«Любящим правду, благочестие и верность». Орден святой Анны
История российского ордена, низшая степень которого стала самой массовой наградой для боевых офицеров
О бытовавшем в Российской империи ордене святой Анны, как правило, знают немногое. Вспоминают, во-первых, рассказ Антона Чехова «Анна на шее», во-вторых, что младшую, IV степень этой награды офицеры между собой называли «клюквой». Но мало кому известно, что в этом ироническом названии нет никакого уничижения: заслужить «клюкву» можно было только за личные боевые подвиги, и потому ценилась эта награда лишь немногим менее, чем орден святого Георгия. Неслучайно на Георгиевское оружие дозволялось крепить орден святой Анны IV степени, а на Аннинское оружие – уменьшенное изображение ордена святого Георгия; больше никакие другие награды такой взаимосвязи между собой не имели.
Заложник конфликта отцов и детейУ ордена святой Анны очень непростая и необычная для орденской системы Российской империи судьба. Учреждена награда была 14 февраля 1735 года герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Поводом стало десятилетие его свадьбы с Анной Петровной, дочерью российского императора Петра I, а сутью – память о супруге, скончавшейся вскоре после рождения сына Карла Петера Ульриха, будущего русского императора Петра III. Именно он и привез династическую награду в Россию, где она стала вручаться с 1742 года.
Новая награда прижилась не сразу. Взойдя после дворцового переворота на престол, императрица Екатерина Великая постаралась сделать все, чтобы забыть о своем нелюбимом муже. В том числе забвению был предан и орден святой Анны. Благодарить за его возвращение нужно столь же нелюбимого Екатериной сына – цесаревича Павла. Находившийся в натянутых отношениях с царственной матушкой, он добился права вручать этот орден – правда, не по своему выбору, а по выбору родительницы. Сам он как гроссмейстер ордена лишь подписывал наградные листы.
Если бы не эта коллизия, на свет не появилась бы «клюква» – миниатюрный орден святой Анны, крепившийся к эфесу оружия. Две первых таких награды цесаревич Павел вручил своим «гатчинским друзьям» Никанору Свечнину и Федору Растопчину. Поскольку награждение стало собственным решением будущего императора, он тайно изготовил маленькие награды с таким расчетом, чтобы их можно было прикрепить изнутри к эфесу оружия и носить незаметно для окружающих. Проделка эта стала известна Екатерине II, но она отреагировала на нее с юмором, дескать, пусть носят, а она как бы не будет этого замечать.
Когда же Павел I взошел после смерти матери на престол, он 5 апреля 1797 года, в первый же день своего царствования ввел орден святой Анны в наградную систему Российской империи. При этом награда получила уже не одну степень, как до тех пор, а три. Третьей, младшей, как раз и был тот самый миниатюрный орден, крепившийся на эфесе оружия. Теперь его надлежало носить явно, как свидетельство награды за личную храбрость в бою, а вручался он исключительно младшим офицерам.
Очень почетная «клюква»Хотя Александр I и взошел на престол в результате последнего в истории России дворцового переворота, отменять и запрещать ордена, введенные родителем, он не стал. Но некоторые изменения в орден святой Анны все-таки внес. Так, во время Отечественной войны 1812 года, давшей большое число награжденных орденом третьей степени, его ради экономии драгоценного металла стали делать не из золота, а из томпака – сплава латуни, меди и цинка. И то сказать: за три года, с 1812-го по 1814-й, в русской армии и флоте орденом святой Анны III степени были награждены 3 321 человек! Тогда же, кстати, перестали вручать вместе с орденом и Аннинское оружие: теперь награжденный должен был сам прикреплять награду к своей сабле или кортику. Тогда-то и появилось у этой награды прозвище «клюква»: издалека красный крест в красном же круге на эфесе оружия был очень похож на крупную ягоду.
В 1815 году награду разделили на четыре степени, которые традиционно имели в российской наградной системе ордена, предназначенные для вручения широкому кругу награждаемых. «Клюква» стала орденом IV степени и сохранила за собой статус награды за личную храбрость в бою. Позднейшие корректировки статута ордена святой Анны этого положения не изменили, а лишь уточнили, что даже при награждении более высокими степенями той же награды младшая, самая боевая, награжденным не снимается, а носится в знак свидетельства его личной храбрости. Чтобы сделать это отличие еще более видимым, в 1829 году на Аннинском оружии стали делать надпись «За храбрость», а сама награда стала именоваться Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». А в годы Крымской войны император Николай I ввел правило крепить к Аннинскому оружию темляк из орденской ленты с серебряными кистями.
Были способы отличить боевой орден от небоевого и для более высоких степеней. Поначалу это был бант из орденской ленты, а позднее, как и на ордене святого Владимира, – перекрещенные мечи. Чуть позднее бант вновь вернулся как способ отличить боевого офицера от чиновника, сумевшего проявить доблесть в бою. Существовали также кресты ордена святой Анны I и II с императорскими коронами – аналог украшенных бриллиантами, что с 1829 года было запрещено делать. Просуществовали такие «коронованные» награды вплоть до 1874 года.
Для всех чиновОрдена святой Анны имелась еще одна очень примечательная особенность. Поскольку «родился» он в западноевропейском герцогстве, по тамошним традициям звезду I степени ордена полагалось носить не на левой, как все остальные русские награды, а на правой стороне груди. Соответственно, лента, на которой носился крест ордена I степени, надевалась не через правое, а через левое плечо. В остальном же награда мало чем отличалась от прочих: крест II степени носили на шейной ленте, III степени – на ленте в петлице на груди (позднее на колодке). А награда IV степени, как мы уже говорили, носилась исключительно на эфесе оружия.
В наградной системе Российской империи орден святой Анны занимал место самого младшего, пока в 1831 году не появился орден святого Станислава. Как награда для широкого круга подданных, орден святой Анны с 1796 года имел и свой знак отличия, в просторечии Аннинскую медаль. Она вручалась чаще всего за 20 лет беспорочной службы, хотя периодически ее кавалерами становились и низшие чины или унтер-офицеры, выказавшие особую храбрость в бою. После того как в 1807 году появился Георгиевский крест, знак отличия ордена святой Анны окончательно перестал быть боевой наградой, а стал вручаться за небоевые подвиги и заслуги, а с 1888 года его могли получить и унтер-офицеры за 10 лет беспорочной службы.
Как всякий орден Российской империи, орден святой Анны имел свой орденский день – 3 февраля (по ст. ст.) и орденский храм святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге, где заседала Кавалерская дума ордена. Храм этот сохранился и по сей день и считается одной из самых старых церквей в городе, поскольку строительство ее завершилось в 1734 году. А вот сама награда, как и большинство других наград Российской империи, после Октябрьской революции была отменена и в нынешней наградной системе России отсутствует – в отличие, скажем, от орденов святого апостола Андрея Первозванного, святого Александра Невского или святого Георгия.
Сегодня отмечается день святой Анны – покровительницы материнства
9 декабря православные христиане чествуют Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Как записано в житии святых Иоакима и Анны, у них долгие годы не было детей, несмотря на их праведную и скромную жизнь, а, как известно, во многих древних культурах это считалось наказанием свыше и знаком накопленных грехов. Анна и Иоаким постоянно молились Богу, чтобы он даровал им ребенка. Однажды Анне явился Ангел Господень и сообщил ей, что она родит дочь Марию для спасения мира. Услышав эти слова, она дала обещание, что посвятит девочку Богу. Она так и сделала вместе со своим мужем, введя свою 3-летнюю дочь в храм.
Народный праздник в этот день называется святая Анна Зимняя, а также Анино зачатие, Аниндень, Анёвдень. А святая считается покровительницей беременных женщин, материнства и детей, брака и семьи.
Согласно поверью, с сегодняшнего дня начинаются родовые муки матери Богородицы. Поэтому молодым и беременным женщинам не следует работать, чтобы родить легче. В нашем традиционном календаре праздник также связан с увеличением дня, так как по старому стилю он отмечался в самый короткий день в году (22 декабря), после чего день начинал расти «на просяное зернышко». В некоторых селах Северо-Западной Болгарии верили, что 9 декабря завершаются Волчьи праздники – опасный период, полный запретов.
Болгарский народ верил, что в день святой Анны Зимней колдуны могут снимать луну с неба и доить ее, чтобы увеличить количество молока у своего скота, или же с помощью магии «украсть» способность куриц нести по многу яиц. Вот почему в день святой Анны домашнюю птицу не выпускали, а чтобы предохранить коров, мазали им вымя чесноком. В этих языческих ритуальных действиях было место и для мужчин – они не должны были выходить за село, так как существовала опасность, что их могут околдовать русалки. Во многих местах поджигали кучи навоза, чтобы прогнать зло. Женщины раздавали за здоровье пшеницу и вареную кукурузу.
Традиционная трапеза в этот день постная, так как праздник приходится на период Рождественского поста. Именины отмечают все с именами Анна, Анка и др.
А теперь предлагаем вам песню «Анче ле» в исполнении Кайчо Каменова – одного из самых известных фольклорных исполнителей недавнего прошлого.
Фото: архив, Pixabay
Радио Болгария Фольклор БПЦ православные христиане праздник Святая Анна Святая Богородица
Святая Анна | Традиции, жизнь и наследие
Святая Анна с Богородицей и Младенцем
Смотреть все медиа
- Расцвет:
- ок. 100 г. до н.э. — ок. 1 г. до н.э. г.
- Известные члены семьи:
- супруг святой Иоахим дочь Мэри
Просмотреть весь связанный контент →
Святая Анна , мать Девы Марии, согласно традиции, полученной из некоторых апокрифических писаний. Святая Анна — одна из святых покровительниц Бретани и Канады, а также рожениц. Как бабушка и дедушка Иисуса, Анна и ее муж Иоахим также считаются святыми покровителями бабушек и дедушек; их праздник отмечается 26 июля.
Информация о ее жизни, которая поразительно похожа на ветхозаветную историю бесплодной Анны и ее зачатия пророка Самуила (1 Царств 1), содержится в Protevangelium II века от Иакова («Первое Евангелие от Иакова» ) и Evangelium de nativitate Mariae («Евангелие Рождества Богородицы» 3-го века). Согласно этим небиблейским источникам, Анна (иврит: Ханна) родилась в Вифлееме в Иудее. Она вышла замуж за Иоакима, и они прожили богатую и набожную жизнь в Назарете. Опечаленная своим бесплодием, Анна пообещала Богу, что посвятит своего первенца на служение Господу. Затем пара получила видение ангела, который объявил, что Анна зачнет и родит самое чудесное дитя, Марию. Когда ребенку исполнилось три года, Иоаким и Анна, во исполнение ее божественного обетования, привели Марию в Иерусалимский храм, где оставили ее на воспитание.
Protevangelium рассказ о жизни св. Анны стал основанием для установления литургических праздников Рождества Богородицы (8 сентября) и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря), которые обычно отмечается как священный день обязательства. Посвящение Марии во Храм стало настолько важным в церковном учении, что к 1585 году папа Сикст V включил в западный церковный календарь литургический праздник Введения в храм Девы Марии (21 ноября). Хотя этот праздник зародился рано на Востоке, вероятно, в Иерусалиме в 543 году, его первое соблюдение на Западе было зарегистрировано в Англии в 11 веке. Действительно, Protevangelium долгое время пользовался большим авторитетом в восточных церквях, и его части читались во время различных праздников Марии греками, сирийцами и коптами.
В дополнение к повествованию о Protevangelium , некоторые другие традиции утверждают, что Анна, овдовевшая вскоре после представления Марии в храме, впоследствии вышла замуж повторно (один или два раза) и является бабушкой одного или нескольких апостолов, включая Иоанна и Иакова (сыновья Зеведея), Симона, Иуду и Иакова Меньшего (сына Алфея), а также Иакова, «брата Господа», в зависимости от источника.
Восточная литература об Анне, восходящая к IV веку, не следует фантастическим легендам средневековой западной традиции. Мать Марии почитается в исламе, хотя ее имя не упоминается в Коране.Культ Анны был ярым в Восточной церкви уже в 4 веке, и многие церкви, первая из которых датируется 6 веком, были построены в ее честь. В начале 8 века папа Константин, вероятно, представил ее преданность Риму. Анна стала чрезвычайно популярной в средние века и оказала влияние на таких теологов, как Жан де Жерсон, Конрад Вимпинар и Иоганн Экк. В ответ на нападки протестантских реформаторов на ее культ преданность святой Анне получила дальнейшее развитие со стороны постреформационных пап. В искусстве изображения Святого Семейства со святой Анной были особенно популярны в Германии, где они впервые появились в 14 в. и были широко представлены в 15 в.; в 15 и 16 веках их также часто изображали в Италии и Испании.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
История святой Анны, Матери Марии
19 июля 2022 г.
Темп письма: 5 минут
26 июля празднуются святые Анна и святой Иоаким, родители Девы Марии. Давайте выясним, почему.
Содержание
- 1 История Святой Анны
- 2 Значение имени Анна
- 3 Подарки для бабушек и дедушек
Хотя День Бабушек и Дедушек был установлен как гражданская годовщина в Италии 2 октября каждого года, в сочетании с Днем Ангелов
, также июля 26 , бабушек и дедушек помнят и отмечают. Это потому, что в этот день мы вспоминаем святую Анну, мать Марии, которая, помимо того, что является защитницей матерей и рожениц, вместе со своим мужем святым Иоакимом также является покровителем бабушек и дедушек. Нетрудно представить причину такого покровительства: на самом деле святая Анна и святой Иоаким не кто иной, как бабушка и дедушка Иисуса .В предыдущей статье Мы акцентировали внимание на том, что Праздник бабушек и дедушек, отмечаемый 2 октября, является официальным признанием итальянским государством значения бабушек и дедушек в обществе, роль которых считается не менее важной, чем роль родителей, для роста и счастье детей.
Но и тот факт, что этот праздник приходится на тот же день, когда празднуются Ангелы, конечно, не случаен. На самом деле во многом бабушки и дедушки похожи на
Так что не кажется неправильным посвятить еще одну вечеринку бабушкам и дедушкам, чтобы те, кому еще посчастливилось иметь их, могли вспомнить их и, возможно, пойти к ним в гости, принести им подарок или просто получить удовольствие от небольшой компании. Особенно детей следует поощрять проводить как можно больше времени с бабушками и дедушками не только потому, что они хорошие и заботливые, но и из-за огромного опыта и знаний, которые они могут передать им своими историями. Мы не были бы теми, кто мы есть, без тех, кто был до нас, а дедушки и бабушки являются символом далекого и в то же время необычайно близкого историческое наследие. Они — наша связь с прошлым, они — самые корни нашего настоящего, и их пример и любовь могут вселить в нас надежду на будущее, когда мы, в свою очередь, станем бабушками и дедушками.
Давайте познакомимся поближе со святыми Анной и Иоакимом, родителями Богоматери и дедушкой и бабушкой Иисуса.
История Святой Анны
Анна и Иоаким не упоминаются в Библии. То, что мы знаем о них, а также о Захарии и Исмерии, этой последней сестре Анны, родителях Елизаветы, восходит к нам из позднейшей агиографической традиции и из апокрифических евангелий.
Легенда гласит, что оба были членами еврейского священнического сословия, хотя есть несколько версий, приписывающих Анне выдающееся родство с другими деятелями религиозной истории, такими как Иосиф Аримафейский, человек, который позаботился о восстановлении и погребении тело Христа, который будет его дядей.
Достоверно то, что хотя оба были благородными и добродетельными, Анна и Иоаким не могли иметь детей, как Захария и Исмерия.
Стыд за эту нехватку побудил Иоахима удалиться в пустыню, к пастухам, но именно тогда Ангел явился ему и его жене Анне, возвестив им об очередном рождении сына. Следуя указаниям ангела, они встретились у Золотых ворот Иерусалима, и здесь, благодаря единственному поцелую, их творение должно было быть зачато.
Когда, как и обещал ангел, родилась маленькая девочка, которая навсегда изменит историю мира, Анна и Иоаким назвали ее Марией , что на иврите означает « возлюбленная Господом л».
Так родилась Дева Мария, будущая мать Иисуса Христа. Он родился без греха, сохранил иммунитет от него с самого зачатия, согласно Догмат Непорочного Зачатия.
Как и все мамы, именно Анна научила маленькую Марию работать по дому, убираться в доме, ткать и шить. По этой причине к ней обращаются как к защитнице портных, ткачей и продавцов льна. Но прежде всего ее беременность в старости заслужила на протяжении веков роль покровительницы невозможных частей и защитницы беременных женщин, а также вдов и матерей семьи.
Более того, поскольку она носила в своем чреве Деву Марию, как шкатулку с драгоценным камнем, она является покровительницей ювелиров, краснодеревщиков, плотников и шахтеров.
Поэтому почти всегда по отношению к ее дочери Марии вспоминают святую Анну. В раннем Средневековье их часто изображали вместе: Мария, сидящая с Младенцем Иисусом на руках, и ее мать Анна позади, что символизировало иерархию божественной семьи. Но есть еще священная иконография, связанная только с Анной и Иоакимом и их жизнями.
Значение имени Анна
Имя Анна происходит от еврейского Channah или Hannahe , что означает ögrace, «милостивый», «полный благодати». Хотя имя матери Марии не упоминается в Библии, другие женщины, носившие это имя, упоминаются в Священных Текстах, как мать пророка Самуила и как престарелая пророчица, признавшая Мессией младенца Иисуса, когда Он был поднесены к Иерусалимскому храму.
Подарки для бабушек и дедушек
Мы писали, что 26 июля, по случаю праздников в честь святых Анны и Иоакима, празднуют и бабушки и дедушки. Это может быть прекрасная возможность сделать им подарок, хотя не должно быть необходимости в особом случае, чтобы напомнить этим особенным людям, как сильно мы их любим.
Чтобы помнить о глубокой связи между бабушкой и дедушкой и фигурой ангела-хранителя, было бы неплохо подарить статуэтку Ангела-хранителя с ребенком изготовлен из дерева, расписан и вырезан вручную мастерами Валь Гардены. Стиль современный, а мастерство и индивидуальная отделка делают эту скульптуру поистине уникальной и драгоценной. Он доступен в различных размерах.
Фигурка ангела-хранителя из огнеупорной глины также выполнена в современном стиле. Он изготовлен вручную из белой огнеупорной глины в Centro Ceramiche Ave di Loppiano (Флоренция). Сначала глину обрабатывают вручную, а затем обжигают при температуре более 1000°С.