Святые места туркестана – маршруты и стоимость экскурсий для паломников, советы путешественникам

Содержание

достопримечательности и святые места города

На юге Казахстана среди засушливых степей расположился город Туркестан. Достопримечательности местности входят в наследие ЮНЕСКО и являются объектами паломничества многих людей. Богатая история города делает его интересным для туристов. Что посмотреть в Туркестане?

Фото: liter.kz

Туркестанская область славится святыми местами, паломничество по которым для мусульман приравнивается к хаджу в Мекку. Вот какими достопримечательностями богат город Туркестан:

Мавзолей Арыстан-Баба

Фото: krasivye-mesta.ru

Мавзолей является усыпальницей Арыстанбабы — учителя и наставника поэта Ходжи Ахмеда Ясави. С постройкой здания связана интересная легенда, согласно которой Тамерлан изначально возводил мавзолей для ученика Арыстанбабы, но постройка странным образом разрушалась.

Тогда Тамерлану приснилось, что сразу необходимо сделать мавзолей для учителя, а после для ученика. Военачальник так и поступил. С тех пор принято посещать святые места в определенной очередности, начиная с мавзолея Арыстан-Баба.

Недалеко от мавзолея расположен колодец с целебной и очень соленой водой. Паломники набирают немного жидкости в бутылки и забирают с собой. С 1982 года здание охраняется государством.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Фото: yvision.kz

Огромное строение возвел Тамерлан на месте захоронения проповедника Ходжи Ясави. Главная достопримечательность Туркестана включает 8 помещений, а высота потолка в центральном зале достигает 44 метров.

Внутри находится огромная чаша из семи металлов. В диаметре она достигает трех метров и весит две тонны. Чаша наполняется священной водой из колодца, который установлен в колодезной. Путешествуя по мавзолею, можно осмотреть подземную мечеть, бани, усыпальницу, а также Великую крепостную стену.

Святые места Туркестана ежегодно посещаю множество туристов, поэтому недалеко от постройки находятся сувенирные лавки, рынок и железнодорожный вокзал.

Хильвет

Фото: viamichelin.ie

Достопримечательность расположена недалеко от мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Это подземная мечеть, куда по легенде спустился Ясави, чтобы прожить остаток жизни в молитве. Это большой навес, который установлен на колонны и покрывает площадь. Сквозь люки на крыше в помещение попадает свет.

В 1940-х годах в Туркестане строили маслозавод и забрали часть кирпичей из мечети. Но в 1980 году помещение восстановили. Убранство комнат не сохранилось до наших дней, зато на стенах остались росписи и резные рисунки.

Мечеть не действует по назначению, из нее сделали музей, поэтому посетить и оценить постройки может каждый желающий.

Мавзолей Гаухар Ана

Фото: azretsultan.kz

Для дочери Ходжи Ахмета Ясави Гаухар также возвели усыпальницу. Женщина стала великой личностью благодаря дару целительства. Гаухар всегда лечила людей, но не могла иметь детей.

Легенда гласит, что целительницу захоронили на месте убийства ее брата, который набирал воду из колодца. Сегодня к священному колодцу приходят женщины в надежде исцелиться и родить детей. Для этого они обливаются водой и молятся Гаухар. Интересно, что вода моментально высыхает на теле и даже в холодную погоду во время омовения никто не болеет.

Люди, побывавшие в этом святом месте, утверждают, что целительница действительно помогает женщинам иметь детей. Колыбель Гаухар расположена на высоком холме и обладает мистической силой.

Читайте также: Природные достопримечательности Казахстана: топ-10

Мавзолей Укаш-Ата

Фото: azretsultan.kz

Решили посетить Туркестан? Святые места расположены не только в городе, но и по всей области. В 35 километрах от города расположился мавзолей военачальника и защитника Мухаммеда. Легенда гласит, что Укаш был могучим батыром, рост которого достигал 12 метров. Никто не мог победить великана, не брало его ни одно оружие.

Враги настигли батыра во время утренней молитвы и отрубили голову, которая покатилась в колодец. Место, где текла кровь богатыря, друзья покрыли саркофагом из глины. Саркофаг можно увидеть внутри мавзолея. Рядом расположен священный колодец, куда упала голова батыра.

Здесь паломники просят о благополучии, очищаются от грехов. Завершают путешествие забором воды из колодца.

Колодец Укаш-Ата

Фото: yvision.kz

Об этом чуде стоит рассказать подробнее. Колодец представляет собой узкий каменный тоннель глубиной 25 метров. Щель в скале настолько извилистая, что обычное ведро с трудом проходит в отверстие. Каждый может забросить ведро, но не каждый достанет воду.

Считается, что безгрешный человек с добрыми намерениями зачерпнет полное ведро воды. Некоторые достают половину, четверть или вытаскивают совсем пустое, искореженное ведро. В последнем случае стоит посетить святое место повторно. Если же вместе с водой оказались камни — это благоприятный знак судьбы.

Вода в колодце лечебная и по составу совпадает с водой из Мекки. Поэтому каждому хоть раз стоит посетить святое место.

Отрарский оазис

Фото: turanasia.kz

В 57 километрах от Туркестана находится исторический заповедник. Археологи много лет ведут раскопки городища, которое было частью Великого шелкового пути. Отрарский оазис расположился у рек Сырдарья и Арыс, поэтому служил местом пересечения многих кочевников.

Расцвет оазиса пришелся на I–XIII века н. э. Город поражает размахом, который отражается в величественных дворцах, мечетях и кварталах. Уже в то время в каждом доме была канализация и комнаты для гигиены. Со временем засуха и частые набеги джунгаров заставили жителей покинуть город.

Сейчас на территории Отрарского оазиса кипит работа по организации культурного наследия. Инфраструктура должна повлиять на привлечение туристов и возрождение исторических памятников.

Мавзолей Домалак Ана

Фото: silkadv.com

Туркестан богат священными местами. Одно из таких — мавзолей Домалак Ана — Святой Матери. Он находится недалеко от города. Сейчас к захоронению ведет асфальтированная дорога, а ранее здесь была узкая тропа. Люди со всего мира приезжали помолиться Святой Матери.

Домалак Ана была умной и мудрой женой Байдинбек Ата. Ее уважали за доброту и дар предвидения. Легенда рассказывает, что разбойники увели у ее мужа тысячу лошадей. Байдинбек Ата собрался в погоню, но мудрая женщина сказала, что из табуна вернулся один конь, поэтому вернутся и остальные. Муж не прислушался к совету жены и потерял в сражении шестерых сыновей. А табун вскоре вернулся домой.

Мавзолей находится недалеко от заповедника Каратау. Сюда входит сад, места захоронения и поклонения.

Долина Сорока исчезнувших святынь

Фото: dmt.kz

Эта долина является местом, где остановился Ноев ковчег. У подножия горы Казыгурт расположены каменные символы, которые несут особую силу. Перед посещением святого места женщины обязательно надевают платок. Также все туристы проходят омовение.

Ворота — первый каменный символ. Сквозь них проходят только с правой ноги. Далее растет тутовник, который символизирует плодородие. Главная достопримечательность — скала Адама и Евы. В ней есть расщелина, но пройти сквозь нее сможет лишь тот, кто силен верой. Перед остальными проход закрывается.

Люди, побывавшие в святом месте, отмечают легкость и прилив энергии. Сюда едут все, кто просит о здоровье и благополучии.

Туркестан — город святынь и достопримечательностей. Это место для всех, кто хочет очиститься от грехов или просить у Господа помощи. Совершить паломничество по святым местам Туркестана должен каждый.

Читайте также: Достопримечательности Павлодара и области

www.nur.kz

мавзолею Яссауи, Арыстан-баб и 40 ангелов

Выпала мне честь отправиться на изучение родных мест силы, мусульманских святых мест Туркестана,  что находятся примерно в 800 км на запад от родного города Алматы. 3 дня дороги, 2000 км, молитвы, дареты, минареты, мазары, и прочие радости сурового мусульманского юга, окруженного бесконечными степями, тонущими в красоте цветущих маков.

Дорога эта у казахстанских мусульман называется «малым Хаджем» и по легендам, 3 таких «малыша» приравниваются к одному великому (то бишь в Мекку). Оговорюсь сразу: я- не придерживаюсь никаких религиозных норм, не соблюдаю никаких обрядов, поскольку искренне верю в единого Бога с вариациями путей к нему. Недавние события несколько затуманили у меня восприятие мусульманских традиций, поэтому основной целью было — взглянуть на них с другой стороны, и, как следствие, принять их. (простите меня, все читающие это дорогие моему сердцу други-мусульмане).

Обновлено в 2017 году: удивительно вспоминать то, как меня вел путь к тому, что сегодня я называю удаленной работой.

Каждый казахстанец, в независимости от разреза глаз, религиозных убеждений, и цвета кожи, с детства помнит имена Эмира Тимура, Ходжа-Ахмета Яссауи (хотя и не всегда помнит, что делали эти товарищи), названия городов Туркестан, Сайрам (Ом-Саи-Рам=) ), ну и , конечно же Тараз («в котором тепло, и моя мама»). Последний многие казахстанцы знают еще и как кузницу лихих таксо-джигитов, с опознавательным номером «H» на госномере.

остановка в степях южно-казахстанской области

Дорожка выпала долгая, 16тичасовая, через бесконечные южные степи, горизонт которых резко делит пространство на землю и небо. Изредка попадаются поля маков, колокольчиков и низкорослых кустарников. Асфальт на трассе Алматы-Тараз заканчивается на полпути, остальная часть дороги больше похоже на «направление» с угадываемым рисунком некогда лежащего тут покрытия.

Но не зря же говорят, что паломничество в Туркестан — это своего рода аскеза, поэтому любые сложности на пути нужно рассматривать как возможности для внутреннего роста.

Содержание статьи:

Приезд в Туркестан

В 12 ночи пребываем в Туркестан, где нас ожидает жертвенный баран, есть которого почему-то полезно даже вегетарианцам, поскольку баран якобы не прочь, чтобы его забили и съели. Я на компромисс не поддаюсь, ограничиваюсь чаем с молитвами, коих было прочитано много и искренне. (Все-таки, надеюсь, что барашка умерла не зря, и в следующей инкарнации ей быть уже как минимум конем или собачкой.)

Почему-то после поедания жертвенного барана у соучастников каравана случилось откровение, которое в 2 ночи нас повело смотреть на ночной мавзолей Ходжи-Ахмета Яссауи. Размеры и убранство его, конечно, поражают. Не зря так старался Эмир Тимур. (Для справки: Х.А.Яссауи — учитель-суфий, философ, религиозный деятель и просто хороший человек. Эмир Тимур (Тамерлан) — полководец, добивший-таки Золотую Орду, и организовавший большую империю , раскинувшуюся на территориях от Семиречья до Севера Индии)

мавзолей Хаджи Ахмеда Яссауи

Молитвы на благо всех живых существ, пожертвование и созерцание свастик(!!!) на стенах мавзолея вводит в медитативное состоние. Чудом оказавшие рядом аборигены, при виде кучи европеоидов, молитвенно сложивших руки для молитвы, отшатываются в сторону. Слышны только смешки , да неудомленные перешептывания на казахском, типа «нифига се, русские молятся…» (моя славянская внешность и неплохое знание казахского языка уже несколько меня очень сильно выручали).

Это несколько напрягает и мотивирует лезть в ножны за мечом познания и просвящения, дабы не повадно было продолжать делить людей на тех кто с нами и тех кто против. Но приходится мириться с банальной истинной и свою страсть к всеобщему благу проживать все в той же молитве и самосозерцании. Тем более, что на часах 3 ночи, позади почти 800 км и подъем через 2 часа.

Рассвет над Туркестаном

Мавзолеи Арыстан Баб

Пока есть вдохновение, нужно писать, вербализировать прожитые опыты и состояния, дабы опосля осознать их с новой глубиной и под новым ракурсом. С этими мыслями, после двухчасового сна, на рассвете, я отправляюсь с группой к мавзолею Ходжи Асмета Яссауи.

Проклиная ранний подъем и того, кто его изобрел, в мою голову закрадывается просветляющая мысль: «а когда еще у меня будет возможность сфотографировать уникальное архитектурное создание в лучах рассветного солнца??». Через 15 минут я уже стоял на стене Любви (остатки былой цитадели Туркестана), пытаясь поймать свет.

Поскольку группа у нас собралась эзотерическая, народ всячески эзотерировал на лучи восходящего солнца, чем меня порой вгонял в тоску. Впрочем, вспоминая извечные «не суди», я отпустил свое раздражение, дабы сублимировать его в бесконечные потоки творчества, а именно — поиска того освещения, о котором писал ранее. Через каких-то несколько минут каждый занимался своим делом и я с радостью для себя отметил принятие восприятия окружающего пространства участниками группы.

Я был всем и ничем, перед величием входных порталов в мавзолей мудреца, которые бережно хранят его самадхи уже на протяжении веков. Мое эго растапливалось восходящим светилом, я сидел под стенами этого земного рукотворного великолепия с блаженной улыбкой паломника на лице. Только редкие щелчки затвора выводили меня из этой утренней медитации. Проходившие мимо пилигриммы местного разлива сочувственно бросали мне свои взгляды…

Впрочем, я отвлекся. После возвращения в гостевой дом, паломничество по святым местам Туркестана закончилось, но наш путь лег дальше. Я потерял всякие ориентиры движения. Названия поселков, городков и аулов на придорожных знаках мне ничего не говорили. Я просто был в дороге, без цели. В «здесь и сейчас», периодически разминая отекщие зад и конечности ерзанием на неудобном сидении микроавтобуса.

Где-то на идеально ровной поверхности горизонта замаячил купол мечети и двух минаретов — единственная часть пейзажа, за которую мог прицепиться ум, и ее обжевать. Как следствие, стали рождаться различного рода фантазии: древние караваны Великого Шелкового пути, вереницы верблюдов, палящее солнце, и бесконечно длинный путь из Китая в Византию.

Мавзолей Арыстан-баб

По приезду, мечеть предстала вполне себе современным зданием, с медресе, гостиницами и куцей зеленью вокруг. Рядом расположился один из ключевых мавзолеев здешних мест — Арыстан-баб. (для справки: это учитель Ходжи-Ахмета Яссауи. По легенде, он является инкарнацией (так про это говорят сами мусульмане!!!) одного из подвижников самого Пророка, которому выпал путь — принести Ислам в эти земли).

Вокруг — глинянные степи, и бесконечные кладбища, на все 4 стороны света. Много народу. Чем-то напоминает Индию с ее бесконечными базарами и вездесущей суетой, только просторы более лихие. Как обычно, молитвы у самадхи Святого на благо себя и всех живых существ, садака (пожертвование) на нужды молитвословам, чарочка минеральной воды (никогда не думал, что вода может иметь ТАКОЙ вкус) и дальше в путь.

Лирическое отсупление:  Ислам без экстремальных точек кипения — суть мирная и скромная религия. Внешне помпезные мечети имеют более чем скромное убранство и подобных своему убстранству, служителей. Каждая молитва предворяется даретом — ритуалом омовения перед входом в храм Бога. Любое неосторожное движение со стороны твоего желудочно-кишечного тракта или мочеполовой системы карается повторным даретом, ибо нефиг с грязными частями тела ходить по святым местам. Удивительно

Домалак Ана

2 небольших минарета, аккуратный мавзолей, тонущий в зелени оазиса. Мы у  хранительницы женского плодородия. После сурового, засвеченного Солнцем, и окруженного многочисленными мазарами Арыстан-Баба, здесь дышится легко. Поразил своеобразный ров вокруг основного здания мавзолея, в котором расположены ни то кельи, ни то комнаты для медитаций. Назначение сих странных помещений осталось для меня загадкой.

Зато, эстетика внутреннего убранства мавзолея теперь есть в моем фотоархиве. Хранитель любезно разрешил сделать 1 фотографию свода, за что ему низкий земной Рахмет, с искренними пожеланиями всех благ.

Домалак-ана

В очередной раз отмечаю, что напрочь перестал ориентироваться в пространстве, поэтому понять, в какую сторону мы едем, тяжело. Осознаю лишь сам факт движения. Останавливаемся в деревне, напоминающей дикие восточные базары Узбекистана, на которых нас встречают улыбчивые, как Вы догадались, узбеки.

Надо сказать, что пока я выбирал какие конфеты взять, продавщица меня так обкормила ими, что я засомневался в необходимости их приобретения. Но, восточное гостеприимство надо уважить, поэтому пару кил сладостей было приобретено на благо всех живых существ.

40 Ангелов, пристанище Ноя

Следующая точка «40 ангелов». По информации от всех Мандиров командира, место для моей особенной работы. Я, отключив критическое мышление, эту информацию благодарно принял и все положенные обряды на данном месте исполнил, что способствовало очистке кармы и положительным намерениям на будущее. Хотя, мой бунтующий скепсис периодически давал о себе знать, он совсем не помешал мне уйти в глубокую медитацию на скалах этого места силы.

скала «40 ангелов» через щель в которой надо пройти

Местный хранитель (у нас его называют Ширакши), правоверный мусульманин, возрастом за 50, рассказывал красивые легенды о тонких мирах, кармических долгах, и ковчеге Ноя, который на самом-то деле (!!!) пришвартовался на горе Казыгурт, что в паре км отсюда. Приходится делать вид, что веришь)) А покуда, доказать, что Ноя тут быть не могло (как и вообще самого Ноя на Земле-матушке), вера начинает трансформироваться в принятие: «Пусть будет так…» Вон сколько народностей приютил Казахстан, для Ноя уж точно место найдем, чаем напоим, бешпармаком накормим, на самые мягкие корпешки спать уложим.

В прочем, я отвлекся. «40 ангелов» больше всего знамениты тем, что в этом месте находятся 2 почти вплотную стоящие друг к другу скалы – «Адам» и «Ева», пройти между которыми можно, но сложно. И коли твоя карма хороша, намерения чисты, а сердце открыто – Путь тебе и между камнями будет легок, ибо слов «не могу» для нас, как и для Бога, нет.  Так уж вышло, что я прошел. Други, это было что-то… Я вышел пустым!!! Я никогда еще не был настолько пуст. Я никогда еще не был не мной. А тут стал. Какая же тишина может быть в голове и сердце. Что еще надо??? Минут на 40 я растворился собственном отсутствии, сидел бы так вечно, если б пинка не дали))) потому как терять по дороге участников группы в планах у организаторов не было.

Дорога уходила к подножью пристанища Ноя, горе Казыгурт, на которую мы должны были подняться на следующее утро. Где-то среди невысоких гор, в поросшем зеленью ущелье мы остановились у мавзолея Акбура-аты, который по легенде, был очень хорошим человеком, и прововерным мусульманином, который принес свет Ислама на земли тогдашнего Дешт-ы-Кыпчака.

Не совсем оценен мною был строящийся мазар, поскольку было не ясно: строят его с нуля или реставрируют. Да еще и начал накрапывать дождик, который в перспективе мог превратиться в ливень и нафиг размыть глиняную дорогу, из-за чего торчать нам бы там пришлось еще 2-3 дня. Поэтому было решено лихо валить вниз, на поиск ночлега. И, надо сказать, не зря, потому как мелкий дождик превратился-таки в ливень, который шел всю ночь))

Остановились на ночлег мы в Саи-Раме, в гостевом доме у добрых стариков, которые пустив к себе 20 человек, так же по-доброму ворчали и возмущались вездесущей возней приехавших.

Мавзолеи Айша-биби, Баба-ханум

Следующий день обещал нам мавзолеи Айша-биби и Баба-Ханум, на которых по легенде просто невозможно не попросить себе любви и хорошего спутника жизни. По легенде, Айша-биби и Карахан полюбили друг друга, но родители были против этой любви.

Не смотря на строгий наказ опекуна, Айша-Биби все-таки поехала в Тараз к возлюбленному, но трагически погибла от укуса змеи. В ее честь Карахан на месте ее гибели построил мавзолей.

Лирическое отступление: туристическая инфраструктура цветет на маршрутах паломников буйным цветом, поэтому почти возле каждого мавзолея или памятника стоят лоточники с кучей различных сувениров. И почти каждый из них со знанием дела и внутренним убеждением рассказывает простым белолицым (и многим другим) об уникальных энергиях, каналах, чакрах и карме. (даже не смотря на явное противоречие с канонами ислама).

Я, имея уже положительный опыт общения с энергиями Айша-биби, все-таки поддался искушению, и купил несколько маленьких сувенирчиков для своих близких друзей, дабы и половинки им нашлись быстрей, и сердце открылось шире. Да и продавцы были искренне рады слышать от белобрысого славянина исконно восточное «Ассалауалейкум»)

Остальная часть дороги проходила в полном самосозерцании и нидра-йоге, во время которой снились причудливые картинки и формы. Редкие остановки на перекур были благословением, но только до того момента пока мы не подъехали к уникальнейшему месту силы, где можно не только молиться но еще и кушать!!!

Какой там лагман! Я, поправ свое табу на мясо, за обе щеки улепетывал восточное лакомство, которое нам подавали приветливые девушки в хиджабах (кафе- мусульманское). После такого ужина уже не были страшны ни оставшиеся 3 часа дороги, ни затекшие члены, ни аватары всяческих Шайтанов, из-за которых у меня разболелась щека.

Прибыли в город мы уже затемно. Я, довольный поездкой и собой, благополучно отправился спать.

Заключение

Степи Южно-казахстанской области

Как сказал однажды мой брат, стоя у дверей мечети: «Ну и чего мы все время делим?». Как-то, стоя на распутье, выборочно отметая те или иные учения, я часто погрязал в долгие умственные суждения. Тут же я открыл какую-то такую часть своего сердца, в которое уместилось все: и Сварог, и Род-Батюшка, и Лада-Матушка, и Аллах всемогущий, и Иисус всепрощающий, и Шива всемилостивый… В нем не было противоречий и метаний, в нем оказалось все и сразу.

Заставило задуматься обилие свастик на стенах мавзолея Яссауи. Так ли был прост Тимур, когда это строил? А сколького я еще не увидел? Более того, по возвращению, случился разговор с Димкой, который имеет в своем арсенале данные по большому количеству сакральных символов в здешних местах. (Жаль, что подобные встречи редко бывают априори). В случайности я более не верю, поэтому и отправляюсь копаться в истории и этнографии. Только теперь в той, что творилась на родной земле.

А за все остальное благодарю всех наставников, учителей, Светлых Богов, Будд прошлого, настоящего и будущего за прожитые опыты и грядущие дороги, которых в этом году у меня будет немало. Пусть все живые существа обретут счастье. «Ныне, присно и во веки веков», Оум!

idea37.info

Сколько стоит тур по святым местам Туркестана

АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ — Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестане, является самым популярным туристическим местом в Казахстане. Помимо Кожа Ахмета Яссауи, паломники посещают мавзолей Арыстан-баба, а также Укаш-ата, что считается малым хаджем, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Заказать тур по святым местам Туркестана можно в туркомпании, однако можно поехать в Туркестан и самим, просто купив железнодорожный билет.

По приезду в город прямо на вокзале вас встретят местные таксисты, которые за 8 тысяч тенге за салон отвезут к мавзолею Арыстан-баба, расположенному в 70 километрах от города Туркестана. Из Актобе мы приехали в 12 часов ночи, но нас встречали таксисты.

Как оказалось это высокая цена. Средняя цена такси от Туркестана до Арыстан-баба и обратно начинается от 5 тысяч тенге, от Туркестана до Укаш-ата — 6 тысяч тенге (за салон), рассказал таксист Бахытжан-ага.

По преданию, Арыстан-баб является духовным учителем Кожа Ахмета Яссауи, который передал ему знание об исламе от самого пророка Мухаммада в виде простого финика. Чудесный финик Арыстан-баб получил от пророка и прожил 400 лет в ожидании Яссауи. Пешком он прибыл на территорию нынешнего Казахстана, лишь только одна семья бедняка у города Отырара приняла его как гостя, зарезав последнюю козу. Арыстан-баб настолько был благодарен этому бедняку, что пожелал, чтобы после смерти его похоронили у дома этого человека, чтобы и в загробном мире желать ему добра.

По традиции все паломники должны сначала посетить могилу Арыстан-баба в Отырарском районе у селе Шаульдер, а только затем мавзолей Яссауи. Есть даже присказка «Арыстан-бабта түне, Қожа Ахмедте тіле, Укаш-атада түйнде». То есть надо переночевать у мавзолея Арыстан-баба, затем просить у ККожа Ахмета Яссауи, и побывать у могилы Укаш-ата.

Мавзолей Арыстан-баба небольшой. В одной половине находится усыпальня Арыстан-баба и еще трех святых. В другой части — мечеть. У мавзолея есть целебный колодец с соленой водой. Вход в мавзолей — 300 тенге.

Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Кожа Ахмета Яссауи началось строительство мавзолея (1338-1405). Все попытки возвести постройку терпели неудачу. Явившийся во сне Тамерлану святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над святого Арыстан-баба, который является учителем святого, а затем над могилой Кожа Ахмета Яссауи. Что и было сделано.

Вокруг мавзолея расположен туристический комплекс из гостиниц, мечети, магазинов. Минимальная стоимость ночевки — 1000 тенге за койкоместо, принять душ — 500 тенге. Нам посчастливилось попасть на ауызашар, который устроил местный предприниматель Закир. Такси от Арыстан-баба до города составило 700 тенге с человека.

Вход в величественный мавзолей Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане — 300 тенге. Здесь, помимо самого святого, захоронены многие ханы, султаны, духовные лица и батыры. В мавзолее продолжаются работы по реконструкции, открыт для использования древний колодец. Паломники обязательно пьют эту воду и набирают в бутылки.


Вокруг мавзолея расположен целый комплекс зданий и построек — это мечеть святог с подземной комнатой, куда Кожа Ахмет Яссауи спустился после достижения возраста пророка (63 года), прожив еще 62 года под землей и написав один из величайших своих трудов Диуани хикмет. Также здесь можно посетить здание восточной бани, подняться на средневековую крепость и увидеть раскопки древнего города.

Укаш-ата захоронен в поселке Карнак в 37 километрах от города Туркестана. Он сахаба — сподвижник пророка Мухаммада.

«По преданию этот человек был такого огромного роста, что когда сидел на верблюде, его ноги касались земли. Тело Укаш-аты не пробивала ни одна пуля. Однако он был предательски убит врагами во время чтения намаза. Отрубленная голова святого отлетела и была подхвачена ангелами, которые бросили ее в колодец. По подземным водам голова проплыла в Медину к могиле пророка, где ее и похоронили», — рассказал местный гид Ербол.

Посещение мавзолея бесплатное. Кроме того, здесь есть домик для тех, кто хочет заночевать. Особенностью комплекса Укаш -аты является тот самый колодец, вода в котором считается целебной. Колодец дает воду не всем. Возможно, поэтому в очереди за водой в этот колодец можно стоять целый день. Приехав в пятницу, мы встали в очередь под номером 95, но увидев большое скопление людей (около 200 человек), мы уехали. По словам смотрителя Серика, в тот день очередь за водой закончилась под номером 140 в 4 утра. При этом стоит учесть, что под одним номером записывались несколько человек.

В субботу рано утром часов в 7 мы снова попытали счастья у колодца Укаш-аты. К счастью, людей было немного. Мы записались под номером 15, и вот наш черед настал. Ведро в колодец можно бросить всего лишь раз. Если ведро сломается, вам придется заплатить 700 тенге за новое. Первым счастья попытал мой муж. Ему Укаш-ата дал граммов 500 воды. Затем бросаю ведро я. Мне святой дал в два раза больше — хватило на литровую бутылку.


«Тебе посчастливилось получить еще и 2 камня. Из них сделаешь оберег — тумар», — сказал смотритель.

По его словам, бывают случаи, когда святой не дает воды, для того чтобы получить воду, нужно уважать это место, принять омовение (дарет) и быть соответственно одетым — женщины должны быть в платьях и платках, мужчины в штанах, а не в шортах.

На такси возвращаемся в город. Все очень довольны, что удалось посетить святые места, а также получить воду Укаш-аты, которую мы разделим среди родственников, чтобы те на себе смогли испытать ее целебные качества.

Подытоживая поездку можно подсчитать, что тур по святым местам в Туркестане обойдется вам в сумму около 17 тысяч тенге на четверых, не считая проезда до города, оплаты гостиницы в Арыстан-бабе, входных билетов в мавзолеи. К сожалению, туристический сервис в Туркестане оставляет желать лучшего. К примеру, у колодца Укаш-аты очень старые туалеты, построенные из остатков шифера. В них мусор не убирает никто, он просто там скапливается.

www.inform.kz

паломничество в Казахстане по святым местам, мавзолей Арыстан баб, Укаш ата, колодец, макень, лечение


О святых местах Туркестана ходит множество легенд, многие из которых оказываются правдой. Первые поселения на месте современного города появились 1500 лет назад на пересечении торговых путей Шелкового пути. Намоленные веками мавзолеи и мечети по праву носят славу мест, исцеляющих людей.

Посетить город святынь — мечта верующих паломников и простых любознательных туристов. Троекратное паломничество в Туркестан приравнивается у мусульман средней Азии к хаджу в Мекку.

Древний город Яссы

Туркестан — это один из древнейших городов Азии. Он находится на юге Казахстана, от Алматы на расстоянии 800 км. Для верующих мусульман город имеет огромное сакральное значение. Его называют Второй Меккой. Тюркские народы почитают его, как место, где сохранились знаковые религиозные строения времен Тамерлана. Когда-то была столицей Казахского Ханства. Многие архитектурные объекты входят в список исторического наследия ЮНЕСКО.

Святые места — главные достопримечательности Туркестана. В центрепоселения располагается множество знаковых исламских объектов, интересных иностранным туристам: Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии. Неожиданно торжественным и колоритным кажется железнодорожный вокзал Туркестана, построенный в 1905 году.

Помимо всего прочего, южный регион Казахстана признан местом жизни лучших ремесленников страны. Местные мастера прикладного искусства делают и продают товары, не нарушая древних мусульманских обычаев. Любознательные туристы могут собственноручно изготовить глиняную пиалу из священной сауранской глины и увезти талисман домой. Гончар с удовольствием поможет своему ученику и расскажет важные секреты собственного ремесла.

Паломничество в Туркестан по святым местам

Мечеть Ходжа Ахмед Ясави

Суфийский поэт, по преданию, был последователем пророка Мухаммеда и пользовался огромным уважением у простых людей. После смерти философа в его честь и построили величественное здание по приказу самого Тамерлана. Святыня стала одной из самых почитаемых для всех народов Центральной Азии.

Говорят, для строительства мечети были взяты кирпичи из старого города Сауран. Каждое утро люди выстраивались в цепочку, длиной около 45 км, и передавали камень из рук в руки. Строительство уникального памятника длилось 10 лет. Глина Саурана считалась священной и одной из самых крепких. Именно поэтому до сих пор стоят нерушимыми мечеть и крепостная стена.

В комплексе Ходжа Ахмеда Ясви покоится около 20 мусульманских правителей, которым и едут поклониться паломники со всего мира. В XVI—XVIII веках в период Казахско-Джунгарских войск Туркестан был разрушен практически до основания, но мавзолей устоял. И сегодня он привлекает внимание изумительной красотой внутренней отделки.

Тайказан

Одна из главных достопримечательностей мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Согласно легенде, его отлили из 7 сплавов, в том числе, золото и серебро. Вес священного сосуда — 2 тонны. Он считается символом достатка и гостеприимства. Издревле он был наполнен водой. Испивший из него паломник очищается от грехов.

Мавзолей Арыстан Баб

Мавзолей учителя Ясави — еще одно святое место Казахстана. Именно отсюда все верующее начинают свой спасительный путь. Он одновременно является усыпальницей и мечетью. Местные говорят, чтобы желания исполнились, нужно провести ночь у стен Арыстан Баба. Лечение болезней и невзгод одним прикосновение к погребению приписывают местной усыпальнице.

Мистический чудо-колодец Укаша-ата

Дает воду не всем паломникам приехавшим в Туркестан, испить из него могут только чистые душой и помыслами люди. Доказательством тому служит гора искореженных ведер, которыми не удалось достать целительную воду на поверхность. Те, кому не удалось получить чистой воды с первого раза, приезжают сюда вновь. Родник со священной водой стал бить здесь не случайно.

Легенда гласит, что это место смерти Укаш-Ата, сподвижника Пророка, сильного и смелого воина гигантского роста. Он был бесстрашным и непобедимым, но становился уязвимым в час утренней молитвы. Этот секрет врагам выдала жена воина, и он поплатился собственной головой.

Пещера Ак-Мечеть

Пещеру называют одним из 10 сакральных мест Казахстана. Её советуют обязательно посетить туристам. Главная загадка пещеры — лес, который хорошо растет практически под землей. В древности здесь разбивали лагерь войска, совершали утренний намаз воины.

По одной из легенд пещера укрыла множество женщин и детей от нашествия. Бездетные пары приезжают сюда вымолить ребенка. Придание гласит, что женщина, проведшая в пещере всю ночь в молитве, вскоре получит долгожданную весть. Отчаявшиеся бесплодные приезжают сюда после молитв у порога мавзолея Айша-биби.

Как подготовиться к посещению святых мест Туркестана

Отзывы о посещение святых мест в Туркестане у всех паломников однозначные. После похода к святыням у многих исполняются давние и безнадежные желания, рождаются маленькие дети, происходят чудесные исцеления.

Чтобы полностью посвятить себя духовному очищению и не думать о мирских заботах, стоит поехать в тур с опытным экскурсоводом. Цена экскурсии в Туркестан включает питание, проживание, проезд и услуги гида. Он подскажет, как правильно вести себя в святых местах, на что стоит обратить особое внимание. Путь по священным местам на карте организован так, чтобы паломники не испытывали усталость уже в середине пути.

Мужчинам не нужно прикрывать голову во время молитвы, но стоит закрыть колени во время посещения мечетей. Женщины должны спрятать плечи, спину, грудь и колени, взять с собой платок.

Для всех паломников действует негласный свод правил:

  • нельзя шуметь и разговаривать по телефону в мавзолее;
  • категорически запрещено снимать других паломников на камеру;
  • запрещено обниматься, целоваться даже супружеским парам;
  • нельзя целовать и гладить могилу, читать возле нее намаз;
  • запрещено оставлять на деревьях собственные платки и куски ткани.

Перед входом в мавзолей, посетители должны совершить омовение, снять обувь, прикрыть обнаженные места, рассказать детям о правилах поведения.

Путешествие по сакральным местам Казахстана

Туркестан находится в самом сердце Южного Казахстана. Доехать сюда можно на поезде, автобусе или автомобиле. В городе есть собственный железнодорожный вокзал.

Оптимальное время посещения святых мест Туркестана — весна (с марта по май) и осень (с сентября по октябрь). В разгар лета находится невыносимо из-за палящего зноя, до +50°С. Зимой дорога становиться непроходимой — гололед и распутица напрочь «убивают» подвеску легкового автомобиля, непогода сопровождается неизменно трескучими морозами. Тропы ко многим сакральным объектам проходят по гористой местности, и ходить сюда лучше с опытным экскурсоводом.

В самом городе можно передвигаться на муниципальном транспорте — автобусах и маршрутках, которые останавливаются по взмаху руки. Стоимость проживания в местных гостиницах может существенно разниться. Гиды возьмут на себя обязанность обеспечить туристов комфортабельным ночлегом за умеренную цену. По желанию, будут предоставлены номера с кондиционером и другими благами цивилизации.

Местное население здесь очень доброжелательное к туристам. В любом ресторане или кафе накормят вкусной едой. Особого внимания заслуживает узбекский плов. Именно из-за близости границы Узбекистана, многие местные говорят на узбекском диалекте, традиции народов переплелись в веках.

Организованные экскурсии в Туркестан по священным местам сделают паломничество максимально насыщенным. Верующие успеют посетить все сакральные места региона, и не будут думать о бытовых заботах! Заплатив символическую цену за тур, паломник сам решит, что правда, а что легенда в увлекательных рассказах местного гида-историка.

www.kazyna.kz

пять причин поехать в Туркестан

Туркестан – один из древнейших исторических городов Центральной Азии. Он находится на юге Казахстана, от Алматы до него 800 километров. Туркестан называют «Второй Меккой». Город занимает особое место у тюркских народов. Здесь сохранились строения времен Тамерлана – полководца и основателя империи Тимуридов. А исторические объекты вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Туркестану больше полутора тысяч лет. Когда-то город был столицей Казахского ханства. Здесь множество святынь, поклониться которым едут паломники со всего мира. Три хаджа в Туркестан равносильны малому хаджу в Мекку. Но и туристы здесь найдут для себя множество поводов, чтобы приехать. Вот вам пять причин, чтобы посетить этот город.

Причина первая: посетить святыни и мавзолеи

Слово «Туркестан» имеет иранское происхождение и переводится, как «страна тюрков». Исторически под этим названием понималась огромная территория от Джунгарских гор через Семиречье и присырдарьинские степи вплоть до Аральского моря. В средние века здесь жили предки казахов – кыпчаки, аргыны, дулаты, джалаиры. На этих землях ханы принимали иностранных послов, проводили собрания высшей казахской знати по главным государственным вопросам. Именно здесь хоронили представителей мусульманского духовенства и тюркских правителей.

Самым известным жителем Туркестана был Ходжа Ахмед Ясави – ученый, поэт, признанный глава тюркской ветви суфизма. По преданию, он был последователем пророка Мухаммеда и пользовался огромной популярностью среди простого народа. После смерти Ясави город стал религиозным центром Средней Азии. В его честь построили мавзолей, который был построен по приказу Тамерлана и стал одной из самых почитаемых святынь для всех народов Центральной Азии. 

«Его строили 10 лет. Кирпичи мавзолея были взяты за 35-45 километров отсюда, из старого города Сауран, – рассказывает экскурсовод Кунсулу Асетова. – Люди вставали в цепочку в ряд, передавали эти кирпичи из рук в руки».

Глина из Саурана славилась своей крепостью. Говорят, что именно поэтому мавзолей по сей день крепко стоит на месте. И сейчас казахстанские реставраторы используют это сырье для восстановления средневековых культовых сооружений по всей республике. Из глины Саурана построен курган и крепкая стена вокруг мавзолея. Они служили для обороны комплекса.

У стен мавзолея расположены могилы знаменитых казахских ханов, султанов и батыров. Здесь покоится около 20 правителей. Поклониться им едут мусульмане со всего мира. Вызывает огромный интерес история этого места и у туристов. Как рассказал нам один американец из Вашингтона, которого мы тут встретили, он путешествует с 18 лет и посмотрел уже 90 стран, и культура казахского народа его очень привлекает. 

Учителем Ясави был Арыстан-Баб. Его признали среднеазиатским святым. Именно с мавзолея на его могиле паломники начинают свой путь. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть. Местные жители говорят: чтобы желания исполнились, нужно провести ночь у Арыстан-Баба.

У казахов считается, что в могилах святых присутствует некая духовная энергия, исходящая от мощей. «Паломники просят у них здоровья, открыть дорогу. Сюда приезжают те, кто не может родить детей», – объясняет экскурсовод Гульмира Арыстанбаева.

Это самое длинное погребение для одного человека и находится оно в мавзолее Укаш-ата. Здесь лежит могильная плита длиной больше 20 метров. Возле нее сидят часами люди разных национальностей и вероисповедания. Одна из них, Наталья Маркова приезжает сюда во второй раз. «Мне здесь очень нравится, здесь я очищаюсь душой, – говорит она. – Мне так легко. Вообще меня очень тянет в Туркестан. Сам воздух, атмосфера, везде здесь я нахожу какое-то чудо для себя».

Про Укаш-ату она знает и может рассказать: «Он был батыром могучего телосложения, не знавшим ни одного поражения в боях. По легенде, это был ученик Пророка Мухаммеда и проповедовал ислам в Средней Азии. Его враги подкупили жену, которая рассказала, что воин становится уязвимым во время молитвы. Ему отрубили голову его же мечом. То место, где текла его кровь, накрыли саркофагом. А голова покатилась и упала в расщелину в километре от тела. В тоннеле позже появилась вода. А на этом месте появился колодец. Вокруг него вот уже многие столетия стали собираться люди. Паломники верят, что живой источник обладает целебными свойствами. И просят у него благополучия и очищения от грехов».

Причина вторая: испить воды из целебного колодца

В колодец, который находится в мавзолее Укаш-ата, нужно опустить ведро. Если ты человек с чистой душой, то он наполнит его водой. А если ты пришел с плохими намерениями, то не даст ни капли. Набрать воды удается не каждому. Поэтому многие возвращаются сюда не раз, чтобы повторить попытку. Говорят, полным ведро будет только у безгрешного человека. Надо также обращать внимание на качество вода в ведре: чистая она или мутная. Цветы, амулеты на дне считаются большой удачей.

— Исполнится мое желание? – спрашивает Чинохон Абдухалликова, которая приехала сюда для того, чтобы прикоснуться к целительной силе колодца. — Иншаллах! (значит, «На все воля Аллаха!») – отвечает ей экскурсовод.

Женщина уже приезжала сюда и вытащила полное ведро. После этого, как она сама говорит, ее жизнь изменилась. Поэтому она вернулась вновь к волшебному источнику. «Мы приехали из Узбекистана. У нас в стране нет такого святого источника. Я приезжаю сюда уже второй раз поклониться и набрать воды. И все мои желания исполняются. Сына женила, дочь замуж отдала. Главное, сильно верить», – говорит она.

Глубина колодца 25 метров. Местные жители говорят, что на самом деле он пуст. «В самом колодце воды нет, – говорит Калиден Есембаев, житель Шымкентской области. – Но в периметре 1,5-2 метра бежит родник. Никто не может доказать и сказать, кто в ведро воду наливает и как она оттуда выходит». 

Причина третья: загадать желание в пещере Акмешит

Необыкновенную энергетику хранит пещера Акмешит (в переводе с казахского «Белая мечеть»). Ее называют одним из десяти чудес Казахстана и советуют обязательно посетить туристам. Спуститься в пещеру можно по длинной металлической лестнице. Огромный подземный зал поражает своими масштабами. Он напоминает декорации фантастического фильма с драконами и райскими растениями. Камни, из которых образовалась пещера, относятся к периоду Энеолита. Она очень помогала казахам в разные века. Здесь разбивали свой лагерь войска. Сюда приходили для утреннего намаза. Пещера напоминает купол, поэтому ее прозвали «Белой мечетью».

По одной из легенд, во время джунгарского нашествия здесь прятались дети и женщины. Возможно, поэтому бездетные пары стремятся сюда, преодолевая тысячи километров. По поверью, женщина, которая проведет ночь в молитвах в пещере, обретет материнское счастье.

Причина четвертая: попробовать местную кухню

Когда желание исполнится, казахи благодарят Всевышнего. И устраивают большой той (пир, праздник), на который зовут всех родных и друзей. Туркестан находится неподалеку от границы Узбекистана. Поэтому на праздничном дастархане (столе) нередко можно увидеть казахские лепешки и узбекский плов. Готовить его умеют здесь даже дети.

Бабумурату Абдурахманову всего 15 лет. Он показывает блюдо, которое приготовил: 5 килограммов плова. «Этому меня научил папа и дедушка. Я думаю, что в Туркестане готовят самый вкусный плов», – говорит он.

Причина пятая: взять мастер-класс у лучших ремесленников Казахстана

Многие годы через Туркестан проходил маршрут Великого Шелкового пути – из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Город стал торговым и ремесленным центром Средней Азии. До сих пор считается, что лучшие специалисты прикладного искусства живут на юге Казахстана.

Мы решили воспользоваться случаем и взять мастер-класс у одного из них. Абайхан Рысбаев гончарным делом занимается всю жизнь. Он принимал участие в реставрации мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Больше всего ремесленник любит создавать кувшины, небольшие статуэтки и музыкальные инструменты. Его изделия имеют знак качества ЮНЕСКО. Мастер принимал участие на выставке ремесленников в городе Санта-Фе в США.

Мы попросили мастера помочь нам сделать глиняную пиалу. «Чтобы глина была более плотная, нужно ее хорошенько размять, – объясняет нам ремесленник Абайхан Рысбаев. —  Делаем из нее шар, смачиваем водой, кладем на гончарный круг и вытягиваем необходимую нам фигуру».

Работы местных мастеров пользуются огромной популярностью не только в Казахстане, но и за его пределами. Купить их можно в ремесленном центре или на восточном базаре Туркестана. Где-то на прилавках, возможно, вам посчастливиться встретить и нашу пиалу.

mir24.tv

Семь источников Туркестана, которым приписывают целительную силу

Туркестанская область издревле привлекала путешественников своими культовыми местами. Местным источникам воды приписывают целительную силу. Расскажем о семи наиболее известных, которые посетили участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.

«С Арыстан-Баба путь начни… Придя к Хазрету, попроси…» — с этих слов для многих туристов начинается путешествие в Священный Туркестан. Местные гиды рекомендуют начать тур именно с посещения мавзолея Арыстан-Баба, что находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района.

Вся жизнь Арыстан-Баба буквально соткана из легенд. Согласно одной из них, пророк Мухаммед и его сподвижники однажды сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда. В это время пророк якобы услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто из них передаст эту хурму. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баба ответил: «Если вы у Всевышнего выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Так и случилось. Спустя много лет Арыстан-Баба встретил маленького Ахмеда и действительно передал ему хурму.

Встретил маленького Ахмеда Арыстан-Баба на мосту в Сайраме (бывший Испиджаб). Легенды рассказывают, что к старцу подбежал 7-летний мальчик и попросил свой аманат. Вот только передал Арыстан-Баба не хурму, а только косточку от нее. Чтобы не потерять аманат, он долгие годы держал хурму за щекой, и за века она истерлась. На что Ахмед сказал старцу: «Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне просить». Так легенда объясняет, почему прежде паломникам стоит посетить мавзолей Арыстан-Баба и лишь потом Ахмеда Ясави.

Многие туристы остаются в мавзолее Арыстан-Баба на ночь — загадывают желание, пребывают наедине со Всевышним… И лишь после едут в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави. Как и завещал известный суфий.

И, конечно же, обязательный ритуал — питье воды из колодца Арыстан-Баба. На вкус эта вода очень соленая. Но имеет целебные свойства. Говорят, эта вода особенно полезна для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Многие не только пьют воду из колодца, но и наполняют ею разные емкости, отвозят домой. Но будьте осторожны — если у воды, по приезде, образовался черный осадок, то, как говорят старожилы, эту воду пить нельзя!

Родник «Сорока невидимых ангелов»

Эта каменная долина известна как «Сорок исчезнувших святынь» (или «Сорок невидимых ангелов»). По преданию, именно святые духи помогают людям пройти через сложное испытание скалы, а также наполняют это место силой и особой энергетикой.

Испытание скалы заключается в том, чтобы пройти сквозь узкий проход. В ширину он всего 14 сантиметров! Зато в длину — несколько метров. Считается, что пройти сквозь расщелину может лишь тот, кто силен в вере и праведен в помыслах. Иной раз тучный человек может пройти, а худой — испытание провалить. Потому смотритель то и дело просит сконцентрироваться и попросить благословения у Всевышнего, а для начала — испить из чистейшего родника, что бьет у подножия скалы — набраться сил и энергии.

Этот родник образован от трех святых источников. Считается, что у каждого источника своя целительная сила. Особенно полезен этот родник тем, кто лечит заболевания уха, горла и носа.

Капельный водопад Жылак-ата

Водопад Жылак-ата находится близ села Киелитас в Туркестанской области. Дословно в переводе с казахского это означает «плачущий дедушка». Называют его еще и стеной плача. А все из-за того, что водопад этот капельный. Отовсюду здесь по стенам стекают небольшие ручейки, образуя невероятной красоты пейзаж.

По легенде, некогда на аул, расположенный близ этого места, напали джунгары. В спешке люди покидали насиженные места. Они бежали в соседние села, чтобы объединиться и дать отпор врагам. В суматохе местные жители забыли нескольких младенцев. А когда спустя несколько дней вернулись с войском, нашли уже бездыханные и растерзанные их тела… и разрыдались все женщины аула, а с ними и мать-земля. И хлынули отовсюду слезы.

Вот так появилась эта стена плача. Говорят, что с тех пор как здесь появился водопад, вода стала святой: ее можно пить и она излечивает от многих заболеваний. Причем пьют воду туристы прямо из десятков ручейков.

Колодец Укаша-ата

Колодец Укаша-ата, по праву, считается одним из самых загадочных сакральных мест Казахстана. Только представьте, бросите вы ведро в колодец — оно то придет, полное воды, то — без единой капли! Объясняет легенда это так… Укаша в свое время был верным сахаба (телохранителем) Пророка Мухаммада. Он занимался распространением ислама в Средней Азии и обладал чудесной неуязвимостью, которую утрачивал только во время чтения молитвы. Враги воспользовались этим и напали во время утреннего намаза. Укаша отсекли голову, которая, откатившись, упала в расщелину, а затем через подземные пути, по легенде, попала в Мекку. Вскоре через эту расщелину стала бить вода.

Колодец у мавзолея святого Укаша-ата представляет собою выложенный камнями узкий тоннель. Под небольшим наклоном он уходит вниз на 22-25 метров. В него едва помещается обыкновенное ведро. И местные жители верят, что воду из колодца сможет извлечь только безгрешный человек. Считается, что вода может измерить и намерения, и поступки человека. Он может достать полное ведро, наполовину или на четверть наполненное, либо пустое. Иногда из колодца ведра выходят искореженными, согнутыми, поломанными. Это знак вернуться в эти места снова.

По легенде, вода в колодце святого Укаша связана через подземные пути с родниковой водой Зам-Зам в Мекке. И в этой легенде есть свой смысл. Считается, что состав воды совпадает по составу воды из Мекки и также имеет целительные свойства.

Особо удачливым паломникам, помимо воды, удается достать из колодца цветы, амулеты и камни. Справедливости ради стоит отметить, что колодец Укаша-ата — одна из самых популярных достопримечательностей Южного Казахстана. Простое алюминиевое ведро, если хотите попытать счастье и вы, стоит тысячу тенге. А вот бросить его будет сложнее. В выходные и праздники придется отстоять четырехчасовую очередь!

Родник Ак-бура

Родник Ак-бура расположен у подножия Священной горы Казыгурт. Здесь же находится и мавзолей святого Ак буры, что жил в ХІІ веке, во времена Ходжа Ахмеда Ясави, и был его учеником и распространителем религии. Настоящее имя Ак бура — Акберген. Сохранилось предание, что во время совершения зикра у него изо рта шла белая пена, которая полностью покрывала его плечи и грудь, и в этот момент святой обладал могущественной силой. А поскольку он всегда был на белом верблюде, его и прозвали «Ак бура». По легенде, два ракаата утреннего намаза он читал у родника, после же направлялся в Туркестан, чтобы прочитать последующие два ракаата с народом и читал его вместе с Ходжа Ахмедом Ясави. Пятничный намаз святой, по легенде, читал уже в Мекке или Медине.

Паломники приезжают к подножию Казыгурта почтить святого Ак бура, посвящают ему Коран и пьют из его целительного родника. Родник, к слову, имеет свою историю. После смерти святого Ак бура его верблюд так горько оплакивал смерть хозяина, что «слезы текли из его глаз ручьем, опустился на колени и превратился в камень». Родник, который течет из теснин этого камня, — это и есть слезы белого верблюда, оплакивающего хозяина.

12 родников Нур-аты

Святой Нур-ата считается одним из первых казахов, принявших ислам. Он помогал людям, лечил их и в то же время занимался распространением ислама. Местное население поначалу с неохотой принимало новую религию. А потому у Нур-аты было много врагов. Все они хотели убить старца. Но по воле Всевышнего Нур-ата умер сам, когда пришло его время. Не успели похоронить святого, как явились враги, чтобы осквернить его могилу. Но как бы они ни копали, тела найти не смогли. Куда оно подевалось, не знает никто. Согласно преданиям, захороненным Нур-ата мог быть сразу в четырех местах. Причем два места предполагаемой могилы — в Южном Казахстане, одно — близ города Навои в Узбекистане и еще одно — неизвестно. Наша группа побывала в мавзолее Нур-ата близ села Майбулак Толебийского района.

Примечателен этот мавзолей тем, что у его подножия бьют сразу 12 родников. Все они, согласно преданиям, целительны. И хотя все родники имеют один источник, считается, что лечебные свойства у них разные. Так, один лечит почки, другой — заболевания сердца, третий — головы… Какое место человека больше всего беспокоит, к тому роднику и стоит идти.

Водопад Жылаган-ата

Водопад Жылаган-ата расположен на вершине одной из Каратауских гор, близ города Кентау. По легенде, некогда здесь жили пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. К сожалению, детей у них не было. С мольбой о ребенке они обратились к Всевышнему. Их просьбу он удовлетворил, но с условием — ребенка мать должна носить в кожаном мешке аж 7 лет, пока он не встанет на ноги. Женщина почти доносила положенный срок и буквально в последний день не выдержала. Взмолилась о тяжелой ноше! Мешок упал, еще не рожденный младенец выпорхнул из него и, словно ангел, начал уноситься вдаль со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда!» Унесся он, согласно легенде, в горы и исчез в пещере на самой вершине. Отец малыша был убит горем. Рыдал он долго и горько. Из его слез и возник водопад. Считается, что течет он только после того, как прочитают ему суру из Корана.

Холм тысячи воинов и плачущий по младенцам водопад. Путешествие по неизвестному Туркестану

Если другие родники, по поверьям, излечивают различные телесные заболевания, то к Жылаган-ата чаще всего приезжают женщины. Как и пожилые родители из легенды, они просят у Всевышнего самого простого — женского счастья и возможности стать матерью. Как правило, женщины остаются здесь на ночь. И проводят время в молитвах.

Автор текста Мадина Ашилова

Фотографии Алибек Бегалинов

tengritravel.kz

Плачущий по детям водопад. Святые места Туркестана

О священном водопаде Жылаган-ата наслышаны многие. А вот правда ли, что он плачет только после прочтения ему суры из священной книги мусульман, и как добраться до одного из самых труднодоступных сакральных мест Туркестана, решили выяснить участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.

Жылаган-ата — так называют не только водопад, но также холм, пещеру и родник. Расположены они далеко в Каратауских горах. Добраться до них крайне сложно, а потому тур к водопаду Жылаган-ата, поистине, один из самых экстремальных. Начинается он из Туркестана, что в 80 километрах. Как правило, гиды поднимают туристов еще до рассвета. Группа выезжает в 3 часа ночи…

40 километров еще можно попробовать отоспаться в автобусе. А дальше будет не до сна! Оставшиеся 40 километров — это крутое бездорожье на самую вершину Каратау. Ехать нужно по горным рекам, вдоль обрывов. Слабонервным придется несладко. До самой вершины, высота которой составляет более 2 тысяч метров над уровнем моря, им приходится буквально молиться на водителя. А водитель здесь один — Амиржан, который уже 30 лет на советском КавЗе, возит туристов…

4 часа езды и до самого Жылаган-ата — ни души! Изредка встречаются кони, но и они дикие. Растут также дикие тюльпаны. Вид из окна потрясающий.

Вокруг только горы и холмы. Идеальное место для обретения гармонии и душевного спокойствия.

Автобус останавливается на самой вершине трапециевидной горы. Но это не все. Дальше — еще 3 километра нужно пройти пешим шагом. Обойти гору и спуститься в самый низ…

Полчаса пути, и группа на месте — около водопада Жылаган-ата находится небольшой домик егеря и есть место для пикника. Воду для чая черпаем прямо из речки.

К самому же водопаду группа отправляется, как правило, позже. Нужно отдохнуть от тяжелой дороги, поесть и собраться с мыслями. Водопад, по поверьям местных жителей, обладает священными свойствами. С ним связана древняя и очень печальная легенда.

Научный консультант проекта, профессор кафедры культурологии и религиоведения КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова рассказывает, что некогда здесь жили пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. К сожалению, детей у них не было. С мольбой о ребенке они обратились к Всевышнему. Их просьбу он удовлетворил, но с условием — ребенка мать должна носить в кожаном мешке аж 7 лет, пока он не встанет на ноги. Женщина почти доносила положенный срок и буквально в последний день не выдержала. Взмолилась о тяжелой ноше! Мешок упал, еще не рожденный младенец выпорхнул из него и, словно ангел, начал уноситься вдаль со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда!» Унесся он, согласно легенде, в горы и исчез в пещере на самой вершине. Отец малыша был убит горем. Рыдал он долго и горько. Из его слез и возник водопад. Считается, что течет он только после того, как прочитать ему суру из Корана.

Правда это или нет, решили выяснить и мы. Подошли к водопаду в сопровождении смотрителя. Скала была совершенно сухой. Он принялся читать Коран. Прочитал суру дважды. Но вода вовремя так и не поступила. Прошло еще минут 10, пока сверху, словно из ниоткуда, полилась чистейшая вода.

На вопрос, почему так произошло, смотритель ответил, что, скорее всего, некоторые участники нашей экспедиции пришли не с благими намерениями, не покрыв голову, например. Так это или нет, спорить мы не стали. Остались при своем мнении. Для нас водопад — это удивительно красивое место юга и, пожалуй, самая труднодоступная туристическая достопримечательность Туркестана. А вот по поводу святости, мнения разошлись… Справедливости ради стоит отметить, что к Жылаган-ата часто приезжают женщины. Как и пожилые родители из легенды, здесь, вдали от цивилизации и людей, они просят у Всевышнего самого простого — женского счастья и возможности стать матерью. Как правило, женщины остаются здесь на ночь. Уезжают к утру. И в этом тоже есть своя прелесть. Почти сутки наедине с природой и самим собой — наверное, это то, что так сильно сегодня не хватает городским, привыкшим к суете и шуму людям.

Наша же группа к вечеру отправилась назад. Ехали уже другой дорогой. Признаться, страшно, когда за многие километры нет ни одной человеческой души. Наш водитель Амиржан рассказывает, что туристический сезон к Жылаган-ата длится всего 6 месяцев — с мая по октябрь. И если летом здесь бывают редкие туристы, то зимой — ни души. Как-то ранней весной он в первый раз отправился к водопаду и нашел человеческие останки с запиской, что люди здесь погибают от холода. Чтобы такого впредь не случалось, Амиржан привез на это место несколько тонн угля. Добрая душа! Наши же ребята благодарили его за смелость возить людей по экстремальному маршруту и профессионализм, с которым он справлялся с каждым крутым поворотом и обрывом. Как правило, после сложной поездки привозит Амиржан группу прямо к себе домой, где туристов угощают ужином и дают им возможность отдохнуть.

Жылаган-ата входит в число ста сакральных мест Казахстана. И даже если вы сомневаетесь в священных его свойствах, отправиться к водопаду стоит хотя бы из-за величественной природы, что окружает водопад, тишины и спокойствия.

Автор текста: Мадина Ашилова

Фотографии: Алибек Бегалинов

tengritravel.kz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о