Святки языческий праздник: как проходили бесовские игрища русской молодежи — Нож

Содержание

Святки — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Бого­слу­же­ния
  • Святки Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Святки Г.И. Шиман­ский
  • Святки схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Можно ли в святки молиться за усоп­ших? иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)
  • Святки прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Тра­ди­ции
  • Как хри­сти­ане святки про­во­дят, и как надо про­во­дить их прот. Нико­лай Успен­ский
  • Как про­ве­сти Святки? прот. Алек­сандр Илья­шенко
  • Поз­во­ли­тельно ли рядиться в святки? прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • О буйном весе­лье на свят­ках и мас­ля­нице прп. Стефан Филей­ский
  • Что нужно знать о гада­ниях на святки? свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура
  • Свя­точ­ные рас­сказы Н.С. Лесков
  • Свя­точ­ные рас­сказы В.И. Неми­ро­вич-Дан­ченко
  • Дары волх­вов О. Генри
  • Чудес­ный доктор А. И. Куприн
  • Стихи о Рож­де­стве Хри­сто­вом

Свя́тки (святые дни) – период от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до Кре­щен­ского сочель­ника (7–17 января вклю­чи­тельно).

Они назы­ва­ются также свя­тыми вече­рами.

Свя­тить период между Рож­де­ством Хри­сто­вым и Бого­яв­ле­нием Цер­ковь начала с древ­них времен. Ука­за­нием на это могут слу­жить 13 бесед св. Ефрема Сирина, про­из­не­сен­ных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвро­сия Медио­лан­ского и св. Гри­го­рия Нис­ского.

Про­дол­жи­тель­ность Святок

Какова про­дол­жи­тель­ность Святок? Когда они начи­на­ются и когда закан­чи­ва­ются? На эти, каза­лось бы, про­стые вопросы в цер­ков­ной лите­ра­туре даются разные ответы. Фак­ти­че­ски суще­ствует 4 (!) точки зрения на про­дол­жи­тель­ность Святок:

I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отра­жена на нашем сайте, часто такая про­дол­жи­тель­ность ука­зы­ва­ется в кален­да­рях как сплош­ной период, в тече­ние кото­рого нет пост­ных дней. Такая точка зрения лишена недо­стат­ков: во все дни пери­ода совер­ша­ются бого­слу­же­ния с празд­нич­ными осо­бен­но­стями, поста нет.

II. 8–19 января (12 дней). В лите­ра­туре очень попу­лярно утвер­жде­ние о 12 дней про­дол­жи­тель­но­сти Святок; веро­ятно, это объ­яс­ня­ется при­вер­жен­но­стью сим­во­ли­че­скому зна­че­нию числа 12. В част­но­сти, извест­ный литур­гист сере­дины XX века Г. И. Шиман­ский ука­зы­вает для Святок период от Собора Бого­ро­дицы до Кре­ще­ния Гос­подня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник; 2) почему-то Кре­ще­ние Гос­подне вклю­ча­ется в период Святок, тогда как равный ему по сте­пени тор­же­ствен­но­сти празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – нет.

III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отра­жа­ется на неко­то­рых элек­трон­ных ресур­сах (как пра­вило, нере­ли­ги­оз­ных). Эта точка зрения – фак­ти­че­ски вари­а­ция преды­ду­щей, имеет те же недо­статки: в период Святок вклю­ча­ется Кре­щен­ский Сочель­ник, а из двух Гос­под­ских празд­ни­ков один (Рож­де­ство Хри­стово) счи­та­ется, тогда как другой – нет.

IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Свят­ками счи­та­ется весь период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния, такую пози­ция отра­жена в книге схи­ар­хи­манд­рита Иоанна (Мас­лова). (Впро­чем, сам автор допус­кает ошибку: гово­рит о 12 днях Святок, хотя по факту ука­зы­вает период в 13 дней). В таком под­счете только один недо­ста­ток: в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник.

Три пери­ода святок их бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти

Хотя термин «святки» обо­зна­чает единый 11-тиднев­ный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно раз­де­лить на три вре­мен­ных отрезка на осно­ва­нии бого­слу­жеб­ного содер­жа­ния:

7–13 января – празд­ник Рож­де­ства Хри­стова и его попраздн­ства;

14 января – Обре­за­ние Гос­подне по плоти и свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого;

15–17 января – пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния.

Бого­слу­жеб­ные  и устав­ные осо­бен­но­сти всего пери­ода Святок

  • Пост в среду и пят­ницу отме­ня­ется;
  • Коле­но­пре­кло­не­ние не совер­ша­ется;
  • Вен­ча­ние брака не совер­ша­ется;
  • Октоих в сед­мич­ные дни не поется;

Свя­точ­ные обычаи и тра­ди­ции

С пери­о­дом Святок свя­заны сле­ду­ю­щие обычаи, рас­по­ло­жим их в порядке от более нор­маль­ных и при­ем­ле­мых к спор­ным и нецер­ков­ным:

Хож­де­ние в гости

Празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово, делиться друг с другом этой радо­стью, поз­во­лить себе опре­де­лен­ное уте­ше­ние после дол­гого поста – не только закон­ный, и но вполне похваль­ный образ про­ве­де­ния этих дней. Гос­подь в Пяти­кни­жии пове­ле­вает: «Семь дней празд­нуй Гос­поду Богу твоему, на месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой; ибо бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой, во всех про­из­ве­де­ниях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только весе­литься» (Втор. 16:15). И хотя бук­вально это ска­зано о празд­нике Кущей, можно вполне рас­про­стра­нить эти слова на празд­нич­ные пери­оды Церкви, в первую оче­редь на Свет­лую сед­мицу и на Святки.

Рож­де­ствен­ские сценки, меро­при­я­тия в вос­крес­ных школах

Понятно, что раз­лич­ные поста­новки и рож­де­ствен­ские сценки осно­ваны на нека­но­ни­че­ских и подчас фан­та­сти­че­ских реа­лиях, все же опре­де­лён­ный про­све­ти­тель­ский и бла­го­твор­ный эффект они имеют.

Коля­до­ва­ние


Есть обычай ходить по домам и рас­ска­зы­вать раз­лич­ные рож­де­ствен­ские колядки. При этом ходят как пра­вило дети (под руко­вод­ством и при­смот­ром взрос­лых), поздрав­ляют с Рож­де­ством Хри­сто­вым, поют песни и рас­ска­зы­вают сти­хо­тво­ре­ния, а хозя­ева жилищ ода­ри­вают сим­во­ли­че­скими уго­ще­ни­ями. Здесь оценка должна быть взве­шен­ной: есть колядки по содер­жа­нию вполне хри­сти­ан­ские, но немало и совер­шенно свет­ских, в кото­рых нет ника­кого рели­ги­оз­ного смысла. В послед­нем случае коля­до­ва­ние пре­вра­ща­ется в обыч­ное попро­шай­ни­че­ство и вряд ли может быть одоб­рено хри­сти­ан­ским созна­нием.

Пред­став­ле­ния, гуля­ния

Есть обычай наря­жаться в раз­лич­ные шутов­ские наряды и устра­и­вать пред­став­ле­ния, гуля­ния. Эта прак­тика явля­ется руди­мен­том язы­че­ских веро­ва­ний, согласно кото­рым начало года счи­та­лось вре­ме­нем, когда у богов можно выпро­сить хоро­ший урожай. Также важно, что в Древ­нем Риме и в Визан­тии подоб­ные меро­при­я­тия были свя­заны с празд­но­ва­нием январ­ских календ. В России свя­точ­ные гуля­ния были рас­про­стра­нен­ными вплоть до XVIII века. Известно, что импе­ра­тор Петр I сам любил эти гуля­ния и застав­лял при­ни­мать в них уча­стие своих при­бли­жен­ных. Однако во 2‑й поло­вине XVIII века многие обычаи, свя­зан­ные со свя­точ­ными гуля­ни­ями, были запре­щены. Причем при­чины запрета были не столько бого­слов­скими, сколько вызваны прак­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­стью: сами гуля­ния и свя­зан­ные с ними раз­нуз­дан­ность, анар­хия рас­смат­ри­ва­лись как обще­ственно опас­ные. Для нас осо­бенно важно, что подоб­ного рода дей­ствия запре­ща­ются 61‑м и 62‑м пра­ви­лами VI Все­лен­ского Собора. Осо­бенно обра­тим вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие слова: «Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гати и тех, кото­рые водят мед­ве­диц, или иных живот­ных, на посме­шище и на вред про­стей­ших, и, соеди­няя обман с безу­мием, про­из­но­сят гада­ния о щастии, о судьбе, о родо­сло­вии, и мно­же­ство других подоб­ных толков» (пра­вило 61) и «Так назы­ва­е­мые календы, вота, вру­ма­лиа, и народ­ное сбо­рище в первый день месяца марта, желаем совсем исторг­нути из жития верных. Такожде и все­на­род­ныя жен­ския пля­са­ния, вели­кий вред и пагубу нано­сити могу­щия, равно и в честь богов, ложно так елли­нами име­ну­е­мых, муже­ским или жен­ским полом про­из­во­ди­мыя пля­са­ния и обряды, по неко­ему ста­рин­ному и чуж­дому хри­сти­ан­скаго жития обычаю совер­ша­е­мые, отвер­гаем, и опре­де­ляем: ника­кому мужу не оде­ва­тися в жен­скую одежду, ни жене в одежду мужу свой­ствен­ную; не носити личин коми­че­ских, или сати­ри­че­ских, или тра­ги­че­ских» (пра­вило 62).

Гада­ния

Рас­про­стра­нен предо­су­ди­тель­ный обычай гада­ний во время Святок о судьбе, о буду­щем супруге и пр. Понятно, что любые гада­ния явля­ются язы­че­скими обы­ча­ями, свя­зан­ными с вол­хо­ва­нием и обще­нием с нечи­стыми духами, потому ни в коем случае не при­ем­лемы для хри­стиан.

Цитаты о свят­ках

«Дух Хри­стов, – по заме­ча­нию свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), – не враг бла­го­за­кон­ных радо­стей»; в невин­ных играх и заба­вах отды­хает душа, истом­лен­ная: шумом суеты, под­дер­жи­ва­ется и пита­ется чув­ство дружбы среди людей; с хри­сти­ан­ской точки зрения доз­во­ли­тельны игры и раз­вле­че­ния, кото­рые не нару­шают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорб­ляют слуха и очей, не уни­жают чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Но нужно твердо пом­нить, что «где нега и рос­кошь, как учит св. Иоанн Зла­то­уст, где пьян­ство и всякие забавы, там нет ничего твер­дого, а все шатко, непо­сто­янно. Слу­шайте это вы, кото­рые любите смот­реть на пля­шу­щих и тем рас­тле­ва­ете свое сердце».
В «святые дни» должно уси­лен­нее ста­раться не отвле­кать ума и сердца своего от святых помыс­лов, чув­ство­ва­ний и деяний; а это обя­зы­вает каж­дого устра­нять себя от вся­кого шума буй­ного весе­лия. Не разгул и шумное мир­ское весе­лие делает празд­ник Хри­стов радост­ным и при­ят­ным для нас, а уте­ша­ю­щая душу, услаж­да­ю­щая и весе­ля­щая сердце бла­го­дать Божья, дару­е­мая свыше лишь тем, кото­рые уда­ляют себя от всего того, чем оскорб­ля­ется любовь Божья, что отвра­щает от нас бла­го­во­ли­тель­ный взор Отца Небес­ного, чем бес­че­стится святое и досто­по­кло­ня­е­мое имя Хри­стово, чем нару­ша­ется свя­тость празд­ника».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля

история и традиции славянского праздника — 22.12.2022 — Статьи на РЕН ТВ

Обряды Коляды проводили еще до принятия христианства.

Фото: © РИА Новости

Читать ren.tv в

Такая традиция как Коляда существовала еще с языческих времен и была посвящена небесному богу – Даждьбогу. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи, соответственно, уменьшаться. Они благодарили Даждьбога и восхваляли его с помощью обрядовых песен – колядок.

Какие еще обряды проводили на Коляду? И какие похожие праздники есть у других народов? Рассказываем в материале РЕН ТВ. 

Когда празднуют Коляду

Коляда – славянский праздник и дата, с которой начинались Святки (25 декабря). Продолжались они до 6 января. Получается, что обряды Коляды проводили еще до принятия христианства. 

Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, то есть от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и по сей день. Сегодня Коляду празднуют c 7 до 19 января.   

Бог Коляда

Бог Коляда – один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца. Родившись в день зимнего солнцестояния, он символизирует начало нового годового цикла. Потому Коляда – бог времени, даровавший людям календарь. 

Как бог времени, он отвечает за гармоничное движение колеса жизни, в котором все пребывает в постоянном движении – свет сменяет тьму, смерть сменяет жизнь. Коляда также считается покровителем волхвов и жрецов: он принес людям знание и наставил на путь истинный. 

Коляда – языческий бог, которого изображали либо младенцем, либо крепким юношей со светлыми волосами и мечом в руках (острие меча направлено вниз, что означает мир и доброе соседство между славянскими общинами и племенами). 

Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич

Как отмечали Коляду славяне

В честь праздника славяне устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, а в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый – Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. 

В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя.  

А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. 

Обряды на Коляду

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются:

  • облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных;
  • использование масок;
  • исполнение колядных песен;
  • благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами;
  • игры молодых людей;
  • гадания незамужних девушек.

Еда на Коляду

Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением.

Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной). На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша.  

Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич

Колядки 

Колядование начиналось на второй день Коляд. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. 

Эту традицию чтут и сегодня. Заходя в дом, колядующие поют: 

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!

Господин, господа
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Гадания на Коляду

Особое место в праздничные дни Коляды занимали гадания. Проводили их, как правило, с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Старого Нового года). Считалось, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы.

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Приметы на Коляду

  • С какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия.
  • Ветер с разных сторон предвещал полные закрома.
  • Если ветки можжевельника сгибаются – жди метели.
  • Если воробьи носили в гнезда пух и перья, будут морозы.

Похожие праздники у других народов

Несмотря на принятие христианства, во многих европейских странах просматриваются языческие отголоски. Так, например, с колядками связано разведение костров и сжигание огромного бревна. Бревна сжигают в Англии, Франции и странах Скандинавии. 

  • В Болгарии накануне Рождества коледари ходят по улицам и славят Христа.
  • В Румынии колядуют как молодые люди, так и уважаемые отцы семейств: рождественские колядки исполняют взрослые, а новогодние – дети.
  • В Австрии и Швейцарии во время новогодних дней на улицах можно встретить наряженных в еловые ветки и бубенчики людей. Это Сильвестр-Клаусы, которые бродят от дома к дому, исполняют рождественские песенки и получают за это взамен вознаграждение. 
     

7 языческих праздников, которые мы отмечаем и сегодня | Сквозь Вечность Туры

Праздники языческого происхождения:

  1. Рождество
  2. Новый год
  3. Пасха
  4. Римская версия Хэллоуина
  5. 1 мая — День труда
  6. Крещение или День Трех Королей
  7. Канун Святого Иоанна

Когда мы слышим или читаем о языческих религий и традиций

, мы автоматически думаем, что они давно в прошлом, вещи, которые не имеют абсолютно никакого отношения к нашей современной жизни.

Но если мы достаточно любопытны, чтобы просто коснуться поверхности наших «современных» традиций, мы можем быть очень удивлены, обнаружив, что на самом деле нет ничего нового в большинстве праздников, которые мы отмечаем каждый год . Что касается празднеств, обрядов и традиций, то мы буквально ничего не изобретали. Мы продолжаем делать то же самое, что древние римляне делали 2000 лет назад — мы просто называем их другими именами.

Если бы кто-то искренне пожелал вам «весёлого Dies Natalis Solis Invicti », что бы вы ответили? Или что, если кто-нибудь настойчиво спросит вас о ваших планах относительно Kalendae Ianuariae ? Это не звонит в колокол, не так ли? Dies Natalis Solis Invicti

и Kalendae Ianuariae , также известные как Рождество и Новый год, — это лишь два из многих праздников, которые мы до сих пор с радостью отмечаем и которые на самом деле восходят к Древнему Риму.

Но почему многие праздники пережили , пусть и в «ребрендинговых» формах? Когда император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт в 380 году нашей эры, язычество было объявлено вне закона, а христианская религия стала единственной официальной религией Римской империи. Но для многих римлян, остававшихся преданными Юпитеру и его мифологической команде, переход к новой монотеистической религии был далеко не легким.

И вот Церковь решила заменить важнейшие языческие праздники новыми христианскими праздниками в те же даты — поскольку календарь оставался почти таким же, как и раньше, бывшему языческому населению было намного легче приспособиться к этой новой вере.

Именно таким образом была установлена ​​дата Рождества 25 декабря, чтобы заменить старый Праздник Бога Солнца, и то же самое произошло со многими другими праздниками. Эта стратегия сработала настолько хорошо, что по прошествии столетий даже память о первоначальных языческих празднествах потускнела и была почти полностью забыта.

Но эта захватывающая история по-прежнему очевидна повсюду в Италии, если вы знаете, где искать, и во время наших экскурсий по Риму под руководством экспертов мы любим помогать вам раскрывать эти скрытые истории. Итак, давайте на мгновение отложим в сторону наши праздники, какими мы всегда их знали, и заново откроем для себя эти древние традиции – у нас с ними гораздо больше общего, чем вы думаете!

1.

Рождество

Мы уже знаем, как мы празднуем 25 декабря , но как древние римляне праздновали свою языческую версию Рождества?

Для древнего римлянина 25 декабря было временем празднования Sol Invictus , Непокоренного Солнца. Бог Солнца почитался под разными именами на всей огромной территории Римской империи и стал самым важным богом в 3 веке нашей эры. Император Аврелиан построил большой храм для Бога Солнца в Риме и торжественно открыл его прямо 25 декабря 274 года нашей эры. Неудивительно, что самый большой праздник бога Солнца пришелся на этот день в начале зимнего времени: фактически 21 декабря, с зимним солнцестоянием, солнце «побеждает» в битве с тьмой, а световой день медленно увеличивается. . Вот почему такая своеобразная дата, ознаменованная победой света, была занята днями рождения многих богов: Диониса, Геракла, Адониса, Митры и даже Таммуза, древнего месопотамского бога плодородия.

Но 25 декабря было лишь последним днем ​​более чем недельных празднований в Риме, известных как Сатурналии , ведущих к Dies Natalis Solis Invicti, дню рождения Солнца. Начиная с 17 декабря Сатурналии включали множество банкетов и всевозможных вечеринок с семьей и друзьями. В это время все социальные правила были изменены на противоположные, как и на Карнавале , но наиболее важным аспектом Сатурналий был традиционный обмен подарками (как и в наши дни). Самыми популярными подарками по этому случаю были маленькие фигурки богов, сделанные из глины, которые обычно ставили на домашний алтарь: это могло быть источником итальянской традиции Рождества.

Откройте для себя историю Сатурналий в руинах храма Сатурна в нашем туре Римский форум .

2. Новый год

Также для римлян Новый год был очень важной датой, но самое интересное, что изначально римский год начинался не 1 января, а в марте . Это произошло главным образом потому, что март был месяцем, посвященным Марсу, римскому богу войны, который также считался божественным отцом Ромула, основателя Рима. Из-за чрезвычайных обстоятельств военного времени в 153 году до нашей эры консул Квинт Фульвий Нобилиор впервые в истории в исключительных случаях перенес день Нового года на 1 января.

Однако именно Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. со своим юлианским календарем навсегда установил праздник 1 января. Начало года было посвящено очень своеобразному римскому богу: Янусу. Согласно мифологии, Янус был двуликим богом дверей (на самом деле его имя Янус происходит от ianua , «дверь» на латыни), начала и перехода: поэтому первый месяц года, январь , был назван в его честь. В день Нового года римляне совершали процессию на вершину Капитолийского холма, где жрецы приносили в жертву белого быка, чтобы попросить защиты у богов на новый год. Кроме того, первосвященник, Pontifex Maximus, предлагал Янусу пирог из муки, злаков, сыра, яиц и оливкового масла, чтобы вызвать благосклонность бога.

Затем люди праздновали, пируя вместе и надев что-то красное, что должно было принести удачу, здоровье и плодородие .

3. Пасха

 

Пасха — очень своеобразный христианский праздник, который не приходится на конкретную дату, как все остальные праздники, а основан на лунном цикле : на самом деле он приходится в первое весеннее воскресенье после новолуния. Еврейские корни христианского праздника Пасхи широко известны: христианский праздник на самом деле связан с праздник Песах , который берет свое начало в исходе евреев из Египта.

Но многие традиции, связанные с Пасхой, имеют совершенно иное (и языческое) происхождение: собственно, само слово «Пасха» происходит от имени Эостры , германской богини Весны. Знаменитые пасхальные яйца и пасхальный кролик, который должен доставлять детям конфеты, изначально ассоциировались с Эостре как символы возрождения и плодородия.

А как насчет римлян?

У римлян был весенний праздник примерно 15 марта, посвященный Анне Перенне , довольно малоизвестной богине, которую по-разному отождествляли с луной или с какой-то этрусской богиней-матерью . Самое главное, она была божеством круга года, учитывая, что ее праздник приходился прямо на первый день года по первоначальному римскому календарю. Было принято отмечать трапезу с семьей и друзьями, особенно в лесу, посвященном Анне Перенне. По этому случаю римляне выпивали много вина, так как считалось, что каждая чаша продлевает их жизнь на один полный год. Традиционный способ почитания богини, так как она также ассоциировалась с идея плодородия и возрождения заключалась в том, чтобы пары занимались любовью у реки.

 

 

4. Римская версия Хэллоуина

Всем известно, что традиции Хэллоуина произошли от древнего кельтского праздника Самайн , но знаете ли вы, что у римлян было что-то очень похожее и, возможно, даже более жуткое?

В настоящее время у нас есть только один день, посвященный памяти умерших , 2 ноября, в то время как у римлян было несколько случаев в течение года, чтобы попытаться воссоединиться со своими умершими близкими. В феврале неделя с 13 по 22 число была полностью посвящена посещению умерших, принесению еды в могилы (эта церемония получила название 9 числа). 0006 Feralia , из fero , принести) или даже пообедать у могилы, чтобы составить покойнику хорошую компанию.

Кроме того, у римлян было принято оставлять на могилах черные бобы, символизирующие их слезы.

Также римляне считали, что для того, чтобы быть в мире, мертвые должны время от времени посещать мир живых. Вот почему в некоторые дни они открывали вход в Мундус , глубокую яму, которая, как считалось, была входом в подземный мир, чтобы позволить мертвым получить доступ к миру живых.

Узнайте больше о древних традициях, связанных со смертью и поминовением, в нашем увлекательном туре по Подземному Риму!

5. 1 мая — День труда

Как известно большинству людей, День труда — это праздник, учрежденный в 1894 году в честь рабочих движений и профсоюзов, которые улучшили условия жизни миллионов рабочих. Это кажется очень современным, не так ли? Но это не так! На самом деле 1 мая широко праздновалось и в древние времена. У римлян 1 мая было посвящено Майя , древняя богиня, связанная со стихией огня и плодородием. Весь месяц был — и до сих пор — назван в ее честь.

Интересно, что Майя считалась богиней-матерью, и именно поэтому после христианизации Римской империи Церковь решила преобразовать древний праздник Майи в праздник, посвященный другой небесной матери, Деве Марии .

6. Крещение или День Трех Королей

Каждое 6 января большинство христианских церквей отмечают праздник Богоявления, вспоминая посещение царями-волхвами Младенца Иисуса или, согласно восточной традиции, день крещения Иисуса.

Ритуалы, связанные с этим праздником , различаются от страны к стране и включают в себя традиционные торты, такие как Торт Трех Королей, нанесение мелом на двери домов инициалов королей-волхвов или просто посещение мессы. В Италии Богоявление очень популярно, особенно среди детей, так как оно связано с особым характером итальянского фольклора: Бефана .

Бефана, чье имя на самом деле является порчей мира Эпифания , маленькая старая ведьма, живущая в горах. В ночь перед праздником она летает на метле и доставляет маленькие подарки, в основном конфеты, хорошим детям: непослушные дети получают только уголь (хотя сейчас уголь делается из сахара, к счастью для непослушных детей). !).

Но кто такая Бефана на самом деле?

Согласно итальянской традиции, ей было 9 лет.0006 дама, которая указала царям-волхвам правильное направление для Вифлеема, но если мы вернемся к римским временам, мы найдем несколько очень интересных преданий, которые могут объяснить, откуда изначально пришли Бефана.

Римляне верили, что в течение двенадцати ночей после зимнего солнцестояния богиня луны Диана в сопровождении двух малоизвестных божеств, Сатии и Изобилия, соответственно, олицетворений сытости и изобилия, летала над полями, чтобы сделать их плодородными. Более того, сам год представлялся старухой, возможно, представляющей саму Мать-природу. Перед смертью она все равно сделает последний подарок людям в виде семян и еды, как обещание, что она родится снова весной.

Судя по всему, она тоже будет доставлять уголь, но не в наказание непослушным детям, а как символ тепла .

Рождество — одно из лучших времен года для посещения Рима: присоединяйтесь к нашему туру «Рим в сумерках» в праздничный сезон, чтобы открыть для себя Вечный город, эффектно освещенный праздничными огнями.

7. Канун Святого Иоанна

Святой Иоанн Креститель имеет несколько интересных рекордов среди святых: он не только наиболее представленный святой во всей истории религиозного искусства, но и единственный святой, которого прославляют на дату его рождения вместо даты его смерти.

Он действительно очень особенный святой , поскольку он подготовил путь для Иисуса, который также был его двоюродным братом. Как и в случае с Иисусом, праздник святого Иоанна приходился на солнцестояние: как рождение Иисуса 25 декабря знаменует возрождение Солнца , так и день рождения Иоанна 24 июня знаменует собой начало заходящего солнца.

Сочельник Святого Иоанна — один из древнейших христианских праздников: на самом деле христиане празднуют его в эту дату как минимум с IV века. В каждой стране есть свой способ празднования Святого Иоанна, но есть некоторые повторяющиеся элементы, такие как традиционные домашние блюда, такие как ирландское «Гуди», костры или травы, такие как так называемый зверобой, которые должны быть собраны в канун Святого Иоанна, чтобы отпугнуть злых духов.

Но что делали римляне в тот самый день?

В ночь с на 24 июня года римляне собирались вокруг костров в сельской местности и всю ночь танцевали, пировали и пили в честь Фортуны, богини удачи.

Она была очень популярной богиней, особенно среди бедняков, которые постоянно пытались угодить ей предложениями или жертвами, надеясь на удачу: но Фортуна была коварной богиней, которой было очень трудно угодить.

Это всего лишь семь основных праздников, основанных на римских традициях, которые мы отмечаем до сих пор, но их гораздо больше… более чем достаточно, чтобы мы поняли, что нет ничего нового под солнцем!

Если эта статья показалась вам интересной, обязательно ознакомьтесь с полным спектром туров, которые мы предлагаем в Италии на нашем сайте — наши опытные гиды помогут оживить эти увлекательные места!

Автор Франческа Романа Валенте, археолог и лицензированный гид в Риме

Колесо года: объяснение календаря языческих праздников вероятно, признаются, что мало знают о язычниках или даже о том, кто они такие — современное язычество может относиться к нескольким различным группам, таким как виккане, язычники и кельтские неоязычники.

Итак, какие самые важные дни в языческом календаре?

Подробнее о: Древняя история

7 древних фактов о британских традициях середины лета

Начиная с декабря, язычники отмечают восемь ежегодных фестивалей с интервалом примерно в шесть-семь недель. Этот цикл известен как Колесо года.

Существует такое множество исторических и современных вариаций и семантических сложностей при работе с язычеством, что для полного освещения этого потребовалась бы статья длиной в целую книгу. Колесо, описанное здесь, в целом является тем, что сегодня наблюдают современные язычники, в основном из Великобритании и Ирландии.

Первая из восьми частей Колеса Года — Йоль (зимнее солнцестояние или Середина зимы), один из четырех «малых шабашей», или фестивалей.

Подробнее о: Викинги

Как викинги подарили нам Рождество

Отмечается в самый короткий день в году, около 21 декабря.

Для многих язычников Йоль является ключевой частью жизненного цикла «Дитя Обетования», зачатого в Остаре и рожденного в день зимнего солнцестояния как «Дитя Солнца», который грядущей весной победит силы тьмы, знаменуя триумфальное возвращение природы.

Одним из важных мест Йоля является Ньюгрейндж, великий мегалитический памятник Ирландии и древнее место упокоения королей. Здесь, в день солнцестояния, рождение Солнечного Младенца представлено восходящим солнцем, заливающим светом внутреннее помещение памятника.

Кельтские народы праздновали зимнее солнцестояние на Британских островах еще до прихода христианства, хотя многие традиции Йоля перетекли в Рождество, и между этими двумя традициями есть очевидные параллели, такие как обмен подарками.

Подробнее о: Древняя история

Языческие корни Дня святого Валентина

Первый день февраля Имболк. Имболк празднует приход весны. Это один из четырех перекрестных дней (или «фестивалей огня») и один из четырех «великих шабашей» колеса. Другие межчетвертные дни — это Белтейн, Лугнасад и Самайн.

Этимология слова «Имболк» остается неясной, но, вероятно, оно происходит от древнеирландского слова, означающего «в животе» или «в утробе», относящегося к беременным овцам, предшествующему сезону окота.

На Имболке Дитя Обетования дает свет и энергию зарождающемуся году. Начинают замечаться признаки наступающей весны, и для язычников это время личного роста и обновления энергии. Весенняя уборка и рукоделие – обычное дело вокруг Имболка.

Уходящий корнями в глубокое кельтское прошлое, Имболк традиционно был посвящен продуктивному сельскохозяйственному сезону и был посвящен Бригитте, богине исцеления, кузнечного дела и поэзии.

Подробнее о: Древняя история

От мартовских ид до мая: пять способов встретить весну

Джо Роуэн

90 034 Весеннее равноденствие (или Остара, от имени саксонской богини) — один из четырех «малых шабашей». Он отмечается примерно 21 марта, когда в дне примерно одинаковое количество солнца и темноты. Этот солнечный праздник противоположен Мабону или осеннему равноденствию.

С Имболком, знаменующим первые проблески весны, Остара посвящена празднованию весны всерьез: растут высокие цветы, цветут деревья и сеют урожай. Как и в случае с христианской Пасхой, яйца, обычно окрашенные, символизируют новую жизнь.

Подробнее о: Британская история

Мабон: языческий праздник, отмечающий осеннее равноденствие.

Большая часть символов и традиций здесь связана с новой жизнью весны — периодом спаривания для многих животных. Бог и Богиня соединяются, и рождается Обетованное Дитя. Равенство дня отчасти представляет собой двойственность природы Бога – его первобытный сексуальный инстинкт против его сознательной мысли.

Некоторые современные язычники празднуют праздник, выбирая мужчину и женщину на роли Бога и Богини, разыгрывая роман.

Подробнее о: Древняя история

Языческие корни Пасхи

Белтейн — один из четырех «великих шабашей» и традиционное кельтское празднование Первомая/Первого мая и точка, противоположная Самайну в цикле.

Источники различаются по этимологии, от belo-tanos («яркий огонь») до связи с кельтским божеством Белом. На ирландском «mí na Bealtaine» означает «май месяц».

Белтайн знаменует собой начало лета, время года, когда флора и фауна будут процветать, и отмечается украшением домов и животных майскими цветами, такими как примула и утесник.

Плодородие земли представляет собой зрелую преданность Бога Богине, его переход от животного вожделения к любви и преданности. Майское дерево и закрученные вокруг него ленты символизируют плодородие и спираль жизни.

Подробнее о: Древняя история

Самые важные кельтские боги и богини

Традиционно в канун мая пастухи на вершинах холмов, перегоняя скот на летние пастбища, прогоняли животных через два больших костра, защищая скот от зла.

Белтейн и Самайн — это моменты года, когда завеса между этим миром и Потусторонним миром была самой тонкой, что позволяло встречаться и общаться между живыми и мертвыми.

Летнее солнцестояние, или Лита, является одним из четырех «малых шабашей» и высшей точкой солнечного года. Бог достиг зенита своего могущества (летнее солнцестояние — самый длинный день в году), и рассвет 21 июня (или около того) — его венец славы.

Это принятие власти Богом как Королем-Солнце и окончание его юношеских дней, бегущих в зеленом лесу, представляет силу и могущество солнца в летние месяцы, хотя язычники также помнят, что путь Бога сейчас идет вниз (т.е. сокращение дней до Йоля).

Для современных друидов и многих других групп Стоунхендж является центром празднования летнего солнцестояния (которое друиды называют Албан Херуин, «свет берега»). Весь Стоунхендж расположен в соответствии с периодами зимнего и летнего солнцестояния.

Подробнее о: Популярная культура

Причудливые и замечательные традиции встречи лета

Джо Роуэн

На рассвете самого длинного дня в Стоунхендже два камня, расположенные за пределами основного круга, называемые Пяточным камнем и Убойным камнем (теперь лежащим), направляют солнце в линию, и первые лучи попадают в центр круга. круг.

Лугнасад («собрание Луг» на ирландском языке), или Ламмас, является одним из четырех «великих шабашей» и первым праздником урожая в году, наряду с Мабоном и Самайном. Ламмас происходит от англо-саксонского слова, означающего «хлебная масса». Встречается в начале августа.

Напротив колеса Имболка, в Ламмас Бог приносит себя в жертву Богине, ее серп убивает его, а его кровь проливается на землю, чтобы обеспечить ее постоянное плодородие в следующем Колесе Года. Бог переходит от Владыки Света, которым он является до Ламмаса, к Темному Владыке Смерти, которым он будет всю темнеющую половину года.

Кельтские язычники отмечают праздник изготовлением кукурузных кукол, а виккане пекут хлеб в форме бога.

Осеннее равноденствие, или Мабон, является вторым из трех праздников урожая колеса. Это точка колеса, противоположная весеннему равноденствию (Остаре), и одна из четырех «малых шабашей». Он также известен как Дом Урожая, а современным друидам — как Альбан Элуэд («свет воды»).

Это выпадает где-то между 21 и 24 сентября.

Он в целом совпадает с традиционными европейскими праздниками урожая, которые отмечают благодарение и исторически празднуют успешный сбор урожая зерновых и заполнение запасов продовольствием на зиму.

Подробнее о: Популярная культура

Конец лета: когда наступит осеннее равноденствие в 2022 году?

Джейми Двелли

Если для язычников весеннее равноденствие представляет собой половой союз, то осеннее равноденствие — мистический союз. Реинкарнация и спираль жизни также являются сильными темами: семя и зерно, жизнь и смерть, утроба и могила. Через постижение этих тайн природы Бог достигает состояния мистического просветления и входит в преисподнюю. Здесь Бог обитает с Богиней, теперь уже «ведьмой», королевой подземного мира.

Хотя ведущий виккан Джеральд Гарднер (1884-1964) назвал этот «великий шабаш» Хэллоуином, для многих язычников — возможно, желающих дистанцироваться от популярных атрибутов современного Хэллоуина — это Самайн.

Самайн — это праздник урожая, восходящий к Средневековью Ирландии и, возможно, к доисторическим временам. Он отмечается с ночи 31 октября до следующего вечера, древний кельтский день, продолжающийся от заката до заката.

Самайн может происходить от ирландского слова, означающего «конец лета», и этимологически относится скорее к ноябрю, чем к ночи 31 октября.

Подробнее о: Популярная культура

Самайн и языческие корни Хэллоуина

То, что происходит в Самайн, противоположно Бельтайну: конец лета и возвращение скота с высокогорных летних пастбищ, полученного с помощью больших костров.

Самайн знаменует собой возвращение зимы и истончение завесы между этим миром и иным, время хаоса.

Существуют некоторые споры о том, как Самайн соотносится с христианским Кануном/Днем Всех Святых, хотя первый определенно предшествует второму. Что кажется ясным, так это то, что со временем эти традиции повлияли друг на друга (например, ловля яблок считается дохристианским времяпрепровождением).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *