Святой уастырджи: Святой Уастырджи – один из самых почитаемых в Осетии, — спикер

Уастырджи

Уастырджи

26.10.2017 16:00 8802 0

Уастырджи… При этом слове в воображении осетина возникает монументальный образ красивого белобородого старца-всадника, скачущего на белом коне, с волшебной плетью в правой руке.

Взгляд его полон достоинства и благородства. Для осетина Уастырджи – всесилен, справедлив, противодействует злу, насаждает и защищает добродетель и, что особенно ему присуще, способствует успеху в бою, сражении – дарует Победу.

В Уастырджи воплотились мечты и чаяния осетинского народа в идеальном правителе-вожде, к нему обращаются в надежде получить благословение в делах и предприятиях любого назначения, при этом призывают его не исполнять, а способствовать просящим вершить успешно как хозяйственные, бытовые, так и бранные предприятия – походы, битвы, сражения. И в этом он чаще всего выступает как покровитель воинства, но при этом его образ – без атрибутов воинского снаряжения.

Уастырджи посвящены многочисленные святилища по всей Осетии часто с общим названием Хохы Уастырджи. Наибольшим почитанием пользуются на Севере Осетии Рекомы Уастырджи со святилищем Рекомы Уастырджи в ответвлении Алагирского ущелья, Хетæджы Уастырджи – священная роща у трассы Владикавказ – Алагир, Ныхасы Уастырджи со скульптурой Н. Ходова, укрепленной на скале у Тамиска, Дзивгъисы Уастырджи – древнее святилище в селе Дзивгис. На Юге Осетии – Джеры Уастырджи со святилищем на поляне в горной части Цхинвальского района.

Военный характер святилищ Уастырджи подчеркивается тем, что в них имелись приношения в виде железных наконечников стрел (Реком, Сау дзуар и др.), воинского снаряжения (шлем воина в Рекоме), свинцовые пули в Сба (Сыгъзæрин дзуар), холодное оружие – шашка Джатиевых в Сба, обломок военной сабли в селе Ходз (Уастырджийы кувæндон) и др. Археологический материал содержит большое количество аланских наконечников стрел. Например, в Даргавском аланском катакомбном могильнике VI–IX вв.

найдены 40 экземпляров железных черешковых наконечников стрел: трехлопастные, трехгранные бронебойные, двухлопастные пламевидной формы.

В честь Уастырджи народ создал песни-гимны, исполнявшиеся не только у святилища во время куывдов, но и на пирах, свадьбах, позднее – и на банкетах. У многих на мобильных телефонах звучит «Уастырджийы зарæг» в исполнении незабвенного Бибо Ватаева.

По всей Осетии в последнюю декаду ноября отмечают праздник Джеоргуыба, т.е. дни Уастырджи с жертвоприношениями, пирами, праздничными возлияниями. В эти дни предпочитают справлять свадьбы, так как само время является наиболее богоугодным, а бракам будет дано благословение Уастырджи.

В «Осетинских этюдах» академик В.Ф. Миллер называет его популярным божеством, полагая, что это святой Георгий, который «представляется покровителем мужчин, всадником на чудном белом коне. Уастырджи считается бичом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц и покровителем честных людей и домашних животных.

Имя его часто произносят в клятвах и благословениях».

В.И. Абаев считает Уастырджи популярнейшим божеством староосетинской мифологии. Он – «покровитель мужчин и главного мужского занятия: военных и разбойничьих походов (балцытæ). Со временем – покровитель путников. Для женщин его имя находилось под запретом, они называли его «Лæгты дзуар» – «Бог мужчин». Посвященные ему святилища были рассеяны по всей Осетии. Празднества в его честь справлялись несколько раз в году, особенно широко и торжественно – в ноябре».

В «Осетинской этнографической энциклопедии» упомянуто около 100 святилищ Уастырджи, что далеко не полностью исчерпывает их количество.

Образ Уастырджи восходит к дохристианскому периоду истории осетинского народа, к скифо-аланской эпохе. Само название «Уастырджи» В.И. Абаев возводит к имени «Георгий» с приставкой «уац» – «святой», т.е. это «Святой Георгий» и квалифицируется как отзвук или наследие христианства. Но резкое различие между древним и мифическим образом мудрого старца Уастырджи и канонизированным смертным воином Георгием, принявшим мученическую смерть, представляет право искать истоки этого образа в дохристианской религии предков осетин. Исходя из этого, возможно, что имя Уастырджи не осетинизированное «Георгий», а нечто другое.

Есть мнение о том, что имя обожествленного первопредка скифов «Таргитая» по Геродоту (История, IV, 5) было «Тарги». А окончание «тай» указывает на принадлежность к роду первопредка. И на вопрос: «Кто он», «какого рода, племени?» скиф ответил бы: «Таргитай», т.е. из рода Тарги, скиф. По определенным законам фонетики «г» переходит в «дж» (палатализация), а придание имени первопредка титула «святой» – «уац» – безукоризненно дает в конце концов «Уастырджи».

Как бы то ни было, но Уастырджи – покровитель не только воинов-путников, но и всех мужчин, защитник обездоленных, оказывающий поддержку и помощь всему доброму и благому.

Иногда в названиях святилища опускается имя святого и получается нечто невообразимое: вместо правильного «Рекомы Уастырджийы кувæндон» – только «Реком», где «Реком» – это всего-навсего название местности, топоним. Или же вместо «Хетæджы Уастырджийы кувæндон» («Святилище Уастырджи Хетага») в русском переводе употребляют: «Святой Хетаг», «Праздник святого Хетага». Хетаг вовсе не был святым. А святилище (в данном случае реликтовая роща) – это место, где беглецу Хетагу помог Уастырджи, посоветовав ему укрыться от погони в чаще леса. Это чудесное спасение и празднуют. Иногда можно встретить выражение «святой Уастырджи». Это просто тавтология (пример: «золотое золото»), ибо приставка «уац» – «уас»– уже означает «святой».

Кроме всего, Уастырджи неразнообразен и не распадается на «хохы», «быдыры», «комы», «рагъы» и прочие «Уастырджи». Это только названия святилищ, приуроченные к тому или иному географическому объекту.

Во все времена особой популярностью и почтением пользовались и пользуются придорожные святилища Уастырджи. Так, в былые времена, когда связь между Югом и Севером Осетии массово осуществлялась через Крестовый перевал – Бæрзæфцæг, путники поручали свою судьбу Къобы Уастырджи – святилищу Уастырджи у села Коб на Военно-Грузинской дороге. Ныне же, когда пользуются тоннельной магистралью, на первый план выступают Хетæджы Уастырджи и Ныхасы Уастырджи, находящиеся на трассе Цхинвал–Владикавказ.

Интересный момент, касающийся образа Уастырджи, – его трехногий (ёртёкъахыг) конь. Исследуя этот образ, ученые ищут аналогии – «гиппокампов» – морских коньков и прочее. По их логике, две задние ноги – это плавник, и тогда получается двуногий конь. Скорее всего, эпитет «æртæкъахыг» – это искаженное «æрткъахыг», что значит «огненноногий», и этот эпитет вполне может украшать небожителя Уастырджи.

Уастырджи | это… Что такое Уастырджи?

Рисунок Уастырджи

Уа́стырджи (дигорский диал. — Уасгерги; из Уас (святой) и Джерджи (Георгий)[1]) — имя, которое во время христианизации Алании было приписано главному герою — божеству в осетинской мифологии, в большей части содержащейся в Нартском Эпосе. Под влиянием христианских миссионеров, Уастырджи у осетин со временем стал ассоциироваться со Святым Георгием, воплотив в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия первоначального образа божества.

Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Божество, которое было схоже по своим функциям со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин.[2]

Содержание

  • 1 Мифология
  • 2 Другое
  • 3 Примечания
  • 4 Источник
  • 5 Ссылки

Мифология

Несмотря на идентичность имен Уастырджи ничего общего со святым Георгием не имеет [3]. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом трёхногом коне, в белой бурке. Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой оружие. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе.

Уастырджи поддерживает хорошие отношения с нартами, с которыми он участвует в их походах за добычей, в пиршествах. В осетинских нартских сказаниях он выступает соблазнителем женщин, является отцом знаменитой нартовской красавицы Шатаны, которая подозревала своего отца в домогательствах: «Почувствовав, что умирает, она наказала двум своим сыновьям сторожить её склеп три первые ночи, потому что Уастырджи всегда преследовал её своими домогательствами, был ею обманут, и, как она думала, не применет в отместку надругаться над её трупом». [4].

Уастырджи является посредником между Богом и людьми, среди людей появляется в виде нищего старика. Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно Лагты Дзуар (Покровитель мужчин). Уастырджи посвящены многочисленные святилища, находящиеся в Осетии. Ежегодно во второй половине ноября в Осетии широко отмечается праздник, посвящённый Уастырджи.

Считается врагом воров, мошенников, убийц, клятвопреступников и покровителем честных и добрых людей.

Другое

Имя Уастырджи упоминается в гимнах Северной и Южной Осетий.

Примечания

  1. В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1947, стр. 296
  2. «По духу и содержанию своему Нартский Эпос — эпос дохристианский, языческий. Хотя в нем фигурируют Уастырджи (Св. Георгий), Уацилла (Св. Илья) и другие христианские персонажи, но христианского в них — только имена, образы их идут из языческого мира.» — «Избранные труды*Религия Фольклор Литература», стр.
    215 — В. И. Абаев (Издательство «Ир»1990 г.
  3. В. И. Абаев, Избранные труды / «Религия Фольклор Литература», издательство «Ир», 1990 г., стр.215
  4. Ж. Дюмезиль, Осетинский эпос и мифология, Владикавказ, изд. Наука, 2001, стр.243

Источник

  • Дзадзиев А. Б., Этнография и мифология осетин, Владикавказ, 1994, стр. 149, ISBN 5-7534-0537-1
  • Ж. Дюмезиль, Осетинский эпос и мифология, Владикавказ, изд. Наука, 2001.

Ссылки

  • Уастырджи: влияние Ислама на образ

Святые мученики Бидзина, Шалва и Елизвар, князья Грузинские (+ 1661)

Свв. Бидзина, Шалва и Элизбар князья Грузинские (праздник — 18 сентября)

В XVII веке персидские захватчики разрушили церкви, монастыри и крепости и изгнали тысячи грузинских семей, чтобы переселить их в отдаленные провинции Персии . Опустевшие территории заселяли тюркские племена из Средней Азии. В летописи «Житие Картли» написано: «Имени Христа не дозволялось произноситься, кроме как в горстке горных областей: Тушети, Пшави и Хевсурети».

Но Всемилостивый Господь возбудил сильное желание в доблестном князе Кахети Бидзине Чолокашвили и вместе с Шалвой и дядей его Элизбаром, князьями Арагвской и Ксанской областей, повел борьбу за освобождение Кахетии от татар. (Персидский правитель Кахетии Салим-хан (1656-1664) поощрял татарских соплеменников к осквернению христианских церквей.)

Опасаясь, что враг, уже завоевавший Кахетию, скоро вторгнется и тоже подчинит себе Картли, князья Бидзина, Шалва и Элизбар объединили силы этих двух областей, готовясь к нападению.

После долгих раздумий Бидзина сообщил о своем намерении своему тестю, князю Арагви Заалу. Душа Заала была духовно огорчена бесчисленными несчастьями и несправедливостями, от которых пострадала его страна, и он быстро пообещал свою поддержку этим усилиям. Он согласился участвовать в восстании анонимно, в то время как ксанские правители Шалва и Элизбар будут командовать армиями.

В безлунную ночь 15 сентября 1659 года, в праздник Алавердской церкви (Праздник святого Иосифа Алавердского) объединенное войско всей восточной Грузии собралось и перешло через горы, мимо села Ахмета, и начало внезапное нападение на персов из крепости Бахтриони и церкви Алаверди. Войска захватчиков были так разгромлены, что их предводителю Салим-хану, персидскому наместнику Кахети, едва удалось спастись от мстителей, бросив семью и войско.


Победоносное грузинское войско вознесло благодарственные молебны Господу Богу и великомученику Георгию, защитнику грузинского народа, явившемуся зримо всем во время битвы на своем белом коне, как вспышка молнии, и ведущему Грузины к победе.

Радость была великой, но недолгой. Разъяренный шах Аббас II (1642-1667) приказал королю Картли Вахтангу V (1658-1675) выдать ему тех, кто подстрекал восстание.

Уверенные, что от шаха им не будет пощады, героические освободители Грузии тем не менее безропотно отправились в Персию. Шах принял их с уважением и щедро одарил подарками, но затем потребовал от них отречься от христианской веры. Ни подкуп, ни лесть не могли сломить их волю, поэтому шах приказал своим слугам арестовать и подвергнуть их пыткам, содрать с них одежду и бросить связанными под палящее солнце. Измученные жаждой и укусами насекомых, мученики периодически подвергались искушению отречься от Христа, но с Божией помощью противостояли всякому искушению.

Наконец разгневанный Салим-хан, вассал шаха Аббаса, приказал обезглавить Элизбара и Шалву, надеясь этим сломить решимость Бидзины. Но его усилия были напрасны. «Нет ничего слаще смерти ради Христа!» — заявил Бидзина.


Ксанские князья спокойно склонили головы, но низкорослые палачи не могли достать мечами величавых князей. Итак, приспешники шаха разрубили каждого из князей пополам по голеням, а затем обезглавили их после того, как они упали на доступную высоту.

Но даже убийство его товарищей не поколебало волю святого Бидзины. Поэтому враги решили сломить его волю издевательством. Они облачили связанного принца в чадар (покрывало, которое носят мусульманки), посадили его на осла и провезли по улицам. Тогда они начали разделывать его заживо. Один за другим отрезали ему пальцы рук и ног, потом отрубили руки и ноги, потом руки и ноги, пока невредимой осталась только голова. По движению его губ было видно, что святой мученик молится.

Тогда один из преследователей пронзил его сердце копьем. Случилось это в 1661 году. Изувеченные тела святых мучеников оставались под открытым небом один день, и никому не разрешалось приближаться к ним. Ночью они были освещены ярким светом.

Затем группа христиан тайно захоронила останки святых. Несколько лет спустя жена святого Шалвы Кетеван и сын Давид отправили нескольких верующих в Персию, чтобы вернуть их мощи. Толпы верующих собрались на границе с Картли, чтобы встретить святые мощи и сопровождать их ликующими песнопениями до места их последнего упокоения в Икортинской церкви Архангелов.

Святое Таинство Брака – Царские Врата

Господи Боже наш

Венчай их

Славой и Честью!

[alert style=»info»]Обратите внимание: на момент написания этого поста официального английского перевода этого обряда для Украинской Католической Церкви не существует. Этот перевод предоставляется до тех пор.[/alert]

Обручение

Венчанная пара и их сопровождающие собираются в притворе перед дверями церкви. Когда все готово, духовенство выходит им навстречу. Священник трижды расписывается Крестом, а затем восклицает:

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Жрец: Вечный Бог. Ты собираешь разрозненное в одно и делаешь узы любви неразрывными. Ты благословил Исаака и Ревекку и отметил их как наследников Твоего обетования. Благослови также этих Твоих слуг, Г. и Б., и направь их на добрые дела всякого рода. Яко Ты милосердый и человеколюбивый Бог, и славу Тебе возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: † Мир вам всем.

Все: И вашему духу.

Диакон: Склоните головы перед Господом.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Господи Боже наш, Ты обручил Церковь, чистую Деву, призванную из народов: благослови обручение сие, соедини этих рабов Твоих и сохрани их в мире и согласии. Ибо всякая слава, честь и поклонение по праву Тебе, Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник вручает кольца (после освящения), сначала жениху (правая рука):

Священник: Обручается раб Божий Г. с рабой Божией Б., во имя Отца , и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Потом невесте:

Священник: Раба Божия Б., обручена рабу Божию Г., во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Господи Боже наш. Вы сопровождали слугу патриарха Авраама, когда он был послан в Месопотамию выбирать жену своему господину Исааку. Знаком, черпая воду из колодца, Ты показал ему, что он должен обручиться с Ревеккой. Благослови обручение рабов Твоих Г. и Б. и исполни сказанное ими слово.

Поддержи их святым союзом, исходящим от Тебя, ибо Ты сотворил мужчину и женщину с самого начала, и Ты Тот, Кто сочетает жену с ее мужем, чтобы она была его помощницей, и человеческий род мог продолжаться. Итак, Господи Боже наш, распространивший верность Твою на наследие Твое и обещание Твое рабам Твоим, отцам нашим, избранным Твоим в каждом поколении: помилуй раба Твоего Г. и рабу Твою Б. и исполни обещание их. в доверии, согласии, верности и любви. Ибо Ты, Господь, провозгласил, что обеты должны быть даны и верно исполнены.

Сила кольца была дана Иосифу в Египте.
Чрез кольцо Даниил был возвеличен в земле Вавилона.
Кольцом доказана невиновность Тамары.
Перстнем Отец наш Небесный сострадал своему (блудному) сыну, ибо сказал: «Возложи перстень на правую руку Его, заколи откормленного тельца и станем есть и праздновать».

Твоя десница, Господи, вооружила Моисея в Красном море. И как верное слово Твое утвердило небеса и утвердило основания земли, так и могучее слово Твое и вознесенная мышца Твоя благословит правые руки рабов Твоих.

Посему, Владыка, благословением небесным благослови ныне сие надевание колец, и да ходит Ангел Твой пред рабами Твоими во все дни жизни их. Ибо Ты благословляющий и освящающий все, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Орден Венчания

Псалом 127

Блаженны все боящиеся Господа,
идущие путями Его.
Ты будешь есть плоды своих трудов,
благословен ты, и хорошо тебе будет.
Твоя жена будет как плодоносная лоза
на стенах твоего дома.
Твои сыновья вокруг твоего стола
как молодые побеги вокруг оливкового дерева.
Вот. Так будет благословлен
человек, боящийся Господа.
Да благословит тебя Господь с Сиона
и узришь благоденствие Иерусалима
во все дни жизни твоей.
Ты увидишь детей своих детей:
Мир Израилю!

 

Заявление о согласии

Священник: Есть ли у тебя, Г., доброе и честное желание и твердое намерение взять себе в жены эту женщину, Б., которую ты видишь здесь перед собой?

Жених: Есть.

Священник: Ты не обещал себя другой женщине?

Жених: Нет.

Священник: Есть ли у тебя, Б., доброе и честное желание и твердое намерение взять себе в мужья этого человека, Г., которого ты видишь здесь перед собой?

Невеста: Есть.

Священник: Ты не обещал себя другому мужчине?

Невеста: Нет.

 

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Ектений Великий

Диакон: Миром Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О мире во всем мире, благоденствии святых Божиих Церквей и единстве всего человечества Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О сем святом храме и входящих в него с верою, благоговением и благоговением пред Богом Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: За святителя вселенского Н., Папу Римского, его блаженство, архиепископа нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Н., боголюбивого епископа нашего Н., за чтимое священство, диаконов, служащих во Христе, и о всем клире и народе Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О нашей стране, ее правительстве и народе, и о тех, кто защищает нас, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О рабах Божиих Г. и Б., ныне соединяющихся друг с другом в брачном общении, и о их спасении Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О благословении сии венцы силою, обитанием и энергией Святого Духа, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О благословении брака сего, как был в Кане Галилейской, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О том, чтобы дать им совершенную любовь, мир и взаимную поддержку, и воссиять живым примером христианской жизни, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О том, чтобы они радовались виду сыновей и дочерей, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Да благословятся они в воспитании чад своих и непорочную жизнь обретут, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О всякой просьбе, полезной ко спасению, им и нам исполнится, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О избавлении их и нас от всякой опасности, насилия, угнетения и нужды Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Помоги нам, спаси нас, помилуй нас и защити, Боже, Твоей благодатью.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Памятуя Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную и Преславную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых, себя и друг друга и все житие наше Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Ибо всякая слава, честь и поклонение по праву Твоим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Затем священник, лицом к супругам, произносит одну или обе из следующих двух молитв. Но если времени не хватает, он может их опустить и сразу начать третью молитву: Святый Боже…

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Пречистый Боже. Строитель всего сотворенного. Из-за Твоей человеколюбивой любви Ты превратил ребро нашего праотца Адама в женщину. Ты благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, овладейте землей». Соединив их, Ты сделал из двух одну плоть — «поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одним телом» и «то, что Бог соединил, человек не должен разлучать».

Открыв утробу Сарры, Ты благословил раба Твоего Авраама и сделал его отцом многих народов. Ты дал Исаака Ревекке и благословил ее, когда она родила детей. Ты соединил Иакова с Рахилью и вывел двенадцать патриархов из его рода. Ты сделал Иосифа единым с Асенефой и дал им Ефрема и Манассию как плод родов. Вы приняли Захария и Элизабет и сделали их потомство предтечей. Ты произрастил во плоти приснодеву от корня Иессеева и, взяв от нее плоть, родился во спасение рода человеческого. Ты пришел в Кану Галилейскую с неожиданным даром Своим и обильной благостью и благословил там брак, чтобы показать Свое одобрение законного брака и его плода, рождения детей.

Святейший Владыка, прими моление, которое мы, рабы Твои, возносим: за то, что Ты ушел в Кану, благослови и этот брак, придя сюда, Твоим ныне невидимым присутствием, и даруй этим рабам Твоим Г. и Б. мирную жизнь , долготы дней, целомудрия, любви друг ко другу в узах мира, долголетия потомства, благодарности за своих детей и неувядаемого венца славы. Пусть они видят детей своих детей, хранят ложе свое в неприкосновенности, дают им от росы небесной вверху и от плодородия земли. Наполняйте их дома хлебом, вином и маслом, да и всяким добром, чтобы они в свою очередь могли поделиться с нуждающимися. В то же время присутствующим здесь с ними даруй всякую просьбу, благоприятную для спасения.

Яко Ты Бог милосердия, сострадания и человеколюбия, и Тебе, со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, славу возсылаем, ныне и присно и во веки веков возраст.

Все: Аминь.

 

Молитва при рукопожатии

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Святый Боже. Ты построил мужчину из праха, а из его ребра Ты построил женщину. Ты присоединил ее к нему как подходящую помощницу, потому что Ты, в Своем величестве, счел нужным, чтобы этот человек не был один на земле. А теперь, о Владыка, соедини эту служанку Твою Г. и эту служанку Твою Б., ибо Ты Тот, Кто сопоставляет жену с ее мужем. Соедините их в согласии, сплетите их в одну плоть и дайте им в награду прекрасных детей.

Ибо Твое есть царство и Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Брачные обеты

Я, Н., беру тебя, Н., в жены (мужа),
и обещаю, что в браке буду любить тебя,
быть верным тебе и чтить тебя
и будь верен тебе
во все дни жизни моей:
да поможет мне Боже,
один во Святой Троице
и все святые.

Священник развязывает им руки и говорит, благословляя их:

Священник: Что Бог соединил, то человек не должен разлучить.

 

Венчание г

Затем священник возлагает венцы на пару индивидуально, говоря:

Венчается раб Божий Г.,
для рабы Божией, Б. ,
во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Раба Божья, Б.,
венчается на раба Божьего Г.,
во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Священник, трижды благословляя их, восклицает:

Господи Боже наш, увенчай их славою и честью.

 

Прокимен

Диакон: Будем внимательны!

Священник: Мир вам всем.

Дьякон: Мудрость! Будем внимательны!

(т. 8) Ты возложил на их головы венцы из драгоценных камней; они просили Тебя дать им жизнь, и Ты сделал это!

стих: Да, Ты дашь им вечное благословение, Радостью присутствия Твоего обрадуешь их.

 

Послание

Диакон: Премудрость!

Чтец: Чтение из письма святого апостола Павла к Ефесянам.

Диакон: Будем внимательны!

Чтец: Братия, благодарите Бога Отца всегда и за все во имя Господа нашего Иисуса Христа. Уступайте друг другу из благоговения перед Христом. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава своего тела Церкви, а также ее Спаситель. Как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям. Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь. Он отдал Себя за нее, чтобы сделать ее святой, очистив ее в ванне воды силой слова, чтобы представить себе славную Церковь, святую и непорочную, без пятна, или порока, или чего-либо в этом роде. Мужья должны любить своих жен, как свое тело. Кто любит свою жену, тот любит себя. Заметьте, что никто никогда не возненавидит свою плоть; нет, он питает и заботится о ней, как Христос заботится о Церкви, ибо мы члены Его тела. «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и станут двое одним телом». Это великая тайна, но я говорю, что она относится ко Христу и к Церкви. Во всяком случае, вы, также и каждый из вас, должны любить свою жену, как он любит себя, а жену, в свою очередь, оказывая уважение к ее мужу. (5: 20-33)

 

Аллилуйя

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

стих: Ты, Господи, будешь держать нас под Своей защитой и защитишь нас от этого поколения и во веки веков.

 

Евангелие

Священник: Мудрость! Стой прямо! Послушаем Святое Евангелие. Мир всем вам.

Все: И вашему духу.

Диакон: Чтение Святого Евангелия от Иоанна.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: В то время: Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Иисус и его ученики также были приглашены на праздник. В какой-то момент вино кончилось, и мать Иисуса сказала ему: «У них больше нет вина». Иисус ответил: «Женщина, как эта твоя забота касается меня? Мой час еще не пришел». Его мать проинструктировала тех, кто обслуживал стол: «Делайте все, что он вам скажет». Как предписано для еврейских церемониальных омовений, под рукой было шесть каменных кувшинов для воды, каждый вмещал от пятнадцати до двадцати пяти галлонов. «Наполните те кувшины водой», — приказал Иисус, после чего они наполнили их до краев. «А теперь, — сказал он, — налейте немного и отнесите дежурному официанту». Они сделали так, как он им приказал. Ответственный официант попробовал воду, ставшую вином, не зная, откуда она взялась; только официанты знали, так как они набрали воду. Затем дежурный официант позвал жениха и заметил ему: «Люди обычно подают сначала отборное вино, а затем, когда они пьют некоторое время, менее выдержанное. Что вы сделали, так это сохранили отборное вино до сих пор». Иисус совершил это первое из Своих знамений в Кане Галилейской. Так явил он славу свою, и уверовали в него ученики его (2:1-11) 9.0015

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

 

Слово

 

Ектений Умиление

Диакон: Всею душою и всем разумением скажем:

Господи, помилуй:4

.

Диакон: Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молим Тебя: Услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей. Молим Тебя: услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (3)

Диакон: Помолимся и о рабах Божиих Г. и Б., ныне соединенных друг с другом: о их здравии и спасении.

Все: Господи, помилуй. (3)

Следующие прошения могут быть добавлены:

Диакон: Дабы Христос Бог наш, который разделил жизнь земного дома в Назарете и совершил первые Свои знамения в Кане Галилейской, мог пребывать в их доме , помоги им в служении другим, как он сам служил людям, и отметь их как живые знаки Своей спасительной любви, скажем все:

Все: Господи, помилуй. (3)

Диакон: Помолимся также о том, чтобы они находили радость и удовлетворение во всех своих начинаниях и чтобы соблазны земной славы никогда не ослепляли их, но чтобы их искреннее желание всегда было богатством, ожидающим их в будущей жизни : О добрый Владыка, услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (3)

Диакон: Помолимся и о том, чтобы этот день бракосочетания принес новую радость и мир в браки всех, собравшихся вместе на это торжество: Господи, услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (3)

Следующее прошение всегда последнее:

Диакон: Помолимся также за тех, кто приносит приношения и делает добро в сем чтимом доме Божием, за тех, кто трудится в его служении, за присутствующих Твоих людей здесь ожидая великой и обильной милости, которая исходит от Тебя, для тех, кто был добр к нам, и для всех православных христиан.

Все: Господи, помилуй. (3)

Священник: Тебе Боже милостивый, человеколюбивый, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Молитва

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Господи Боже наш. В Своем плане спасения Ты счел нужным доказать честь брака, отправившись в Кану Галилейскую. Вы согласились соединить ваших слуг Г. и Б., теперь держите их в мире и согласии. Докажи их брак честным, сохрани их ложе непорочным, пусть их совместная жизнь останется без порока и найди их достойными достичь плодотворной старости, когда они с чистым сердцем исполняют все, что Ты повелишь. Яко Ты Боже наш, Боже милостивый и спасающий, и Тебе, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым благим и животворящим Твоим Духом, славу возсылаем ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Ектений Челобитный

Диакон: Помоги нам, спаси нас, помилуй нас и защити, Боже, Твоей благодатью.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Да будет день сей совершенен, свят, мирен и безгрешен, у Господа просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: Ангела мира, верного наставника и хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: О прощении грехов наших и исправлении несовершенств наших у Господа просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: О благом и полезном для наших душ и о мире в мире у Господа просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: О том, чтобы остаток жизни провести в мире и покаянии, у Господа просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: О христианской кончине жизни нашей – безболезненной, нестыдной и мирной, и о добром счету на страшном судилище Христовом, просим.

Все: Даруй это, Господи.

Диакон: Единства веры и общения во Святом Духе испросив, себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

 

Отец наш

Священник: И удостой нас, Владыка, да смело и без страха дерзаем называть Тебя Отцом, Боже небесный, как говорим:

Отец наш, сущий на небесах , да святится имя Твое; Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе. Дай нам на сей день хлеб наш насущный; и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Яко Царствие, сила и слава Твоя: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Преклонение глав

Священник: † Мир вам всем.

Все: И вашему духу.

Диакон: Склоните головы перед Господом.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Боже, Своей силой Ты сотворил все. Ты поставил вселенную на прочное основание и украсил венцы всех, сотворенных Тобою. Так же благослови духовным благословением и этих рабов Твоих, увенчавшихся в брачной общине. Ибо благословлено имя Твое, и прославлено Царство Твое; Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

 

Общая чаша

Бокал вина отмечает присутствие Христа в их браке, как это было на брачном пире в Кане. Эта «чаша общения» указывает на единство жизни и любви супругов и их готовность вместе пить из чаши жизни, разделяя ее радости и печали.

 

Крестный ход

Священник трижды обводит молодоженов вокруг четвероногого, при этом священнослужители и народ поют тропари:

Танцуй, Исайя!
Дева зачала
и родила Сына, Эммануила,
Который есть Бог и Человек:
имя его «Восток»
Когда мы превозносим Его, Мы называем эту Деву благословенной!

О святые мученики!
Вы хорошо сражались и получили свои короны.
От нашего имени молим Господа
смилостивиться над нашими душами!

Слава Тебе, Христе Боже,
апостольская похвала, мучеников радость,
проповедь Троицы
Единосущная!

 

Снятие венцов

Когда процессия завершена, священник снимает венцы с голов молодоженов, произнося:

Жених! Возвышайся, как Авраам, благословляйся, как Исаак, и размножайся, как Иаков, ходя в мире и праведно исполняя заповеди Божии!

И ты, невеста! Возвышайся, как Сарра, веселись, как Ревекка, и размножайся, как Рахиль, веселясь с мужем и соблюдая заповеди Закона. Делайте это, и вы будете угодны Богу.

 

Молитва

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Боже, Боже наш. Ты отправился в Кану Галилейскую и благословил там брак. Благослови и этих Твоих слуг, ныне соединенных Твоим провидением в брачном союзе. Благослови приходы и отходы их, дай жизни их множество благ и прими венцы их в Царствии Твоем, соблюдая их без пятна, или порока, или поругания во веки веков.

Все: Аминь.

 

Брачное благословение

Священник: Мир вам всем.

Все: И вашему духу.

Диакон: Склоните головы перед Господом.

Все: Тебе, Господи.

Да благословит вас Отец, Сын † и Святой Дух,
Пресвятая Троица, Единосущная,
Источник жизни, единое Божество и единое Царство,
да благословит вас и даст вам долгую жизнь, прекрасных детей, успехов в жизни и Вере,
великий запас благ этой земли
и найти тебя достойным получить
обещанные блага.
Молитвами Пресвятой Богородицы
и всех святых просим.

Все: Аминь.

 

Увольнение

Диакон: Мудрость!

Все: Честнейший херувимов и без сравнения славнейший серафим, непорочно носивший Слово Божие. О истинная Богородица, Тебя превозносим.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Всем: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *