Татарское море – Татарское море Википедия

Татарский пролив — Азия — Планета Земля

Татарский проливГеография

Татарский пролив находится между материком Евразия и островом Сахалин, соединяя Японское и Охотское море. Северная его часть носит название Амурский лиман, который проливом Невельского сообщается с основной акваторией Татарского пролива, а с севера через Сахалинский залив — с Охотским морем. Впрочем, не все гидрографы склонны считать пролив Невельского и Амурский лиман частями Татарского пролива, указывая на заметные различия в гидрологическом режиме.Татарский относится к типу проливов, находящихся в бассейне одного океана, в данном случае — Тихого. Исходя из длины и ширины, Татарский считается самым крупным проливом в северном полушарии. Тем не менее при наименьшей глубине на фарватере около 8 м Татарский пролив — один из самых мелких в мире проливов, однако в среднем участке пролива значение глубины идет на сотни метров, а в южной части дно опускается до 1700 м. и ниже — это определившее рельеф дна северное продолжение шельфовой депрессии, сформировавшей Японское море.

В зимнее время пролив замерзает, в узком месте на севере образуя припай и, благодаря малой солености, превращаясь в природный мост, соединяющий остров Сахалин с материком. Толщина льда может достигать 1,5 м, и ледовый покров держится до 170 дней. Но в центральной и отчасти южной области, где температура воды выше, сильный ветер и течения, покрывается только плавучими льдами. Татарский пролив — самая холодная часть акватории, Японского моря, и зимой в этом месте формируется более 90% всего льда, наблюдаемого в Японском море. Здесь лед сохраняется до 80 дней в году.

Пролив был назван «Татарским», поскольку на картах XVIII в., когда он был открыт, области Южной Сибири, Дальнего Востока и большей части Китая относились к некой Восточной или Китайской Тартарии (Татарии) — полуфантастической стране, существовавшей в западной картографической и культурной традиции со Средних веков вплоть до нач. XIX в. Происхождение названия страны (и пролива) объясняется тем, что в старину татарами в России и западных странах называли не только конкретный народ — татарский, но и все прочие тюркские (и не только) народы Евразии, проживавшие восточнее Урала и Каспия вплоть до самого Сахалина.

Через Татарский пролив проходят морские пути из Охотского и Японского морей в устье реки Амур, также между материком и островом Сахалин.

Татарский пролив открывали с нескольких попыток, и даже великие мореплаватели не избежали при этом ошибок.

История открытия Татарского пролива полна недоразумений.

В 1787 г. корабли французского мореплавателя Жана-Франсуа Лаперуза (1741-1788 гг.) — фрегаты «Буссоль» и «Астролябия», на которых Лаперуз совершал кругосветное путешествие — вошли в пролив, ныне именуемый Татарским. У Лаперуза была точная информация от жителей японского острова Хоккайдо о том, что Сахалин — тоже остров. Но, идя проливом с юга на север и измеряя глубины, Лаперуз забеспокоился, увидев, что глубина становится все меньше и меньше. Сделав ложный вывод, что Сахалин — полуостров, Лаперуз приказал ложиться на обратный курс.

Впоследствии ошибку Лаперуза повторили еще несколько мореходов, а честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Невельскому (1813-1876 гг.). В 1849 г. он доказал, что по проливу могут проходить суда, хотя и с некоторыми ограничениями по осадке из-за мелководья.

Природа берегов пролива — суровая, приспособившаяся к ветру и низким температурам. Северные берега пролива низменные, южные, где к самому берегу подходит хребет Сихотэ-Алинь, — гористые, с узкими долинами и ущельями, что стало следствием процесса образования пролива в результате древней тектонической деятельности и повышения уровня воды Мирового океана. На берегах растут елово-пихтовые и березовые леса. В водах пролива обитают серый кит, пятнистый тюлень, морской котик, сивуч.

Татарский пролив — важный район промышленного морского рыболовства. Добываются главным образом сардина, включая иваси, треска, сельдь, камбала, палтус, навага. Рыбы очень много, ее добывают суда, базирующиеся в портах Холмск, Ванино, Александровск-Сахалинский.

На прибрежных участках Татарского пролива обитает значительная популяция синего краба, являющегося объектом промысла.Татарский пролив на карте

Общая информация

Местоположение: Дальний Восток, северо-запад Тихого океана.
Акватория: Японское море.
Порты: Холмск — 28 751 чел. (2015 г.), Советская Гавань — 25 147 чел. (2016 г.), Ванино — 15 559 чел. (2016 г.), Невельск — 10603 чел. (2015г.), Александровск-Сахалинский — 9720 чел. (2015 г.).
Языки: русский, нанайский, нивхский.
Этнический состав

: русские — более 90%, украинцы, нанайцы, корейцы, эвенки, ульчи, нивхи.
Религия: православие.
Острова: Монерон, Пиламиф (в Амурском лимане).
Соседние территории и акватории: на севере — Охотское море, на востоке — остров Сахалин (Сахалинская область, Россия), на западе — материковая Евразия (Хабаровский край, Россия).

Цифры

Длина: 663 км.
Ширина: на юге — до 324 км, на севере — до 40 км, самое узкое место — 7,3 км (пролив Невельского).
Глубина наименьшая на фарватере: 8 м (прол. Невельского — 7,2 м).
Приливы: полусуточные и смешанные, высота до 2,7 м; в Амурском лимане — неправильные суточные (выше 2 м).

Климат и погода

Морской, муссонный.
Средняя температура января: -14°С.
Средняя температура июля: +17°С.
Средняя температура воды летом: +11°С.
Среднегодовое количество осадков

: около 800 мм.
Относительная влажность воздуха: 85%.

Экономика

Транспортные морские пути.
Морское рыболовство.

Достопримечательности

Природные

Отроги горного хребта Сихотэ-Алинь, сопки, бухты, скалы Три брата (символ острова Сахалин), лежбище сивучей (Невельск).

Город Холмск

Железнодорожный мост («Чёртов мост», 1920-е гг.), японские маяки (1928 г.), Мемориальный комплекс первооткрывателям Сахалина, памятники эпохи губернаторства Карафуто (фрагменты синтоистского храма Маока-дзиндзя, постамент памятника Бато Каннон, павильоны Госинэйхоандэн), памятник советским воинам, павшим в 1945 г. при освобождении города, Приморский бульвар с набережной.

Город Ванино

Памятник жертвам политических репрессий.

Город Александровск-Сахалинский

Краеведческий музей имени А.П. Чехова и Историко-литературный музей «Чехов и Сахалин», здание бывшего казначейства (1880 г.), маяк на мысе Жонкьер (1864 г.).

Любопытные факты

  • На старых географических картах Российской империи Татарский пролив иногда именуется Тартарским заливом. Путаница стала результатом с одной стороны приверженности некоторых российских картографов и исследователей Сибири, включая И. Евреинова и Ф. Лужина, европейским традициям писать Татарию через «р», с другой стороны это подчеркивало экстремальность географического положения восточных земель и непонятность культуры их обитателей («тартар» — синоним понятия «ад»).

  • В 1993 г. в Невельске открыт памятный знак жертвам сбитого неподалеку от Сахалина самолетом советских ВВС в 1983 г. южнокорейского самолета «Боинг-747» рейса KAL-007.

  • Знаменитые туманы Татарского пролива являются результатом того, что господствующий летом восточный ветер понижает температуру воздуха над относительно теплой водой.

  • После Лаперуза к ошибочному заключению, что Сахалин — полуостров и, следовательно, никакого пролива между ним и материком нет, пришли и другие знаменитые путешественники — британский мореплаватель Уильям Броутон (1762-1821гг.) в 1796 г. и русский адмирал Иван Крузенштерн (1770-1846 гг.) в 1805 г.

  • В порту Ванино установлен камень с мемориальной доской в память о легендарном подводнике Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Александре Маринеско (1913-1963 гг.), отбывавшего наказание в этих местах.

  • В разное время предпринимались попытки соединить Сахалин с материком, пользуясь относительной узостью пролива в некоторых местах. Сахалинский железнодорожный тоннель — незавершенное строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, начатое по предложению И.В. Сталина в 1950 г. Одна из строек ГУЛАГа, свернутая в 1953 г. после смерти Сталина. Также разрабатывались проекты соединения материка с Сахалином дамбой, что могло бы (вероятно) ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края. Возможные последствия осуществления подобного проекта для природы и человека так точно и не выяснены.

geosfera.org

Татарский пролив — это… Что такое Татарский пролив?

Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив.

Физико-географическая характеристика

В Татарском проливе

Длина 663 км, ширина в южной части до 324 км, в северной части до 40 км, в самом узком месте (пролив Невельского) — 7,3 км, наименьшая глубина на фарватере — 8 м. Татарский пролив является наиболее холодной частью акватории Японского моря. В зимний период здесь формируется и локализуется более 90 % всего льда, наблюдаемого в Японском море. По многолетним данным продолжительность периода со льдом в Татарском проливе в силу его большой меридиональной протяженности, — от 40 — 80 дней в южной части пролива до 140—170 дней в северной его части. Толщина льда может достигать 1,5 м.

Проекты

Во время правления Сталина была начата реализация идеи железнодорожного тоннеля на Сахалин, которая так и не была завершена[1]. {{нет АИ 2|Также, разрабатывался проект соединения материка с Сахалином дамбой, что могло заметно ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края[2].

В 1968 году началась стройка Порта Восточного в незамерзающей бухте Врангеля, и проект был отложен на неопределённое время.

Этимология

Татарский пролив был также известен как Тартарский залив (Gulf of Tartary) (карта 1851 г), что обусловлено фонетическими особенностями русского языка при чтении наименования с иностранного языка.

Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому народу, в числе которых, например, казанские, крымские и сибирские татары, но и к большинству остальных тюркских народов Евразии (см. Тартария), проживавших ранее и проживающих ныне на территориях Причерноморья, восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки, Сахалина и Курильских островов[3].

Порты Татарского пролива

Примечания

dic.academic.ru

Татарский пролив

Татарский пролив отделяет остров Сахалин от материка Азии и соединяет Северное Японское море с Охотским. Наиболее узкая и мелкая, примыкающая к устью реки Амура, часть Татарского пролива называется также проливом Мамио-Ринзо, или проливом Невельского.

Глубина Татарского пролива в южной и средней части как вдоль материка, так и вдоль Сахалина уже вблизи берега весьма значительна, особенно около выдающихся в море крутых мысов. На пространстве между Императорской гаванью и заливом Де-Кастри глубина на расстоянии 2 миль от берега достигает от 32 до 37,8 м., около мыса Лессепса  на расстоянии одного кабельтова от берега — от 51 до 60 метров, в некоторых местах даже до 100 метров точно так же и на стороне острова Сахалина, направляясь между этим островом и островом Моннероном, Лаперуз не нашел ни одной глубины менее 100 метров.

От залива же Де-Кастри к северу глубина Татарского пролива быстро уменьшается, что послужило основанием для старинных мореплавателей считать Сахалин полуостровом. На параллели Де-Кастри глубина нигде не превосходит 56,6 метров, между мысами Сущева на материке и Тык на Сахалине в середине пролива 24 метра; в самом узком месте, где ширина пролива равна 7 км., именно между мысами Лазарева и Погоби, глубина всего 10 метров. Глубина узкой части пролива местами значительнее у берега, нежели в середине, и в общем глубины здесь настолько невелики, что только суда с осадкой до 7 метров свободно могут проходить из Северного Японского моря в Охотское.

Татарский пролив

По физическим свойствам Татарский пролив представляет северное продолжение Северного Японского моря, но в узкой его части благодаря притоку пресной воды из Амура соленость его очень незначительна. У мыса Елисаветы и в заливе Надежда вода содержит не более 16,4 и 16,2 частей соли на 1 000, у мыса Лазарева вода годна для питья, а в заливе Де-Кастри в воде находится от 16 до 18 частей на 1 000.

Благодаря малой солености узкая часть пролива ежегодно замерзает во всю ширину от Амурского лимана на юге приблизительно до селения Тык или по крайней мере до мыса Лазарева, южнее он замерзает только по берегам. Заливы и губы пролива замерзают с ноября и декабря, хотя свежий морской ветер и ломает в них лед; однако, защищенные от ветра заливы бывают покрыты льдом до апреля. Весной в пролив заходят льды из Охотского моря и Амурского лимана. С октября в Татарском проливе дуют сильные западные и северные ветры, при которых температура падает нередко ниже – 30 градусов, дующие летом восточные ветры понижают температуру лета. Летом по всему проливу господствуют туманы.

Приливы и отливы в Татарском проливе довольно заметны, особенно в узких частях его заливов. Самый значительный прилив замечен в заливе Де-Кастри, где в сизигии (время, когда небесное светило, Земля и ее спутник Луна выстраиваются на одной прямой) он достигает 2,7 метров, в Императорской гавани он равен 1,2 м. Из заливов по берегам Татарского пролива наиболее замечательны на материковом берегу. Материковый берег Татарского пролива к югу от устья Амура низменный и плоский, до мыса Уарки здесь встречается только один крутой и высокий мыс Джуаре. Против мыса Уарки находятся 8 островков Хадземив. От залива Де-Кастри до Императорской гавани по берегу встречаются хвойные леса, состоящие из ели, пихты, лиственницы с примесью березы, ольхи, клена и прочих видов деревьев, такой же лес встречается и в ближайших окрестностях Императорской гавани.

Татарский пролив, битый лед

По долинам и ущельям в Татарский пролив стекают быстрые горные потоки с каменистым руслом; из них самые значительные реки Кэпи и Ыкки. Южнее Императорской гавани к берегу Татарского пролива подходят склоны хребта Найта; последний тянется вдоль берега, вдаваясь в море мысами Джонго и Асиние. Близ устья реки Гидзюца береговая возвышенность прервана долиной реки Гидзю, южнее этой долины берег Татарского пролива состоит из высоких отвесных гор, местами вдающихся в пролив в виде мысов. У ручья Улека возвышенность эта сливается с болотистым пространством, прилежащим с севера к реке Кэпи. Широкая долина этой речки упирается в небольшую, но глубокую бухту.

Западный берег Сахалина против устья Амура покрыт песчаными дюнами, за которыми следует тундра, простирающаяся далеко внутрь острова. Плоский болотистый берег тянется к югу до мыса Уанды, лежащего против залива Де-Кастри, южнее берег становится крутым и холмистым. Под 51 град. северной широты находится залив Жонкиера. Между 49 и 48 градусами холмы переходят в довольно высокие горы, южнее же берег понижается. На всем протяжении сахалинский берег Татарского пролива, начиная от мыса Уанды, покрыт крупным хвойным лесом.

В 1787 году мореплаватель Лаперуз входил в Татарский пролив, но, поднявшись до узкой части его и всюду встречая мели, пришел к ошибочному заключению, что между Сахалином и материком находятся отмели, обнажающиеся во время отлива. К такому же заключению пришли впоследствии Браутон (1796) и русский мореплаватель Крузенштерн (1805). Последний предполагал, что Сахалин – полуостров. В 1808 году японский землемер Мамио-Ринзо прошел по Татарскому проливу до устья Амура и таким образом первый доказал, что Сахалин есть остров. Однако результаты его путешествия долго оставались неизвестными европейцам, в том числе и русским. В 1846 году в устье Амура по Татарскому проливу пытался проникнуть Гаврилов; последний нашел устье реки Амура «недоступным для мореходных судов, ибо глубина на оном от 0,6 до 1,1 метра. Сахалин полуостров, почему река Амур не имеет для России никакого значения». В 1849 году Г. И. Невельской доказал, что вход в Амурский лиман из Татарского пролива доступен для судов всех рангов, а с севера, из Охотского моря – для судов, сидящих до 7 метров. В  самое устье Амура из Татарского пролива могут проходить суда с осадкой до 4,5 м., а из Охотского моря – с осадкой до 3,6 метров.

geographyofrussia.com

Всё для туристов: в Татарстане обнаружили море и отличное здравоохранение

«Проблемы и перспективы развития туризма в РТ» изучили вчера в Госсовете и установили, что проблема только одна – отсутствие моря, остальное – сплошные перспективы. Впрочем, и эта проблема легко решаема.

НАШИ ЛЮДИ В РЕСТОРАНАХ НЕ ОБЕДАЮТ

Председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов доложил комитету по экономике радостные цифры. За прошлый год турпоток в Татарстане составил более 2,7 млн человек (правда, здесь же считают и «экскурсантов», так что даже коренной житель Казани, побывав на какой-нибудь экскурсии по Кремлю, способствует повышению туристической привлекательности Татарстана).

Власти не останавливаются на достигнутом. Выделены бюджетные средства на дальнейшее всестороннее развитие туризма. Например, на «проведение обучения по основам тревел-журналистики» и «пошив костюмов для интерактивной программы для туристов «Сказ Казанского кота»… И недаром! «Каждый рубль, потраченный туристом, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей приносит в бюджет Татарстана 43 копейки», — отчитался Сергей Иванов.

— Вы сказали: оборот туротрасли – 18,4 миллиарда, а налоговые отчисления – 7,9 миллиарда? – переспросил депутат и гендиректор ООО «ДОМКОР» Мунир Гайнуллов с удивлением (такая налоговая нагрузка выглядит чуть не втрое завышенной по сравнению, например, со строительной сферой, в которой работает компания г-на Гайнуллова, что в отношении перспектив татарстанского туризма способно вызвать больше жалости, чем оптимизма).

— Мы прошли по всей цепочке движения туристов и посчитали налоги со всех предприятий этой цепочки, — не смутился Сергей Иванов.

То есть это бескрылая госстатистика включает в оборот туристической сферы выручку лишь от продажи билетов и гостиничных номеров, а с таким относительно скромным показателем мы из Татарстана туристическую мекку не соорудим и заслуг отвечающих за эту сферу татарстанских чиновников не заметим! Но в Госкомитете по туризму проявили инновационный подход к статистике: зачли, судя по объяснению г-на Иванова, в доходы от туризма всю выручку всех компаний, услугами которых туристы могли воспользоваться в принципе. Например, транспортных предприятий и ресторанов, что вполне логично, если исходить из постулата, что наши люди в булочную на такси не ездят и в ресторанах не обедают…

Так что вполне возможно, предположил председатель комитета по экономике Рафис Бурганов, что это не названная сумма налоговых поступлений завышена, а наоборот, общий оборот занижен! Действительно, мало ли какие еще отрасли жизнедеятельности можно зачесть в сферу туризма…

— Вы бросаете стройку и идете в туризм? – подначил г-н Бурганов г-на Гайнуллова.

Тот задумался.

ВЕЛИКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ

А зампредседателя комитета Марат Галеев уже спрашивал, что делается для превращения въездного туризма в Татарстане во всесезонный — чтобы, значит, без скидок на осенне-весеннюю непогоду и зимний кошмар.

— У нас нет моря, — сослался Сергей Иванов на объективную трудность. — Хотя есть слоган, что у нас есть море удовольствия!..

Например, удовольствие — как минимум потенциальным застройщикам — может доставить участие в государственно-частном партнерстве по созданию будущих туробъектов, дал понять г-н Иванов: «Срок окупаемости – от четырех до семи лет».

— А как можно поучаствовать? – не выдержал-таки Мунир Гайнуллов. И получил ответ, что список возможных объектов будет опубликован.

Тем временем Рафис Бурганов нашел в Татарстане и море.

— Когда мы говорим, что моря нет… это надо пересмотреть, — заявил он. – В Камском Устье ширина – как у Каспия!  

САМИМ НЕ НРАВИТСЯ, НО ТУРИСТОВ ПРИВЛЕЧЕТ

Марат Галеев подсказал насчет всесезонности:

— Медицинский туризм мог бы сгладить этот сезонный фактор! У нас условия неплохие, есть высокотехнологичные центры…

Гендиректору стройфирмы Муниру Гайнуллову и тема медицинского туризма оказалась не чужда.

— Я в Германии пришел в клинику проконсультироваться — встретил троих из Татарстана! Наши соотечественники там огромные деньги оставляют!..

По всему выходило, что сам депутат-миллионер отныне нипочем не поедет лечиться в Германию, а как что серьезное – только в районную поликлинику!

— Послушайте, у нас даже внутренняя удовлетворенность услугами здравоохранения на 10 процентов за год упала! – напомнил результаты опроса татарстанцев, озвученные на майской сессии Госсовета РТ, депутат от КПРФ Артем Прокофьев. – Как же мы привлечем людей извне?!  

— Больной человек всегда неудовлетворен, — возразил Марат Галеев.

В самом деле, больной – существо себялюбивое, неспособное потерпеть даже ради общественного блага. Но патриотическое воспитание делает чудеса. Можно, например, попробовать сопровождать такие болезненные процедуры, как многомесячное ожидание обследования, ночевку на полу тесной палаты при уходе за прооперированным родственником или визит в кассу, ласковыми уговорами: за папу, за маму, за развитие медицинского туризма в Татарстане…

www.evening-kazan.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о