Святыни нового иерусалима в подмосковье: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Святыни Воскресенского собора. Часть 4.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Вокзал станции Новоиерусалимская

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Новый Иерусалим. Возрожденная святыня » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.

RU»

Архитектура — зеркало истории? В справедливости этой мысли утверждаешься,  когда проходишь под сводами храмов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в чьей судьбе отразились события, определившие дальнейшую судьбу России. Философ Розанов советовал искать причины трагедии семнадцатого года в трагедии семнадцатого века, разрушившей вековые устои веры и расколовшие народ в только что наступивший момент единения и расцвета.

 

 

На пути к церковной реформе

Не менее двух десятилетий приходила в себя Россия после Смуты. Поднимались из пепла деревни и города, бурно развивалась торговля и необходимые ей извоз и речное судоходство. За время царствования первого Романова удалось вернуть Новгород и часть северных русских земель, занятых шведами. На западе Смоленск оставался за Польшей, а граница проходила по Вязьме. В то же время Москва в глазах всего православного мира оставалась единственным независимым оплотом истинной веры, не принявшим ни Флорентийской унии, ни искушений ересями. Восточные патриархи регулярно посещали русскую столицу.

Еще в XV-XVI вв. были замечены расхождение в церковных обрядах, серьезные ошибки и разночтения в священных книгах, на что указывали московским митрополитам и патриархам. Сейчас, когда восприятие именно Москвой миссии Третьего Рима, защитника основ православия от натиска и с Запада, и с Востока, и с Юга признавалось далеко за пределами России, вопрос непогрешимости в следовании церковным догматам стоял особенно остро. Дальнейшее расхождение в церковных обрядах и несоответствие церковного устава общим правилам могло быть использовано врагами России для разрыва ее духовного единства с братьями по вере в покоренных странах. Афонские старцы уже жгли отпечатанные в России священные книги как еретические. Взять под эгиду Русской Православной Церкви весь православный мир, не войдя с ним в полное согласие, было невозможно.

Церковная реформа патриарха Никона проводилась при поддержке царя Алексея Михайловича и православных патриархов из Иерусалима, Антиохии, Сербии, Александрии, а также ученых монахов Киево-Печерской лавры. Неоднократно посещавший Святую землю келарь Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов привез более 500 древних рукописей, свидетельствующих в пользу сторонников реформы — троеперстия, ряда изменений в проведении богослужений, исправлений ошибок в русских текстах Священного писания, допущенных переписчиками и переводчиками. Тот же Суханов сделал достаточно подробные измерения храма Гроба Господня в Иерусалиме и описание памятных мест Святой Земли. Зачем?

Замысел патриарха-реформатора

Патриарха Никона не зря называли храмоздателем. Выходец из небогатой семьи, он стал монахом Соловецкой обители, бывал по делам монастырским в Москве, где был замечен молодым царем Алексеем Михайловичем. Они сдружились, и царь, остро нуждавшийся в сильном соратнике, содействовал его назначению Новгородским митрополитом, а затем — восхождению на патриарший престол. Установилось некое двоевластие — царь единолично решал дела светские при полной поддержке патриарха, тот — укреплял единство церкви и чистоту веры, готовил реформу и, при этом, основал два монастыря — Иверский, на Валдае, и Крестный, на Кий-острове в Белом море.

Дорога к монастырю

Остановившись однажды по пути на Валдай на высоком берегу подмосковной реки Истры, патриарх увидел, что живописные окрестности здешних мест в чем-то подобны далекой Палестине. Родился замысел создания здесь, близ Москвы, «живоподобной иконы» Святой Земли, Палестины Русской, в точном соответствии с обликом и расположением главных христианских святынь. Царь поддержал. Приехав в 1657 г. на освящение первой, еще деревянной Воскресенской церкви, он назвал эти места Новым Иерусалимом, воплощением града небесного на земле, и название прижилось.

Вид на Святые врата с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим,

Дамасской и Гефсиманской башнями

Иерусалимский патриарх Паисий подарил Никону деревянную модель храма Гроба Господня. Были использованы обмеры, сделанные Арсением Сухановым, и чертежи итальянского архитектора Бернардино Амико. На берегах Истры развернулось масштабное строительство. Трудились 500 монашествующих и столько же рабочих из русских городов и сел. Рядом выросла слобода, ставшая со временем городом Воскресенском, переименованным Советской властью в Истру. А в дни патриарха Никона здесь получили новые названия другие географические объекты: холм, на котором заложили Воскресенский монастырь, стал горой Сионом, две других возвышенности — Елеоном и Фавором, женский монастырь неподалеку — Вифанией, река Истра — Иорданом, а сад при обители — Гефсиманским. По задумке патриарха, многие русские люди, не имевшие возможности совершить паломничество в захваченную турками Палестину, вполне могли поклониться подвигу Христа здесь, в Новом Иерусалиме.

Строительные работы при деятельном руководстве патриарха вел близкий ему зодчий Аверкий Мокеев, строивший до этого по указу Никона обители на Кий-острове и Валдае. Были созваны лучшие русские мастера, а также привлеченные умельцы из Украины и Белоруссии, в том числе Петр Заборский и уже знакомый нашему читателю Степан Иванов по прозвищу Полубес, создатель неповторимых многоцветных изразцов. Его излюбленный рисунок — «павлинье око» — символизирует Неопалимую купину и украшает главный храм монастырского ансамбля.

Изразцы Воскресенского собора

Вообще, в Новом Иерусалиме сложился уникальный творческий коллектив — здесь были свои колокольных дел мастера, Степан Турчанинов, монахи Паисий и Сергий. Плотницкой артелью командовал Иван Белозёр, потрудившийся до этого в Иверском монастыре на Валдае, а позже строивший со своими работниками деревянный царский дворец в Коломенском. К 1660 г. вокруг монастыря выстроили бревенчатую крепостную стену с восемью башнями, за которой стоял деревянный терем с Трехсвятской церковью. Строительство величественного Воскресенского собора с шатровой ротондой над кувуклией — точной копией Гроба Господня — прервалось в 1666 г. Никона вызвали в Москву…

Низложение

Особое положение патриарха Никона при царе не могло не раздражать знать. Еще бы: во время отсутствия государя, ведущего войны за возвращение русских земель то с Польшей, то со Швецией, патриарх, выходец из низов, становился фактическим правителем России. Дело усугублял начавшийся раскол и множество челобитных, подаваемых царю на Никона сторонниками «древлего благочествия».

Алексей Михайлович, утвердивший свой авторитет в результате успешных военных действий и преодоления бед «бунташного века», уже тяготился могучей энергией Никона, его непримиримостью, авторитарностью. Тем более, что сам Никон не скрывал своей убежденности в превосходстве духовной власти над светской. Может быть, он хотел возродить те времена, когда при малолетнем князе Дмитрии страной управлял митрополит Алексий, и страна окрепла тогда настолько, что смогла одержать победу на Куликовом поле. Может быть, создать в Новом Иерусалиме духовную столицу страны по образу Ватикана…

Но союз, называемый недавно «премудрой двоицей», распадался. После нескольких знаков неуважения, явно продемонстрированных монархом, патриарх удалился в Новый Иерусалим. Он работал наравне с другими на строительстве, таскал кирпичи, а по вечерам принимал ищущих духовной поддержки верующих и традиционно омывал им ноги. Жил скромно, аскетично, питаясь тушеной капустой, да рыбой, которую сам ловил в реке. В дни постов патриарх удалялся в построенный для него Аверкием Мокеевым скит — двухэтажный кирпичный дом с кельей, помещением для приемов, домовой церковью и хозяйственными помещениями.

Скит патриарха Никона

 

На созванном царем соборе 1666-1667 гг. патриарх Никон был низложен и отправлен в ссылку в Ферапонтов, а затем — в Кирилло-Белозерский монастырь. Работы в Новом Иерусалиме прекратились, а мастеров перевели в Москву. Опалу с Никона снял унаследовавший престол Федор Алексеевич — но было слишком поздно. Не доехав до Нового Иерусалима, Никон скончался и был с почестями погребен в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского храма. Через год новый собор вселенских патриархов отменил решение, осуждавшее патриарха Никона и восстановил его доброе имя. А работы в Новом Иерусалиме возобновились. Воскресенский собор, достроенный к 1685 г., был освящен в присутствии царевны Софьи и царевичей Петра и Ивана.

Русская Палестина

В 1690-х под руководством известного мастера русского барокко Якова Бухвостова в Новом Иерусалиме завершились строительные работы. Были возведены трапезная палата, каменные стены с восемью башнями и Святые ворота с надвратной церковью, посвященной входу Господню в Иерусалим.

 

Переход от крепостных стен к храму Рождества

Крепостные стены сложены по всем правилам фортификационного искусства XVII в. Они имеют три ряда бойниц — подошвенного (для пушек), варницкого и пищального боя. Башни своими названиями вторят Иерусалиму древнему — Гефсиманская, Сионская, Ефремова, Давидов дом, Дамасская — но есть Елизаветинская (императрица оказала существенную помощь обители), а также Иноплеменничья и Варуха. Форма башен оригинальная — лестницы для подъема на них заключены в полукруглые выступы, примыкающие к основному объему. Высота стен доходит до 9 м, толщина — до трех.

Святые врата с надвратной церковью

Над тремя пролетами Святых врат устроена баллюстрада, из-за которой вырастают апсиды церкви. Над центральной поднимается четверик, на восточной стороне которого в треугольной нише восстановлено изображение иконы Воскресения Господня. Над четвериком три яруса уменьшающихся кверху восьмериков с высокими решетчатыми окнами и золоченая барочная глава. Созданный ансамбль позднее назовут пространственной иконой Святой Земли. Повторяя путь Иисуса, паломник проходит под Святыми вратами — и его глазам предстает многоярусное храмовое сооружение.

 

Вид от Святых врат на ансамбль Воскресенского собора

Перед основным объемом расположена на 6 метров погруженная в землю церковь Константина и Елены — при этих константинопольских государях были проведены раскопки на Голгофе и обретен Крест Господень. За Константино-Еленинской церковью поднимаются три главы приделов, освященных во имя Страстей Господних. Следующий ярус — северная и южная галереи храма, также увенчанные главками на световых барабанах. Здесь отличие от иерусалимского оригинала — подобных галерей в нем нет. Они должны были стать самостоятельными приделами — а вообще приделов было задумано построить 365, по числу дней в году. Однако в XVII в. было построено 14 приделов, и еще 15 возвели в два последующие столетия. Один из них, посвященный Марии Магдалине, оформлял М. Ф. Казаков.

 

Изразцы на барабане церкви Константина и Елены

Храм Воскресения Христова — крестообразный в плане и завершается шлемовидной золотой главой на барабане диаметром 13,2 м. Барабан щедро украшен поливными многоцветными изразцами, над которыми выполнена надпись об основании обители и государях, при которых начиналось, возобновлялось и завершалось строительство собора. Интерьеры четырехстолпного храма отделаны лепниной в стиле елизаветинского барокко. Когда-то здесь появились первые на Руси керамические иконостасы.

Ансамбль Воскресенского собора

Но и от того, что сохранилось или воссоздано, захватывает дух. Так и было задумано храмоздателями — в соответствии с пророчеством Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме, украшенном, как невеста для мужа своего и символизирующем дивную красоту рая. В резьбе иконостасов, на многих изразцах повторяются изображения виноградных гроздей, цветов, налитых спелым зерном колосьев и плодов граната, призванных радовать верующих обретенному благодаря Жертве Господа очищению от грехов, спасению души и праздновать его чудесное Воскресение.

 

Ротонда и колокольня

За центральной главой поднимается трехъярусный шатер ротонды с окошками-люкарнами. Диаметр его основания — 23 м. Возводился он уже после смерти патриарха — кстати, гонителя шатровых храмов. Своды шатра выполнялись из кирпича и укреплялись железными связями, что, видимо, сильно утяжелило конструкцию. Судьба шатра драматична — в 1723 г. он обрушился и был восстановлен по проекту главного елизаветинского архитектора Б. Растрелли только в 1759 г. На этом, увы, злоключения не закончились. Гитлеровцы, отступая от Москвы, взорвали все основные постройки монастыря. Уже на Нюрнбергском процессе было доказано — это варварство осуществлялось не из военной целесообразности.

Как утверждал один из фюреров Третьего рейха, А. Розенберг, нация, лишенная памятников культуры, через два поколения теряет свое самосознание. Может быть, поэтому к восстановлению Нового Иерусалима приступили еще до конца войны. Но размер и характер разрушений были таковы, что восстановить, а точнее, заново отстроить все по сохранившимся чертежам, удалось только в XXI веке. Шатер ротонды, некогда украшенный изнутри бесценной росписью, потерянной для нас навсегда, в 1980-х — 1990-х смонтировали на стальных фермах, а в 2015-м он был восстановлен по образу XVIII в., и материалом для конструкции стала сибирская лиственница.

Кувуклия

Под шатром устроена кувуклия, в переводе — «царская опочивальня». Это и есть Гроб Господень, копия той пещеры, в которую отнесли тело Иисуса после снятия с Креста. При входе в нее лежит отворенный в день Воскресения камень. Ново-Иерусалимская кувуклия в точности повторяет исторические формы первоначального палестинского оригинала, который был перестроен в XIX в. Российский аналог богато украшен изразцами и изображениями святых. При подрыве храма в 1941 г. кувуклия уцелела.

В южной стене Воскресенского храма — лестница, ведущая на Святую Голгофу, где установлен кипарисовый крест с образом распятого Спасителя и устроена церковь, освященная Никоном. Здесь он молился перед отъездом на собор, где был низложен. Центральный столп Голгофской церкви облицован изразцами XVII в. А у нижних ступеней лестницы в стену вмурован камень, привезенный для Нового Иерусалима из Иорданской пустыни, где молилась раскаявшаяся в грехах Мария Египетская. В ее честь в соборе также устроена церковь. Еще одна святыня, камень миропомазания, находится в соборе напротив южного входа — он символизирует место, куда было положено тело Господне перед помещением во Гроб.

Колокольня ансамбля

Третьей вертикальной доминантой ансамбля Нового Иерусалима стала высокая, 62-метровая шестиярусная колокольня, также восстановленная по старым чертежам. В нижнем, уцелевшем после взрыва четверике расположена церковь Всех Святых, в двух последующих — звонницы, а вокруг четвертого, четырехгранного яруса устроена галерея-гульбище, до середины объема по высоте. Дальше поднимаются два восьмерика, в одном из которых установлены часы с боем. Колокольню венчает шлемовидная золотая глава, делающая ее схожей с кремлевским «Иваном Великим».

Святыня против раскола

Нет, не надо было Тишайшему царю замораживать строительство Нового Иерусалима. Если уж многие высокопоставленные священнослужители и даже такие монастыри, как Соловецкий не приняли реформы, то что говорить о простых людях. Иные под Святой Троицей понимали изображенных на иконе Иисуса со склонившимися к нему Богородицей и Иоанном Предтечей. После низложения Никона священники растерялись. И хотя собор Вселенских патриархов подтвердил незыблемость нового устава, порой в церквях пели и молились по-старому. Староверы бежали от царева гнева на Кавказ, на Север, за Урал, там создавали свои общины, скиты. Плодились секты.

Храм Рождества Христова

На территории монастыря есть и другие постройки: трапезная с барочным храмом Рождества Христова, палаты царевны Татьяны Михайловны, убедившей царственного племянника освободить опального патриарха, братский корпус, хозяйственные и служебные здания, но они отходят на задний план при осмотре ансамбля Воскресенского собора. При этом, конечно, не оставляет ощущение, что соприкасаешься не с историческим памятником, а с новоделом, хоть и восстановленным в точном соответствии с оригиналом.

Но не тратить же было на искусственное старение камня средства, размер которых, по словам одного из руководителей Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, уже сопоставим с затратами на возведение Храма Христа Спасителя или реставрации Московского Кремля. Ведь речь идет прежде всего о православной святыне, построенной для того, чтобы объединить народ, расколотый в том числе церковной реформой. Собрать всех под единую православную сень. А для верующего человека пыль веков на ступенях храма не столь уж важна.

 

Внутренняя отделка ротонды

В столь часто приводимом историками для сравнений 1913 г. Новый Иерусалим посетило более 35 000 паломников. Сейчас Святые врата вновь открыты для всех. Можно подняться по широкой лестнице на крепостные стены, набрать воды из источника в подклете собора, можно даже фотографировать в храме — не во время службы, конечно. Немного удручает отсутствие информационных табличек на стенах — но у входа в монастырь в домике экскурсионного бюро можно приобрести подробную схему, а в церковной лавке — прекрасно изданный путеводитель. Почти от самой железнодорожной станции «Новоиерусалимская» к обители ведет Тропа паломника. А рядом с монастырем отстроено новое, современное помещение для выведенного из него музея.

 

12-тиярусный иконостас Воскресенского собора

Новый Иерусалим возрожден. Рядом с его стенами в Крещенскую ночь окунаются в Истру-Иордан множество людей, объединенных верой и чувством сопричастности к русским традициям. В городах строят православные храмы. Но сколько еще порушенных святынь нужно восстановить, чтобы вновь объединить народ?

Евгений Шапочкин

Эдем, Новый Иерусалим, храмы и земля

Грех Адама имел три основных последствия: (1) смерть внутреннего и внешнего человека, (2) проклятие благословения творения и (3) изгнание человечества из Эдем, место присутствия Бога.

Последнее из этих трех суждений связывает тему земли с темой храма. Изгнание, аспект темы земли, связано с удалением от присутствия Бога, аспект темы храма.

Wellum представляет этот аргумент полностью:

[П]одумайте тему Эдемского сада как святилища храма. . . . [Грег] Бил убедительно демонстрирует, что земля Эдема представлена ​​как архетипический храм, место, где Бог уникально обитал с Адамом и Евой, когда они служили Богу как цари-жрецы и сыновья в послушной преданности и поклонении Богу. Задача Адама и Евы состояла в том, чтобы покорить и править всей землей, что предполагает, что они должны были «расширить географические границы сада до тех пор, пока Эдем не покроет всю землю». человеческая раса должна была осуществить. . . . [Что] важно для наших целей, так это тесная связь между землей и храмом, а также то, как Эдем служит архетипом, по образцу которого созданы и земля Израиля, и более поздняя скиния/храм.

Когда мы объединяем все эти пункты и помещаем обетование земли в контекст творения, мы получаем библейское право рассматривать «землю» как тип и образец творения. В этом прочтении архетипом является земля Эдема, границы которой должны быть распространены на все творение. [ Царство через Завет , 710-11.]

Мартин делает это тезисом своей книги:

потеряны в Эдеме и служат прообразом на протяжении всей истории Израиля, который предвосхищает еще большую землю, приготовленную для всего народа Божьего на протяжении всей истории, которая придет в результате личности и работы Христа. Другими словами, земля и ее благословения находят свое осуществление в новом небе и новой земле, завоеванных Христом. [ На пути к Земле Обетованной,

17.]

Он также проводит тесную связь между храмом и новым творением, следуя Г. К. Билу в отождествлении Нового Иерусалима, о котором говорится в Откровении в храмовой терминологии, со всем новым творением:

Вместо того, чтобы храм был исключительным местом Божьего присутствия, Иоанн заявляет, что весь «райский город-храм из Откровения 21:1-22:5 охватывает всю новосотворенную землю». город-храм – это его идеально кубическая форма (21:16). Это славное описание не похоже ни на какое другое прежнее место на земле, но больше похоже на святая святых (3 Цар. 6:20). Таким образом, новая земля теперь служит местом присутствия Бога. [Мартин 135 цитирует Била, «Откровение (книга)», NDBT, 358.]

Оставив пока в стороне вопрос типологии , я утверждаю, что формулировки прогрессивных ковенанталистов о связи между Эдемом, землей, храмом и новым творением должны получить неоднозначный вердикт. Есть некоторые проницательные связи, но также и некоторые неверные шаги.

Был ли Эдем храмом?

Ранее я утверждал , что при детальном рассмотрении аргументы Била о том, что Эдем был храмом, не выдерживают критики. Это не означает, что нет связи между Эдемом и храмом. Я согласен с оценкой Даниэля Блока:

В моем ответе на чтение Быт. 1-3 как текстов о строительстве храма я намекнул на фундаментальную герменевтическую проблему, связанную с этим подходом. Вопрос в том, следует ли нам читать Быт. 1-3 в свете более поздних текстов или следует читать более поздние тексты в свете этих? Если мы прочитаем рассказы о данном порядке, то рассказ о сотворении дает существенную основу для первобытной истории, которая обеспечивает основу для повествований о патриархате, исходе и скинии. Сами по себе и при таком прочтении рассказы Быт. 1-3 не дают никаких указаний на то, что в этом может быть замешан космический или Эдемский храм. Однако, как отмечалось выше, райские черты скинии, иерусалимского храма и храма, задуманного Иезекиилем, очевидны. По-видимому, их дизайн и функция предназначались для того, чтобы запечатлеть что-то из исходной среды, в которой были помещены люди. Однако тот факт, что израильские святилища были Эдемскими, не делает Эдем священной святыней. В лучшем случае это невзаимное уравнение.

[Дэниел И. Блок, «Эдем: храм? Переоценка библейских свидетельств», в «От творения к новому творению: библейское богословие и экзегеза: очерки в честь Г. К. Била », под ред. Daniel M. Gurtner and Benjamin L. Gladd (Peabody, MA: Hendrickson, 2013), 20-21.]

В общем, несмотря на то, что скиния и храм оглядывались на Эдемский сад и на потерю присутствия Бога что произошло с изгнанием человечества из сада, сам сад не был храмом. Реальность присутствовала в саду, поэтому символ (скиния/храм) не должен был присутствовать.

Однако я согласен с Веллумом в том, что человечество должно было расширить географические границы сада, так сказать, покорив весь мир. Таким образом, существует тесная связь между началом темы земли в Благословении Творения в Бытие 1:26-29 и исполнением этой темы в новом творении.

Является ли Новый Иерусалим новым творением?

Довод о том, что Новый Иерусалим — это новое творение, также проблематичен.

Обосновывая эту интерпретацию, Бил говорит, что для Иоанна является «проблемой толкования и богословия» видеть новое творение в Откровении 21:1 и Новый Иерусалим в 21:2, 10-21. Он спрашивает: «Как мы можем объяснить явное несоответствие того, что он видел новое небо и землю в стихе 1, а затем видел только город в форме и структуре храма в оставшейся части видения» (9).0010 Храм и миссия Церкви , 365-66).

Однако неясно, есть ли несоответствие. Как отмечает сам Бил, «возможно, конечно, что он просто сначала видит новый мир, а затем видит город-храм в этом мире». Бил отвергает это решение, потому что, по его словам, Джон «похоже, приравнивает» их. В качестве доказательства он отмечает, что нечистота не будет допущена в городе, когда будет твердо установлено, что нечистота не будет допущена во всем новом творении. Он также утверждает, что в Откровении есть образец, по которому увиденное позже интерпретируется услышанным или наоборот, приводя в качестве примера время, когда Иоанн слышит о Льве из колена Иуды, но видит Агнца (Откр. 5: 5-6) (Там же, 366-67).

Ответ:

Во-первых, то, что нечистота не допускается как в новом творении, так и в Новом Иерусалиме, не обязательно означает, что они одинаковы.

Во-вторых, параллель с Откровением 5 неточна. В Откровении 21 Иоанн видит и новое творение и Новый Иерусалим, прежде чем услышать о Новом Иерусалиме. Дело не в том, что он видит Новое Творение, а затем слышит о Новом Иерусалиме. Он видит Новый Иерусалим, а затем слышит о нем.

Наконец, в тексте есть указания на то, что новое творение и Новый Иерусалим различны. Во-первых, Новый Иерусалим нисходит с неба (21:2, 10). Говоря, что он «увидел новое небо и новую землю» непосредственно перед тем, как он сказал, что он видел Новый Иерусалим, сходящий с неба, Иоанн, кажется, подразумевает, что он видел город, сходящий с нового неба на новую землю. Кроме того, то, что народы будут ходить при свете города, а цари пронесут свою славу через его ворота (21:24-26), подразумевает, что в новом творении за пределами Нового Иерусалима есть народы и царства. Этот тезис подкрепляется тем фактом, что в Исаии 60, отрывке, на который здесь делается ссылка, стихи 3, 10, 16 относятся просто к царям. Иоанн добавляет «от земли». Таким образом, видение Иоанна, кажется, подтверждает, что весь народ Божий обитает в Новом Иерусалиме (21:12-13), а также представляет народ Божий, заполняющий все новое творение как народы с царями, которые правят под началом Царя царей.

Представленная здесь интерпретация, как мне кажется, более экзегетически оправдана, чем интерпретация, предложенная Билом и принятая сторонниками прогрессивного завета. Но они не требуют серьезных изменений в аргументации прогрессивных ковенанталистов. Для них Новый Иерусалим символизирует все новое творение. Предположительно это новое творение не является одним большим городом, и предположительно люди живут по всей новой земле. Но также предположительно Мессия правит из города. С тем же успехом мы могли бы назвать его Новым Иерусалимом. И теперь мы возвращаемся к ситуации, довольно близкой к тому, что описано в Откровении 21.

Новый Иерусалим и Тема Храма

В дополнение к отождествлению Нового Иерусалима с новым творением, сторонники прогрессивного завета отождествляют Новый Иерусалим с храмом. Связь между Новым Иерусалимом и храмом осуществляется на основе его кубической формы, которая была формой Святая Святых в скинии/храме (Мартин, 155).

Хотя символ скинии/храма заменяется реальностью Божьего присутствия в новом творении (21:22), обратная ссылка на символ в форме города разумна. Явной связью с темой храма является определение Нового Иерусалима как «места обитания [σκηνή] Бога. . . с человеком» (21:3; ср. Исх. 25:8). Еще одна причина соединения храма и Нового Иерусалима заключается в том, что город определяется как «Невеста, жена Агнца» (Откр. 21:9).; ср. Эф. 2:22).

Тем не менее, уточнение прогрессивного ковенаталистского взгляда необходимо. Судя по кубической форме города, лучше всего отождествлять Новый Иерусалим не просто с образами храма вообще, но со Святым Святых в частности. Святое Святых было местом, где Бог символически восседал на престоле между херувимами (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:14-15), а Новый Иерусалим — это место, где Бог и Агнец восседает на престоле (Откр. 22:1). Если символика Святая Святых исполняется в Новом Иерусалиме, то остается вероятным, что символика храма в целом исполнится в новом творении в целом.

Заключение

Большая часть точки зрения прогрессивного ковенанталиста остается неизменной в приведенном выше анализе. Тема земли и тема храма остаются связанными, тема храма видится реализованной в новом творении, и тема земли также исполняется в новом творении.

Однако есть некоторые отличия.

Во-первых, нет прямой связи между обещаниями земли Авраамова завета и темой храма/Нового Иерусалима. Исходя из этого понимания, когда Авраам ищет лучшую страну, чем Ханаан, в котором он жил, город, который он получает, — это не все новое творение, а Иерусалим, главный город земли, обещанной ему (Евр. 11:16). Это не отрицание существования связи между Авраамовым заветом и новой землей и не отрицание того, что Авраам является «наследником мира» (Рим. 4:13). Это означает, что такие связи не могут быть напрямую основаны на распаковке этой темы.

Второе различие между предлагаемым здесь анализом и прогрессивным заветом заключается в том, что здесь большее значение придается реальности наций в новом творении.


Это часть серии сообщений о прогрессивном завете и теме земли в Писании.

Теологическое значение физического мира

Прогрессивный завет и земля: взгляд прогрессивного завета (Часть 2)

Теологическое значение физического мира

Эдем и земля обетованная

Вифлеемский храм — Посвящение Богоматери

ПОСЕТИТЬ ХРАМ
нажмите на храм, который хотите просмотреть
| Вифлеем | Назарет | Ланчано  | Лурдес  | Ла Салет | Фатима | Гваделупе  | Уолсингем | Гора Кармель |
| Богоматерь Неустанной Помощи  | Чистилище Святого Патрика |

Эта страница будет создаваться в течение дня (24 декабря)
Пожалуйста, следите за последними добавлениями на страницу

ВНИЗУ: Взгляд на Вифлеем с севера.


На этом аэрофотоснимке показана главная дорога в Вифлеем с севера (Иерусалим). Современный город простирается от исторического центра во все стороны. Сегодня Вифлеем контролируется Палестинской автономией, и в нем проживает около 22 000 человек, не считая пригородов Бейт-Джала и Бейт-Сахур.

НИЖЕ: «Маленький городок» Вифлеем имеет важное значение для трех основных мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Для иудаизма это место рождения царя Давида. Христиане признают его местом рождения Иисуса. С 637 года н. э., когда была построена мечеть Омара, она была местом почитания и поклонения мусульман. Сегодня Вифлеем — небольшой город с населением около 30 000 человек. Сообщество в большинстве своем мусульманское, с большим, но сокращающимся палестинским христианским населением. Современный контроль над городом был игрой в политический футбол. После Первой мировой войны британцы захватили контроль над городом у Османской империи. После 19В 48 году арабо-израильской войны Иордания аннексировала город, а в ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль взял его под свой контроль.

С 1995 года Вифлеем находится под управлением Палестинской автономии.

НИЖЕ: Вифлеем был местом христианского паломничества на протяжении последних 1700 лет. Фотография ниже была сделана около 1890 года и показывает паломников, входящих в Вифлеем. Паломническая дорога из Иерусалима в Вифлеем соединяет Дамасские ворота в Восточном Иерусалиме с историческим входом в Вифлеем, возле церкви Рождества Христова, и заканчивается на площади Яслей. Каждый год во время рождественских церемоний тысячи паломников со всего мира собираются в Вифлееме, чтобы отпраздновать рождение Иисуса. Путешествие пешком по маршруту, прославленному как путь, по которому шли Иосиф и Мария, занимает около двух часов.

ВНИЗУ: Внешний вид церкви Рождества Христова в Вифлееме. Вход в знаменитую церковь в Вифлееме на удивление не впечатляет. Большой двор идеально подходит для священников, паломников или туристов, но наиболее заметными являются торговцы. Сейчас палестинская полиция патрулирует этот район. Автобусам больше не разрешается въезжать на площадь, а вместо этого они направляются к большой парковке.

ВНИЗУ: интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, построенный между 327–339 гг.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Церковь Рождества Христова была заказана и построена римским императором Константином и его матерью Еленой в четвертом веке н. э. Согласно христианской традиции, церковь была построена, чтобы отметить место, которое считается местом рождения Иисуса. Церковь была уничтожена пожаром в шестом веке н. э. и вскоре восстановлена ​​императором Юстинианом. На протяжении веков было добавлено много дополнений, в том числе две колокольни, которые стоят до сих пор. Сегодня церковь и ее окрестности являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО из-за ее культурного и религиозного значения как для христиан, так и для мусульман. Это старейшая христианская церковь, которая сегодня используется ежедневно.

ВНИЗУ: Родовая пещера внутри церкви Рождества.
Ранняя традиция помещает рождение Иисуса в пещеру. Писание не упоминает о существовании пещеры. Многие дома в этом районе построены напротив пещер. Пещера могла хорошо послужить домашнему хозяйству, предоставив приют для животных или место для хранения.

ВНИЗУ: Алтарь внутри Пещеры Рождения отмечает Место Рождения Иисуса. По преданию, Мария родила Иисуса в том месте, где на полу расположена звезда. Традиция о том, что рождение было в пещере, является одной из древнейших христианских традиций. Иустин Мученик упоминает об этом в середине 2 века, как и в Протоевангелии Иакова (также 2 век). Ориген отмечает, что в его время была указана пещера рождения Иисуса, и, несомненно, это было то самое место, где была воздвигнута византийская церковь.

ВНИЗУ: Крупный план звезды на Алтаре Рождения. Мария родила Иисуса в том месте, где на полу расположена звезда.

СКАЧАТЬ ПЛАКАТЫ ХРАМА РОЖДЕСТВА

Вот два плаката, которые дадут вам представление о церкви Рождества Христова в Вифлееме
Один плакат размером 11 дюймов на 17 дюймов (также известный как LEGAL SIZE в США)
Другой плакат размером 8,5 дюймов на 11 дюймов ( также известный как LETTER SIZE в США)
Просто нажмите на ссылки ниже.

poster_church_of_the_nativity_01.pdf
Скачать файл


11 x 17 ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗМЕР

poster_church_of_the_nativity_02.pdf
Скачать файл


8 . РАЗМЕР БУКВ 5 x 11

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ВИФЛЕЕМА

Вифлеем упоминается около 1350 г. до н.э. в письмах Телль аль-Амарна от египетского наместника Палестины к фараону Аменхотепу III. Он изображался как важный перевалочный пункт и остановка для путешественников из Сирии и Палестины, направляющихся в Египет. Буквы также означают, что это был пограничный город в середине Палестины и аванпост, обращенный к пустыне. У филистимлян был гарнизон в Вифлееме, потому что это был сильный стратегический пункт. Они вошли в землю хананеев, смешались с ее народом и поселились на южном побережье между Яффо и Газой. Около 1200 г. до н.э. филистимляне добились военного превосходства над большей частью страны и назвали ее Палестиной.
 
В повествовании Ветхого Завета Вифлеем упоминается в первой книге Библии, когда Иаков, сын Авраама, и его семья шли в город Хеврон, проходя мимо Вифлеема (Ефраты) (Бытие 35: 16-19). Там умерла его жена Рахиль, родив Вениамина, и он похоронил ее на обочине Вифлеемской дороги, где ее могила служит святилищем до сего дня: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. ». В то время Вифлеем был небольшим, обнесенным стеной городом, возведенным на холме в северной части нынешнего города Вифлеема. Само название Вифлеема (Ефраты) «плодоносный» предполагает пастырскую и земледельческую жизнь. История о Руфи, моавитянке и Воозе создает атмосферу идиллической деревенской жизни, которая ощущается и сегодня (Руфь 2-4). Внуком Руфи был царь Давид, из рода которого родился Христос.
 
Указ кесаря ​​Августа, предписывавший произвести перепись во всех провинциях Римской империи, привел Марию и Иосифа в Вифлеем, исполнив таким образом пророчество Михея, изреченное за 750 лет до того: «И ты, Вифлеем Ефратский, искусство маленькое среди тысячи Иуды! Из тебя произойдет Мне Тот, Кто будет Правителем в Израиле! И исход Его от начала, от дней вечных» (Михей 5:2). Когда Иисус родился в Вифлееме, Ирод Великий был вассалом Рима, а в 6 г. н.э. Палестина была включена в имперскую провинцию Сирия. Император Адриан в 135 году нашей эры осквернил святыню Грота Рождества и превратил его в языческое святилище.
 
Со времен Адриана и до правления Константина население поклонялось Адонису в пещере, где родился младенец Иисус. Следовательно, Палестина официально была языческой, как и вся Римская империя, до 313 г., когда Константин провозгласил христианство государственной религией. В 325 году епископ Иерусалимский свт. Маккарий воспользовался случаем, чтобы ознакомить императора Константина с запущенным состоянием Святых мест в его епархии. Так, император приказал построить за государственный счет монументальные храмы в память о трех главных событиях жизни Иисуса: Рождестве, Распятии и Воскресении. Одной из них была церковь с изображением сцены Рождества Христова. Христианские традиции были настолько ясными и глубоко укоренившимися, что найти правильное место не составило труда. Среди деревьев, недалеко от деревни, была пещера, которую местные жители и их родители знали из поколения в поколение как место рождения Иисуса Христа. Пещера стала центром схемы церкви, и работы начались в следующем году (326 г. н.э.).
 
К концу 4 века Вифлеем стал очень важным центром монашеской жизни. В 384 году святой Иероним прибыл из Рима с группой паломников. Он приехал в Вифлеем, чтобы продолжить свое дело в атмосфере монашеской жизни. Он посвятил себя огромной задаче, которую доверил ему Папа св. Дамасий, а именно пересмотреть все старые латинские переводы Библии и создать новую версию Вульгаты, основанную на оригинальных еврейских и греческих текстах. Две римские дамы знатного происхождения, св. Паула и ее дочь Евстохия, переехали в Вифлеем в 386 г., чтобы вести подвижническую жизнь вместе со св. Иеронимом. Они основали самую раннюю монашескую общину в Вифлееме, которая с некоторыми перерывами существует и по сей день. Паула использовала свое богатство, чтобы построить приют для паломников и два монастыря, один для святого Иеронима и его последователей, а другой для себя и монахинь.
 
Когда Римская империя была разделена в 395 году на две империи, восточную и западную, Палестина была присоединена к Византии, восточной части. В последующие годы жизнь латиноязычных общин Вифлеема исчезла из поля зрения, затмив рост и более впечатляющие аскезы восточного монашества. В результате город Вифлеем процветал, а его население увеличивалось с распространением церквей, монастырей и женских монастырей в самом Вифлееме и его окрестностях. В 527 году Юстиниан стал императором в Константинополе. Под его правлением Палестина стала свидетелем времени процветания и расширения своих церквей и монашества. Впоследствии, в 529 г., самаритяне восстали против византийского государства и захватили страну, грабя и разрушая на своем пути. Церкви и монастыри, города и деревни были разграблены или выпотрошены огнем. Стены Вифлеема и его главная церковь были разрушены. Восстание вскоре было подавлено. В то же время церковь была перестроена в грандиозном стиле. Были отремонтированы городская стена и оборонительные сооружения монастырей.
 
Через несколько лет, в 614 году, в страну вторглись персы. По устному преданию, они не причинили никакого вреда храму Рождества Христова, потому что видели изображения трех волхвов, одетых персами, несущих дары Христу при его рождении. Снаружи и над крышей притвора торец фронтона, выходящий в атриум, был украшен мозаичной сценой рождения Христа с матерью, прижимающей к груди Младенца. В 637 году, вскоре после своего въезда в Иерусалим, Вифлеем посетил мусульманский халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Отношения между Умаром и церковными властями были дружественными, и Патриарху Софронию было предоставлено письменное соглашение. Толерантная политика поддерживалась преемниками Умара до 1009 г.. В том же году фанатичный халиф ал-Хаким, тот самый, который разрушил Гроб Господень, объявил настоящее гонение на христиан. Однако Вифлеем снова был пощажен, потому что аль-Хаким хотел продолжать получать дань, которую христиане платили со времен Умара.
 
Завоевание Палестины крестоносцами в 1099 году открыло новую главу в истории Вифлеема. За короткое время франки сменили местное духовенство и основали общину каноников-августинцев под руководством приора, который проводил службы на латинском языке. Крестоносцы реконструировали город и превратили его в укрепленный форпост. Они оставались около двух столетий, в течение которых город Вифлеем процветал. Некоторые из них вступили в брак с местными жителями и осели. XII век открыл Вифлеем для европейских социальных и церковных влияний в беспрецедентной степени. Со всех стран паломники теперь могли посещать святые места, принося с собой подношения церкви и процветание купцам, чьи магазины были построены перед ней. В 1100 году королю-крестоносцу Болдуину удалось добиться от папы Паскаля II установления епископства в Вифлееме.
 
В 1187 году Саладин Айюбит захватил Вифлеем. Хотя церковь Рождества Христова осталась невредимой, сношения с Западом резко оборвались, а латинский епископ и каноники были вынуждены уйти. На жизнь местных жителей серьезно повлияло изгнание латинской общины и временное прекращение потока западных паломников, от которых в первую очередь зависели вифлеемцы. Однако из-за двух договоров, один из которых был подписан императором Фридрихом II и Малеком эль-Камелем, султаном Египта, а второй — королем Наварры и султаном Дамаска, Вифлеем находился в руках христиан с 1229 года.до 1244 г. Каноники св. Августина смогли вернуться в свой монастырь, и базилика снова была открыта для христианского мира.
 
В 1250 году династия Айюбидов сменилась в Египте черкесскими мамлюками, а воцарение фанатичного султана Рукн эд-Дина Бейбарса положило конец традиции терпимости, которая помогала охранять Святые места. В 1263 году Бейбарс приказал разобрать башни и стены Вифлеема. Сама церковь не пострадала, что породило легенду о том, что змея укусила мраморы и расколола их, так что султан не смог отвезти их в Каир, как того хотел. Однако христиане были изгнаны из Вифлеема.
 
В следующем столетии влияние Запада усилилось; монахи из ордена Младших братьев-францисканцев были основаны в Вифлееме в старом августинском монастыре, где они проживают до сих пор. Францисканские отцы приобрели во владение грот в 1347 году, а также право управлять базиликой и заботиться о ее содержании. Францисканский кустос Джованни получил от султана Кайта-бея согласие на ремонт крыши церкви Рождества. Несколько лет спустя европейское влияние в Вифлееме было остановлено изгнанием католического латинского духовенства во второй раз.
 
С турецкой оккупацией в 1517 году начался период конфликта между францисканцами и греками за обладание святилищами. Следовательно, Базилика перешла от францисканцев к грекам в соответствии с благосклонностью, которой пользовались в Великой Порте (османский халиф) нация, поддерживавшая общины (католики или православные). При турецком режиме вопрос о собственности и правах на святые места приобретал все более политический и даже международный характер. Первый вопрос в споре между Францией и Россией касался обладания ключом от главных дверей базилики. Второй был связан с таинственным удалением одной ночью в 1847 году серебряной звезды с латинской надписью, которая была помещена в мраморную плиту под алтарем Рождества. Однако между 17 и 18 веками Вифлеем находился на грани современности. Долгие и непрерывные контакты местных жителей с путешественниками из западного христианского мира познакомили их с нравами и вкусами западных стран и улучшили их экономическое положение.
 
Палестина находилась под властью Египта в течение десяти лет, начиная с 1831 года. Однако в этот период грабежи и насилие были слишком распространены, а убийство фаворита Ибрагима-паши в 1834 году привело к разрушению мусульманского квартала города. и разоружение всего населения. К 1841 году Вифлеем снова оказался под властью турок. Результатом были безработица, угнетение, обязательная военная служба и высокие налоги, взимаемые с жителей. Эта угнетающая ситуация вынудила жителей Вифлеема эмигрировать за границу, особенно в Америку, чтобы зарабатывать на жизнь и улучшать свой образ жизни. К концу 19В 20-м веке в Вифлеем приехало несколько европейских миссионеров и построили школы.
 
Турецкое правление закончилось в 1917 году, и Палестина перешла под британский мандат. В то время жители Вифлеема насчитывали около 8000 человек. Когда британцы ушли из Палестины в 1948 году, население Вифлеема составляло 11 696 человек. Войны между арабами и евреями продолжались, и последние оккупировали большую часть Палестины и объявили свое государство «Израиль». Город Вифлеем оставался незанятым, и к концу 19 в.48 г. был провозглашен союз восточной части Палестины и Трансиордании под названием Иорданское Хашимитское Королевство. Вторая война между арабами и израильтянами разразилась в 1967 году, и последние оккупировали оставшуюся часть Палестины, включая Вифлеем. Вифлеем оставался под израильской оккупацией до 22 декабря 1995 г., когда Палестинская администрация вступила во владение в соответствии с Соглашением Осло 1993 г.
 
В сентябре 1993 г. Израиль и ООП подписали Соглашение Осло. Среди его положений соглашение предусматривало пятилетний переходный период палестинской автономии на Западном берегу и в Газе, по истечении которого будет определен окончательный статус оккупированных территорий. Однако выполнение соглашения столкнулось с неудачами из-за неуступчивости израильских экстремистов.

​В 1950 году Вифлеем и близлежащие деревни насчитывали 86 процентов христиан. Но к 2016 году христианское население сократилось до 12 человек. На Западном берегу христиане сейчас составляют менее 2% населения, хотя в 1970-х христиане составляли 5% населения. В Вифлееме, традиционном месте рождения Иисуса, сегодня проживает всего 11 000 христиан.

По данным министерства туризма Палестины, в 2013 году церковь Рождества Христова посетили 1,16 миллиона иностранцев, статистика за последний год была доступна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта