Тараумара: Рожденные бежать: как живут мексиканские индейцы тараумара

Содержание

Рожденные бежать: как живут мексиканские индейцы тараумара

ПутешествияИстории

Коренные жители


Тараумара

Индейский народ, сосредоточенный на северо-западе Мексики. Численность — около 120 000 человек. Большинство проживает в штате Чиуауа, в районе Медного каньона в горах Сьерра-Тараумара (Западная Сьерра-Мадре).

Самоназвание народа — рарамури (rarámuri) — означает «бегущие ноги». Оно связано с особой способностью представителей племени бегать на длинные дистанции. В испанском языке конкистадоров «рарамури» деформировалось в слово «тараумара».

Их религия синкретична. Например, в Великом Отце Оноруаме слились черты христианского Бога и бога солнца. Его жена, Великая Мать-Луна Иеруаме, ассоциируется с Девой Марией.

Герой


Мартин Чавес Рамирес

Губернатор четырех индейских народов мексиканского штата Чиуауа: тараумара, тепеуан, пима и гуарихио.
Родился в 1972 году в муниципалитете Гуачочи. Старший из 13 братьев и сестер в семье.
С 27 лет живет и работает в городе Чиуауа.
Читает лекции в школах, преподает язык рарамури в университетах Чиуауа, переводит книги о культуре своего народа.
Поэт, музыкант. Артистический псевдоним — Мартин Макауи (Makawi значит «голубь»). По словам Мартина, он получил это имя во сне от индейца племени дакота из США.

Я прошу разрешения у своего Бога поделиться этими мыслями. С твоего позволения, Великий Отец, я хочу рассказать о своем народе, проживающем в Чиуауа, и пусть слова, напечатанные на бумаге, позволят всему миру узнать о рарамури.

Наш народ обычно избегает общения с белыми людьми. Тому есть исторические причины: европейцы пришли, чтобы забрать нашу землю. Мы привыкли, что белый человек всегда забирает то, что принадлежит нам. Рарамури не доверяют белым и метисам. Они верят, что всех чабочи (нерарамури) создал дьявол.

Женщины тараумара одеваются очень ярко, в пышные блузы и юбки. Традиционную ленту на голову часто повязывают и мужчины, и женщины

В нашей культуре не принято сразу вступать в разговор с чужаком. Чтобы общаться, необходимо достичь духовного контакта. А для этого требуется время: сначала мы молчаливо изучаем и постигаем друг друга и только потом, когда наше сердце открывается навстречу чужаку, мы спрашиваем, кто он, откуда и зачем приехал.

Рарамури живут в горах, в труднодоступных районах, многие — до сих пор в пещерах. Я тоже родился и жил в пещере вместе с родителями, хотя в то время имелись и инструменты, и строительные материалы. Возможно, это было по привычке или просто потому, что пещера лучше защищала от холода, в ней можно было держать в тепле мелкий скот. И сейчас, когда рождаются ягнята, люди уходят в пещеры, чтобы заботиться о них там.

Урике — город тараумара, расположенный на дне одноименного каньона

Я помню, мой отец первым в деревне построил дом из глины, смешанной с соломой. Люди приходили смотреть, как отец работает, как кроет крышу соломой, а потом начали по его примеру строить такие жилища. А кто-то стал складывать дома из бревен, небольшие, на одну комнату. У меня сейчас обычное муниципальное жилье в районе Сан-Рафаэль. Там много заброшенных домов, которые были построены правительством для рарамури, — люди отказались в них селиться, потому что это далеко от их родных мест и природы.

Деревня в районе Серокауи — всего несколько домов, жмущихся к отвесным скалам

Мы часть природы, и все, что нас окружает, является частью нас самих. Уважение к природе — наша философия, которую мы стараемся передать детям. Любое животное или растение — наши проводники в этом мире. Они могут нас чувствовать, учить и вести за собой. Они нас лечат, кормят, с нами разговаривают, нас слушают. У нас есть священные животные, например олень, кролик, белка, рыба. Рыбы и лягушки помогают нам с водой, вызывая ее. Когда они уходят, приходит засуха. И это большая проблема. Живые существа дают нам понять, что мы делаем неправильно. Они помогают нам установить связь с Богом.

Мы, рарамури, постоянно обращаемся к Богу в ритуалах, песнях и танцах. Танец для нас как молитва. Самый древний и важный танец — юмаре. Он появился, когда у нас еще не было скрипки и гитары. Мы танцуем его под аккомпанемент древних инструментов, которые можно сделать своими руками, отыскав материалы в горах. Наш основной традиционный инструмент чапареке делается из полой палки и трех струн. А барабаны мы с древности обтягивали шкурой оленя. Во время исполнения юмаре запрещено разговаривать, смеяться, дотрагиваться друг до друга. Потому что это священный танец. Он до сих пор исполняется во всех поселениях рарамури.

Женщины тараумара собирают в горах листья сотоля и плетут из них корзиночки

Наша молодежь уже не понимает смысла многих традиций, но есть одна, которую поддерживает и стар и млад по внутренней потребности, по зову крови. Рарамури по своей природе бегуны. Мы очень много двигаемся, ходим, бегаем по горам, спускаемся, поднимаемся, от одного селения или ранчо к другому — много километров. Нас никто не заставляет, это ритм, которого требует наша сущность. Рарамури называют лучшими в мире бегунами. И это правда. Но «лучшие» значит не быстрые, а выносливые.

Рарамури может бежать без перерыва и отдыха и сутки, и трое суток. Он способен преодолеть, почти не останавливаясь, 300 километров. У нас проходят ежегодные большие соревнования, но чаще устраиваются гонки между соседними деревнями. В каждом поселении есть свои команды — мужская и женская. Соревнования мужчин называются рарахипури. Участники бегут, пиная деревянный шарик размером с яблоко — он делается из сосны, дуба или земляничного дерева. А женщины бегут с палочкой и обручем или с двумя соединенными между собой обручами, их соревнование называется ариуета.

Шарик для гонок рарахипури вырезают вручную из дерева

Мы, рарамури, бегаем по горным каменистым тропам или босиком, или в наших традиционных сандалиях уарачес, которые мы делаем сами. Для изготовления подошвы мы часто берем резину от старых шин, а тесемки делаем из кожи теленка или оленя. Рарамури не используют никакой специальной обуви для бега, но бегают намного лучше белых людей в кроссовках.

Сандалии уарачес тараумара делают из старых шин и кожи теленка или оленя

Наш бег не просто спорт — это священный ритуал. Мы устраиваем гонки, чтобы поблагодарить Бога за то, что он дал нам в течение года или всей жизни.

Во время ежегодного ультрамарафона в Медном каньоне бегуны преодолевают 50 миль

Мы бежим, выкрикивая разные слова, которыми подбадриваем бегущих рядом, оживляем всю землю вокруг и веселим Бога. Это нужно для того, чтобы жизнь была радостной, а не грустной. И чтобы все бегущие понимали, зачем они это делают. Зачем бегут, зачем живут.

В дни соревнований, как и во время других больших и маленьких праздников, рарамури устраивают тесгуинады — посиделки, на которых пьют священный напиток тесгуино. Он делается из кукурузных зерен, перемолотых, сваренных и настоянных с разными травами в течение двух-трех дней в специальном котле. Этот напиток много значит в нашей культуре. Как в вашей церкви используют вино, так в нашей церкви мы используем тесгуино. Когда рождается ребенок или когда мы возносим почести умершим, на алтарь ставится сосуд с этим священным напитком. И все присутствующие делают несколько глотков — мужчины три, женщины четыре.

Коробочки из листьев сотоля — основной товар на индейских рынках

Мы верим, что мужчина обладает тремя душами, а женщина четырьмя. Так распорядился наш Бог Оноруаме. Мужчина всего лишь добывает пропитание — выращивает маис, охотится, работает. Поэтому у него только три души. А женщина дает нам жизнь, носит во чреве ребенка, питает его и находится рядом с ним всю жизнь. Поэтому у нее четыре души. Она производит на свет мужчину, создает его. И еще много чего может дать женщина. И в жизни, и после смерти.

Семана Санта — время главных торжеств для тараумара. Танцоры, покрытые белыми пятнами, изображают «фарисеев», ассоциирующихся у индейцев с силами зла. Они будут побеждены «солдатами»

Жизнь и смерть — это две судьбы. Первую человек получает, приходя в этот мир, вторую — возвращаясь в другой. Это два разных мира. И в каждом из них ты можешь сделать что-то для своего народа. Например, я сейчас нахожусь здесь, в этом мире, и пытаюсь донести до своего народа какие-то знания, которые ему необходимы. Затем я оставлю этот мир и уйду в другой. Какой он, я пока не знаю. Знаю только, что и там у меня будет предназначение.

Когда человек переходит из одного мира в другой, мы проводим несколько торжеств — три, если это мужчина, и четыре, если женщина. Так мы прощаемся с умершим и даем ему напутствие. Также просим его не вредить нам в другом мире, а действовать для нашего блага. Рарамури верят, что, когда все души умершего гаснут, в небе загораются новые звезды. Каждая звезда — душа рарамури.

Ориентировка на местности


Мексика, штат Чиуауа

Площадь Мексики: 1 964 375 км2 (13-е место в мире)
Население: 128 500 000 чел. (10-е место), ~ 126 500 000 чел. в 2020 году
Плотность населения: 62 чел/км2 (152-е место)
Площадь штата Чиуауа: 247 460 км2 (1-е место в Мексике)
Население: 3 557 000 чел. (11-е место), ~ 3 741 000 чел. в 2020 году
Плотность населения: 14 чел/км2 (28-е место)

Достопримечательности: Медный каньон, Парк развлечений Divisadero, каньон Урике, озеро Арареко, долина Монахов.
Традиционные блюда: тортильи из голубой кукурузы, различные виды сальсы.
Традиционные напитки: тесгуино, сотоль — крепкий алкогольный напиток, производимый из растения Dasylirion wheeleri (сотоль).
Сувениры: коробочки и шкатулки, сплетенные женщинами тараумара из листьев сотоля.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до города Чиуауа (столицы штата) ~ 10 000 км (от 14 часов 30 минут в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ отстает от московского на 9 часов летом, на 10 часов зимой
ВИЗА электронное разрешение, оформляется онлайн
ВАЛЮТА мексиканский песо (100 MXN ~ 5,5 USD; ~ 4,76 USD в 2021 году)

Фото: Getty Images, Legion-media (x4), Getty Images(x2), Стелла Моротская (х3)

Редакция благодарит Мексиканский офис по туризму в России, странах СНГ и Балтики за помощь в организации материала.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016

Стелла Моротская

Теги

  • Традиции

Рождённые бежать: феномен племени тараумара

Что мы знаем о способностях нашего тела? Организм человека – бездонный колодец загадок и бесконечных открытий, многие из которых ещё предстоит вычерпать и доказать миру. Одной из таких тайн, не поддающихся известным научным трактовкам, является наша выносливость.

Многие поколения атлетов скитаются по свету в поисках бегового Грааля, способного расширить границы того, что ультрамарафонцы называют «бегом на ультрадлинные дистанции». Одни искатели отправляются в Кению, пытаясь изучить секреты африканских бегунов.

Другие устремляются на запад, где в глубинах Медного Каньона живёт легенда о сверхвыносливых людях, пробегающих сотни километров в самодельных сандалиях и питающихся горсткой растительной пищи. Их принято называть тараумара, само же племя «рождённых бежать» зовёт себя рарамури.

Готовы поспорить, вам уже не терпится узнать, где живут, чем питаются, а главное, как тренируются сверхлюди. Или же вы уверены, что слухи о них – всего лишь миф? Мы постараемся рассказать всё, что рарамури позволили узнать о себе, и, если получится, развеем ваши сомнения!

Почему их называют «тараумара»

Испанское слово «тараумара» является искажённым вариантом оригинального термина rarámuri и буквально означает «рождённый бежать». Само же название rarámuri, согласно некоторым этимологическим исследованиям, означает «бегущие подошвы» или «те, кто с лёгкими ногами».

Такое наименование члены племени тараумара заслужили своей невероятной выносливостью и способностью бегать на немыслимо дальние дистанции. О каких подошвах идёт речь, нам ещё предстоит разобраться, а пока сделаем небольшой скачок во времени и вернёмся к истокам.

Чем они прославились

Известность обладатели «лёгких ног» получили отнюдь не по собственной воле, виной тому стали любопытные бегуны, желающие разгадать секрет «бесконечного бега». Дело в том, что рарамури известны своей способностью бегать на потрясающие расстояния, не прерываясь на сон и отдых. Пробежать 700 км по суровым горам без остановки – это для них рутинное дело, не требующее тщательной подготовки, экипировки и долгого восстановления с массажами и БАДами.

Рекордные показатели демонстрируют не все, но в среднем здоровый мужчина этого племени может пробежать около 200-250 км. Был описан случай, когда за пять дней представитель рарамури пробежал около 600 миль (960 км), покрывая до 200 км ежедневно, только на воде и лепёшках.

Сложно поверить, но это даже не считается тренировкой, бег здесь – образ жизни и мышления. Бег для индейцев рарамури и есть сама жизнь.

Когда-то информация эта была доступна лишь малому кругу очевидцев, приближённых к племени. Позже слухи о способностях индейцев скатились по склонам гор и добрались до белокожих атлетов, среди которых был и Кристофер Макдугл, будущий автор всемирно известной книги о жизни тараумара «Рождённый бежать».

Книга вышла в свет в 2009 году и разошлась по миру в трёх миллионах экземпляров, пробудив в людях интерес к скромному племени. Вскоре журналисты, этнологи, учёные и спортсмены ринулись на поиски тараумара, и каждый из них имел свои цели. На этом спокойная жизнь рарамури закончилась.

Вскоре индейцы начали принимать участие в местных ультрамарафонах и занимать все первые места, налегке обгоняя запыхавшихся соперников. На одном из стартов с представителями племени столкнулся уже знакомый нам Скотт Джурек, в те годы только начинавший свой беговой путь. Опыту общения с рарамури Скотт посвятил одну из глав своего бестселлера «Ешь правильно, беги быстро», снова напомнив человечеству о подвигах незаметного племени.

И уже очень скоро упоминание о рарамури начинает появляться практически в каждой книге, посвящённой аэробным нагрузкам и бегу на длинные дистанции, и таинственные бегуны выходят из тени и открываются миру.

Где живут «рождённые бежать»

Если вы когда-либо надумаете отыскать легендарное племя с целью перенять их беговой опыт, будьте готовы, что это путешествие потребует от вас немалых усилий, а поиски и вовсе могут не увенчаться успехом. Но даже если вам удастся наткнуться на представителя тараумара, нет никаких гарантий, что он захочет впускать вас в круг доверия и тем более делиться с вами секретами предков. Вполне возможно, что он просто пронесётся мимо едва уловимым потоком ветра и растворится в зарослях мексиканских лесов.

Строчка из самой известной из существующих книг о рарамури гласит: «Найти их можно лишь в том случае, если сами рарамури этого пожелают». Так американский писатель и журналист Кристофер Макдугл охарактеризовал свои поиски загадочных бегунов.

В конечном итоге автору бестселлера «Рождённый бежать» удалось обнаружить селение рарамури, но ещё раньше ему пришлось пробраться через самые опасные районы Мексики, контролируемые мафией и наркоторговцами.

Читайте по теме: 35 книг о беге, которые вдохновят вас на новые достижения

Благодаря вышедшей в свет книге, человечество узнало о скрывающемся в горных районах Мексики племени, всё больше экспертов, спортсменов и исследователей стали интересоваться их культурой, историей и физиологией. Благодаря этим исследованиям, нам стало известно, что предки тараумара пришли с тихоокеанского побережья Мексики около трёх тысяч лет назад.

В то время тараумара жили в восточной части Сьерры. Они не имели организованных центров и селились группами, не превышающими по численности сотни человек, в хаотичном порядке. Теперь рарамури живут в горных районах Мексики, некоторые из них расположились на дне Медного каньона.

Большая часть населения занимает территорию в 65 000 км² на юго-западе штата Чиуауа в части Западной Сьерра-Мадре, получившей название Сьерра-Тараумара, на высоте 1500-2400 м над уровнем моря.

Что способствовало развитию выносливости рарамури

Исторические события

По словам самих рарамури, «бегающим» народом их сделала сама жизнь. Испокон веков тараумара считали себя мирным народом, непривычным сражаться и проливать кровь за власть и земли. Единственным способом уберечь свою семью от постоянных гонений было – убежать прочь.

Началось всё с христианизации и колонизации тараумара, которых принудили работать на испанских рудниках: чтобы облегчить себе работу, миссионеры попытались сосредоточить их в поселениях вокруг своих миссий, но натолкнулись на сильное сопротивление.

После этих событий вторая половина XVII века погрязла в кровавых конфликтах, во время которых тараумара трижды поднимали восстания, но безуспешно. В этот тяжёлый для коренного населения период значительная часть племени была истреблена эпидемиями и испанскими завоевателями. Часть уцелевших объединилась с другими индейскими племенами, другие же бежали на юго-запад Сьерры, где, изолировавшись, смогли сохранить свою культуру и религию.

На смену колонизаторам пришли наркоторговцы, посягнувшие на территории невинного племени. Вместе с наркотрафиком к хижинам индейцев протянулись асфальтированные дороги, инфраструктура, полиция и люди, видеть и терпеть которых у индейцев тараумара не было ни малейшего желания.

И снова относительно осёдлый образ жизни превращается в кочевой. Так и продвигались рождённые бежать или «убегать» всё выше в безжизненные горы и раскалённые сухие каньоны.

Фото: Marcos Ferro, Aurora Pictures, Alami/ источник: nationalgeographic.com

Место обитания

Колоссальная выносливость членов племени во многом объясняется не только историческими событиями и условиями проживания. Как мы уже сказали, местом обитания племени являлось высокогорье, где нехватка кислорода в совокупности с изнуряющей жарой повлияли на работу всех систем организма.

Это привело к анатомическим изменениям, закрепившимся на уровне генетического кода всех членов племени. Такие метаморфозы позволяют тараумара расходовать на 10% меньше энергии, чем атлетам, живущим на плоскогорье.

Следует учесть, что ближайшие населённые пункты тараумара разделены десятками километров, для преодоления которых жители используют лучшее средство передвижения – бег.

Образ жизни

Здесь можно провести аналогию с хорошо известными в беговом мире жителями Кении, с детства привыкшими выполнять изнурительную и монотонную работу под палящими лучами раскалённого солнца. Биография многих африканских атлетов сводится к одному началу: с раннего возраста этим ребятам приходилось добираться до ближайших населённых пунктов, школ, работы на своих двоих, что постепенно сделало их тело в некоторой степени невосприимчивым к длительным аэробным нагрузкам.

Схожая история произошла и с нашими героями, с детства приученными к тяжёлому труду на раскалённых кукурузных полях и возделыванию безжизненной гористой почвы.

Читайте по теме: Как тренируются кенийские бегуны

Охота

Сыграла свою роль и охота: известно, что рарамури выходили на охоту безоружными, они не использовали луки или копья, а просто загоняли свою жертву до изнеможения, часами напролёт преследуя её по лесам и склонам Сьерры, пока добыча сама не свалится замертво.

Как выглядит представитель бегущего племени

Адаптация к высокогорным условиям наложила отпечаток и на внешний облик рождённых бежать. Рарамури при своём небольшом росте и сухощавой фигуре обладают довольно развитой мускулатурой и жилистым телосложением, что позволяет им выполнять силовую работу без ущерба для аэробных нагрузок.

Ноги их кажутся непропорционально худыми, но в них скрыта поразительная сила и мощь, перемещающая их без остановки по склонам выжженных хребтов Сьерры.

По словам автора «Рождённого бежать», рарамури имеют грубые черты лица, что создаёт впечатление, будто лица их высечены из камня. В целом, облик их мало чем отличается от представителя любого другого индейского племени: крупный нос, будто вычерченные по линейке губы и скулы, смоляные волосы и потемневшая от беспощадного солнца кожа, которая из-за постоянных ветров и сухого воздуха напоминает потрескавшееся дно Каньона.

Как ни парадоксально, у женщин телосложение более массивное, чем у мужчин. Всё потому, что женщины здесь выполняют большую часть работы по хозяйству, отдавая тем самым «предпочтение» силовым тренировкам, в то время как мужская половина часами, а иногда и сутками рассекает по горным просторам, разрабатывая медленные мышечные волокна.

В чём они бегают

Тренировочный костюм рарамури ничем не отличается от их повседневной одежды и представляет собой типичный этнический образ индейца.

Сверху они предпочитают носить свободные пончо или рубашку, а на ногах – самодельные сандалии. Эти же сандалии являются фирменной беговой обувью Тараумара, в которых бегуны и преодолевают самые дальные дистанции.

Сандалии состоят из кожаной подошвы и тесьмы, которой атлет приматывает подошву к ступне. Звучит не просто не слишком надёжно, но даже пугающе, ведь по пути можно сбить ноги о камни, поскользнуться на глине, порвать подошву и вылететь с обрыва. А как же протектор и мембранная защита, прописанная в необходимом снаряжении на любом соревновании по трейлраннингу? Получается, можно обойтись и без этого?

Можно, если вы знаете технику естественного бега и используете минималистичную обувь, без амортизации и поддерживающих элементов.

Впрочем, один атлет попробовал бегать по методу рарамури и избавился от травм и дефектов стопы, закованной в современную спортивную обувь. Более того, его нога стала на два размера меньше.

К слову, на одном из забегов рарамури было предложено «прорекламировать» кроссовки известного бренда, индейцы согласились, только вот уже на середине дистанции убили эти кроссовки в хлам и заменили их на старые добрые «бегущие подошвы». При этом бежать в удобной обуви им было жутко некомфортно, из-за чего темп и лёгкость бега заметно снизились.

Чем они питаются

Издревле члены индейского племени добывали пищу на охоте, рыболовстве, параллельно занимаясь собирательством и сельским хозяйством. Почва здесь не слишком плодородна, но рарамури приноровились выращивать скромный урожай даже на склонах окружающих их гор.

Самым популярным продуктом здесь считается кукуруза, из которой «рождённые бежать» могут приготовить всё, что душа пожелает – от каши до фирменного пива «тесгуино». Кукуруза здесь ценится настолько высоко, что её выставляют в качестве залога, уплаты долга, ставки в споре и даже выигрыша.

К примеру, однажды Скотт Джурек бросил рарамури вызов, пригласив их сразиться с ним в беговом поединке. В качестве награды был выбран фургон кукурузы. То был первый в истории существования племени раз, когда белый человек обогнал самых выносливых представителей племени, завоевав кукурузу и уважение рарамури. Правда, кукурузу Джурек всё равно отдал обратно.

Привычный индейский рацион обычно состоит из фасоли, тыквы, хлопчатника и, конечно же, семян чиа, считавшихся пищей богов ещё со времён ацтеков, подносивших их своему королю в качестве дани. Ацтеки-бегуны обычно ели семена чиа перед сражениями.

О полезных свойствах этих семян европейцам стало известно сравнительно недавно, у рарамури же эти плоды ценятся на вес золота. Считается, что именно регулярное потребление чиа насыщает атлетов энергией и помогает восстановиться после долгих нагрузок.

Теперь найти эти семена стало совсем просто, более того, в крупных российских магазинах можно найти напиток, содержащий сок и мякоть фруктов и чиа. Называется этот напиток – «Тараумара».

В основном рарамури придерживаются вегетарианского питания, употребляя в пищу больше овощей и круп, но бывает, что на их столе появляются и мясные блюда. С древних времён объектами охоты индейцев были фазаны, цапли, утки, перепела, кролики, еноты, скунсы, белки и другие грызуны, олени, кабаны, ящерицы, лягушки, медведи и волки.

При всех своих невероятных физических нагрузках Тараумара – заядлые любители алкоголя. Может показаться странным, но текила здесь льётся с утра до вечера, а утром типичный рарамури, опохмелившись, снова пускается в стокилометровый бег по горам. Всё потому, что бег здесь не считается спортом или тренировкой, бег – это часть жизни, естественный способ передвижения и философия.

В качестве лекарственных растений используются пейотль, табак, дурман, тростник, костёр, мята, мыльный корень, юкка и душица.

Секретный рецепт номер 1

Макдугал рассказывает о чудотворном напитке, дающем силу и прилив энергии, называя его «Ред Буллом домашнего производства». Всего от пары глотков энергия разливается по жилам, ноги сами несут вас на вершину, будто вы хлебнули ударную дозу кофеина. Это делает человека способным бежать весь день без отдыха.

«Энергетик» представляет из себя «бутыль из тыквы с какой-то вязкой слизью, похожей на рисовый пудинг, но только без риса, со множеством пузырьков с черными точками (чиа). Подробный рецепт разгадать так и не удалось, или сами рарамури настояли на сохранении тайны изготовления своего «Ред Булла».

Секретный рецепт номер 2

У искиате (напитке сверхмарафонцев) есть и другой рецепт – чиа фреска. Его готовят, растворяя в воде семена чиа с небольшим количеством сахара и шипучки из лайма. Эти крошечные семена буквально напичканы омега-3, омега-6, протеином, кальцием, железом, цинком, клетчаткой и антиоксидантами.

Словом, с точки зрения питания и пристрастия к спиртному образ жизни тараумара – страшный сон тренера. А что насчёт тренировок?

Как тренируются тараумара

Слово «тренировка» здесь будет не совсем уместно, ведь тараумара не тренируются, а расслабляются, становясь одним целым с природой. Они не готовятся к соревнованиям, и даже в день старта, когда другие бегуны настраиваются, разминаются и десять раз проверяют необходимую экипировку, они стоят в стороне и с усмешкой курят табак.

Тараумара не разминаются, не делают растяжку, а спокойно идут к месту старта, смеясь и перебрасываясь шутками, – и на протяжении следующих сорока восьми часов бегут, как заведённые.

Главный секрет, позволяющий им уберечь себя от травм и страданий, – лёгкость и естественность. Рарамури говорят, что человечество позабыло саму суть жизни, подразумевая беспрерывное движение. Вы когда-нибудь видели дикую лошадь, пересекающую прерию со страдальческим выражением лица? В природе нет места неестественному, а человек – одно из творений этой природы.

По словам очевидцев, тараумара бегут так, будто скользят по поверхности, еле касаясь её, а на лице их всегда царит улыбка и наслаждение бегом. Они делают это в любую погоду и при этом очень скромно питаются.

Как развлекаются

Досуг здесь принято проводить за распитием кукурузного пива и драками.

Впрочем, и здесь существуют спортивные игры и состязания, самой популярной из них является игра в мяч, напоминающая современное регби. Рарамури играют в неё с самого детства, а так как главным козырем в ней является скорость и выносливость, позволяющие продержаться в игре как можно дольше, то такое развлечение можно по праву считать отличной подготовкой и длительными аэробными нагрузками.

Выступают ли рарамури на соревнованиях?

Выйдя из тени, рарамури мало-помалу начали участвовать в местных соревнованиях. И, как следовало ожидать, каждый раз появляясь на линии старта, индейцы всей своей дружной компанией приходили на финиш первыми.

Несмотря на заметный успех, выигрыш никогда не являлся для них самоцелью, да и само участие в соревнованиях было для них лишь своеобразным развлечением. Впрочем, если кому-то удавалось обогнать или хотя бы приблизиться к представителю тараумара, такой дерзкий поступок воспринимался как вызов, и на следующие соревнования племя выставляло самых лучших и «прожжённых» своих бегунов.

Например, в 1994 году в горах Колорадо фаворитом была американская спортсменка Энн Трейсон, занявшая второе место. Первое и третье досталось тараумара. Это и другие события подробно описаны в книге «Рождённый бежать».

Излюбленными стартами тараумара являются «Вестерн Стейтс» (Western States Ultratrail) – ультрамарафон, который ежегодно проходит на трейлах Сьерра-Невады в Калифорнии в последние выходные июня, и ультразабег «Ледвилл Трейл 100» (Leadville Trail 100 Run), ежегодно проводимый по грунтовым дорогам около Ледвилла, Колорадо, посреди Скалистых гор.

Однажды некто Фишер пригласил индейцев на забег в Ледвилле, обманом получив от их победы крупную прибыль. Победителям он дал только несколько мешков кукурузы, прилюдно унизив их достоинство и лишний раз продемонстрировав хитрость и эксплуататорский характер «белого» человека.

Тараумара поняли это и более в соревнованиях не участвовали. Однако их результат оказал на беговое сообщество сильное впечатление, и всё больше исследователей, тренеров, спонсоров и простых бегунов обращаются к их накопленному веками опыту.

Так что же мы знаем о человеческой выносливости, и где скрываются эти границы, не позволяющие нам бегать по 200 километров в день, обходясь только водой и кукурузной лепёшкой? Ответ на этот вопрос каждый может найти внутри себя самого.

Поделитесь с друзьями:

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Как выбрать кроссовки для бега: большое руководство

Главный элемент экипировки бегуна — это обувь. От её качества, функциональности и удобства во многом зависит спортивный результат, травмобезопасность и впечатления от пробежки. В помощь…

ПОПУЛЯРНОЕ

Тараумара | Общественный музей Милуоки

«Костюм Сьерра Тараумарас» от Беннета и Зингга (1935 г.)
 

Тараумара, или самоназванные рарамури, — одно из крупнейших коренных племен Северной Америки, насчитывающее почти 100 000 человек. Большинство из них сконцентрировано в высокогорьях Западной Сьерра-Мадре в Мексике, в то время как другие предпочитают жить в лас-барранкас — ущельях Сьерра-Мадре. Несмотря на свою многочисленность, племени до недавнего времени удавалось оставаться относительно независимым от окружающей мексиканской культуры. Это в первую очередь результат сурового ландшафта, в котором они живут, и их общего нежелания принимать чужаков.

Штат Чиуауа также известен как «Сьерра Тараумара»
в честь племени тараумара, населяющего этот регион. Предоставлено Википедией.

 

Тараумара сохранили традиционные культурные обычаи в свете постоянно растущего давления извне; во многих случаях они до сих пор полагаются на обычаи своих предков. Конкистадоры вступили в контакт с тараумара в 16 веке и привезли с собой христианских миссионеров, домашних животных, культурные фруктовые деревья, стальные инструменты и некоторые музыкальные инструменты. Тараумара в той или иной степени включили эти концепции и предметы в свою повседневную жизнь; однако их популярное название «Тараумара» является наиболее очевидным испанским влиянием — неправильный перевод собственного названия группы, Рарамури.

По словам основных этнографов тараумара, Венделла Беннета и Роберта Зингга, племя 80 лет назад «можно считать почти кочевыми земледельцами» (1930:14) из-за выращивания кукурузы и скотоводческого образа жизни. . В прошлом для сельского хозяйства можно было использовать только небольшие участки земли, поэтому тараумара были вынуждены переезжать, чтобы обеспечивать пропитание круглый год. В настоящее время земли тараумара резко меняются из-за массовых лесозаготовок и производства наркотиков.

Сьерра-Мадре имеет два противоположных климата: прохладное нагорье и тропический барранка (ущелья). Горная местность дает пиломатериалы и землю для выпаса овец, крупного рогатого скота и коз, а также такие культуры, как пшеница и кукуруза. Те, кто живет в барранках, выращивают фруктовые деревья, марихуану и табак. Многие тараумара, живущие в высокогорье, мигрируют в барранки, спасаясь от суровых зим и сохраняя свои стада в безопасности. Несмотря на разные ресурсы, обе группы тараумара ведут схожий образ жизни.

Небольшой процент тараумара также живет в пуэбло и часто упоминается как «мексиканизированный». Эти пуэбло состоят из христианизированных тараумара и имеют централизованную церковь, здание суда и тюрьму.

Недавнее давление со стороны мексиканского правительства, туристической индустрии и торговцев наркотиками бросает вызов традиционному образу жизни тараумара. Джинсы носят, а расфасованные продукты, такие как лапша рамэн, являются частью диеты тараумара. Проекты развития инфраструктуры, созданные местными органами власти, подвергают традиции племени еще большему риску. Правительство надеется сдержать постоянно растущую торговлю наркотиками за счет строительства в этом районе шоссе, отелей и новых предприятий, но этот рост также может вызвать значительные изменения в культуре.

Общественному музею Милуоки посчастливилось иметь одну из крупнейших коллекций тараумара в Соединенных Штатах. Эта коллекция, насчитывающая более 300 предметов, представляет тараумара до того, как в нее вторглись широко распространенные современные изменения. Некоторые из предметов можно увидеть на выставке на 3-м этаже музея в выставочной зоне Средней Америки.

 

Веб-страница разработана стажерами кафедры антропологии Дженной Збихорски, 2011 г., и Ребеккой Райан, 2012 г.

За дополнительной информацией обращайтесь к Доун Шер Томэ.

Культура и история | Общественный музей Милуоки

Определено как Бегуны

«Каждый молодой тараумара мечтает стать великим бегуном».

Bennett and Zingg (1935)
 

Многие переводы имени тараумара Рарамури включают «бегун», «легкие ноги» или «те, кто хорошо ходят». Ходьба и бег на длинные дистанции являются неотъемлемой частью жизни тараумара. Местность их родины заполнена множеством предгорий, пустынь, ущелий и рек — все на большой высоте, что делает использование вьючных животных очень затруднительным. Тараумара считают более эффективным передвигаться пешком (часто босиком), иногда преодолевая пять миль, чтобы добраться до следующей соседней фермы. Некоторые охотники-тараумара загоняют свою добычу до изнеможения, вместо того чтобы использовать лук, стрелы или пули.

Отличные бегуны занимают более высокое социальное положение в общинах тараумара, и этот талант выходит за гендерные границы. Концепция бега прививается мальчикам и девочкам с самого раннего возраста и поддерживается на протяжении всей жизни с помощью соревновательных игр, таких как пешие бега или palillo , игра, напоминающая лакросс, но с интенсивностью регби, которая может длиться в течение нескольких дней. и несколько сотен миль. Тараумара широко известны среди посторонних ( чабочи ) за их удивительную способность бегать на длинные дистанции, что наблюдается на олимпийских и ультрамарафонских трассах.

Пешеходные бега тараумара являются общественным делом. Одни участвуют в скачках, другие готовят еду, а третьи заранее участвуют в пари. Гонки по кикболу, называемые dalahípu или dalahípami , являются крупными событиями в пуэбло Тараумара, подготовка к которым начинается за три дня до самой гонки. Настоящая гонка состоит из двух команд до 12 человек, каждая из которых должна преодолеть ту же дистанцию, что и его товарищи по команде (2–12 миль), передавая ногами трехдюймовый деревянный мяч вперед и назад. Обычно трасса выбирается для самой ровной поверхности, но часто это невозможно. Бегунам придется пересекать ручьи, взбираться на холмы и прыгать через заборы, продвигая мяч вперед к товарищам по команде. Продолжительность каждой гонки определяется количеством пройденных миль; более короткие гонки длятся несколько часов, а более длинные гонки могут длиться более дня.

У женщин также есть версия этой расы, называемая dowérami . Вместо мяча для прогресса используются палки и обручи, но применяются те же основные правила.

Ставка, называемая táli , считается одной из самых важных частей гоночных событий. У каждой команды есть как минимум три tcokéame , которые собирают ставки и имеют дело с tcokéame другой команды (Bennett and Zingg, 1935). Все ставки тщательно сопоставляются, принимаются и сохраняются до начала гонки. То, что может показаться развлечением, на самом деле является важным социальным и культурным начинанием для тараумара.

Кооперативный труд

На протяжении веков деньги не были движущей силой в экономике тараумара; люди использовали и продолжают использовать тип бартерной системы для приобретения многих товаров и услуг. Когда людям нужна помощь на их земле, рабочих «нанимают» для выполнения любой необходимой задачи в службе, называемой tesgüinada. Работники обычно соседи или родственники (иногда и то, и другое). В обмен на помощь человек, получивший пользу от работы, дает еду и tesgüino , спирт на основе кукурузы, который ценится среди тараумара. В большинстве случаев, если человек богат, а работа большая, проситель может бросить tesgüinada в качестве компенсации.

Этот тип кооперативного труда также используется, когда предметы нужны; ни один тараумара не подумает дважды, чтобы одолжить товары или услуги другому человеку в сообществе. Концепция кооперативного труда настолько фундаментальна в культуре тараумара, что отказ от помощи может привести к отлучению от общества. Хотя можно проводить различия между «бедными» и «богатыми» в зависимости от количества скота или земли в собственности, считается, что каждый человек, кроме шамана, имеет одинаковое социальное положение.

Гендерные роли

В обществе тараумара мужчины и женщины зависят друг от друга, чтобы поддерживать свой полукочевой, сельскохозяйственный образ жизни. Роли взрослых четко разделены по полу, поэтому у каждого человека остается только половина навыков, необходимых для выживания в Медном каньоне. Хотя есть и другие причины для брака, тараумара «признают [это] и обсуждают брак как договоренность с учетом взаимных экономических потребностей одного пола в другом» (Bennett and Zingg 19).35: 78). Церемония бракосочетания конкретно говорит о том, что пара должна «быть трудолюбивыми» (Bennett and Zingg 1935: 225) и идет дальше, чтобы обрисовать в общих чертах обязанности пары. Женщина может владеть землей, но роль ее мужа состоит в том, чтобы обрабатывать ее, точно так же, как муж может владеть стадом овец, но обязанностью его жены является забота о них. Один не считается более полезным, чем другой, но и мужчина, и женщина являются частью «контракта двух экономических равных» (Bennett and Zingg 1935: 232). В то время как идеология строга в назначении гендерных задач, практичность часто может взять верх над ними. Некоторые обязанности, которые в первую очередь считаются мужскими, при необходимости могут быть выполнены его женой или детьми, и наоборот. Например, у тараумара ценится крупный рогатый скот, и мужчины в деревне заботливо ухаживают за ним, но если у них есть предварительные помолвки, женщины и дети наблюдают за стадом.

Мужчины

«Последние штрихи в скрипичном производстве» от Bennett and Zingg (1935)
Предоставлено University of Chicago Press.

 

Обязанности мужчины в обществе тараумара требуют, чтобы он работал вне дома. Основная роль мужчины-тараумара — работать лесорубом и плотником. Когда испанцы вторглись в этот район в 16 веке, был введен стальной топор, и густые сосновые и ясеневые леса стали огромным ресурсом для тараумара. Мужчины очень искусны и создают все, от жилищ и складов до музыкальных инструментов, используя лишь ручные инструменты и стальной топор.

Еще одна обязанность мужчины-тараумара, как уже упоминалось выше, — поддерживать и обрабатывать семейные поля. Это включает в себя вспашку, посев, сбор урожая и подготовку земли к следующему посевному сезону, не говоря уже об охране полей от надоедливых животных. Однако он не всегда делает это в одиночку; обычно его соседи-мужчины помогают в случае необходимости (см. Кооперативный труд). Во время сбора урожая мужчины собирают урожай и отправляются в близлежащие поселения (включая мексиканские), чтобы торговать или продавать предметы. Хотя женщины не присутствуют во время сделки, мужчины заранее консультируются с ними. Единственной мужской профессией является должность «должностных лиц», состоящая в основном из гобернадоров (вождей и представителей пуэбло), капитан , мэр и допилики.

Женщины

«Вставка рисунка в одеяло — ткачество» от Bennett and Zingg (1930)
Предоставлено University of Chicago Press.

 

В 1930-х годах Беннетт и Зингг признали, что «заготовка шерсти и прядение одеял — самая важная и трудоемкая задача женщины тараумара» (1935:90). Это включало уход за семейными стадами овец и коз, обрезку шерсти и все, что между ними, пока продукт не будет готов. Ткачество по-прежнему остается важной задачей, но адаптация западной одежды массового производства может изменить это в будущем.

Обеспечение бесперебойной работы домашнего хозяйства в Сьерра-Мадре — постоянная работа для женщин тараумара. Хотя магазины становятся все более распространенными вблизи территорий тараумара, большинство предметов повседневного обихода не покупаются; они часто создаются из местных материалов, в буквальном смысле «самодельные». Сбор, хранение и конструирование материалов должны выполняться с отточенным мастерством, отточенным с детства. Производство плетеных и гончарных изделий требует тонкости и стало больше, чем просто утилитарным; женщины теперь продают свои плетеные и гончарные изделия как местное народное искусство туристам, которые приезжают в этот район.

Инструменты для приготовления пищи — метаты и ложки, а также посуда для приготовления пищи — созданы хозяйкой дома. Гончарное производство было обычным делом для женщин тараумара, но теперь у многих есть современная посуда и сковороды. У большинства семей есть два набора сосудов; один для их летнего дома в высокогорье, а другой для их зимних пещерных жилищ в барранках .

Приготовление пищи и пиво на основе кукурузы, tesqüino, — очень важные обязанности женщин тараумара; и то, и другое необходимо не только для каждодневной трапезы, но и для целостных церемоний, лечения и tesqüinadas , которые поддерживают функционирование общества.

Дети

«Игрушки детей тараумара отражают образцы культуры, а их игры и времяпрепровождения воссоздают промыслы и занятия их старших» (Bennett and Zingg 1930: 97). У детей в обществе тараумара есть обязанности по дому со своими матерями и на пастбище с семейными стадами овец и коз. Обычно ребенок уходит далеко от дома, чтобы отвести стада на новые пастбища, проводя дни или недели только с собакой в ​​компании. «Эта обусловленность в детстве во многом ответственна за бесстрастное отношение взрослых тараумара» (Беннетт и Цингг 19).30: 15). Большая часть того, что делают дети тараумара, готовит их к взрослым ролям (считается, что они достигают 15-летнего возраста). Игрушки часто имитируют инструменты, которые используются представителями любого пола: модели коралов, каменные метаты и выстрелы из пращи используются в качестве своего рода «тренировки» перед тем, что должно произойти. В то время как гендерные обязанности могут выполняться противоположным полом, в мире ребенка роли очень различны и часто разыгрываются в играх.

Религия – шаманизм и христианство

Религия тараумара объединяет христианские и традиционные шаманские верования. Когда конкистадоры впервые столкнулись с тараумара в 16 веке, они попытались обратить их в христианство. Некоторые тараумара обратились (называемые bautizados ), но не полностью приняли все аспекты новой религии. Тех, кто не отождествляет себя с христианской церковью, называют язычниками, хотя в их верованиях не так много явных различий.

Шаман тараумара ( oorúgame или selínowa ) имеет несколько обязанностей: он целитель, ритуалист и защитник старых обычаев и общества. Шаман может быть практиком полный или неполный рабочий день и выполнять одну или несколько из следующих ролей: певец (поет церемониальные песни), экстрактор личинок (особый навык, которым обладают только некоторые шаманы), медио врач (тот, кто обладает обширными знаниями о лекарственных растениях), пейотеро (использует растение пейот в лечении) или помощник одного из этих лиц. Этим навыкам преемника шамана учат через ученичество. Роль шамана не является приписанным статусом — считается, что родословные обладают этими способностями — поэтому в большинстве случаев преемником является сын или дочь.

Когда конкистадоры и миссионеры вошли в Сьерра-Мадре, тараумара отступили в суровую местность Каньонов, но не избежали влияния захватчиков. Со временем тараумара разработали гибридную христианскую и шаманскую религию. Использование знаков креста, четок, распятий, имен святых и божеств и даже мессы было принято в этой системе. Сан-Хосе-су-Кристо, Дева Мария и Бог — святые и божества, признанные тараумара, каждый из которых сыграл важную роль в формировании их современного мира. Они признают Бога как единое божество, воплощающее трех человек. Он считается создателем всего в мире и архитектором и регулятором всех сил, которые приходят с ним.

«Головной убор, погремушка и веер танцовщицы-матахина» от Bennett and Zingg (1935)
Предоставлено University of Chicago Press.

Танцовщицы-матахини выступают на церемониях и церковных праздниках.

 

Тараумара верят, что у всех дышащих существ есть душа ( iwigála ). Согласно тараумара, душа — это то, что дает живым существам способность петь и говорить. Душа имеет характеристики, противоположные характеристикам повседневной жизни. Если человек холоден, значит, душа горяча; а если они спят, душа бодрствует и работает. «Ночь — это день луны; и в этот день мертвые и души функционируют» (Беннетт и Зингг 1935:323), эта душа пребывает в сердце, в то время как дыхательное горло снабжает ее воздухом, а легкие укрепляют ее.

Как и многие религии, тараумара верят в загробную жизнь, состоящую из рая и ада. Небеса имеют три плана существования; душа индивидуума начинается на низшем плане и живет своей обычной жизнью, как и на земле, пока не умрет и, надеюсь, не поднимется на следующий план. Если они достигнут третьего и последнего плана, они окажутся в доме самого Бога. Ад также имеет три плана существования, завершающиеся завершением огня. До введения христианства не было доказательств веры в ад или дьявола; это кажется более современной идеей.

История внешнего влияния

Археологические данные свидетельствуют о том, что тараумара населяли мексиканский штат Чиуауа почти 2000 лет. За последние 400 лет иностранные культуры оказали влияние на тараумара. Конкистадоры и миссионеры-иезуиты 16-го века были только началом, так как сегодняшние тараумара переняли многие элементы мексиканской материальной культуры и постоянно сталкиваются с потребностями этнического туризма и быстро развивающейся наркоиндустрией.

Испанцы и иезуиты

Цель конкистадора состояла в том, чтобы завоевать и колонизировать землю во имя испанской монархии. Воздействие на коренное население было разрушительным, пока не был принят Бургосский закон (1512 г.), запрещающий жестокое обращение с коренным населением в пользу поощрения обращения в католицизм. Когда испанцы пробирались вглубь страны к родным землям тараумара, группа сражалась, а затем медленно отступала дальше в высокогорья Медного каньона, надеясь избежать контакта с иностранцами. 0003 чабочи. Пересеченная местность какое-то время удерживала конкистадоров от преследования, но миссионеры-иезуиты медленно продвигались в каньон.

Медный каньон в Западной Сьерра-Мадре; дом тараумара.
Предоставлено Википедией.

 

Хотя мало что известно о тараумара до контакта с иезуитами, их влияние можно почувствовать и увидеть в современном обществе тараумара. Даже название «тараумара» является побочным продуктом испанского влияния, которое первоначально использовалось миссионерами для обозначения обращенных индейцев, но теперь используется во всем мире для всех людей рарамури (Baron 2008). Идеологии изменились и были сформированы миссионерами (см. Религия), что привело к возникновению новых ассоциаций и группировок. Между неевреями и обращенными существовал разрыв, и обе стороны ограничивали свое взаимодействие друг с другом. Пуэблос стал физически и духовно сосредоточен на церкви.

Когда испанцы обнаружили золото и серебро в Паррале, штат Чиуауа, Мексика в 1631 году, они двинулись в Медный каньон, привезя с родины новые технологии. Было введено много новых предметов, в том числе стальной топор и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, ослики, мулы и свиньи). Хотя до контакта с испанцами тараумара предположительно зависели от охоты и собирательства в лесном каньоне, их жизнь изменилась благодаря земледелию и животноводству. До недавнего времени крупный рогатый скот, овцы и козы были единственными поставщиками навоза, которым удобряют посевы, шерсти для одежды и небольшого количества белка, из которого состоит рацион тараумара.

Музыкальные инструменты, такие как скрипка, гитара, барабан и флейта, также были интегрированы в культуру тараумара. Документация об инструментах, очень похожих на скрипку (похожих на варган), существовала до прихода испанцев, но к моменту проведения исследования скрипки были полностью ассимилированы культурой.

В середине 18 века трения между иезуитами и инквизицией и новым королем Карлосом III (1760 г.) привели к изгнанию иезуитов из Испании и всех испанских территорий. После множества слухов о богатстве и власти, которые иезуиты приобрели в Новом Свете, миссионеры также были изгнаны из земли тараумара в 1767 году, что устранило непосредственное внешнее давление до современной эпохи (McChesney 2007).

Современные влияния

Карта современной территории тараумара.

Предоставлено questconnect.org.

 

В 1821 году, когда Мексика завоевала независимость от Испании, новое правительство призвало граждан переселяться дальше на территорию чихуахуа. Это привело к тому, что тараумара отступили дальше в Медный каньон. С тех пор мексиканское правительство, шахтеры, лесопилки, туристы и, совсем недавно, войны с наркотиками преследуют коренных жителей каньона.

Когда чабочи переселились на территорию тараумара, они принесли с собой новые отрасли торговли, прежде всего горнодобывающую промышленность. В 1856 году общинная собственность на землю была объявлена ​​вне закона министром финансов Мигелем Лердо де Техада, приняв Закон Лердо, который освободил больше земли для новых поселенцев в глубине Сьерра-Мадре. В 1870-х годах горнодобывающая промышленность Мексики процветала; золото, серебро и медь были найдены в крупных реках, составляющих Сьерра-Мадре, и новые граждане воспользовались этим (Андерсон 19).96). Тараумара использовались как источник дешевой рабочей силы для добычи полезных ископаемых и деревообрабатывающей промышленности на возвышенностях. Это привело к дальнейшему отступлению тараумара в каньоны, но это не помешало некоторым коренным народам «мексиканизироваться». Некоторые научились говорить по-испански, в то время как другие переняли мексиканские стили одежды, такие как шляпы из пальмовых листьев, хлопчатобумажные юбки и печально известные гуарачи

(покрышки или кожаные туфли).

В 1900-х годах иезуиты снова вошли в Мексику и расширили свои старые территории, создав приюты, больницы и клиники для тараумара. Однако во время мексиканской революции (1910-1920), земли, которые были приобретены иезуитами, и небольшой процент от того, что было захвачено в 1856 году, были возвращены племени.

Территория тараумара в настоящее время составляет примерно 50 000 квадратных миль — половина того, что было до контакта с европейцами (Baron 2008).

Влияние современного Запада привело к тому, что фаст-фуд ( chatarra ) заменил традиционную диету из кукурузы и бобов. Картофельные чипсы, кока-кола и банки из-под пива Tecate покупаются на деньги, полученные от «народного творчества» (резьба по дереву и куклы, ткани, гончарные и плетеные изделия), продаваемые туристам. Мужчины и женщины также отказываются от стиля одежды из хлопка, представленного испанцами, в пользу джинсов из денима.

Недавняя угроза торговцев марихуаной и героином сильно повлияла на образ жизни тараумара. Торговцы наркотиками, в основном опиумом и марихуаной, вторгаются на поля тараумара и, пользуясь изоляцией, перевозят через регион неограниченные поставки наркотиков и денег. Тараумара также нанимают для работы на полях. Заработок в этой отрасли значительно выше, чем можно заработать на продаже туристических товаров, а западные идеалы, ориентированные на деньги и престиж, становятся все более очевидными среди последующих поколений молодежи тараумара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *