало необычных поверий, связанных с храмом Святой Софии в Стамбуле.

Внутри собора есть «плачущая колонна», выполненная из меди. В ней есть необычное отверстие, откуда постоянно вытекает вода. Многие верят, что если приложить в углублении большой палец и загадать желание, повернув его — желаемое исполнится. Ещё одна магическая способность колонны — снимать боль. Вы должны приложиться к ней больным местом — тогда болевые ощущения стихнут или исчезнут вовсе. Колонна расположена в нижней части, справа от входа в собор.

В храме есть так называемое «холодное окно». Его особенность заключается в том, что в любую погоду (даже в жаркий день) отсюда дует прохладный ветер.

Легенда про изображение кисти руки человека — крайне любопытна, у неё есть несколько разных версий. Находится она справа от амвона. На поверхности мраморной плиты есть отпечаток кисти. Считается, что сюда приложился завоеватель Мехмед II. А по греческой версии — это отпечаток руки Девы Марии. Она коснулась стены во время литургии.

Юстиниан желал сделать покрытие стен золотом. Но местные астрологи сказали, что в один момент сюда придут властвовать скупые и бедные правители, а все ценное в храме будет захвачено. Поэтому император решил ограничиться в роскоши, тем самым позаботившись о собственной славе.

Легенда о спасшемся византийском императоре гласит о том, что во время его казни турки взяли меч, но появились ангелы и унесли Константина IX. Они доставили его в пещеру подземелья у Золотых ворот, правитель уснул, превратившись в мрамор. Считалось, что он будет спать, пока турки не вернут свой город. Все настолько этого испугались, что вход в город был замурован, а вокруг воздвигли тюрьму.

История о спасении священника связана с чудесами храма. Пока шла резня, турецкие солдаты забежали в собор, а внутри молился старик. Они не смогли его убить: стена разверзлась, и священник пропал. Теперь в правой части собора слышен шум. Если храм вернётся к христианам — старик вернётся и продолжит молиться.

В этом храме началось активное разделение христианства. Православные и католики отстаивали свои идеи. Во время крестового похода отсюда была украдена Туринская плащаница.

Подобных историй множество. Здание настолько поражало своим величием, что люди искренне верили в его мощь и божественные силы. А каждая достопримечательность — повод для рассказа об исторических событиях.

Богатейшая история собора

Изначально это была христианская церковь, а после османских завоеваний она была обращена в мечеть. В XX веке здесь был устроен музей. История Айя София в Стамбуле богата и интересна, ведь он связан с христианской и мусульманской культурами.

На месте нынешнего собора было несколько сооружений. Сначала здесь была большая церковь. Первая постройка датируется 360 годом — когда Стамбул именовался Константинополем. Храм отличался деревянной крышей, был выполнен в форме базилики. В начале V века здесь начали беспорядки, и здание сожгли. В 415 году здесь провели полную реконструкцию. Но и это здание уничтожили, уже при правлении Юстиниана.

Архитекторами стали знаменитые зодчие, обладавшие великим талантом — Анземиос и Исидорос. Юстиниан заботился о строительстве собора, архитектура была абсолютно иной, не похожей на предыдущие версии. Чтобы воздвигнуть храм, потребовалось 5 лет.

Собор Святой Софии в Стамбуле стал культовым местом. Впоследствии здесь происходили церемонии коронования византийских императоров.

В начале XIII века здание и весь город были оккупированы и разграблены крестоносцами. Состояние постройки стало неудовлетворительным. А в XV веке город был захвачен султаном Мехмедом. Происходили ужасные события, во время захвата все, кто здесь молился, были убиты. Мечеть Айя София в Стамбуле появилась именно в это время. Уникальное событие, когда христианский храм преобразуется в мусульманский. В середине XIX века здесь проводилась реконструкция, которой занимались братья Фоссати.

В 1935 году было принято решение о создании музея. Фрески и мозаики ранее были заштукатурены, и во время основания музея их очистили, выставили на показ. Но здесь выделили небольшое помещение, где могут совершать мусульманские обряды сотрудники музея.

Архитектурные особенности

Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проёмами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплён по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации —1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В он был передан РПЦ и 16 августа освящён лично патриархом Алексием II. В — произведена реставрация куполов собора.

Современный вид

На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Собор на банкноте в 2 гривны

Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722—1730 годах трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731—1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763—1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Часы работы собора Святой Софии в Стамбуле различаются в зависимости от сезона. Летний период начинается 15 апреля и заканчивается 30 октября. Двери для посетителей открываются в 9:00, музей работает до 19:00. Билет в кассе можно купить за час до окончания работы — в 18:00.

Если вы планируете посетить собор в зимний период — он работает с 9:00 до 17:00. Кассы также закроются за час — в 16:00.

Сейчас музей работает в ежедневном режиме, но в первые дни Рамадана и во время праздника жертвоприношений Курбан-байрам действующее расписание меняется. В такие дни попасть сюда можно только во второй половине рабочего дня.

Цена за вход составляет 40 турецких лир. Со временем она меняется, поэтому рекомендуем уточнять информацию — на официальном сайте или у организаторов экскурсии.

Есть категории граждан, для которых посещение будет бесплатным. Это распространяется на детей до 12 лет и младше. Исключением является Гарем: за ребёнка платить не придётся, если он младше 6 лет.

Чтобы понять, как добраться до Айя София в Стамбуле — посмотрите адресна карте, но проще всего отправиться туда в составе организованной туристической группы. Это избавит от проблем с транспортом и посещением. Вас будет сопровождать русскоговорящий гид и расскажет интересные факты о соборе.

Приезжать сюда лучше пораньше, до открытия. Иначе возле собора соберётся большая очередь, ведь этот музей — один из самых посещаемых. Вы можете приобрести музейную карту, дающую возможность бесплатного прохода без очереди в музеи Стамбула.

Мы предлагаем вам познакомиться с турецкой культурой, посетить собор, а также другие достопримечательности этой страны. Ознакомьтесь с туристическими маршрутами по Стамбулу и бронируйте экскурсии, которые вас заинтересуют.

Взгляните на фото Айя София в Стамбуле, и вы поймёте, что это место обязательно стоит посетить. Одно архитектурное сооружение рассказывает многовековую историю, неразрывно связанную с религией христиан и мусульман. Величественный памятник архитектуры стал настоящим сердцем Стамбула и надолго остаётся в памяти туристов, побывавших в Турции!

Стамбул | Маленькие Эйнштейны вики

в: Локации, Городские локации, Турецкие локации, Как мы стали маленькими Эйнштейнами: Правдивая история

Посмотреть источник

Стамбул

Расположение

Собор Святой Софии в Турции

Персонаж Кто здесь жил

Здесь не жили персонажи

Появление в эпизоде ​​

Как мы стали маленькими Эйнштейнами: Правдивая история

Дизайнер

Нет дизайнеров

Владелец

Нет владельцев

Жители

Без жителей

Посетители

Маленькие Эйнштейны (группа)


Стамбул — это место, куда Маленькие Эйнштейны прилетели в Собор Святой Софии после полета через Пизанскую башню и перед горой Эверест.

Содержимое

  • 1 Краткое описание местоположения
  • 2 Расположение Внешний вид
  • 3 Общая информация
  • 4 Галерея
  • 5 намеков

Описание локации

Местонахождение Внешний вид

  • Как мы стали маленькими Эйнштейнами: Правдивая история

Общая информация

Галерея

Аллюзии

9006 9 в — д — д
Основные места
Вход в дерево — Спиральный столб, горка, лифт и пожарный столб — Туннели в ракетный зал — Ракетный зал — Ракетный гараж — Ракетный интерьер — Ракетная взлетно-посадочная полоса
Местоположение Маленьких Эйнштейнов
Дерево акации — Комната Энни — Сарай недалеко от Хьюстона — Кирпичный дом — Ухабистая гоночная трасса — Почтовый ящик бабочек — Буян — Поле карамельных тростников — Парад карнавала — Пшеничное поле гусениц — Поле китайских животных — Клешня-машина с яйцами — Ловушка для крабов — Переправа Ворота — Часы с кукушкой — Зов занавеса (локация) — Фабрика десертов — Подъемный мост — Поле слонов — Ловушки для слонов — Забор у озера Гурон — Поле коров — Поле с музыкальной травой — Поле со страусом — Поле с игрушечным поездом — Форте Спальня великана — Форте Замок Великанов — Коридор Форте Великана — Кухня Великана Форте — Башня Великана Форте — Пряничный домик — Поле жирафов — Комната-ловушка Доброго рыцаря — Замок Доброго рыцаря — Подъемный мост Доброго рыцаря — Башня Доброго рыцаря — Дом бабушки Ракеты — Поле стога сена — Воздушный шар — Тропа на горячем песке — Песочные часы — Льдина — Дерево приглашений — Итальянский зоопарк — Джайпурский фестиваль слонов — Дерево Джоуи — Дом Джун — Комната Джун — Замок Качаи — Дерево коала — Сцена мышонка — Дом Лео и Энни — Комната Лео — Детский сад Маленького Эйнштейна — Маленькая красная дверца — Озеро Лох-Несского чудовища — Петля-петля в небе — Гнездо мамы-утки — Гнездо мамы-птеродактиля — Средневековый лагерь гонок Дерби — Средневековый замок — Вечеринка домашних животных Мелоди — Замок Мышиного короля — Тюремная камера Мышиного короля — Мюзикл с несколькими путями Дорога — Тропа музыкальных нот — Музыкальная дорога — Ворота музыкальной дороги — Музыкальные американские горки — Знаки музыкальных американских горок — Многоцветное музыкальное дерево — Лабиринт навахо — Гнездо — Нидерландский пляж — Нидерландский берег — Нидерландская ветряная мельница — Старый бревенчатый мост — Оркестр Океан — Паста Ресторан — Привокзальная станция для домашних животных — Остров пиратских сокровищ — Детская площадка — Польские пастбища — Машина для производства попкорна — Доисторическая земля — ​​Замок принцессы Фагота — Пунто Томбо — Кукольная сцена — Дом Куинси — Комната Куинси — Дождевое облако — Поле носорогов — Ворота ритма — Песочница — Национальный парк Серенгети Парк — Цирк глупой одежды — Небо с нотами — Статуя Единорога — Дом из палочек — Бурный пляж — Соломенный дом — Суперпузыри — Поле подсолнухов — Гора и деревья на закате — Луга Танзании — Мост — Заправочная станция — Ворота Скрытых Инструменты — Золотая пирамида — Великая небесная гонка — Ангар Великой небесной гонки — Большой Сфинкс — Гран-при Монако — Северное сияние — Поезд для домашних животных — Незаконченный мост — Сарай трех поросят — Лес тотемных столбов — Игрушечный принц Балетная сцена — Переключатель путей — Железнодорожный узел — Деревня танцующих фигур — Круг ветра — Порыв ветра — Буря ветра — Мастерская волшебника — Деревянный мост — Дерево с желтыми листьями
Местонахождение
Древо жизни — Мирное королевство — Тигр во время тропического шторма — Берег в Бас-Бутин, Онфлёр — Таитянский пейзаж — Большая волна у Канагавы — Веселые шуты — Китайская живопись — Корзина навахо — Оливковые деревья с желтым Небо и солнце — Сентябрь: Сбор винограда — Экспатиация — Древнегреческие и римские мозаики — Шахматная доска с цветочной доской — Звездная ночь — Акварельные картины Венеции — Венецианский живописный мост — Искусство австралийских аборигенов — Дорога от фермы Сен-Симеон зимой — Горы и Реки — Подсолнухи — На реке Грета — Святой Иероним у ивы Полларда — Ксилография носорога — Бассейн в лесу — Крик — Пшеничное поле с кипарисами — Лабиринт навахо — Волна — Картины рыб — Куна Молас — Водяные лилии — Леонардо Рисунки да Винчи — Китайское бумажное искусство — Мост Ланглуа — Без названия 1988 — Виноградные лозы — Водоворот и волны в провинции Наруто Ава — Разноцветный черный — Восход луны — Пейзаж возле Мурнау — Древние египетские архитектуры и скульптуры — Круги в кругу — Спальня в Арле — Дендрарий с лампой-вспышкой — Отчет из Рокпорта — Везувий — Стога сена в Конец лета, утренний эффект — Взгляд пейзажа — Дама с единорогом и другие средневековые гобелены — Древнеримские мозаики — Картины поездов — Архитектура майя — Яванский сумрачный лес — Импровизация
Известное здание
Старый Брюк — Театр Амазонки — Триумфальная арка — Замок Бран — Букингемский дворец — Каса-де-Гуарда — Башня Койт — Шато-де-Шамбор — Колизей — Эдинбургский замок — Египетский обелиск — Запретный город — Ворота Божественной доблести — Мост Золотые Ворота — Собор Святой Софии — Замок Химедзи — Кеннеди-центр — Замок Кронборг — Линкольн-центр — Лувр — Музыкальные ворота — Замок Нойшванштайн — Версальский дворец — Парижское метро — Башни-близнецы Петронас — Красный форт — Дворец Шенбрунн — Бальный зал дворца Шенбрунн — Спейс-Нидл — Собор Василия Блаженного — Арка Сент-Луиса — Сиднейский оперный театр — Тадж-Махал — Басовый вход — Эйфелева башня — Мемориальный зал Грэди Гэммиджа — Лаврентьевская библиотека — Пизанская башня — Статуя Свободы — Организация Объединенных Наций — Пагода Тахото — Большая достопримечательность Токио — Ворота Тории — Зеркальный зал Версаля — Зимний дворец
Каньоны и каменные памятники
Асуанская высокая плотина — Австралийские деревья и скалы — Национальный парк Каньонлендс — Каньон Катаракта — Эль-Кастильо — Монс Клинт — Гора Рашмор — Мачу-Пикчу — Блинные скалы — Парфенон — Статуя фараона Рамсеса II — Стоунхендж — Храм Рамзеса III — Гранд-Каньон — Великая пирамида — Великая Китайская стена — Вердонское ущелье
Пещеры и туннели
Арктический туннель — Австралийский туннель — Куэва-де-лос-Кристалес — Пещера динозавров — Пещера Дракона — Каменный туннель Ика — Ледяная пещера — Ледяной туннель — Пещера Мауи — Пещера Мойньос-Вельюс — Музыкальный туннель — Туннель навахо — Пещера Оклахома — Газетный рок — Палата Саравак — Подводный туннель — Подводный туннель — Пещера Юта
Водоем
Река Амазонка — Аравийское море — Атлантический океан — Пляж рядом с Оркестровым океаном — Водопад Комоэ — Волна Крещендо — Река Дунай — Поле гейзеров — Плавучие сады Сочимилько — Озеро Бегемотов — Неприятное и жуткое болото — Пляж крабов-отшельников — Залив Кихоло — Река Комоэ — озеро Байкал — озеро Дуранкулак — озеро Гурон — пруд Лилли Пад — Ниагарский водопад — река Ниагара — река Нил — открытый океан — болота Озарк — Тихий океан — Пиратский остров — Понте-ди-Риальто — река Рейн — водопад Ракет — пирс Сан-Франциско — Песчаный буй — Приморский пляж — Стая иглобрюхов — Бурное море — Затонувший корабль — Большой Барьерный риф — Океан — Трубная волна — Подводный Дунай — Подводный айсберг — Подводные тропы — Волнистый океан с водоворотом — Китовый причал — Река Янцзы — Йеллоустонский национальный парк — Коралловый риф желтой рыбы-ангела — Река Замбези
Пустыня
Пустыня Сахара — Пустыня Тар
Лес
Амазонский лес — Беловежский лес — Большой лес Арканзаса — Шварцвальд — Национальный лес Комоэ — Лес с часами с кукушкой — Темный и жуткий лес — Лес стрекоз — Зачарованный лес — Лес в России — Лес в Швейцарии — Лес рядом с Германией — Лес Недалеко от Лапландии — Лес с высокими горами — Лес инструментов — Лес скульптур маори — Тропический лес Мауи — Лес ночных животных — Мирный лес — Лес гремучих змей — Лес секвойи — Речной лес — Каменный лес — Лес сапового дерева — Лес змеиных корзин — Лес цветков — Щелчок Ловушки Лес — Жуткий лес — Жуткий снежный лес — Лес каменных стражей — Лес качающихся ветвей — Тигровые джунгли — Лес поганок — Тропический лес — Виноградный лес
Горы и вулканы
Австрийские Альпы — Алтайские горы — Анды — Гора Белоголового орлана — Гора Валун — Французские Альпы — Вулкан Индонезии — К2 — Маттерхорн — Вулкан Мауна-Лоа — Гора Кука — Гора Эверест — Гора Фудзи — Гора Килиманджаро — Гора Мак-Кинли — Гора Бромо — Гора Сент-Хеленс — Гора недалеко от Лапландии — Гора Нидерландов — Гора Олимп — Горы Озарк — Гора Белого Медведя — Понта-ду-Пику — Доисторический вулкан — Скользкие снежинки — Гора Снежные ухабы — Звездная гора — Швейцария Гондола — Вершина Эвереста — Игрушечный солдатик Гора — Улуру — Уральские горы
Сад
Джунский сад — Сад — Утренний сад — Маленькая красная дверь Сад карты сокровищ — Сад маленьких жуков — Зачарованный сад — Сад доброго рыцаря — Международный сад бабочек — Сад паутины — Сад каменного дзен
Города
Агра — Эльзас — Атланта — Барселона — Бавария — Шамбор — Елисейские поля — Чичен-Ица ​​- Кремона — Дели — Эдинбург — Флоренция — Хьюстон — Уайру — Стамбул — Лондон — Москва — Нью-Йорк — Париж — Петра — Прага — Рио-де-Жанейро — Рим — Сан-Франциско — Траффик Сан-Франциско — Сиэтл — Сибирь — Сидней — Темпе — Токио — Трансильвания — Венеция — Версаль — Вена — Вашингтон , ОКРУГ КОЛУМБИЯ.

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Турция | Маленькие Эйнштейны вики

в: Места, Страна, Турецкие Места,

и еще 3

Посмотреть источник

Турция

Местоположение

Азия, Европа

Персонаж, который здесь жил

Здесь не жили персонажи

Появление в эпизоде ​​

Как мы стали маленькими Эйнштейнами: Правдивая история

Конструктор

Нет Конструктор

Владелец

Нет владельца

Жители

Без жителей

посетителей

Маленькие Эйнштейны (группа)


Турция, официально Турецкая Республика, является трансконтинентальной страной между Европой и Азией, где Маленькие Эйнштейны летали с ускорением вокруг своей мечети под названием Айя-София.

Содержимое

  • 1 Сводка местоположения
  • 2 Расположение Внешний вид
  • 3 История
  • 4 мелочи
  • 5 Государственный гимн
  • 6 Галерея
  • 7 намеков

Краткая информация о локации

Местность Внешний вид

История

Общая информация

Флаг Турции почти такой же, как у Кокбайрака, но с красным полем вместо голубого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *