Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае в Крыму
Крымский полуостров славится своими многочисленными святыми местами. Монастыри Крыма с каждым годом посещает все больше паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться чудотворным иконам и святым мощам. Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму – одно из самых популярных паломнических мест, с долгой историей существования и туманным прошлым, овеянным преданиями и легендами. Успеенский пещерный монастырь не обязательно посещать в составе экскурсии, сюда можно добраться самостоятельно, а бесплатными гидами для вас выступят сами монахи.
Среди красивейших природных красот крымской земли и мощных скал сокрыт великолепный белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в самом сердце ущелья Мариам-Дере, в пригороде города Бахчисарай. Название урочища означает «Ущелье Святой Марии». С обеих сторон пещерный монастырь окружен отвесными скальными породами, которые по высоте достигают полторы сотни метров. Это святое место соседствует рядом с пещерным городом Чуфут Кале, расположенным чуть выше, поэтому экскурсии в обе эти крымские достопримечательности смогут органично дополнить друг друга. Этот крымский монастырь всегда почитался, его уважительно звали «Лаврой». Нужно отметить, что даже крымские ханы, которые исповедовали мусульманство, не раз приходили в ночное время к иконе Богородицы, чтобы испросить благословение на удачу в трудных делах.
О времени основания и самих основателях Свято-Успенского монастыря достоверно ничего не известно, на этот счет существуют разные версии, подкрепленные преданьями старины глубокой и легендами. Можно лишь абсолютно уверенно заявить, что это одна из самых старых православных святых обителей Крыма. Временной разброс версий о времени возникновения обители большой: от восьмого века до тринадцатого.
Легенды об основании Успенского пещерного монастыря Крыма
Одна из легенд рассказывает о том, что местный молодой пастушок по имени Михаил, возвращаясь вечером домой, проводил стадо мимо одной из пещер и увидел, что там ярко горит свет.
Он зашел внутрь пещеры и увидел, что прямо в воздухе парит икона Пресвятой Богородицы перед которой горит свеча. Он удивился, что такое чудо произошло с ним пятнадцатого августа на День Успения Богородицы, взял икону и отправился домой, а проснувшись утром, понял, что она куда-то исчезла. А проходя мимо пещеры, где был найден образ, он снова увидел свет и эту икону. Михаил опять отнес образ домой, но тот каким-то чудом она на следующее утро уже была в пещере. И тогда пастух рассказал о находке односельчанам, которые решили, что Дева Мария хочет, чтобы в пещере был построен храм в ее честь.Другая легенда более похожа на сказку. Она повествует о драконе, жившем в подземельях Крымских гор. Этот дракон регулярно собирал дань с соседних городов и деревень в виде юношей и девушек, которых утаскивал в свою пещеру. Когда в окрестных деревнях остались одни старики, они взмолились к Богородице о спасении от чудовища. Дева Марии услышала их просьбу, потому что уже на следующий день пастухи, проходившие неподалеку от драконовой пещеры, увидели, что там горит свет, они набрались смелости и заглянули внутрь.
В третьей легенде, связанной с основанием обители, имеется рациональное зерно. Когда римляне устраивали гонения на христиан, монахи Варнава и Софроний из греческих Афин перебрались на Крымский полуостров, чтобы спокойно жить в горных пещерах, которые очень сильно напоминали им земли родного Афона. Для места поселения и основания храма они выбрали красивое горное ущелье Марьям-дере, преимуществом такого выбора стал водный источник, который протекал рядом с пещерами. Здесь греческие монахи стали выдалбливать, в толще скальной породы, свои кельи и пещерный храм. Его освятили и иноки установили на иконостас икону Богородицы Панагия, привезенную с собой из Сумельского скита – старинного монастыря, возведенного еще в третьем веке в византийском городе Трапезунда. Великое множество удивительных чудес происходило после молений у этой иконы, что убедило и самих монахов, и многочисленных паломников, что сама Божья Матерь покровительствует обители и защищает эти края.
Нужно отметить, что данный вариант развития событий по фактам основания обители монахами из греческих земель, косвенно подтвердился учеными-археологами, которые обнаружили здесь христианские захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся к шестому веку.История Успенского пещерного монастыря Бахчисарая
Белым пятном истории этой обители является период с момента основания и вплоть до тринадцатого века, но точно известно, что в это время монастырь закрылся на целое столетие. И только после щедрой финансовой поддержки, пришедшей со стороны московских князей, Успенский пещерный монастырь Крыма смог снова восстать из пепла, хотя и влачил довольно скромное существование.
Известно, что, когда территория Тавриды была захвачена мусульманскими завоевателями – татарской ордой в 1475 году, эта христианская обитель не была разрушена, как многие другие, и сюда ездили на богослужения послы, прибывавшие в Крым из православных земель, а еще через несколько десятилетий тут разместилась резиденция Готфских митрополитов. Рассказывают, что есть подтвержденные исторические факты, что крымские ханы и сами много раз были в Бахчисарайской пещерной обители, дабы испросить благословения у чудотворной иконы Богородицы. А знаменитый основатель ханской династии Гирей — великий хан Крыма, добровольно присылал в обитель свечей на весь год.
В конце пятнадцатого века татарский Крым был захвачен турками-османами, они наложили на скит дань за то, что милостиво позволяют монахам оправлять культовые богослужения. Это делало жизнь иноков более трудной и нищей, но они не роптали и верили в лучшее будущее для Успенского монастыря. В восемнадцатом веке земли были отбиты у турок русской армией, а так как приазовские края также были отвоеваны и пустовали, то власти предложили монахам Свято-Успенского монастыря переселиться с Крымского полуострова в город Мариуполь, что те и сделали, забрав с собой чудотворный образ Богородицы.
Охранять монастырь от разграбления и поругания прибыл священник из Греции Константин Спиранди.
Возрождение Бахчисарайского Успенского мужского монастыря началось только с середины девятнадцатого столетия, когда данный вопрос был затронут святым Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Строительные и реставрационные работы стартовали с 1850 года, как раз на день Успения Богородицы. Народ помогал монахам в восстановлении обители всем, чем мог, жертвуя деньги на колокола, приобретение образов для иконостаса, закупку утвари для проведения религиозных таинств. В короткий срок скит вновь возродился к жизни, в него снова начали приезжать паломники, называя это священное место «Крымским Афоном». Управление обителью в те годы вел архимандрит Поликарп.
Из письменных источников известно, что один раз в 1818 году в Успенском пещерном мужском монастыре бывал российский император Александр Первый. Он поинтересовался у монахов о месте явления чудесной иконы Богородицы, поднявшись туда по лестнице, поцеловал икону и установил свечку перед ней. Бывали в обители и другие российские императоры: Александр Второй, Николай Первый и Николай Второй.Когда началась Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 годы, монахи обустроили в стенах монастыря госпиталь. Братья выхаживали раненных русских воинов, а тех, кто умирал хоронили на кладбище при обители, увидеть его можно и по сей день. На этом же кладбище были похоронены и солдаты, погибшие в бахчисарайских землях в годы Второй Мировой войны, они нашли покой в большой братской могиле.
За долгие годы храм медленно реставрировался, преображался, расширялся, на его территории появились новые корпуса и строения: была восстановлена Церковь Успения Богородицы, ее украсила фреска Богоматери с младенцем Иисусом Христом в окружении ангелов и священномучеников херсонесских.
Когда в стране случилась революция, священники осудили расправу над царской семьей, и с 1921 года Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь был закрыт, иноки расстреляны, обитель разграбили. Вместо скита тут открыли Трудовую колонию имени Артема, часть убранства была свалена в некоторых комнатах, а оставшимися от братии бесценными рукописями и церковными книгами топили печи. В 1925 году несколько верующих попросили советские власти о передаче им культовых вещей, таким образом некоторые сохранившиеся старинные иконы успели спасти, и они были переданы в музей города Бахчисарая.
В 1927 году здесь произошло значительное землетрясение, которое разрушило почти все строения, устояла лишь Успенская церковь. До начала ВОВ обитель стояла разрушенной и нежилой, а в военные годы она снова была оборудована под госпиталь для солдат. После победы бывший монастырь Бахчисарая отдали под размещение там психоневрологической клиники.
Очередное возрождение Успенский мужской пещерный монастырь Бахчисарая пережил в 1993 году. Настоятелем обители был назначен иеромонах Силуан, присланный из монастыря города Одессы для восстановления поруганной святыни. Когда он прибыл, то в его распоряжении оказались лишь довольно неплохо сохранившиеся дом настоятеля и Успенский храм. Деньги на восстановление монастыря собирали всем миром. Огромный вклад был внесен паломниками и прихожанами. Люди специально приезжали в обитель, чтобы помочь не только деньгами, но и чисто физически. Прошло не так много времени и был отреставрирован пещерный Храм Успения Богородицы, лестница к пещерным кельям, роспись над балконом Церкви Успения – икона «Панагия», появилась новая колокольня, а колокола к ней были изготовлены и подарены Бахчисарайскому Успенскому монастырю Днепродзержинским металлургическим комбинатом.
Свято-Успенский монастырь Бахчисарая в наши дни
Туристы и паломники, приезжающие в Успенский пещерный монастырь, попадают в него, поднявшись по лестнице, которая вырублена в скальных породах. Поднимаясь наверх, они могут наблюдать живописные красоты окрестностей и покрытое яркой зеленью ущелье Святой Марии, а также разбитые прямо на скальных террасах монастырские огороды. На другой стороне ущелья располагаются хозяйственные строения, также выбитые в полостях скалы. Паломники могут побывать только в некоторых помещениях монастыря, из них наибольший интерес вызовет Успенская церковь, знаменитая тем, что тут находится чудотворная икона Богородицы «Троеручица».
На сегодняшний день здесь полностью восстановили два пещерных храма, построили новые здания: корпуса с кельями монахов, гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота. Но и по сей день продолжается реставрация и дальнейшее строительство монастырских построек.
На монастырской площади находится освященный источник, который благословлен иконой Богородицы «Животворящий источник». Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Этот святой образ имеет давние корни и появился еще в пятом веке в городе Константинополе, когда случилось чудо исцеления слепого странника. Свидетелем и участником этого прозрения от вод источника Богоматери в роще у Святых ворот был солдат Лев Маркелл, который вскоре стал императором, он же приказал построить храм вокруг «Живоносного источника». Список с этой чудотворной иконы висит практически над всеми святыми источниками России. Любой посетитель может самостоятельно набрать воду в источнике. Если у вас нет с собой пустой тары, то можно купить освященную воду в бутылках в церковной лавочке при обители.
Нужно отметить удивительную акустику пещерной обители Бахчисарая, древние строители подошли к возведению зданий с умом, создав их таким образом, что звуки монашеских молитв и богослужебных песнопений долетали до пещерного города Чуфут-Кале, затем, отражаясь от стен его пустующих пещер, возвращались в усиленном варианте назад, создавая ощущение, что с монашеской братией молится все вокруг.
Каждый турист и паломник обращает внимание, что стена, вдоль которой идет лестница, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов, причем, каждый такой медальон имеет небольшой ковчег с освященной землей, их привозят монахи, которые посещают различные святые места мира.
Как добраться до Свято-Успенского монастыря самостоятельно?
— На автобусе
В городе Бахчисарай сесть на автобус номер два и доехать до конечной остановки «Староселье». Оттуда до скита идет дорога наверх в гору, по времени она займет минут двадцать.
— Пешком
За полчаса можно дойти от Бахчисарайского ханского дворца до монастыря, перемещаясь вверх по горной тропе мимо пещер и старинных надгробий.
Советы при посещении Свято-Успенской мужской обители:
— Находясь на территории пещерной обители, фотографии можно делать лишь с разрешения митрополита, о чем вас оповестить информационная табличка, хотя многие туристы незаметно снимают территорию монастыря и без этого позволения. Как поступить в этом случае, решайте сами.
— Туристов просят отключать мобильные телефоны на территории обители.
— Любой паломник может остановиться на проживание в гостинице при обители, он может столоваться и трудиться вместе с монахами, причем, за питание и проживание с вас не возьмут никакой платы, но для этого необходимо получить благословение настоятеля монастыря. Если такое позволение будет дано, то вам будет необходимо придерживаться строгого устава для братии.
— В монастыре проходят богослужения, согласно указанного в уставе расписания, но обряды Крещения и Венчания тут не проводят.
Адрес Бахчисарайского Успенского пещерного монастыря: Крым, город Бахчисарай, улица Мариамполь, дом 1.
Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — Крымский Журнал – главный навигатор по Крыму!
Крым поражает своей необыкновенной энергетикой. Есть у нас и так называемые места силы. В этих точках с положительной энергетикой люди ощущают духовный подъём, прилив сил. Там, где энергетика отрицательная, возникают необъяснимые тревога и страх. Во все времена люди избегали таких мест, а там, где энергетика светлая, строили культовые сооружения. Многие православные святыни горного Крыма возведены как раз в таких загадочных местах. «Крымский журнал» предлагает вместе с нами прогуляться по долине в Бахчисарайском районе, ведущей к средневековой крепости Чуфут-Кале, посетить Свято-Успенский монастырь и заглянуть за завесу тайн, которые скрывает святая обитель.
За пару веков «до»?
Почти в каждом пещерном городе Крыма экскурсовод обратит ваше внимание на руины или пещеры, где много столетий тому назад православные жители полуострова стояли на коленях перед святыми образами. Сейчас эти пещеры лишь далёкое эхо тех времён. Прикасаясь пальцами к серому холодному известняку, словно дотрагиваешься до прошлого. Нет точной даты, когда на полуострове появились пещерные города. Учёные сходятся во мнении, что это произошло с VI по VIII век. Тогда земли Крымского полуострова были задворками Византийской империи. Пещерные города появились как небольшие форпосты для защиты горного Крыма от кочевых племён, проникавших на полуостров со стороны материка. Строили, а затем жили в них народы, исповедовавшие православие, преимущественно готы и аланы.
Дорога ведёт нас к одному из самых крупных пещерных городов Крыма – Чуфут-Кале. На протяжении всего средневековья здесь кипели исторические события – можно сказать эта крепость была их кузницей. Построенный византийскими зодчими форпост постепенно разросся до небольшого городка, затем стал родовым гнездом караимов и даже первой неприступной столицей Крымского ханства (XV век). Здесь караимские кенасы (молельные дома) соседствуют с мусульманской мечетью. Учёные отмечают, был когда-то в крепости и православный пещерный храм. Вероятнее всего, он находился в одном из гротов возле Южных ворот – это самая старая часть крепости. (Позже город вырос вдвое. Старую стену на плато сносить не стали, поэтому город получился как бы двойным. Кстати, поэтому караимы называют крепость Джуфт-Кале, то есть «двойная».) В бытность крепости ханской столицей пещеры возле Южных ворот переоборудовали под военные нужды.
Если православный храм в крепости Чуфут-Кале во времена Крымского ханства не уцелел, то Свято-Успенский монастырь, что находится чуть ниже в долине, процветал и даже был одним из центров православной жизни на полуострове. По преданию первый крымский хан Хаджи-Герай перед военными походами приходил к чудотворной иконе Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы) – главной святыне монастыря и просил у неё помощи…
Путь домой
Свято-Успенский мужской монастырь возведён в долине Мариам-Дере (долина Девы Марии), как предполагается, в одной из точек силы. Особенную атмосферу святого места ощутит каждый пришедший сюда. Монастырь в Бахчисарае – одна из самых главных святынь полуострова, чья история уходит в глубь веков. Он почти такой же древний, как расположенная рядом крепость Чуфут-Кале. Считается, что обитель в долине появилась не позднее VIII века. Основали её монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии, когда там после Иконорборческого собора (754 год) началось жестокое уничтожение икон, фресок и мозаик. Монахов преследовали, считая их идолопоклонниками. Здесь, в покрытых лесом тихих горных долинах, они нашли убежище и место для уединённых молитв. Многие священнослужители, спасая от поругания византийские святыни, везли их в Крым. Одно из преданий гласит: именно так чудотворный лик Богоматери-Путеводительницы попал на полуостров.
Вообще, с появлением в этих местах Свято-Успенского монастыря связано немало легенд.
Самая известная повествует о гигантском змее. Он пристрастился пожирать домашний скот, нападал и на людей – держал в страхе население всех близлежащих долин. Никак люди не могли найти на него управу. Ни выследить его не получалось, ни убить. Отчаявшись и утратив веру в свои силы, люди стали молиться Пресвятой Богородице. И Владычица услышала мольбы людей. Змей исчез, а на одном из горных склонов загорелась свеча.
Она горела несколько ночей. Когда жители долин поднялись к мерцающему каждую ночь огоньку, то увидели икону Богоматери. Неподалёку нашли мёртвого змея, разорванного на части. На месте обретения иконы в память о свершившемся чуде появилась маленькая обитель, позже выросшая в большой монастырь (легенда записана русским историком XVII века Андреем Лызловым).
В этой истории несколько деталей обращают на себя особое внимание. Первая – в районе Свято-Успенского монастыря в раннем средневековье действительно существовало православное поселение. Об этом свидетельствуют захоронения VI века. Кстати, это может быть косвенным доказательством того, что монастырь возник в долине Мариам-Дере не в VIII веке, а раньше. Вторая – змей-людоед. Это существо должно было быть достаточно крупным. Нечто подобное можно встретить только в тропических лесах. Откуда же появился этот змей? Пролить лучик света на тайну частично может икона святого великомученика Георгия Победоносца, изображающая, как он поражает копьём огромного змея (или дракона). Стоит отметить, что сюжет змееборчества существует в мифологии с древних времён. Присутствует он и у шумеров, и у древних египтян, и в греческой мифологии.
Второе предание о появлении лика Пресвятой Богородицы повествует о зажиточном православном скотоводе, жившем возле Мангуп-Кале. Однажды мальчик-пастушок Михаил заночевал в одной из пещер долины Мариам-Дере. Ночью он увидел на противоположном горном склоне маленький огонёк. Наутро мальчик поднялся на склон и нашёл там икону Богородицы. Михаил тут же отправился к своему хозяину и рассказал о чудесном явлении святого лика. Благочестивый скотовод со всеми почестями перенёс икону в свой дом. Но ночью она вернулась на прежнее место. Так повторялось трижды. Это был знак – Богоматерь хочет остаться именно в той долине. Тогда скотовод пожертвовал средства на строительство первого храма в долине Мариам-Дере. Обретение иконы произошло в канун православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, отсюда обитель и получила своё название.
Тысяча и одна тайна
Бахчисарайская икона Божьей Матери окутана легендами. Где она находится сейчас, неизвестно. В небольшой пещерке Свято-Успенского храма в окружении лампад с закопчёнными цветными стёклами стоит список с иконы. Согласно христианской традиции, по духовному значению они равноценны. Следы же оригинала Одигитрии, написанной, согласно ещё одному преданию, евангелистом Лукой, то есть прижизненный лик Богородицы, теряются в Мариуполе (Украина) в промежутке с 1918 года до конца Великой Отечественной войны.
В те годы, когда икона ещё находилась в бахчисарайском монастыре, почтительно относились к ней не только православные, но даже, как уже говорилось, первые правители Крымского ханства. Обитель же нередко упоминается в летописях того времени. Русские цари оказывали монастырю материальную поддержку, стараясь через святую обитель влиять на ханство. Именно под этим влиянием незадолго до присоединения Крыма к России Екатериной II православное население полуострова покинуло долину Мариам-Дере и перебралось на территорию современной Украины, основав там город Мариуполь. Назвали его в честь поселения, располагавшегося в долине напротив Свято-Успенского монастыря – Мариамполя. Сейчас пытливый взор может рассмотреть там скрытые высокими деревьями пещеры, аккуратные пазы для балок, высеченные в скале, остатки каменных лестниц.
В 1783 году, когда Крым стал частью России, православная обитель расширяется. Расцвет же строительства пришёлся на середину XIX века. Архиепископ Херсонесский и Таврический Иннокентий задумал восстановить древние святыни полуострова. Постепенно в долине Мариам-Дере выросли пять храмов. Помимо пещерного Свято-Успенского, в камне высекли храм Евангелиста Марка. Они находятся рядом. Последний настолько миниатюрный, что молятся там обычно, когда очень мало людей, – рано утром или поздно вечером. Построили его в 1859 году на пожертвования симферопольского чиновника. Примечателен храм Евангелиста Марка тем, что алтарь его, вопреки православной традиции, расположен с западной стороны помещения. Интересно, что такая практика в пещерных храмах допускается.
Чуть ниже – на террасе под скальным навесом – также на пожертвования выстроили церковь Святых Константина и Елены. Она поражает удивительной акустикой. Звук, отражаясь от стен, направляется в противоположную сторону долины, туда, где когда-то было поселение Мариамполь, и затем возвращается обратно. Создаётся впечатление, будто все окрестные скалы поют!
Появились в Мариам-Дере и церковь Георгия Победоносца (вспомните легенду о чудесном избавлении от змея), и храм во имя святителя Иннокентия Иркутского, того самого, который инициировал восстановление обители. Монастырь процветал вплоть до Октябрьской революции. В 1921 году его закрыли, большинство построек взорвали и разобрали, святыни разграбили. В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря устроили военный госпиталь. Сюда везли раненных под Севастополем солдат. Умерших от ран воинов похоронили в братских могилах под серыми гранитными плитами. Всего 170 человек нашли последнее пристанище в этой земле. Есть на территории монастыря и захоронения времён Крымской войны (1853-1856 гг. ).
Свято-Успенский мужской монастырь ещё называют Вторым Афоном за сходство рельефа и конструкций построек – храмов и келий монахов, тщательно выбеленных и резко выделяющихся на фоне серого скального камня. Они расположились, как лепнина, на трёх ярусах. Верхний – пещерные храмы, звонница с золотым куполом, которую можно увидеть почти на всех тематических фото, кельи монахов. На втором ярусе домик настоятеля (одна из немногих построек, уцелевших после разгрома монастыря советской властью), переоборудованные кельи – сейчас в них выпекают просвиры и хлеб, есть и источник со святой водой. На третьем ярусе, на дне долины, в последние годы выросло множество хозпостроек, а также гостиница, трапезная для братии монастыря и паломников…
Стоит хоть однажды побывать в этом захватывающем дух месте, ощутить энергетику пещер, где веками не утихали молитвы, услышать песнопения, восхваляющие покровительницу этих мест – Пресвятую Богородицу.
Как добраться:
GPS-координаты: 44°44’39″N 33°54’40″E.
Добраться до Свято-Успенского монастыря можно как общественным транспортом, так и в собственном автомобиле. С автостанции Западная в Симферополе каждые 15-20 минут отправляются автобусы и маршрутки в Бахчисарай (конечная остановка – автостанция). С автостанции в Бахчисарае каждые пять-семь минут ходит маршрутка №2 (она заезжает прямо на территорию автовокзала). При этом при посадке важно уточнить, куда именно идет маршрутка: в старый или новый город. Вам – в старый город, до конечной остановки. Далее двигайтесь по указателям в Свято-Успенский монастырь, выше располагается Чуфут-Кале.
Для владельцев личного транспорта в этом районе оборудованы парковки.
«Город цветущих садов».Часть первая.Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь.
Будучи в Бахчисарае, уже сотни лет ни один приезжий не упускает возможности посетить святейшее место города – Успенский пещерный монастырь. С этим монастырем связаны легенды и предания, чудеса и страдания, это святое место испытало за 12 веков своего существования периоды расцвета и упадка.
Святая обитель находится в сердце урочища Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольского Ущелье) и считается самым верхним краем города. С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров. Немного дальше монастыря и значительно выше в горах находится легендарная крепость Чуфут-Кале. Эта местность одновременно является самой пустынной и одной из самых величественных в Крыму. Один только местный пейзаж ежегодно собирает здесь тысячи ценителей естественной красоты природы.
Монастырь основан предположительно в конце VIII — начале IX вв. в эпоху феодальных отношений в Крыму и иконоборничества в Византии. Императоры Исаврийской династии преследовали духовенство и монахов, разрушали монастыри, уничтожали иконы. Монахи и почитатели икон бежали из Византии в Крым. Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри — Шулдан, Челтер, Качи-Кальон, Успенский монастырь. Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм, вокруг которого позднее возник монастырь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В начале XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Успенский монастырь с XV в. стал центром христианской церкви в Крыму. В начале это был небольшой скит. В период Крымского Ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане.
О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывают предания. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли — икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону.
Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.
Второе предание рассказывает о злом змие, поселившемся в этих краях и пожиравшем скот и людей. Греки и генуэзцы стали молиться Пресвятой Богородице, прося освободить их от змея. Однажды ночью они увидели на горе горящую свечу. Чтобы добраться до нее, вытесали в скале ступени и, поднявшись по ним, увидели образ Пресвятой Богородицы. Рядом с иконой лежал мертвый змей. Обрадованные люди вознесли благодарение Богу, змея разрубили на части и сожгли. С тех пор жители окрестных деревень стали приходить на гору и молиться Богородице.
Образ «змия, пожиравшего и людей, и скот» является очень древним. В христианском искусстве часто изображают Георгия Победоносца или архангела Михаила, которые копьем или острым мечом пронзают горло змея. Для христиан Крыма образ змея ассоциировался сначала с язычеством, а после, очевидно, был перенесен на мусульманскую религию, в окружении которой приходилось выживать Успенскому монастырю в период становления и укрепления Крымского ханства.
У входа в монастырь входящих встречает большая мозаичная икона святителя Игнатия.
Крымское ханство, вассал Османской Порты, приносило немало бед южным землям России и Украины. В татарских набегах разорялись деревни, тысячи людей становились рабами, лились реки крови, сады, поля и пашни гибли под копытами татарских коней. Не один раз русская армия воевала за Крым, желая обезопасить свои границы и получить выход к Черному морю. Это не помешало хану обложить монастырь тяжелой данью, его материальное положение становится бедственным. Жизнь среди мусульманского владычества была тяжела для христиан, живущих в долине, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. 31 тысяча людей погрузила свое добро на подводы и покинула родной край. Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но они не удовлетворили земледельцев. Митрополит Игнатий обратился к графу Г.А. Потемкину с просьбой разрешить поселиться южнее, в Павловском уезде. Там был основан город Мариуполь и двадцать сел, которые назвали именами тех мест, откуда вышли поселенцы.
Вся стена над лестницей занята рельефными изображениями разных монастырей и храмов всего мира, множество из которых основали наши скитальцы. Здесь знакомые силуэты Сергиевого посада и Соловецкого монастыря, надписи на сербском и греческом… В каждом рельефе есть маленький ковчежец: братия, возвращаясь из паломнических поездок, привозит землю из святых мест.
Несмотря на покинутый монастырь, полного запустения он не узнал. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан.
В 1818 году пещерный храм посетил император Александр I. При осмотре монастыря он спросил: «Где место явления святой иконы?» И когда ему указали на стену с изображением на ней лика Богоматери, он, поднявшись по лестнице, приложился к иконе и собственноручно прилепил пред ней в каменной стене горящую свечу.
Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Людей было так много, что они не могли поместиться в пещерной церкви и стояли на площадке перед монастырем.
На средства от пожертвований уже в 1850 году соорудили колокольню. Но дальнейшему обустройству помешала Крымская война 1853-1856 гг. В монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя. Умерших воинов хоронили на монастырском кладбище. Пока существовал монастырь, братия ухаживала за могилами русских воинов, сохраняя для нас их имена. Здесь похоронены генерал-майор П.В. Веймарн, генерал-адъютант П.А. Вревский и его супруга. Вревский был смертельно ранен в битве у Черной речки и умер в госпитале Успенского монастыря. Его жена купила участок земли рядом с могилой мужа и завещала похоронить себя именно здесь. Завещание было исполнено, ее тело перевезли в Крым и похоронили на кладбище Успенского монастыря. В 1875 году на средства генерала Г.И. Перовского на кладбище была построена небольшая церковь во имя святого Георгия.
Лестница поднимается круто вверх, к светлой колокольне, стоящей над самим входом в монастырь.
К началу XX века здесь был отстроен значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий, расположившихся в три яруса. На самом верху — Успенский храм, и церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. У подножия лестницы — дом для настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерных келий. Внизу в долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями.
В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника.
После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На ее территории была создана трудовая колония имени Артема. Здания начали разрушаться, погибли церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. Монастырские ценности экспроприировали. Золотые дарохранительницы, напрестольные кресты, чаши, потиры, мирохранительницы, а также церковные книги не были вывезены в хранилище, их свалили в одной из комнат колонии. Из-за неправильного хранения многие вещи пришли в негодность, книгами стали растапливать печи.
Лестница ведет вверх к часовне, называемой Архангельский проход. По стенам прохода через часовню нарисованы восемь Архангелов Божиих.
В марте 1925 года верующие обратились с просьбой передать им книги и культовые вещи. Сохранившиеся предметы передали верующим, а пришедшие в негодность тайно вывезли и уничтожили. Часть старинных икон попала в Бахчисарайский музей.
Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.
В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 гг., появились новые, с алыми звездами, — воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.
В послевоенные годы госпиталь перепрофилировали в психоневрологический диспансер. А сам монастырь оставался заброшенным. Его посещали туристы, люди, интересующиеся историей своего родного края.
Слева от входа в часовню изображен покровитель обители в Успенском монастыре — святой Георгий Победоносец.
Монастырская колокольня сложена из известняка, одноярусная, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Входим в арочные ворота, и архангелы, изображенные на стенах, провожают пришедших кротким взглядом. Проходим во внутренний дворик и видим надписи с просьбами отключить мобильники и не фотографировать. Чтож, телефон мы отключим, а вот фотоаппарат покажет нам все красоты монастыря.
На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись. С наскальных, огромных и величественных фресок на нас смотрят Богородица, Божественный Младенец и предстоящие рядом в молитвенном созерцании семь херсонесских епископов-мучеников.
Снова лестница вверх, поворот и вновь подъем.
Слева осталась исповедальня, невозможно взойти в Царствие Небесное, не сбросив с себя тяжесть грехов. Опять вверх, а скальные ступени становятся больше и круче.
И вот мы у входа в пещерную церковь Успения Божией Матери, где нас встречает шестикрылый Серафим, выточенный из скалы. Он действительно появился чудом. Предполагалось тут быть резной колонне, но в нужный момент рука мастера дрогнула, отпали не те камни – и открылся лик посланника небес. Оставалось лишь слегка обработать и лик, и крылья. У каждого храма есть свой Ангел, но не везде его можно увидеть.
Серафимы — ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле.
Почему именно шесть крыльев?» По этому поводу говорит Библия. Серафимы упоминаются только в книге пророка Исаии: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал»
Как видим, у этих ангелов два крыла предназначены для полетов. Двумя крыльями они закрывают свои лица — ведь они находятся в Божьем присутствии, а Бог свят и, наверное, Его сияние слишком ярко даже для ангелов. Двумя крыльями они закрывают нижнюю часть тела в знак уважения, покорности и смирения.
Серафимы нашли широкое отражение в искусстве и литературе.
Николай Гумилев упоминает серафима в своем стихотворении «О тебе»
О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой, темной судьбе
Ты — крылатый призыв к вышине.
Благородное сердце твое —
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племен.
Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это — смелые очи твои.
И когда золотой серафим
Протрубит, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту, твой белый платок.
Звук замрет в задрожавшей трубе,
Серафим пропадет в вышине…
…О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
Известное стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» описывает встречу с серафимом.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Главный храм, в честь Успения Божией Матери, сооружен в древней пещерной церкви. В самом храме белый каменный иконостас отделяет алтарную часть. На полу выложен не хитрый мозаичный орнамент, напоминающий херсонесские мозаики, а справа от входа вдоль стены стоят четыре колонны. Из окон в левой стене в помещение проникает свет теплого южного солнца.
Между колонами в правой стене находится небольшая пещерка, в которой сегодня хранится почитаемый список с чудотворного образа Бахчисарайской Божией Матери. Сама же икона, послужившая поводом для основания монастыря, была перенесена во время переселения христиан из Крыма (XVIII в.) и находилась в Успенском храме недалеко от Мариуполя до 1918 г. Затем её след потерялся.
Бахчисарайская икона Божией Матери
Спускаемся обратно по лесенке. Чуть ниже храма Успения, также вырубленый в скале находится небольшой храм в честь евангелиста Марка. В этом храме совершаются будничные богослужения, а воскресные и праздничные в Успенском.
Храм высечен в скале, но так отделан деревом, что кажется уютным и теплым — вот только окон в нем нет.
Из окошка открывается живописный вид на Ущелье Марии.
Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. Настоятелем обители стал иеромонах отец Силуан (Макей). Он приехал из Одесского монастыря, чтобы упорным трудом восстановить поруганную святыню. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал ее купол. Колокола на звонницу безвозмездно отлили на Днепродзержинском металлургическом комбинате.
Витая колонна
Серафим. Вид снизу.
На сегодняшний день, кроме двух восстановленных пещерных храмов возведено большое количество наземных строений, среди которых братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно ведется строительство новых и реставрация старых зданий.
Пещерный монастырь обладает интересными акустическими свойствами. На площадке перед пещерной церковью шумно от множества голосов, но стоит отойти по карнизу немного к северу, и шум стихает, а потом вовсе пропадает. Это пористый известняк, из которого сложена скала, поглощает звуки. Строители пещерных храмов, несомненно, знали об этом. Они расширили храм святых Константина и Елены, стены которого прекрасно отражали звук, и алтарь оказался в центре огромного резонатора. Звуки молитв и песнопений доходили до Чуфут-Кале, попадали там в большие пещеры в виде рупоров, отражались от них и вновь возвращались в монастырь. При этом внешние стены скал поглощали посторонние звуки. Поэтому у молящихся создавалось впечатление, что вместе с ними молятся и окрестные скалы.
На противоположной стороне узкой долины видны необычные хозяйственные строения монастыря в виде больших украинских хат.
На самом деле крыши этих строений не что иное, как выступающие скальные породы, к которым только пристроили одну стену, и получился большой сарай. Монахи разводят там всякую живность для пропитания: кур, индюков, гусей. Там же расположены овощехранилища и другие подсобные помещения.
На главной площади монастыря можно видеть святой источник в честь иконы Божией Матери «Животворящий источник» и сооруженную над ним часовню в форме фонтана.
Монастырский дворик. Автоматизированная подача воды из святого источника.
Мозаичная икона Богоматери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455— 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника.
Первоначально образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.
Интересна фотография конца 19в., на которой изображена церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского, построенная в 1896 г. в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни. Легкая, ажурная церковь была возведена на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг — каменный полукупол с иконой Божией Матери.
Многие проникаются удивительной атмосферой этого места, еще на подходе к монастырю, поднимаясь по высокой лестнице, сохранившейся на протяжении веков. Неповторимая архитектура обители, близость к природе и чему-то священному – все это оставляет самые ярчайшие впечатления.
В Свято-Успенском пещерном монастыре побывало множество венценосных особ, среди которых Императоры Александр I и II и Николай I, последний Император России и многие другие. Чудесные явления, случавшиеся здесь, всегда вызывали у христиан и просто любителей интересных историй желание побывать в этом священном месте, ощутить благоговение и своими глазами увидеть удивительный Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный монастырь.
UPD: Фотографии для сравнения 1981-2012гг. (лестница с аркой построены после 1993г.) в полный размер
При подготовке статьи использованы материалы:
Хельга Лу
Today.ru
qigong.at.ua
otdyhaem.com.ua
Полуостров сокровищ
В следующем выпуске: по следам Пушкина в Бахчисарае.
Tags: бахчисарай, свято-успенский монастырь, серафим, шестикрылый серафим
Пещерный Успенский монастырь (Бахчисарай)
Пещерных монастырей в Крыму было очень много. Большинство из них было уничтожено во время нашествия Золотой Орды. Но некоторые храмы, вырубленные в скале, остались невредимыми. Среди них Успенский пещерный монастырь, расположенный недалеко от Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре. Это место, несмотря на то, что является христианской святыней, также почитается мусульманами. Марьям-Дэр в переводе на русский язык означает Дева Мария.
Версии о происхождении
Первая половина XVI в. — это время, когда начал строиться город Бахчисарай. Свято-Успенский пещерный монастырь был основан гораздо раньше. К сожалению, никто точно не знает, кто именно строил такие необычные храмы в Крыму. В конце ХХ века предполагалось, что их прорезали византийские монахи-иконопоклонники, бежавшие от гнева императоров Льва III и Константина V во время борьбы с идолопоклонством. Однако некоторые историки не поддерживают эту версию. Дело в том, что архитектурные особенности пещерных храмов не позволяют считать их византийскими монахами. Традиция последнего заключалась в том, чтобы жить командой с общими спальнями. В крымских храмах огромное количество индивидуальных келий.
На момент предполагаемого строительства этих скальных помещений в Крыму еще были сильны языческие культы. Кроме того, широкое распространение получил иудаизм, принятый в качестве государственной религии в Хазарском каганате. Так что любой мог построить эти храмы.
Легенды Храма
Сооружение на самом деле очень необычное — Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай). Впечатления туристов, судя по отзывам, от него просто незабываемые. Существует несколько легенд о строительстве Успенского пещерного монастыря. Одна из легенд рассказывает о том, что когда-то давно в этих краях появился страшный змей, пожирающий людей и скот. Устав от ее бесчинств, крестьяне стали усердно молиться Богородице об избавлении. Однажды люди увидели на скале горящую свечу и подошли к ней. На скале они обнаружили изображение Богородицы и рядом лежащую мертвую змею.
Другая легенда гласит, что когда-то в этом месте была найдена икона Богородицы. Нашедший его крестьянин перенес его в поселок. Однако на следующее утро изображение снова было на том же месте. Это посчитали чудотворным знамением и на этом месте срубили пещерную церковь.
Согласно третьей легенде, в ущелье Святой Марии византийские монахи когда-то принесли икону Божией Матери. Таким же образом было указано и место, где был построен религиозный комплекс.
Монастырь в VIII-XVIII вв.
Если взять за основу предположение о византийских монахах, то Успенский пещерный монастырь был основан примерно в 8 веке н.э. Вслед за священнослужителями в Крым пришли и греческие миряне, также спасавшиеся от преследователей иконоборцев. Предполагается, что пещерные храмы долгое время служили для них основным местом проведения религиозных обрядов.
Во времена нашествия Золотой Орды большая часть храмов была разрушена. Успенский пещерный монастырь сохранился с конца 15 века. Стал резиденцией крымского митрополита. Одной из главных его святынь была чудотворная икона Божией Матери, почитаемая не только православными христианами, но и мусульманами. Русские цари оказывали монастырю всяческую поддержку.
Успенский пещерный храм в XVIII-XIX веках
До XVIII века, таким образом, скальный монастырь процветал. Все изменилось после того, как российские войска оккупировали Крым. По велению императрицы Екатерины II митрополит вместе со всеми христианами переселился в Россию, на Азовское море, основав город Мариуполь. Пещерный храм был заброшен.
Однако уже в 1850 году по решению Синода монастырь был вновь открыт. Но, к сожалению, все книги и реликвии, которые когда-то в нем хранились, были безвозвратно утеряны. До сих пор неизвестно, унесли ли их монахи с собой или спрятали. Возможно, большая часть святынь была просто уничтожена. Ведь соскоблили даже фрески на стенах монастыря.
Во времена знаменитой обороны Севастополя в стенах пещерного комплекса находился офицерский госпиталь. Мертвых раненых хоронили внизу – напротив монастыря. Знаменитый врач Пирогов лечил офицеров.
Святыни, хранящиеся в монастыре
В 1908 году был составлен специальный документ — «Краткое историческое описание», в котором среди прочего были указаны святыни монастыря. Какой святыней до революции был Успенский пещерный монастырь (Крым)? Список в этом документе выглядит следующим образом:
Икона Успения Божией Матери высотой 1 аршин и шириной 3,5 дюйма, шириной 11,5 дюйма в серебряной чаше. Этот образ считался чудотворным. Многие христиане получали от иконы исцеления.
Список с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской. Этот образ был подарен монастырю митрополитом Филаретом. Перед этим образом 15 августа было всенощное бдение.
Образ Спасителя с 84 частицами мощей различных святых. Этот образ прислан из Корсунского Богородичного монастыря.
Список с иконы Божией Матери «Панагия». Именно это изображение, по преданию, когда-то было обнаружено на скале. Судя по описанию, эта икона была помещена в серебряную ризу и украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Крест с изображением Христа, изготовлен из трех пород дерева: березы, кипариса и кедра. На его оборотной стороне была надпись «Послание из Старого Афона русским в день открытия в 1850 году».
Написано прямо на скале, на месте явления «Панагии» находится образ Богородицы. Перед этой иконой горела неугасимая лампада.
В самой скале в те времена было вырублено 16 клеток. Еще два располагались ниже. На плато в то же время вела вырубленная в скале лестница в 84 ступени. Помимо келий, внизу были построены двухэтажный корпус для монахов, дом настоятеля и кухня с пекарней.
В советское время
Борьба с православием, начавшаяся в 1917 году, не обошла стороной и Успенский пещерный монастырь. Храм был полностью разграблен. Монахи были расстреляны. Окончательно скит был закрыт в 1921 году. Во время Второй мировой войны в этих пещерах, как и в давние времена, располагался госпиталь для раненых. Погибших советских воинов, а также офицеров царской армии при обороне Севастополя хоронили внизу – рядом с самим монастырем. После войны здесь действовал психиатрический интернат.
Восстановление
В 1993 году пещерный монастырь был возвращен верующим. В настоящее время здесь находится мужской монастырь. Священнослужители восстановили храм и построили надворную часовню. Восстановление потребовало больших вложений. Священники даже отказывались брать деньги за службы. С тех пор цитаты в поместной церкви больше нет. Крещения, отпевания, сорокоусты, освящение домов и т.п. священники современного мужского монастыря проводят бесплатно.
Свято-Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай, Крым): описание комплекса
Самые древние постройки монастыря — пещерный Успенский храм и дом настоятеля. Не так давно скальный храм св. Марка. Кроме того, реконструкция разрушенных церквей Святой Елены и Константина. В самих церквях почти ничего интересного, например, для любознательных туристов не сохранилось. Все реликвии, к сожалению, были уничтожены во времена Советской власти. Немногочисленные уцелевшие иконы были перевезены в музей в Мариуполе. Однако монахи делали копии с некогда украшавших пещерные храмы изображений. Когда-то реконструировали главную святыню монастыря – образ Успения Божией Матери.
Свято-Успенский пещерный монастырь в Крыму вырублен прямо в стене высокого, слегка выступающего массива. Это очень впечатляющее зрелище. Из окон скальных церквей открывается живописный вид на крымские горы. На другой стороне ущелья находится навес с прорубленными в нем ячейками и подсобными помещениями.
Довольно интересным зрелищем для туристов может быть полуразрушенное двухэтажное здание, в котором до революции прибывали в монастырь паломники. Рядом с ним остатки городища Саланчик и оригинальные постройки крымских татар 16 века.
Помимо прочего, на территории комплекса находится старинное офицерское кладбище и братские могилы советских воинов.
Как добраться
Многие туристы, приезжающие в Крым, непременно хотели бы посетить Успенский пещерный монастырь. Бахчисарай – город, из которого до него легко добраться. Для этого нужно сесть на маршрутку или такси, идущее от железнодорожного или автовокзала. От остановки следует подняться около километра от ущелья. Нависающий над пропастью храм очень хорошо виден издалека. Некоторые туристы добираются до монастыря из Бахчисарая и просто ходят пешком. В этом случае необходимо пройти от начала улицы Р. Люксембург мимо старой мечети Тахталы-Джами.
Достопримечательности поблизости
Помимо самого Успенского пещерного монастыря, туристы Крыма часто посещают пещерный городок Чуфут-Кале, расположенный чуть выше. Последний образовался предположительно в средние века и служил охранным объектом на границе Византийской империи. К сожалению, в настоящее время большая часть этого города лежит в руинах. Между Успенским монастырем и Чуфут-Кале расположено турецкое кладбище Газа-Мансур. Находится в тенистом лесу. Могилы на этом кладбище датируются 15-19 вв.вв. Большинство надгробий вырезаны из местного известняка. На этом кладбище похоронены в основном солдаты, защищавшие город во время набегов. И Свято-Успенский пещерный монастырь, и Чуфут-Кале относятся к объектам Всемирного наследия и занесены в список ЮНЕСКО.
как пройти к монастырю, который находится в скале? История Бахчисарайского монастыря в горах
- Описание
- История
- Архитектура
- Интересные факты
- Как туда добраться?
- Экскурсии
Духовной жаждой томимся,
Я брел в сумрачной пустыне,
И шестикрылый серафим
Он явился мне на перекрестке.
А. С. Пушкина
У самого входа в храм Успения Божией Матери терпеливо ждет нас Серафим. Искусно высеченный из скалы, этот хранитель Божественной Тайны появился здесь самым чудесным образом. На ее месте должна была стоять резная колонна, но в самый ответственный момент рука мастера вдруг неуверенно остановилась, и случайно отвалившиеся куски скалы открыли его изумленному взору лик ангела. Художнику оставалось лишь немного приблизить явившийся ему таинственный образ.
В каждом храме есть свой ангел, но не всегда и не везде его можно увидеть наяву. С самого момента рождения святой пещеры Успения Богородицы ее богатейшая и во многом трагическая, двенадцативековая история сопровождалась неведомыми тайнами и загадками. Серафимы — эти ангелы любви, света и огня, занимающие самое высокое положение в иерархии близких к Богу чинов — символизируют эту священную близость.
Описание
Свято-Успенский пещерный монастырь уютно расположился в 2-х километрах от города Бахчисарая, в скале Мариамского ущелья (Марьям-Даре), где до сих пор сохранились фрагменты татарских построек 16 века.
Расположенное в самом сердце ущелья, среди самых живописных, природных красот крымской земли, в окружении мощных и высоких скал, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим горным ландшафтом.
Дорога к монастырю проходит по балке ущелья Марии, где по правую руку грозно нависают горные валуны, а по левую — крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких обработанных скалах, пещеры- клетки, вырубленные трудолюбивыми руками монахов.
Далее неожиданно, как из сказки, в вышине появляется белый купол Успенской церкви монастыря, к которому поднимается просторная, величественная лестница. Здесь начинается путешествие в глубь веков, где, присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.
В знак особого почитания обители ее назвали Лаврой. И даже крымские ханы, исповедовавшие ислам, неоднократно приходили к иконе Божией Матери, чтобы испросить у нее благословения на благоприятный исход в трудных делах.
Убранство храма поражает своим аскетизмом – в нем нет расписных потолков, кафельных стен и богатой мозаики. Ничто не будет отвлекать внимание паломников от главной святыни Лавры – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица».
В главном пещерном храме, вырубленном в горе, светлый каменный иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены небольшая колоннада. Слева из окон в комнату проникают ненавязчивые лучи южного солнца.
Среди колонн, в стене справа, есть небольшая пещера, где хранится чтимый список Бахчисарайской Божией Матери. Сама икона, ставшая поводом для строительства монастыря, была перенесена во время переселения христиан из Крыма (18 век). Долго, до 1918, она хранилась в Успенской церкви под Мариуполем, а затем ее след теряется.
За оградой лавры находятся несколько храмов, монашеские кельи, колокольня и хозяйственные постройки. Некоторые туристические объекты открыты.
Чуть ниже храма Успения находится миниатюрный храм Марка, высеченный в скалах. Искусно отделанный деревом, выглядит очень уютно. Здесь проходят ежедневные богослужения, а в главном храме проходят воскресные и праздничные службы.
На главной монастырской площади в честь иконы Божией Матери находится «Живоносный источник», над которым построена часовня в виде фонтана. Первоначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию был включен фиал, а затем на иконе появились изображения водоема и фонтана.
Явление мозаичной иконы Божией Матери «Живоносный Источник» связано с чудесным исцелением Богородицей слепого, которое произошло в V веке на источнике недалеко от Константинополя . Воин Лев Маркелл, ставший свидетелем этого чудесного исцеления, дослужившийся затем до императора (455-473), воздвиг на месте источника одноименный храм («Живоносный источник»).
С 1993 года в монастыре открыт монастырь. Восстановлена церковь Успения Богородицы. Некоторые внутренние постройки монастыря все еще находятся на реконструкции.
На другой стороне долины можно увидеть необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скалы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные подсобные помещения. Они содержат различных животных и овощей для еды.
Сейчас, кроме двух отреставрированных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных сооружений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые здания и реставрируются старые.
На выходе из монастыря — дорога дальше в гору, к Чуфут-Кале.
История
О времени постройки, основателях и создателях Свято-Успенского монастыря почти ничего не известно. По этому поводу существуют различные версии, подтвержденные лишь легендами и древними поверьями. Можно только с уверенностью сказать, что этот православный монастырь является самым древним из крымских монастырей. Выдвинутые версии о происхождении монастыря имеют широкий временной разброс — с 8 по 13 век.
Ряд специалистов относят возникновение монастыря к периоду между 11-м и 15-м веками. Однако вполне возможно, что монахи появились в ущелье Марии в VIII веке, в период их изгнания иконоборцами.
Вполне вероятно, что изначально монахи вырезали здание храма из скал, а сам монастырь образовался несколько позже.
Поводом для строительства храма стало знаменательное обретение иконы Божией Матери, именуемой Бахчисарайской.
С 17 века монастырь является резиденцией митрополитов Готских (Константинопольский Патриархат). Они вели духовный путь греков и представителей других национальностей, когда-то принявших православие.
По окончании войны с турками в 1774 г. на полуостров прибыл с войсками князь А.А.Прозоровский. Он сообщает государю, что недалеко от Бахчисарая находится древнегреческая церковь, вырубленная в горе, и ее высшее духовенство намерено построить новый храм. Но, несмотря на то, что местный престол возглавил пророссийски настроенный хан, вместо обновления монастыря происходит его запустение.
Возрождение монастыря связано с именем святителя Иннокентия, занявшего Херсонскую кафедру в 1948 году. В 1850 году храм был торжественно открыт, и настоятелем его стал архимандрит Поликарп. На открытии присутствовало высшее духовенство и множество крымских паломников, в том числе и татар, которые с энтузиазмом восприняли это событие.
В XX веке в окрестностях храма был построен скит Анастасии Узорешительницы. Возведенный на месте старой домовой церкви, он находится в 8 км от монастыря.
Большое значение монастырь приобрел во время Крымских военных операций 1853-1856 гг. — в нем располагался военный госпиталь.
Советская власть не жаловала верующих, и в 1921 году монастырь закрыли, а в его помещениях организовали колонию для инвалидов. С 1929 года монастырь постепенно угас. С 1970 года здесь размещается психоневрологический диспансер.
Активное возрождение монастыря началось в 1991 году с легкой руки архиепископа Симферопольского Лазаря. В 1993 г., когда был открыт монастырь, были реконструированы четыре монастырские церкви, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, восстановлен источник воды и парадная лестница. На сегодняшний день по количеству работников монастырь является крупнейшим в Крыму.
Архитектура
Паломники и туристы, прибывающие в монастырь, проникаются возвышенной духовной атмосферой монастыря еще на пути к нему. Высокая старинная лестница и особая архитектура монастыря, близость к первозданной природе и что-то таинственное — все это производит необыкновенное, неизгладимое впечатление.
Помимо наскального искусства и наскального искусства, архитектурные особенности монастыря подчеркивают следующие постройки.
- Колокольня. Одноярусный, построенный в виде фигурного портика, на очень высоком постаменте отчетливо видны аккуратные колонны тосканского ордера. Все это сверкает позолоченной крышей в виде красивого шатра. Над главным храмом находится особо чтимая икона Божией Матери, расположенная в нише с витым изображением.
- Фонтан, ближе к подножию лестницы , вдохновлен скульптурой ангела. Слева от фонтана уютный домик настоятеля монастыря, построенный в 19 веке.
- Смотровая площадка , расположенная перед главным входом в храм, предлагает прекрасный вид на ущелье и руины древнего греческого города.
- Хозяйственные помещения аркады со свисающими из них кровлеобразными скалами.
Последний архитектурный прием символичен для всего архитектурного комплекса, объединенного главной целью — подчеркнуть единство и гармонию божественного, природного и рукотворного.
Интересные факты
Пещерные помещения монастыря обладают прекрасными акустическими качествами. На площадке перед пещерной церковью шумно слышны голоса посетителей, но стоит сделать пару шагов на север и этот шум почти полностью исчезает. Так известняк своей пористой структурой интенсивно поглощает шум. Зная это, строители храма увеличили размеры помещений храма святых Константина и Елены, стены которых отражали звук.
Благодаря этому алтарь оказался в центре объемного резонатора, и звуки молитв достигли Чуфут-Кале, где, попадая в пещерные рожки, отражались и вновь возникали в монастыре. Благодаря этому эффекту у молящихся христиан создавалось впечатление, что близлежащие скалы также производят молитву вместе с ними.
О появлении храма ходит несколько красивых легенд. Так, молодой пастух, ведя стадо мимо одной из пещер, заметил в ней яркий свет. Внутри пещеры он с удивлением обнаружил парящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы, освещенную пламенем свечи. Его восхищению не было предела, тем более, что эпизод произошел 15 августа – как раз в День Успения Богородицы. Взяв икону домой, пастух утром обнаружил, что ее нет.
Но, следуя на пастбище, возле той же пещеры, он снова увидел свет и икону. Пастух снова забрал икону домой, но история повторилась. Селяне, узнав об этом событии, догадались, что Дева Мария хочет, чтобы на этом месте был построен храм в ее честь.
Свято-Успенский монастырь посещали коронованные особы: императоры Александр I и II, Николай I. Происходящие здесь чудесные события и явления постоянно привлекали и привлекают как христиан, так и просто любознательных людей, верящих в чудеса.
Монастырь, как и его завораживающие окружающие пейзажи, одинаково интересен как летом, так и зимой. Но рядом с ним находится еще один замечательный и очень популярный пещерный памятник — городище Чуфут-Кале.
Основные святыни монастыря.
- Икона Успения Божией Матери в серебряной ризе — дар коменданта Бахчисарая Тотовича. Верующие получают от этого дара исцеление душевных и телесных болезней. Свидетельством этого являются многочисленные подвески из золота и серебра, как подарки для избавления от неведомых недугов.
- Дубликат иконы Божией Матери в ризе из серебра, с драгоценностями … Дар супруги генерала Мартынова в 1856 г.
- Дубликат иконы Божией Матери Киево-Печерской , в золоченой ризе — подарок митрополита Филарета по случаю празднования открытия скита.
- Икона Спаса с 84 частицами мощей святых — дар Корсунского Богородицкого монастыря.
- Крест с изображением распятия Иисуса Христа … Композиция из трех ценных пород дерева. Дар Старого Афона в 1850 году
- Образ Божией Матери с Младенцем … Отображен на камнях.
Как добраться?
До монастыря быстро и удобно можно добраться на автобусе №2, который следует от Бахчисарайского железнодорожного вокзала до остановки «Староселье». Потом останется немного погулять.
В монастырь лучше ехать на личном транспорте с кольцевой дороги, которая проходит перед Бахчисараем (если ехать из Симферополя). На трассе есть заметный знак, указывающий путь к месту назначения. Далее, минуя красивейшие скалы, доезжаем до Староселей и, припарковавшись на стоянке, пешком двигаемся к монастырю.
Следуем к старинной мечети Тахталы-Джами, построенной в 18 веке, где можно утолить жажду в расположенном там же фонтане, помня о предстоящем подъеме в монастырь.
Экскурсии
Горные монастыри — особое историческое пространство духовной культуры Крыма. Некоторые из них были основаны византийскими мастерами в VIII-IX веках и не прекращали своей деятельности, находясь под татарским игом. Таковы же горные сооружения Качи-Калион и Бисерный храм.
Свято-Успенский мужской монастырь – оплот Православия в Крымском регионе. Экскурсии в этот монастырь часто совмещают с посещением караимского горного селения Чуфут-Кале с его кенассами, мавзолеями и гротами, что объясняется близостью объектов туризма.
В спектр впечатлений, получаемых туристом, должны входить головокружительные горные виды, восхитительный воздух с запахами сосны и чабреца, а также особый, здоровый, местный целебный климат.
Такие экскурсии удобно заказывать в составе туров на сайтах, где можно заранее ознакомиться с правилами, с соответствующим предварительным ознакомлением с реестрами услуг, ценами и другими нюансами. Здесь вы сможете узнать цены на экскурсии по различным направлениям и подобрать подходящие варианты.
Для посещения христианской святыни женщинам необходимо иметь платок и закрытую одежду на голове. Вход в монастырь открыт в любое время года, однако туристы могут посетить только несколько скалистых помещений.
К такой экскурсии необходимо подготовиться и физически, так как в некоторых случаях туристам предстоит утомительный путь в гору. Желательно иметь запас питьевой воды, головной убор и удобную обувь. Не рекомендуется брать на Чуфут-Кале детей до 7 лет — для них экскурсия может быть утомительной.
Таких комплексных экскурсий (с различными объектами показа) из Бахчисарая несколько. Их стоимость варьируется от 500 до 1500 рублей.
О Свято-Успенском пещерном монастыре в Бахчисарае смотрите в следующем видео.
2.043 Bakhchisaray Stock Photos and Images
Big Khan Mosque в Бахчисарае, Крымный полуостров
Крым — август 2020: Interiors of Bakhchisaray Palace
Республика Крестяна, Bakhhisaray, Monasteriation Dormaviation Monormition
. , 19.09.2020. ханский дворец. он был построен в 16 веке, оформлен в традиционном крымскотатарском стиле. достопримечательность крымского полуострова, бахчисарай, россия
Вид на речную улицу возле ханского дворца в Бахчисарае весной. крым
Бахчисарай, крым, россия — сентябрь 2016: витраж в бахчисарайском дворце
бахчисарай, россия — 18 сентября 2020: вид на великую ханскую мечеть, ханский дворец, бахчисарай, крым
пейзаж крепости чуфут-кале в крымских горах
Старая старинная винтовая лестница в колодце тик кую, в чуфут кале, бахчисарай, крым бахчисарай крым.
Пещерный город Эски-кермен в республике крым, россия. ясный солнечный день 29 сентября 2020 года
Мангуп-кале, знаменитый пещерный город мангуп-кале, недалеко от города бахчисарай, крым. панорамный вид
Каменные сфинксы бахчисарая в крыму
Мангуп-кале, знаменитый пещерный город мангуп-кале, близ города бахчисарай, крым. панорамный вид
Ступени, ведущие к церкви Успенского пещерного монастыря в бахчисарае весной. крым
Руины старой архитектуры под открытым небом на востоке крыма. исторические места и известные памятники, постройки татар в городе бахчисарае. путешествие по средневековой культуре
Пещеры древнего города Эски-Кермен. крым
Вид на крымские горы с крепости Чуфут-Кале
Детали крепости Чуфут-Кале в горах Крыма
Поле цветущих розовых дамасских роз в Бахчисарае, Крым
Фото Чуфут-Кале, средневековый пещерный город-крепость в Крыму , Бахчисарай.
Пещерный город Чуфут-Кале, Крым, Бахчисарайский район.
Стадо диких коз пасется в горах, весенний день, крым
Мангуп-Кале, знаменитый пещерный город Мангуп-Кале, близ города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Детали руин города Чуфут-Кале в горах Крыма
Вид на руины крепости Чуфут-Кале в горах Крыма
Руины главных ворот крепости Мангуп-Кале. знаменитый пещерный город мангуп-кале, близ города бахчисарай, крым. панорамный вид
Бахчисарай. крым. 30 августа 2011 г. свято-успенский пещерный монастырь на закате, чуфут-кале, крым. Украина.
Мангуп-Кале, знаменитый пещерный город Мангуп-Кале, близ города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Мангуп-кале, знаменитый пещерный город мангуп-кале, близ города бахчисарай, крым. панорамный вид
Поле цветущих розовых дамасских роз в бахчисарае, крым
Детали руин крепости чуфут-кале в крымских горах
Успенский пещерный монастырь в бахчисарае — крым, европа
Мангуп-кале, знаменитый пещерный город мангуп- Кале, недалеко от города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Бахчисарай, Россия — 19.09.2020 украшение диванной палаты в ханском дворце (хансарае) в бахчисарае. дворец был построен в 16 веке. и стал домом для крымскотатарских ханов
Красивый вид с горы на долину.
Пейзаж руин города Чуфут-Кале в крымских горах
Мангуп-Кале, знаменитый пещерный город Мангуп-Кале, близ города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Мангуп-кале, знаменитый пещерный город мангуп-кале, близ города бахчисарай, крым. панорамный вид
Матера, Италия — 23 августа 2019 г.: вид на интерьер исторического пещерного дома (итальянский: историческая пещера дома)
Вид на крепость Чуфут-Кале в крымских горах
Стена города Чуфут-Кале в крымских горах
Пещерный город в горах, древняя каменная дорога с разбитыми колеями от колес.
Пейзаж крымских гор с крепости Чуфут-Кале
Мангуп-Кале, знаменитый пещерный город Мангуп-Кале, близ города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Вид на руины города Чуфут-Кале в крымских горах
Мангуп-Кале, знаменитый пещерный город Мангуп-Кале, недалеко от города Бахчисарай, Крым. панорамный вид
Вид на мавзолей джанике-ханым в крепости чуфут-кале, крымские горы
Стена крепости чуфут-кале в горах крыма
Каменные сфинксы бахчисарая в крыму
Пещерный город качи калон в бахчисарае в республике крым, россия. красивый крымский пейзаж: горы, деревья, скалы.
Двор ханского дворца в бахчисарае, крым, россия. декоративный каменный фонтан в окружении розовых кустов и других цветов
Бахчисарай, крым, 19.09.2020. ханский дворец. он был построен в 16 веке, оформлен в традиционном крымскотатарском стиле. достопримечательность крымского полуострова, бахчисарай, россия
бахчисарай, крым — сентябрь 2014: ханский дворец или хансарай бахчисарай, крым. историко-культурный заповедник
Бахчисарай, россия — 18 сентября 2020 г.: здание гарема ханского дворца, бахчисарай, крым
Бахчисарай, Крым, 19.09.2020. ханский дворец. он был построен в 16 веке, оформлен в традиционном крымскотатарском стиле. достопримечательность крымского полуострова, бахчисарай, россия
вид на старую часть бахчисарая, крым
вид сверху на город бахчисарай, крым
вид на старую часть бахчисарая, крым
вид на старую часть бахчисарай, крым
Вход в ханский дворец в бахчисарае в крыму. концепция путешествия.
Крым, Бахчисарайский район, 24 мая 2015 г.: Свято-Успенский монастырь в скале
Пещерный город Эски-Кермен, близ города Бахчисарай, крым. выстрел с воздуха с дрона
Пещерный город и монастырь челтер-мармара, недалеко от города бахчисарай, крым.
Бахчисарай, Крым, Россия — 22 июля 2019 года: вход в Бахчисарайский парк миниатюр, Крым
Бахчисарай, Крым, Россия — 22 июля 2019 года: территория Бахчисарайского ханского дворца, Крым
Бахчисарай, Крым, Россия — 22 июля 2019 г.: северная и южная дюрба Бахчисарайского ханского дворца, Крым
Бахчисарай, Крым, Россия — 22 июля 2019 г.: уменьшенная копия дворца Кузнецова курорта Форос в Бахчисарае парк миниатюр «Крым в миниатюре на ладони», крым
Бахчисарай, крым, россия — 22 июля 2019 г.: очередь в кассу бахчисарайского парка миниатюр, крым
бахчисарай, крым, россия — 22 июля 2019 г.: уменьшенная копия здания музея военно-морского флота города севастополя в бахчисарайском парке миниатюр «крым в миниатюре на ладони», крым
бахчисарай, крым, россия — 22 июля 2019 г. : кормление посетителей зоопарка олени в бахчисарайском парке миниатюр, крым
Вид на горы из окна пещеры. пещерный город древних христиан качи калон.
Вид на каменную стену Чуфут-Кале, пещерного города в Крыму
Красивый пейзаж скал и пещеры на фоне голубого закатного неба и деревни перед ней. полуостров крым. поселок Бахчисарай.
Бахчисарайский пещерный монастырь, он же пещерный Успенский монастырь, крым. вид с воздуха с дрона
Бахчисарайский пещерный монастырь, также известный как пещерный Успенский монастырь, крым. вид с воздуха с дрона
Летающий беспилотник над пещерным городом эски-кермен, недалеко от города бахчисарай, крым
крым, бахчисарай, 13.09.2019: пещерный город-крепость в горах крыма — исторические древние руины.
Бахчисарай / Крым — 04 ноября 2017: «крым в миниатюре на ладони» — бахчисарайский парк миниатюр
Бахчисарай / крым — 04 ноября 2017: «крым в миниатюре на ладони» — бахчисарайский парк миниатюр
бахчисарай / крым — 04 ноября 2017: «крым в миниатюре на ладони» — бахчисарайский парк миниатюр крым — 04 ноября 2017: «крым в миниатюре на ладони» — бахчисарайский парк миниатюр
Бахчисарай / крым — 04 ноября 2017: «крым в миниатюре на ладони» — бахчисарайский парк миниатюр
Бахчисарай, крым — 2 июля 2019. диванный зал — зал заседаний госсовета — в ханском дворце
Бахчисарай, крым — 2 июля 2019. территория ханского дворца, ныне музей
Бахчисарай, крым — 2 июля 2019. древняя соколиная башня — кулеси тоган. ханский дворец.
Бахчисарай, крым — ул. 2. 2019г. миниатюрная копия средневекового бахчисарая в музее дегирмен
Старая дорога в древнем пещерном городе эски-кермен. крым
Пещеры древнего города эски-кермен. крым
Пещеры древнего города Эски-Кермен. крым
Дикие козлы в горах. весенний день, крым
Каменные сфинксы близ города бахчисарай. крымский полуостров
Горная долина в крыму недалеко от города бахчисарай
Старая древняя винтовая лестница в колодце тик кую, в чуфут кале, бахчисарай, крым бахчисарай крым
бахчисарай, крым — сентябрь 2014: улицы города бахчисарай. памятник поэту александру пушкину в бахчисарае
Бахчисарай, Крым — сентябрь 2014: чуфут-кале. средневековый город-крепость в крымских горах
бахчисарай, крым — сентябрь 2014 г.