Татарский пролив история названия – Невельской — не первооткрыватель Татарского пролива

Содержание

Где находится Татарский пролив, и почему он так назван?

В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада. Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном.

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Особенности и географическое положение

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

Чудо природы — Татарский пролив

Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера. Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.

Порты Татарского пролива

Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае.

Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.

Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Загадка Татарского пролива

Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.

Какой будет дамба?

Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.

autogear.ru

Татарский пролив — Азия — Планета Земля

Татарский проливГеография

Татарский пролив находится между материком Евразия и островом Сахалин, соединяя Японское и Охотское море. Северная его часть носит название Амурский лиман, который проливом Невельского сообщается с основной акваторией Татарского пролива, а с севера через Сахалинский залив — с Охотским морем. Впрочем, не все гидрографы склонны считать пролив Невельского и Амурский лиман частями Татарского пролива, указывая на заметные различия в гидрологическом режиме.Татарский относится к типу проливов, находящихся в бассейне одного океана, в данном случае — Тихого. Исходя из длины и ширины, Татарский считается самым крупным проливом в северном полушарии. Тем не менее при наименьшей глубине на фарватере около 8 м Татарский пролив — один из самых мелких в мире проливов, однако в среднем участке пролива значение глубины идет на сотни метров, а в южной части дно опускается до 1700 м. и ниже — это определившее рельеф дна северное продолжение шельфовой депрессии, сформировавшей Японское море.

В зимнее время пролив замерзает, в узком месте на севере образуя припай и, благодаря малой солености, превращаясь в природный мост, соединяющий остров Сахалин с материком. Толщина льда может достигать 1,5 м, и ледовый покров держится до 170 дней. Но в центральной и отчасти южной области, где температура воды выше, сильный ветер и течения, покрывается только плавучими льдами. Татарский пролив — самая холодная часть акватории, Японского моря, и зимой в этом месте формируется более 90% всего льда, наблюдаемого в Японском море. Здесь лед сохраняется до 80 дней в году.

Пролив был назван «Татарским», поскольку на картах XVIII в., когда он был открыт, области Южной Сибири, Дальнего Востока и большей части Китая относились к некой Восточной или Китайской Тартарии (Татарии) — полуфантастической стране, существовавшей в западной картографической и культурной традиции со Средних веков вплоть до нач. XIX в. Происхождение названия страны (и пролива) объясняется тем, что в старину татарами в России и западных странах называли не только конкретный народ — татарский, но и все прочие тюркские (и не только) народы Евразии, проживавшие восточнее Урала и Каспия вплоть до самого Сахалина.

Через Татарский пролив проходят морские пути из Охотского и Японского морей в устье реки Амур, также между материком и островом Сахалин.

Татарский пролив открывали с нескольких попыток, и даже великие мореплаватели не избежали при этом ошибок.

История открытия Татарского пролива полна недоразумений.

В 1787 г. корабли французского мореплавателя Жана-Франсуа Лаперуза (1741-1788 гг.) — фрегаты «Буссоль» и «Астролябия», на которых Лаперуз совершал кругосветное путешествие — вошли в пролив, ныне именуемый Татарским. У Лаперуза была точная информация от жителей японского острова Хоккайдо о том, что Сахалин — тоже остров. Но, идя проливом с юга на север и измеряя глубины, Лаперуз забеспокоился, увидев, что глубина становится все меньше и меньше. Сделав ложный вывод, что Сахалин — полуостров, Лаперуз приказал ложиться на обратный курс.

Впоследствии ошибку Лаперуза повторили еще несколько мореходов, а честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Невельскому (1813-1876 гг.). В 1849 г. он доказал, что по проливу могут проходить суда, хотя и с некоторыми ограничениями по осадке из-за мелководья.

Природа берегов пролива — суровая, приспособившаяся к ветру и низким температурам. Северные берега пролива низменные, южные, где к самому берегу подходит хребет Сихотэ-Алинь, — гористые, с узкими долинами и ущельями, что стало следствием процесса образования пролива в результате древней тектонической деятельности и повышения уровня воды Мирового океана. На берегах растут елово-пихтовые и березовые леса. В водах пролива обитают серый кит, пятнистый тюлень, морской котик, сивуч.

Татарский пролив — важный район промышленного морского рыболовства. Добываются главным образом сардина, включая иваси, треска, сельдь, камбала, палтус, навага. Рыбы очень много, ее добывают суда, базирующиеся в портах Холмск, Ванино, Александровск-Сахалинский.

На прибрежных участках Татарского пролива обитает значительная популяция синего краба, являющегося объектом промысла.Татарский пролив на карте

Общая информация

Местоположение: Дальний Восток, северо-запад Тихого океана.
Акватория: Японское море.
Порты: Холмск — 28 751 чел. (2015 г.), Советская Гавань — 25 147 чел. (2016 г.), Ванино — 15 559 чел. (2016 г.), Невельск — 10603 чел. (2015г.), Александровск-Сахалинский — 9720 чел. (2015 г.).
Языки: русский, нанайский, нивхский.
Этнический состав: русские — более 90%, украинцы, нанайцы, корейцы, эвенки, ульчи, нивхи.
Религия: православие.
Острова: Монерон, Пиламиф (в Амурском лимане).
Соседние территории и акватории: на севере — Охотское море, на востоке — остров Сахалин (Сахалинская область, Россия), на западе — материковая Евразия (Хабаровский край, Россия).

Цифры

Длина: 663 км.
Ширина: на юге — до 324 км, на севере — до 40 км, самое узкое место — 7,3 км (пролив Невельского).
Глубина наименьшая на фарватере: 8 м (прол. Невельского — 7,2 м).
Приливы: полусуточные и смешанные, высота до 2,7 м; в Амурском лимане — неправильные суточные (выше 2 м).

Климат и погода

Морской, муссонный.
Средняя температура января: -14°С.
Средняя температура июля: +17°С.
Средняя температура воды летом: +11°С.
Среднегодовое количество осадков: около 800 мм.
Относительная влажность воздуха: 85%.

Экономика

Транспортные морские пути.
Морское рыболовство.

Достопримечательности

Природные

Отроги горного хребта Сихотэ-Алинь, сопки, бухты, скалы Три брата (символ острова Сахалин), лежбище сивучей (Невельск).

Город Холмск

Железнодорожный мост («Чёртов мост», 1920-е гг.), японские маяки (1928 г.), Мемориальный комплекс первооткрывателям Сахалина, памятники эпохи губернаторства Карафуто (фрагменты синтоистского храма Маока-дзиндзя, постамент памятника Бато Каннон, павильоны Госинэйхоандэн), памятник советским воинам, павшим в 1945 г. при освобождении города, Приморский бульвар с набережной.

Город Ванино

Памятник жертвам политических репрессий.

Город Александровск-Сахалинский

Краеведческий музей имени А.П. Чехова и Историко-литературный музей «Чехов и Сахалин», здание бывшего казначейства (1880 г.), маяк на мысе Жонкьер (1864 г.).

Любопытные факты

  • На старых географических картах Российской империи Татарский пролив иногда именуется Тартарским заливом. Путаница стала результатом с одной стороны приверженности некоторых российских картографов и исследователей Сибири, включая И. Евреинова и Ф. Лужина, европейским традициям писать Татарию через «р», с другой стороны это подчеркивало экстремальность географического положения восточных земель и непонятность культуры их обитателей («тартар» — синоним понятия «ад»).

  • В 1993 г. в Невельске открыт памятный знак жертвам сбитого неподалеку от Сахалина самолетом советских ВВС в 1983 г. южнокорейского самолета «Боинг-747» рейса KAL-007.

  • Знаменитые туманы Татарского пролива являются результатом того, что господствующий летом восточный ветер понижает температуру воздуха над относительно теплой водой.

  • После Лаперуза к ошибочному заключению, что Сахалин — полуостров и, следовательно, никакого пролива между ним и материком нет, пришли и другие знаменитые путешественники — британский мореплаватель Уильям Броутон (1762-1821гг.) в 1796 г. и русский адмирал Иван Крузенштерн (1770-1846 гг.) в 1805 г.

  • В порту Ванино установлен камень с мемориальной доской в память о легендарном подводнике Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Александре Маринеско (1913-1963 гг.), отбывавшего наказание в этих местах.

  • В разное время предпринимались попытки соединить Сахалин с материком, пользуясь относительной узостью пролива в некоторых местах. Сахалинский железнодорожный тоннель — незавершенное строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, начатое по предложению И.В. Сталина в 1950 г. Одна из строек ГУЛАГа, свернутая в 1953 г. после смерти Сталина. Также разрабатывались проекты соединения материка с Сахалином дамбой, что могло бы (вероятно) ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края. Возможные последствия осуществления подобного проекта для природы и человека так точно и не выяснены.

geosfera.org

Где находится Татарский пролив, и почему он так назван?

Путешествия 25 апреля 2014

В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада. Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном.

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Особенности и географическое положение

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

Чудо природы — Татарский пролив

Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера. Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.

Порты Татарского пролива

Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае. Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.

Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Загадка Татарского пролива

Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.

Какой будет дамба?

Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.

Источник: fb.ru

monateka.com

Татарский пролив история названия — Карты всех стран и городов мира

09.08.2018 в 06:07

В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада.

Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном.

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Особенности и географическое положение

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте.

Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

Чудо природы — Татарский пролив

Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера.

Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.

Порты Татарского пролива

Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае.

Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.

Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Загадка Татарского пролива

Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.

Какой будет дамба?

Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.

Source: fb.ru

vodakarta.ru

Этимология названия Татарского пролива

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Географический факультет

Кафедра геодезии, картографии и геоинформатики

РЕФЕРАТ

«Татарский пролив: этимология названия»

Выполнил: студ. 103 гр. ГФ

Шайкунова Р.Б.

Руководитель работы: Примаченко Е.И.

Саранск 2015

Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островомСахалин, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив.

__Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

__Название связано с тем, что вплоть до начала XIX в. европейские географы называли земли Приамурья и Приморья Татарией.

Татарский пролив, который отделяет остров Сахалин от материка Азии и никакого отношения к татарам не имеет. Так его наименовал французский мореплаватель Лаперуз в 1787 году, ошибочно полагая, что «Татария» — страна, простирающаяся до побережья Тихого океана. И населяют ее, естественно, татары. А к татарам в Западной Европе того времени причисляли все зауральские народы и народности.

Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII векахиспользовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому народу, в числе которых, например, казанские, крымские и сибирские татары, но и к большинству остальных тюркских народов Евразии, проживавших ранее и проживающих ныне на территориях Причерноморья, восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки, Сахалина и Курильских островов.

www.prodlenka.org

Почему татарский пролив так называется — Все карты мира

В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада. Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном.

Содержание статьи:

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Особенности и географическое положение

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

Чудо природы — Татарский пролив

Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера. Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.

Порты Татарского пролива

Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае. Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.

Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Загадка Татарского пролива

Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.

Какой будет дамба?

Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.

Source: fb.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Татарский пролив — Почему Татарский пролив назвали именно так? — 2 ответа



татарский пролив википедия

Автор Ленар Ахметшин задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

Почему Татарский пролив назвали именно так? и получил лучший ответ

Ответ от Камчибек[гуру]
Название свое этот пролив получил от французского мореплавателя Ж. Ф. Лаперуза, который исследуя этот район Тихого океана, принял пролив за залив, омывающий полуостров Сахалин, а местное население — за татар.
Выдающийся русский мореплаватель Г. И. Невельский исправил две первые ошибки, а что касается последней, то хоть и известно, что на берегах пролива живут не татары, а удэгейцы, за ним так и закрепилось это ошибочное название.
Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в XVI—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к национальностям, известным ныне как татары, но и к большинству тюркских, монгольских, и тунгусо-маньчжурских народов северной Евразии.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему Татарский пролив назвали именно так?

Ответ от Ёоломон Сальмонелло[гуру]
Татары его открыли! Наверное…

Ответ от Helga[гуру]
Название связано с тем, что вплоть до начала XIX в. европейские географы называли земли Приамурья и Приморья Татарией. ( Топонимический словарь)
Татарский пролив, который отделяет остров Сахалин от материка Азии и никакого отношения к татарам не имеет. Так его наименовал французский мореплаватель Лаперуз в 1787 году, ошибочно полагая, что «Татария» — страна, простирающаяся до побережья Тихого океана. И населяют ее, естественно, татары. А к татарам в Западной Европе того времени причисляли все зауральские народы и народности. ссылка…
О татарах и содержании этнонима татары
Из письменных исторических памятников известно, что татарами еще до нашей эры назывались племена, которые жили на соседних с Китаем территориях и имели с этой страной самые тесные военно-политические отношения. Начиная с IX в. китайские историки всех кочевников именуют белыми татарами, монголов, маньчжуров и тунгусов — черными татарами. Со времен монголо-татарских завоеваний этот этноним получает широкое распространение в Восточной и Западной Европе. Здесь с XIII в. татарами начинают называть все тюркские, монгольские, маньчжурские, финно-угорские, даже палеоазиатские племена и народности. Так, например, татарами называли орочей, обитающих у берегов Тихого океана, язык которых относится к палеоазиатской группе, и этот регион полностью относили к Тартарии, отсюда и наименование Татарского пролива

Ответ от Ѐим[новичек]
Татарами в средневековой Европе называли в первую очередь русских. Так на многих европейский картах Татария граничит сразу с Европой. Т. е. никакой России или Московии нет. На некоторых картах на территории обозначенной как Татария в западной части указывалась мелкими буквами Московия. Также в средние века Северный Ледовитый океан на европейских картах и глобусах назвается Татарским океаном или морем. Никаких удэгейцев на берегах этого океана не было, жили отдельные народности Севера, но преобладающим населением были поморы и староверы. Все эти карты и глобусы можно увидеть в Государственном историческом музее (зал 18 века) или в интернете.

Ответ от Геральд Бережнов[новичек]
И ещё одно уточнение — Великая Тартария (Русы — дети Тарха и Тары), а пролив Тартарский.


Татарский пролив на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Татарский пролив

2oa.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о