Святые места туркестана правда и легенды: маршруты и стоимость экскурсий для паломников, советы путешественникам

Легенды и предания Туркестана

Рухани Жаңғыру

4093

Любовь ДОБРОТА, Туркестан

Древний город – это история, воплощенная в великолепном и величест­венном здании мавзолея, остатках крепостной стены и никем пока еще не исследованных городищах. Есть и другая грань векового Туркестана – многочисленные легенды и сказания. Впрочем, они сопровождают любое историческое событие. Их веками передавали из уст в уста, и теперь порой даже невозможно отделить быль от мифа. Туркестанские предания, столь красивые и поэтичные, позволяют более явственно представить богатейшую историю древнего города.

Легенды сопровождают Ахмеда Ясави чуть ли не с рождения. Одна из них гласит, что перед смертью пророк Мухаммед собрал народ и спросил: «Кто продолжит идеи ислама, кто возьмет у меня символ веры – мой аманат?» Дело пророка вызвался продолжить аксакал Арыстанбаб.

После благословения Аллаха Мухаммед отдал ему аманат, и многие годы Арыстанбаб проповедовал ислам, пока не встретил в степи 11-летнего мальчика, обратившегося с просьбой отдать его аманат. Мальчика того звали Ахмед, он вырос и стал великим проповедником, а его родину – город Ясы – стали считать духовной столицей всех мусульман.

Легенды о Ходже Ахмеде, переполненные любовью, передавались по всей Великой степи, приписывая ему чудодейственную силу. Однажды, когда отец полол огород в Сайраме и, уставший, разогнул спину, чтобы передохнуть, к нему подошел малолетний сын и одним словом своим сумел очистить землю от сорняков. Отправившись искать уединения, Ахмед остановился аккурат в том месте, где сегодня расположен Туркестан, и воткнул в землю свой посох. Моментально на поверхности земли выступила вода и образовался родник. Он поселился в этом месте, а свыше ему был дан белый верблюд, на которого шейх садился для совершения утреннего намаза. По воздуху он переносился из Туркестана в Мекку, причем скорость животного была настолько высокой, что, начав намаз в Туркестане, святой завершал его в Мекке.


По преданию, в знак траура по умершему в 63-летнем возрасте пророку Мухаммеду, которого суфий считал своим учителем, Ходжа Ахмед Ясави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье около мечети и там провел остаток своей жизни. К юго-западу от мавзолея находится подземная келья для сорокадневного поста верующих и моления по обету. По рассказам аксакалов, эти подземные кельи возникли еще при жизни Ходжи Ахмеда Ясави и позже только перестраивались.

Окутано легендами и непосредственно строительство мавзолея. Одна из них гласит, что по приказу Тимура вставали в ряд тысячи людей и передавали кирпичики из рук в руки прямо из древнего Саурана, расположенного почти в 40 км от Туркестана. И таким образом было воздвигнуто огромное величественное здание ханаки. Уже известно, что химический состав кирпичей соответствует составу сауранских глин, так что еще неизвестно, где – преданье, а где, возможно, самая настоящая быль.

Если же послушать и дальше народные сказания о строительстве, то еще одно гласит, что эмир Тимур приказал согнать тысячи лошадей, из смеси кобыльего молока и других ингредиентов и были сделаны кирпичи, сохранившиеся на протяжении шести столетий. Говорят, после того как строители завершили возведение мавзолея, их всех казнили, чтобы никто и нигде не мог создать больше подобную красоту. Скорее всего, народное поверье – просто вымысел, еще раз подчеркивающий уникальность памятника древнего зодчества.

Как известно, мавзолей был выстроен на месте захоронения Ясави по приказу Тамерлана. Хромой Тимур лично давал распоряжения по основным параметрам здания, определил декоративные детали и внутреннее убранство здания. Строительство шло очень быстро – в течение 10 лет, но так и не было завершено. Это хорошо заметно по фасаду здания, на котором полностью отсутствует облицовка и остались строительные леса. Объяснение тому тоже находим в устных сказаниях. Дескать, стройка шла под наблюдением первой и любимой жены Тамерлана. Мастер, отвечавший за строительство, влюбился в нее. Свои чувства ему не удалось скрыть от проницательной женщины.

Чтобы прервать его муки сердца, она решила преподать урок незадачливому зодчему, предложив на выбор два яйца. Одно из них было разрисовано яркими узорами, а другое выкрашено в черный цвет. Мастер выбрал распис­ное. Тогда жена эмира очистила яйца от скорлупы, попросив попробовать и найти разницу. А когда строитель признался, что они одинаковы на вкус, в качестве назидания поведала, что точно также и женщины – отличаются лишь внешностью, но одинаковы по сути. И нет необходимости сохнуть по ней, не замечая, сколько вокруг прекрасных женщин. Строитель испугался разоблачения и гнева Хромого Тимура и той же ночью бежал, оставив мавзолей недостроенным. И хотя в истории этот факт объясняется тем, что Тимур направил основную часть рабочих и мастеров в Самарканд на возведение соборной мечети, никто и ничто не мешает существованию еще одной легенды.

Невозможно не упомянуть и другие истории, связанные с женой Тимура, которая была очень красивой женщиной. Однажды во время строительства мавзолея она вошла в казандык, и зал осветился ее красотой. Мастер, воздвигавший в это время купол, увидев женщину, выронил из рук два кирпича. Купол так и остался без них. А другой мастер возгорелся желанием непременно поцеловать жену эмира. Пользуясь тем, что Железный Хромец отправился в очередной поход, он таки добился поцелуя. Грех оставил на лице женщины свой след: на ее щеке запечатлелись губы. Боясь крутого нрава супруга, она стала носить паранджу. У этой легенды есть и другой конец, согласно которому супруга Тимура с мастером через подземные ходы убежала в Индию.

Я уже упоминала, что на переднем портале мавзолея сохранились консоли для строительных лесов. Под самым замком арки некогда висел глиняный шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для ремонта мавзолея на случай его разрушения. Эти сокровища привлекали внимание, и не один смельчак пытался добраться до них. Устное народное творчество утверждает, будто бы все они разбивались насмерть, так и не осуществив свою мечту разбогатеть.

Лично мне симпатична легенда о Тай-казане. Считается, что он предназначен для жертвенного мяса. Если дар исходит от человека богоугодного, то волшебным образом казан наполняется доверху мясом, а если Аллах не приемлет это пожертвование, то мяса останется столько, сколько и положили в казан.

Это очень красивое поверье, утверждающее, что люди, приносящие дары, должны быть с добрыми и чистыми помыслами.

На Востоке бесчисленное количество легенд связано с водой. Одна из них свидетельствует, что есть в Туркестане священный колодец. С виду – обычный, ничего из себя особенного не представляющий, но вытащить воду из него может только безгрешный человек. Говорят, раньше именно таким способом, при помощи колодца и ведра на веревке, жители древнего города проверяли, действительно ли перед ними божий человек или же обычный шарлатан, самозванец. К слову, рядом с жума-мечетью находится такой колодец. Принято считать, что вырыт он еще в XII веке, и воду из него пил сам Ходжа Ахмед Ясави, хотя ученые считают временем появления этого колодца 60–70-е годы XIX столетия. Но такое хронологическое расхождение не является помехой для распространения бытовых легенд и преданий, которые, собственно, не требуют специальных доказательств. Они пронизывают всю средневековую культуру, пережили века, дошли до наших дней и неизменно вызывают повышенный интерес у всех, кто соприкасается с историей древнего Туркестана.

  • За сутки
  • За неделю
  • За месяц

Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане

Владелец столичной антикварной лавки Руслан Капазиев изобрел «машину времени»

За границей – хорошо, а дома…

Философия сакрального пространства

Ровно 30 лет тому назад любители хоккея с мячом республики проводили в последний путь великого тренера алма-атинского «Динамо» Эдуарда Фердинандовича Айриха

Ученый, романтик, фантаст

Мир в руках поэта

На священной земле Абая

Известному казахстанскому культурологу и общественному деятелю Мурату Ауэзову исполнилось 80 лет

Все зависит от открытости и конкурентности выборов

В нынешнем году исполняется 95 лет со дня рождения Чингиза Айтматова, выдающегося писателя, при жизни ставшего классиком мировой литературы

Последовательная перезагрузка политической системы

Казахстан-2022: вектор реформ и логика общественной модернизации

01:30

На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов

Любимой газете – 90!

Лоскут к лоскутку

Совсем скоро в свет выйдет 6 310-й номер любимой республиканской газеты для детей «Дружные ребята». Этим выпуском коллектив издания отметит 90-летний юбилей

Труд во благо общества

Кавендиш в «Астане»

Парить – здоровью вредить

«Трое детей убили себя из-за игры в TikTok» – на рассылку ответили в МВД

Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги

Почему уголовно-исполнительную систему Казахстана можно сравнить с утлым суденышком без парусов – об этом в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор юридических наук, правозащитник, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.

Прекращены полномочия депутата Сената Андрея Лукина

Шымкентский ювелир Икрамжан Рафиков признан победителем Всемирного конкурса ремесленников Global Eco Artisan Awards 2022

Национальный парк под открытым небом на основе археологических раскопок городища Бозок строится в столице

В Алматы задержали подозреваемых в поджоге автомобиля журналистки

Странная гибель полицейского на Алматинской трассе: новые подробности

Депутат Саиров подтвердил наличие запроса населения о переименовании улиц и объектов имени Назарбаева

Токаев: Международная торговля продовольствием не должна подвергаться санкциям

Смаилов обсудил проблемные вопросы с сельхозпроизводителями Алматинской области

Школьница совершила суицид в Алматинской области

Комментируя прошедшие выборы в верхнюю палату Парламен­та, следует отметить, что в целом меняется функционал Сената. Полномочия каждой из палат благодаря конституционным изменениям четче разграни­чены. Законотворческая миссия будет возложена большей частью на Мажилис

Алихан Смаилов дал поручения по БАКАД и G4 City

Вызовы и непростые решения: Пирматов высказался о своей работе на посту главы Нацбанка

Казахстанцев продолжают знакомить с шедеврами мирового искусства

Ближайшие годы пройдут под знаком развития сельских территорий – премьер

Самый масштабный урок домбры попал в Книгу рекордов Гиннесса

Выборы депутатов Сената Парламента пройдут в Казахстане

Министр юстиции ответил на вопросы о фонде, имуществе и загранактивах первого президента

Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым годом

Закон Республики Казахстан

Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей

Коммунальная ломка

Какая погода ожидается в Казахстане в январе

Новые подробности в деле об убийстве 4-летнего ребенка в Актобе

Казахстан и Узбекистан подписали Дорожную карту на 37 инвестиционных и торговых проектов

Бауржан Шукенов: «Соглашение с CNC – начало большого пути»

Объявлены дата и место нового сольного концерта Димаша Кудайбергена

Токаев подписал поправки в конституционные законы

Минздрав разработал поправки по вопросам страхования профессиональной ответственности врача. Но почему же практикующие врачи против этих новелл?

Токаев посетил Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге

Проект по повышению доходов сельского населения масштабируют по всему Казахстану – Кульгинов

Даурен Косанов назначен главнокомандующим Силами воздушной обороны ВС РК

Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор

Институт банкротства физических лиц ввели в Казахстане

Токаев посетил в Ташкенте выставку, посвященную жизни и творчеству Абая

Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана

Стали известны имена обладателей госстипендии в области культуры

Токаев сменил министра просвещения Казахстана

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Рухани Жаңғыру

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене

Рухани Жаңғыру

Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…

Рухани Жаңғыру

В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…

Рухани Жаңғыру

Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации «Рух…

  • [[year]]
  • index===date.m }»>[[month.label]]
  • [[day]]

Лики паломников: за помощью к высшим силам

https://ru.sputnik.kz/20170518/liki-palomnikov-za-pomoshchyu-k-vysshim-silam-2175750.html

Лики паломников: за помощью к высшим силам

Лики паломников: за помощью к высшим силам

Какие они – эти таинственные уголки нашей страны, полные чудес, тайн и загадок? 18.05.2017, Sputnik Казахстан

2017-05-18T13:19+0600

2017-05-18T13:19+0600

2022-02-01T14:05+0600

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://sputnik.kz/img/216/98/2169890_0:233:1132:874_1920x0_80_0_0_6048c25d2b2a72cc7d28d83a7454c555.jpg

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2017

Sputnik Казахстан

media@sputniknews. com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_KK

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://sputnik.kz/img/216/98/2169890_0:197:1132:910_1920x0_80_0_0_4de4255dc0405b8d36ada09eff0f0bd0.jpg

1920

1920

true

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Казахстан

мультимедиа, сакральный казахстан, «сакральная карта» казахстана, хадж-2019

мультимедиа, сакральный казахстан, «сакральная карта» казахстана, хадж-2019

Какие они — эти таинственные уголки нашей страны, полные чудес и загадок? Где мы черпаем внутренние силы и находим отдохновение? Что для нас сакрально? Однозначного ответа здесь не найти.

Для кого-то из нас особым, сакральным уголком может стать небольшой холмик земли, покрытый свежей травой и скрывающий прах родного человека, ушедшего в другой мир. Место, где сердце начинает ныть от невосполнимой утраты, где слышатся тихие молитвы об упокоении души. Для кого-то местом силы может стать живоносный источник, созданный природой, несущий в себе поток таинственных энергий и наполняющий мысли и бытие сакральным смыслом, способный поднять на ноги от безнадежной хвори, или, возможно, подарить вымоленного, долгожданного ребенка.

Есть и те, кто просто ищет утешения, посещая Святые места. Такие «точки» нашей земли наполнены мощной, необъяснимой энергетикой, и потому они так притягательны для людей. На протяжении лет и веков паломники все идут и идут к ним, чтобы наполниться их духовной силой, чтобы помочь своей душе стать чище, милосердней и бесстрашней перед житейскими испытаниями.

Sputnik Казахстан предлагает вам посмотреть кадры, на которых запечатлены священные древние памятники нашей земли, окутанные необъяснимой аурой. 

© Sputnik / Анатолий УстиненкоВеликое таинство молитвы, слово, обращенное к высшим силам – это неотъемлемая часть любого сакрального места.

1/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Великое таинство молитвы, слово, обращенное к высшим силам – это неотъемлемая часть любого сакрального места.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоЖивоносная вода, по непоколебимому мнению посетителей, способна исцелить даже самый страшный недуг. Колодец с водой у мавзолея Арыстан-баба подтверждение этих слов: сотни паломников обращаются к силе воды.

2/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Живоносная вода, по непоколебимому мнению посетителей, способна исцелить даже самый страшный недуг. Колодец с водой у мавзолея Арыстан-баба подтверждение этих слов: сотни паломников обращаются к силе воды.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоСвятыми местами называют не только рукотворные памятники культуры и архитектуры. Порой сама природа показывает человеку места, способные исцелить душу и слиться с ней воедино. Киели-агаш, которое растет в 20 километрах от города Жаркента, в переводе означает «священное дерево», ежегодно становится местом массового посещения людей из разных уголков Казахстана. «Святые духи, прошу Вас, помогите», — взывают паломники.

3/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Святыми местами называют не только рукотворные памятники культуры и архитектуры. Порой сама природа показывает человеку места, способные исцелить душу и слиться с ней воедино. Киели-агаш, которое растет в 20 километрах от города Жаркента, в переводе означает «священное дерево», ежегодно становится местом массового посещения людей из разных уголков Казахстана. «Святые духи, прошу Вас, помогите», — взывают паломники.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоВ подземной мечети Шакпак-Ата, которая находится в Мангистауской области.

4/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

В подземной мечети Шакпак-Ата, которая находится в Мангистауской области.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоВ этих священных, древних местах порой даже камни приобретают удивительные очертания.
На фото: виды подземной мечети Шакпак-Ата, вырубленной в горной меловой скале. Шакпак-Ата относится к достопримечательностям Мангистауской области, она расположена на полуострове Тюб-Караган, в двух десятках километрах к северо-востоку от города Форт-Шевченко, и считается самым древним памятником зодчества в Западном Казахстане. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию.

5/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

В этих священных, древних местах порой даже камни приобретают удивительные очертания.
На фото: виды подземной мечети Шакпак-Ата, вырубленной в горной меловой скале. Шакпак-Ата относится к достопримечательностям Мангистауской области, она расположена на полуострове Тюб-Караган, в двух десятках километрах к северо-востоку от города Форт-Шевченко, и считается самым древним памятником зодчества в Западном Казахстане. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей Домалак-Ана – уникальный архитектурный памятник, расположенный в Южно-Казахстанской области, на склоне горы Каратау. Мавзолей когда-то был сооружен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, в народе известной как Домалак Ана. Эта женщина обладала даром предвидеть будущее. В народе она прославилась благодаря своей светлой мудрости и чистоте души. Сегодня к мавзолею Домалак-Ана не зарастает народная тропа, тысячи туристов идут поклониться к праху святой женщины.

6/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей Домалак-Ана – уникальный архитектурный памятник, расположенный в Южно-Казахстанской области, на склоне горы Каратау. Мавзолей когда-то был сооружен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, в народе известной как Домалак Ана. Эта женщина обладала даром предвидеть будущее. В народе она прославилась благодаря своей светлой мудрости и чистоте души. Сегодня к мавзолею Домалак-Ана не зарастает народная тропа, тысячи туристов идут поклониться к праху святой женщины.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоПодчас женщины, потерявшие веру в традиционную медицину и в то, что они смогут испытать радость материнства, отправляются к святым местам в надежде получить помощь свыше. Их жаркие, искренние молитвы от чистого сердца нередко бывают услышаны.

7/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Подчас женщины, потерявшие веру в традиционную медицину и в то, что они смогут испытать радость материнства, отправляются к святым местам в надежде получить помощь свыше. Их жаркие, искренние молитвы от чистого сердца нередко бывают услышаны.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоОдно из самых известных в Казахстане исторических памятников культуры – мемориальный комплекс «Коркыт-ата». Земля Сыра хранит одну из легенд, которая повествует о необычайном человека, жившем еще в древности. Появление на свет Коркыта – акына, создателя кобыза — не укладывается в законы природы. Три года мать вынашивала своего дитя и после рождения сразу же заговорил, что напугало людей. Потому новорождённому дали имя Коркыт, что в переводе с казахского означает «напугай». В народе есть и песня, сложенная в честь Коркыт-ата:
«Когда родился Коркыт,
Черное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после».

8/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Одно из самых известных в Казахстане исторических памятников культуры – мемориальный комплекс «Коркыт-ата». Земля Сыра хранит одну из легенд, которая повествует о необычайном человека, жившем еще в древности. Появление на свет Коркыта – акына, создателя кобыза — не укладывается в законы природы. Три года мать вынашивала своего дитя и после рождения сразу же заговорил, что напугало людей. Потому новорождённому дали имя Коркыт, что в переводе с казахского означает «напугай». В народе есть и песня, сложенная в честь Коркыт-ата:
«Когда родился Коркыт,
Черное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после».

© Sputnik / Анатолий УстиненкоСакральные круги мемориального комплекса «Коркыт-ата» несут в себе бесконечность и ореол загадок древности, звучащих в степных напевах кобыза.

9/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Сакральные круги мемориального комплекса «Коркыт-ата» несут в себе бесконечность и ореол загадок древности, звучащих в степных напевах кобыза.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоСтаринный некрополь Кенты-баба находится на севере полуострова Мангышлак. В народе бытует мнение, что в этом месте уставший путник будет чувствовать себя под защитой святого в любое время года, ночью и днем.

10/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Старинный некрополь Кенты-баба находится на севере полуострова Мангышлак. В народе бытует мнение, что в этом месте уставший путник будет чувствовать себя под защитой святого в любое время года, ночью и днем.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоПодземная мечеть Султан-Епе находится в северо-восточной части полуострова Мангышлак. Мечеть находится у начала одноименного каньона Султан-Епе. Существует легенда о мечети Султан-Епе, согласно которой очень много лет назад отец призвал к себе своих сыновей. Все они тут же предстали перед его очами, и только младший сын Султан-Епе пришел на отцовский зов не сразу, а спустя несколько дней. Отец разгневался на любимого отпрыска. Тогда Султан-Епе поведал отцу о том, что он был на далеком Каспии, где помогал рыбакам, попавшим в беду. Парень в доказательство показал отцу спину, которая была исполосована следами от веревок и канатов. С тех пор Султан-Епе всегда приходит на помощь тем, кто терпит в море бедствие.

11/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Подземная мечеть Султан-Епе находится в северо-восточной части полуострова Мангышлак. Мечеть находится у начала одноименного каньона Султан-Епе. Существует легенда о мечети Султан-Епе, согласно которой очень много лет назад отец призвал к себе своих сыновей. Все они тут же предстали перед его очами, и только младший сын Султан-Епе пришел на отцовский зов не сразу, а спустя несколько дней. Отец разгневался на любимого отпрыска. Тогда Султан-Епе поведал отцу о том, что он был на далеком Каспии, где помогал рыбакам, попавшим в беду. Парень в доказательство показал отцу спину, которая была исполосована следами от веревок и канатов. С тех пор Султан-Епе всегда приходит на помощь тем, кто терпит в море бедствие.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоДревняя обсерватория Бауыр в Восточном Казахстане. В день осеннего солнцестояния, 22 сентября, солнце садится за вершиной горы и падает на человека через щель.

12/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Древняя обсерватория Бауыр в Восточном Казахстане. В день осеннего солнцестояния, 22 сентября, солнце садится за вершиной горы и падает на человека через щель.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоНекрополь и подземная мечеть Шопан-Ата – один из крупнейших и древнейших погребально-культовых комплексов в Казахстане. Стоит отметить, что подземные мечети Мангистау стали в последнее время объектом туризма, сюда разработаны туристические маршруты, ездят организованные группы, а «VIP-туристы» даже прилетают на вертолете. Местные жители с большой настороженностью относятся к такому положению дел. Сюда нужно идти в трудные минуты жизни – за советом или исцелением, а не просто поглазеть на диковинное место и сделать селфи под землей.

13/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Некрополь и подземная мечеть Шопан-Ата – один из крупнейших и древнейших погребально-культовых комплексов в Казахстане. Стоит отметить, что подземные мечети Мангистау стали в последнее время объектом туризма, сюда разработаны туристические маршруты, ездят организованные группы, а «VIP-туристы» даже прилетают на вертолете. Местные жители с большой настороженностью относятся к такому положению дел. Сюда нужно идти в трудные минуты жизни – за советом или исцелением, а не просто поглазеть на диковинное место и сделать селфи под землей.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссауи возведен на его могиле в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области. Это архитектурное строение является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».

14/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссауи возведен на его могиле в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области. Это архитектурное строение является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».

© Sputnik / Анатолий УстиненкоОдногорбого дромадера, одиноко бродящего по Туркестану, по истине можно назвать связующим звеном между веками. Как и тысячи лет назад, корабль пустыни такой же молчаливый попутчик в дороге, ведет к порогам последнего пристанища святого Ходжа Ахмеда Яссауи.

15/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Одногорбого дромадера, одиноко бродящего по Туркестану, по истине можно назвать связующим звеном между веками. Как и тысячи лет назад, корабль пустыни такой же молчаливый попутчик в дороге, ведет к порогам последнего пристанища святого Ходжа Ахмеда Яссауи.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата). Еще в начале ХХ века особое внимание исследователей на территории Казахстана привлек необычный архитектурный памятник, воздвигнутый над могилой одного из представителей династии Караханидов, примерно в Х-XII веках. Гениальное рукотворное творение древнего Тараза с надгробием собирает верующих для молитв о чаяниях.

16/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата). Еще в начале ХХ века особое внимание исследователей на территории Казахстана привлек необычный архитектурный памятник, воздвигнутый над могилой одного из представителей династии Караханидов, примерно в Х-XII веках. Гениальное рукотворное творение древнего Тараза с надгробием собирает верующих для молитв о чаяниях.

© SputnikКазыгурт – горный массив, который расположился между городами Шымкент и Ташкент. Его еще называют Священным Курганом или Колыбелью человечества. Для народов Центральной Азии это место имеет сакральное значение. У Казыгурта существует своя легенда, согласно которой в древние времена это место было выше всех гор на земле. Во времена всемирного потопа лишь вершина Казыгурта была не затоплена водой. Правда, это лишь одна из множества легенд, которые окутывают эту туманную горную местность.

17/21

© Sputnik

Казыгурт – горный массив, который расположился между городами Шымкент и Ташкент. Его еще называют Священным Курганом или Колыбелью человечества. Для народов Центральной Азии это место имеет сакральное значение. У Казыгурта существует своя легенда, согласно которой в древние времена это место было выше всех гор на земле. Во времена всемирного потопа лишь вершина Казыгурта была не затоплена водой. Правда, это лишь одна из множества легенд, которые окутывают эту туманную горную местность.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоШыракшы – хранители святых мест Казахстана, взывают к Творцу на рассвете каждого нового дня.

18/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Шыракшы – хранители святых мест Казахстана, взывают к Творцу на рассвете каждого нового дня.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоПодземная мечеть Бекет-Ата, расположенная на западе Казахстана, является одной из главных святынь земли Мангистау, но стремиться попасть туда стоит не каждому. Только человек с глубокой верой и смирением в сердце может обратиться к Бекет-Ата.

19/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Подземная мечеть Бекет-Ата, расположенная на западе Казахстана, является одной из главных святынь земли Мангистау, но стремиться попасть туда стоит не каждому. Только человек с глубокой верой и смирением в сердце может обратиться к Бекет-Ата.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоИ время здесь течет по-другому. И мысли здесь тихи и глубоки. Словно очутившись в другом измерении, вознося свои молитвы, ведя беседы с Создателем, путники приходят в эти места в поисках ответов на свои вопросы, своего истинного предназначения и праведного пути.
На фото: паломник молится в подземной мечети Шакпак-Ата.

20/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

И время здесь течет по-другому. И мысли здесь тихи и глубоки. Словно очутившись в другом измерении, вознося свои молитвы, ведя беседы с Создателем, путники приходят в эти места в поисках ответов на свои вопросы, своего истинного предназначения и праведного пути.
На фото: паломник молится в подземной мечети Шакпак-Ата.

© Sputnik / Анатолий УстиненкоПодобных уголков в Казахстане, о которых можно рассказывать с благоговением и бесконечно, еще очень и очень много. Но всей сути этих удивительных мест не передать словами. Лучше однажды повидать.
На фото: Некрополь Караман-Ата, который находится в центральной части полуострова Мангышлак. Прямо в степи вырублена подземная мечеть, предположительно XII века. Это единственная подземная мечеть, которая полностью находится под землей.

21/21

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Подобных уголков в Казахстане, о которых можно рассказывать с благоговением и бесконечно, еще очень и очень много. Но всей сути этих удивительных мест не передать словами. Лучше однажды повидать.
На фото: Некрополь Караман-Ата, который находится в центральной части полуострова Мангышлак. Прямо в степи вырублена подземная мечеть, предположительно XII века. Это единственная подземная мечеть, которая полностью находится под землей.

Недостроенный тимуридский мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — памятник в Туркестане, городе на юге Казахстана. Мавзолей был построен во времена правления Тимура, правителя Империи Тимуридов. Памятник был заказан правителем Тимуридов, чтобы заменить более раннее и меньшее сооружение, построенное над могилой Ходжи Ахмеда Ясави, тюркского поэта и суфийского мистика. Однако мавзолей так и не был достроен, так как строительство было остановлено после смерти Тимура. Несмотря на это, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников тимуридского периода. Это способствовало включению его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в контексте

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави расположен в Туркестане, городе в южной части современного Казахстана. В древности Туркестан был торговым центром на северной части Великого шелкового пути и был известен как Шавгар или Яси ​​в период средневековья и раннего Нового времени. Благодаря своему расположению Туркестан процветал не только в экономическом, но и в культурном и интеллектуальном плане. Кроме того, Туркестан приобрел политическое значение в 16 веке, когда он стал столицей Казахского ханства.

  • Самарканд: древняя связь между Востоком и Западом
  • Султан, наблюдающий за звездами, и его обсерватория Улугбека

Кроме того, Туркестан имеет большое значение и как религиозный центр. Это отражено в имени Хазрат-и Туркестан , что означает «Святой или Благословенный из Туркестана». Именно от этого названия произошли два названия города, Хазрат и Туркестан. Святой, упомянутый в названии города, — Ходжа Ахмед Ясави, «Ходжа» — исламский почетный титул. Ахмед Ясави жил между 11 и 12 веками и наиболее известен как поэт и ранний тюркский суфийский мистик. Ахмед Ясави — значительная фигура в истории суфизма, так как он оказал сильное влияние на развитие суфийских орденов в тюркоязычном мире.

Могила Ходжи Ахмеда Ясави в мавзолее. ( Дмитрий Чулов / Adobe Stock)

Кем был Ходжа Ахмед Ясави?

Несмотря на важность Ахмеда Ясави, очень мало достоверно известно о его жизни. Считается, что он родился примерно в конце XI века в Сайраме, другом древнем городе недалеко от Туркестана. По преданию, отец Ахмеда Ясави умер еще в молодости, и семья переехала в Туркестан. Это отражено в использовании слова Yasawi , которое происходит от другого названия города, Yasi .

Говорят, что Ахмед Ясави достиг высокого уровня духовности еще в детстве. Впоследствии он отправился в Бухару, на территории современного Узбекистана, чтобы продолжить обучение у известного суфийского мистика Юсуфа Хамадани, а также у других известных суфиев. Ахмед Ясави провел много лет в Бухаре, прежде чем в конце концов вернулся домой в Туркестан.

Ахмед Ясави традиционно считается автором Диван-и Хикмет («Книга мудрости»), состоящая из сборника стихов на мистические темы на тюркском языке. Однако в последнее время ученые придерживаются мнения, что книга написана не им. Тем не менее, по стилю и настроению « Диван-и Хикмет » близок к произведениям Ахмеда Ясави, отсюда и приписывание авторства книги суфийскому мистику. Также известно, что Ахмед Ясави написал Рисала («Зеркало мудрости») и Хикмет Хазрати 9.0016 .

Весьма показательно то, что Ахмед Ясави писал свои произведения на тюркском языке. До этого научные труды в Средней Азии писались либо на арабском, либо на персидском языке. Именно благодаря Ахмеду Ясави тюркский язык стал сложным средством общения, стоящим наравне с арабским и персидским. Кроме того, Ахмед Ясави способствовал подъему турецкой культуры как доминирующей культуры в Центральной Азии. Эти вклады ощущались даже за пределами этого региона, поскольку империи тюркского происхождения, такие как империи Великих Моголов и Османская империя, принесли их на свои завоеванные территории. Кроме того, Ахмеду Ясави приписывают обращение тюркоязычных народов Казахстана.

Купол Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. ( Евгений / Adobe Stock)

Понимание конструкции и архитектуры Большого Мавзолея

Легенды об Ахмеде Ясави впоследствии распространились по тюркскому миру, и он приобрел большое количество поклонников. Это продолжалось еще долго после смерти суфийского мистика. Одна из таких легенд, например, связана с Тимуром (известным также как Тамерлан), который основал империю Тимуридов в 14 веке. Согласно этой легенде, Тимуру, тюрко-монгольскому происхождению, однажды ночью приснился сон. Во сне Тимуру явился Ахмед Ясави, сказавший ему, что скоро он покорит Бухару.

Тимур воспринял это как благоприятный знак и напал на город. После победы Тимур отправился в Туркестан, где посетил могилу Ахмеда Ясави. Тимур заметил, что могила такого великого святого была довольно скромной. Поэтому, отдав дань уважения, Тимур приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мавзолей.

Строительство Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави началось в 1389 году. Однако оно так и не было завершено. Когда Тимур умер в 1405 году, строительство мавзолея также было остановлено. Последующие правители Туркестана не продолжили дело Тимура, хотя Абдулла-хан, шейбанидский правитель XVI века, достроил портал мавзолея. В любом случае мавзолей остался в значительной степени незавершенным. Одним из следствий этого является то, что мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является хорошим образцом тимуридской архитектуры. Это еще больше усиливается тем фактом, что мавзолей является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников тимуридского периода.

План мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой прямоугольник размером 46 м на 63 м (150,9 фута на 206,7 фута), выровненный по оси юго-восток-северо-запад. Памятник состоит из двух этажей, содержащих восемь основных камер, 27 небольших комнат и 12 переходов. Посетители мавзолея входят в памятник через большой портал , после чего они попадают в большой актовый зал размером 18 м на 18 м (59,1 фута на 59,1 фута).

В центре зала находится бронзовый котел, используемый для ритуалов. За этим залом, в северо-западной части мавзолея, находится гробница Ахмеда Ясави, а саркофаг расположен точно в центре секции. Есть несколько вспомогательных сооружений по бокам оси, в том числе трапезная, небольшой дворец, библиотека, священный колодец и мечеть.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане так и не был достроен. ( Александр / Adobe Stock)

Архитектурные детали мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Монументальный портал и купол за ним образуют самые высокие части мавзолея, каждая из которых достигает высоты 38 м (124,7 фута) . Как упоминалось ранее, портал был завершен Абдуллой Ханом. Тем не менее, части портала остались в незавершенном состоянии. Например, по обеим сторонам портала есть пара незавершенных минаретов. Они были построены во времена Тимура, но их строительство было прекращено после его смерти.

Кроме того, на фасаде портала отсутствует какая-либо обработка поверхности. Это резко контрастирует с порталом других известных тимуридских памятников, таких как Гур-э-Амир (мавзолей Тимура) и мечеть Биби-Ханым, расположенные в Самарканде, Узбекистан. Порталы этих памятников украшены резными и глазурованными изразцами, которыми славится тимуридская архитектура.

В отличие от фасада мавзолея, его задний фасад богато украшен. Хороший пример banna’i 9В этой части мавзолея можно увидеть технику 0016. Баннаи означает «техника строителя» на персидском языке и была архитектурной техникой, принятой Тимуридами. Этот прием предполагает чередование глазурованной и простой плитки при декорировании поверхности стены. Помимо создания геометрических узоров, техника баннаи также используется для написания священных имен и фраз. Оба применения техники banna’i можно увидеть на заднем фасаде мавзолея.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави имеет три купола – один над актовым залом, один над усыпальницей и один над мечетью. Купол, возвышающийся над актовым залом за порталом, имеет коническую форму. Этот купол имеет те же размеры, что и зал под ним, то есть 18 м (59,1 фута) в диаметре, и является самым большим в своем роде в Центральной Азии. Снаружи купол покрыт синей глазурованной плиткой. Чтобы достичь высоты портала, купол поднимают на квадратный и восьмиугольный барабан. Купол над гробницей представляет собой двойной купол, внешний из которых представляет собой ребристый купол. Как и купол над актовым залом, этот купол снаружи также украшен глазурованной плиткой. Напротив, купол над мечетью имеет простой внешний вид. Этот купол опирается на арки.

Упадок Империи Тимуридов

Империя Тимуридов продолжала существовать около столетия после смерти Тимура. Тем не менее империя быстро пришла в упадок после смерти ее основателя. После прекращения существования империи Тимуридов в 1507 году Туркестан стал частью Казахского ханства. На самом деле именно казахи изменили название города с Яси на Туркестан. Будучи столицей ханства, Туркестан был важным политическим центром. Кроме того, в этот период сохранялась извечная роль города как торгового центра.

В последующие века мавзолей продолжал принимать паломников-мусульман со всей Средней Азии, благодаря тому, что он является местом последнего упокоения важного тюркского суфийского святого. Кроме того, смена режима, то есть с тимуридского на казахский, не оказала большого влияния на памятник, по крайней мере, физически. По тем или иным причинам казахские правители не стали продолжать строительство мавзолея, оставив его как есть. Тем не менее, в 19 веке вокруг мавзолея были построены оборонительные стены, чтобы защитить коммерческие интересы города.

С другой стороны, в мавзолее были захоронены несколько видных деятелей Казахского ханства, в том числе Абулхаир-хан, Абылай-хан и Есим-хан. Это придало мавзолею дополнительную символическую силу и укрепило его связь с казахским народом. Эта значимость отражена в том, что Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави фигурировал на банкнотах Казахстана до 2006 года. Кроме того, мавзолей является одним из национальных памятников Казахстана, будучи внесенным в Список национального достояния Казахстана в 1982.

Со временем судьба Туркестана пошла на убыль. Из-за политической нестабильности, а также перехода от сухопутных к морским торговым путям Туркестан больше не был великим городом, каким он был когда-то. В середине 19 века Казахское ханство распадалось. Следовательно, соседняя Российская империя воспользовалась возможностью расшириться на казахские земли. В 1864 г. Туркестан был захвачен русскими и оставался в составе Российской империи до ее распада в 19 г.17.

Интерьер Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. ( Яшкин Илья / Adobe Stock)

Путь к становлению объектом Всемирного наследия

В этот период Туркестан был заброшен. Отмечается, что реконструкции в районе старого города не проводилось. Это означает, что существует большой потенциал для проведения археологических работ, особенно в отношении средневековой фазы города. Вместо этого к западу от древнего города возник новый город, включая строительство железнодорожной станции в 1903. Станция входит в состав южной ветки Оренбургско-Ташкентской (Зааральской) железной дороги.

  • Искусство и культура империи Тимуридов повлияли на большую часть известного мира
  • В Казахстане обнаружен загадочный 1500-летний каменный комплекс

В последующую советскую эпоху Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави по-прежнему привлекал верующих и продолжал принимать паломников-мусульман. Однако советские власти не поощряли эти религиозные обряды. Советы, тем не менее, интересовались мавзолеем как архитектурным достижением. В 1905 г. была предпринята первая научная экспедиция в Туркестан под руководством Н. И. Веселовского. Эскизы памятника были сделаны во время экспедиции.

Кроме того, с 1922 года технические исследования мавзолея проводились несколькими комиссиями. Наиболее важные из них были проведены в период с 1952 по 1958 год и с 1970 по 1980 год. Кроме того, на памятнике проводились различные реставрационные и консервационные работы. Эти работы продолжились и после обретения Казахстаном независимости в 1991.

Действительно, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави служит мощным символом казахского народа. Как упоминалось ранее, монумент фигурирует на банкнотах страны до 2006 года. Помимо того, что мавзолей является национальным памятником, он также был номинирован Казахстаном в качестве объекта Всемирного наследия. В 2003 году мавзолей стал первым в стране объектом Всемирного наследия, предметом большой гордости нации. Сегодня мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является популярной туристической достопримечательностью и, возможно, первым местом, которое большинство туристов посещают во время своего путешествия в Туркестан.

Верхнее изображение: Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Источник: MehmetOZB / Adobe Stock

By Wu Mingren

Ссылки

Dickens, M. 1990. Тимуридская архитектура в Самарканде16 .900 Доступно по адресу: https://web.archive.org/web/20110607163218/http://www.oxuscom.com/Timurid_Architecture.pdf

Без названия. 2022. «Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави» в Kazakhstan Travel . Доступно по ссылке: https://kazakhstan.travel/tourist-spot/en/171/mausoleum-of-khoja-ahmed-yasawi

Без имени. 2022. «Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави» в Qazaqstan 3D . Режим доступа: https://qazaqstan3d.kz/ru/place/view?id=169

Без названия. 2022. «Мазар-и Хваджа Ахмад Ясави» в ARCHNET . Доступно по адресу: https://www. archnet.org/sites/3057

Без названия. 2022. «Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави» в Национальной комиссии Казахстана по делам ЮНЕСКО . Режим доступа: http://www.natcom.unesco.kz/turkestan/e10_mausoleum.htm

Сатубалдина А. 2018. «Туркестан – древний город с богатой историей» в Астана Таймс . Режим доступа: https://astanatimes.com/2018/08/turkestan-ancient-city-traversing-rich-history/

Азиатско-Тихоокеанский региональный комитет программы «Память мира». 2022. «Собрание рукописей Ходжи Ахмеда Ясави» в АРХИВ MOWCAP . Доступно по адресу: https://mowcaparchives.org/items/show/54

Редакторы Британской энциклопедии. 2021. «Туркестан» в/ч Британика . Доступно по ссылке: https://www.britannica.com/place/Turkestan

Редакция Британской энциклопедии. 2022. «Ахмед Есеви» в Britannica . Доступно по адресу: https://www.britannica.com/biography/Ahmed-Yesevi

Turumbetova, Z. et al. 2018. «Путь Ходжи Ахмета Ясави в казахских и турецких таможнях менестрелей» в Global Media Journal . Доступно по ссылке: https://www.globalmediajournal.com/open-access/the-path-of-the-khoja-ahmet-yasawi-in-kazakh-and-turkish-minstrel-customs.php?aid=87201

ЮНЕСКО. 2022. «Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . Режим доступа: https://whc.unesco.org/ru/list/1103/

Святые места Шымкента

Южно-Казахстанская область славится своими святынями. В эти места съезжаются паломники со всей страны и даже заезжие иностранцы. Некоторые люди приходят просто из любопытства, но большинство из них приходят, чтобы вылечить болезнь или попросить потомство. В Шымкенте и его окрестностях много святых мест.

Мавзолей Арыстан-Баб

Арыстан-Баб — проповедник ислама и духовный наставник Ходжи Ахмеда Ясави. Арыстан-Баб жил в XII веке. Мавзолей над его могилой возводили четыре раза. Впервые он был возведен в XIV-XV веках. Но ему пришлось простоять пару столетий – здание разрушило землетрясение. На его месте в XVIII веке было построено двухкупольное здание с айваном. Но это здание простояло до XIX века. В 1909 году на его руинах был построен новый мавзолей. Вскоре грунтовые воды стали подмывать эту новостройку. В 1971 мавзолей был снесен и перестроен. Хотя нынешний мавзолей Арыстан-Баб сложно назвать историческим сооружением, он все же имел большое значение для Казахстана как архитектурная и духовная ценность. Самое главное – это усыпальница в мавзолее, которая сохранилась с момента его возникновения.

Мавзолей Домалак-Ана

В долине реки Балабоген, к югу от гор Каратау, стоит великолепный мавзолей Домалак-Ана, памятник архитектуры XI века. Он был построен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, более известной как Домалак Ана. Эта женщина была губернатором Семиречья и третьей женой батыра Байдибека Карашулы. Она славилась своей мудростью, добротой и способностью предвидеть будущее. С Домалак-Аной связано немало хороших легенд, судя по фактам, которые скорее являются правдой, чем вымыслом. Когда эта удивительная женщина умерла, по приказу ее внука Дулата бухарестский мастер Абдулла Шери в 1456 году возвел купольный мавзолей с четырьмя ярусами. За многие века существования мавзолея здание неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Поэтому мы не можем судить о его первоначальном виде. Нынешний вид здание приобрело в 1996 после последней реконструкции. Этот мавзолей является одним из самых почитаемых среди верующих. Сюда приезжают со всех уголков страны, чтобы поклониться этой великой женщине и попросить потомство.

Минарет Хызыр

Село Сайрам расположено в 10 километрах от Шымкента, на месте средневекового одноименного древнего города. Столетиями раньше на территории Сайрама находился город Испиджаб, который был крупным торговым городом, частью Великого шелкового пути. Сейчас от этих городов на территории поселка остались лишь редкие вещественные доказательства. Одним из них является Минарет Хызыр, датируемый историками IX-XII веками. Когда-то здесь была мечеть Хызырского Пророка, очень почитаемая в древнем Сайраме. Строение не пережило свой век, стихийные бедствия и человеческая природа сделали это возможным. Но минарет, несмотря ни на что, уцелел и собирает множество паломников. Когда-то она была высотой 10,5 метров. Но сейчас это пятиметровая конструкция, диаметром 2,5 метра. Хызыр Пайгамбар был пророком. Кто знаком с Кораном, знает имя Хызыра в этом писании. Там он упоминается как спутник Мусы. Этнограф Александр Гейнс в своем дневнике «Путешествие в Туркестан» (1866 г.) упоминает Хызырскую мечеть, которую он нашел в целости и сохранности во время своего этнографического путешествия. В дневнике сказано: «Здесь Хазыр спасся в созерцании величия Аллаха, не выходя на свет божий шестьдесят лет, потом прожил еще много лет и был взят живым на небо». По преданию, каждую пятницу после захода солнца пророк Хызыр посещает святыни своих родителей, матери Бибигияс-Ана и отца Сылык Ходжи, чтобы почтить их останки.

Мавзолей Ибрагим Ата

В селе Сайрам находится святыня – Мавзолей Ибрагим Ата. Предположительно, он был возведен в XI-XII веках. Ибрагим Ата был отцом Ахмеда Ясави, а также известным проповедником тех времен. Мавзолей, расположенный у могилы Ибрагим-Ата, также несколько раз перестраивался. Сначала он был разрушен временем, а затем, в 50-х годах, частично разрушен землетрясением. Мавзолей был восстановлен, но его первоначальный вид был утрачен.

Мавзолей Карашаш Ана

В селе Сайрам находится еще один мавзолей матери Ходжи Ахмеда Ясави. Ее настоящее имя было Айша Биби, но в народе ее звали Карашаш Ана. Так как Аиша Биби была дочерью знатного Мусы, она получила хорошее, по тем временам, образование и светское воспитание. Но, несмотря на свой статус, Карашаш Ана всегда помогала бедным и страждущим; именно поэтому она заслужила всенародную любовь. После ее смерти в XIII веке в ее честь возвели мавзолей. Но, как и все монументальные сооружения того времени, мавзолей много раз разрушался и возводился заново. К тому же он находится в сейсмоопасной зоне — землетрясение в этом районе разрушило множество построек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *