Святые места в казахстане – маршруты и стоимость экскурсий для паломников, советы путешественникам

Содержание

Святые места Казахстана, исцеляющие людей

Подземная мечеть Бекет-ата 1

Святые места Казахстана, исцеляющие людей, из года в год пользуются популярностью у паломников со всех точек земного шара. Они интересны и необычны своей живой энергетикой. К ним приходят в надежде на исцеление и душевное равновесие, просят о личном и загадывают желания.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Унгуртас – место силы

Небольшой поселок Унгуртас, недалеко от Алма-Аты, расположился у подножия необыкновенной горы с таким же названием и готов день и ночь принимать реки паломников.  Все пещеры и камни горы обладают мощной лечебной силой. Стоит прикоснуться к стене и от нее начинает веять теплом.

Унгуртас – место силы

Священная гора – место верующих и одно из важных условий посещения – знание молитв. Находясь в пещерах, люди испытывают разные ощущения: и радость, и слезы. Но всегда выходят просветленными и с чувством очищения души.

Чудотворная могила Ыргызбая

Ыргызбай Досканулы – святой старец, который жил в 18-19 веке. В жизни лечил людей, и даже смог вылечить отца Абая Кунанбаева, за что заслужил особое доверие и почтение. И в наши дни его помнят и почитают. Каждый день на его могиле можно встретить людей, которые пришли за чудом исцеления. А что бы это чудо произошло нужно переночевать там с искренними молитвами в душе.

Чудотворная могила Ыргызбая

Святое место Улкен-Агаш

Недалеко от села Аулие-Агаш растет священный карагач, подобных которому всего два в мире. Это место по-своему уникально. Здесь можно расслабиться и забыть о бедах. У дерева попросят здоровья или любви, решения проблем или удачи.

Святое место Улкен-Агаш

Все обязательно сбудется, если просить с чистыми помыслами и крепкой верой. Все плохие мысли дерево тоже услышит и человек уйдет обратно ни с чем.

Обитель святых. Поселок Сайрам

На восток от Шимкента на реке Сайрам-Су расположился поселок Сайрам, древний свидетель развития Великого Шелкового пути. Место, где были рождены важные деятели ислама. В любом уголке Сайрама можно поклониться святым памятникам и пополнить жизненную силу.

Обитель святых. Поселок Сайрам

Серафимо-Феогностовская мужская пустынь

В горах Аксакайского ущелья спрятался живописный мужской монастырь, названный в честь отшельников-монахов Феогноста и Серафима. Это священное православное место, которое посещают тысячи паломников, несмотря на трудный путь к нему. Сюда приходят отдать дань памяти святым мученикам, и попросить исцеления души и тела. Здесь особый мир покоя, умиротворения и тишины.

Серафимо-Феогностовская мужская пустынь

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В храм иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в поселке Космос Алма-Атинской области для излечения от болезней и духовных недугов приезжают верующие люди со всех стран. И это не удивительно. Бьющий из-под земли святой ключ обладает чудесной силой исцеления. Несмотря на то, что вода в нем ледяная, после омовения бросает в жар, а вера и молитвы придают сил.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Источник жизни в Симее

Святой ключ недалеко от Семея – еще один священный источник Казахстана. Это сакральное место, сохраненное с верой и любовью, не замерзает даже в сильные морозы, а на его дне в любое время года зелень.  Представители любого вероисповедания здесь частые гости, ведь родниковая вода Святого ключа обладает огромной целебной силой, и даже ярые скептики с этим соглашаются, испытав на личном опыте.

Источник жизни в Симее

Пещера Коныр-Аулие

Под сводами таинственной пещеры Коныр-Аулие раскинулось священное озеро, способное подарить новую жизнь. Удивительная пещера – это святыня, чудотворно действующая на здоровье.

Пещера Коныр-Аулие

Одна из загадок этого места – лечение бесплодия. Многие отчаявшиеся обзавестись детьми женщины, побывав однажды в чудесной пещере, переночевав в ней и окунувшись в озеро семь раз, вскоре испытывают радость материнства.

Могила святого Тюркебай-ата

Тюркебай-ата известный святой целитель перед смертью предрекал сохранение своей силы на столетия. С тех пор любой пришедший на его могилу в Наурзумский район у села Уленды, обязательно положит камень к могиле святого и попросит помощи. И мольбы будут услышаны, ведь не зря же в народе много рассказывают о чудесной силе святого захоронения.

Могила святого Тюркебай-ата

Подземная мечеть Бекет-ата

Мечеть Бекет-ата – это особенное, сакральное место в мусульманском мире. Святыня равная захоронению Пророка Мухаммеда. Ежегодно паломники всего мира открывают здесь свои души и просят о самом сокровенном. При жизни Бекет-ата помогал страждущим и обездоленным и после его смерти нуждающиеся находят исцеление и душевный покой, но лишь те, кто приходит с верой и смирением.

Подземная мечеть Бекет-ата

Святые места – это и гордость, и отрада, и надежда на спасение. С годами о них можно услышать все больше и больше новых историй, а это ли не доказательство их особенных, чудесных свойств. Что бы испытать всю силу и энергетику святынь, нужно побывать там, ведь нет таких слов описать восторг от увиденного.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

1001molitva.ru

Известные святые места Казахстана для замужества и зачатия ребенка

О существовании святых мест знают люди с давних времен. Сила святынь и глубокая вера человека творят чудеса: исполняют заветные желания, исцеляют болезни. Есть сакральные места и в Казахстане. К ним съезжаются люди из разных уголков мира с молитвами о замужестве и зачатии ребенка. Многие пары, посетив святые места Казахстана, обрели родительское счастье. А одинокие девушки и парни нашли свою судьбу.

Фото: e-history.kz

Священные земли имеют свою историю, окутанную легендами и невероятными чудесами. Для многих людей — это единственный шанс исполнить мечту. Вот самые известные святые места в Казахстане, которые посещают с просьбами о материнстве и замужестве:

Мавзолей Кыз Аулие

Совершая паломничество в город Туркестан, отчаявшиеся пары посещают этот мавзолей. Старинная легенда гласит, что это место связано с тремя смелыми девушками. Джунгарские воины пожелали сделать их своими женами. Не желая подчиняться воле врагов, невинные казашки погибли в неравной схватке. С тех времен земли считаются священными.

Фото: edu.e-history.kz

Местные жители верят, что дух Святой Девы блуждает по степи и помогает молящимся. Чтобы сбылись задуманные желания, первым делом почитают память усопших, читая молитву. Девушки, мечтающие о замужестве, готовят своими руками три блюда. После этого надевают свадебное платье и обходят помещение мавзолея под прощальную песню невесты.

Мавзолей гордится невероятными историями. Одна из пар, отчаявшись зачать ребенка, посетила святое место. Гуляя по территории, молодые люди сорвали с дерева и съели два яблока. Через год у счастливых родителей появился на свет сын.

Другая история рассказывает о мужчине, который приехал с матерью. Женщина давно пыталась найти ему невесту. Но он нашел ее сам среди девушек, молящихся в мавзолее.

Мавзолей Айша-Биби

Знаменитая усыпальница находится в 20 км от города Тараз. Святые места овеяны тайнами средневековой казахской степи. Одна из легенд рассказывает о большой и несчастной любви.

Фото: biaprom.ru

Айша была известной красавицей. Молодые парни пытались завоевать ее сердце. Но взаимностью девушка ответила только Карахану. А строгий воспитатель отказал джигиту. Айша не захотела повиноваться его воле и убежала к возлюбленному. Но влюбленные так и не встретились.

После купания в реке беглянку укусила змея. На месте долгожданного свидания Карахан нашел бездыханное тело любимой. Убитый горем джигит решил построить усыпальницу, чтобы в широкой степи навсегда осталась память о его любви.

Место захоронения окутано тайнами. Местные жители отмечают, что в ветреную погоду возле мавзолея слышны звуки органа. Паломники, гуляя по святым местам, ощущают атмосферу спокойствия и умиротворения. Сюда едут за благословением на долгую и счастливую жизнь новобрачные, молятся и строят планы на будущее.

Фото: biaprom.ru

Читайте также: Достопримечательности Актобе

Село Унгуртас

Это удивительное и загадочное место находится в 100 км от Алматы у подножия горы. Согласно старинным легендам в этих священных местах провел последние дни великий Ахмед Ясави.

Гора считается местом обмена энергией Земли и космоса, в народе называется «пупом Земли». Участки обмена энергией обозначены камнями. Черный камень стоит на месте, где энергия космоса входит в землю. Возле него люди молятся, чтобы очиститься от грехов.

Фото: tengrinews.kz

На месте, из которого энергия земли уходит в небеса, возвышается красный камень. Здесь паломники просят об излечении от болезней.

На горе просят о материнстве и семейном счастье. Между камнями стоит небольшой столб. Жители Унгуртаса говорят, что если девушка посидит на нем, вскоре обязательно забеременеет.

Пещера Бектауата

Сакральное место расположено в северном Прибалхашье. Одна из сказочно красивых гор называется Бектауата.

Фото: rocksport.kz

Древняя легенда гласит, что у ее подножия размещался аул. Однажды на жителей напали враги. Старец по имени Бек повел народ в горы, чтобы спрятать от преследования. Дорогу им перекрыла широкая река. Мудрец взмахнул рукой, и произошло чудо — потоки воды разошлись в стороны.

Когда народ оказался в безопасности, старец поселился в пещере горы. В молитвах он провел там оставшуюся жизнь. Скалу и пещеру жители назвали в честь спасителя.

Мудрец давал людям советы, готовил целебные настойки. Женщины, которые не могли родить ребенка, приходили к нему со своими страданиями, плакали от душевной боли. Их слезы превратились в целительные источники, которых много на склонах горы.

Фото: titus.kz

С тех времен верующие приезжают к пещере за исцелением. Сюда приходят с просьбами о замужестве, счастье в семье, молитвами о зачатии и здоровье ребенка.

Мавзолей Карашаш-Ана

Посещая сакральные места Казахстана, нельзя обойти вниманием усыпальницу матери Ахмеда Ясави. Мавзолей расположен в селе Сайрам. Карашаш-Ана выросла в богатой и уважаемой семье, но не была высокомерной. Народ любил и почитал ее. Женщина была знахаркой, помогала нуждающимся, умела объяснять сны. Она была грамотной и образованной, много времени уделяла воспитанию детей.

Фото: shymkent13.ru

Сегодня мавзолей стал местом паломничества. Женщины из разных уголков мира приезжают к святому месту, молятся и оставляют в стенах записки с просьбами о материнстве. Считается, что самые безнадежные пары, побывав здесь, обретут родительское счастье.

Верить в чудодейственную силу или нет — решает каждый сам. Надеемся, что святые места Казахстана помогут многим обрести семейное счастье. Нужно только искренне молиться и не терять надежду.

Читайте также: Исторические места Казахстана, которые стоит посетить

www.nur.kz

Места исцеления души и тела в Казахстане

места исцеления на юге Казахстана

 
Мавзолей Ак бура

 

 

Мавзолей Ак бура расположен в предгорьях Алатау.  Священный колодец рядом с мавзолеем называют одним из самых действенных лечебных источников, который уже не раз помогал людям. По преданию, здесь умер святой  Ак бура, который  жил в ХІІ веке.  Его верблюд после смерти хозяина остался рядом с мавзолеем. Он оплакивал смерть Ак бура до тех пор, пока не окаменел, а его слезы не превратились в священный источник.
 

Унгуртас – пуп земли

 

 

Унгуртас называют энергетической точкой и центром Земли, которая расположена в Жамбылской области. Сюда приезжают из разных стран мира для очищения своей биоэнергетики. По легенде в этом месте земля соединяется с небом. Каждая из пещер Унгуртаса обладает своей особенной силой, а прикосновение к скалам очищает и исцеляет человека. Люди утверждают,  что они смогли вылечиться от самых различных болезней, порчи и сглаза.
 

Святая Гаухар

 

 

Дочь Ходжа Ахмеда Яссауи Гаухар, как и отец, была святым человеком. Она умела лечить болезни людей, а ее доброта и помощь вызывали большое уважение местных жителей. Несмотря на ее благие дела, Всевышний не наградил Гаухар детьми, однако всех, кого она вылечила, она и так считала своими детьми. С тех пор девушке дали прозвище «Святая мать». На сегодняшний день к мавзолею приходят в основном женщины, которые стремятся излечиться от бесплодия.
 

Серафимо-Феогностовская мужская пустынь

 

 

Серафимо-Феогностовская мужская  пустынь расположена в Аксайком ущелье и является православным священным местом Казахстана. Путь к нему достаточно сложен, но это не останавливает всех вновь прибывших. Его ежегодно посещают сотни паломников, которые не только приходят почтить память мучеников Серафима и Феогноста, но и найти исцеление и успокоение души.
 

«Живоносный источник»
 

 

В храм  в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»  приезжают в поиске излечения как духовных недугов, так и физических болезней. Находится он в Алматинской области,  как и большинство подобных источников. Святой ключ помогает всем нуждающимся и освящается в день иконы Божией Матери. Огромную роль в избавлении от недугов играют вера и молитвы, поэтому в храм приезжают в основном религиозные люди.
 

Места исцеления в Восточном Казахстане

 

Могила Ыргызбая

 

 

Ыргызбай Досканулы — святой, живший в период 18-19 века. Известно, что Ыргызбай был лекарем, в исторических документах указано, что он смог вылечить отца Абая Кунанбаева, чем заслужил еще большее уважение и почтение. После его смерти многие люди приходят на его могилу, где вылечиваются от самых разных болезней. Чтобы подействовала сила чудотворца, нужно помолиться, переночевать там, и если во сне появится дух Ыргызбая, то человек будет излечен.

 

Святой ключ

 

 

Возле Семея находится священный родник, называемый Святой ключ, который берет свое начало в 1719 году. Связан он с явлением иконы Пресвятой Девы и созданием впоследствии там монастыря. Это древний источник, который как и многие другие считается местом исцеления и высоко почитается как местными жителями, так и паломниками.
 

Пещера Коныр-Аулие

 

 

В пещеру Коныр Аулие приходят люди, отчаявшиеся завести детей. Само слово «аулие» переводится как святое. Многие утверждают, что это название не случайно, так как пещера обладает поистине загадочной и целебной силой. Все кто страдал от бесплодия, после прохождения обряда, были награждены детьми.

По поверью, женщина  должна остаться ночевать в пещере одна, окунуться до 7 раз в озере у берега, чтобы ноги не свело судорогой.  Из-за того, что вода в озере слишком холодная, большинство страждущих предпочитают приезжать в пещеру в теплое время года.    
 

Места исцеления в Северном Казахстане

 

Мазар Кульсары батыра

 

 

Кульсары батыр был другом и соратника Абылай хана. Кроме его многочисленных боевых заслуг, многие считали его святым, который обладал особой силой. Мазар в память о Кульсары — та остановка в пути, где человек может получить исцеление и обрести духовный покой. Паломники остаются ночевать у мазара по нескольку дней, обращая молитвы к святому.
 

Могила святого Тюркебай-ата

 

 

Тюркебай жил в XIX веке и обладал даром исцеления. Его могила расположена в Костанайской области. Паломники молятся здесь и приносят в жертву баранов. Многие женщины получали благословение, и вскоре в их семьях рождались дети, а пожилые в этом месте избавляются от различных недугов.
 

Места исцеления в Западном Казахстане

 

Подземная мечеть Бекет-ата  

 

 

Подземная мечеть уже само по себе необычное место для паломничества. Бекет-ата выстроил ее в урочище Огланды, в одном из своих последних пристанищ. Он был известен тем, что помогал обездоленным и серьезно больным людям. После посещения мечети многие люди получают долгожданное исцеление.
 

Горы Девичья грудь

 

 

Горы девичья грудь  расположены недалеко у посёлка Белогорка в Актюбинской области . Чтобы получить исцеление нужно подняться на эти горы, на каждую по очереди, войти в созданный там круг и очистив мысли, помолиться.  И тогда все болезни излечатся. Сюда приезжают также люди, у которых черная полоса в жизни, или те, кого преследуют неудачи.

Обзор подготовила Мария Абадиева

afisha.kz

10 сакральных мест Казахстана

10 уникальных мест Казахстана, занимающих важное место в общественно – политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.

Сакральные места — это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно – политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.

10 уникальных мест Казахстана по данным научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан».

Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)

Фото:mangystau.info

Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.

Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.

Пик Едыге

Фото city3d.kz

Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки:
«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.
Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»
– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о
своем народе. Если же придет враг, он первым
пойдет защищать свою родину».
Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

Алтын шокы

Фото Margulans.com

Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой орды Тохтамыса Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шел через пустыню Бетпак-Дала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, на несколько дней остановились в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.
Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Каныш Имантаевич опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука». В ней отмечено: «По свидетельству Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провел целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы». Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган – Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.
Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарни- ков у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. И все это для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. Проезжая эту местность, оставил сию надпись как память: «Пусть благословит его Аллах! Иншалла, пусть с благословением Аллаха все люди помнят его».
Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.

Петроглифы Теректы аулие

Фото silkadv.com

В 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Со стороны Жезказгана ехать до него около 90 километров. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур. Обнаруживаются выбитые в камнях лунки различной величины, чашевидные углубления, которые, скорее всего, служили местом жертвоприношений. С Теректы Аулие связано большое количество легенд. Одна из них рассказывает о происхождении наскальных рисунков следующее: в древности один мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, напоминающие сложенные друг на друга блины, укрыли старца от ветра и изнуряющего зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место стали считать святым, а воду из родника – целебной. Теректы Аулие – это крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков, артефактов изобразительного искусства древнего человека, дополнительными компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершине трех сопок в широтном направлении, а также стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы ранне железного века, остатки горизонтальных и вертикальных штолен, из которых древние люди добывали металлические руды, драгоценные и полудрагоценные камни. Академик Алькей Хаканулы Маргулан, руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, в 40-х годах ХХ в. осуществил первое научное описание Теректы Аулие. Занимался петроглифами Теректы Аулие академик А.Х. Маргулан и позднее, в пятидесятые годы. Позднее комплексные исследования петроглифов Теректы Аулие, поселения Талдысай и могильников эпохи бронзы Айбас Дарасы были осуществлены в 2000–2004 годах известными археологами Казахстана совместно с учеными Канады и Италии. Эта совместная работа с зарубежными коллегами позволила вывести научные исследования Теректы Аулие на мировой уровень. Комплексное исследование знаменитого археологического памятника проводилось в 1990 году экспедицией под руководством З.С. Самашева.

Мавзолей Жубан ана

Фото Qazaqstan3d.kz

Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый размер и форму, что доказывает развитие культуры производства строительных материалов. Возведено строение из специального раствора, секрет его изготовления утерян, но однозначно – материал очень крепкий. Несмотря на сложные погодные условия, оно дошло до нашего времени и хорошо сохранилось.
Вход в мавзолей оформлен в виде стрельчатой арки и ориентирован на юго-восток. Основные несущие конструкции памятника выполнены из жженого и сырцового кирпича и имеют трехслойную систему. Мавзолей со средневековья почитали как «аулие мола». По легенде, в эпоху Алтын орды
вдоль реки Сарысу жил Талмас ата. Был у него верблюд Желмая. На ночлег он останавливался у Жубан ана, после вдоль реки Сарысу заехал к Болган ана, Белген ана. Желмая скакал как ветер по песку Жетыконыр, останавливаясь у святых мест. Здесь путники ночевали, женщины совер-шали паломничество. Эти четыре исторических мавзолея расположены вдоль реки Сарысу. Записи о памятнике Жубан ана опубликованы в 1762 году в произведении П. Рычкова «Оренбургская топография». Есть сведения, что первым в 1863 году снял проект и нарисовал памятник Ш. Валиханов. В 1946-м мавзолей исследовала археологическая экспедиция АН КазССР. В 1974 году мавзолей измерили и сделали рисуночную фиксацию. Мавзолей Жубан ана входит в перечень исторических и культурных памятников республиканского значения.

Мавзолей Айши биби

Фото IQAP.KZ

Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.

Мавзолей Бабаджи Хатун

Фото ru.wikipedia.org

Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). Строительство этого памятника степного зодчества связано с легендами о возведении мавзолея для Айша биби. По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и о потомстве. Самой яркой и отличительной чертой мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на 16-реберном «звездчатом» барабане. По мнению Э. М. Байтенова, мавзолей Бабаджи хатун «один из самых ранних мавзолеев с шатровым куполом». Не исключено, что это первый в истории архитектуры мавзолей с ребристым шатром. Второй по времени известный мавзолей с 16-реберным шатром, «Кумбез Манаса», строительство которого относится к монгольскому периоду и датируется XV в. Он также находится в Таласской долине, но на территории Кыргызстана. Согласно мировоззрению мусульман, заповедям пророка Мухаммада, его хадисам, по которым повторяется три раза: «Рай под ногами матери», «Уважай мать, сначала делай добро своей матери», женщину уважали и статус ее был высоким во все времена.

Культовый памятник Домбауыл

Фото dollartree.info

Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII –IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир. Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом Чингисхана. Когда сын Чингисхана
Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре, грозный хан понял язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом. Но есть другая легенда: Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб Джучи хан. А третья версия говорит о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете 180 лет, в обращении к хану Тохтамышу говорится:
Повидал я белый свет,
Мне сто восемьдесят лет,
И душа жива во мне…
Видел даже Домбаула,
Сказочного мудреца,
Его знали все аулы,
Впереди он гнал гонца.
(Перевод О. Жанайдарова)
Следовательно, Домбаул – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках…

Мавзолей Жошы-хана

Фото silkadv.com

Памятник архитектуры XII –XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Он расположенв Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине р. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.
Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол. Внешний купол не сохранился, раньше он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен. Внутренний полусферический купол выложен кольцевыми рядами на ганчевом растворе. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах. История происхождения мавзолея известна лишь по легендам. В окрестности гор Улытау находилась ставка Жошы хана. Он любил красивые степные пейзажи предгорий. Став правителем огромной степ
ной страны, Дешт-и-кыпчака, Жошы возгордился и перестал исполнять приказы отца, беспощадного Чингисхана. Каган монголов не мог стерпеть неподчинения старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы. По легенде, Жошы хан нашел свою смерть во время охоты, будучи растерзанным вожаком косяка диких животных, хромоногим куланом, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку… Легенду о том, что в мавзолее захоронен именно Жошы хан, подтверждают результаты исследований советских археологов. В 1946 году тело Джучи-хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом. Приведем же и текст легенды о Хромом кулане и Жошы хане, поскольку мораль, которая из нее вытекает, поучительна и объясняет историю происхождения нашей домбры. Старший сын правителя Золотой Орды Чингизхана царевич Жошы (Джучи) был назначен ханом в стране Дешт-и-Кыпчак (территория современного Казахстана и некоторых прилегающих областей). Столица этого государства находилась в горах Улытау. Однажды, охотясь на диких куланов, Жошы был атакован разъяренным животным и погиб. Никто из приближенных и слуг Чингизхана не мог сказать великому кагану о смерти старшего сына. За то, что человек принес плохую весть кагану, полагалась смерть. И тогда Великий певец Улы Жыршы выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя к дворцу Чингизхана, упав на колени перед его троном, ис-полнил на домбре печальную мелодию – кюй. В этой мелодии-кюе передавалось музыкальными красками, как сын великого Чингизхана царевич Жошы выехал на охоту, как ему повстречалось стадо куланов и как царевич начал охоту на них. Предводителем в стаде куланов был большой самец, опытный и сильный, в одном из сражений у него была повреждена нога, и в народе вожак куланов носил имя «Хромой кулан». До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика, Жошы с воинами уже настигали куланов, кобылиц и малолеток. Вот-вот должна была начаться убийственная стрельба из луков, люди на конях настигали диких животных. В этот момент хромой вожак, не жалея собственной жизни, развернулся и устремился на преследующего его царевича Жошы и сбросил его на землю. Так погиб Жошы…Улы Жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Чингизхан и все остальные поняли по звучанию музыки, по тому, как домбра передавала топот скачущих коней, тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, силу и мудрость Хромого кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагичными были звуки, когда Хромой кулан напал на царевича!.. Долго молчал Чингизхан, и его окружение не смело произнести ни звука. Наконец великий каган произнес: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!» С тех пор, говорят люди, плоская сторона домбры, куда упали капли горячего свинца, имеет отверстие… Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание этого древнего строения.

Мавзолей Алаша-хана

Фото e-history.kz

Мазар построен народными мастерами в XI– XII вв. в честь Алаша хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IX в. и X в., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш. Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя. Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место жительства Алаша хана – центральная часть Дешт-и-Кыпчака. По сказаниям, записанным Ш. Валихановым, у туркестанского хана Арслана преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить, потому и назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевал авторитет у простого народа. Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство). «Шесть алашей» – шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Ж. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М. Купеева: «До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов». В мифопоэтической среде он является человеком, который находится на переднем крае самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша Хана, Джучи Хана, Домбаула, Дузена и мавзолей Ердена. Есть информация, что мавзолей Алаша хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени – Едиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел. Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально-казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX в. – начала XX в. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

Святые места Казахстана: чудотворная могила Ыргызбая

Место упокоения святого Ыргызбая известно в Восточном Казахстане, как чудотворное. Кроме того, это по-настоящему интересный комплекс, выросший среди степи на деньги паломников. В мире таких наберется единицы.

Имя святого Ыргызбай Досканулы знакомо каждому в Восточно-Казахстанской области, многие знают о нем и в республике, а также за ее пределами. Он жил на рубеже 18-19 веков, умер в 1850-м году. Был знаменит своим талантом лекаря — точный диагноз ставил по пульсу больного. Когда-то он даже вылечил отца Абая Кунанбаева.

Существует легенда, что и после смерти святой продолжает творить чудеса. Человеку по имени Шыныбай, который первым поставил памятник святому, Ыргызбай даровал детей взамен умерших.

Согласно местным порядкам, на могиле нужно помолиться, переночевать, тогда во сне явится дух святого. Это и будет излечением.

Это – путевой указатель. Не каждый мавзолей может таким похвастать. Расположен он у трассы, где проселочная дорога сворачивает к месту захоронения святого.

Издалека видны ворота-арка. Сверху раздается звон оберега. Голубая крыша мечети выделяется ярким пятном на фоне горизонта. Автомобили оставляют за пределами арки. Дальше – только пешком.

Внутри – еще одна арка. Она сделана в таком же стиле, как и мечеть, что расположена далее. Своими руками кто-то из паломников сделал даже гнездо и фигуры аистов. В день через эту арку проходят десятки человек.

К мазару ведет простая, асфальтированная дорога. Ее будто нарочно не сделали прямой – есть время поразмыслить и подготовиться духовно. Примечательно, что все паломники идут по ней молча и очень медленно.

Мазар, где покоится святой Ыргызбай – основное строение комплекса. Именно здесь верующие преклоняют колена и просят святого об исполнении желаний.

Внутри нет особых изысков, золотых или хрустальных деталей. Только монументальная величественность.

Все здания построены на собственные средства верующих. Об этом сообщают таблички у построек.

Здесь же похоронены и ближайшие родственники святого. Получилось почти семейное кладбище.

За этой стеной и расположены остальные могилы. Паломники преклоняют колена и тут.

У всех посетителей святого места сложился маршрут – после посещения мазара каждый идет в мечеть, причем независимо от вероисповедания. Это чудо построил один из паломников целиком на собственные средства.

Мечеть выполнена в простом стиле, но выделяется ярким голубым цветом куполов и отделки. По словам паломников, он сияет даже в самый хмурый день, точно освещен особым светом свыше.

Внутрь можно зайти в любое время дня и ночи – перед страждущими двери не закрываются. В свободном доступе находится десяток различных книг. Везде царит чистота.

После молитвы можно пойти и поесть. Рядом расположена общая столовая и жилой дом. Вас накормят абсолютно бесплатно. В доме есть помещения для отдыха гостей – кровати и не только.

Смотритель этого места по имени Болат знакомится лично с каждым гостем, он всегда готов помочь. Болат уже много лет живет при Ыргызбае. Ему 51 год, и он настоящий хозяйственник. Мужчина лично продумал дизайн ландшафта вокруг строений, холла и столовой. Он страстный коллекционер и в его копилке есть настоящие редкости.

Несмотря на то, что комплекс стоит в голой степи, и мобильная связь отсутствует, Болат с семьей не отрезан от мира. Есть спутниковый телефон и интернет.

Болат встречает каждого гостя, объясняет немногочисленные правила пребывания в комплексе. Музей собран по его инициативе. Кроме того, несколько лет назад он сделал широкий жест и подарил районному центру — городу Аксуат — музей Великой Отечественной войны с изумительной стилизацией военных будней. Мужчина активно интересуется историей своих предков и собирает различные документы, связанные с ней.

Внутри жилого дома есть еще одна столовая – тут обедает семья и близкие гости Болата. Кроме того, каждое лето здесь гостят малыши из детского дома.

Болат много лет собирает экспонаты для двух музеев, а сам коллекционирует старинные часы с маятниками. Только в столовой их висит около двух десятков.

В холле жилого дома лежат две шкуры – волка и медведя. На них охотно резвятся дети. Это тоже часть коллекции, но далеко не самая главная.

В этом контейнере хранятся асыки со всех концов света. Болат собрал самое большое их количество со всего мира, и даже попал по этому поводу в Книгу Рекордов Гиннеса.

Настоящей сокровищницей комплекса можно назвать библиотеку. Тут находится около 2000 различных книг – от произведений фэнтези Ника Перумова до старинных книг 17-18 веков. Они также находятся в свободном доступе.

Сам Болат едва ли найдет время в плотном графике работы, чтобы просто посидеть в библиотеке, но охотно о ней рассказывает гостям.

Этот музей собран Болатом и его помощниками. В коллекции — уникальные экспонаты.

Эта коллекция домбр собиралась по всей стране и за ее пределами. На них играли настоящие акыны и жыршы далекого прошлого.

В стеклянной витрине лежат мужские и женские ювелирные украшения с полудрагоценными камнями. Возраст их исчисляется веками.

Семь самоваров различных видов доживают свой век в музее. Они поили чаем людей прошлых столетий. По словам Болата, при желании выпить чаю из них можно и сейчас – они все в рабочем состоянии.

Оружия в музее не так много, но среди них – копья, стрелы, арбалет и полное вооружение казахского воина.

Экспонаты музея охватили много эпох, в том числе и те, что ближе к современности. На витрине лежат фотоаппараты нескольких моделей разных десятилетий прошлого века.

По вечерам паломники и местные жители собираются вместе. И старые, и молодые играют в национальную игру – асыки.

Каждый год святое место привлекает множество паломников. Тут снятся вещие сны, происходят чудеса и сбываются мечты.

www.nur.kz

Пятиминутный путеводитель по святым местам

Какой казахстанский город считается святым? Почему в Мекку впервые впустили немусульман? Какие скрытые угрозы несет паломничество? Ответы в пятиминутном путеводителе Esquire по святым местам.

Неоднозначная святыня

Мавзолей Арыстан баба Казахстан религия ислам вера история культура архитектура памятник

Фото: Shutterstock

Мавзолей Арыстан-баба, что в Южном Казахстане. Построен в XIV веке на могиле исламского проповедника, религиозного мистика, духовного наставника  Хаджи Ахмета Яссауи. Согласно преданиям, Арыстан-баба был сподвижником пророка Мухаммеда, прожил 800 лет, изучил 33 религии, но остановил свой выбор на исламе. Своим появлением мавзолей обязан сну, который, по легенде, увидел великий Тамерлан. Тот хотел увековечить память Яссауи, но строительство затруднялось, пока во сне Тамерлан не получил совет свыше о том, что для начала нужно возвести мавзолей Арыстан-баба. Сегодня паломники верят, что трехкратное посещение святых мест Туркестана, в том числе мавзолея Арыстан-баба, приравнивается к малому хаджу в Мекку.  Духовное управление мусульман Казахстана против этой установки. Там поясняют, что есть лишь три мусульманские святыни: священный город Мекка (мечети аль-Харам и Кааба), город Пророка Медина (мечеть Пророка) и мусульманский храм в Старом городе Иерусалима (мечеть аль-Акса).

Недоступная святыня

Храмовая гора Иерусалим религия вера христианство история культура Храмовая гора – площадь со стенами, возвышающаяся над Старым городом Иерусалима, что на Ближнем Востоке. Для иудаизма это место наиболее священное. Примечательно, что на Храмовой горе находятся и исламские святыни. Пожалуй, ни одна святыня не имела такого важного политического значения, как Храмовая гора. Вместе с Иерусалимом она пережила Римское владычество, Византийский период, крестоносцев и мусульман, Османское влияние, военные конфликты XX-XXI веков. Здесь возводились и разрушались Первый и Второй Храмы, которые были духовным, общественным, законодательным и судебным центром еврейского народа. А сейчас главное священное место иудеями по сути утеряно, поскольку здесь остался доступ лишь к исламским святыням.

Город как святыня

святым местам Караганда Казахстан религия вера святыня история культура

Фото: Shutterstock

Караганда. Казахстанский город и районы вокруг него относят к святым местам, что весьма необычно для страны с небогатой христианской историей, к тому же пережившей десятилетия воинствующего атеизма. Паломникам, собравшимся посетить святые места в Казахстане, объясняют, что Караганда – это место ссылки многих тысяч православных христиан, большинство из которых закончило там свою земную жизнь как мученики. Среди них, по мнению Русской православной церкви, есть великие святые. Например, старец Севастиан, арестованный в 20-е годы прошлого века за религиозную деятельность и высланный из русского монастыря под Караганду в исправительно-трудовой лагерь Карлаг в поселке Долинка. Он прожил в ссылке несколько десятков лет. На казахской земле в самый расцвет советской власти он сумел создать небольшой монастырь, существующий и поныне. Мощи Преподобного старца Севастиана Карагандинского покоятся в местном соборе.

Экзотичная святыня

Акита Япония религия святыня богородица христианство вера история легенда культураМало того, что это святое для католиков действо произошло в Японии, так еще и необычность его была продемонстрирована в телеэфире. В 1973 году в местечке Юзавадай в префектуре Акита на острове Хонсю местной монахине Агнессе Кацуро Сасагаве явилась Богородица. Три ее послания призывали к молитве и покаянию, а также предрекали бедствия. На деревянной статуе Пресвятой Богородицы в Аките выступили слезы и стигматы, отечественное телевидение это показало. Епископы и впоследствии Папа Римский Бенедикт XVI признали истинными Акитские явления. «Те, кто полностью доверятся Мне, будут спасены», – так заканчивалось последнее послание. А спустя 28 лет разразилось сильнейшее в истории Японии землетрясение. Епархия Сендай, что в 90 милях от Акитского монастыря, пережила наиболее мощный удар стихии силой 9 баллов. В марте 2001-го префектура Акита, как и другие районы севера Японии, была разрушена из-за пожаров и наводнений, возникших в результате землетрясения. Что до монахини Агнесс, то она после явлений Девы Марии излечилась от глухоты.   

Страсти вокруг святыни

 святым местам зуб будды Шри-Ланка история культура религия вера буддизм власть государство

Фото: YouTube

Зуб Будды считается самой популярной реликвией буддийского мира. Чтобы увидеть этот уцелевший в ходе кремации кусочек Будды верующие приезжали восемь веков в Индию, а теперь на Шри-Ланку в город Канди. Здесь, на берегу искусственного озера, стоит храм Священного зуба Будды. В 361 году царство, где хранилась реликвия, охватила война. Принц Данта и принцесса Хемалатха, спрятав в локонах принцессы Зуб, вывезли его на Шри-Ланку. Местный монарх устроил по этому случаю большой праздник и символически передал Зубу всю полноту власти над своим государством. С тех пор Зуб Будды превратился в одну из регалий сингальских царей. За все это время буддийскую святыню захватывали индийские войска, вывозили с другими сокровищами в Индию, были разговоры о том, что португальская католическая церковь демонстративно сжигала Зуб Будды. Но реликвия уцелела, ее выкупили и вернули на Шри-Ланку.

Религиозный компромисс

паломничество осквернение Мекка Саудовская Аравия история вера религияВ 1979 году власти Саудовской Аравии впервые впустили во время хаджа в Мекку группу немусульман. Король обратился к Франции за помощью в освобождении 6000 паломников, которых 20 ноября во время молитвы в мечети Аль-Харам захватили террористы. 500 боевиков требовали низложения династии Саудитов и заявили, что нефть не должна продаваться США. Все попытки штурма мечети солдатами при поддержке бронетранспортеров и вертолетов провалились. Лишь 4 декабря французский спецназ смог захватить мечеть, при этом погибло 200 боевиков и 250 заложников.

Массовое осквернение

c 2012 по 2013 гг. по Косовскому краю в бывшей Югославии прокатилась волна осквернения православных храмов и захоронений. Были ограблены: построенный в XIX веке храм Святой Троицы в селе Бабляк под Урошевацем, храм святого Иоанна Предтечи в Штрпце, храм святых апостолов Петра и Павла в Клокоте, храм святой Петки в селе Донья Будрига и храм святителя Николая в селе Бинач. По сведениям местной епархии, в январе 2013 года на Косовом поле осквернению подверглись 58 сербских надгробий, спустя неделю – 27 памятников на кладбище в Клокоте, затем 50 сербских могил на кладбище в Призрене, 6 – на Сувом Грлу, 3 – в Племетине, были разрушены могилы на кладбище в Пече. В Прилужье вандалы устроили на кладбище взрыв, который разрушил сразу множество надгробий. Экстремисты разрушали православные кресты, уродовали изображения покойных; на кладбище в Милошеве была подожжена православная часовня.

Невидимая опасность паломничества

Мекка паломничество мусульманство ислам религия вера история общество болезниМусульманское паломничество долгие годы провоцировало эпидемии холеры. Мировым эпидемическим очагом была Британская Индия. Очаги болезни находились также в таких странах мусульманского мира, как Ирак, Афганистан и Персия. В эпидемию 1907–08 гг. холера унесла жизни 20 000 паломников. В 1912 г. в разгар эпидемии ежедневно умирало по 800–1000 человек. Другими невидимыми опасностями паломников были чума и желтая лихорадка. Любопытно, что в самой Мекке и в Медине случаев чумы не было, заноса паломниками чумы в другие страны не наблюдалось.

Во имя православия

В 1997 году по дорогам России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Приднестровья, Абхазии был устроен необычный пеший ход с Локотской иконой «Умиление». Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона, с ее противоположной стороны отобразился нерукотворный образ Божией Матери. С этой иконой и с Иисусовой молитвой верующие прошли более 14 тысяч километров пешком по дорогам нескольких стран. Так, например, в Румынии «Умиление» стала первой чудотворной мироточивой иконой из России и ее приход освещался многими СМИ.

Покушение на святыню

святым местам Пьета собор Святого Петра Ватикан Рафаэль Микеланджело искусство скульптура статуя религия христианство вера

Главная святыня ватикана – собор Святого Петра – славится не только тем, что над его росписью работали прославленные итальянские мастера Рафаэль и Микеланджело, но и самой известной и узнаваемой в мире скульптурой на религиозную тему – «Пьета». Это единственная работа, на которой Микеланджело нанес свое имя. В 1972 году некий геолог Ласло Тот, после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии, совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Скульптуре был причинен серьезны урон – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, а также были зафиксированы мелкие повреждения. После инцидента отреставрированную «Пьету» поместили под пуленепробиваемое стекло.

Не святой интерес

деньги религия вера пятиминутный путеводитель по святым местам мир история культура христианство мусульманство ислам

Бизнес на паломничестве одним из первых сообразил Папа Римский. В конце ХV века всякий, кто отправлялся в путь в Палестину, был обязан испросить разрешение духовных властей и оплатить пошлину в пользу Папы. 

$$$

В Венеции (отправном пункте благочестивого путешествия) верующий снабжался (опять же за плату): путеводителем, специальными одеждами – калигами (плащ и шляпа с широкими полями, украшенная раковинами), набором паломника (клюкой, сумой и бутылкой, выдолбленной из тыквы).

$$$

Знатный господин мог послать к святыням вместо себя слугу или наемника, а в XVI веке такого же делегата отправляла за свой счет уже и община. Появились целые артели профессиональных паломников и необычный  промысел стал весьма прибыльным делом.

$$$

На государственный уровень паломничество вышло в 1881 году. Франция стала ежегодно организовывать специальный караван в Святую Землю. 300-400 паломников должны были принести покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. 


Записала Айнур Мазибаева

Впервые «Пятиминутный путеводитель по святым местам» был опубликован в журнале Esquire в 2013 году.

Читайте также

esquire.kz

Паломничество в Казахстан – Азбука паломника

Казахста́н (каз.  Қазақстан [qɑzɑqˈstɑn], официально Респу́блика Казахста́н, каз.  Қазақстан Республикасы) — государство, располагающееся в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, а меньшая — к Европе. Располагается между Каспийским морем, Нижним Поволжьем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией.

Крупнейшие города

  • Алма-Ата
  • Шымкент
  • Астана
  • Караганда

Православие в Казахстане

Православие в Казахстане — вторая по величине религиозная конфессия в современной республике Казахстан после ислама. Общее число православных в стране составляет около 4,2 млн человек или порядка 26 % населения республики (данные на 2009 год). Православия традиционно придерживается русское и славянское, и, в меньшей степени, другое русскоязычное население республики, хотя значительная часть населения республики в целом нерелигиозна.

История

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути с юго-востока в в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах.

В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.

С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общей числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период. 7 мая 2003 года 3 епархии Русской православной церкви были организованы в Казахстанский митрополичий округ. 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы 3 новые епархии. 5-6 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены ещё три.

Святые

  • священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинского и Казахстанский
  • преподобноисповедник Севастиан, схиархимандрит Карагандинский

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Казахстане находятся в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

АСТАНА. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»:

  • «Астанайская-Почаевская» икона Божией Матери.

АЛМА-АТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

АЛМА-АТА. Кафедральный Вознесенский собор:

  • «Алма-Атинская-Феодоровская» икона Божией Матери.

Никольский собор. Мощи:

  • свисп. Николай Алма-Атинский (ХХ в.).

СЕРАФИМО-ФЕОГНОСТОВСКАЯ АКСАЙСКАЯ ПУСТЫНЬ (Аксайское ущелье, близ Каскелена). Мощи:

  • прмч. Серафим Богословский (ХХ в.),
  • прмч. Феогност Пивоваров (ХХ в.).

ТАЛДЫ-КУРГАН. Иоанно-Богословский храм. Мощи:

  • свмч. Владимир Цедринский (ХХ в.).

ЖАРКЕНТ. Ильинский храм. Мощи:

  • свмч. Василий Колмыков (Жаркентский) (ХХ в.).

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

С. УРДЖАР. Ильинский храм. Мощи:

  • свмч. Виссарион Селинин (ХХ в.).

КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

КАРАГАНДА. Кафедральный Введенский собор. Мощи:

  • присп. Севастиан Карагандинский (ХХ в.).

Храмы

Монастыри

Подкатегории

В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *