Святые места осетии: Цейское ущелье. Священные места Северной Осетии

Цейское ущелье. Священные места Северной Осетии

Цей — край снежных вершин, бурных рек, ледников, заповедных лесов, альпийских лугов, чистого воздуха, великолепных пейзажей и священных мест, о которых мы и поговорим.
Цей расположен в Алагирском районе Северной Осетии.
От Пятигорска до Цея можно доехать за 4 часа, расстояние составляет примерно 220 километров, поэтому выезжать надо рано утром.
Рассветы, запечатленные по дороге в Цей 4 июля 2010 и 27 октября 2013 года:

У осетин самый почитаемый святой — Уастырджи, который является своего рода синтезом покровителя алан и Георгия Победоносца. Уастырджи изображают восседающим верхом на коне и поражающим злого змея.
Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи, он считается врагом воров, мошенников, убийц.


Культ Уастырджи уходит корнями глубоко во времена язычества.
Женщинам раньше запрещалось произносить имя этого святого, и говорили о нём иносказательно: «лагты дзуар» — «бог мужчин». Свои молитвы они возносили к женскому божеству — Мады Майрам. Но после Великой Отечественной войны этот запрет был смягчен, так как многие осетинки, молившиеся Уастырджи за своих отцов, братьев, мужей и сыновей, приносили ему различные дары.

Первой остановкой на нашем пути является комплекс — святилище Святого Георгия.
В центре возвышается фигура Уастырджи, поражающего копьем змея. Место это культовое, сюда приезжают гости региона и местные жители. Посещение мест, посвященных святому Георгию — обязательная часть свадебных обрядов. Здесь же в третье воскресенье ноября осетины отмечают свой самый главный праздник — День Георгия Победоносца (Джеоргуыба).

Чуть дальше можно увидеть три мраморные плиты: на левой изображен лик Мады Майрам (в христианстве ей соответствует Пресвятая Дева Мария) — покровительницы женской плодовитости, которая особо почитается молодыми женщинами детородного возраста, в центре — Уастырджи и справа — Мыкалгабырта (христианские архангелы Михаил и Гавриил) — божество в традиционной осетинской религии, к которому обращаются с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада и избавить людей от бед и болезней.

На въезде в Ардонское (Алагирское) ущелье находится ещё одно святилище Святого Георгия — Ныхас Уастырджи. Слово «ныхас» с осетинского буквально переводится как «беседа», то есть осетинское вече, место для общественных собраний.
Здесь славный богатырь верхом на коне нависает над дорогой, словно застыв в прыжке.
Святилище появилось в середине XIX века, а вот статую установили только в 1995 году. Изготовили всадника на заводе «Электроцинк» во Владикавказе, а в Алагирское ущелье транспортировали на вертолете.

Вес всей конструкции составляет 28 тонн, а высота только одной головы коня — 6 метров. Это самый большой конный памятник в мире.
На площадке под памятником установлена огромная металлическая чаша, накрытая крышкой с прорезью для сбора пожертвований. Многие проезжающие мимо водители так делают. Это давняя традиция: на горных дорогах покровителя путников Уастырджи всегда просили о безопасном пути, о спасении от камнепадов.
Пожертвования идут на содержание святилища, а также по большим национальным праздникам на них готовят традиционные осетинские блюда, которые может отведать любой желающий.
Здесь же установлен огромный каменный стол с креслами, за которым старейшины едят осетинские пироги, пьют осетинское пиво (по-местному оно называется «ронг», а по вкусу и крепости скорее напоминает квас) и решают важные вопросы.

Но однажды произошло очень неприятное событие: из-за сильного ветра памятник отвернуло в сторону (если посмотреть по карте, взгляд Уастырджи направлен на столицу республики Владикавказ). Старейшины сказали: «Недобрый знак. Покровитель отвернулся от нас. Быть беде». И беда не заставила себя ждать. О событиях в городе Беслане знает каждый. Но в настоящее время памятник дополнительно укреплен, поэтому в будущем больше не должно быть никаких неприятностей.

Кстати, как вы можете заметить, что Уастырджи на всех моих снимках изображен со стороны. По заповедям осетин, Уастырджи не любит, когда его наблюдают или фотографируют спереди и тем более не любит, когда встают и фотографируются перед ним, тем самым ставя себя выше, чем он.

Чуть выше над каменным столом на склоне установлена скульптура орла, терзающего змею, символизирующая победу над болезнями. Об этом орле существует красивая легенда:


В горах, у снежных перевалов, где пышно луг альпийский цвел,
Гнездо орлиное на скалах с орлицей свил себе орел.
И высоко под облаками, с небес нацелив зоркий глаз,
Парил он с горными орлами, следя добычу в ранний час.
Среди цветов долины яркой, где речка вызмеила путь,
Устав кружиться в полдень жаркий, он сел на камень отдохнуть.
Но лишь сомкнул в дремоте очи, сложив усталые крыла,
Как, чешуей блестя, меж кочек, змея бесшумно подползла.
Она незримая лежала, таясь в тени, среди камней,
Чтобы свое гадючье жало вонзить в того, кто был сильней. ..
И в грудь ужаленный змеею, свалился замертво орел
В горячий ключ, что под горою кипел бурля, стекая в дол.
Но вдруг — о чудо! Той водою омытый, ожил царь долин.
И в небо с силой молодою взлетел, как гордый властелин…
И камнем, сброшенным с утеса, он пал, раскинувши крыла,
Как бы терзая клювом острым в когтях болезнь и силы зла…
Вот так, преданию обязан, в предгорном солнечном краю,
И стал эмблемой Вод Кавказа орел, терзающий змею.

(к сожалению, автор стихов неизвестен)

Скульптура орла в этом месте установлена не случайно, ведь неподалеку от святилища Святого Георгия действует бальнеологический курорт Тамиск, где отдыхающие лечатся минеральной водой, как и орел из легенды.

Недалеко от дороги можно увидеть озеро, заполненное сероводородной водой.
По одной из версий, это озеро является рукотворным: при строительных работах случайно зацепили источник, из которого бурным потоком хлынула вода и заполнила низину.

Подобная водичка хорошо знакома жителям и гостям города Пятигорска: ее выдает голубоватый цвет и характерный запах тухлых яиц.

А мы едем дальше.
По мере приближения к Цею дорога становится очень живописная, но в то же время очень опасная: высота обрывов достигает нескольких десятков метров.
На фото вид на X-образное слияние рек Ардон и Цейдон. Можно в полной оценить насколько высоко проходит дорога.

А вот он и Цей…
Наверх ущелья ведет канатная дорога. Зимой здесь действуют горнолыжные трассы различных уровней сложности. Максимальная длина составляет около 3 километров, а перепад высот — около километра, что позволяет лыжникам и сноубордистам развивать большие скорости.


Снимки, сделанные перед подъемом и при подъеме наверх на канатке.

В верхней части Цейского ущелья всегда холодно — сказывается высота (наивысшая точка курорта составляет 2870 метров) и близость спускающегося в ущелье Сказского ледника. Даже летом здесь может начаться снегопад.

А вот панорама Цейского ущелья:

Растительный мир Цея разнообразен: мачок желтый, буквица лекарственная, синюха голубая, герань грузинская, ломонос и т. д.

Финальная точка маршрута — святилище Реком. Но что же это такое на самом деле?
Одна из осетинских легенд гласит, что нарт Батраз в то время увлеченно мстил всем нартам за смерть своего отца Хамыца, которого убили за то, что он пользовался большим успехом у женщин. И так Батраз преуспел в своей мести, что нарты обратились за помощью к Дзуарам-небожителям, а те, в свою очередь, потребовали от Бога, чтобы тот убил Батраза.


Батраз хоть и был любимым нартом Бога, всё же явно переусердствовал в своей мести. И бог вынужден был согласиться с требованием Дзуаров — убить Батраза. Выполнив эту тяжкую миссию, Бог пролил три слезы. Одна из них упала в Цейском ущелье и стала Рекомом.
Реком представляет собой паломническую тропу, на которой находится несколько святилищ. При входе в Реком можно увидеть табличку с правилами поведения, которые нужно неукоснительно соблюдать. Хочу отметить, что вдобавок к этим требованиям не приветствуется, чтобы женщины видели фасад мужского святилища в том числе и на фотографиях.

Реком расположен на левом берегу реки Цейдон. С севера поляна вплотную подходит к гранитным скалам, которые когда-то обнажились после схода ледника. А на юге, на противоположном берегу Цейдона, расположена угрюмая махина горы Монах.
К сожалению, Реком не дошел до нас в первозданном виде: в 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Местные жители связали это несчастье с грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. После уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается.

Мужское святилище сложено из бревен. Кстати, по схожей технологии рубили русские избы. У стены лежат черепа и кости жертвенных животных, внутри помещения находятся различные священные предметы. Чуть в стороне от мужского святилища находится деревянная беседка с огромным столом и лавками, где проводятся национальные праздники и собрания старейшин.

Вид на мужское святилище я тоже сфотографировал специально со стороны тропы, чтобы соблюсти компромисс с правилами поведения на святилище.

Далее расположено женское святилище: небольшой бревенчатый домик, куда женщины могут прийти, помолиться о здоровье и оставить подношение. Подношение может быть любой дорогой для женщины вещью.

На тропе можно увидеть небольшие ручейки, водопадики и вековой лес…

На дне ущелья бурлит мощный поток Цейдона, а на противоположной стороне можно увидеть последствия схода селевого потока

Подзарядившись энергией священных мест Северной Осетии, возвращаемся обратно. Высокие горы остаются позади.

Впрочем, проезжая через Алагир, можно посетить еще одно священное место — Собор Вознесения Господня. Храм построен в 1851-1853 годах из розового туфа в византийском стиле по проекту архитектора Г. Гагарина. Был закрыт в 1927 году, после чего здесь располагался краеведческий музей. В 1989 году собор возвращен верующим, а реставрационные работы завершены в начале 2000-х годов.

На этом я хочу завершить репортаж. Спасибо за внимание.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.

Бить или не бить: права женщин в трактатах средневековой Европы и Руси

Валерия Антонова

9 апреля 2023

14 096

Бить или не бить: права женщин в трактатах средневековой Европы и Руси

Помните, в «Преступлении и наказании» Достоевского Разумихин предлагает Раскольникову перевести немецкий текст, автор которого рассуждает: человек женщина или нет? Этот вопрос был актуален и в XIX веке, а уж в Средневековье философы на этот счет сомневались всерьез.

Неудобные попутчики, или Полет с…

Виктория Базоева

8 апреля 2023

25 875

Неудобные попутчики, или Полет с…

Самые чудовищные типажи соседей по самолету

Весенние грибы: строчки и сморчки — правда и мифы о съедобности 

Елена Щипцова

7 апреля 2023

Весенние грибы: строчки и сморчки — правда и мифы о съедобности 

Где искать, как отличить съедобный от ядовитого, и как приготовить

Пылевая буря накрыла автомобилистов в Красноярском крае — видео

9 апреля 2023

В зоопарке Честера показали первые фото редких суматранских тигрят, родившихся здесь

9 апреля 2023

Во Флориде 2,5-метрового аллигатора извлекли из бассейна частного дома

8 апреля 2023

В Италии найдена нетронутая этрусская гробница с остатками последней трапезы

8 апреля 2023

Топ-15 горнолыжных курортов Москвы и Подмосковья

Топ-10 самых богатых людей мира — 2022

Животные, открытые в 2022 году

Самая грустная рыба на Земле: рыба-капля

Почему кошки урчат

Как строили пирамиды в Египте 

Между двух миров. Жизнь в терминале аэропорта 

Путешествуем по чудодейственным местам Северной Осетии

Комсомольская правда

Результаты поиска

Туризм: ЭкскурсииТуризм на Северном Кавказе

19 мая 2011 1:00

Где в республике просят Бога о помощи [путеводитель «КП»]

В Северной Осетии — Алании проживают люди, исповедующие различные религии: христианство, ислам, язычество. Причем основные — православие и ислам — тесно переплетены с языческими обрядами. Именно поэтому в республике много святых мест, которые в равной степени чтут люди самых разных вероисповеданий.

Святилище Реком

Вход на священную территорию только для мужчин

Где находится: в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря.

Зачем сюда приходят люди?

Реком — чисто мужское святилище. Оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.

Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной. Там находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников, начинавшаяся у селения Бурон. Вступавшие на священную территорию проходили специальный обряд очищения, а присутствие в святилище сопровождалось сложной системой запретов — «табу». Сегодня попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским мужским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник — Хорыбон.

Существует легенда: однажды в день праздника женщина с ребенком на руках по ошибке направилась другой тропой, и когда вместо женского святилища стала приближаться к Рекому, вдруг подул сильный ветер, превративший ее и ребенка в каменные изваяния.

Известно, что осетинские воины перед сражением совершали здесь обет братания — ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей.

Но недалеко от Рекома существуют несколько чисто женских святилищ. Например, святилище Мады Майрам, куда, в свою очередь, не должна ступать нога мужчины.

Мощи святого Георгия-Победоносца

Где находятся: город Владикавказ, Свято-Георгиевский кафедральный собор.

Зачем сюда приходят люди?

Святой Георгий — один из самых почитаемых святых в Северной Осетии. В каждом населенном пункте есть храмы или часовни, построенные в честь отважного воина, пострадавшего за христианскую веру. Считается, что святой помогает всем: больным, нищим, даже животным.

Историй исцеления от мощей святого Георгия великое множество.

— Меня готовили к операции, — поделилась одна из прихожанок храма. — Говорили, болезнь серьезная, никаких гарантий врачи дать не могут. А тут мощи привезли. Это для нашей осетинcкой земли настоящее чудо. Я приходила несколько раз им поклониться. Перед операцией еще раз зашла. И мои молитвы с помощью святого Георгия Бог услышал. Операция прошла без осложнений и последствий. Сейчас я абсолютно здорова.

Река Фиагдон и Свято-Успенский Аланский мужской монастырь

Где находится: в Куртатинском ущелье.

Зачем сюда приходят люди?

Река Фиагдон — считается вторым Иорданом. Верующие люди говорят, что купание в реке во время Крещения может исцелить все болезни. Именно поэтому сюда каждый год в Крещенскую ночь стекаются десятки тысяч паломников.

— Я очень сильно болела, — рассказывает одна из паломниц, приехавшая на Фиагдон из Ростова. — Мне люди сказали, что, мол, надо ехать в Израиль, на Иордан, или в Осетию, на Фиагдон. Приехала в первый раз два года назад, на Крещение. Здесь снег лежит, мороз под минус 30. Было страшно нырять, но с Божьей помощью окунулась и как заново родилась. Теперь я каждый год сюда приезжаю.

Здесь же на берегу реки стоит самый высокогорный в России монастырь. До XVIII века в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ущелье на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа чудотворная икона «Моздокская» — дар святой царицы Тамары.

В годы Великой Отечественной войны икона была утеряна. Монахи созданного несколько лет назад Свято-Успенского монастыря в настоящее время отстроили Иверский храм Пресвятой Богородицы. Новая церковь обители — точная копия древних Аланских храмов, выложенных из камня в традициях осетинского зодчества.

Храм монастыря построен в лучших традициях осетинского зодчества

Роща Святого Хетага

Где находится: недалеко от селения Суадаг.

Зачем сюда приходят люди?

Каждый год роща Святого Хетага — зеленый островок посреди открытого поля — на один день перестает быть тихим, уединенным местом. В первое воскресенье июля тысячи паломников со всей республики (в последние годы сюда приезжают и жители Южной Осетии) стекаются в расположившуюся на берегу реки Ардон рощу, чтобы отдать дань древней традиции.

В основе праздника лежит древнее предание, согласно которому Хетаг против воли своих родственников одним из первых в Осетии принял христианство. Преследу-емый разгневанными близкими, обессилевший, он обратился к небесам с просьбой о помощи, и тогда от леса, покрывающего склоны близлежащих гор, отделилась роща и укрыла беглеца. С тех пор по легенде это место считается святилищем.

На праздник в святилище съезжаются целыми семьями

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД «Комсомольская правда» г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД «Комсомольская правда» г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Боль и надежда в древней православной Осетии. / Православие.Com

Иеромонах Никодим (Бекенев).
Фото: А.Поспелов / Православие.Ру – Фр. Никодим, расскажи немного о себе, о том, как ты попал в монастырь.

– Я родился и вырос в Москве. Меня крестили в десять лет, и с этого возраста я считаю себя верующим. Своим участием в церковной жизни я обязан своим родителям, прежде всего отчиму. После школы я поступил в 1905 Московская академия художеств. Я рос как большинство московских мальчишек — занимался спортом, боролся, учился, гулял с друзьями. В юности, во время учёбы, я немного отдалился от церковной жизни. Но к концу учебы моя вера зажглась и загорелась новой силой, и уже через несколько месяцев после выпуска я «бежал» от мира и ушел в монастырь.

– Несмотря на то, что вы жили в Москве, вы поддерживали контакты с осетинской диаспорой или с Южной Осетией?

– У меня есть родственники и друзья, живущие в Южной Осетии. В советские годы мой отчим работал главным режиссером Юго-Осетинского театра драмы. Естественно, его друзья и коллеги были постоянными гостями в нашем доме, так что я фактически вырос в осетинской среде. Конечно, я часто видел в Южной Осетии своих друзей, практически все они православные, и вижу их до сих пор.

– В качестве священника вы посещаете Южную Осетию, которая находится под юрисдикцией Грузинского Патриархата. Доводилось ли вам получать благословение от правящего иерарха Грузинской Православной Церкви во время ваших пастырских визитов в Южную Осетию?

– Да. В начале 2008 года я поехал туда крестить своего родственника в Южной Осетии. Ситуация уже тогда была напряженной, но пересечь границу с Грузией еще можно было. Монах нашего монастыря иеродиакон Нафанаил (Муралошвили) в это время находился в Тбилиси в гостях у родителей. У него был день рождения, и мы договорились встретиться на границе. Он пришел ко мне на встречу с игуменом Иоанном (Абасошвили), священником Грузинской церкви. о. Натаниэль хотел пригласить меня в Тбилиси, познакомить со своими родителями. Он пошел к местному иерарху, архиепископу Исайе, просить помощи в переходе границы. Владыка помог нам, и, естественно, когда я приехал в Грузию, я пошел к архиепископу, чтобы поблагодарить его за помощь. В то время я также просил его благословения на совершение таинств.

– Есть ли что-то особенное, что вы могли бы отметить в местной церковной практике этого региона? Сохранилась ли православная духовная традиция в атеистический советский период, после гонений на Церковь?

– Осетины – древний православный народ, потомки аланов, принявших православие из Византии в Х веке. Известны также аланские святые, пострадавшие также во втором веке. У аланского народа православие было государственной религией. В реестре Константинопольского Патриархата Аланская митрополия занимала 61-е место, сразу после Киева. Конец четырнадцатого века был катастрофическим для алан; они были почти полностью уничтожены, сражаясь за свою веру с армиями Тамерлана. Остался лишь очень небольшой остаток, который враг не смог уничтожить, и это то, что теперь есть современные осетины (одно из древних названий алан — овы, или ясы). Каждый осетин впитывает идеи о Боге, святых, молитве и т. д. с самого рождения, через традиции, сохраненные его предками.

Каждый осетинский праздник, любое важное событие начинается с молитвы Богу и святым. Осетины считают святого великомученика Георгия (Уастырджи) своим святым покровителем и всегда взывают к его помощи, защите и поддержке друг друга. На территории Осетии много древних христианских памятников, как северных, так и южных. Хотя многие из них не сохранились до наших времен, люди помнят эти места, чтят память святых или христианских событий, которым были посвящены эти церкви или часовни. На юге многие из этих сооружений рушатся на глазах, потому что нет денег на их восстановление. В некоторых селах люди своими руками строят новые церкви взамен утраченных. Несколькими десятилетиями раньше можно было бы сохранить многие памятники христианства — церкви и сами фрески. Но и сейчас есть немало исторических памятников, свидетельствующих о христианских подвигах древних подвижников.

Некоторые люди не могут понять, чему поклоняются осетины, когда идут молиться в лесистую местность или на холмы. Некоторые даже думают, что поклоняются камням или деревьям, но на самом деле это места, где когда-то стояли древние церкви. Места, где были разрушены алтари, отмечены особо, и из почитания святого места люди стараются не нарушать там покоя и не наступать на него.

Почти все осетинские праздники имеют древнехристианские корни. До Октябрьской революции царская Россия и церковные власти понимали значение христианства для осетин. Священное Писание было переведено на осетинский язык, а в Северной Осетии Богослужения для народа совершались на родном языке.

В отличие от Севера, в Южной Осетии при советской власти не совершались богослужения, хотя в самом Цинквали и в окрестных селах сохранилось несколько церквей. Конец советской власти стал началом конфликта с Грузией. В 1989 году Грузия уже говорила на правительственном уровне о выходе из Советского Союза и о России как о враге номер один, а Юго-Осетинская Автономная Республика выразила желание остаться в составе Советского Союза и провозгласила себя независимой республикой. Начались смутные времена, этнические осетины подвергались гонениям и увечьям; десятки тысяч человек были вынуждены бежать из Грузии в Россию из-за преследований осетинской национальности, грабежей и убийств. Опустели древние осетинские села Гори и других районов Грузии. Почти всю территорию охватила война, в результате которой погибли и были ранены тысячи мирных жителей.

Грузинская Церковь считала и считает Осетию своей канонической территорией. Тем не менее Грузинская церковь не предпринимала серьезных попыток окормления югоосетинской паствы. Возникла неканоническая Церковь, которая действует до сих пор.

– Вы уже были иеромонахом, когда в 2008 году возник военный конфликт. Как вы восприняли известие о конфликте двух православных народов?

– Как личная трагедия.

– Как скоро после конфликта вы уехали в Южную Осетию? Что внутренне мотивировало вас пойти туда?

– В ночь на 7 октября 2008 года я узнал об артиллерийском обстреле города. Я пытался связаться с друзьями и родственниками, и к следующему вечеру уже был в пути. Весь день 9 октября я был в машине, а на следующий день уже был в Южной Осетии. Моя внутренняя мотивация в такой ситуации, думаю, понятна любому.

— Расскажите о своих впечатлениях от увиденного. Вера и молитва помогли православным осетинам преодолеть тоску или желание отомстить грузинскому правительству, которое способствовало возникновению этого братоубийственного конфликта?

– Ни война 1991–92 годов, ни эскалация конфликта в 2004 году не принесли таких массовых разрушений, как августовский конфликт 2008 года. Это было ужасное зрелище! Связь была плохой. Еще находясь в дороге, я слышал, что многие мои знакомые погибли, потому что до них нельзя было дозвониться. К счастью, многие из этих сообщений оказались ошибочными, но не все… Атмосфера паники и подавленности сменилась надеждой на скорое окончание военных действий. Город был разрушен и горел. В самом городе умерших хоронили в садах и дворах домов; за городом было много мертвых, и повсюду пахло трупами.

Людям пришлось пережить очень многое, особенно тем, кто прятался в подвалах, пока грузинские солдаты «зачищали». Они бросали ручные гранаты в те подвалы, где, как они подозревали, скрывались люди. Многим приходилось видеть, как людей расстреливали или сжигали, машины давили танками. Были автомобили с женщинами и детьми, которые пытались покинуть город по дороге Зара. Мои друзья, служившие в осетинских миротворческих батальонах, своими руками извлекали обгоревшие тела детей из горящих машин.

– Как Вы считаете, способна ли Грузинская Православная Церковь в настоящий момент окормлять православную паству в Южной Осетии?

– На мой взгляд, и я думаю, что разделяю это мнение с большинством жителей Южной Осетии, они сейчас не дееспособны. Я слышал от грузин мнение, что грузинского священника не пустят в Южную Осетию. Теперь это так. Но мне кажется, что раньше такое мнение было бы беспочвенным, потому что в Цинвали жили и есть этнические грузины, к тому же никогда не подвергавшиеся репрессиям, и за этих людей можно было бы приехать и служить в 1990-е годы. Но такой попытки никто никогда не предпринимал. Если бы хоть один грузинский священник претерпел вместе со своей паствой трудности, лишения и артиллерийские обстрелы и помолился бы за них в осажденном городе, люди бы знали, что Церковь выше политики. Но их там не было. На их место пришли люди с мужеством и любовью, необходимые своему народу, но это были члены неканонической группы. Это трагедия! Что же касается канонической юрисдикции, то, к сожалению, мы можем лишь вновь констатировать тот прискорбный факт, что она утратила доверие осетинского народа на многие десятилетия вперед.

Конечно, я понимаю, что с обеих сторон накопилось много гнева и боли. Я думаю, что это можно почерпнуть из моих ответов, хотя я говорил искренне. Но поверьте мне, с божьей помощью, я не несу зла на грузин. Есть боль невосполнимой утраты и тяжесть совершенной несправедливости. Сможем ли мы, осетины и грузины, подняться до того духовного возраста, к которому призывает нас Христос? Я думаю, что это самый важный вопрос, который стоит перед каждым из нас. Это то, о чем мы должны просить Бога в молитве.

– На ваш взгляд, какую роль могла бы сыграть Русская Православная Церковь или другие Православные Церкви в урегулировании этого страшного политического и отчасти церковного конфликта?

– Хотелось бы, чтобы Русская Православная Церковь и Грузинская Православная Церковь не были равнодушны к судьбе православного народа. Как это будет происходить, судить не мне. Осетины как на своей северной, так и на южной родине исторически связали свою судьбу с Россией. Этот выбор был сделан более 200 лет назад. Осетины были приняты русским правительством как свободные люди, они не были вассалами другого государства, и у них не было рабского менталитета. Когда императрица Екатерина [Великая] принимала их [в составе Российской империи], она уподобляла их русскому казачеству. Поэтому они жили в Российской империи на тех же условиях, что и казаки, — как вольницы, и были обязаны поставлять воинов в русскую армию, участвовать во всех войнах вместе с русскими. Все это время они отстаивали условия договора как священные, ни разу не предав Россию. В революционные годы большая часть осетин, как и казаки, остались верны престолу и присяге, так же было и во время Великой Отечественной войны — они были верны своей стране. Осетины – православный народ, и им должна быть предоставлена ​​возможность получать законную духовную опеку. Разделение Осетии на Северную и Южную может быть и географическим, но не политическим и уж тем более не духовным. Осетины — одна нация.

– Как вы, как очевидец, оцениваете масштаб морально-психологических бедствий в Южной Осетии?

— Такие страшные события не оставляют людей невредимыми. Выросло поколение людей, так и не увидевших доходной, мирной жизни. Нервные срывы, сердечные приступы… Люди гибнут в результате войны даже спустя месяцы и годы после ее окончания. Нужна серьезная работа по преодолению этих последствий, и роль Церкви в этом очень велика.

– Оказывает ли Сретенский монастырь, монахом которого вы являетесь, помощь жертвам военного конфликта в Южной Осетии?

– Как и во всех монастырях и храмах Русской православной церкви, в Сретенском монастыре собирались пожертвования для пострадавших во время грузинского нападения.

– По вашему личному духовному опыту, что вы считаете самым важным для пастырей в Южной Осетии?

– Сегодня Южная Осетия – благодатное поле для пастырского служения. Большинство людей, которые там живут, считают себя православными и чувствуют связь с Россией не только политически, но и, что более важно, духовно. Пропасть, образовавшаяся в церковной жизни при советской власти, теперь исчезает. Люди ходят в церковь, и велика жажда слова Божия. Святые отцы говорят, что самые важные условия для спасения — это память о смерти и страх Божий — и это то, что есть у людей, живущих там. Тщеславные и мирские ценности отодвинуты на более низкое место.

Иеромонах Никодим (Бекенев) дала интервью Монахиня Корнелия (Рис)

Северная Осетия-Алания | республика, Россия

Северная Осетия-Алания , также называемая Северная Осетия , русский Северная Осетия-Алания , республика (республика) на юго-западе России, на северном фланге Большого Кавказского хребта. Граничит на юге с Грузией, на севере — Сунженским и Терским хребтами. Столица и крупнейший город — Владикавказ.

Северная Осетия гористая, с Главным (Главным) хребтом, достигающим 15 682 футов (4780 метров) на горе Джимара, а другие вершины в республике достигают более 14 000 футов (4250 метров). Параллельно Главному гребню идет ряд более низких хребтов, через которые реки прорезают глубокие и живописные ущелья. Республика полностью лежит в бассейне верхнего Терека и его быстротекущих притоков, выходящих в горы и соединяющихся перед прорезыванием Сунженского хребта на севере в другом глубоком ущелье. Северная часть республики простирается через Сунженский и Терский хребты и включает часть средней Терской равнины вокруг Моздока.

Климат, почвы и растительность резко меняются в зависимости от рельефа. В самых низких местах на плодородных черноземах распространена степная растительность, которая выше сменяется густыми лиственными лесами из дуба и бука. Еще выше — хвойные леса из ели, пихты и сосны, постепенно уступающие место альпийским лугам и, наконец, голым скалам и льду. И суровость температурного режима, и количество осадков увеличиваются с высотой. В бассейнах рек количество осадков составляет 24 дюйма (600 мм) в год или меньше; в более высоких областях до 35 дюймов (900 мм).

Осетины смешанного ирано-европейского происхождения; их язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. С 7 века до н.э. по 1 век н.э. Осетия находилась под скифо-сарматским влиянием, которое сменилось влиянием воинственных аланов, которые считаются прямыми предками современных осетин. Позже Монгольская империя 13 века распространила свое влияние на Осетию, и аланы были вынуждены переселиться в горные районы. Русская колонизация началась в северной части Осетии, особенно после основания крепости Владикавказ в 1784 году. Помимо осетин и русских, в республике проживают ингуши, армяне, грузины и украинцы. Восточно-православное христианство является преобладающей религией, а мусульмане-сунниты составляют небольшое, но значительное меньшинство. Наряду с этими и другими верованиями существуют коренные дохристианские и доисламские обычаи, а элементы традиционных верований были интегрированы в религиозную жизнь Северной Осетии.

В 1990-е годы многие ингуши республики были вынуждены бежать в соседнюю Ингушетию, а боевые действия вспыхнули в Южной Осетии в Грузии, где осетины добивались независимости или союза с Северной Осетией. Город Беслан на северо-востоке Северной Осетии стал местом этнического насилия в 2004 году, когда чеченские боевики захватили школу и около 1200 заложников, в основном детей; в результате вооруженного боя между боевиками и российскими силовиками погибло около 325 человек, около 700 получили ранения.

Промышленность республики сосредоточена во Владикавказе и включает металлургию, производство строительных материалов, химикатов и продуктов питания; добываются свинец, цинк и доломит. Использование древесины, особенно буковых лесов, имеет важное значение на обоих флангах Кавказа. Горы также являются популярным туристическим направлением. Гидроэлектростанции построены на реке Терек во Владикавказе и на реке Гизельдон. Сельское хозяйство сосредоточено на нижних склонах и вблизи Моздока; на орошаемых полях выращивают пшеницу, кукурузу (кукурузу), картофель, коноплю и фрукты. На более высоких склонах разводят овец и крупный рогатый скот.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *