Святилище реком в цейском ущелье – описание, история, фото, точный адрес

Содержание

описание, история, фото, точный адрес

Святилище Реком в Цейском ущелье (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Одно из древнейших и самое почитаемое в Северной Осетии святилище, расположенное близ Цея, на высоте около 3 км над уровнем моря — это святилище Реком. Оно стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах. Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений.

У входа в святилище всю стену постройки занимает что-то вроде двух полок, у самой земли и над окном. На полках выстроились в ряд выбеленные временем черепа животных — напоминание о древних жертвоприношениях. Рядом стоит деревянная ёмкость, куда кладут приношения «современные»: монеты и банкноты.

Народный нартский эпос гласит, что Бог заплакал, узнав о смерти нарта Батрадза, духа грозы и главного персонажа всей саги. В том месте, куда упали три его слезы, появились три осетинских святилища: Мыкалгабырта, Реком и Таранджелос.

Реком — древнее осетинское божество, у которого испрашивали богатого урожая и удачной охоты, исцеления от хворей и общей защиты. Божество считалось сугубо «мужским» и хорошо вписывалось в общий культ поклонения Уастырджи, тоже «мужского» покровителя. Реком особенно почитался в Алагирском ущелье, и ежегодно в середине лета здесь справляли недельные торжества в честь бога. В эту неделю ему приносились богатые жертвы (в основном скот).

Другая легенда сообщает, что Реком был построен самим Уастырджи, и по его велению деревья для сруба сами попадали на повозки, а потом сами выгружались оттуда. Таким образом святилище было выстроено без участия человека, само собой.

Так или иначе, а в 1995 г. святилище было уничтожено пожаром, который возник от удара молнии. Его восстановили по памяти, сопроводив процесс строительства всеми необходимыми ритуалами. Единственное отличие нынешнего святилища от старинного — в стройматериале: первоначальный Реком был выстроен из лиственницы, древесина которой не гниёт, но лиственницы в окрестностях просто не растут.

Это место для осетин настолько священно, что осмотреть его изнутри практически невозможно. Попасть в святилище можно лишь по главным праздникам — в мужской день Кэхцгэнэн, в июне, или в марте на Хорыбон. Поэтому о том, что находится внутри, можно составить представление только по древним описаниям. Согласно им, в Рекоме две комнаты, в одной из которых сложены сломанные стрелы, а другая представляет собой молельное помещение.

Женщины попасть в святилище Реком не могут вообще никогда и никак.

Сломанные стрелы — свидетельство ещё одного древнего местного обычая, который в немного модифицированном виде держится здесь до сих пор. Перед битвой осетинские воины братались друг с другом, для чего каждый ломал по стреле и оставлял в Рекоме. Сегодня юноши оставляют тут любую личную вещь, уходя в армию.

Практическая информация

К Рекому можно подняться от Цея по горной тропе минут за 15—20. Но в последние годы идёт речь о том, чтобы совсем закрыть его для туристов.

tonkosti.ru

Святилище Реком | Цей

Р е к о м – покровитель древнего осетинского рода Царазонта в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позже ему поклонялись многие жители Осетии. Святилище Реком, представляющее большой историко-архитектурный интерес, находится около сел. Цей того же ущелья.

Оказавшись на горной тропе, вьющейся на высоте около трех тысяч метров, ощущаешь свежесть ледника Сказка, который глядит из створа рядом стоящих вершин. Именно этот ледник служит основным источником питания для холодной реки Цейдон, на левом берегу которой стоит святилище. С севера поляна вплотную подходит к гранитным скалам, которые когда-то обнажились после схода ледника. А на юге, на противоположном берегу Цейдона, расположена угрюмая махина горы Монах. Самое что ни на есть подходящее место для общения с богами.

Центральное место на высокогорной поляне занимает строение, сложенное без единого гвоздя из сосновых бревен толщиной 30-35 сантиметров. Собственно, это и есть Реком. Бревна в конструкции положены традиционным для древних времен способом, так называемым обло. Кстати, и на Руси так же рубили избы: на одном конце бревна создавали выемку под размер соседнего, и после сборки сруба они плотно примыкали друг к другу. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. «Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку», – говорят старожилы.

Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник – Хорыбон. Мы не смогли побывать внутри, но вот какие сведения нам удалось почерпнуть из описания, оставленного ученым-кавказоведом Миллером, который около ста лет назад исследовал сооружение. Он писал, что внутри Рекома два помещения. С южной стороны – узкое и длинное, где было найдено большое количество сломанных стрел и их наконечников. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. С северной стороны строения располагалось широкое и, видимо, основное помещение святилища, скупо освещенное четырьмя оконцами. Оно предназначалось для общения с богами.

По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева -лиственницы, которая никогда не подвергается гниению. Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.

Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании -главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета.

К сожалению, до наших времен Реком не дошел в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. После полного уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвященный этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдаленно напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад. «Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывают старейшины, – Молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе.

В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных и медных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы». В каждом селе был свой жрец, наблюдавший за правилами проведения празднества. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, жрецы обходили ряды паломников и собирали предметы и ценности, чтобы затем оставить их в святилище. На столе появлялись три осетинских пирога – без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста. В бокалы либо рога жертвенных животных наливают, как правило, пиво, которое является традиционным осетинским напитком и варится в больших медных котлах. Раньше котлы располагались возле святилища, и в большие праздники напиток готовили прямо на поляне.

«Да снизойдет на нас милость твоя, горный Уастырджи! Да исполнятся желания молящихся тебе, Уастырджи! » Эти слова – не фрагмент молитвы. С них, как правило, начинается любое осетинское застолье. Что по своей сути в горном крае приравнивается к обряду поклонения местным богам. Поскольку Уастырджи покровительствует только мужчинам, женщины не имеют права приближаться к святилищу. И говорят, что в древности в случае ослушания представительницу слабого пола могли закидать камнями. Однако когда мы уже собирались в обратный путь, недалеко от поляны послышались женские голоса. «Вам сюда нельзя! » – тревожно замахал руками наш проводник. Женщины идут в другую сторону. Они направляются к женскому святилищу, которое расположено немного в стороне. И все же женщины традиционно посылали к Рекому свои кувинагта – что-нибудь из личных вещей. Жрецы произносили над ними ритуальные молитвы, и благодать распространялась и на слабый пол. А после бесланской трагедии многие матери, потерявшие своих детей, отправляли дары к Рекому, чтобы погибшие попали в страну, где есть зеленые луга и чистая вода. Таковы в Осетии представления о рае. Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес, Многие аспекты изучения этого древнего памятника остаются нераскрытыми.

Например, одним из спорных моментов является датировка памятника. Археолог доктор исторических наук Евгений Крупнов считал, что Реком относится к кобанской культуре и появился примерно за тысячу лет до нашей эры. Выводы ученого основывались на археологическом материале, найденном в этом районе. Однако Владимир Кузнецов не согласен с такой датировкой: «На мой взгляд, лихонометрические исследования, при которых возраст определяется величиной пятен лишайников на каменных глыбах либо деревянных срубах, говорит о том, что Реком не мог быть построен раньше XII века нашей эры. Дело в том, что на месте святилища существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал, относящийся к более древней кобанской культуре, скорее всего попал сюда из других мест».

Ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. До сих пор ответ не найден. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, потому что она никогда не зарастала лесом и не зарастает по сей день, хотя сточки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание, как явление непонятное и сверхъестественное. Вера в древних арийских богов, которые испокон веков господствовали в этом крае, прочно укоренилась в сознании горцев, передаваясь из поколения в поколение. Местные жители говорят, что, отправляясь в опасное путешествие через горный перевал или высокий горный хребет, они, как их отцы и деды, просят Уастырджи прийти на помощь в трудную минуту.

Религиозные воззрения осетин, которые восходят к временам древних ариев, скифов, сарматов и аланов, имеют очень древние корни. Поэтому религия предков дошла и до наших дней, сохранились системы запретов, контроля за разными сторонами жизни. До сих пор почитаются мудрость и старость, воспеваются храбрость и воинская доблесть.

Поделиться «Святилище Реком»

xn--e1ai1b.xn--p1ai

Северная Осетия — 2008. Цей — святилище Реком — Цейский ледник

Северная Осетия — 2008. Цей — святилище Реком — Цейский ледник — перевал Хицан

 

Северная Осетия — 2008. Часть 1

© А.Киселев, А.Рощин 2009 текст
© А.Рощин, А.Алябьев, Н.Занина 2008 фото

Полный маршрут:
Москва — Владикавказ — альплагерь «Цей» — святилище Реком — Цейский ледник — Цейская хижина — радиально перевал Хицан (3450 м, 1Б ос) — альплагерь «Цей» — поселок Бурон — поселок Нар, база МЧС — долина реки Льядон — святилища — перевал Комлагат (3540 м, 1Б ск-ос — сн) — пик Инесс (3620 м) — верхний цирк ледника Восточный Цмиаком — перевал Зуб (3437 м, 1Б сн-ос) — перевал Сталь (3550 м, 2А ск-лд) — озеро в долине реки Льядон — перевал Сталь Южная (3670 м, 2Б сн-ск) — минеральный источник Суар — долина реки Бугультадон — поселок Харисджин — Владикавказ — Москва

Порядки. Заезд

Владикавказ произвел приятное впечатление и показался очень спокойным городом. Жители вежливые, здороваются, охотно отвечают на вопросы «как пройти…?». Дома в основном небольшие, много зелени — чем-то похоже на Ставрополь или Симферополь. Несмотря на это спокойствие, получение пропусков в пограничную зону здесь происходит труднее, чем в Нальчике или Черкесске. Знающие люди в Московском Центральном турклубе говорили, что меньше недели просто не бывает, а может затянуться и на месяц. Список группы, заявление и копию маршрутной книжки мы выслали почтой на адрес Погрануправления за неделю до выезда из Москвы. А на месте нам несказанно повезло — хотя в наш первый визит ответственного офицера не было и пропуска не оформлялись вовсе, на следующий день коллеги нашли ему замену и к вечеру пропуск у нас был — менее чем за двое суток!

В окрестности погрануправления, около военного городка, называемого местными «Хольцман», удивило количество военной техники, а особенно ездящие прямо по улице гусеничные бронетранспортеры. Скопления военной техники встречались и вдоль Транскавказской магистрали (Владикавказ — Цхинвал), по которой мы на следующее утро отправились в Цей. Однако проверки документов, сначала гаишниками, а затем пограничниками, никаких необычных строгостей не содержали. Причина повышенной военной активности разъяснилась примерно через неделю, когда очередная перестрелка в Цхинвале (предыдущая была в мае) превратилась в войну России с Грузией. Что ни для кого из местных, в отличие от нас, не явилось неожиданностью.

По состоянию на 2008 год для посещения Цейского ущелья специальных разрешений не требовалось, как и для выхода со спортивными целями на Цейский ледник и выше (номинально погранзона и заповедник). Однако долина реки Льядон — наиболее естественный путь выхода на массив Тепли — погранзона, как и всё, что находится на Транскавказской магистрали выше поселка Бурон. Долина реки Фиагдон выше поселка Верхний Фиагдон — тоже, имеется пост со шлагбаумом. Верховья Фиагдона — еще и заповедник.

Кроме пограничников, отметились в Северо-осетинском Поисково-спасательном отряде. Там нам категорически отсоветовали подниматься на массив Цми по долине Косойкомдона, как предполагалось в Москве — из-за часто случающихся в этом ущелье мощных селей, выносы которых спасателям приходится регулярно убирать с Транскама.

2.08.08 Альплагерь «Цей» — святилище Реком

Устье Цейского ущелья у поселка Бурон. В центре снимка — бетонный памятник Царю Природы
Автодорога над долиной Цейдона. На другой стороне — массив пика Кальпер
Цей. Конечная остановка автобуса

Цейское ущелье впечатляет своими размерами и крутизной, первое впечатление просто подавляющее. Дорога, ответвляющаяся от Транскавказской магистрали в поселке Бурон, забирается очень высоко над широкой и глубокой долиной реки Цейдон, затем постепенно втягивается в ущелье. В самом поселке Цей по крутым склонам ущелья густо растут огромные деревья, среди которых тут и там виднеются дороги, заборы и санаторные постройки разной степени заброшенности. Внизу ревет река. Капает дождь, где-то наверху переходящий в светло-серый туман. Иногда туман редеет и над лесом вместо ожидаемого неба проступают скалистые обрывы неимоверной крутизны.

Несмотря на устойчиво сырую погоду, а может и благодаря ей, в альплагере множество народа. Более цивильные или продвинутые — тусуются в клубе и живут в капитальных домах, более свободолюбивые — в собственных палатках, расставленных ниже домов на нескольких террасах. Еще ниже, на заброшенной спортплощадке, прогуливаются ишаки.

До обеда сходили в долину, осмотрели осетинское святилище (дзуар) Реком. Святилище находится в лесу на скальном уступе правого борта ущелья реки Цейдон. Немного выше автомобильного моста от главной автодороги к нему уходит хорошо натоптанная тропа. Основная часть — мужское святилище — большой деревянный сруб (макет можно увидеть во Владикавказском музее), двускатная ступенчатая кровля поддерживается стропилами с фигурами соколов. С западной стороны у закрытой дверцы входа выложены черепа разных рогатых животных. На стене над входом прикреплены металлические нашлепки в форме полумесяца, звезды с четырьмя лучами и нескольких равноконечных крестов. Неподалеку от сруба имеется деревянная беседка с тремя креслами с вырезанными на спинках личинами — «Безликое божество», «Сокол» и «Барс» (или «Медведь»), перед ними — стол с приношениями (соль, монеты). Там же неподалеку находятся несколько длинных столов со скамейками, предназначенных для ритуальных трапез. Женское святилище находится метрах в ста дальше по той же тропе и включает небольшой деревянный сруб примерно метр — на метр — на метр с маленьким окошком, а также беседку со скамьей и стол. Тропа продолжается еще дальше и в конце концов снова выводит на автодорогу. В святилище и на автодороге много местных туристов.

2.08.08 Альплагерь «Цей» — язык Цейского ледника

От палаточных площадок альплагеря вниз по правому берегу реки Сказдон по краю леса идет большая тропа, кое-где с местами стоянок. Она выводит на основную автодорогу чуть ниже моста через реку Цейдон. Идем по автодороге вверх, переходим по мосту на левый берег Цейдона и еще выше проходим мимо базы МЧС. За ней автодорога поворачивает еще вправо, а вверх вдоль долины продолжается тракторная дорога, идущая через лес. У пересечения с первым ручьем-притоком дорога переходит в тропу. Далее она пересекает несколько ручьев, местами довольно сильно забирая вправо-вверх. Выйдя из леса на морены, тропа теряется, хотя на камнях много туров. Мы шли дальше прямо по моренным грядам среди кустов, немного забирая вправо от реки. Затем пересекли небольшой ручей, окруженный зарослями, и увидели впереди большую морену и язык Цейского ледника; встали выше ледовых обрывов на небольшой гравийной площадке у места, где покровная морена переметается до левого борта долины, образуя мост на ледник. Ходовое время от альплагеря ок. 2.5 часов.

Погода: с утра туман с моросью, затем туман то плотный, то с просветами, ночью сильный дождь.

Язык Цейского ледника, начинающийся примерно с 2100 м. Реальная граница между краеведением и спортивным туризмом
Одна из ледовых арок, через которые река Цейдон вытекает из-под ледника. Высота обрыва — метров 20

3.08.08 Вверх вдоль Цейского ледника

Вышли на ледник, для чего пересекли ручей (левый приток Цейдона), текущий вдоль ледника, по моренному мосту у ложбины на стыке рыжего и серого моренных валов. Продолжали движение по гребню серого моренного вала, обходя воронки и выходы открытого льда. Примерно за час дошли от стоянки до начала этого вала, не доходя метров 250-300 до ледопада. Оттуда ушли вправо (по ходу) на левую бортовую морену через участок открытого ледника с небольшими поперечными разрывами. Обошлись без кошек. Вдоль левой бортовой морены шли, обходя закрытый разорванный ледник-снежник внизу, к крутому неширокому снежнику, уходящему вверх к «бараньим лбам» и водопадику правее центрального скального массива. Время от морены до выхода на снег — ок. 45 мин.

Надели обвязки и пошли вверх по снежнику крутизной до 30-35° (выше — круче) до сужения снежника и большого валуна, примерно 100 м по высоте; последние 50 м шли в связках. Ушли со снежника направо (по ходу) на конгломератно-осыпной склон и продолжали подъем по крутой (30-40°) тропинке ок. 20 мин до начала бараньих лбов. От выхода на снежник 45 мин.

У начала скальной полочки справа увидели трос и лезли вдоль него по простым скалам около получаса. Трос выводит на горизонтальную полку, пересекающую ручей выше водопадика. Дальше пошли вправо-вверх на моренный вал по тропке, периодически теряющейся в камнях (Основная тропа выводит от водопада в ложбину между телом ледника и боковой мореной, затем выходит на левую боковую морену, обходя разрывы ледника). Через 40 мин от конца троса встали на площадке на моренном валу. Ледник напротив стоянки лежит практически горизонтально, но сильно разорван; со следующего уступа морены виден впечатляющий ледопад Северной ветви Цейского ледника с левой (ор.) стороны.

Погода: утром туман, днем малооблачно, вечером ясно, ночью сильный дождь.

Первый ледопад Цейского ледника, 2600-2800 м. Обходится справа: сначала по снежнику, затем по простым скалам — «бараньим лбам» еще правее
Подход под скалы
Вид сверху на нижнюю ступень ледника и разноцветные моренные валы
Стоянка на боковой морене, ок. 2900 м

4.08.08 Цейский ледник — Цейская хижина

От стоянки над «бараньими лбами» прошли вперед метров 150 по осыпям левого борта до выхода на ровный снежник. С этого места возможен выход на серединную морену, однако мы шли дальше до полузасыпанного щебнем разрыва под самым левым бортом. Оттуда ушли налево (по ходу) вдоль трещин на ровное ледовое поле уже выше зоны разрывов.

По этому полю идем вперед — влево, немного набирая высоту, до серединной морены; ледопад Северной ветви остается справа. Обошлись без кошек (кроме Натальи – её трекинговые ботинки скользят гораздо сильнее “берцев”). Вдоль серединной морены, справа от нее, поднялись практически до ее начала; справа и слева находятся зоны разрывов. Отработали попеременную страховку на леднике. Далее по проходам между трещинами прошли вперед — влево на ровную часть посереди ледника, по ней еще вперед, так что хорошо видная на склоне Хижина остается немного сзади. На леднике опять появляется снег. По открытым участкам между трещинами выбираемся к левому (ор.) борту ледника прямо под Хижину.

Здесь есть вода в ручьях и выложенные из камней площадки под палатки. Выше лежит средняя и крупная подвижная осыпь, прямой подъем по которой к Хижине затруднителен и опасен. Нужно пройти вверх по краю ледника метров 80, набирая высоту до уровня Хижины, от этого места по морене траверсом к ней идет хорошая тропа. Выше хижины среди скал есть несколько хороших площадок, но без воды.

От основной тропы уходит вверх еще одна, но вскоре теряется на скалах.

Погода: днем малооблачно, ночью ливень.

Зона разрывов на левой (ор.) стороне ледника
Ледопад, которым оканчивается Северная ветвь Цейского ледника, ок. 3000 м. Обходится слева по серединной морене
Цейская хижина на скалах над левым бортом ледника. Ок. 3200 м
Вид от Хижины на ледопад Южной ветви Цейского ледника

5.08.08 Цейская хижина — радиальный выход на перевал Хицан (3450 м, 1Б ос) — стоянка на морене (там же, где 3/4.8.08)

От Хижины по тропе вышли на снег и прошли траверсом вперед — вниз до следующего большого кулуара, ведущего на пик Николаева; перед ним есть еще один неширокий снежный кулуар, переходящий выше в узкую расщелину. Пока пытались разглядеть путь подъема на пик, его закрыло туманом.

Вернулись назад на первый снежник. От его высшей точки по осыпи идет малозаметная тропа, уходящая на левую (ор.) сторону кулуара к подножию скальной башни. Отсюда вверх идет неплохая тропа по осыпям под левым бортом скального кулуара. Есть несколько простых коротких скальных ступенек. Время подъема до седловины перевала Хицан около полутора часов. Сняли записку группы из Питерского спортклуба Стрелец 2007 г. Тропа продолжается с перевала налево-вверх в сторону вершины Хицан (говорят, альпинистский маршрут 1Б). На другой стороне перевала некрутой и недлинный снежный склон, спускающийся на огромный ледник с трещинами — Северную ветвь Цейского ледника. Правее она переходит в ледопад Северной ветви, под которым мы прошли вчера. Вдали, на другой стороне ледника, возвышается треугольная вершина Уилпата (4649 м). Наползает туман и начинается дождь. Спускаемся по пути подъема примерно за час.

В хижину пришли альпинисты из Харькова, собирающиеся на пик Николаева, человек двадцать, плюс еще группа краснодарских горных туристов, 8 человек, поставивших палатки прямо на леднике, плюс еще на подходе какие-то москвичи. Мы пообедали и ушли вниз по пути подъема, за 1.5 часа дошли до нашей прежней стоянки над «бараньими лбами».

Погода: переменная облачность, после 11 ч по верхам густой туман.

6.08.08 Стоянка над «бараньими лбами» — альплагерь «Цей»

Спускаемся по «бараньим лбам» по пути подъёма. Руками невзначай вытащили древний крюк — “морковку”, за которую закреплён верхний трос. Вместо неё в соседнюю трещину забили “лепесток” — ещё на сколько-то лет хватит. Такое впечатление, что здесь можно идти со страховкой сверху донизу по снежнику, полностью обходя скалы.

На спуске прошли от конца снежника-под-лбами до серой покровной морены более удобным путем — прямо по разорванным снежникам у левого края ледника, а не по боковой морене. Попытались разведать подъём на перевал (он же вершина) Кальтберг по его северному склону — черной осыпи, начинающейся от правой стороны ледника напротив Верхних Ледовых ночёвок. Осыпь живая, крутизной ок. 40°, постреливает камнями. При таком подъёме с грузом мы за день через Кальтберг не перевалим. Продолжаем спуск вдоль ледника.

Обед на месте ночевки 2/3.8.08 у моренного моста. От языка ледника до лесной дороги через участок заросшей кустами морены тоже нашелся более удобный проход — ниже и правее пути подъема, параллельно реке — он маркирован турами через каждые 5-10 м. В альплагерь пришли к 18-30. Вскоре подошли харьковчане. Говорят, у здешних альпинистов считается нормой подниматься от альплагеря до хижины за 6 ходовых часов — когда дорога уже знакома, естественно…

Погода: с утра переменно, затем низкая плотная облачность, сухо.

Цейский ледник вечером

Читать дальше

Ссылки:

posmotrel.net

Святилище Реком — Владикавказ, Осетия

Святилище Реком находится в Цейском ущелье, неподалёку от селения Верхний Цей. Неофициально оно считается главным мужским святилищем Осетии, вход туда женщинам запрещён. Святилище Реком сложено без единого гвоздя из сосновых бревен толщиной 30-35 сантиметров. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. «Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку», — говорят старожилы.

 

Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам: в день всех рожденных за год мальчиков – Кæхцгæнæн, отмечаемый в июле. Или в мартовский праздник — Хорыбон. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. Оно предназначалось для общения с богами.

 

По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева — лиственницы, которая никогда не подвергается гниению. Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.

 

Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании — главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета.

 

К сожалению, до наших времен Реком не дошел в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. После полного уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвященный этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдаленно напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад. «Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывают старейшины, – молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных и медных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы». В каждом селе был свой жрец, наблюдавший за правилами проведения празднества. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, жрецы обходили ряды паломников и собирали предметы и ценности, чтобы затем оставить их в святилище. На столе появлялись три осетинских пирога – без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста.

 

Одним из спорных моментов является датировка памятника. Археолог доктор исторических наук Евгений Крупнов считал, что Реком относится к кобанской культуре и появился примерно за тысячу лет до нашей эры. Выводы ученого основывались на археологическом материале, найденном в этом районе. Однако Владимир Кузнецов не согласен с такой датировкой: «На мой взгляд, лихонометрические исследования, при которых возраст определяется величиной пятен лишайников на каменных глыбах либо деревянных срубах, говорит о том, что Реком не мог быть построен раньше XII века нашей эры. Дело в том, что на месте святилища существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал, относящийся к более древней кобанской культуре, скорее всего попал сюда из других мест».

 

Ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. До сих пор ответ не найден. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, потому что она никогда не зарастала лесом и не зарастает по сей день, хотя сточки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание, как явление непонятное и сверхъестественное. Вера в древних арийских богов, которые испокон веков господствовали в этом крае, прочно укоренилась в сознании горцев, передаваясь из поколения в поколение. Местные жители говорят, что, отправляясь в опасное путешествие через горный перевал или высокий горный хребет, они, как их отцы и деды, просят Уастырджи прийти на помощь в трудную минуту.

 

Теги: святилище Реком цейское ущелье

osetia.biz

святое место ⋆ Туризм в Осетии

Реком — святое место Северной Осетии

На небольшой живописной поляне никогда не зарастающей лесом, окруженной сосновым лесом и высокими горами, стоит средневековый памятник архитектуры — Реком. Он расположен в верхней части Цейского ущелья на высоте 1800 метров над уровнем моря, откуда открывается величественная панорама на Цейский и Сказский ледники.

Реком представляет собой бревенчатый сруб из целых бревен значительной толщины (от 25 до 30 см в. диаметре). Сруб покрыт низкой деревянной крышей, которая опускается широким навесом, поддерживаемым с двух сторон резными деревянными столбами. Столбы отличаются друг от друга по форме и увенчаны сверху художественно оформленными деревянными коньками, которые напоминают голову верблюда с вытянутой шеей. Причем коньки и балки, поддерживающие крышу, являются монолитными Г-образными деталями без скреплений. Мастер, по-видимому, придавал большое значение художественному исполнению коньков; он украсил их типичным осетинским орнаментом. Высокими художественными качествами исполнения коньков может восхищаться даже самый взыскательный художник.

Примечательной особенностью святилища Реком является постройка его без применения гвоздей и других железных деталей, традиционный для древности способ – обло (каждое следующее бревно подгонялось под выемку в предыдущем). Железо (погремушки, звоночки, узоры, оковки на дверях) употреблялось только для украшения.

Внутри на стене – полка с черепами жертвенных животных – оленей, баранов, туров. Тут же установлена деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами. Осетинские воины когда-то оставляли в святилище сломанные стрелы и наконечники, в медных котлах варилось пиво для праздничных застолий и чествования горных духов. Перед сражением воины исполняли здесь обет братания – ломали две стрелы, после чего становились братьями по крови.

Считалось, что если оставить здесь какую-нибудь личную вещь, это принесет ее владельцу благосклонность богов. Данная традиция сохранилась и поныне. В наши дни святилище посещают обычно в большие осетинские праздники, например, в День рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн. А молодые люди поднимаются к Рекому перед уходом в армию. Говорят, исполняется многое из загаданного.

Большая просьба уважать культуру и верования Осетинского народа. Данное место является самое святое для всего народа. Не нужно ходить к нему без необходимости и очень важно, запрещено ходить к данному месту женщинам. В интернете много материалов посвященных ему. Посмотрите их в комфорте дома.

osetiaturizm.ru

Северная Осетия. Цейское ущелье. Святилище Реком (360° виртуальная панорама): timag82 — LiveJournal

Фрэнды alangsm и iz_moego_okna уже выложили свои фотоотчеты по поездке на высокогорный североосетинский курорт Цей, я буду как обычно последним 🙂
Сегодня хорошего качества панорама с поляны, на которой расположено святилище Реком, и пара фото на ущелье.

Пара слов о том, что такое Реком. Это святилище, которому не менее 9 веков, построенное для поклонения осетинскому божеству, представляет собой бревенчатый сруб, построенный без применения гвоздей и железных деталей. Внутри и снаружи на стенах висят черепа жертвенных животных. Считается, что если оставить здесь деньги или личную вещь, то это принесет удачу владельцу.

Чтобы попасть в Реком, надо преодолеть 15-минутный подъем по тропинке в горах, это дозволено только мужчинам, которые держали пост, соблюдая определенного рода ограничения, и сейчас ведутся разговоры о том, чтобы ограничить это место для посещения туристами, см. материал у Заура Фарниева. О том, как прошло наше посещение, написал Артур, ну а много фото сделал Аслан.

1. Панорама с поляны:

Несколько фото.

1. Сам Реком. Он многократно сгорал, и отстраивался заново, по оригиналу. Я слышал, что ремонт надо проводить каждые 12 лет.

Эта же фотография крупнее: 2560 * 1600

2. Если не ошибаюсь, беседка для молитвы, обратите внимание на оформление стульев:

3. Панорама ущелья:

Эта же фотография крупнее: 2560 * 1440

4. Вдалеке виден горнолыжный курорт Цей:

Эта же фотография крупнее: 2560 * 1600

Мои личные впечатления: места сказочные! Представляю, как тут красиво осенью и зимой, постараюсь обязательно сюда вернуться.
Спасибо alangsm за то, что меня сюда вытащил. И пока не закрыли доступ), рекомендую всем остальным).


timag82.livejournal.com

Святилище Реком в Цейском ущелье: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Древнее святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии выделяется среди множества осетинских святилищ. Это главный храм Уастырджи — покровителя охотников, путников и воинов. Уастырджи считают «богом мужчин» и аналогом христианского святого Георгия. Соответственно, Реком — сугубо мужское святое место, женщинам здесь находиться нельзя. Они могут только отправить в храм какие-то личные вещи для благословения.

Когда-то святилищем считалось не только рукотворное сооружение, но все Цейское ущелье. Сам храм стоит на высокогорной поляне, окруженной гранитными скалами и сосновым лесом. В ясную погоду с поляны можно разглядеть Цейский ледник. Узкая тропа к Рекому идет по краю крутого обрыва, внизу шумит бурная река Цейдон. Святилище выглядит сурово: небольшое квадратное здание с двускатной крышей, дополненной оригинальными высокими «коньками» с то ли птичьими, то ли верблюжьими головами — к ним крепятся водосточные желоба. Реком сложен из сосновых бревен, без единого гвоздя. На стене у входа — кости и рогатые черепа жертвенных животных. Святилище окружено овальной оградой из камней.

Это место древнее и таинственное. Легенда о происхождении Рекома подчеркивает его исключительность: когда в неравном бою погиб великий воин Бартазд, бог уронил по нему три слезы, и одна упала в Цейское ущелье — это и есть святилище. Другая легенда приписывает создание храма самому Уастырджи. Он выстроил Реком из негниющего дерева, причем бревна доставляли по горной тропе «самоходные» арбы с волами без погонщиков. Дерево в качестве строительного материала само по себе необычно для осетинских сооружений, чаще всего каменных, и говорит о древности святилища. Правда, установить степень этой древности сложно — дерево, пусть и «негниющее» (предполагается, что в начале это был тис, потом лиственница), регулярно горело, и Реком перестраивали много раз. Последний пожар произошел в 1995 году, и случился он, как говорят, от удара молнии. После него храм полностью воссоздали по старым чертежам и традиционной технологии. Только дерево использовали уже вполне гниющее: недолговечную местную сосну.

По одной версии, святилище в Цейском ущелье существует с первого тысячелетия до нашей эры и относится к кобанской культуре — древнейшей кавказской культуре периода бронзового и железного веков. По другой версии, Реком появился только в XII веке нашей эры, поскольку раньше на этом месте существовал единый Цей-Сказский ледник, позднее разделившийся на два современных ледника. Монеты, найденные здесь при археологических раскопках, именно к XII столетию и относятся. Еще одна версия предполагает, что изначально Реком стоял на другом месте, а в Цейское ущелье был перенесен как раз после схода ледника.

В XVII столетии Реком стал действующей христианской церковью во имя Святой Троицы, позже — во имя святого Георгия. К концу XVIII века он постепенно снова превратился в общенациональное языческое святилище. В исторических документах упоминания о нем впервые появляются как раз в это время. По свидетельству путешественников XIX века, среди других реликвий в Рекоме хранились шлем и оружие легендарного последнего осетинского царя Ос-Багатара. По крайней мере, народное предание приписывало эти вещи именно ему. До наших дней они не дошли

В Рекоме проводились и до сих пор проводятся мужские воинские обряды — например, «братание» перед уходом на воинскую службу — и ритуальные пиры. В отличие от других памятников, Реком не принадлежит какому-либо отдельному роду — это святыня для всей Осетии. В ближайшее к летнему солнцестоянию воскресенье в Цейском ущелье проходит праздник Реком.

Реком — мужское святилище. По осетинским обычаям, женщинам находиться в нем строго запрещено. Специальные женские святилища находятся неподалеку.

О ритуальных запретах напоминает стенд у начала паломнической тропы: не курить, не сквернословить, не распивать спиртные напитки, не оставлять мусор, не разжигать костры, не заходить за ограду. Внутрь храма можно войти только во время религиозных праздников.

Пройти к святилищу не так уж сложно, но на горной тропе все-таки нужно соблюдать предельную осторожность.

strana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о