Святки — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Богослужения
- Святки Богословско-литургический словарь
- Святки Г.И. Шиманский
- Святки схиархим. Иоанн (Маслов)
- Можно ли в святки молиться за усопших? иеромонах Иов (Гумеров)
- Святки прот. Григорий Дьяченко
- Традиции
- Как христиане святки проводят, и как надо проводить их прот. Николай Успенский
- Как провести Святки? прот. Александр Ильяшенко
- Позволительно ли рядиться в святки? прот. Григорий Дьяченко
- О буйном веселье на святках и маслянице прп. Стефан Филейский
- Что нужно знать о гаданиях на святки? свящ. Георгий Максимов
- Художественная литература
- Святочные рассказы Н.С. Лесков
- Святочные рассказы В.И. Немирович-Данченко
- Дары волхвов О. Генри
- Чудесный доктор А. И. Куприн
- Стихи о Рождестве Христовом
Свя́тки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (7–17 января включительно).
Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Продолжительность Святок
Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок:
I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет.
II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет.
III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет.
IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такую позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова). (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник.
Три периода святок их богослужебные особенности
Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания:
7–13 января – праздник Рождества Христова и его попразднства;
14 января – Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого;
15–17 января – предпразднство Богоявления.
Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок
- Пост в среду и пятницу отменяется;
- Коленопреклонение не совершается;
- Венчание брака не совершается;
- Октоих в седмичные дни не поется;
Святочные обычаи и традиции
С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным:
Хождение в гости
Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста – не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор. 16:15). И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки.
Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах
Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют.
Колядование
Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети (под руководством и присмотром взрослых), поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Представления, гуляния
Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. В России святочные гуляния были распространенными вплоть до XVIII века. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Однако во 2‑й половине XVIII века многие обычаи, связанные со святочными гуляниями, были запрещены. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Для нас особенно важно, что подобного рода действия запрещаются 61‑м и 62‑м правилами VI Вселенского Собора. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» (правило 61) и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» (правило 62).
ГаданияРаспространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан.
Цитаты о святках
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св. Иоанн Златоуст, где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце».
В «святые дни» должно усиленнее стараться не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов, чувствований и деяний; а это обязывает каждого устранять себя от всякого шума буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце благодать Божья, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божья, что отвращает от нас благоволительный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и достопоклоняемое имя Христово, чем нарушается святость праздника».
Настольная книга священнослужителя
история и традиции славянского праздника — 22.12.2022 — Статьи на РЕН ТВ
Обряды Коляды проводили еще до принятия христианства.
Фото: © РИА Новости Читать ren.tv вТакая традиция как Коляда существовала еще с языческих времен и была посвящена небесному богу – Даждьбогу. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи, соответственно, уменьшаться. Они благодарили Даждьбога и восхваляли его с помощью обрядовых песен – колядок.
Какие еще обряды проводили на Коляду? И какие похожие праздники есть у других народов? Рассказываем в материале РЕН ТВ.
Когда празднуют Коляду
Коляда – славянский праздник и дата, с которой начинались Святки (25 декабря). Продолжались они до 6 января. Получается, что обряды Коляды проводили еще до принятия христианства.
Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, то есть от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и по сей день. Сегодня Коляду празднуют c 7 до 19 января.
Бог Коляда
Бог Коляда – один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца. Родившись в день зимнего солнцестояния, он символизирует начало нового годового цикла. Потому Коляда – бог времени, даровавший людям календарь.
Как бог времени, он отвечает за гармоничное движение колеса жизни, в котором все пребывает в постоянном движении – свет сменяет тьму, смерть сменяет жизнь. Коляда также считается покровителем волхвов и жрецов: он принес людям знание и наставил на путь истинный.
Коляда – языческий бог, которого изображали либо младенцем, либо крепким юношей со светлыми волосами и мечом в руках (острие меча направлено вниз, что означает мир и доброе соседство между славянскими общинами и племенами).
Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич
Как отмечали Коляду славяне
В честь праздника славяне устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, а в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый – Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки.
В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя.
А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки.
Обряды на Коляду
Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются:
- облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных;
- использование масок;
- исполнение колядных песен;
- благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами;
- игры молодых людей;
- гадания незамужних девушек.
Еда на Коляду
Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением.
Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной). На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша.
Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич
Колядки
Колядование начиналось на второй день Коляд. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома.
Эту традицию чтут и сегодня. Заходя в дом, колядующие поют:
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Господин, господа
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Гадания на Коляду
Особое место в праздничные дни Коляды занимали гадания. Проводили их, как правило, с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Старого Нового года). Считалось, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы.
Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк
Приметы на Коляду
- С какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия.
- Ветер с разных сторон предвещал полные закрома.
- Если ветки можжевельника сгибаются – жди метели.
- Если воробьи носили в гнезда пух и перья, будут морозы.
Похожие праздники у других народов
Несмотря на принятие христианства, во многих европейских странах просматриваются языческие отголоски. Так, например, с колядками связано разведение костров и сжигание огромного бревна. Бревна сжигают в Англии, Франции и странах Скандинавии.
- В Болгарии накануне Рождества коледари ходят по улицам и славят Христа.
- В Румынии колядуют как молодые люди, так и уважаемые отцы семейств: рождественские колядки исполняют взрослые, а новогодние – дети.
- В Австрии и Швейцарии во время новогодних дней на улицах можно встретить наряженных в еловые ветки и бубенчики людей. Это Сильвестр-Клаусы, которые бродят от дома к дому, исполняют рождественские песенки и получают за это взамен вознаграждение.
7 языческих праздников, которые мы отмечаем и сегодня | Сквозь Вечность Туры
Праздники языческого происхождения:
- Рождество
- Новый год
- Пасха
- Римская версия Хэллоуина
- 1 мая — День труда
- Крещение или День Трех Королей
- Канун Святого Иоанна
Когда мы слышим или читаем о языческих религий и традиций
Но если мы достаточно любопытны, чтобы просто коснуться поверхности наших «современных» традиций, мы можем быть очень удивлены, обнаружив, что на самом деле нет ничего нового в большинстве праздников, которые мы отмечаем каждый год . Что касается празднеств, обрядов и традиций, то мы буквально ничего не изобретали. Мы продолжаем делать то же самое, что древние римляне делали 2000 лет назад — мы просто называем их другими именами.
Если бы кто-то искренне пожелал вам «весёлого Dies Natalis Solis Invicti », что бы вы ответили? Или что, если кто-нибудь настойчиво спросит вас о ваших планах относительно Kalendae Ianuariae ? Это не звонит в колокол, не так ли? Dies Natalis Solis Invicti
и Kalendae Ianuariae , также известные как Рождество и Новый год, — это лишь два из многих праздников, которые мы до сих пор с радостью отмечаем и которые на самом деле восходят к Древнему Риму.Но почему многие праздники пережили , пусть и в «ребрендинговых» формах? Когда император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт в 380 году нашей эры, язычество было объявлено вне закона, а христианская религия стала единственной официальной религией Римской империи. Но для многих римлян, остававшихся преданными Юпитеру и его мифологической команде, переход к новой монотеистической религии был далеко не легким.
И вот Церковь решила заменить важнейшие языческие праздники новыми христианскими праздниками в те же даты — поскольку календарь оставался почти таким же, как и раньше, бывшему языческому населению было намного легче приспособиться к этой новой вере.
Именно таким образом была установлена дата Рождества 25 декабря, чтобы заменить старый Праздник Бога Солнца, и то же самое произошло со многими другими праздниками. Эта стратегия сработала настолько хорошо, что по прошествии столетий даже память о первоначальных языческих празднествах потускнела и была почти полностью забыта.
Но эта захватывающая история по-прежнему очевидна повсюду в Италии, если вы знаете, где искать, и во время наших экскурсий по Риму под руководством экспертов мы любим помогать вам раскрывать эти скрытые истории. Итак, давайте на мгновение отложим в сторону наши праздники, какими мы всегда их знали, и заново откроем для себя эти древние традиции – у нас с ними гораздо больше общего, чем вы думаете!
1.
РождествоМы уже знаем, как мы празднуем 25 декабря , но как древние римляне праздновали свою языческую версию Рождества?
Для древнего римлянина 25 декабря было временем празднования Sol Invictus , Непокоренного Солнца. Бог Солнца почитался под разными именами на всей огромной территории Римской империи и стал самым важным богом в 3 веке нашей эры. Император Аврелиан построил большой храм для Бога Солнца в Риме и торжественно открыл его прямо 25 декабря 274 года нашей эры. Неудивительно, что самый большой праздник бога Солнца пришелся на этот день в начале зимнего времени: фактически 21 декабря, с зимним солнцестоянием, солнце «побеждает» в битве с тьмой, а световой день медленно увеличивается. . Вот почему такая своеобразная дата, ознаменованная победой света, была занята днями рождения многих богов: Диониса, Геракла, Адониса, Митры и даже Таммуза, древнего месопотамского бога плодородия.
Но 25 декабря было лишь последним днем более чем недельных празднований в Риме, известных как Сатурналии , ведущих к Dies Natalis Solis Invicti, дню рождения Солнца. Начиная с 17 декабря Сатурналии включали множество банкетов и всевозможных вечеринок с семьей и друзьями. В это время все социальные правила были изменены на противоположные, как и на Карнавале , но наиболее важным аспектом Сатурналий был традиционный обмен подарками (как и в наши дни). Самыми популярными подарками по этому случаю были маленькие фигурки богов, сделанные из глины, которые обычно ставили на домашний алтарь: это могло быть источником итальянской традиции Рождества.
Откройте для себя историю Сатурналий в руинах храма Сатурна в нашем туре Римский форум .
2. Новый год
Также для римлян Новый год был очень важной датой, но самое интересное, что изначально римский год начинался не 1 января, а в марте . Это произошло главным образом потому, что март был месяцем, посвященным Марсу, римскому богу войны, который также считался божественным отцом Ромула, основателя Рима. Из-за чрезвычайных обстоятельств военного времени в 153 году до нашей эры консул Квинт Фульвий Нобилиор впервые в истории в исключительных случаях перенес день Нового года на 1 января.
Однако именно Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. со своим юлианским календарем навсегда установил праздник 1 января. Начало года было посвящено очень своеобразному римскому богу: Янусу. Согласно мифологии, Янус был двуликим богом дверей (на самом деле его имя Янус происходит от ianua , «дверь» на латыни), начала и перехода: поэтому первый месяц года, январь , был назван в его честь. В день Нового года римляне совершали процессию на вершину Капитолийского холма, где жрецы приносили в жертву белого быка, чтобы попросить защиты у богов на новый год. Кроме того, первосвященник, Pontifex Maximus, предлагал Янусу пирог из муки, злаков, сыра, яиц и оливкового масла, чтобы вызвать благосклонность бога.
Затем люди праздновали, пируя вместе и надев что-то красное, что должно было принести удачу, здоровье и плодородие .
3. Пасха
Пасха — очень своеобразный христианский праздник, который не приходится на конкретную дату, как все остальные праздники, а основан на лунном цикле : на самом деле он приходится в первое весеннее воскресенье после новолуния. Еврейские корни христианского праздника Пасхи широко известны: христианский праздник на самом деле связан с праздник Песах , который берет свое начало в исходе евреев из Египта.
Но многие традиции, связанные с Пасхой, имеют совершенно иное (и языческое) происхождение: собственно, само слово «Пасха» происходит от имени Эостры , германской богини Весны. Знаменитые пасхальные яйца и пасхальный кролик, который должен доставлять детям конфеты, изначально ассоциировались с Эостре как символы возрождения и плодородия.
А как насчет римлян?
У римлян был весенний праздник примерно 15 марта, посвященный Анне Перенне , довольно малоизвестной богине, которую по-разному отождествляли с луной или с какой-то этрусской богиней-матерью . Самое главное, она была божеством круга года, учитывая, что ее праздник приходился прямо на первый день года по первоначальному римскому календарю. Было принято отмечать трапезу с семьей и друзьями, особенно в лесу, посвященном Анне Перенне. По этому случаю римляне выпивали много вина, так как считалось, что каждая чаша продлевает их жизнь на один полный год. Традиционный способ почитания богини, так как она также ассоциировалась с идея плодородия и возрождения заключалась в том, чтобы пары занимались любовью у реки.
4. Римская версия Хэллоуина
Всем известно, что традиции Хэллоуина произошли от древнего кельтского праздника Самайн , но знаете ли вы, что у римлян было что-то очень похожее и, возможно, даже более жуткое?
В настоящее время у нас есть только один день, посвященный памяти умерших , 2 ноября, в то время как у римлян было несколько случаев в течение года, чтобы попытаться воссоединиться со своими умершими близкими. В феврале неделя с 13 по 22 число была полностью посвящена посещению умерших, принесению еды в могилы (эта церемония получила название 9 числа). 0006 Feralia , из fero , принести) или даже пообедать у могилы, чтобы составить покойнику хорошую компанию.
Кроме того, у римлян было принято оставлять на могилах черные бобы, символизирующие их слезы.
Также римляне считали, что для того, чтобы быть в мире, мертвые должны время от времени посещать мир живых. Вот почему в некоторые дни они открывали вход в Мундус , глубокую яму, которая, как считалось, была входом в подземный мир, чтобы позволить мертвым получить доступ к миру живых.
Узнайте больше о древних традициях, связанных со смертью и поминовением, в нашем увлекательном туре по Подземному Риму!
5. 1 мая — День труда
Как известно большинству людей, День труда — это праздник, учрежденный в 1894 году в честь рабочих движений и профсоюзов, которые улучшили условия жизни миллионов рабочих. Это кажется очень современным, не так ли? Но это не так! На самом деле 1 мая широко праздновалось и в древние времена. У римлян 1 мая было посвящено Майя , древняя богиня, связанная со стихией огня и плодородием. Весь месяц был — и до сих пор — назван в ее честь.
Интересно, что Майя считалась богиней-матерью, и именно поэтому после христианизации Римской империи Церковь решила преобразовать древний праздник Майи в праздник, посвященный другой небесной матери, Деве Марии .
6. Крещение или День Трех Королей
Каждое 6 января большинство христианских церквей отмечают праздник Богоявления, вспоминая посещение царями-волхвами Младенца Иисуса или, согласно восточной традиции, день крещения Иисуса.
Ритуалы, связанные с этим праздником , различаются от страны к стране и включают в себя традиционные торты, такие как Торт Трех Королей, нанесение мелом на двери домов инициалов королей-волхвов или просто посещение мессы. В Италии Богоявление очень популярно, особенно среди детей, так как оно связано с особым характером итальянского фольклора: Бефана .
Бефана, чье имя на самом деле является порчей мира Эпифания , маленькая старая ведьма, живущая в горах. В ночь перед праздником она летает на метле и доставляет маленькие подарки, в основном конфеты, хорошим детям: непослушные дети получают только уголь (хотя сейчас уголь делается из сахара, к счастью для непослушных детей). !).
Но кто такая Бефана на самом деле?
Согласно итальянской традиции, ей было 9 лет.0006 дама, которая указала царям-волхвам правильное направление для Вифлеема, но если мы вернемся к римским временам, мы найдем несколько очень интересных преданий, которые могут объяснить, откуда изначально пришли Бефана.
Римляне верили, что в течение двенадцати ночей после зимнего солнцестояния богиня луны Диана в сопровождении двух малоизвестных божеств, Сатии и Изобилия, соответственно, олицетворений сытости и изобилия, летала над полями, чтобы сделать их плодородными. Более того, сам год представлялся старухой, возможно, представляющей саму Мать-природу. Перед смертью она все равно сделает последний подарок людям в виде семян и еды, как обещание, что она родится снова весной.
Судя по всему, она тоже будет доставлять уголь, но не в наказание непослушным детям, а как символ тепла .
Рождество — одно из лучших времен года для посещения Рима: присоединяйтесь к нашему туру «Рим в сумерках» в праздничный сезон, чтобы открыть для себя Вечный город, эффектно освещенный праздничными огнями.
7. Канун Святого Иоанна
Святой Иоанн Креститель имеет несколько интересных рекордов среди святых: он не только наиболее представленный святой во всей истории религиозного искусства, но и единственный святой, которого прославляют на дату его рождения вместо даты его смерти.
Он действительно очень особенный святой , поскольку он подготовил путь для Иисуса, который также был его двоюродным братом. Как и в случае с Иисусом, праздник святого Иоанна приходился на солнцестояние: как рождение Иисуса 25 декабря знаменует возрождение Солнца , так и день рождения Иоанна 24 июня знаменует собой начало заходящего солнца.
Сочельник Святого Иоанна — один из древнейших христианских праздников: на самом деле христиане празднуют его в эту дату как минимум с IV века. В каждой стране есть свой способ празднования Святого Иоанна, но есть некоторые повторяющиеся элементы, такие как традиционные домашние блюда, такие как ирландское «Гуди», костры или травы, такие как так называемый зверобой, которые должны быть собраны в канун Святого Иоанна, чтобы отпугнуть злых духов.
Но что делали римляне в тот самый день?
В ночь с на 24 июня года римляне собирались вокруг костров в сельской местности и всю ночь танцевали, пировали и пили в честь Фортуны, богини удачи.
Она была очень популярной богиней, особенно среди бедняков, которые постоянно пытались угодить ей предложениями или жертвами, надеясь на удачу: но Фортуна была коварной богиней, которой было очень трудно угодить.
Это всего лишь семь основных праздников, основанных на римских традициях, которые мы отмечаем до сих пор, но их гораздо больше… более чем достаточно, чтобы мы поняли, что нет ничего нового под солнцем!
Если эта статья показалась вам интересной, обязательно ознакомьтесь с полным спектром туров, которые мы предлагаем в Италии на нашем сайте — наши опытные гиды помогут оживить эти увлекательные места!
Автор Франческа Романа Валенте, археолог и лицензированный гид в Риме
Колесо года: объяснение календаря языческих праздников вероятно, признаются, что мало знают о язычниках или даже о том, кто они такие — современное язычество может относиться к нескольким различным группам, таким как виккане, язычники и кельтские неоязычники.
Итак, какие самые важные дни в языческом календаре?
Подробнее о: Древняя история
7 древних фактов о британских традициях середины лета
Начиная с декабря, язычники отмечают восемь ежегодных фестивалей с интервалом примерно в шесть-семь недель. Этот цикл известен как Колесо года.
Существует такое множество исторических и современных вариаций и семантических сложностей при работе с язычеством, что для полного освещения этого потребовалась бы статья длиной в целую книгу. Колесо, описанное здесь, в целом является тем, что сегодня наблюдают современные язычники, в основном из Великобритании и Ирландии.
Первая из восьми частей Колеса Года — Йоль (зимнее солнцестояние или Середина зимы), один из четырех «малых шабашей», или фестивалей.
Подробнее о: Викинги
Как викинги подарили нам Рождество
Отмечается в самый короткий день в году, около 21 декабря.
Для многих язычников Йоль является ключевой частью жизненного цикла «Дитя Обетования», зачатого в Остаре и рожденного в день зимнего солнцестояния как «Дитя Солнца», который грядущей весной победит силы тьмы, знаменуя триумфальное возвращение природы.
Одним из важных мест Йоля является Ньюгрейндж, великий мегалитический памятник Ирландии и древнее место упокоения королей. Здесь, в день солнцестояния, рождение Солнечного Младенца представлено восходящим солнцем, заливающим светом внутреннее помещение памятника.
Кельтские народы праздновали зимнее солнцестояние на Британских островах еще до прихода христианства, хотя многие традиции Йоля перетекли в Рождество, и между этими двумя традициями есть очевидные параллели, такие как обмен подарками.
Подробнее о: Древняя история
Языческие корни Дня святого Валентина
Первый день февраля Имболк. Имболк празднует приход весны. Это один из четырех перекрестных дней (или «фестивалей огня») и один из четырех «великих шабашей» колеса. Другие межчетвертные дни — это Белтейн, Лугнасад и Самайн.
Этимология слова «Имболк» остается неясной, но, вероятно, оно происходит от древнеирландского слова, означающего «в животе» или «в утробе», относящегося к беременным овцам, предшествующему сезону окота.
На Имболке Дитя Обетования дает свет и энергию зарождающемуся году. Начинают замечаться признаки наступающей весны, и для язычников это время личного роста и обновления энергии. Весенняя уборка и рукоделие – обычное дело вокруг Имболка.
Уходящий корнями в глубокое кельтское прошлое, Имболк традиционно был посвящен продуктивному сельскохозяйственному сезону и был посвящен Бригитте, богине исцеления, кузнечного дела и поэзии.
Подробнее о: Древняя история
От мартовских ид до мая: пять способов встретить весну
Джо Роуэн
90 034 Весеннее равноденствие (или Остара, от имени саксонской богини) — один из четырех «малых шабашей». Он отмечается примерно 21 марта, когда в дне примерно одинаковое количество солнца и темноты. Этот солнечный праздник противоположен Мабону или осеннему равноденствию.С Имболком, знаменующим первые проблески весны, Остара посвящена празднованию весны всерьез: растут высокие цветы, цветут деревья и сеют урожай. Как и в случае с христианской Пасхой, яйца, обычно окрашенные, символизируют новую жизнь.
Подробнее о: Британская история
Мабон: языческий праздник, отмечающий осеннее равноденствие.
Большая часть символов и традиций здесь связана с новой жизнью весны — периодом спаривания для многих животных. Бог и Богиня соединяются, и рождается Обетованное Дитя. Равенство дня отчасти представляет собой двойственность природы Бога – его первобытный сексуальный инстинкт против его сознательной мысли.
Некоторые современные язычники празднуют праздник, выбирая мужчину и женщину на роли Бога и Богини, разыгрывая роман.
Подробнее о: Древняя история
Языческие корни Пасхи
Белтейн — один из четырех «великих шабашей» и традиционное кельтское празднование Первомая/Первого мая и точка, противоположная Самайну в цикле.
Источники различаются по этимологии, от belo-tanos («яркий огонь») до связи с кельтским божеством Белом. На ирландском «mí na Bealtaine» означает «май месяц».
Белтайн знаменует собой начало лета, время года, когда флора и фауна будут процветать, и отмечается украшением домов и животных майскими цветами, такими как примула и утесник.
Плодородие земли представляет собой зрелую преданность Бога Богине, его переход от животного вожделения к любви и преданности. Майское дерево и закрученные вокруг него ленты символизируют плодородие и спираль жизни.
Подробнее о: Древняя история
Самые важные кельтские боги и богини
Традиционно в канун мая пастухи на вершинах холмов, перегоняя скот на летние пастбища, прогоняли животных через два больших костра, защищая скот от зла.
Белтейн и Самайн — это моменты года, когда завеса между этим миром и Потусторонним миром была самой тонкой, что позволяло встречаться и общаться между живыми и мертвыми.
Летнее солнцестояние, или Лита, является одним из четырех «малых шабашей» и высшей точкой солнечного года. Бог достиг зенита своего могущества (летнее солнцестояние — самый длинный день в году), и рассвет 21 июня (или около того) — его венец славы.
Это принятие власти Богом как Королем-Солнце и окончание его юношеских дней, бегущих в зеленом лесу, представляет силу и могущество солнца в летние месяцы, хотя язычники также помнят, что путь Бога сейчас идет вниз (т.е. сокращение дней до Йоля).
Для современных друидов и многих других групп Стоунхендж является центром празднования летнего солнцестояния (которое друиды называют Албан Херуин, «свет берега»). Весь Стоунхендж расположен в соответствии с периодами зимнего и летнего солнцестояния.
Подробнее о: Популярная культура
Причудливые и замечательные традиции встречи лета
Джо Роуэн
На рассвете самого длинного дня в Стоунхендже два камня, расположенные за пределами основного круга, называемые Пяточным камнем и Убойным камнем (теперь лежащим), направляют солнце в линию, и первые лучи попадают в центр круга. круг.
Лугнасад («собрание Луг» на ирландском языке), или Ламмас, является одним из четырех «великих шабашей» и первым праздником урожая в году, наряду с Мабоном и Самайном. Ламмас происходит от англо-саксонского слова, означающего «хлебная масса». Встречается в начале августа.
Напротив колеса Имболка, в Ламмас Бог приносит себя в жертву Богине, ее серп убивает его, а его кровь проливается на землю, чтобы обеспечить ее постоянное плодородие в следующем Колесе Года. Бог переходит от Владыки Света, которым он является до Ламмаса, к Темному Владыке Смерти, которым он будет всю темнеющую половину года.
Кельтские язычники отмечают праздник изготовлением кукурузных кукол, а виккане пекут хлеб в форме бога.
Осеннее равноденствие, или Мабон, является вторым из трех праздников урожая колеса. Это точка колеса, противоположная весеннему равноденствию (Остаре), и одна из четырех «малых шабашей». Он также известен как Дом Урожая, а современным друидам — как Альбан Элуэд («свет воды»).
Это выпадает где-то между 21 и 24 сентября.
Он в целом совпадает с традиционными европейскими праздниками урожая, которые отмечают благодарение и исторически празднуют успешный сбор урожая зерновых и заполнение запасов продовольствием на зиму.
Подробнее о: Популярная культура
Конец лета: когда наступит осеннее равноденствие в 2022 году?
Джейми Двелли
Если для язычников весеннее равноденствие представляет собой половой союз, то осеннее равноденствие — мистический союз. Реинкарнация и спираль жизни также являются сильными темами: семя и зерно, жизнь и смерть, утроба и могила. Через постижение этих тайн природы Бог достигает состояния мистического просветления и входит в преисподнюю. Здесь Бог обитает с Богиней, теперь уже «ведьмой», королевой подземного мира.
Хотя ведущий виккан Джеральд Гарднер (1884-1964) назвал этот «великий шабаш» Хэллоуином, для многих язычников — возможно, желающих дистанцироваться от популярных атрибутов современного Хэллоуина — это Самайн.
Самайн — это праздник урожая, восходящий к Средневековью Ирландии и, возможно, к доисторическим временам. Он отмечается с ночи 31 октября до следующего вечера, древний кельтский день, продолжающийся от заката до заката.
Самайн может происходить от ирландского слова, означающего «конец лета», и этимологически относится скорее к ноябрю, чем к ночи 31 октября.
Подробнее о: Популярная культура
Самайн и языческие корни Хэллоуина
То, что происходит в Самайн, противоположно Бельтайну: конец лета и возвращение скота с высокогорных летних пастбищ, полученного с помощью больших костров.
Самайн знаменует собой возвращение зимы и истончение завесы между этим миром и иным, время хаоса.
Существуют некоторые споры о том, как Самайн соотносится с христианским Кануном/Днем Всех Святых, хотя первый определенно предшествует второму. Что кажется ясным, так это то, что со временем эти традиции повлияли друг на друга (например, ловля яблок считается дохристианским времяпрепровождением).