Сакральные места Восточно-Казахстанской области: 2 Августа 2020, 21:30
СЕМЕЙ. КАЗИНФОРМ — В Восточном Казахстане есть 13 сакральных мест, которые вошли в пояс республиканских святынь. Основная часть из них расположена в городе Семее и Абайском районе, передает корреспондент МИА «Казинформ».
Одним из главных сакральных мест, можно по праву назвать — Историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили» в Абайском районе. Жидебай является творческой Меккой поэта и мыслителя Абая. Большинство произведений он написал именно здесь. В состав комплекса входят музей-заповедник Абая, музей Мухтара Ауэзова в Борили, Дом-музей Абая в Жидебае, и еще 16 исторических мест, которые находятся на более чем 6 тысячах гектарах.
В Абайском районе, есть еще одно сакральное место – эта пещера Коныр-Аулие. В ней имеется каменная чаша, которая наполнена ледяной водой. Легенда гласит, что наши далекие предки приходили сюда за помощью и спасением от болезней. Вода излечивала их от различных ран. Здесь бывал Абай, неоднократно посещал Мухтар Ауэзов. Искупаться в легендарной пещере приезжают со всех регионов страны.
Пещера Коныр-Аулие, наверное, с момента своего возникновения окутана мифами и легендами. По преданиям, обнаружил ее пророк Коныр. Согласно легенде, в спасительный Ноев ковчег не успели попасть три пророка земли казахской и пришлось им во время потопа провести на бревнах, которые были привязаны к ковчегу. Когда вода стала спадать и показалась суша, бревно Коныра зацепилось за хребет Актас (Белый Камень), в расщелине которого и находится пещера. Внутри нее находится каменная чаша, наполненная водой, которая обладает целебными свойствами. Вода кристально чистая с известковым привкусом и холодная (температура воды всего 4 градуса тепла).
По словам местных аксакалов, об этой уникальной воде знали их далекие предки, приезжавшие сюда залечивать раны после кровопролитных стычек с джунгарами. Люди в неё окунаются, веря в особые целебные свойства этой воды.
А в городе Семее находятся сразу несколько сакральных объектов.
Среди них и музей «Алаш арыстары». Он расположен в доме земляка и ученика Абая — Анияра Молдабаева. Год постройки дома неизвестен. Помог приобрести этот деревянный двухэтажный дом Анияру Молдабаеву сам Абай Кунанбаев. Отметим, что великий мыслитель, приезжая в Семипалатинск со своими сыновьями, часто останавливался в этом легендарном доме. А вот в начале прошлого столетия здесь жил еще и Мухтар Ауэзов, а также останавливались лидеры движения «Алаш».Монумент «Сильнее Смерти» в Семее также вошел в список сакральных объектов. Комплекс установлен в знак памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона. Его торжественное открытие состоялось летом 2001 года. Монумент расположен на острове Бейбiтшiлiк.
В Семее есть еще одно сакральное место — литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Русского писателя связывают с Семипалатинском проведенные здесь годы ссылки с 1854 по 1859 годы. Музей расположен именно в том доме, где в тот период и проживал Ф. Достоевский. Отметим, что осенью 1965 года часть дома на втором этаже была освобождена от жильцов для городской библиотеки.
В инфоцентре ВКО рассказали еще об одном сакральном объекте горе Музтау — Белухе.
«Гора Белуха расположена в самом центре Евразии, на границе Казахстана и России. У каждого народа она имеет свое название: алтайцы зовут ее Уч-Сумер, русские – Белуха, а казахи именуют Мұзтау. Энергетика этого места настолько необычна, что постоянно приковывает к себе внимание ученых, поэтов, художников, мистиков, писателей и туристов. На горе Белуха отдых приятен и разнообразен. В окрестностях расположено большое количество туристических баз и комплексов, усадеб и гостевых домов. Имеется и оздоровительный комплекс с пантовыми ваннами и маральниками», — сообщили в инфоцентре.
Гору Белуха с экскурсией могут посетить не только альпинисты и любители экстрима, но и путешественники, желающие прикоснуться к культурному наследию, природе и истории Алтайского региона.
Шиликтинская долина представляет собой равнину длиной 80 км, окруженную горами Тарбагатай, Манрак, Сауыр-Сайхан. Это действительно Царская долина, поражающая количеством огромных курганов, их более 200, тянущихся несколькими цепочками. Элитарные памятники раннего сакского времени Шиликты расположены в центре уникального природного комплекса. Главной ценностью территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным воздействием природы и многовековой деятельности человека, нашедшей отражение в характере исторических памятников.
В 1960-х годах археологом С.С. Черниковым был раскопан курган № 5, в котором было найдено 524 золотых предмета. Бляшки в виде «летящего оленя», изображение орлов, рыбы, кабана поражают совершенством, экспрессией. Продолжение сенсационных открытий связано с исследованиями казахстанского археолога А.Т. Толеубаева.
В 2003 году яркие находки сделаны в результате раскопок кургана № 1, который выделялся особыми размерами и местоположением. Под насыпью почти восьмиметровой высотой была обнаружена усыпальница, построенная из бревен лиственницы. При выявлении грабительского лаза подтвердилось нарушение погребения. Обнаружение черепа человека позволило антропологам создать реконструкцию внешнего облика царской персоны. Было найдено 4333 золотых изделия: бляхи в виде барса, беркута, оленя, волчонка, архара. Подлинный шедевр искусства древних кочевников — это бляшка, содержащая геральдическую композицию из двух оленей.
В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 гг.». Раскопки продолжились на кургане № 16. В кургане была обнаружена разграбленная гробница из лиственницы, на разных её участках найдены более 2000 тысяч украшений из листового золота: бляшки в виде оленей, беркута-грифона, кошачьего хищника, нашивки на одежду геометрической формы. Очень важно то, что удалось проследить архитектуру надмогильного погребального сооружения, строительную технологию. Датируются материалы VII-VI вв. до н.э.
Уникальность памятника — шиликтинские золотые украшения являются наиболее ранними в искусстве саков. Они предназначались для ношения при жизни, сакский правитель одевал одежду, украшенную этими золотыми бляхами, при важных празднествах и торжествах. Этот парадный костюм был реконструирован учеными. Найден самый ранний не только в Казахстане, но и во всем Евразийском пространстве уникальный «золотой человек». Материалы датируются раннесакским временем VІІІ –VІІ вв. до н.э. Эти раскопки на некрополе Шиликты относятся к числу выдающихся открытий последних лет, повлиявших на реконструкцию культурно-исторических процессов, происходивших в нашем крае в середине І тыс. до н.э.
В список сакральных объектов также вошли уникальное целебное озеро Алаколь, памятник Жанибеку Бердаулетулы в Жарминском районе, мавзолей Ыргызбай-ата в Тарбагатайском районе, историко-археологический комплекс «Берел» в Катон-Карагайском районе, историко-археологический комплекс «Акбауыр» в Уланском районе, мавзолей Козы-Корпеша и Баян-Сулу в Аягозском районе.
Новости по теме
28 февраля. Календарь Казинформа «Дни рождения»
28 февраля. Календарь Казинформа «Даты. События»
27 февраля. Календарь Казинформа «Дни рождения»
Поделиться:
Читайте новости на нашем telegram-канале
«Сакральна карта Казахстана» — Вести Семей
Тайны земли и красоты природы Восточного Казахстана
На территории нашей области есть места, которые внесены в общенациональный реестр достопримечательностей. Это не просто уголки красивейшей природы или исторические объекты. Это сакральные территории, которые овеяны легендами и с которыми связаны реальные события. Одни называют их «местом силы», другие — «меккой» для паломников, третьи считают их визитной карточкой региона.
В результатах реализации плана по исследованию и популяризации сакральных мест Казахстан научно-исследовательскими экспедициями проведены работы по шести направлениям: Север, Восток, Запад, Юг, Центр, Юго-Запад. По результатам этих работ были отобраны 185 национально важных и 456 региональных объектов. По основным объектам в регионах выпущен первый том энциклопедии «Сакральный Казахстан» и планируется издать еще пять таких книг. Кроме того, все материалы доступны в виртуальной карте.
Несколько лет назад в Казахстане утвердили список «Общенациональных сакральных объектов Казахстана». И в этот перечень вошли 185 самых разных наименований. Из них 13 объектов расположены на территории нашей области. Это памятники природного, исторического, религиозного и культового наследия. Перечислим их поименно согласно данным Восточно-Казахстанского областного краеведческого музея: легендарная гора Белуха (Музтау), таинственная пещера Коныр-Аулие, озеро Алаколь, историко-археологический комплекс «Берель», комплекс Шиликтинских курганов, природно-исторический комплекс «Ак-Бауыр», мавзолей Ыргызбай-ата, мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу, культурно-исторический комплекс Абая «Жидебай-Борили», памятник Жанибеку Бердаулетулы в Жарминском районе ВКО, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Дом-музей «Алаш арыстары», монумент памяти жертв ядерных испытаний «Сильнее смерти».
Последние три объекта, отнесенные к общенациональным сакральным местам, находятся в городе Семей.
Помимо общенациональных есть также 500 региональных сакральных объектов, 25 из них располагаются на территории Восточного Казахстана. Это такие уникальные природные уголки нашего края, как Киин Кериш, Ашутас, Пылающие Адыры, озера Зайсан, Маркаколь, Рахмановское. Также местами поклонения издавна стали мавзолей Енлик-Кебек, мавзолей аулие Бектурган, мавзолей Боранбай би и другие.
По списку сакральных мест в рамках проекта «Жемчужина Восточного Казахстана» была разработана карта сакральных мест области. В регионе созданы 23 туристических маршрута по сакральным, историческим, культурным и лечебно-оздоровительным местам.
В целях привлечения туристов к святым местам была улучшена туристическая инфраструктура в пещере Коныр-Аулие Абайского района. Благоустроена территория мавзолея Ыргызбай-аулие Тарбагатайского района и проложена электросеть. Сделан ремонт дороги Семей — Караул, где находится историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили».
Для приобщения молодого поколения к изучению истории своего края была выпущена электронная книга учащимся начальных классов «Легенды и сказки Восточного Казахстана». В книге собраны легенды о 15 святых местах Восточно-Казахстанской области.
По проекту проводится большая работа по улучшению инфраструктуры озера Алаколь, одного из туристически привлекательного места Восточного Казахстана. Первый открытый на Алакольском побережье информационный центр «TOURIST INFO» работает по принципу «одного окна», т.е. менеджеры оказывают бесплатную информационную и консультативную помощь отдыхающим на побережье пестрого озера.
Отдельно хочется сказать о археологических работах, проводимы в Восточно-Казахстанской области. Этот вопрос находится на особом контроле у акима области Даниала Ахметова. В начале текущего года, он совместно с выдающими археологами Зейноллой Самашевым и Абдешом Толеуовым приняли решение начать работу по изучению реальной истории родного края, народа, и на этой неделе с учеными была обсуждена концепцию проекта.
— Масштабная задача по раскрытию созидательного потенциала истории народа требует огромного труда и времени. Это очень тяжелая работа, но именно она нам позволит раскрыть «белые пятна». Сбор и обработка материалов будут проходить во всемирно известных библиотеках, дальнего и ближнего зарубежья, — говорит Даниах Ахметов, перечисляя такие страны как Египет, Китай, Австрия, Италия и Россия, где будут проходить научные изыскания. — Поручено детально расписать этап сбора и обработки информации. Потому что нам важно, чтобы наши ученые при написании книги опирались именно на свои исследования. Необходимые средства будут выделены.
Акерке ТУРСУНОВА
Сакральная ледяная гора
Гора Мұзтау – Белуха – это высшая точка Катунского хребта и высшая точка Сибири. С 1998 года она состоит в списке объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай – Золотые горы». В настоящее время гора «Мұзтау» включена в список 100 сакральных мест Казахстана от Восточно-Казахстанской области.
Гора Белуха является одной из природных достопримечательностей Усть-Коксинского района Горного Алтая. Гора имеет две вершины формы неправильных пирамид – Западную и Восточную. Между вершин располагается понижение – седло Белухи, высота которого 4000 м. Вершины горы вместе с расположенными справа и слева вершинами Короной Алтая и Делоне, образуют Аккемскую стену, практически вертикально падающую вниз в направлении Аккемского ледника. Все ледники достаточно крупные, от 2двух квадратных километров до десяти. Название «Белуха» горе было дано русскими из-за большого снежного покрова на вершинах. Казахи называли ее Мұзтау, что означает «ледяная гора».
Первым, кто измерил высоту горы в 1835 году, стал естествоиспытатель, врач и путешественник Ф. Геблер. Благодаря угломерному прибору Геблер смог измерить высоту вершин Белухи относительно реки Белой Берельи и оценить ее примерно в 3361 м. В 1895 году попытку замерить высоту вершины предпринял В. Сапожников – профессор Томского университета. Согласно его измерениям, восточная вершина Белухи составила 4542 м. Следующим кто сделал замер в 1935 году стал альпинист-инструктор Д. Гущин, тогда был получен новый, совсем неожиданный результат – 4630 м.
Горный массив горы Белухи сложен из пород верхнего и среднего кембрия. О тектонической нестабильности горы свидетельствуют многочисленные трещины, разломы и надвиги горных пород. Микро-землетрясения здесь бывают довольно часто. Для белухинского массива характерна пестрота растительности. Согласно данным многих исследователей, большая часть хребта является частью Катунского высокогорного района, где сосредоточено огромное разнообразие лесных и высокогорных формаций. Из мелких млекопитающих здесь можно встретить тундряную бурозубку, красно-серую, красную и большеухую полевки. По правобережью реки Катунь обитают цокор и алтайская мышовка.
Все эти места сегодня доступны для туристов, а в Восточном Казахстане работает ряд туристических агентств, которые уже проложили маршруты на лучшие площадки этой местности.
Пещера с тремя озерами
Есть в Восточном Казахстане одно удивительное место. Именуют его пещерой Коныр-аулие. Добраться до него непросто, сначала нужно доехать до родины Абая в Жидебае по отличной асфальтированной дороге, а дальше еще несколько часов по проселочным дорогам Чингизских гор.
На горе Актас ждет удивительное зрелище — огромная пещера с подземным целебным озером. Пещера — прежде всего уникальный природный памятник. Она образовалась вследствие движения тектонических плит земной коры и естественного воздействия природы. Но люди давно приписывают ей сакральные свойства. Пещера считается святым местом, поскольку чудотворно действует на здоровье. А потому перед тем, как войти внутрь, смотрители просят туристов пройти специальный обряд омовения. Просят также не браниться в пещере, входить с чистыми помыслами, женщины должны покрыть голову платком.
Лечебные свойства воды, по словам местных гидов, подтверждают научные исследования. Они уверены, что вода в пещере минеральная. Ее температура всегда +4 градуса, вне зависимости от температуры снаружи. Удивительно то, что здесь не одно, а сразу три озера. Отделяются друг от друга они огромными сводами. Дальше третьего озера, возможно, тоже что-то есть. Но пока дальние уголки пещеры не исследованы. Расположена пещера внутри горы Актас. Окутана мифами и легендами она, пожалуй, с момента своего возникновения. Как рассказывает научный консультант проекта Калимаш Бегалинова, обнаружил ее некий Коныр. А было это в давние времена. Согласно легенде в спасительный Ноев ковчег якобы не успели попасть три пророка земли казахской, и пришлось им все время потопа провести на бревнах, которые были привязаны к ковчегу. Когда вода стала спадать и показалась суша, бревно Коныра зацепилось за хребет Актас, что значит Белый Камень. В расщелине этой горы и находится пещера с каменной чашей. По словам местных аксакалов, об этой уникальной воде знали их далекие предки. Они приезжали сюда залечивать раны после кровопролитных стычек с джунгарами и излечивались. Пещера была спасением и для местных жителей: во времена джунгарских набегов здесь могли прятаться целые аулы. Вход в пещеру совсем маленький, а вот внутри свободно поместится пара тысяч человек. Люди окунаются в воду и сейчас, веря в ее особые целебные свойства. Обряд требует окунаться в воду не менее трех раз, а желательно семь. Удивительно, но среди туристов мало кто отказывается. Купаются в одежде, и согласно той же традиции одежду эту не сушат.
Вход в пещеру и ее основание не всегда были покрыты такими валунами. Когда ее исследовали путешественники в начале ХХ века, то писали, что в пещере ровная поверхность — песчаная, за которой лежит озеро. Эти валуны, лежащие теперь на поверхности, — результат постоянного сотрясения почвы от ядерных испытаний. Проводились они сравнительно недавно в 70 километрах от пещеры. Постоянные искусственные землетрясения приводили к тому, что от верхних сводов пещеры отваливались камни и падали, отсюда такое хаотичное нагромождение под ногами валунов. В последние годы в пещере провели электрический свет, и она в наши дни стала местом паломничества. Здесь созданы условия для туристов – комнаты для ночлега, кухня, места омовения и поклонения. Интересно то, что ни гиды, ни туристы сюда хорошей асфальтированной дороги не просят: сакральное место должно оставаться труднодоступным, считают они, чтобы паломники и туристы преодолевали препятствия, больше задумывались о великом и вечном и от этого ценнее было их путешествие. Но справедливости ради стоит отметить, что регион этот активно развивается. Около пещеры строится гостиница, кафе, больше удобств для туристов.
Еще в 2017 году Даниал Ахметов поручил руководству района привести в надлежащий вид памятник истории и культуры, создать все необходимые условия для приема посетителей, популяризации сакрального места. В связи с этим выделены требующиеся денежные средства, началась активная и продуманная работа на объекте.
На данный момент произведена полная очистка пещеры, ее каменных сводов от копоти, которая длительное время все вокруг покрывала толстым слоем. В прежние годы здесь люди пользовались факелами, после себя оставляли много мусора. Теперь это место не узнать. Возведено специальное помещение с крышей перед самым входом в пещеру. До нее и внутри извилистого каменного грота сооружены деревянные лестницы, беседки для отдыха в пути, а также у берега подземного озера — все условия для желающих окунуться в священный водоем.
Жемчужина нашей области
Жемучиной Восточного Казахстана мы называем озеро Алаколь, которое расположено в Урджарском районе. Его название переводится как пестрое озеро. Оно является уникальным водным ресурсом Казахстана — водоем занимает площадь 2700 квадратных километров, обладает неоспоримыми лечебными свойствами, а его воды содержат почти все элементы таблицы Менделеева.
Врачи рекомендуют отдыхать на озере тем, кто страдает кожными заболеваниями, недугами опорно-двигательного аппарата, расстройствами нервной системы. И конечно же, здесь можно укрепить общее состояние организма. Старинные предания гласят, что водоем имеет чудодейственную силу, которая снимает усталость и раздражение, убирает боль в суставах, приносит умиротворение и прекрасное расположение духа. Своими лечебными водами Алаколь славился еще в далеком прошлом. Великий завоеватель Чингисхан вместе с туменами останавливался в этой местности, чтобы залечить раны, полученные в боях. По прошествии нескольких веков сюда приезжали уже космонавты, дабы воды Алаколя очистили их от радиоактивного облучения.
А сегодня в рамках развития туристической отрасли в ВКО разработан генеральный план развития побережья Алаколя, который решает проблемы, связанные с электроснабжением, водоотведением и земельными вопросами. Здесь появилась пешеходная зона курортного побережья, пункты питания, детские игровые площадки, тренажеры для занятия спортом, туалетные модули. В центральной части пешеходной улицы установлены объемные тентовые конструкции для проведения творческих вечеров, сценических представлений и танцев. Параллельно по всему побережью подводятся инженерные коммуникации. В начале этого года в ходе отчетной встречи с населением глава области Даниал Ахметов, говоря о дальнейшем развитии побережья Алаколя сказал, что в 2021-2025 годах на развитие инфраструктуры этой зоны отдыха выделят 23 миллиарда тенге.
ВРЕЗКА
На востоке необъятной казахской степи лежит это замечательное озеро, где триста лет тому назад произошло последнее крупное сражение казахов с джунгарами-ойратами. Ойраты – бывшее левое крыло монгольского войска. Их в середине XVIII столетия разгромили казахи в Анракайской битве, которая длилась целую неделю. Казахам противостояли более миллиона калмыков. В первые три дня сражения погибло очень много людей с обеих сторон, но казахские воины все прибывали и прибывали из степи, становились на место погибших, и бились, пока калмыки не побежали.
После битвы к озеру Алаколь, находящемуся недалеко от Джунгарских ворот, стали стекаться раненые казахские воины. Вода озера Алаколь имеет целебные свойства, которые быстро залечивают раны. Благодаря чему, отряды казахских ополченцев прибывают и прибывают к озеру, снимают на берегу амуницию, ставят юрты, купаются, режут скот, радуются победе в трудном сражении. И вдруг все затихают, поскольку приближается свита хана Абылая. Сам хан Абылай был в одном из сражений ранен в ногу, и вот приехал вместе со всеми залечить рану.
Берельские курганы
Историко-культурный заповедник-музей «Берель» расположен в Катон-Карагайском районе возле одноименного села Берель, в 450 километрах от Усть-Каменогорска. Сакральный объект имеет мировое научное значение. Его называют Долиной царей, а десятилетия назад ученые Института археологии имени Маргулана и Национального научно-исследовательского центра Франции сделали сенсационное открытие — обнаружили в долине реки Бухтармы курган с захоронением сакского вождя, датируемый III веком до нашей эры. Несколько лет назад также были сделаны важные открытия.
Тут можно переночевать в палатке, однако помните, что вы находитесь на территории Катон-Карагайского государственного национального природного парка. Поэтому опытные туристы советуют узнать у сотрудников парка, где именно вы можете поставить палатку. Все расспросить можно по приезде на место.
Глава региона Даниал Ахметов вместе с профессором З. Самашевым в 2017 году спустился по лестнице к склепу. С интересом рассмотрев с помощью увеличительного прибора новые артефакты, он высказал предположение о женщинах того периода.
— В склепе погребенной женщины найден нож. В кургане номер два с захоронением женщины был обнаружен кинжал. Значит, они воевали, вместе с мужьями участвовали в походах. Это были женщины — воительницы, степные амазонки. Примеров тому немало. Таковой была царица массагетов Томирис, которая также жила на этой территории. Не случайно же женщина из кургана номер два удостоилась такого сакрального погребения. Она вся была в золоте. И это говорит о том, что женщины того поколения имели равные права с мужчинами, обладали правом голоса в принятии важных решений. Из этого истекает вывод о серьезных демократических устоях наших предков, живших на этой земле еще в третьем веке до нашей эры, — отметил Даниал Ахметов.
Аким области предложил руководителю компании «Элхон», построившему саркофаг со стеклянным куполом над курганом номер два, возвести аналогичное строение над курганом номер пять, только сделать его еще больше, с помещениями для выставки экспонатов, конференц-залом.
Шиликтинская долина
Некрополь Шиликты находится в 510 километрах от Усть-Каменогорска, примерно в трех километрах к юго-западу от села Шиликты. Представляет собой равнину длиной примерно 80 километров, окруженную горами Тарбагатай, Манрак и Сауыр-Сайхан. Эту историческую местность называют Царской долиной, которая действительно поражает большим количеством курганов, их более 200 — по данным туристского информационного центра ВКО.
Одной из главнейших находок считается обнаруженный здесь Золотой человек, третий в Казахстане. Раскопки на некрополе Шиликты относятся к числу выдающихся открытий последних лет. Считается, что именно в Шиликтинской долине зародилась великая культура саков и выработался так называемый звериный стиль. Шиликтинская долина не особо отличается красотами природы. Главная достопримечательность — курганы, раскопки. Эти места буквально пропитаны историей.
В Шиликтинской долине раскопками руководит профессор Абдеш Толеубаев. Доктор исторических наук Карл Байпаков — автор первых учебников по истории Казахстана исследует крепость-монастырь XVII века Аблайкит, находящуюся в Уланском районе. В 2016 году археологи нашли 5500 артефактов. Раскопки в 2017 году принесли еще 1500 артефактов, обладающих высокой научно-познавательной и художественной ценностью. Акимат Восточно-Казахстанской области финансирует археологические исследования. В соответствии с трехлетним планом развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО с 2016 года ежегодно выделялось по 100 млн тенге. В 2018 году распоряжением акима области на эти цели было выделено еще 300 млн тенге. Увеличение финансирования соответствует задачам республиканской программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» по региональному направлению «Древние сокровища Восточного Казахстана».
Древнейшая обсерватория
«Ак-Бауыр» расположен примерно в 38 километрах от Усть-Каменогорска. Это одно из самых знаменитых и загадочных мест в Восточном Казахстане, уникальный памятник культуры Рудного Алтая.
Центральная часть «Ак-Бауыра» имеет форму амфитеатра диаметром около 25 метров. Вокруг него расположены гранитные образования высотой до четырех метров. Видимо внутри этой «подковы» и была обсерватория, с которой древние люди, предположительно, наблюдали за звездным небом. Больше всего вопросов у ученых возникает по поводу небольшого грота в гранитной стене. Его можно найти в километре к югу от астрономического комплекса. В своде грота есть природное отверстие с метр в диаметре. На потолке и стенах пещеры изображены рисунки, которые до сих пор озадачивают исследователей. Эти древние картинки не похожи ни на какие другие, найденные ранее. Теорий, что же хотели показать художники древности, множество. Некоторые из гипотез весьма необычны и удивительны. Комплекс «Ак-Бауыр» напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Кавказа и Азии, здесь сохранилось около 80 наскальных рисунков.
Мавзолей Ыргызбая Досканулы
Мавзолей Ыргызбай-ата находится в Тарбагатайском районе, в 63 километрах к северо-западу от села Аксуат. Это памятник культовой архитектуры, построенный в честь знаменитого народного лекаря. Ыргызбай Досканулы был костоправом, лечил травами. Многим больным людям ставил диагноз по пульсу. Денег за свое лечение никогда не брал. Ыргызбай известен тем, что смог вылечить Кунанбая, отца Абая. Сейчас мавзолей Ыргызбая является местом паломничества. Считается, что этот сакральный объект обладает целебной силой, с ним связаны многочисленные истории исцеления больных людей.
Местные с уважением относятся к сакральному месту – охотники не стреляют птиц на территории праведника, а туристу соблюдают чистоту окружающей среды. Здесь, как и у Коныр Аулие создана комфортная инфраструктура для паломников – есть места для ночлега и принятия пищи, омовения и поклонения.
Памятник великой любви
Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу находится в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области, в семи километрах к юго-западу от села Тарлаулы, на правом берегу реки Аягоз. Это не просто один из древнейших памятников архитектуры Казахстана. Как отмечают историки, это место рождения древней тюркской легенды о трагической, но вечной любви, прошедшей сквозь пятнадцать веков.
Мавзолей связан с именами героев лирико-эпической поэмы. С возвышенности, на которой расположено надгробие, открывается красивый вид на речную долину. Четырехгранный мазар построен из плоского камня, кверху здание значительно сужается, образуя округлое завершение. Высота мазара — 12 метров. Шокан Валиханов, побывавший у памятника в 1856 году, был поражен его высотой: «Девять человек должны были встать друг на друга, чтобы верхний дотянулся до купола». Точное время постройки комплекса неизвестно. В 2014 году к мавзолею Козы Корпеш и Баян Сулу проложили автомобильную дорогу и провели электричество. Теперь он виден и ночью, даже на далеком расстоянии.
Заповедник-музей Абая
Заповедник–музей Абая – это комплекс музеев, мавзолеев и других объектов, расположенных в Семейском регионе. Главный из его объектов — мемориальный комплекс «Абай — Шакарим» находится в Абайском районе в Жидебай.
В числе 16 объектов дом-музей Абая в урочище Жидебай, колодец Кунанбая, могилы Зере (бабушки Абая), Улжан (матери Абая) и Кудайберды (брата Абая), мемориальный комплекс «Абай-Шакарим», мечеть комплекса, озеро Оспанколь и др.
Дом-музей Абая уникален. В пяти комнатах и трех залах представлены материалы, переданные родственниками и друзьями Абая: книги, фотодокументы, предметы быта и особая ценность — трехструнная домбра Абая. Здесь также хранятся фотографии ссыльных друзей поэта.
К 175-летию Абая в музее были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы. После музеефикации в здании появились девять новых залов: литературное кафе, детский и музыкальный залы, библиотека и др. Но самое главное, что заповедник оснащен современными технологиями, такими как аудиогид и 3D-мониторы. Директор музея Т.Шанбай презентуя музей отметил, что музей Абая стал интеллектуальным и современным.
— Новые технологии в музеефикации сделали невозможное возможным. И эти возможности помогли в полном объеме раскрыть мудрость самого Абая. Поэтому мы сегодня говорим музей Абая — это музей мудрости…, — подчеркнул директор музея-заповедника.
Современные мультимедиа технологии использованы в постоянных экспозициях музея. Весь его контент оснащен языковыми возможностями, поэтому каждый посетитель, независимо от возраста, языковой принадлежности может получить любую интересующую его информацию.
Литературно-мемориальный музей
Музей Федора Достоевского находится в городе Семей. Русского писателя связывают с городом Семипалатинском проведенные здесь годы ссылки, а музей расположен именно в том доме, где проживал Достоевский. Всего в Семее великий классик провел чуть больше пяти лет — с 1854 по 1859 год.
За это время он прошел путь от рядового до офицера и встретил женщину, которая стала его первой женой. В феврале 1857 года в городе Кузнецке Федор Достоевский обвенчался с Марией Исаевой. Сразу после венчания они вернулись в Семипалатинск, где прожили еще два с половиной года. Осенью 1965 года часть дома на втором этаже освободили от жильцов для городской библиотеки. Заведующей тогда являлась Зинаида Фурцева. Благодаря ее усилиям и стараниям была заложена основа музея и создан первоначальный фонд. Уже в начале 1970 года музей приобрел статус областного литературно-мемориального.
Интересно, что из семи музеев Достоевского только один находится за пределами России — это как раз-таки музей в Восточно-Казахстанской области.
Стоит отметить, что за последние пятьдесят лет в первый раз были проведены ремонтные работы на территории, прилегающей к музею в 2019 года. Заменили тротуарные плитки и входную группу, обновили газоны, посадили цветочные клумбы. Обновили и облицовку памятника — скульптурной группы, посвященной дружбе Федора Достоевского и Чокана Валиханова. Также был произведен частичный косметический ремонт здания.
Музей «Алаш арыстары»
Музей «Алаш арыстары – Мухтар Ауэзов» также находится в городе Семей. Он расположен в доме земляка и ученика Абая — Анияра Молдабаева. Приобрести этот деревянный двухэтажный дом Анияру Молдабаеву помог сам Кунанбаев. Отметим, что великий мыслитель, приезжая в Семипалатинск со своими сыновьями, часто останавливался в этом легендарном доме. А в начале прошлого столетия здесь жил еще и Мухтар Ауэзов. Также в этом доме останавливались лидеры движения «Алаш». Поэтому место является поистине историческим и сакральным.
Стоит отметить, что музей реставрировать начали в начале мая 2021 года и еще не закончили. Как отмечают его сотрудники, здание музея является памятником архитектуры, поэтому строители относятся со всей бережностью к своей работе. К реставрации была привлечена РГП «Казреставрация». Известно, что в здании обновят все оконные и дверные проемы, отремонтируют кровлю и отреставрируют фасад. Кроме того, реставрационные работы будут проведены и внутри здания. Ожидается, что ремонт продлится несколько месяцев.
Ну а самое ценное – экспонаты в полной сохранности, за этим бдят музейные работники, ведь под их ответственностью уникальные экспонаты нашей истории. В этом доме у великого поэта Абая Кунанбаева была своя комната со всеми удобствами. К слову, музей переехал в это здание в 1944 году, а выставка о жизни и творчестве Абая здесь находилась вплоть до 1967 года.
«Сильнее смерти»
Монумент «Сильнее смерти» расположен в городе Семей на острове Бейбiтшiлiк. Он вошел в список сакральных объектов Казахстана. Комплекс установлен в знак памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона. Его торжественное открытие состоялось летом 2001 года.
Главным элементом комплекса является 25-метровая стела на плоскости, где выбит силуэт атомного гриба. Стела выполнена из сборно-монолитного железобетона, облицована полированными гранитными блоками и плитами из черного гранита. Она возвышается на подиуме с обзорными площадками вокруг монумента.
Несмотря на то, что в последние пару лет эта территория остается без внимания местных коммунальных службы – газоны редко поливаются, а мраморные плиты местами отваливаются, это место по прежнему остается любимым для прогулок для горожан и гостей города. Не забывают молодожены возложить цветы у к подножью монумента, а гости города делают фотосессии.
На территории комплекса также находится гранитная стена – карта Казахстана, на которой высечены места расположения ядерных и других военных полигонов, существовавших в советское время. На вертикальной плоскости стелы бронзовыми буквами воспроизведены на казахском и русском языках слова президента РК Н. Назарбаева: «Ядерные испытания, проведенные в Казахстане и в других точках земного шара, – преступление против человечества. Наш народ долгие годы был жертвой губительных испытаний, сеющих Смерть всему живому. Отныне у нас этому навсегда положен конец. Жизнь сильнее Смерти!»
Матреиал подготовила Рената ТАХИРОВА
Восточный Казахстан: богатая история, родина Абая и множество исторических мест Восточно-Казахстанская область может похвастаться 13 уникальными местами, включенными в карту сакральных мест Казахстана. Священными местами являются памятники культурного наследия, мавзолеи и природные ландшафты, определенные инициативой «Модернизация казахстанской идентичности».
Гора Музтау (Белуха) в Восточно-Казахстанской области. Нажмите на изображение, чтобы увидеть картинку.
Большинство этих объектов расположены в городе Семей и Абайском районе, сообщает областная пресс-служба.
Историко-культурный мемориал Жидебай-Борили – одно из главных сакральных мест Абайского района. Отец Абая Кунанбай имел имение в селе Жидебай. Абай унаследовал родовое имение в 1884 году и провел там последние одиннадцать лет своей жизни. Большинство своих произведений он написал в родном селе Жидебай.
Мемориал включает в себя музей Абая, музей Мухтара Ауэзова в селе Борили, дом-музей Абая в селе Жидебай и 16 исторических объектов, расположенных на площади более 6000 га.
Пещера Коныр-Аулие также является сакральной достопримечательностью Абайского района. Там есть каменная чаша, наполненная ледяной водой. Согласно легенде, сюда приходили за помощью и спасением от болезней. Вода исцеляла людей от ран. Здесь также побывали Абай и Мухтар Ауэзовы. Теперь купаться в пещере приезжают люди со всех регионов.
Пещера Коныр-Аулие.
В г. Семей расположен музей, посвященный выдающимся деятелям Народной партии Алаш-Орда (Партия казахской интеллигенции ХХ века). Находится в доме ученика Абая Анияра Молдабаева. До сих пор неизвестно, когда был построен дом. Абай помог Молдабаеву приобрести этот деревянный двухэтажный дом. В начале прошлого века здесь жил и Мухтар Ауэзов, а также лидеры движения Алаш. Посетители смогут узнать больше о жизни и творчестве Ауэзова, его общественной деятельности и представителях партии «Алаш».
Музей, посвященный выдающимся деятелям Алаш-Ордынской народной партии.
Монумент «Сильнее смерти» включен в список священных мест г. Семей. Открытый в 2001 году памятник был установлен в память о жертвах Семипалатинского ядерного полигона.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Это дом, в котором русский писатель жил с 1854 по 1859 год, когда находился в ссылке в Семее.
Памятник «Сильнее смерти» в г. Семей.
Гора Музтау (Белуха) – излюбленное место альпинистов и экстремалов Восточно-Казахстанской области. Имеются туристические базы и базы, коттеджи и гостевые дома.
«Гора Музтау расположена в центре Евразии, на границе Казахстана и России. У каждого народа есть свое название – алтайцы называют его Уч-Сумер, русские – Белуха, казахи – Музтау. Эта гора обладает особой энергетикой, привлекающей ученых, поэтов, художников, писателей и туристов. Разнообразие мероприятий большое», — сказал представитель администрации города Семей.
Также можно узнать о культурном наследии, природе и истории Алтайского края.
Шиликтинская долина представляет собой 80-километровую равнину, окруженную горами Тарбагатай, Манрак и Саур-Сайхан. Здесь находится более 200 памятников раннесакского периода и шиликтинский золотой ювелирный клад.
В результате раскопок 2003 г. обнаружена усыпальница из лиственничных бревен. Кроме того, найдено 4333 изделия из золота.
Продолжались раскопки, и позже в кургане была найдена разграбленная лиственничная гробница. Обнаружено более 2000 украшений из листового золота, в том числе бляшки в виде оленя, беркута-грифона, кошачьего хищника, нашивки на одежде геометрической формы. Предметы датируются VII-VI веками до нашей эры.
Получайте статьи из «Астана Таймс», которые отправляются прямо вам! Зарегистрируйтесь через сайт или подпишитесь на наши Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и Tiktok!
Карта сакральных мест Казахстана
Об этом на днях на пресс-конференции в правительстве сообщил министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.
Министерство запустило программу Президента по модернизации общественного сознания. Проекты, предложенные Н. Назарбаевым, нашли широкий отклик среди творческой интеллигенции страны и общественности, все охотно включаются в реализацию таких проектов, как «Туган жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальный мир», «100 новых лиц Казахстана».
Карта разработана в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», заявленного в программной статье Президента Республики Казахстан «Взгляд в будущее: Модернизация общественного Сознание».
В качестве примера министр привел загадочный древний город Акыртас в Жамбылской области. «Раз в год там собираются люди и совершают обряд поклонения. Туристы приезжают со всех стран. Но не все казахстанцы знают о существовании этого места», — сказал министр.
Также Арыстанбеком Мухамедиулы отмечен урочище Тамгалы в Алматинской области, которое славится своими уникальными петроглифами и вызывает интерес ученых со всего мира. По его словам, такие наскальные рисунки есть в Норвегии.
Данная карта сформирована при участии историков, археологов, этнографов и туристических организаций. К священной карте будет обеспечен виртуальный доступ через всевозможные мультимедийные приложения, координаты мест будут определяться с помощью навигационных устройств GPS, кроме того, Карта будет доступна в поисковой системе Google.
Государство по-новому подойдет к историческим памятникам, которые находятся на территории национальных заповедников и парков.
«Думаю, вы знакомы с Посланием Главы государства, где четко сказано о внутреннем туризме — нужно изучать свою культуру, свои сакральные места, чтобы стать интересным и войти в тренд международного туризма «, — сказала глава комитета Сената Дарига Назарбаева. — Например, та же Италия не может похвастаться своими святынями. А сколько у нас святых мест? В каждом регионе нашей страны есть какое-то священное место, обладающее совершенно особой космической энергетикой, и люди идут за здоровьем, в него верят, и многие желания исполняются».0007
Каркас национального самосознания должен составить комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, захоронение Бекет Ата, Восточный Казахстан, древние памятники Тараза, сакральные места Семиречья и другие места.
«Каждое историческое место имеет какую-то свою историю, легенду. Если мы все это напишем, то, конечно, весь Казахстан будет (включать). Наша задача сделать с наиболее интересными, подтвержденными (местами До конца года мы обязаны выпустить альбом сакральной карты Казахстана. В ближайшие месяц-два мы сможем представить вам эту карту в электронном формате», — заверил Арыстанбек Мухамедиулы.
В завершение министр отметил, что Сакральная Карта создается для наших казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей Родины, а также для представления мировой общественности природных данных Казахстана.