Две главные святыни ислама в Мекке и Медине останутся закрытыми для правоверных в Рамадан
20 апреля 2020, 22:40
Пандемия COVID-19
КАИР, 21 апреля. /ТАСС/. Две главные святыни ислама в Мекке и Медине останутся закрытыми в месяц поста Рамадан. Об этом сообщило в понедельник вечером Главное управление Саудовской Аравии по делам двух мечетей, передает телеканал Al Arabiya.
По его информации, в связи с распространением нового коронавируса Большая (Заповедная) мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине будут закрыты и в священный для мусульман месяц поста Рамадан, который в этом году в большинстве стран Ближнего Востока начинается 24 апреля. Правоверные не смогут «совершать там пятикратный намаз и таравих» — специальную молитву, которая выполняется только в Рамадан после обязательной ночной молитвы и длится до появления зари.
Читайте также
Все о коронавирусе: подборка актуальных материалов
Власти королевства объявили о закрытии на неопределенное время двух мечетей 20 марта. Как было объявлено ровно месяц назад, в целях предотвращения распространения вируса правоверным запрещено входить и молиться на территории святынь, особенно по пятницам, которые у мусульман являются главным молитвенным днем. 17 марта власти Саудовской Аравии постановили закрыть все мечети в стране. Исключение сначала было сделано только для двух главных исламских храмов в Мекке и Медине, но через три дня закрылись и они.
Мечети в Мекке и Медине наряду с Аль-Аксой в Иерусалиме считаются главными святынями мусульман. Саудовский король имеет официальный титул хранителя двух святынь. Большая (Заповедная) мечеть в Мекке — Аль-Масджид аль-Харам — после последней реконструкции способна одновременно вместить на территории своего комплекса более миллиона человек. Существующая мечеть известна с 1570 года, но строительство первой мечети около Каабы относят еще к 638 году. За последующие столетия она неоднократно перестраивалась, но даже во время реконструкций она продолжала действовать. Мечеть Пророка в Медине — Аль-Масджид ан-Набави — была заложена еще при жизни Мухаммеда, в последующем исламские правители расширяли и украшали святыню.
Начинающийся через три дня Рамадан предписывает мусульманам воздерживаться от еды и питья в течение всего дня, посвящая время молитвам и внутреннему самосовершенствованию. После захода солнца на улицах рядом с мечетями традиционно накрывают столы, где могут разговеться все желающие. Это считается одним из благих дел, которые должны делать мусульмане, разделяя свою трапезу с нуждающимися и малоимущими. Но в этом году большинство арабских стран из-за коронавируса постановило закрыть все молельные дома, не делая исключений даже для важных религиозных дат, и отменило массовые вечерние разговения во избежание угрозы заражения во время скопления людей.
К настоящему моменту в Саудовской Аравии выявлено более 10 тыс. зараженных коронавирусом, умерли 103 человека. Вспышка вызываемого новым коронавирусом заболевания была зафиксирована в конце 2019 года в Центральном Китае, 11 марта Всемирная организация здравоохранения признала ее пандемией. С начала пандемии коронавирусом заразились более 2,3 млн человек, около 160 тыс. умерли.
Теги:
Саудовская АравияПандемия COVID-19
4.2 Святыни ислама
Молитвенный дом в исламе носит название «мечеть» араб. масджид — место коленопреклонения. Поначалу любую мечеть называли «домом Бога«, т.е. храмом, но со временем храмом стали считать только комплекс мекканской мечети Аль-Масджид-аль-Харам, возведенной вокруг Каабы. Тем не менее, мусульмане к любой мечети относятся как к священному месту, хотя оно никак не освящается.
В каждой мечети есть михраб ― богато декорированная ниша, заменяющая алтарь. михраб должен быть обращенным к Мекке, а потому может располагаться в любой из стен, так как в условиях городской застройки далеко не всегда удается сориентировать здание мечети в нужном положении.
По-возможности, мусульманин должен молиться в мечети.
В мечети мужчины и женщины молятся отдельно, для чего имеется балкон для Женин или специальной перегородкой или тканью отделяется часть помещения. Во многих мечетях для мужчин и женщин предусмотрены отдельные входы.
Мекка (родина Мухаммеда) и Медина (место его захоронения) почитаются как Священные и Запретные араб. аль-харам места. Эти города Саудовской Аравии запрещено посещать немусульманам, так как там сосредоточены важнейшие святыни ислама, которые не должны быть осквернены «нечистыми», каковыми считаются иноверцы.
Мекка ― религиозный центр ислама, куда хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество каждый правоверный мусульманин, посетив главную духовную святыню — единственный в исламском мире храм — Каабу (см. раздел 4.3 — хадж).
Именно в сторону Каабы, как к центру мироздания, обращают свой взор мусульмане во время молитвы, в какой бы стороне света они не находились.
Кааба ― сооружение близкое к кубической форме со сторонами 10×12 м и высотой 15 м, возведенное, согласно легенде, задолго до возникновения ислама праотцом арабского и еврейского народов Ибрахимом в память о чудесном спасении его сына исмаила (в иудейской традиции — Исаака), которого он должен был принести в жертву Богу (см. там же). Ибрахим же воздвиг храм на месте первого в истории святилища, сооруженного еще Адамом и снесенного Потопом, в точности воспроизведя его облик.
Исмаил не только помогал отцу строить храм, но и стал его первым хранителем.
На арабском языке «Кааба» означает «почитаемое высокое место«, а слово «куб» произошло от «Кааба».
В доисламскую эпоху в Каабе, служившей культовым центром народов Аравии, и вокруг нее располагалось 360 языческих идолов разных племен. Но после завоевания Мекки Мухаммедом идолы были уничтожены, а Кааба стала духовным центром ислама.
Каабу покрываеткисва — шелковая тканьчерногоцвета, в верхней части которой полосой располагаются вышитые золотом аяты изКорана. Традиция покрывать Каабу существует еще с доисламских времен. Менялся цвет кисвы и частота ее замены. Длительное время новые кисвы надевали поверх старых. Так было, пока многотонный слой ткани не стал угрожать обрушением святилищу. Тогда было решено заменять кисву ежегодно по окончании палом-ничества, а старое покрывало разрезать на кусочки и раздавать или продавать паломникам каксвященныереликвии.
Сегодня кубический храм стоит посреди огромного внутреннего двора мечети Аль-Масджид-аль-Харам, которую в день могут посетить до полутора миллионов паломников!
По одной из легенд, ослепительно сияющий Камень был послан Богом Адаму и Хавве (Еве) с неба, но со временем почернел от людских грехов. Согласно другому преданию — это окаменевший ангел-хранитель Адама, не уберегший его от грехопадения. С тех пор потомки Адама стремятся прикоснуться к Камню, дабы очиститься, оставив на нем свои грехи. В Судный День ангел воскреснет, чтобы поведать Аллаху, кто как исполнял обряды и обязанности.
Оправленный в серебряный оклад, Черный Камень вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м, чтобы грешники могли прикоснуться к нему и поцеловать.
Видимая поверхность Черного Камня имеет площадь 16,5×20 см. Посредине Камня образовалось углубление от бесчисленных прикосновений и целований верующими.
Версии ученых о метеоритном или вулканическом происхождении Черного Камня не дают объяснения таким его свойствам, как, например, способность держаться на воде.
Второй по значимости после Каабы святыней ислама является могила пророка в мечети Масджид ан-Наби в Медине.
Третья высокочтимая святыня ислама — «Купол Скалы» в Иерусалиме — святилище, построенное на месте, с которого Мухаммед вознесся на небо к Престолу Аллаха. В центре святилища — полутораметровая скала, с которой и началось чудесное восхождение. Расположенный на вершине Храмовой горы, Купол Скалы возносится над Святым городом, и его золоченный купол виден с любой точки.
Некогда здесь стоял единственный иудейский храм — храм Соломона или Иерусалимский, впоследствии разрушенный римлянами. И именно на этом месте, якобы, был установлен Ковчег Завета с двумя скрижалями — каменными плитами с высеченными на них десятью заповедями, переданными Богом через Моисея.
Так вышло, что это священное место, связывающее три религии (в том числе, христианство), стало для иудеев и мусульман камнем преткновения, т.к. иудеи, вернувшиеся на Землю Обетованную после восстановления в 1948 году государства Израиль, не могут смириться с тем, что на месте их главной святыни расположено мусульманское святилище.
исламских святынь | Wondermondo
Категория
Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби / Эндрю Сюй, Flickr / CC BY-SA 2. 0Описанные исламские святыни
Карта путешественников загружается…
Если вы видите это после полной загрузки страницы, Файлы leafletJS отсутствуют.
Что входит в эту категорию?
Большая мечеть Дженне / Geri, Flickr / CC BY-SA 2.0История ислама начинается в начале 7 века с деяний исторической личности – пророка Мухаммеда (ок. 570/571 – 632). Основная деятельность Мухаммеда происходила в Мекке и Медине (Саудовская Аравия) и их окрестностях, где сегодня находятся наиболее важные Исламские святыни .
Вскоре после смерти Мухаммеда начались разногласия относительно понимания учения ислама и преемственности Мухаммеда. Это привело к развитию суннитского ислама и шиитского ислама , а также некоторых других интерпретаций учения ислама. Ислам суннитского толка гораздо более распространенная конфессия и поэтому имеет больше всего религиозных памятников. Между тем шиитский ислам получил великолепные и очень интересные памятники благодаря почитанию имамов, считающихся преемниками Мухаммеда, духовными и политическими правителями своей общины.
В исламе запрещено изображение людей и животных, особенно в религиозных зданиях. Исламские архитекторы и художники компенсировали это богатыми и изысканными орнаментами ( арабесок ) и особенно – каллиграфией.
Мечети
Агадес. /USAFRICOM, Flickr/CC BY 2.0Место поклонения в исламе называется мечеть . Мечети служат также для образования, обмена новостями, разрешения споров. Широко распространены небольшие частные мечети, но здесь больше внимания уделяется более крупным общественным мечетям.
Изначально, в 7 веке мечети представляли собой незатейливые, большие залы для собраний. Со временем, по мере распространения ислама, возникли разнообразные, адаптированные к местным условиям архитектурные формы мечетей.
Ранним типом мечетей были гипостальные мечети – в основном большие прямоугольные залы с плоской крышей, поддерживаемые несколькими колоннами. Многих это может удивить – но один из лучших образцов этого стиля находится в Европе, Испании – Великая мечеть Кордовы (Собор Кордовы) – строился на протяжении длительного времени в 7-8 веках.
Христианская византийская архитектура (например, Собор Святой Софии в Стамбуле) повлияла на развитие особого регионального стиля в Анатолии – мечети с центральным куполом с большим куполом над молитвенным залом ( Мечеть Селимие , Турция).
Iwan of Vakil Mosque в Ширазе, Иран / dynamosquito, Flickr / CC BY-SA 2.0Великолепные и часто красивые мечети — это айванские мечети — характерные для сасанидской архитектуры в основном в Иране — но также в Узбекистане, Пакистане, Индии и другие страны. Иван представляет собой сводчатое помещение, стены которого с трех сторон и с четвертой стороны полностью открыты. Иваны обычно открываются в сторону центрального двора. Характерных айванских мечетей Мечеть Джаме в Исфахане (Исфахан, Иран), Мечеть Шах (Исфахан, Иран).
Уникальными памятниками являются древние глинобитные мечети Сахеля и Судана. Самой великолепной является Великая мечеть Дженне (Мопти, Мали), интересным памятником является Мечеть Ларабанга (Ларабанга, Гана).
Минареты
Минарет мечети Самарра / J.Gordon, Wikimedia Commons. CC-BY-2.0Минареты — это башни рядом с мечетями или на их углах. Эти башни в первую очередь служат удобным местом для созыва верующих на молитву, но также и сторожевыми башнями (в древности, в некоторых регионах), кондиционирующими механизмами для проветривания больших молельных залов.
Первоначально мечети строились без минаретов, но первые минареты появились в VII-IX веках в Египте, Сирии, Ираке. Количество минаретов в разных регионах разное – от одного (Марокко) до шести (некоторые мечети в Турции). Разнообразна и архитектура – в Китае минареты имеют форму местного стиля, во многом напоминающего буддийские пагоды, а в Турции минареты стройные, по форме напоминают огромные карандаши.
Другие статьи
Wondermondo определил несколько других категорий религиозных сооружений:
- Религиозная архитектура — список из более чем 60 самых интересных и впечатляющих религиозных сооружений и объектов по всему миру.
- Buddhist shrines
- Churches
- Christian monasteries
- Hindu shrines
- Jain shrines
- Judaism monuments, sinagogues
- Other contemporary shrines
- Ancient pyramids
- Ancient and prehistoric shrines
Top 25 Islamic shrines
Africa
Большая мечеть Дженне
Мали
Самое большое глинобитное здание в мире с уникальным дизайном. Первая мечеть здесь с 13 века. Нынешнее здание было построено в 1907 или 1909 году.
Мечеть Кутубия
Марокко
Большая историческая мечеть, построенная в 1184 – 1199 годах. Богато украшенная мечеть имеет 77-метровый минарет. Это знаковое здание вдохновило мавританскую архитектуру на последующие столетия.
Мечеть Аль-Азхар
Египет
Впечатляющая мечеть 970 г. н.э., здесь был основан самый значительный исламский университет в мире. В настоящее время один из самых влиятельных интеллектуальных центров в исламском мире.
Мечеть Укба (Великая мечеть Кайруана)
Тунис
Старейшая мечеть западно-исламского мира, построенная в 670 г. н.э. Впечатляющее здание, напоминающее крепость.
Азия
Кааба и Масджид аль-Харам
Саудовская Аравия
Самая большая мечеть в мире была построена в 638 году нашей эры вокруг Каабы – самого священного места ислама. Содержит несколько других священных мест, в том числе колодец Замзам, который считается чудесным природным источником, но на самом деле он сделан вручную.
Храмовая гора
Палестина
Священное место, имеющее огромное значение на протяжении многих тысячелетий. Это было священное место для иудаизма, христианства, ислама, римского язычества. Согласно иудаизму, здесь присутствует некий аспект Божественного Присутствия. На горе были построены мечеть Аль-Акса – третье по значимости место для мусульман и Купол Скалы с камнем основания (самое важное место для иудеев), а также еще несколько ценных сооружений. Также — одно из самых спорных религиозных мест в мире, особенно между иудаистами и мусульманами. Здесь началось развитие Иерусалима в 4 тысячелетии до нашей эры. Под Храмовой горой находится лабиринт подземных ходов.
Мечеть Аль-Акса
Палестина
Одно из самых святых мест в Исламе – Мухаммад был перевезен сюда во время ночного путешествия из Мекки. Вторая старейшая мечеть, первоначально построенная в первой половине 7 века, нынешнее здание с 1035 года. Расположена на Храмовой горе – святыне иудаизма.
Купол Скалы
Палестина
Мусульманская святыня, построенная в 691 году нашей эры над Вторым еврейским храмом и с тех пор много раз перестраивалась. Предназначен как святыня для паломников, а не мечеть. Здание не типично для исламской архитектуры (в византийском стиле), поскольку это была попытка конкурировать с христианской и другой архитектурой Иерусалима. В основе этого здания лежит Камень основания – самое священное место для иудеев. Большой позолоченный купол этого здания — одна из самых заметных черт иерусалимского горизонта. Модель церквей тамплиеров по всей Европе.
Мечеть Имама Али
Ирак
Эта мечеть была основана в 977 году и содержит место захоронения двоюродного брата Мухаммеда – ‘Али ибн Аби Талиба, а также, согласно шиитской вере, Адама и Ноя. Нынешнее покрытое золотом здание было построено вскоре после 1500 года. Это одно из самых важных мест ислама.
Храм имама Резы
Иран
Важный религиозный и теологический комплекс, этот храм включает в себя гробницу имама Ридхи, восьмого имама и прекрасную мечеть Гохаршад, различные богословские учебные заведения и библиотеку. Его посещают 15-20 миллионов паломников в год. Он был построен, начиная с 818 г. н.э.
Регистан с медресе Улугбека, медресе Тиля-Кори и медресе Шер-Дор
Узбекистан
Центральную площадь Самарканда окружают три одинаковых впечатляющих медресе. Медресе Улугбека было построено в 1417–1420 годах, медресе Тиля-Кори – в 1646–1660 годах и медресе Шер-Дор – в 1619–1636 годах. Каждое из этих зданий очень богато украшено и оказало глубокое влияние на развитие исламской науки.
Храм Али в Мазари-Шарифе
Афганистан
Великолепная мечеть с бирюзовыми куполами, одна из самых почитаемых святынь Афганистана. Первая мечеть была разрушена Чингисханом около 1220 года, а нынешнее здание было построено в 15 веке. Построен над предполагаемой могилой Али ибн Аби Талиба. Некоторые считают, что здесь похоронен Заратустра.
Мечеть Омейядов
Сирия
Это одна из крупнейших и старейших мечетей в мире, имеющая большое значение и для христиан. Сообщается, что в ней находится голова Иоанна Крестителя. Он был построен в 706-715 годах и до этого времени служил церковью.
Масджид аль-Киблатейн
Саудовская Аравия
Исторически важная мечеть. Здесь Мухаммад повелел изменить направление молитвы с Иерусалима на Мекку. Богато украшенное здание, одна из самых ранних мечетей в мире.
Мечеть Шах
Иран
Один из шедевров персидской архитектуры. Строительство этой мечети началось в 1611 году. Расположена рядом с площадью Накш-е Джахан.
Мечеть Джамкаран
Иран
С недавних пор важное место паломничества. Местные жители верят, что двенадцатый имам – мессия, который поведет мир к эпохе всеобщего мира – появился здесь и вознес молитвы в конце 20 века. Священное место с 984 года.
Чарминар
Индия
Впечатляющая богато украшенная мечеть и памятник, построенная в 1591 году. Впервые построенный в 684 году нашей эры, он неоднократно перестраивался. В настоящее время мечеть оштукатурена золотом и украшена драгоценностями.
Аль-Масджид аль-Набави
Саудовская Аравия
Это второе по важности исламское место, где находится гробница Мухаммеда (Зеленый купол). Это вторая по величине мечеть в мире, построенная в 622 году нашей эры. Он много раз перестраивался, последние значительные перестройки относятся к 19 и 20 векам.
Джама Масджид в Дели
Индия
Самая большая и самая известная мечеть в Индии, построенная в 1656 году. Фасад украшен красным песчаником и белым мрамором.
Мечеть Бадшахи
Пакистан
Самая большая мечеть в мире в период с 1673 по 1986 год. Здание имеет великолепную архитектуру, это одно из высших достижений архитекторов Великих Моголов.
Европа
Мечеть Султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Турция
Одна из крупнейших мечетей в мире, построенная в 1616 году. Это была императорская мечеть Османской империи.
Большая мечеть Кордовы (Собор Кордовы)
Испания
Эта мечеть была преобразована в церковь. Он известен как лучший образец архитектуры Омейядов. Возведенная иногда около 600 г. н.э. как христианская церковь, перестроенная в мечеть в 784 г. н.э., а в 1236 г. вновь захваченная христианами и преобразованная в церковь. Внутренний зал содержит 856 колонн, поддерживающих (в основном) двойные арки — архитектурное новшество.
Мечеть Сулеймание
Турция
Самая большая мечеть в Стамбуле, построенная в 1550 – 1558 гг. Это куполообразное сооружение имеет высоту 53 м, с четырьмя минаретами высотой 72 м.
Мечеть Селимие
Турция
Одна из красивейших османских мечетей, построенная в 1568 – 1574 годах. Украшена одними из лучших изникских плиток.
Рекомендуемые книги
Мечеть
Писатель и художник, который постоянно избавлялся от таинственности архитектурных сооружений, которые давно очаровывают современных людей, Дэвид Маколей здесь раскрывает методы и материалы, использованные для проектирования и строительства мечети в конце шестнадцатого века. Турция века.
Мечеть: история, архитектурное развитие и региональное разнообразие
Представляет архитектурный обзор мечети, который прослеживает ее происхождение и развитие в качестве исламского символа, объясняет элементы дизайна, представленные в сооружениях по всему миру, и обсуждает, как они были адаптированы соответствовать современности.
сообщить об этом объявлении
Tagged Типы чудес
Границы религиозной практики в исламе
Помимо выяснения мнений о различных сектах, в опросе задавался вопрос о том, являются ли определенные формы поклонения – посещение святынь, чтение религиозной поэзии и религиозные танцы – приемлемым в исламе. В опросе также задавался вопрос, разрешают ли учения ислама обращения к умершим предкам и джиннам и использование колдовства.
В большинстве из 23 стран, где был задан вопрос, большинство поддерживает посещение святынь мусульманских святых как законную форму поклонения. Этот вид особенно распространен в Средней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Азии. Посещение святынь наименее принято на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где, за исключением Ливана и Ирака, менее половины считают эту практику частью исламской традиции.
Существует также существенное одобрение религиозной поэзии или пения как формы поклонения. В более чем половине из 23 стран, где был задан вопрос, не менее 50% мусульман считают, что чтение стихов является частью исламской традиции, в том числе целых 91% в Ливане и 88% в Афганистане.
Гораздо меньше людей считают религиозные танцы приемлемой практикой. Действительно, Турция — единственная опрошенная страна, в которой большинство (72%) считает, что такие танцы подпадают под рамки ислама — возможно, это отражает известность турецкого суфийского ордена Мевлеви, «кружащихся дервишей», известных своими религиозными танцами.
Обращение за помощью к умершим родственникам или предкам, как правило, рассматривается как выход за рамки исламской веры, хотя значительное число людей принимают эту практику в Центральной Азии, России и Боснии и Герцеговине. Обращения к джиннам и использование колдовства почти повсеместно считаются выходящими за рамки исламской традиции, хотя, как обсуждалось ранее, многие мусульмане говорят, что верят в существование этих сверхъестественных существ и в колдовство. (см. главу 4).
В Азербайджане, Ираке и Ливане, где проживает значительное число как суннитов, так и шиитов, нет четкого межконфессионального разделения по поводу того, какие формы поклонения или практики приемлемы в исламе. Только в одном вопросе — обращении к умершим предкам — шииты во всех трех странах более благосклонны, чем их коллеги-сунниты.
Практика поклонения
Посещение святынь
Помимо паломничества в Мекку, которая является одним из пяти столпов ислама (см. текстовое поле «Пять столпов ислама» в Главе 2), в Коране конкретно не упоминаются паломничества. Однако некоторые хадисы призывают к паломничеству к святыням, включая мечеть Аль-Акса в Иерусалиме в суннитской традиции и святыню имама Хусейна в Кербеле, Ирак, в шиитской традиции. 28 В целом исследование показало, что многие мусульмане считают посещение святынь мусульманских святых приемлемой практикой.
Это особенно верно для Юго-Восточной Азии, где восемь из десяти или более мусульман в Таиланде (99%), Малайзии (89%) и Индонезии (81%) говорят, что посещение святынь подпадает под рамки ислама. Принятие паломничества к святыням также широко распространено в Центральной Азии, причем три четверти или более одобряют эту практику.
В Южной Азии число мусульман, считающих посещение святынь частью исламской традиции, колеблется от 96% в Бангладеш до более скромных 63% в Пакистане. В Южной и Восточной Европе (Россия и Балканы) мнения также значительно различаются: 82% российских мусульман считают эту практику приемлемой, но менее шести из десяти мусульман в Косово (57%) и Албании (55%). дать согласие.
Прием паломников к святыням ниже на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Хотя подавляющее большинство в Ливане (99%) и Ираке (84%) рассматривают эту практику как часть исламской традиции, относительно немногие мусульмане в других странах региона согласны с этим, в том числе всего 6% в Египте и 4% в Иордании.
Чтение стихов
Многие мусульмане согласны с тем, что чтение стихов или пение во славу Бога приемлемо. В 17 из 23 стран, которым был задан вопрос, примерно половина или более придерживаются этой точки зрения.
Религиозная поэзия распространена на большей части Ближнего Востока и в Северной Африке, в том числе в Ливане, где 91% населения считают, что эта практика соответствует исламу. В других странах региона эту точку зрения разделяют семь из десяти или более человек в Ираке (74%), Иордании (73%) и Египте (72%). Только в Тунисе (38%) согласны менее половины.
Чтение стихов во славу Бога также одобряют примерно половина или более мусульман в большинстве опрошенных стран Центральной Азии и Южной и Восточной Европы. Действительно, более шести из десяти подтверждают эту практику в России (79%), Турции (77%), Казахстане (65%), Азербайджане (64%) и Боснии и Герцеговине (61%). Узбекистан — единственная страна в двух регионах, где менее чем каждый пятый мусульманин (17%) считает, что религиозная поэзия является частью исламской традиции.
Отношение к чтению стихов значительно различается в Южной и Юго-Восточной Азии: более семи из десяти в Афганистане (88%) и Малайзии (73%) принимают голос, и только около трети одобряют в Пакистане (35%), Таиланд (32%), Индонезия (28%) и Бангладеш (28%).
В ряде стран религиозная приверженность, измеряемая частотой молитв, связана с отношением к религиозной поэзии. Например, в России 91% тех, кто молится чаще одного раза в день, считают допустимым чтение стихов, по сравнению с 74% тех, кто молится реже. Аналогичные разрывы в Азербайджане (+14 баллов среди тех, кто молится более одного раза в день), Кыргызстане (+14), Турции (+12), Малайзии (+11) и Индонезии (+9). В Египте и Пакистане, напротив, тем, кто молится несколько раз в день, 9 лет.0020 меньше склонны считать, что поэзия допустима, на 18 и 11 процентных пунктов соответственно.
Благочестивые танцы
В отличие от посещения святынь или чтения религиозной поэзии, относительно небольшое количество мусульман одобряют религиозные танцы как форму поклонения. 29 Во всех опрошенных странах, кроме одной, менее четырех из десяти говорят, что эта практика является частью исламской традиции. Исключением является Турция, где 72% мусульман считают, что религиозные танцы подпадают под рамки ислама. То, что турецкие мусульмане расходятся в этом вопросе с другими мусульманами, возможно, неудивительно, учитывая известность так называемых «кружащихся дервишей» в турецкой культуре.
В Турции мусульмане, которые молятся несколько раз в день, чаще говорят, что религиозные танцы приемлемы (+16 процентных пунктов). Та же картина наблюдается в России и Ливане, но с еще большим разрывом (по +23 процентных пункта).
Обращение к духам, джиннам и колдовству
Обращение к умершим
Относительно небольшое число мусульман в исследованных странах считают допустимым обращение за помощью к умершим родственникам или предкам. Однако взгляды на этот вопрос различаются в зависимости от региона. 30
Мусульмане в Центральной Азии, как правило, больше всего принимают эту практику: более трех из десяти в Казахстане (51%), Узбекистане (38%), Кыргызстане (35%) и Таджикистане ( 32%) говорят, что обращения к духам умерших являются частью исламской традиции.
В Южной и Восточной Европе около трети мусульман в Боснии и Герцеговине (36%) и России (34%) считают приемлемыми обращения к умершим родственникам или предкам, но менее чем каждый пятый в Албании (16%). ) и Косово (5%) согласны.
Принятие этой практики относительно редко встречается в Южной Азии и Юго-Восточной Азии, и менее пятой части мусульман в этих регионах говорят, что это часть исламской традиции. Между тем, в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки лишь горстка мусульман говорит, что обращения к умершим относятся к исламу. Двумя исключениями являются Ирак и Ливан, где 28% и 22% мусульман соответственно считают такую практику приемлемой, что, возможно, отражает шиитскую традицию почитания предков, таких как Хусейн и Али. 31
Обращения к джиннам
В Коране говорится, что Бог создал нечеловеческих существ, называемых джиннами, и, как обсуждалось ранее в этом отчете, многие мусульмане утверждают, что джинны существуют (см. Джинны в Главе 4). Однако немногие мусульмане верят, что делать подношения или обращаться к этим сверхъестественным существам является принятой частью исламской традиции. 32
Среди опрошенных стран только в Бангладеш более пятой части мусульман (28%) говорят, что эта практика является частью исламской традиции. В России (18%), Казахстане (15%), Боснии и Герцеговине (12%) и Афганистане (10%) этого мнения придерживается каждый десятый или более. Но в других местах очень низкий процент мусульман считает обращение к джиннам приемлемым.
Использование колдовства
Как обсуждалось ранее в этом отчете, значительное число мусульман верят в существование колдовства (см. Колдовство в Главе 4). Тем не менее, во всех опрошенных странах почти все согласны с тем, что использование колдовства в исламе недопустимо. 33 Только в трех странах – Таиланде (22%), Албании (12%) и Казахстане (10%) – каждый десятый или более говорит, что использование колдовства подпадает под рамки ислама.
Взгляды суннитов и шиитов на границы религиозной практики
В Азербайджане, Ираке и Ливане, где проживает значительное число мусульман-суннитов и шиитов, исследование не выявило четких конфессиональных различий в отношении границ приемлемого поклонения или практики. Это не означает, что члены этих двух групп всегда соглашаются в том, что разрешено в исламе, но степень и направление разногласий больше варьируются в зависимости от страны, чем от секты.
В Ливане сунниты и шииты в целом согласны с тем, что посещение святынь и чтение стихов, восхваляющих Бога, допускаются в исламе. А что касается религиозных танцев, то такой же низкий процент шиитов и суннитов одобряет.
Среди шиитов и суннитов в Азербайджане существует общее мнение о том, что посещение святынь разрешено в исламе, но гораздо меньше представителей обеих сект говорят то же самое о религиозных танцах. Секты расходятся в чтении религиозной поэзии, но незначительно.
В Ираке шииты и сунниты не сильно различаются по восприятию религиозной поэзии. И хотя эти две группы значительно расходятся (33 процентных пункта) по вопросу о посещении святынь, большинство иракских суннитов (65%) по-прежнему одобряют эту практику — в отличие от их коллег в соседних странах, таких как Иордания и Египет, где только 3%. и 4% суннитов, соответственно, разделяют эту точку зрения.
Иракские сунниты более склонны (12 процентных пунктов) одобрять религиозные танцы, чем шииты, хотя этот разрыв в значительной степени связан с тем, что курды-сунниты, которые сконцентрированы на севере страны, где суфийские традиции, как правило, сильнее — в два раза чаще, чем арабы-сунниты страны, одобряют религиозные танцы.
Во всех трех странах мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты мало чем отличаются друг от друга, когда речь идет об отказе от использования колдовства в исламе. И в Ливане, и в Азербайджане члены обеих групп придерживаются схожих взглядов на допустимость обращений к джиннам.
Опрос выявил устойчивую картину сектантских различий только в одной практике: обращение к умершим родственникам или предкам. Во всех трех странах такую практику одобряют значительно больше шиитов, чем суннитов. Опять же, это может отражать широко распространенную традицию почитания и обращения к таким фигурам, как Али и Хусейн, в шиитской традиции. 35
Сноски:
28 Подробнее о паломничестве к святыням суннитской традиции см. Сахих Муслим 7:3218 и Элад, Амикам. 1999. «Средневековый Иерусалим и исламское поклонение, второе издание». Лейден: Э.Дж. Брилл, стр. 65. Чтобы узнать больше о паломничестве к святыням шиитской традиции, см. хадис восьмого шиитского имама Али аль-Риды, процитированный в Накаше, Ицаке.