Теремной дворец царя алексея михайловича: Коломенское

Теремной дворец — рай в центре большого города

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Теремной дворец — рай в центре большого города

XVII век

В ХVII веке Верхоспасская площадка считалась самым почетным местом в Кремле. Попасть сюда было верхом политической карьеры. Взгляните на царское Золотое крыльцо: каждая ступенька украшена белым резным камнем; далекие мастера словно подчеркивали посетителям, какая честь им выпала подняться по этим ступеням.

Перед нами фасад Теремного дворца, построенный в 1635-1636 годах русскими каменных дел мастерами Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Баженом Огурцовым, Ларионом Ушаковым для первого царя новой династии Романовых — Михаила Федоровича. Одной из первых его забот стало восстановление разрушенной после Смутного времени резиденции.

Блестящий памятник Императорской России — живой музей умершего самодержавия. Каким контрастом с этими огромными, двусветными залами из мрамора, малахита и позолоты выглядит верхний этаж прелестных теремов, уютно-тесноватые хоромы московских царей, погруженные в полусумрак при ярком солнечном дне! Я чувствовал волнение, поднимаясь по ступеням золотого крыльца, любуясь разноцветным фасадом теремного дворца, переступая порог первой сводчатой палаты. От этих сводов, от изразцовых печей, от пестрой стенной и потолочной росписи пахнуло такою далекой и милой стариной!

Николай Дружинин, историк

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий. ..

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился?
Что зрели мы? Во прахе дом царей;
Бесславие разбитых алтарей;
Святилища, лишенные святыни;
И вся Москва как гроб среди пустыни.
И что ж теперь? Стою на месте том,
Где супостат ругался над Кремлем,
Зажженною любуяся Москвою, —
И тишина святая надо мною;
Москва жива; в Кремле семья царя;
Народ, теснясь к ступеням алтаря,
На празднике великом воскресенья…

Василий Жуковский

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Дневной сон по расписанию

Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.

О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…

Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Опочивальня

Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.

Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».

Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!

Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

Теремной дворец

Категория:
Достопримечательности Московского Кремля

От Теремного дворца, находящегося за Грановитой палатой, веет далекой сказочной стариной. К сожалению, сам дворец с Соборной площади не виден. Наилучший обзор на терема открывается из внутреннего дворцового двора или с Ивановской колокольни, однако туда доступа нет.

История Теремного дворца

Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке

Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид. Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова. Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов. Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями.  В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный — выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды. В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского. В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами. К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону. Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Устройство теремов

Схема Теремного дворца
  1. Подвал.
  2. Хозяйственные службы.
  3. Золотое крыльцо.
  4. Златоверхий теремок

    Теремной дворец состоит из пяти этажей. Два нижних, как и прежде, заняты хозяйственными службами. Третий, где в XVII веке помещались царская мыленка (баня) и комнаты царских детей, до революции использовался как архив старинных государственных бумаг, сейчас он также служебный.

    На четвертом восстановлена обстановка личных царских покоев — Передней (или Трапезной), Крестовой (или Думской) палат, кабинета государя, опочивальни (спальни). На пятом этаже расположен Златоверхий теремок с открытой галереей вокруг, устроенный Михаилом Федоровичем для своих сыновей.
    Во всем здании сохранился характер старинных деревянных хором. Оно напоминает несколько изб, поставленных друг на друга. Почти все комнаты в жилых покоях одинаковы, каждая с традиционными для изб тремя окнами. Только самый верхний этаж — Златоверхий теремок — состоит из одной светлой комнаты.

    Золотая решетка расположена ныне при входе в помещение, которое прежде было открытой площадкой перед Золотым крыльцом

    В жилые покои, расположенные на четвертом ярусе теремов, до конца XVII века не входил никто, кроме царя и его семейства. Сначала лестница выводит на Верхоспасскую площадку, огороженную знаменитой Золотой решеткой. Поскольку мало кому из россиян посчастливилось наблюдать решетку вблизи, возникла легенда, что она отлита из обесценившихся медных денег, изъятых Алексеем Михайловичем в 1662 году из обращения, чтобы остановить Медный бунт.

    (Такой оригинальный способ борьбы с инфляцией.) На самом деле она мастерски выкована из железа и позолочена. Издали на ней виден растительный орнамент, а вблизи — фантастические рыбы, птицы и чудища.

    За решеткой находится крыльцо с изваяниями двух львов по сторонам. Львы держат щиты с вензелем Николая I, поскольку при нем произошла перестройка, и крыльцо, бывшее раньше снаружи теремов, оказалось во внутреннем помещении. Оно называется Золотым, потому что когда-то примыкало к Золотой палате, где делали церковную утварь. Из арки над лестницей крыльца свисает гирька в виде львиной головы, держащей во рту яблоко (это символизирует хранение дворцовых тайн).

    Первая комната с низкими сводами и изразцовыми печами называется Передней и расписана изображениями святых царей и князей — Константина и Елены, князя Владимира и княгини Ольги. Старинные изразцы на печах за сотни лет не изменили своей яркости, по сегодня секрет их изготовления утерян. Здесь бояре ожидали прихода царя, а потом шли следом за ним в Крестовую палату и рассаживались по лавкам согласно своей родовитости.

    В Крестовой палате с утра царь брал благословение священника, а днем, сидя на троне, обсуждал государственные дела. Иногда принимал здесь и послов, но только от христианских держав. До 1918 года в палате сохранялись два ларца с историческими грамотами — об избрании на царство Михаила Федоровича (1613 год) и об установлении в России патриаршества (1589 год).

    Убранство Золотой (Престольной) палаты в XIX веке

    Далее — третья комната, которая в XVII веке именно так и называлась — комната, но не простая, а Золотая. В современном смысле это кабинет, хотя и особенный, каких теперь не встретишь. Двери его были обтянуты золоченой кожей с изображениями растений и зверей. В левом переднем углу близ окна — царский трон. Перед ним ковер, вышитый царевнами. Стены расписаны золотом по ярко-красному фону. Посреди свода изображен Спаситель на престоле, вокруг него — вселенские и московские святители. По периметру стен — гербы российских царств и земель. Здесь решали наиболее деликатные вопросы, например о лишении Никона патриаршего сана. Иногда царь угощал в кабинете самых близких бояр, а в другое время кормил нищих и «своих» богомольцев. Эти богомольцы жили возле хором на полном содержании. Ведя благочестивую жизнь, они иногда проживали до ста лет и более.

    Из Челобитного окошка когда-то опускался ящик, в который клали челобитные (прошения) царю

    У Золотой комнаты есть еще интересная деталь. Ее среднее окно, возле которого и стоял царский трон, выходит во внутренний двор на так называемую Боярскую площадку (или Постельное крыльцо) и отмечено на фасаде резным белокаменным наличником с двуглавым орлом. Оно называется Челобитным — отсюда на веревке опускали ящичек, в который клали прошения напрямую царю (челобитные).

    Четвертая комната — опочивальня, то есть спальня. По стенам — медальоны с трогательными сюжетами Рождества св. Иоанна Предтечи, Спасителя, св. Николая Чудотворца во младенчестве и др. Русский царь почивал на небольшой резной кровати с занавеской из китайского шелка и пологом у изголовья, на котором по-гречески вышиты «волшебные» слова из 44-го псалма пророка Давида.

    Этот псалом юный оруженосец пел перед царем Саулом, снимая его хандру и усталость. Под опочивальней находится «мыленка», иначе — баня или душевая, куда можно было спуститься по витой лесенке. Пол и стены ее для водонепроницаемости были опаяны свинцовыми плитами.

    Изразцовая печь в Золотой (Престольной) палате

    Боковая дверь ведет в Молельную.
    На стене — два золоченых киота с древними иконами, крестами и панагиями, принадлежавшими Алексею Михайловичу. На аналое, возле которого молился царь, лежало рукописное Евангелие XIV века. В оконных рамах двух соседних комнат сохранилась слюда — «русское стекло». Говорят, здесь размещался буфет, где среди прочего имелись мальвазия и рейнское — любимые вина Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Вполне вероятно, что ими они и потчевали своих бояр.

    Из сеней можно пройти к узкой витой лестнице, которая ведет на последний, пятый ярус, в Златоверхий теремок. Это одна большая палата на плоской крыше Теремного дворца, окруженная галереей. С запада к ней пристроена так называемая Смотрильная башенка с разноцветными стеклами в старинных окнах.

    Резные украшения для забавы царевичей и царевен изображают сказочных и мифологических существ — кентавров с луками, силенов с хвостами и копытами, попугаев в гроздьях винограда и тому подобное.

     

    Как жили в Кремле русские цари

    Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника

    В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

    Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест.

    После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.

    Убранство Крестовой (Думной) палаты

    Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

    Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.

    Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году

    После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

    Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.

    Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце

     

    • Назад
    • Вперед

    Теремной дворец

    Написано по распоряжению начальника Управления Императорского Двора в Москве князя Одоевского-Маслова С. де Бартеневым

    Теремы в свое время составляли часть обычных великокняжеских резиденций. Он составлял верхний этаж резиденции и служил личными покоями государей.
    Южный фасад Теремного дворца.

    Несмотря на многочисленные перестройки, которым он подвергался, Теремной дворец в значительной степени сохранил свой старинный облик.

    Основная часть Большого дворца скрывает одну сторону, но, тем не менее, сохраняет свое доминирующее положение, как и в прошлом,   среди окружающих его зданий. Издалека видны причудливые формы его павильонов и башен.

    Два ряда скульптурных карнизов образуют плавный переход между балюстрадой, крапчатой ​​крышей и разнообразно орнаментированными окнами. Среди окон можно заметить окна комнаты третьего этажа, за которыми находится трон.

    Северный фасад Теремного дворца

    Первый этаж:
    Эти помещения на этом уровне, называемые комнатами Алевизио, на самом деле служат помещениями для печей и мусора.

    Второй этаж:
    Состоит из сводчатых комнат (построены во второй половине XVI в.), приспособленных для проживания лиц Императорской свиты во время пребывания Двора в Москве.

    Второй этаж:
    (В помещения этого этажа можно попасть с лестничной площадки Спаса-на-Высоте и через «Чугунный коридор», соединяющий с северной стороны все помещения. )

    Этот этаж — «подклетник» собственно именуемых Теремов, этаж царских личных покоев, построенных, как видно, по настоянию царя Михаила Федоровича.

    Помещения этого этажа с их первоначальными сводами, довольно низкими и очень глубокими оконными переплетами занимают лица Императорской анфилады во время пребывания Двора в Москве.

    Апартаменты второго этажа Теремного дворца.

    В первой комнате люк открывает маленькую лестницу, ведущую в скрытую комнату, практически между сводом первого этажа и половицами второго. Подобные потайные комнаты часто встречаются в древнерусских жилищах.

    Третий этаж:
    В Передний каменный двор (то есть на Террасу Спаса-на-Высоте) можно пройти по старой лестнице, где две лестницы были перекрыты квадратными крышами, украшенными на выходе двумя высеченными из камня львами, держащими щиты с вензелем Императора Николая I.   В тимпане над двумя параллельными арками у основания лестницы изображены экстерьер Успение и Святая Троица. В XVII веке, как уже было сказано, эта лестница называлась Первым Золотым Перроном (nb: перрон = наружная лестница, расширенная площадкой). Его скульптурные ступени демонстрируют замечательный архитектурный орнамент 17 века.
    Золотой Перрон.

    Третий этаж Теремов, служивших в XVII веке царской резиденцией, является ценнейшим памятником древнерусского зодчества.

    В комнатах этого этажа есть своды-колыбели со стрельчатыми пространствами над окнами, а опорными точками являются скульптурные консоли с изображением двуглавого орла.

    Двери кессонные с плоскими арками, с разнообразным старинным орнаментом, высеченным в камне. Наличники окон украшены лепными узорами, имитирующими деревянную скульптуру. Деревянные оконные опоры со старинными скульптурными рисунками.

    Наиболее примечательны керамические изразцовые печи, в которых до сих пор сохранилась большая часть древних изразцов.

    Первая палата, Трапезная, называвшаяся ранее «Первый вестибюль Проходной», а в конце XVII века «Прихожая». Великий князь Владимир и святая Ольга.

    Старинный шкаф русской работы.

    Вторая палата, Актовый зал, или Салон, называвшийся прежде «Первой палатой», а в конце XVII в. — Молельней (Крестовая).
    На своде образ Пресвятой Богородицы, стоящей на полумесяце и держащей Младенца Иисуса. На стенах святые Борис и Глеб, святитель Николай Чудотворец, святые Александр Невский и святая Александра. Исполнение орнамента, обрамляющего эти картины, выполнено в древнерусском стиле.

    Очень старые сиденья обиты венецианским бархатом.

    В шкатулке, стоящей на консоли у окна, находится оригинал Акта об избрании Михаила Федоровича Романова на Престол. В другой шкатулке находится оригинал диплома Патриаршего института в России.

    Третья палата (Тронный зал), называвшаяся раньше просто «Палата», что соответствует нашему сегодняшнему термину «Кабинет» Во времена царя Михаила Федоровича она называлась Золотой комнатой.
    В середине свода — картина с изображением Спаса на престоле, вокруг него святители Василий Великий, святители Григорий Назианзин, святитель Иоанн Златоуст и митрополиты Московские, святители Петр, святитель Алексий, святители Иона и святители Филипп.

    На столбах, оконных арках и сводах гербы губерний Российской империи.

    В «красном» углу, или красивом углу стоит Царское кресло, обтянутое бархатом.

    У противоположной стены старинный шкаф русской работы.

    В скульптурном ларце, стоящем на столе у ​​среднего окна, хранится «Избранная книга Михаила Федоровича». Эта книга украшена иллюстрациями и рисунками, которые чем-то напоминают современные коронационные альбомы; он дает подробности коронации царя и содержит изображения событий.

    Четвертая палата , спальня (опотчивальня) На стенах четыре медальона:

    1. Рождество Христово;

    2. Рождество Иоанна Предтечи;

    3. Запрещение его имени;

    4. Святитель Николай Чудотворец в детстве.


    Скульптурная кровать конца XVII века с покрывалом и занавесками из китайского шелка. На старинной подушке кровати вышиты слова 40-го псалма Давида «О, всемогущий, препоясай свой меч и торжествуй».

    Старинные деревянные скамейки имеют ноги в форме льва. Эти скамейки обиты венецианским бархатом..
     
    Молельня, довольно маленькая, с двойным окном. Настенные росписи изображают святых.

    На стене два стенных шкафа со стеклянными дверцами, в которых хранятся старинные иконы, кресты и панагии.
    Между двумя шкафами, опираясь на кафедру, под стеклом находится рукописное Евангелие XIV века (Апраксос).

    На первой странице Евангелия заголовок «гротескной» формы, такой же, какой мы часто видели во время посещения Дворца.

    Металлические кольца, которые мы видим на сводах, служат для удержания люстр.

    К палате примыкают небольшой вестибюль и комнатка, «где собирались служилые люди с тарелками, предназначенными к государеву столу»; другими словами, это был царский буфет.

    Шкаф и стулья в этой маленькой комнате древнерусского производства.

    Внутренние оконные рамы этих комнат все еще содержат оригинальные стекла из слюды.

    В вестибюле боковая дверь ведет на маленькую круговую лестницу, очень узкую, которая соединяет этот этаж с этажами выше и ниже.

    Он заканчивается небольшим Бельведером или «Башней удовольствий».

    Эта очень красивая старинная лестница с каменными ступенями и опорами, вырезанными прямо в стене.

    За одним поворотом открывается прекрасный вид на дверь Малого Терема.

    Эта дверь с четырехлепестковым архивольтом полностью покрыта скульптурными орнаментами и изображениями монстров, единорогов и крылатых львов.

    В тимпане архивольта в камне высечен двуглавый орел.

    Четвертый этаж: На четвертом этаже есть только одна большая комната.

    Построен царем Михаилом Феодоровичем для своих сыновей Алексея и Ивана, что подтверждается и надписью над восточной дверью: «Милою Божиею и по повелению Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, самодержца всея Руси и обладателя многих владык, сии апартаменты построены для детей его и Цесаревича Князя Ивана Михайловича в 7144 Году Сотворения Мира».

    В XVII веке это помещение называлось Каменным чердаком или Малым теремом с золоченой крышей (Теремок).

    Карнизы окон теремка украшены зверями, птицами и чудовищами, высеченными в камне.

    Две великолепные изразцовые печи, большая часть изразцов старинные, украшают комнату.
    Снаружи мы обращаем внимание на скульптурные оконные рамы, на висящих замковых камнях которых изображены голуби и двуглавые львы.

    Внизу лестница, ведущая в Верхний каменный двор на третьем этаже.

    Теремной дворец, скрытая жемчужина Московского Кремля

    Московский Кремль самое красивое, самое важное и самое древнее место города и символ Москвы. С древних времен он был и остается политическим, духовным и культурным центром России и официальной резиденцией российских правителей. Кроме известных мест Кремля, есть еще скрытых жемчужин , и Теремной дворец является одним из них. Здание Теремного дворца снаружи не видно, только его золотые купола.

    Фото © предоставлено Хорхе Ласкару

    Узорочье, традиционный русский архитектурный стиль

    Есть поговорка, что первый российский император Петр I «прорубил окно в Европу», поэтому в начале 18 века европейская архитектура, мода и стиль жизни вторглись в Россию, которая до этого была неповторимой страной. Теремной дворец построен в 1636 году для царя Михаила Федоровича, воспитателя Петра I, в году узорочье — традиционный русский архитектурный стиль , отличающийся сложными формами, богатой причудливой отделкой и живописными горизонтами. «Узор» можно было перевести как орнамент или узор. Теремной дворец напоминает драгоценную шкатулку. Если вы заглянете внутрь, то обнаружите множество красиво оформленных комнат. Первый зал представляет собой низкий сводчатый вестибюль со стрельчатыми окнами. Утром здесь сидели бояре и ждали царя.

    Фото © Credits to mamchester

    Где царь читал европейские газеты

    В Актовом зале царь встретился с боярским советом для обсуждения дел страны. Вот царь Алексей Михайлович читал вслух интереснейшие статьи из европейских газет , специально доставляемых ему каждый день, что было для бояр потрясением – по традиции царь никогда не читал сам, был специальный чтец, который читал для царя. Тронный зал раньше назывался просто «Палата», а сегодня мы назвали бы его «Кабинетом». У него царское кресло в «красном» углу и гербы губерний на столбах и сводах.

    Фото © кредиты Tourister.ru

    Фото © кредиты поликлиета

    Царь проснулся в 4 утра

    В каждой комнате есть замечательная глиняная изразцовая печь, фрески с изображением святых и разноцветные слюдяные окна. Вы также можете представить, что шкафы были заполнены золотыми и серебряными сосудами, а птицы пели в своих золотых клетках. Рядом со спальней под названием «опотчивальня» находится небольшая молельня. Царь проснулся в 4 утра и пошел туда молиться за свой народ. Царь считался посредником между Богом и людьми и кланялся 1000 раз в день. Длинный переход соединял резиденцию царя с резиденцией царицы, которая не сохранилась.

    Фото © Credits to iog2

    Полюбуйтесь официальным церемониальным залом Президента России

    Глядя на простое белое здание Грановитой палаты (Грановитой палаты), мы не можем себе представить, что за этими стенами скрывается прекрасный зал, украшенный богатыми фресками и позолоченной резьбой. Построенный в 15 веке, он был главным банкетным залом царей. В настоящее время это официальный торжественный зал в резиденции Президента Российской Федерации, используется для проведения официальных государственных приемов. Весь свод и стены украшены фресками с несколькими сюжетами из истории Российского государства и Русской православной церкви.

    Фото © Credits to iog2

    A скрытая жемчужина из Московский Кремль — Теремной дворец вместе с Грановитой палатой, является драгоценным памятником древнерусского зодчества и напоминает нам о далеком, но ярком и достойном прошлом. Оба эти места являются частью комплекса Большого Кремлевского дворца и закрыты для посещения. Однако вы можете посетить их, присоединившись к групповому туру.

    Фото © кредиты iog2

    Теремной дворец

    Заглавное фото © кредиты iog2

    Мы рекомендуем бронировать проживание в Москве заранее, так как в определенные периоды места могут быть быстро заняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *