Тайна улыбки моны лизы: Тайна улыбки Джоконды

Содержание

Тайна улыбки Джоконды

Вера Винниченко
«Квантик» №5, 2019

Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») считается одним из самых загадочных произведений живописи. Искусствоведы до сих пор спорят, куда подевались брови Моны Лизы, кто нарисован на картине; некоторые настаивают, что художник изобразил самого себя. Но самой большой тайной считается мистическая улыбка Джоконды. «Неопределённость её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей… доносит до нас красочную полифонию духовной жизни» — радовался великий искусствовед В. Н. Гращенков. «Мы ощущаем присутствие существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» — думал историк искусств Б. Р. Виппер, когда смотрел на картину. «Никто не разгадал её улыбку, никто не истолковал её мысли» — горевал З. Фрейд, величайший психиатр. А вот врач Кристофер Адур из Окленда считал, что улыбка Моны Лизы такая прекрасная и загадочная, потому что у дамы был паралич: она не могла пошевелить губами.

В 2004 году биолог Маргарет Ливингстон, профессор из Гарварда, смогла разгадать тайну улыбки Джоконды. Но чтобы понять, как Леонардо да Винчи добился своего «мистического» эффекта, нам нужно немного поговорить о том, как устроен человеческий глаз.

Свет, отражённый от видимых объектов, через зрачок попадает на сетчатку (рис. 1). Сетчаткой называется слой светочувствительных клеток. Они способны с помощью специальных белков (ретиналя) превращать энергию света в энергию электрического импульса. После того как свет преобразовался в электрический импульс, он поступает в головной мозг по зрительному нерву. То, что происходит в головном мозге с этим импульсом, — очень увлекательная история. Но мы сосредоточимся на том, что происходит в сетчатке глаза.

В сетчатке есть два типа светочувствительных клеток:

колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение, а палочки — за чёрно-белое. У нас, у людей, есть три вида колбочек: так называемые «синие», «зелёные» и «красные». Синие колбочки лучше всего преобразуют в электричество синий свет, зелёные — зелёный, а красные — красный. А все остальные цвета получаются путём комбинации этих трёх цветов.

Откуда же берётся, например, жёлтый цвет, если у нас для этого нет специальной жёлтой колбочки? Дело в том, что жёлтый свет чуть-чуть активирует и зелёные и красные колбочки одновременно. Этот комбинированный сигнал поступает в мозг, а мозг уже вычисляет: возникает ощущение жёлтого цвета.

Колбочки и палочки расположены на сетчатке неравномерно: колбочки сосредоточены в центре, а палочки — по краю сетчатки. В самом центре сетчатки находится зона, в которой особенно много колбочек и совсем нет палочек. Эта зона называется фовея (рис. 1), что в переводе с латыни означает «ямка». Фовея — зона максимальной остроты зрения. Поэтому та часть изображения, которая попадёт на фовею, будет видеться чётко. Но поскольку фовея очень маленькая, нам приходится перемещать её с одной части изображения на другую, «сканировать» объект. Вот, например, траектория движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.

А вот и разгадка великой тайны. Леонардо нарисовал улыбку Джоконды с помощью теней. Эти тени почти невидимы для фовеи, но отлично различаются краями сетчатки. Получается, что когда мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но как только мы переводим нашу фовею на кончики губ, эти тени пропадают, и Мона Лиза уже не улыбается. Получается, что она как бы играет с нами.

Художник Мария Усеинова

Секрет загадочной улыбки Моны Лизы раскрыли медики

Улыбка Моны Лизы оказалась болезненной.

Женщина, изображенная на знаменитой картине Леонардо да Винчи, улыбается. С этим давно уже не спорят. Представителям нынешнего поколения экспертов досталась другая загадка — понять, почему женщина улыбается так странно.

Недавно разгадка вроде бы нашлась. Ее предложили Мэндип Мехра (Mandeep R. Mehra, директор сердечно-сосудистого центра и женской больницы в Бригхэме (director of the Heart & Vascular Center at Brigham and Women’s Hospital) и его коллега Хилари Кэпбелл (Hilary Campbell) из Университета Калифорнии (University of California Santa Barbara). Диагноз Моне Лизе медики поставили, как и положено, предварительно ее осмотрев. Не саму, конечно, а ту, что на портрете.

Леонардо да Винчи перенес на портрет все симптомы заболевания, которым страдала позировавшая женщина.

Мехра и Кэмпбелл указали: у женщины, позировавшей живописцу, одутловатое лицо, отечные руки, желтоватый оттенок кожи, жидкие волосы на голове, а ниже — на бровях — их вообще нет. Выпали. Щитовидка увеличена.

Диагносты полагают, что подобные внешние проявления свидетельствуют лишь об одном: у Моны Лиза был гипотериоз — заболевание, вызванное недостатком гормона щитовидной железы.

А улыбка? Скорее всего, она не загадочная, а глуповатая. Что тоже соответствует поставленному диагнозу. Страдающие гипотериозом часто демонстрируют признаки легкого умственного расстройства.

Медики восхищаются мастерством Леонардо да Винчи, который выписал портрет невероятно реалистично — точно воспроизвел симптомы гормонального заболевания. Воспроизвел так, что их сумели распознать спустя почти 500 лет.

У Лизы барахлила щитовидная железа — давала мало гормона.

Если диагносты правы, то Лиза обладала грубым голосом, была вялой, медлительной. Часто зябла и быстро утомлялась. Страдала от запоров. К тому же имела склонность к полноте.

Кстати, согласно историческим хроникам, в 16-м веке гипотериоз был распространен среди населения Италии — людям не хватало йода.

Подробности диагностики Моны Лизы — на портале EurekAlert! и в Mayo Clinic Proceedings

КСТАТИ

Кто вы, Лиза?

По самой правдоподобной гипотезе, Мона Лиза, она же Джоконда, это Лиза Джерардини дель Джокондо — жена зажиточного купца — торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Он, собственно, и заказал ее портрет. Подтверждением тому служит найденная еще в 2005 году архивная запись, которую сделал флорентийский чиновник Агостино Веспуччи. Он отметил, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами. В том числе и над портретом Лизы дель Джокондо.

Лиза умерла в возрасте 63 лет — археологи под руководством профессора Сильвано Винчети(Silvano Vinceti), главы итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage), нашли свидетельство о смерти купчихи. Далее установили место захоронения — заброшенный женский монастырь Святой Урсулы во Флоренции.

У профессора Винчети была идея — добраться до останков Лизы дель Джокондо, найти ее череп и по нему воссоздать облик купчихи, чтобы наконец-то разобраться, она ли позировала живописцу.

К чему это привело, читайте:

Из могилы извлечен уже четвертый скелет Моны Лизы и Число скелетов Моны Лизы достигло 7 штук

Археологи, в итоге, нашли скелет купчихи. Но он оказался непригоден для воссоздания облика сеньоры Джокондо, потому что череп от него не сохранился.

В чем секрет загадочной улыбки Моны Лизы? | МИР НАУКИ: интересное вокруг

«Мона Лиза» — одна из самых известных и загадочных картин итальянского художника Леонардо да Винчи. Мифы вокруг произведения и восторги, касающиеся поразительного мастерства живописца, не утихают до сих пор. Но в чем заключается уникальность этого портрета и какие загадки он хранит в себе?

Легендарное творение

Произведение известно, пожалуй, всем: женщина, одетая в темную одежду и сидящая вполоборота на балконе или лоджии. На фоне изображена пустынная местность, с извилистыми реками и озером, окруженная горными склонами. На самой же картине изображена Лиза Герардини —жена влиятельного флорентийского предпринимателя.

Работа над картиной велась 3 года, с 1503 по 1506, а полное её название звучит так: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Картина была одним из любимейших произведений художника. Леонардо посвятил «Джоконде» значительную часть своего времени, отклоняя другие заказы от влиятельных и богатых людей.

Один из коллег Леонардо, художник Джорджо Вазари писал о трепетном отношении автора к деталям, которые позволили увидеть мельчайшие складки кожи, разглядеть ресницы и даже биение пульса. Умело подобранные краски делали картину словно живой. И до сих пор ведущие искусствоведы продолжают говорить о невероятном исполнении и мастерстве художника.

Учитывая загадочную личность самого творца, многие специалисты пытались увидеть в картине какой-то скрытый смысл, откровение или зашифрованное послание. Именно поэтому люди всматриваются в мельчайшие детали произведения.

Таинственная улыбка и её секрет

Улыбка «Джоконды» — это главная загадка портрета, привлекающая к себе внимание ученых и простых обозревателей. Её феномен заключается в неуловимости: улыбка видна лишь под определенными углами и почти исчезает, если наблюдатель подойдет к произведению слишком близко.

Это породило множество разногласий в среде искусствоведов. Одни утверждают, что это вовсе не улыбка, а выражение печали. Другие, напротив, видят на лице «Моны Лизы» улыбку сердцеедки, способную влюбить в себя самого холоднокровного мужчину. Третья точка зрения говорит, что улыбка — это результат некой болезни.

По мнению американского ученого Маргарет Ливингстон, секрет улыбки заключается в оптической иллюзии. Появление и исчезновение улыбки зависит от направления взгляда и теней, нанесенных художником на портрет.

Когда человек смотрит на кого-то, он концентрирует свой взгляд на глазах. Пока наблюдатель разглядывает глаза «Джоконды», его периферическое зрение улавливает тени вокруг губ портрета, которые вырисовываются в улыбку. Однако если наблюдатель опустит взгляд ниже, на сами губы дамы, тени сливаются с ними и улыбка пропадает. Это показывает гениальность художника, изучившего особенности визуального восприятия и решившего пошутить над потомками.
Кто-то ищет в этой картине тайные смыслы: есть версия, что «Мона Лиза» — это автопортрет самого художника, Леонардо Да Винчи

Кто-то ищет в этой картине тайные смыслы: есть версия, что «Мона Лиза» — это автопортрет самого художника, Леонардо Да Винчи

Исследователи из Амстердамского университета, не умаляя мастерства Леонардо, не ищут на портрете теней и утверждают, что каждый наблюдатель видит то, что он хочет. Ведь улыбка «Моны Лизы» далека от откровенного выражения счастья. Женщина похожа на заскучавшую даму, уставшую от позирования, но сохранившую хорошее настроение.

Если наблюдатель жизнерадостен, то, смотря на портрет, он видит улыбающуюся даму. Если же у него плохое настроение или он просто в раздумьях, то улыбка может напоминать оскал или ухмылку.

Так что скорее всего, секрет «Моны Лизы» — это всего лишь двоякость её восприятия. Кто-то видит в этой картине загадку тысячелетия. А кто-то — лишь красивое изображение. Леонардо да Винчи был гением, но вряд ли он оставил скрытый смысл в своей работе.

Cекрет улыбки Моны Лизы раскрыт

После 12 лет тщательных изучений, построения теорий и доводов, техасский ученый с гордостью заявляет, что он раскрыл секрет загадочной улыбки Моны Лизы, что никому доселе не удалось за пять сотен лет с момента написания всемирно известного шедевра живописи легендарным итальянским художником Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

В своей недавно увидевшей свет книге “Леди говорит: Раскрывая секреты Моны Лизы” (“The Lady Speaks: Uncovering the Secrets of the Mona Lisa”) американский историк Уильям Варвел (William Varvel) утверждает, что Джоконда (La Gioconda) была представительницей феминистского движения 16 века, которая выступала за отведение женщинам особой роли в устройстве католической церкви.

“Джоконда пыталась показать людям, что Новый Иерусалим станет возможным как только они признают теологические права женщин,” – поясняет Варвел, 53, бывший профессор математических наук. – “Джоконда может быть особым заявлением женщин об их правах”. Теория техасского историка стала еще одной среди многочисленных предположений, высказываемых касательно загадочной улыбки изображенной на картине красавицы.

Вот уже более пяти столетий ученые пытаются понять, что же скрывается за необычной улыбкой, которая продолжает пленить сердца посетителей Лувра, где и находится картина.

В истории упоминается некая дама Мона Лиза, известная также как Лиза дель Джокондо (Lisa del Giocondo), замужняя женщина, которая вышла замуж за флорентийского состоятельного торговца и родила ему пятерых детей. По мнению исследователей, именно супруг Лизы и заказал ее портрет Леонардо да Винчи, который писал картину несколько лет, предположительно с 1503 по 1506 годы.

В своей сложной для прочтения и восприятия книге американский историк Варвел поясняет, что за всю его карьеру Да Винчи изобразил на холсте “каждый строчку” последней главы Ветхого Завета, гласящей о Новом Иерусалиме.

Художник сделал это для того, чтобы доказать всем, что “права женщин в церкви должны быть признаны”.

Более того, техасский исследователь уверен, что “на заднем фоне своего шедевра Леонардо изобразил 40 отдельных символов из 14 главы Библии.” Так, например, за правым плечом Моны Лизы изображена Голгофа, а напротив можно заметить Елеонскую гору. Варвел утверждает, что для Да Винчи идея Нового Иерусалима “заключалась в всеобщем признании не только мужчин, но и женщин”.

И улыбка Моны Лизы, по его словам, – это ни что иное, как отображение идей художника о новом будущем.

Стоит отметить, что сам Варвел за все годы его кропотливой работы, так и не смог побывать во Франции и своими глазами посмотреть на объект его исследований. “Я не собираюсь сражаться с толпой туристов, чтобы взглянуть на Джоконду,” – сказал он. – “Если я и соберусь в Париж, я надеюсь, мне обеспечат личный осмотр картины, в ином случае я просто уйду.”

А тем временем, одна из самых известных картин итальянского художника продолжает покорять мир. Некоторые ценители искусства, побывав в Лувре, заявляют, что глядя на Мону Лизу они ощутили особую магию ее глаза, японские разработчики выяснили как мог звучать ее голос, а некий врач диагностировал у изображенной дамы повышенный уровень холестерина в крови.

Кто-то даже утверждал, что Мона Лиза – мужчина, автопортрет самого Леонардо да Винчи” – вспоминает историк Лауре Фагнарт (Laure Fagnart).

“Я считаю, что в картине нет ничего скрытого,” – добавила специалист по искусству эпохи Возрождения, отметив, что она не читала книгу его техасского коллеги. – “Это портрет женщины, принадлежащей к буржуазии, один из многих и отличающийся от остальных лишь тем, что его сложнее понять. Да Винчи был художником, который в каждое свое творение вкладывал особую идею.”

 

Разгадана тайна улыбки Моны Лизы / Наука / Независимая газета

В улыбке Моны Лизы все — оптический обман..Достаточно посмотреть на нее с непривычной точки зрения.

Российскому любителю искусств довольно редко удается причаститься к великому таинству давинчиевой картины, изображающей Мону Лизу с ее загадочной улыбкой, улыбкой, которую никто из художников так и не смог воспроизвести. Большинству из нас, тех, кто не имеет возможности часто пользоваться своими заграничными паспортами, приходится довольствоваться расхожим утверждением, что эта улыбка загадочна: мы глядим на репродукцию, на причудливо изогнутый женский рот, пытаемся проникнуть в его загадочность и порой, не увидев в нем ничего таинственного, отходим в сторону раздраженные — то ли на себя, то ли на оказавшегося недоступным великого художника Возрождения.

В конце февраля в городе Денвере прошла ежегодная конференция AAAS — Американской ассоциации содействия развитию науки — это у них такое самое главное и самое богатое научной общество. Как водится, много было интересных сообщений из самых разных областей науки, но всеобщее внимание вызвал доклад доктора Маргарет Ливингстон из Гарварда, утверждающей, что она эту самую тайну улыбки Моны Лизы превосходнейшим образом разгадала.

Главная загадка Великой Улыбки заключается в том, что человек то видит ее, то не видит. Сначала мы смотрим на картину — женщина мягко улыбается; чуть присмотримся и видим, что никакой улыбки нет и в помине. От перемены ракурса, кстати, ничего не зависит, что и понятно — полотно все-таки двумерное. Улыбка тем не менее то явится, то пропадает. Чудеса да и только!

Итальянцы даже придумали для Улыбки эпитет — «сфуманто», что означает «неясный, неопределенный». Теперь, похоже, неопределенности поубавилось. Причем, как это порой водится у ученых, почти случайно.

Доктор Ливингстон специализируется по наукам о нервной системе. Область ее интересов — исследования того, как глаз и мозг реагируют на разные уровни контрастности и освещения. Именно этой теме была посвящена книга, которую она писала года два-три назад. Чтобы книга не выглядела окончательно занаученной, издатель попросил г-жу Ливингстон снабдить ее историческими примерами. Так ее занесло в Лувр, к маленькой картине Леонардо, где Джоконда то улыбалась, то не улыбалась неиссякающей толпе из двух-трех сотен спектаторов. «Мерцание улыбки я заметила, но не поняла, в чем дело, — вспоминает г-жа Ливигнгстон, — и осенило меня только тогда, когда я возвращалась домой на своем велосипеде».

По мнению Ливингстон, все объясняется устройством нашей системы визуального восприятия. А система эта включает в себя две области зрения — центральную и периферическую. То, что попадает в центральную область, видится четко, со всеми цветами и деталями, то, что мы видим периферическим зрением, размыто и воспринимается черно-белыми тенями и силуэтами.

Когда люди смотрят на чье-нибудь лицо, они первым делом обычно смотрят в глаза. Концентрируясь на глазах Джоконды, человек видит периферическим зрением ее рот и тени на щеках — тени эти усиливают впечатление кривизны губ. Но когда взгляд наблюдателя перемещается ко рту, тени перестают играть роль «усилителя улыбки» и Мона Лиза мрачнеет.

По просьбе доктора Ливингстон скопировать мерцающую улыбку Джоконды попробовала актриса Джина Дэвис, и говорят, что у нее получилось. Благодаря выступающим скулам ей удалось добиться такого выражения лица, что, даже когда она не улыбалась, лицо оставалось улыбчивым. Возможно, эффект, подобный этому, лежит в основе иконных ликов, прожигающих нас своим взглядом.

Доктор Ливингстон предположила, что великий Леонардо добился столь поразительного эффекта, применив особую технику письма, — по ее мнению, он писал рот Джоконды, глядя в глаза портрета. Теперь, разрешив задачку, которая мучила искусствоведов в течение половины тысячелетия, она принялась за Моне, его знаменитый «Импрессьен — Восход Солнца», пытаясь объяснить ослепительный свет оранжевого шара посреди голубого неба особенностями нашего зрительного восприятия.

Г-жа Ливингстон в своем стремлении сорвать таинственные покровы с великих произведений искусства не одинока. Недавно, мы знаем, схожими способами был раскрыт секрет Ван Гога, поразившего просвещенное человечество цветовыми гаммами своих картин. Оказывается, у него было специфическое заболевание зрительного нерва, он просто не так видел, его мир сильно отдавал в желтизну. А будь он здоров, грош была бы цена его картинам. Каковой она, кстати, и была поначалу.

Так что прощай, великая мистика искусства, здравствуй, Амаяк Акопян! Элементарно, Ватсон!

Комментарии для элемента не найдены.

Секрет улыбки Моны Лизы раскрыт. Уже в который раз

Загадка улыбки Джоконды не одну сотню лет будоражит умы зрителей и исследователей. Люди видят в выражении ее лица разные эмоции. Сегодня она может улыбнуться, завтра — поджать губы

И возможно, всему этому есть самое простое объяснение, известное еще Крошке-Еноту.

Очередные научные исследования (о которых пишет Artnet) показали, что восприятие эмоций на портрете Лизы Герардини из Лувра зависит от настроения самого зрителя. Как в мультфильме про Того-Кто-Сидит-В-Пруду. Так, посетителю в хорошем настроении Джоконда ответит улыбкой. А раздраженному гостю Мона Лиза ответит тем же. Ученые из Калифорнийского университета пришли к этим выводам после специального исследования. На самом деле эти «игры разума» были известны давно: человеческий мозг использует режим предиктивности и настраивается на восприятие новых событий, «примеряя» на них впечатления от недавнего прошлого.

В общем, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.

В 2005 году другие исследователи, голландцы, пытались «расколоть» Джоконду при помощи специального софта для выявления эмоций. Тогда компьютер пришел к выводу, что на лице Моны Лизы с вероятностью 83 % — счастлива улыбка, с вероятностью 9 % — отвращение и с вероятностью 6 % — страх. Остальными эмоциями-процентами можно пренебречь.

В общем, людям уравновешенным опасаться нечего: Джоконда против них лично ничего не имеет. Ну а к кому она сурова, так он сам виноват. Можно было и без исследований догадаться. Расходимся.

В. Б., AI

Источники: news.artnet.com, nbcnews.com



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

ТАЙНА УЛЫБКИ МОНЫ ЛИЗЫ — НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — LiveJournal

Про загадочную улыбку Моны Лизы написаны тома книг, снято множество фильмов, проведено огромное количество исследований. Но как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности. В общем, каждый видит своё – достаточно почитать «Код да Винчи». Хотя имеются ныне живущие родственники изображённой на холсте женщины, которые очень похожи на Мону Лизу.
В чём же «загадка» шедевра?

«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, третьей жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.

«Джоконда» любимая картина Леонардо. И это понятно: каждый художник хочет запечатлеть свою любовь. Ведь любовь и дарует вдохновение!

Все хотят приобщиться к вечному, и самому стать в чём-то вечным.
Наверно, каждая женщина мечтает быть запечатлённой таким художником как Леонардо. Однако не многие на это осмеливаются…

В детстве я купил открытку с репродукцией шедевра Леонардо да Винчи, и храню её до сих пор. Конечно, я всегда хотел увидеть оригинал. И потому, прибыв в Париж, стремился как можно быстрее попасть на встречу с «Джокондой».

Вживую «Джоконда» совсем иная. Оригинал несравним!
Джоконда показалась мне холодной, непропорциональной, почти неживой… с улыбкой смерти на устах. Если долго смотреть на картину с разных точек, Мона Лиза действительно улыбается, и улыбка у неё то зловещая, то соблазняющая, то ухмыляющаяся, то угрожающая, то завораживающая.

С недавних пор улыбка Моны Лизы больше не секрет.
«Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо.
Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…»

Тайна улыбки Джоконды остаётся. Но загадка не в самой улыбке Моны Лизы, и даже не в технике Леонардо да Винчи, а в особенностях нашего восприятия. Мы видим то, что хотим увидеть. И восприятие наше меняется в зависимости от настроения. Лично я вижу в этом портрете Леонардо улыбку соблазнённой женщины.

Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконда всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, человек, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхела. Сколько бы мне не говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр.

Конечно, нельзя сравнивать искусство Леонардо да Винчи с поп-артом Энди Уорхела, как и древнегреческие трагедии с современными сериалами.
Рядом с залом, где находится «Джоконда», выставлена инсталляция с образами Моны Лизы в окружении рушащейся цивилизации. Но это мало кого привлекает.

Вообще, человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться. Люди инстинктивно обезьяны: одна подражает другой.
Помню, во времена книжного бума, был такой анекдот. Собралась очередь у Дома Книги. Спрашивают: «Что дают?» Кто-то отвечает: «Да Рассинанта какого-то». Очереди конца не видно. А так всего лишь звали лошадь Дон Кихота.

Я простоял возле «Джоконды» полчаса, вглядываясь в лица людей, разглядывающий Мону Лизу. Это настоящие памятники, которые можно изучать бесконечно, как и лицо Моны Лизы; с каждого лица можно писать роман.

Я смотрел на этих людей и спрашивал себя: зачем они фотографируют картину, если качество снимка не сравниться с самой дешёвой открыткой, которую можно купить за один евро? Ну там сняться на фоне картины, это я понимаю: показать, что был тута, видал значит типа шедевр. Для большинства посетителей это всё равно как отметиться. Потому и сделали доступным подход к трём основным шедеврам Лувра: Джоконде, Нике Самофракийской и Венере Милосской. Однодневным туристам, посещающим Париж, некогда бродить по Лувру. Экскурсоводы подсчитали, что нужно две недели, чтобы неспешно обойти все экспозиции музея. А однодневным туристам нужно «отметиться», чтобы сказать друзьям: да бывал я в Париже, видал Джоконду, ничего особенного…

На самом деле, представление об искусстве весьма условно. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. И таких примеров множество. Для кого-то куча дерьма в золотой рамке искусство, как и сегодняшние так называемые перформансы.

В последнем фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит».

Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, возвышает ум, заставляет думать о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь.
Ведь цель искусства – сделать человека лучше!

Искусство даже может спасти жизнь человеку.
Великие князья Борис и Андрей Владимировичи Романовы обязаны спасением своих жизней именно увлечению искусством. Командир большевицкого отряда, которому было приказано расстрелять этих двух Великих князей, оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжкой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин. За год до первой мировой войны Великий Князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своей оригинальностью, и он приобрел их значительное количество. Вот и все. Большевицкий комиссар не мог убить человека, который оценил его искусство. Он посадил обоих великих князей в автомобиль со значком коммунистической партии и повез их в район белых армий.

Я уважаю художников. Для меня они не такие люди, как все. Это люди, живущие по своим законам, словно временно поселившиеся на этой планете.
Однажды мне довелось услышать исповедь художника, которая меня поразила. Вот что он сказал.
«Я не знал тогда, как жить дальше, и обратился в молитве к Господу: «что мне делать?», и незаметно заснул, и приснился мне Ангел, с сияющим нимбом, и смотрел я на него словно на себя самого, вернее на оболочку себя. И Ангел сказал: «рисуй!» Я не поверил и вновь спросил: «зачем?». Ангел, словно усмехаясь над моим неверием, сказал: «рисуй, потом увидишь». Я проснулся весь в поту. Так вот и стал рисовать. И нечего стонать по поводу денег. Когда очень нужно, они всегда появляются. Вот мне понадобились деньги, так я приоделся, пошёл в дорогой ресторан, показал там свою работу одному, другому, и сразу продал за хорошую сумму. Но я не занимаюсь торговлей. У меня иное призвание. Я должен сделать то, что должен сделать, показать, кто я такой. Если брошу творчество и займусь чем-то иным, то это всё равно что совершу самоубийство. Каждый должен жить тем, для чего он создан!
— И для чего созданы вы?
— Для художества, создать своё — что мне присуще! Наполовину мы делаем себя сами, вторая половина берётся сверху. У меня больше половина та, которая непредсказуема, которая правит нами, ведёт нас. Если кому-то что-то дано, то он должен заниматься этим. Я живу не от себя. У меня была возможность заработать машину за два месяца, но я отказался, потому как подумал, что, занимаясь этим, я не буду заниматься тем, для чего создан. Раньше я работал на заводе, ходил с друзьями в кино, гулял, отдыхал, зарабатывал деньги. Но сейчас работаю больше на себя. В мире есть только две идеи: жить для себя или жить для других. К чему стремиться, когда нет идей? К комфорту?
— А для чего ты живёшь, для кого?
— Я живу для Бога! Я посвящен творчеству. Это мой долг! Истинное счастье человека — когда он осуществляет своё предназначение! Каждое существо стремится осуществиться. Это единый принцип жизни. Быть собой — в этом твоё призвание! А призвание — то, в чём ты счастлив! Когда я не делаю, чего хочу, к чему предназначен, я не осуществляю свою судьбу.

— Да, творчество это единственное желание жить, радоваться жизни и чувствовать себя счастливым. Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. В моей жизни значение имеет только написание романа, всё остальное неважно. Всё, всё ерунда, суета, кроме творчества! Ни при каких условиях я не изменю вдохновению! Вдохновение, это такое счастье! Оно стоит всего! Если бы мне предложили на выбор: или Нобелевскую премию, или вдохновение, я бы выбрал вдохновение!» из моего романа-быль «Странник»(мистерия)

P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «На башне Эйфеля», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Странник в Париже», «Ночная прогулка по Сене», «Новая русская литература в Париже», «Выходной в Хельсинки», «Кому улыбается Джоконда», «В Стокгольм за любовью», «Музей Альфреда Нобеля», «Брюссель – муха в янтаре», «Ночной Париж», «Люблю Любек», «Сокровища Лувра», «Любовь в Париже», «Как стать Венерой», «Храмы Парижа», «Из Швеции в Финляндию», «Увидеть Антверпен», и другие.

А в чём для вас тайна улыбки Джоконды?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Тайны глаз и улыбки Моны Лизы

Ниже приводится отрывок из Леонардо да Винчи Уолтера Айзексона.

Есть много портретов, в том числе более ранняя работа Леонардо La Belle Ferronnière , на которой кажется, что глаза человека движутся вместе с движением зрителя. Это работает даже с хорошей репродукцией этой картины или Моны Лизы . Встаньте впереди, и субъект смотрит на вас; двигаться из стороны в сторону, а взгляд по-прежнему кажется прямым.Несмотря на то, что Леонардо не был первым, кто создал впечатление, что глаза портрета следуют за вами по комнате, эффект настолько тесно связан с ним, что его иногда называют «эффектом Моны Лизы ».

Связанный сегмент

Леонардо да Винчи, магистр искусств и наук

Десятки экспертов изучили Мону Лизу , чтобы определить научные причины этого эффекта. Во-первых, в трехмерном реальном мире тени и свет на лице меняются по мере изменения нашего положения, но в двухмерном портрете это не так.Следовательно, у нас создается впечатление, что глаза, смотрящие прямо вдаль, смотрят на нас, даже если мы не находимся прямо перед картиной. Мастерство Леонардо в работе с тенями и освещением помогает сделать это явление более заметным в Моне Лизе .

Прочесть книгу

Леонардо да Винчи

И, наконец, самый мистический и привлекательный элемент Моны Лизы : ее улыбка.«В этом произведении Леонардо, — писал Вазари, — была улыбка настолько приятная, что она была скорее божественной, чем человеческой». Он даже рассказал историю о том, как Леонардо заставил настоящую Лизу улыбаться во время портретных сеансов: «Во время написания ее портрета он нанимал людей, чтобы они играли и пели для нее, и шутов, чтобы развеселить ее, чтобы положить конец меланхолии, которую художники часто удается придать своим портретам».

В улыбке есть загадка. Пока мы смотрим, он мерцает. Что она думает? Наши глаза немного двигаются, и ее улыбка, кажется, меняется.Тайна складывается. Мы отворачиваемся, и улыбка остается в нашем сознании, как и в коллективном сознании человечества. Никогда в живописи движение и эмоция, парные пробные камни искусства Леонардо, не были так переплетены.

В то время, когда он совершенствовал улыбку Лизы, Леонардо проводил ночи в глубине морга под госпиталем Санта-Мария-Нуова, сдирая плоть с трупов и обнажая мышцы и нервы под ней. Он был очарован тем, как начинает формироваться улыбка, и поручил себе проанализировать каждое возможное движение каждой части лица и определить происхождение каждого нерва, который контролирует каждую лицевую мышцу.Отслеживание того, какие из этих нервов являются черепными, а какие спинномозговыми, возможно, не было необходимо для изображения улыбки, но Леонардо должен был это знать.

Анатомические рисунки губ Леонардо да Винчи. Изображение предоставлено: Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II 2017.

Улыбка Моны Лизы заставляет пересмотреть замечательную страницу анатомических рисунков примерно 1508 года, на которой изображена пара губ в гримасе с открытым ртом и потом нарисовано поджало. Он обнаружил, что мышца, сжимающая губы, — это та же самая мышца, которая формирует нижнюю губу.Сожмите нижнюю губу, и вы увидите, что это правда; он может морщиться сам по себе, с верхней губой или без нее, но только верхнюю губу морщить невозможно. Это было крошечное открытие, но для анатома, который также был художником, особенно для того, кто рисовал Мону Лизу , это стоило внимания. Другие движения губ включают в себя различные мышцы, в том числе «те, которые сводят губы в точку, другие, которые их раздвигают, и третьи, которые загибают их назад, третьи, которые выпрямляют их, третьи, которые скручивают их в поперечном направлении, и третьи, которые возвращают их в исходное положение». их первая позиция.Затем он нарисовал ряд губ со снятым слоем кожи. Вверху этой страницы есть кое-что восхитительное: более простой рисунок нежной улыбки, слегка нарисованный черным мелом. Несмотря на то, что тонкие линии в уголках рта почти незаметно опускаются вниз, создается впечатление, что губы улыбаются. Здесь среди анатомических рисунков мы находим задатки улыбки Моны Лизы .

Улыбка связана с другой наукой. Из своих исследований оптики Леонардо понял, что световые лучи не попадают в одну точку глаза, а попадают на всю область сетчатки.Центральная область сетчатки, известная как центральная ямка, лучше всего различает цвета и мелкие детали; область, окружающая центральную ямку, лучше всего улавливает тени и оттенки черного и белого. Когда мы смотрим на объект прямо, он кажется более четким. Когда мы смотрим на него периферийно, замечая его краем глаза, оно немного размыто, как будто находится дальше.

[Познакомьтесь с забытым индийским клерком, перевернувшим математику]

Обладая этими знаниями, Леонардо смог создать неуловимую улыбку, которая неуловима, если мы слишком сильно хотим ее увидеть.Очень тонкие линии в уголках рта Лизы показывают небольшой изгиб, точно так же, как рот плавает поверх листа анатомии. Если вы смотрите прямо на рот, ваша сетчатка улавливает эти крошечные детали и очертания, из-за чего кажется, что она не улыбается. Но если вы немного отодвинете свой взгляд от рта, чтобы посмотреть на ее глаза, или щеки, или какую-либо другую часть картины, вы заметите ее рот лишь периферийно. Это будет немного размыто. Крошечные очертания в уголках рта становятся нечеткими, но вы все равно увидите там тени.Эти тени и мягкий сфумато на краю ее рта заставляют ее губы, кажется, подниматься вверх в тонкой улыбке. В результате улыбка мерцает тем ярче, чем меньше вы ее ищете.

Ученые недавно нашли технический способ описать все это. «Четкая улыбка гораздо более заметна на изображениях с низкой пространственной частотой [более размытых], чем на изображении с высокой пространственной частотой», — говорит нейробиолог из Гарвардской медицинской школы Маргарет Ливингстон. «Таким образом, если вы посмотрите на картину так, что ваш взгляд упадет на задний план или на руки Моны Лизы, в вашем восприятии ее рта будут преобладать низкие пространственные частоты, поэтому он будет казаться гораздо более жизнерадостным, чем когда вы смотрите прямо на нее. рот.Исследование, проведенное в Университете Шеффилд-Халлам, показало, что Леонардо использовал ту же технику не только для La Belle Ferronnière , но и для недавно обнаруженного рисунка La Bella Principessa .

Таким образом, самая известная в мире улыбка по своей сути и фундаментально неуловима, и в этом заключается окончательное понимание Леонардо человеческой природы. Его опыт заключался в изображении внешнего проявления внутренних эмоций. Но здесь, в Моне Лизе , он показывает нечто более важное: мы никогда не сможем полностью узнать истинные эмоции по внешним проявлениям.Эмоциям других людей всегда присуще качество сфумато, всегда вуаль.


Отрывок из Леонардо да Винчи Уолтера Айзексона. Copyright © 2017, Уолтер Айзексон. Перепечатано с разрешения Simon & Schuster, Inc. Все права защищены.


Познакомьтесь с писателем

Уолтер Исааксон

О Уолтере Айзексоне

Уолтер Айзексон является автором книги  Эйнштейн: его жизнь и вселенная (Simon & Schuster, 2007 г.), а также президентом и главным исполнительным директором Института Аспена в Вашингтоне, округ Колумбия.С.

Улыбка Моны Лизы: Тайна, наконец, разгадана спустя 500 лет | The Independent

Знаменитый портрет Леонардо да Винчи Лизы Герардини под названием «Мона Лиза» является одним из самых обсуждаемых произведений искусства, отчасти благодаря неоднозначному внешнему виду предмета.

Однако, согласно недавнему исследованию Фрайбургского университета, ответ на вопрос, является ли она «грустной» или «счастливой», прост: выражение ее лица однозначно «счастливое».

Двенадцати участникам были показаны девять черно-белых фотографий Моны Лизы, восемь из которых были подвергнуты цифровой обработке рта; четыре сделали модель более счастливой, а остальные четыре — более грустной.

Перетасовав фотографии и показав их каждому участнику 30 раз, команда обнаружила, что исходная фотография считалась «счастливой» в 97% случаев.

Секрет улыбки Моны Лизы раскрыт

Показать все 5

1/5Раскрыт секрет улыбки Моны Лизы

Секрет улыбки Моны Лизы выявил

263406.bin
263406.bin

Вежливость MOSI

Секрет улыбки Моны Лизы выявил

263404.Bin

Вежливость MOSI

Секрет улыбки Моны Лизы выявили

263403.бен

Предоставлено MOSI

Секрет улыбки Моны Лизы показал

_87084411_cotte_brinkworth_films.jpg Секрет улыбки Моны Лизы явленный

_87084414_17b8b144-0b86-4b5b-bab3-204a08903ae6.jpg

«Мы действительно были удивлены, Об этом AFP сообщил нейробиолог Юрген Корнмайер из Немецкого университета. «Учитывая описания из искусства и истории искусств, мы подумали, что оригинал будет самым двусмысленным», — сказал он.

Был также проведен второй эксперимент, в котором участвовали восемь «более печальных» версий портрета, показанных участникам с более тонкими изменениями.В то время как оригинал все еще считался счастливым, они обнаружили, что обработанные фотографии стали еще более печальными, чем раньше.

«В нашем мозгу нет абсолютно фиксированной шкалы счастья и печали», — добавил Корнмайер. «Наш мозг умудряется очень, очень быстро сканировать поле. Мы замечаем общий диапазон, а затем адаптируем наши оценки».

Нейробиолог пришел к выводу: «Может быть некоторая двусмысленность в другом аспекте… но не двусмысленность в смысле счастья или грусти».

Врач разгадал тайну улыбки Моны Лизы, стоя в очереди в Лувр

Спустя пять столетий после того, как Леонардо да Винчи написал «Мону Лизу» (1503–1519 гг.), портрет висит за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и каждый день привлекает тысячи толпящихся зрителей .

Много было сказано о ее улыбке и взгляде, но зрители до сих пор могут задаться вопросом, из-за чего весь этот шум. Наряду с загадками личности натурщика и ее загадочным взглядом, причина популярности работы — одна из многих ее загадок.

Хотя многие теории пытались указать одну причину знаменитости произведения искусства, самые убедительные аргументы настаивают на том, что единственного объяснения нет.

Бостонский врач доктор Мандип Р. Мехра разгадал тайну.Больше года назад, когда он был в толпе, надеясь сделать то же самое. Он обдумывал детали странной внешности Джоконды — ее пожелтевшую кожу, редеющие волосы и, конечно же, ее кривую улыбку.

Мехра, медицинский директор Сердечно-сосудистого центра в Brigham and Women’s Hospital, сказала: «У меня была возможность просто стоять там полтора часа, глядя только на эту картину. Я не художник. Я не умею ценить искусство. Но я точно знаю, как ставить клинический диагноз.

Изучая историю Моны Лизы, он пришел к выводу, что Герардини Лиза страдала от болезни, называемой гипотиреозом, которая до сих пор распространена. Все симптомы недуга, такие как опухшие руки, редеющие волосы и шишка на шее — все видно на портрете.

Мехра объяснил: «Когда вы застряли в маленькой комнате в Лувре и очень внимательно смотрите на Мону Лизу, вы начинаете замечать множество странных деталей».

«Возьмите, например, внутренний угол ее левого глаза: там есть небольшая мясистая шишка, как раз между ее слезным каналом и переносицей.Ее волосы странно тонкие и прямые, а линия роста волос спрятана за вуалью. У нее вообще нет бровей. А на правой руке, изящно сложенной поверх левой, есть заметная выпуклость между указательным и указательным пальцами. У нее также пожелтевшая кожа и что-то похожее на зоб».

«После того, как я заметил все это, мне стало ясно, что с ней что-то не так».

«Выпячивание на ее шее, между тем, могло быть зачатком зоба, аномальным увеличением щитовидной железы.Это не орлиная шея. Улыбка может быть вызвана инвалидностью, вызванной мышечной слабостью».

Мехра сказал: «Загадка Моны Лизы может быть разрешена простым медицинским диагнозом болезни, связанной с гипотиреозом. Но ограниченное лечение, доступное в то время, означало бы, что она умерла бы намного раньше».

Чтобы подтвердить свой диагноз, Мехра исследовал жизнь во Флоренции 16-го века в поисках доказательств того, что гипотиреоз мог быть распространенным заболеванием. Это было распространенной проблемой среди итальянцев в эпоху Возрождения.Образовавшиеся зобы обычно изображали на картинах и скульптурах.

Он обнаружил, что пища, которую ели в то время, в основном овощи, содержала сильный дефицит йода, необходимого для поддержания здоровья щитовидной железы. Кроме того, многие из овощей, которые ели флорентийцы эпохи Возрождения, такие как цветная капуста и капуста, были гойтрогенами или продуктами, способствующими развитию зоба.

Результаты исследования опубликованы в журнале Mayo Clinic Proceedings.

ученых раскрыли секрет улыбки Моны Лизы

Одна из величайших загадок в истории искусства раскрыта: британские ученые говорят, что открыли секрет улыбки Леонардо да Винчи Моны Лизы , изучив недавно обнаруженный портрет мастера эпохи Возрождения, Ла Белла Принцесса .

Путем сравнения техник, использованных в двух работах, ученые из Университета Шеффилд-Халлам утверждают, что доказали, что загадочный эффект улыбки Моны Лизы «теперь ты видишь, а теперь нет» был преднамеренным со стороны Да Винчи. Они назвали это «неуловимой улыбкой».

Прозрение пришло при изучении Ла Белла Принцессы . Более ранняя картина, на которой изображена юная внебрачная дочь миланского герцога, производит тот же эффект, что и Мона Лиза : с некоторых ракурсов кажется, что юная леди улыбается, с других улыбка исчезла.

« Рот La Bella Principessa меняет наклон в зависимости как от расстояния просмотра, так и от уровня размытия, примененного к цифровой версии портрета», — написали исследователи в статье, опубликованной в журнале Vision Research . по данным телеграфа . «В ходе серии психофизических экспериментов было обнаружено, что воспринимаемое изменение наклона рта La Bella Principessa влияет на выражение ее удовлетворенности.

Леонардо да Винчи, Прекрасная принцесса (1495). Предоставлено частной коллекцией.

Добровольцев попросили посмотреть на картину под разными углами и с разных расстояний. Был сделан вывод, что при фокусировке на глазах картины, просмотре с расстояния или при цифровом размытии можно было увидеть тонкую улыбку. Однако при рассмотрении вблизи или при фокусировании внимания на губах улыбка исчезает.

Эффект, очевидный на обеих картинах, был достигнут с помощью техники sfumato (что в переводе с итальянского означает «мягкий» или «бледный»), в которой используются цвет и тени для создания оптической иллюзии вокруг рта.

В своем эксперименте «Неуловимая улыбка Леонардо да Винчи» Алессандро Соранцо и Майкл Ньюберри использовали Photoshop, чтобы размыть и повысить резкость различных частей женских картин Леонардо да Винчи, имитируя изменение фокуса в нашем поле зрения, которое влияет на то, портреты кажутся улыбающимися. Предоставлено Алессандро Соранцо и Маргарет Ливингстон.

«Результаты экспериментов подтверждают гипотезу о том, что на портрете La Bella Principessa существует иллюзорный эффект, зависящий от взгляда», — сказал Алессандро Соранцо из отдела психологии Sheffield Hallam.«Хотя остается вопросом, была ли иллюзия задумана, учитывая мастерство Леонардо в этой технике и ее последующее использование в Моне Лизе , вполне возможно, что двусмысленность эффекта была преднамеренной, основанной на явном художественном мастерстве и использованной в соответствует принципу Леонардо о том, что портреты должны отражать некое «внутреннее смятение ума».

До недавнего времени La Bella Principessa считалось работой немецкого художника XIX века, пока не было обнаружено, что это портрет 13-летней Бьянки Сфорца, незаконнорожденной дочери Людовико Сфорца, заказанный накануне о ее замужестве в 1496 г.


Следите за новостями Artnet на Facebook:

Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

Таинственная улыбка Моны Лизы | Момент науки

Те, кому посчастливилось беспрепятственно увидеть Мону Лизу в Лувре, часто смотрят с трепетом, сбитые с толку улыбкой, которая, кажется, мерцает и исчезает.

В любой список десяти самых известных картин мира обязательно войдет «Мона Лиза» да Винчи. Частью привлекательности картины является ее загадочность. Те, кому посчастливилось беспрепятственно увидеть Мону Лизу в Лувре, часто смотрят с трепетом, сбитые с толку улыбкой, которая, кажется, мерцает и исчезает. Такой же эффект производит взгляд на репродукцию произведения.То улыбается, то нет.

Что случилось с улыбкой Моны Лизы?

Нейробиолог из Гарварда Маргарет Ливингстон уверена, что разгадала загадку. Ничего не предполагая, Ливингстон рассудил, что мерцающая улыбка знаменитого портрета вызвана тем, как мы видим.

Наши глаза используют две отдельные области, чтобы видеть. Одной из них является ямка, центральная область, используемая для восприятия цветов и выделения деталей, таких как мелкий шрифт. Область вокруг центральной ямки лучше обнаруживает движение, тени и резкие черно-белые контрасты.

Когда мы смотрим на лицо человека, согласно Ливингстону, мы обычно концентрируем внимание на глазах. Глядя в глаза Моны Лизы, наше менее точное периферийное зрение замечает рот, улавливая тени от скул. Тени играют визуальные трюки, намекая на изгиб улыбки. Но когда мы смотрим прямо на рот, наше центральное зрение не видит тени, и поэтому улыбка внезапно исчезает. Когда наши глаза сканируют разные части портрета, улыбка Моны то появляется, то исчезает.

Да Винчи намеревался создать эффект мерцающей улыбки? Возможно. В любом случае, он был достаточно гениален, чтобы рисовать тени, достаточно тонкие, чтобы изумлять зрителей в течение полутысячелетия. Тем временем Мона Лиза будет продолжать улыбаться. И не.

Секрет улыбки Моны Лизы

Фото: © Amira Aziz | Dreamstime.com

Мона Лиза, пожалуй, самая широко известная, захватывающая и загадочная картина в мире.Художник Леонардо да Винчи умер более 500 лет назад, но его работы по-прежнему привлекают внимание всего мира и являются предметом постоянных спекуляций, связанных с его предметом, и особенно с ее улыбкой.

Давно восхищаюсь да Винчи и его творчеством, но теперь я снова восхищаюсь этим шедевром после того, как недавно прочитал увлекательный отрывок из бестселлера Гленнона Дойла , Untamed , , в котором основное внимание уделяется этому знаменитому лицо.

Дойл писала, что во время посещения комнаты Моны Лизы в Лувре к ней подошла случайная женщина и предложила поделиться теорией. Дойл рассказала, что ей сказали :

«Мона Лиза и ее муж потеряли ребенка. Некоторое время спустя ее муж заказал да Винчи эту картину, чтобы отпраздновать рождение еще одного ребенка. Мона Лиза позировала Леонардо, чтобы нарисовать ее, но во время сидения она не улыбалась. Не до конца. История гласит, что да Винчи хотел, чтобы она улыбалась шире, но она отказалась.Она не хотела, чтобы радость, которую она испытывала по поводу своего новорожденного, стирала боль, которую она испытывала от потери [одного из предыдущих]. В ее полуулыбке — ее полурадость. Или, может быть, это ее полная радость и ее полное горе одновременно. У нее вид женщины, которая только что осуществила мечту, но все еще носит в себе утраченную мечту. Она хотела, чтобы вся ее жизнь присутствовала в ее лице. Она хотела, чтобы все помнили, чтобы она не притворялась». [1]

Читая и перечитывая этот отрывок несколько раз, я ловил себя на том, что удивление чередуется с большой интригой.Я никогда не слышал этого раньше! Какое прозрение для меня — полностью переосмыслить произведение искусства, которое, как мне казалось, я так хорошо знал. А как интересно! Моя профессиональная карьера сосредоточена на поддержке сообщества женщин, которые пережили душераздирающую потерю беременности или смерть ребенка, и я регулярно участвую в беседах о проблемах интеграции опыта утраты в жизнь после потери. Я не мог не думать о том, как точно это отражает то, что мои пациенты чувствуют и описывают.Когда я поднял фотографию Моны Лизы на своем ноутбуке, чтобы посмотреть на нее свежим взглядом, я продолжал размышлять о том, как ее лицо может просто показать что-то невероятно человеческое и близкое миллионам женщин, переживших утрату. Сколько бы времени ни прошло после потери, какая-то скорбь и грусть все равно остаются. И бывают случаи, когда женщины могут делать внешнее счастливое лицо, хотя внутри они могут чувствовать иначе.

С пылающим любопытством мне нужно было узнать, есть ли доля правды в этой теории, поэтому я начал больше исследовать «настоящую Мону Лизу».

Существуют различные теории о том, кем была настоящая Мона Лиза, но наиболее широко распространенной является то, что она была Лизой Герардини, также известной как Джоконда, или женой Франческо дель Джокондо, успешного торговца тканями из Флоренции. Джоконда переводится с итальянского как «радостная», но, несмотря на это имя, многие считают, что завораживающая улыбка Моны Лизы также несет в себе грусть.

И я обнаружил там есть некоторые научные и исторические доказательства, подтверждающие теорию.

В 2006 году ученые из Национального исследовательского фонда Канады (NRC) раскрыли подробности об этой картине после использования лазеров и инфракрасного сканирования для этого шедевра. Под потемневшей краской и лаком они обнаружили, что Мона Лиза была одета в марлевое покрывало, или гуаранелло, одежду, которую в XVI веке обычно носили женщины во время беременности или недавно родившие.

Я подтвердил записи, согласно которым у Лизы Герардини было в общей сложности шестеро детей, двое из которых (дочь Пьера и сын Джокондо) умерли, не дожив до своего второго дня рождения.

Независимо от предполагаемых временных рамок да Винчи для написания этого шедевра (где-то между 1503 и 1519 годами), любой предложенный диапазон будет соответствовать хронологии жизни Герардини и, в частности, ее акушерской хронологии.

Женщины теряли беременность и младенцев на протяжении всей истории — больше тогда, чем сейчас, из-за условий своего времени — но их истории редко были задокументированы в книгах по истории. Тем не менее, есть что-то очень важное и уместное в этой конкретной теории: она говорит о миллионах женщин, потерявших близких, которые узнают и увидят свое горе, увековеченное в этой почитаемой картине.

Далее Дойл прокомментировал:

«Теперь я понимаю, из-за чего весь этот шум. Мона Лиза — покровительница честных, решительных, полных человеческих женщин — женщин, которые чувствуют и знают. Она говорит нам: Не говори мне улыбаться. мне будет не приятно. Даже в ловушке здесь, внутри двух измерений, ты увидишь истину. Вы увидите мою жестокую и прекрасную жизнь прямо здесь, на моем лице. Мир не сможет перестать смотреть.” [2]

Итальянское Возрождение всегда будет известно тем, что воплощает в жизнь драматическую правду со всеми ее контрастами между тьмой и светом. Ренессанс означает «возрождение» и определяет период культурного возрождения после Средневековья, когда основное внимание уделялось реализму и человечности. В этом портрете да Винчи ловко запечатлел сладостно-горькую честность женщины после буквального перерождения. Я считаю, что это не маленькое совпадение.

Шедевр Да Винчи навсегда останется загадкой и останется прекрасным образцом искусства, которое также является реальной жизнью — жизнью, которая одновременно жестока и прекрасна.Скорбящие женщины, у которых есть еще один живой ребенок, будут продолжать удерживать эту двойственность жизни и утраты одновременно — и столькими уникальными и разными способами — иногда явно заметными, а иногда скрытыми так глубоко, что их можно не заметить, если не уметь смотреть. Всегда будет существовать потенциальный контраст того, как мы выглядим снаружи и внутри. Женщин нужно поддерживать, поскольку они владеют полной правдой о том, что они чувствуют, и не боятся и не стыдятся показывать это. И мир должен быть все более осведомленным и чувствительным к этим потенциальным слоям под ним.Спасибо, прекрасная Мона Лиза. Ты, с самым известным лицом потери, которого я никогда не знал, за то, что более 500 лет назад хватило смелости показать всю свою жизнь и всю свою правду. Я больше никогда не буду смотреть на тебя так, как раньше.

Джоуи Миллер, MSW, LSCW — репродуктивный психотерапевт и автор книги Возрождение: путешествие беременности после потери

[1] Гленнон Дойл, Untamed , (электронная книга), (Нью-Йорк: Dial Press, 2020), 140 [2] Там же, 140–141. Каталожные номера: https://www.Independent.co.uk/news/science/veil-suggests-mona-lisa-model-was-pregnant-417821.html http://monalisa.org/2012/09/05/francesco-del-giocondo-his-wife-lisa-gherardini/

Секрет улыбки Моны Лизы

Леонардо да Винчи, Мона Лиза (1503–1517) Фото: Wikipedia Commons

Мона Лиза , один из величайших портретов в истории искусства, олицетворяет даму-загадку. Считалось, что женщинами на картине были жена флорентийского купца Лиза дель Джокондо.Известная своим загадочным сравнением, Мона Лиза была создана легендарным эрудитом эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, чьи «сферы интересов включали изобретения, живопись, скульптуру, архитектуру, науку, музыку, математику, инженерию, литературу, анатомию, геологию, астрономия, ботаника, письменность, история и картография» (Википедия). Сегодня « Мона Лиза » считается одной из самых известных картин в мире. Когда-то драгоценная картина в коллекции короля, теперь она выставлена ​​в Лувре в Париже, Франция, а также стала объектом интенсивных селфи после изобретения iPhone.Но почему сравнение с Моной Лизой привлекает столько внимания? В чем секрет ее загадочной улыбки?

  1. Техника сфумато?

По сообщению Artnet News, британские ученые объявили, что раскрыли секрет улыбки Моны Лизы , внимательно изучив недавно обнаруженный портрет под названием La Bella Principessa .

Леонардо да Винчи, «Прекрасная принцесса» (ок. 1496 г.). Кредит: Art Daily

Группа ученых из Университета Шеффилд-Халлам заявила, что призрачный эффект «сейчас вы это видите, а теперь нет» сравнения с Моной Лизой был «преднамеренным со стороны да Винчи», который они назвали неуловимая улыбка» (техника сфумато).Прозрение пришло, когда исследователи начали изучать La Bella Principessa , или Портрет молодой невесты, на котором изображена юная внебрачная дочь миланского герцога. К их удивлению, было обнаружено, что La Bella Principessa имеет поразительное сходство с визуальным эффектом Mona Lisa : с некоторых ракурсов кажется, что дама улыбается, но с других улыбка исчезла.

La Bella Principessa демонстрирует тонкие изменения, если смотреть на него под разными углами.Кредит: Телеграф

По словам исследователей, « La Bella Principessa меняет наклон рта в зависимости как от расстояния просмотра, так и от уровня размытия, примененного к цифровой версии портрета». Кроме того, «с помощью серии психофизических экспериментов было обнаружено, что воспринимаемое изменение наклона рта La Bella Principessa влияет на выражение ее удовлетворенности». В итоге был сделан вывод, что когда мы можем видеть нежную улыбку, когда смотрим издалека или смотрим ей в глаза; однако, если мы посмотрим крупным планом или просто сосредоточим внимание на губах, улыбка исчезнет.Проявленный в обеих картинах, этот эффект был достигнут с помощью специальной техники, называемой сфумато, что в переводе с итальянского означает «мягкий» или «бледный». Другими словами, вполне возможно, что да Винчи использовал «цвет и тени, чтобы создать оптическую иллюзию вокруг рта». Этот иллюзорный эффект, зависящий от взгляда, чрезвычайно трудно осуществить, но, учитывая непревзойденные художественные навыки Леонардо, это не является необоснованной гипотезой.

Тем не менее, некоторые другие исследования расходятся во мнениях.

  1. Женщины под картиной?

В декабре 2015 года новое откровение о секрете улыбки Моны Лизы потрясло мир искусства.Паскаль Котт, французский ученый, изучавший картину более десяти лет, утверждал, что обнаружил второй портрет женщины, спрятанный под шедевром. Опираясь на технологию мультиспектрального сканирования, которая «проецирует на картину интенсивный свет, измеряя отражения», Котте смог проникнуть в слои краски в мельчайших деталях (CNN).

Компьютерная реконструкция женщины под Моной Лизой. Кредит: BBC

Моя техника научного воображения (Л.A.M.) переносит нас в самое сердце живописных слоев самой известной в мире картины и раскрывает тайны, которые оставались скрытыми в течение 500 лет», — отметил Котте в интервью. «Я предпочитаю рассматривать [ Мону Лизу ] как плавную эволюцию от относительно простого портрета флорентийской женщины к философской и поэтической картине, имеющей универсальное измерение». Тонкая улыбка Моны Лизы веками очаровывала мир искусства, но действительно ли она принадлежит совершенно другой женщине? Возможно, мы никогда не узнаем правду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *