Святой покровитель крыма: «Небесный покровитель Крыма». Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православный календарь на 18 марта

Небесный покровитель Крыма

140 лет назад родился единственный священнослужитель — лауреат Сталинской премии

3 Май 2017 2563

В светлые пасхальные дни российский космонавт Фёдор Юрчихин и американский астронавт Джек Фишер на корабле «Союз МС-04» доставили на Международную космическую станцию икону небесного покровителя полуострова — святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. В третью годовщину возвращения Крыма в Россию, 18 марта, в Белгороде, в храме Святителя Луки Крымского, замироточил его образ. К слову, 18 марта — день обретения мощей святителя, случилось это в 1996-м. А 27 апреля исполнилось 140 лет, как в Керчи, в семье Феликса Станиславовича и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких, родился сын, наречённый Валентином.

«Полезным страждущим»

В 1995-м архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, спустя пять лет — Архиерейским собором Русской православной церкви прославлен как святой новомученик и исповедник Российский.

По старому стилю будущий священнослужитель и знаменитый хирург родился 14 апреля 1877-го, и в Государственном архиве Республики Крым нашли запись в метрической книге самого старейшего храма России — церкви святого Иоанна Предтечи в Керчи о рождении Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.
— В этом храме 13 мая будущий небесный покровитель полуострова и крещён, — рассказывает Асие Зарипова, главный археограф отдела использования информации документов госархива. — Теперь об этом событии напоминает мемориальная доска у входа. Когда отроку исполнилось 12 лет, семья перебралась в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. Мечтал стать художником, даже учился в частной школе живописи в Мюнхене, но всё же подал документы на медицинский факультет Киевского университета: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Талант рисования, до мельчайших тонкостей, пригодился, многие прочили ему продолжение научной стези, а он решил стать простым земским врачом, ведь «изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».
Хирургический опыт Валентин Феликсович обретал во время Русско-японской войны в эвакуационном госпитале в Чите. Вместе с ним работала и жена Анна Васильевна, её за доброту и глубокую веру называли «святой сестрой» — у них родилось четверо детей, которые пошли по стопам родителей, стали медиками. Оперирование раненых, решение применять местную анестезию вместо общего наркоза, чтобы не было лишних нагрузок на организм; больницы в Ардатове Симбирской губернии, в Верхнем Любаже, Фатеже Курской губернии, где боролся с эпидемиями тифа, оспы и кори. Его очень уважали, но местный начальник полиции вынудил уехать из-за «непокорности» — отказался врач бросить больного и явиться по срочному вызову. В Москве Валентин Феликсович написал диссертацию по новой для наших хирургов регионарной анестезии, разработал собственную методику — прервать проводимость нервов, по которым передаётся болевая чувствительность из подлежащей операции области. Он опишет метод в книге с собственными иллюстрациями, изданной в 1915-м в Петербурге. Потом работал главврачом сельской больницы в Саратовской губернии, изучал под микроскопом гнойные опухоли; добился открытия медицинской библиотеки в уезде. Больницей, а потом и военным госпиталем заведовал в Переславль-Залесском, где опыт задумал изложить в новом труде «Очерки гнойной хирургии» — им, впервые вышедшим в 1934 году, до сих пользуются.
— Из-за болезни жены хирург уехал в Ташкент, — продолжает архивист. — Там впервые арестован — за отказ выдать властям на расстрел тяжелораненого казака, сам подлежал расстрелу. К счастью для тысяч людей, которых спасёт за свою жизнь, Валентин Вой­но-Ясенецкий был тогда освобождён одним из руководителей Туркестанской ячейки РКП(б), знавшем талантливого врача. Но жена хирурга Анна Васильевна не выдержала переживаний — в конце октября 1919 года её не стало. Произошедшее, конечно, подкосило хирурга, но он всегда на первое место ставил труд во благо людей: вновь осмотры, операции, открытие Высшей медицинской школы, работа руководителем кафедры оперативной хирургии медицинского факультета в Туркестанском госуниверситете. После смерти жены религиозные взгляды хирурга укрепились, коллеги вспоминали: «Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного». И с тех пор всегда поступал так, как-то пациент татарин спросил: «Я ведь мусульманин. Зачем же вы меня крестите?» Валентин Феликсович ответил: «Религии разные, а Бог один. Под Богом все едины». По предложению Иннокентия, епископа Туркестанского и Ташкентского, стал священником, но оперировать не прекращал. Когда его спрашивали, «как это он, учёный, хирург, и верит в Бога, разве он его видел?» Наш земляк отвечал: «Бога я не видел, но много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

11 лет ссылок

В 1923-м Валентин Феликсович пострижен в монахи с именем Лука, а позже возглавил Туркестанскую епархию. В стране началась негласная борьба с религией, и вскоре епископ Лука арестован, не помогли и просьбы больных освободить хирурга. Три ссылки длиной в 11 лет пришлось пережить нашему земляку, пытки, голод, холод Красноярского и Архангельского краёв и даже крохотной деревни в 230 километрах за Полярным кругом. Но нигде он не прекращал служение Всевышнему и людям, молился, проповедовал, крестил, оперировал, лечил — местные жители почитали его за святого, способного справиться с любым недугом. Очень часто приходилось делать операции на глазах: к примеру, однажды прооперировал семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро детей, из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Судьба сыграла с хирургом злую шутку: сам потерял зрение, болезнь, которую перенёс ещё в Ташкенте, дала осложнение на глаза, в 1956-м архиепископ Лука полностью ослеп, но продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и молитвы творили чудеса.
В годы Великой Отечественной наш земляк был в ссылке в Красноярском крае, но не мог остаться в стороне, когда Родина в опасности: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». На фронт не отправили, поручили работать главным хирургом эвакогоспиталя. Каждое утро за здравие раненых и за скорый разгром врага епископ молился в пригородном лесу — ни одного храма в городе не было. В конце 1942-го епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», поручено управлять Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. Ему удалось добиться восстановления маленькой церкви в пригороде, на восстановление остальных «добро», увы, не дали (больше повезёт через два года в Тамбовской епархии — добился открытия 24 храмов, а вот в Крыму в открытии монастыря «тактично отвели»). Операции, службы, публикации в журнале Московской патриархии, к примеру, в статье «Праведный суд народа» выступил сторонником смертной казни «обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов».

Служение на полуострове

В апреле 1946-го архиепископ Лука переведён в Симферополь — управляющим Крымской епархией. В Госархиве сохранился список священно­служителей епархии, направленный им для представления к награждению медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны»: священника Владимира Соколова, который от партизана Смирнова получал газеты с материка, среди них и «Красный Крым» (так раньше называлась «Крымская правда»), и, «несмотря на угрозы со стороны оккупантов, знакомился с жизнью русских по ту сторону» (и наверняка, рассказывал об этом прихожанам).

— Среди представленных к медали, — продолжает главный археограф, — священник Борис Пекарчук, «всю осаду пробыл в Севастополе, ухаживал за ранеными». Священник Андрей Шовский «ушёл в партизанский лес вместе с отрядами села Мангуш и Базарчик», протоиреи Иоанн Крашановский, Иоанн Милославов, Григорий Бессталаннов, священник Алексей Подсадный, собиравшие пожертвования для Красной Армии. К слову, и сам архиепископ, когда в годы войны служил в Тамбове, организовывал сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского.

В декабре 1945-го тоже награждён медалью «За доблестный труд», когда вручали, он сказал:
«Я вернул жизнь и здоровье сотням, а, может, и тысячам раненых и наверняка помог бы ещё многим, если бы ни за что ни про что не таскали меня одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине». Не по его вине первое время не позволяли лечить людей и на полуострове: не нравилось коллегам, что под белым халатом у хирурга крест. Не нравилось, что доклады в Хирургическом обществе и на съездах врачей, имевшие большой успех, он делает в рясе. Сохранилось сообщение уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Крымской области Якова Жданова: «Секретарь обкома по пропаганде Прокопий Чурсин сказал, что обком партии считает такое явление недопустимым, и дал указание не допускать чтение лекций Лукой в рясе».
В итоге архиепископ перестал выступать с докладами, но добился возможности консультировать и проводить операции в Симферопольском военном госпитале (теперь он носит имя святителя). И вместе с пасторской службой продолжал работать над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое, увы, не окончено, и над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии» — изданы в 1955-м.
Сохранилась в архиве и статья в «Красном Крыму» от 3 декабря 1946-го о вручении «диплома и почётного знака лауреата Сталинской премии I степени профессору В. Ф. Войно-Ясенецкому», состоявшемся в Крымском облисполкоме. «Это высокое звание присуждено постановлением Советского правительства за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений». Большую часть Сталинской премии архиепископ Лука передал детям, пострадавшим от войны, а на оставшуюся сумму и свои скромные заработки устраивал обеды для бедных, ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям: «главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Наталья ПУПКОВА.

Святой покровитель Крыма: moskray — LiveJournal

В ХХ веке Крым обрёл великого святителя — Луку (Войно-Ясенецкого), который явил в своём лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Я не буду пересказывать его биографию. Желающие могут найти житие святителя  —   http://pravmir.ru  или его подробную светскую биографию.

Отмечу лишь,что родился он в городе Керчь Таврической губернии в 1877 году, провёл там детские годы,  а в 1946 году вернулся на полуостров, как правящий архиерей Крымской епархии.

Чем мне лично дорог святитель Лука — удивительным бесстрашием и мужеством. Сколько не читаешь протоколы допросов арестованных чекистами священников, в большинстве случаев — высказывается полное принятие совесткой власти.

А вот 5 случаев из жизни святого Луки:

1. 1920 г. Облачение

С 1920 году он возглавляет кафедру оперативной хирургии Туркестанского Гос. Университета. 15 февраля 1921 года, в день Сретения Господне, рукоположен в иерея. И в больницу, и в университет святой Лука стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того, он установил в операционной иконы Божией Матери и стал молиться перед началом операции.
Это был самый разгул борьбы властей и их подручных структур — типа Союза воинствующих безбожников — с верой. Облачения он не снял, хотя в органы поступили сотни доносов со стороны и студентов, и преподавателей.

2. 1921 г. Диалог с Петерсом

Летом 1921 года в Ташкент были доставлены раненые и обожжённые красноармейцы. За несколько суток пути в жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. Они были доставлены в конце рабочего дня, когда в больнице остался только дежурный врач. Он осмотрел только нескольких больных, состояние которых вызывало опасение. Остальные были лишь подбинтованы. К утру между пациентами клиники ходил слух о том, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия арестовала всех врачей, включая профессора П. П. Сиотковского. Начался скорый революционный «суд», на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений Ташкента, в том числе профессор Войно-Ясенецкий.

Стоявший во главе Ташкентского ЧК известный своими чекистским «подвигами» Яков Петерс, решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем.
Когда слово получил профессор Войно-Ясенецкий, он решительно отверг доводы обвинения: «Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно».

Тогда Петерс спросил:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Следующий вопрос:

— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Обвинение провалилось.

3. 1923 г. Из протокола допроса арестованного Войно-Ясенецкого
«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»
Был выслан в Нарымский край.

4. 1937 г., Из протокола допроса арестованного Войно-Ясенецкого
«Что касается политической приверженности, я являюсь до сих пор сторонником партии кадетов… я был и остаюсь приверженцем буржуазной формы государственного управления, которая существует во Франции, США, в Англии… Я являюсь идейным и непримиримым врагом Советской власти. Это враждебное отношение у меня создалось после Октябрьской революции и осталось до сего времени … так как не одобрял её кровавых методов насилия над буржуазией, а позднее, в период коллективизации мне было особенно мучительно видеть раскулачивание кулаков. Большевики — враги нашей Православной церкви, разрушающие церкви и преследующие религию, враги мои, как одного из активных деятелей церкви, епископа».
Но снова не был расстрелян, а приговорён к высылке в Красноярский край.


5. 1944 г. Из записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР  Карпова — министру здравоохранения:

«повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии…»

Это было в духе архиепископа Луки. … Рассказывают, что архиепископ Лука гулял по какому-то садику, где играли дети. Был он, разумеется, в рясе и клобуке. Владыку увидел милиционер и буквально набросился на него:

— Гражданин, почему вы тут гуляете в таком виде?.. Здесь же дети! Подумайте, какой вы им пример подаете?..

Владыка отвечал:

— А по-вашему так: если бы я нацепил кобуру с пистолетом, это было бы для них лучшим примером?


Святой Лука Крымский | 14 апреля 1877 года родился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. архиепископ Тамбовский и Мичуринский, а позже Симферопольский и Крымский. В то время как он служил в церкви в качестве архиепископа, он также практиковал как хирург, преподавал и опубликовал много книг и статей по регионарной анестезии и хирургии. Теперь он известен как всемирно известный хирург-новатор.

В ноябре 1995 года причислен к лику святых Украинской Православной Церковью, официально прославлен Патриархией России 25 мая 1996 года. Память церкви 11 июня, в годовщину преставления о Господе.

Родился 27 апреля 1877 г. в Керчи (Восточный Крым) под именем Валентин Феликсович Войно-Ясенский, члены его семьи служили литовскому и польскому королям. Семья со временем обеднела, но святой Лука помнит, что религиозное наследство он получил от своего благочестивого отца. Его первое истинное понимание христианской веры пришло из Нового Завета, данного ему на выпускном в средней школе его директором.

У него была выдающаяся светская подготовка. Обладая незаурядными способностями к рисованию, он окончил Киевскую Академию Художеств. Однако он отказался от занятий искусством в пользу карьеры, в которой он мог бы помогать страдающим людям, и решил стать врачом.

В 1903 году в возрасте 26 лет окончил Великокняжеское Владимирское медицинское училище при Киевском университете и долгое время работал участковым врачом. Выдающийся студент-медик, он преуспел в анатомии. Его превосходное знание анатомии служило ему на протяжении всей его хирургической карьеры.

Из сострадания к слепоте, которую испытывают нищие из-за трахомы, святой Лука изучал офтальмологию в Киевской офтальмологической клинике. За очень короткое время он приобрел значительный объем офтальмологической подготовки. Его знание этой узкой специальности помогло ему лечить не только пациентов с трахомой, но и многие другие серьезные заболевания глаз.

Еще одним важным событием в жизни Валентина стала женитьба на его жене Анне, медсестре. У них было четверо детей. Семью часто переводили в различные областные лечебные учреждения, и с самого начала Валентин никогда не просил денег у своих пациентов и никому не отказывал из-за своей национальности или личных убеждений. Когда его жена умерла, Бог, указав путь к святости Валентина, дал семье Софью Сергеевну, которая станет радостной суррогатной матерью его детей в предстоящие суровые времена. Валентин больше не женился.

В начале своей карьеры он опубликовал множество научных трактатов и в конце концов стал главным хирургом и профессором хирургии в ташкентской больнице в марте 1917 года. В октябре Ленин принял правительство, и в январе 1919 года в Ташкенте разразилась гражданская война. Правительство Ленина не одобрял любого религиозного свидетеля. Валентин находился под постоянной угрозой, особенно при лечении членов партии, но без иконы Божией Матери он ни при каких обстоятельствах не хотел оперировать. Его результаты были выдающимися.

«Я должен сказать вам, что то, что Бог сделал со мной, как удивительно и непостижимо… Мое проведение операции полностью удовлетворило цель, которую я всегда преследовал — служить бедным и страждущим, тратить все свои силы на утешение их болей и помогать им в их нуждах».

Вот некоторые вступительные комментарии к воспоминаниям святителя Луки, хранившиеся у его секретаря Е.П. Лейкфельд. Его слова — не тщеславие, а комментарий к тому, как через жизнь и пример святителя Луки исполнился замысел Божий. Живя на Украине в годы коммунизма, святитель Лука выделялся среди своих собратьев-врачей и как хирург, и как христианин. Даже коммунисты жаждали его таланта к исцелению тела.

Несмотря на опасности ленинского режима, бесстрашно посещал богословские дискуссии, устроенные протоиереем Михаилом Андеевым. В этот период, когда священнослужители и благочестивые люди доказывали свою веру кровью, провидение побудило протоиерея пригласить Валентина в сан священника. Так, в 1921 году в возрасте 44 лет Валентин был рукоположен в священники. В течение двух лет этот незаурядный человек вел не только пастырскую, но и общественную и научную деятельность.

В конце концов о. Валентин был арестован и предан суду по ложному обвинению в оказании ненадлежащей хирургической помощи раненым красноармейцам. На суде со свойственным ему бесстрашием он опроверг обвинения прокуроров, объяснив:

«Я режу людей, чтобы спасти их. Вы, господин прокурор, зачем рубите им головы?

Конечно, обвинения так и не были доказаны, но поскольку партия должна была быть непогрешимой, о. Валентина приговорили к шестнадцати годам лишения свободы.

Ближе к концу жизни он волновался, будет ли разрешено петь «Святой Боже» на его похоронах. В последний раз он совершил Божественную литургию на праздник Рождества Христова в 1960 году, а его последняя проповедь была в Прощеное воскресенье. Преставился 11 июня 19 г.61, день памяти «Всех Святых, в земле Российской просиявших».

Правительство приложило все усилия, чтобы похороны святого Луки прошли как можно незаметнее. Были предоставлены автобусы, чтобы ускорить похоронную процессию по переулкам к могиле, чтобы не было лишнего шума и признания. У Бога были другие планы на святого Луку, и на похоронах произошло народное восстание. Верующие отказались торопиться. Они смело игнорировали, рискуя жизнью и здоровьем, блокпосты, ведущие к центральным коридорам. Мэр был возмущен розами, разбросанными по дорогам, и отшвырнул корзину, заявив, что розы были мусором и мусором на улицах. К ужасу правительства и во избежание восстания, они согласились позволить похоронам продолжаться в течение трех с половиной часов без помех. Дороги были заполнены, везде останавливались машины. Люди забрались на балконы, на крыши домов. Такие похороны были данью чести. Власти хотели тихого мероприятия. Свидетельством Славы Божией было то, что на протяжении всей прогулки постоянно звучало пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Молитвы святого Луки о том, чтобы на его похоронах пели «Святой Боже» в атеистические времена, были услышаны!

17 марта 1996 г. были извлечены останки святого Луки, в которых приняли участие около 40 000 человек. Говорят, что от мощей его исходил неописуемый аромат, а сердце его было обнаружено нетленным, что свидетельствует о великой любви, которую он питал ко Христу и ближним. Через три дня, 20 марта 1996 года, его мощи были перенесены в храм Святой Троицы.

Его мощи продолжают творить бесчисленные чудеса в храме Святой Троицы в Симферополе, в монастыре Сагмата в Греции и по всему миру.

Источник: Basilica.ro

Метки: Святитель Лука КрымскийДуховность

Святитель Лука Хирург – День памяти 11 июня

Святитель Лука Хирург, епископ Симферопольский и Крымский (1877-1961) – Хирург и Святой, Ученый, Офтальмолог, Хирург, Профессор анатомии и хирургии, Священник, Епископ, Заключенный, Исповедник веры

Провинция Крым доминировала в новостях еще в марте, когда народы Украины и России боролись за то, чтобы определить будущее этого региона. Какими бы ни были политические пристрастия – к Украине или к России, православные христиане знают, что земля Крыма благословлена ​​присутствием современного святого и чудотворца: Святителя Луки Хирурга, епископа Симферопольского и Крымского. Будущий святитель Лука родился 27 апреля 1877 года с именем Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в восточной части Крыма.

Его родители не были активны в практике своей Веры, как он отметил в своих мемуарах «Я не получил религиозного воспитания…». его директор средней школы. Эта Библия стала его постоянным спутником, изучая и подчеркивая значимые отрывки красными чернилами. Обладая природным талантом к искусству, Валентин намеревался учиться в художественном институте, но решил посвятить свою жизнь служению страждущим людям. Он решил поступить на медицинский факультет Киевского университета, чтобы посвятить свою жизнь облегчению страданий крестьян в отдаленных деревнях. В своих мемуарах он писал: «Я изучал медицину с единственной целью стать сельским жителем, крестьянским врачом и помогать беднякам».

По окончании учебы он получил дополнительную подготовку в области офтальмологии и общей хирургии, а с 1905-1917 практиковал терапевтическую и хирургическую практику в различных уездных больницах. В это время он женился на медсестре по имени Анна Ланская, которая среди пациентов имела прозвище «святая медсестра». Вместе Валентин и Анна были благословлены четырьмя детьми. Доктор Валентин стал известен не только как опытный врач, но и как сострадательный человек. В письме к сыну он писал: «Я глубоко страдаю, если больной умирает после операции. У меня было три смерти в операционной, и это меня буквально раздавило… Я молилась об умерших дома, потому что здесь нет открытой церкви…»

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ
1917 год застал доктора Валентина в городе Ташкенте главным хирургом крупнейшей городской больницы, а также профессором медицинского колледжа. В том же году в стране вспыхнула русская революция, а вместе с ней и гражданская война, которая вскоре достигла далекой Ташкентской области.

Когда коммунисты пришли к власти, они начали организованную кампанию против религиозной веры. Доктор Валентин находился под постоянной угрозой, так как стал набожным православным христианином и отказывался проводить операции без висящей в операционной иконы Богородицы, начиная каждую операцию с крестного знамения. В первый раз он был арестован в октябре 1919 по ложным обвинениям и чуть не был расстрелян. Через несколько дней его любимая жена умерла от туберкулеза в возрасте 38 лет, оставив его вдовцом с четырьмя детьми.

Епископ Ташкентской епархии Иннокентий познакомился с известным врачом и восхитился его глубокой православной верой. Услышав выступление доктора Валентина на епархиальном собрании, он сказал: «Доктор, вы должны стать священником!» Святитель Лука позже писал в своих мемуарах: «Я никогда не думал о том, чтобы быть священником, но я принял слова преосвященного Иннокентия как Божие призвание, произнесенное устами архиерея, и без малейшего колебания ответил: «Да будет так».

как вы говорите, владыка, буду священником, если Богу угодно».0003

В разгар яростных гонений на Церковь со стороны коммунистов, когда многие священнослужители отрекались от своей веры и священства, чтобы избежать преследований, 15 февраля 1921 г. был рукоположен д-р Валентин. Новый священник продолжил его практика медицины и хирургии, чтение лекций и прием пациентов в рясе и священническом кресте.

Во время террора исчез епископ Ташкентский Иннокентий и духовенство епархии избрало о. Валентин стал новым епископом. Пострижен в монашество с именем евангелиста Св. Луки Врача и рукоположен во епископа тайно, при затворении церковных дверей 31 мая 19 г.23. Через месяц после своей хиротонии епископ Лука был арестован и приговорен к заключению и ссылке в Сибирь, что стало началом его участия в страданиях Христовых. Это был только первый из трех случаев, когда епископа арестовывали и отправляли в ссылку, которую он выдержал в общей сложности 11 лет. Он перенес сильный холод, голод, предательство собратьев-священников, одиночное заключение, избиения, унижения и особый вид пыток, известный как «конвейер», когда коммунистические агенты чередовали избиения и допросы, которые продолжались без перерыва в течение нескольких дней.

Епископ никогда не ослаблял своей преданности Христу. Позже он писал: «Мне говорят снять рясу, но я никогда этого не сделаю. Ряса останется со мной до самой смерти… Не знаю, чего от меня хотят. Я верю в Бога. Я помогаю людям как врач; Я также помогаю как пастор церкви. Кому я причиняю вред?»

В то время как многие православные склонны «разделять» свою веру, то есть приберегать ее для воскресенья и для «церковных дел», православная вера епископа Луки была частью его повседневной жизни и светской карьеры, даже под угрозой арест и пытки.

С началом Второй мировой войны и вторжением в Россию гитлеровских немцев коммунистическое правительство начало ослаблять свои гонения на Церковь, чтобы сплотить народ на защиту страны. Епископ Лука был освобожден из ссылки в 19 г.42 г. и возобновил свое епископское служение, а также медицинскую практику. Опубликовал две научные работы: «Очерки хирургии гнойных инфекций» и «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов», за которые был удостоен престижной Сталинской премии, на призовые деньги помог детям, пострадавшим от войны.

ЕПИСКОПАЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
Несмотря на ослабление открытых гонений на Церковь, епископ Лука продолжал свое архиерейское служение в очень сложных обстоятельствах. Епископ нашел церкви и монастыри в руинах по всей своей епархии с несколькими священниками. Многие священники небрежно относились к своим пастырским обязанностям, совершая богослужения механически, рассматривая священство просто как работу. Государственные чиновники под любым предлогом закрывали церкви и вмешивались в дела приходских советов, назначая атеистов, воров и алкоголиков для вмешательства в повседневное управление приходами. Почта епископа вскрывалась, его телефонные разговоры записывались, а представители власти регулярно фотографировали мирян, участвовавших в его богослужениях.

Епископ жил просто и бедно, занимая две комнаты в ветхом старом доме, и многие соседские бедняки приходили за едой, которую епископ обеспечивал для всех. Он почти каждый день служил Божественную литургию даже после того, как потерял зрение в 1956 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *