Территория ирана: Иран – информация о стране, история, достопримечательности, виза

Иран – информация о стране, история, достопримечательности, виза

Оформление визы в Иран

Иранская виза оформляется в аэропорту Тегерана по прилету или в консульстве в Москве. Из документов вам потребуются лишь паспорт и заранее оформленная страховка.

Как самостоятельно добраться в Иран из России
Иран

Восточная страна, омываемая Каспийским морем и Персидским и Оманским заливами, расположена на стыке Ближнего и Среднего Востока. По площади Иран занимает 17 место в мире. Страна имеет сухопутные границы с Азербайджаном, Арменией, Афганистаном, Ираком, Пакистаном, Туркменистаном и Турцией. 

Большая часть государства лежит на Иранском нагорье. Здесь же находится высшая точка страны, гора Кухран высотой 2260 метров. Вдоль побережий морей и заливов протянулись береговые низменности. Между Эльбрусом и Каспийским морем простираются самые плодородные иранские земли. 

Климат на побережье тропический, в центральной части страны – субтропический. В горных же районах почти всегда холодно. В Иране дует «ветер 120 дней», проникает с побережий вглубь страны, достигая ураганной скорости. Самые увлажненные территории – Северный Загрос, Эльбрус и побережье Каспийского моря, здесь выпадает 650–1650 мм осадков в год. В других районах бывают периоды, когда дождей нет 5-7 месяцев. Жаркий сезон начинается в феврале и длится до самого конца осени, температура воздуха может достигать 50 градусов.

На прилегающих к Эльбрусу землях распространены широколиственные леса, здесь встречаются дуб, клен, граб, железное дерево. На побережье Каспийского моря – субтропические леса с зарослями лиан. Ближе к югу выращивают фисташки, миндаль и алычу. Рядом с Иранским плато, где практически нет зелени, растут злаковые культуры, саксаул и верблюжья колючка.

Животный мир представлен сотнями видов млекопитающих. Здесь много копытных, среди которых выделяются иранская лань, джейран, газель, горный баран уриал. Ближе к высокогорьям можно увидеть гепарда, леопарда, гиену, шакала и даже медведя.

 

Каспийское море и пресноводные озера богаты ценными видами промысловой рыбы. 

Интересный факт: Обширная пустыня Ирана остается единственным местом на земле, где обитает азиатский гепард.

Государства на территории современного Ирана начали образовываться до нашей эры. Первое упоминание о персах (так еще называют иранцев) относится к 844 году до н.э. Ученые делят становление Иранского государства на два периода – домусульманский и мусульманский. В первые века нашей эры Персидское царство простиралось на Восток вплоть до границ с Китаем. С X по XII век, при правлении династии Сельджукидов, активно распространялось мусульманство и повсеместно строились дворцы и мечети. В начале XX века Персия поменяла название на Иран. В 1979 году в стране произошла революция, возникла Исламская Республика Иран. 

Интересный факт: Иран – одна из немногих стран мира, где государственная власть находится в руках духовенства.

Традиции Ирана формировались под влиянием ислама. Государство пропагандирует праведный образ жизни. Женщинам и мужчинам запрещено касаться друг друга при разговоре, в общественном транспорте они ездят раздельно. В мечетях организованы разные входы, а внутри установлены перегородки, чтобы люди разного пола не видели друг друга. 

В стране запрещены дискотеки, алкоголь и наркотики. За употребление недозволенных веществ грозит смертная казнь.  

Интересный факт: Иранцам до сих пор закрыт доступ к социальным сетям и основным мировым СМИ.

Персидское искусство – одно из древнейших в мире. Здесь как нигде ценят каллиграфию и развивают монументальное искусство, которое издревле воплощалось в творениях зодчих. Каждая буква и каждый рисунок, нанесенный на стены зданий, имеют сакральный смысл. За эмоциональную выразительность орнаменты и настенную живопись называют «музыкой для глаз».

Иран – родина уникальной техники «минаи», которая используется для росписи по фарфору. До наших дней сохранились многие шедевры персидской литературы, один из них – поэма «Шахнаме». 

Иран оказал большое влияние на развитие мировой культуры. Свои труды всемирной сокровищнице подарили ученые и мыслители: философ Авиценна, богослов Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, поэт Фирдоуси, философ и поэт Омар Хайям и многие другие. 

Иран входит в число самых грамотных стран Востока. Просвещению и науке здесь уделяют большое внимание. Система образования делится на несколько ступеней: дети пять лет учатся в начальной школе, три года – в средней и три –в старшей. После этого еще год готовятся к вузу. По окончании каждой ступени ученики сдают внутренние экзамены, а для поступления в один из 80 университетов страны – государственный. До недавнего времени образование было бесплатным, но сейчас наряду с бюджетными учреждениями работают и коммерческие. 

Самобытная культура и обилие архитектурных памятников делают Иран одним из самых интересных мест для путешествия. В стране развит туризм, разработано множество экскурсионных программ. В большинстве городов создана инфраструктура для отдыха. Ежегодно строятся новые гостиницы и рестораны, совершенствуются курортные зоны.

В провинции Мазендеран расположено несколько развивающихся туристических городов. Местные гостиницы и санатории позволяют насладиться теплым морем и хорошей погодой. В горах находятся горнолыжные курорты Дизин и Тошаль – оба привлекают любителей экстремальных спусков. Сезон катания длится с ноября по апрель. 

Главные развлечения для путешественников в Иране – посещение музеев и национальных парков. В Тегеране обязательно нужно прогуляться у монумента Азади и прокатиться на канатной дороге, которая ведет на курорт Точал. С высоты виден весь город. За самыми вкусными сладостями следует отправиться в город Язд, а чтобы побывать в легендарной голубой мечети – в Тебриз.

Первое, на что обращают внимание приезжие, – дружелюбие и следование иранцев этикету «тааруф», который предписывает помогать незнакомцу с охотой и безвозмездно.  

Благодаря реформам в системе здравоохранения Иран стал привлекательным и для медицинского туризма. Чаще сюда едут к хирургам, в том числе пластическим, кардиологам, интересуются репродуктивной медициной. Во всех больницах работают высококвалифицированные врачи, а стоят процедуры гораздо дешевле, чем в соседних странах. Однако планировать визит нужно заранее – как правило, клиники переполнены. 

Интересный факт: Иран – мировая столица пластических операций по изменению формы носа.

Ежегодно 17 октября в стране отмечают День спорта. Тегеран – первый город на Ближнем Востоке, в котором прошли Азиатские игры. Олимпийская сборная страны завоевывает медали на каждых соревнованиях. В Иране популярны баскетбол, футбол, поло и борьба. Считается, что поло зародилось именно здесь, но было доступно только богатым. Сегодня этой игре может научиться любой житель страны. 

По богатству выбора сувениров Иран может сравниться разве что с Китаем. Тарелки, посуда, персидские ковры, украшения с драгоценными камнями, изделия из кожи, произведения местных мастеров – чего только здесь нет. За ароматными специями лучше ехать в Мешхед. Там можно найти не только настоящий шафран, но и вкуснейшие сладости. Почти все продавцы говорят по-русски, поэтому делать покупки в Иране очень удобно. 

Иранская кухня хоть и базируется на ближневосточной традиции, но отличается особым, творческим подходом к приготовлению блюд. Для многих яств характерна мелкая нарезка мяса, которое в большинстве случаев не подается отдельно, а входит в состав сложных кушаний. Самое популярное блюдо любого иранского застолья – «тахдиг», хрустящий жареный рис со специями. Его готовят на дне горшочка, чтобы образовалась золотистая корочка. Еще стоит попробовать «горме сабзи» – баранину, приправленную травами и смешанную с фасолью. Из сладостей особым тонким вкусом отличается «бастани» – мороженое с шафраном и кусочками фисташек.

Большинство праздников в Иране – мусульманские, каждый имеет свои традиции.

Например, во время Чахаршамбе-Сури, который знаменует приход весны, люди в знак очищения от невзгод и бед прыгают через костер. Не обходится и без гаданий: на листочках пишут предсказания, складывают в кувшин, а затем вынимают по очереди. С не меньшим воодушевлением отмечают Новруз и День Персидского залива. Торжества сопровождаются массовыми мероприятиями и салютами.

История Ирана и Афганистана (персидский, афганский, арабский языки)

 

  • История Ирана и Афганистана

О кафедре

Отделение истории Ирана и Афганистана — одно из старейших на Восточном факультете СПбГУ. Еще в первой половине XIX в. большой вклад в изучение истории Афганистана и Ирана внесли российские, в частности, петербургские ученые-востоковеды, среди которых: акад. Б. А. Дорн (1805—1881), первый декан восточного факультета проф. А. К. Казембек (1802–1870), М. Дж. Топчибашев (1790–1869), В. В. Григорьев (1816–1881), Г. В. Мельгунов (1834–1873) и др.  

Подготовка квалифицированных специалистов по истории и культуре этих стран, иранских народов в целом, было одной из важнейших задач, стоявших перед отечественным востоковедением. Еще в XIX — начале ХХ вв. большинство выпускников-иранистов Восточного факультета проходили службу в государственных структурах, в различных министерствах и ведомствах Российской империи.

После восстановления Восточного факультета ЛГУ по окончании Великой Отечественной войны было воссоздано и отделение истории Ирана. Отделение истории Афганистана было создано позже, во многом благодаря усилиям бывшего заведующего кафедрой истории стран Ближнего Востока проф. А. Д. Желтякова. Ведущими преподавателями отделения истории Афганистана стали известные отечественные востоковеды, работавшие в научных центрах Ленинграда: В. А. Ромодин — сотрудник ЛО Института востоковедения, а также А. Л. Грюнберг — сотрудник Института языкознания РАН, прекрасно знавший Афганистан и много раз бывавший там. Бурные события в Афганистане на рубеже 1970–1980-х гг. потребовали увеличения числа студентов-афганистов, в связи с чем прием на отделение истории Афганистана был расширен. 

Ведущие преподаватели кафедры

  • И. В. Базиленко, доктор исторических наук, профессор, ведущий специалист кафедры по истории Ирана. Область научных исследований — история, культура и религии стран Ближнего и Среднего Востока; история основных идейных течений и цивилизаций стран Востока; Россия и Восток. Читает курсы по истории Ирана, историографии и источниковедению истории Ирана, религиоведению, русско-иранским отношениям.

Изучаемые языки

Основной:

  • персидский язык (фарси) — государственный язык Исламской Республики Иран; более 80 млн носителей; в средние века — язык межнационального общения народов Передней, Центральной и Южной Азии; богатейшая классическая (средневековая) и современная литература; аналитический язык; алфавит на основе арабского письма; изучается на 1–4 курсах; семестровые/годичные аттестации, итоговый госэкзамен.
  • язык дари — язык афганских таджиков, хазарейцев, чараймаков и некоторых других этнических групп. Один из двух государственных языков Афганистана. Распространен главным образом в его северных и центральных провинциях, в Кабуле, а также в Пакистане, Иране. Язык межэтнического общения. Общее число говорящих около 15 млн чел.; изучается на 1–4 курсах; семестровые/годичные аттестации.

Дополнительные:

  • афганский язык (пашто) — один из двух государственных языков Афганистана; более 30 млн носителей; письменная литература с XVI века; флективный язык; алфавит на основе арабского письма; изучается на 3–4 курсах; семестровые/годичные аттестации;
  • арабский язык —  изучается на 1–2 курсах; семестровые/годичные аттестации.

Стажировки

Студенты 2–4 курсов традиционно участвуют в археологических экспедициях в Центральной Азии (Таджикистан и др.), а также выезжают на языковую практику в университеты Ирана.

Выпускники

Как и прежде, большинство выпускников отделений истории Ирана и Афганистана продолжают работать в государственных структурах РФ: в МИД, в силовых и информационных ведомствах и, конечно, научных центрах (Институт востоковедения РАН, Институт восточных рукописей РАН, «Кунсткамера», Институт лингвистических исследований РАН, Государственный Эрмитаж и т. д.

О регионе

Иран и Афганистан, земли Среднего Востока, — исторический мост между восточным Средиземноморьем, Западной Азией, Южной Азией и Дальним Востоком. Через земли Афганистана и Ирана проходил великий Шелковый путь. Территория Ирана и Афганистана — родина зороастризма, одной из древнейших из ныне существующих религий мира. 

Народы, говорящие на иранских языках, в настоящее время проживают в Иране, Афганистане, Таджикистане, Пакистане, Ираке, Турции, Узбекистане, Южной Осетии, России (Северная Осетия — Алания).

 

Иран — Территории Жизни

Иран — обширная страна, расположенная в засушливой полосе юго-западной Азии; 85 процентов ее территории составляют засушливые и полузасушливые районы с пастбищными угодьями, лесами с высокой и низкой плотностью и пустынями. Тысячи территорий жизни в Иране образованы различными этническими группами – в том числе арабами, белуджами, гилаками, курдами, лурами, персами, турками и туркменами – со значительным разнообразием в культуре, языке, традициях и традиционных системах охраны природы. Исторически сложилось так, что как кочевые народы, так и некочевые сообщества имели тесно переплетенные отношения с природой через свои сложные социально-экологические системы управления. Эти отношения с природой основаны на социальной организации, идентичности, коллективном производстве и адаптации систем руководства и управления сообществами.

Территории проживания коренных кочевых народов Ирана занимают почти 59 процентов территории страны, в том числе 34 млн га пастбищных угодий и 660 000 га сельскохозяйственных угодий (орошаемых и богарных). Примерно 12 000 лет назад в Иране кочевники создали и развили адаптивную динамическую систему сезонных миграций. Согласно последним статистическим данным, иранские кочевники образуют 104 племени и 554 независимых племени[1], состоящих из 246 000 семей с населением 1 108 000 человек, или 1,32% населения страны. Кроме того, кочевники владеют 28 процентами легкого скота и 4 процентами тяжелого скота страны и производят 20 процентов красного мяса и продуктов животноводства, поставляя 9миллионов голов скота на рынок ежегодно. С производством 35 процентов изделий кустарного промысла страны кочевники являются одной из наиболее производительных частей общества.[2]

Иранские некочевые сообщества также привели к формированию разнообразных территорий жизни наряду с другими системами сельскохозяйственного наследия. Об этом разнообразии свидетельствуют исторические предпосылки, культурные, климатические и экологические особенности.

На этих территориях жизни существует большое разнообразие систем управления для управления и сохранения природы и биоразнообразия. Эти системы обеспечивают исключительный и ценный опыт, который помогает решать проблемы, связанные с изменением климата и окружающей средой, а также оснащены технологиями, которые предоставляют различные услуги на устойчивой основе.

Карта ICCA в Иране (включая только экспериментальный регион, занимающий около 15% территории страны). Кредиты: CENESTA/UNINOMAD

Системы биокультурного управления территориями жизни в Иране

Уникальные системы биокультурного управления коренных народов и местных общин Ирана включают набор норм, этики, ценностей и культур, которые они изучили и создали на протяжении всей истории. , под влиянием климатического и экологического разнообразия. Системы управления внесли свой вклад в целый ряд разнообразных экосистем, таких как водно-болотные угодья, леса, пастбища, пастбища, пустыни, морские и прибрежные среды. Несмотря на все различия и местные различия, общей проблемой для коренных народов и местных общин Ирана являются их знания и системы управления, основанные на биологических и культурных принципах, для сохранения территорий их жизни.

Местные технологии и устойчивые методы этих систем, адаптированные к суровым экологическим и климатическим условиям в локальном масштабе, прямо или косвенно влияют на сохранение и устойчивое использование воды, почвы и биоразнообразия. Системы управления подземными водами ( Qanats ), сезонная миграция, многоярусная система возделывания и Qorukh [3] (защита, запрет) – примеры практик управления ресурсами на территориях жизнедеятельности.

  • Традиционное земледелие в Каср-и-Канде, народы белуджей, Чабахар. Фото: CENESTA

  • Многоуровневая система возделывания в Каср-и-канде, территория народов белуджей, Чабахар. Фото: Сохейл Хоасейнзаде

  • Многоуровневая система возделывания в Каср-и-канде, территория народов белуджей, Чабахар. Фото: Сохейл Хоасейнзаде

  • Традиционное земледелие в Каср-э-Канде, народы белуджей, Чабахар. Фото: СЕНЕСТА

  • Корухи на территории кочевых племен Лор. Фото: CENESTA

  • Пастбище Корух в Бахтиарских территориях жизни. Фото: CENESTA

  • Уба (самая маленькая социальная единица в племенной структуре Шахсаван) на летнем участке. Фото: CENESTA

  • Двугорбый верблюд (двугорбый) на территории Шахсеван (северо-запад Ирана). Фото: Фатьма Золфагари

Примеры территорий жизни в Иране

Морские экосистемы

Иран граничит с тремя крупными морскими телами: Каспийское море на севере, Персидский залив и Оманское море на юге. Традиционные методы рыбной ловли практиковались на обоих побережьях на протяжении тысячелетий, и управление рыболовством осуществлялось в соответствии с обычными правами и правилами. Например, метод лова Damgostar или Parreh [4] практикуется местными рыбаками на севере, что позволяет им извлекать выгоду из богатых рыбных ресурсов Каспийского моря, а именно осетровых. Используемые сети обеспечивают вылов только взрослой рыбы, а молодь может продолжать расти. Точно так же на юге небольшие традиционные промыслы (например, Moshta ), которые позволяют выпускать дельфинов и черепах, практикуются сельскими жителями северной части острова Кешм,[5] хотя траловый промысел международными и национальными промышленными рыболовными судами поощряется Рыболовной организацией Ирана ( Sheelat ). Однако рыболовство пришло в упадок, поскольку территории жизни были подорваны различными политиками. Например, традиционные методы рыбной ловли запрещены под предлогом того, что они представляют угрозу для других водных видов, сертификаты на традиционные лодки и шлюпки местных общин не выдаются с готовностью, а отрасль аквакультуры является конкурирующим направлением развития.

  • Устойчивое использование мангровых лесов на острове Кешм. Фото: Рамин Рохани

  • Традиционное рыболовство на острове Кешм Женщины коренных народов. Фото: Фатьма Золфагари

  • Традиционный промысел белуджей, Чабахар. Фото: CENESTA

  • Традиционный промысел белуджей, Чабахар. Фото: CENESTA

  • Одногорбый верблюд на острове Кешм (юг Ирана). Фото: Фатьма Золфагари

Пустынные экосистемы

Большая часть Ирана покрыта пустынями, поэтому исторически люди научились справляться с нехваткой воды. Один из оригинальных способов сбора и управления водными ресурсами был сформирован вокруг Каната, сложной системы туннелей, которая извлекает подземные воды из горных бассейнов. Канаты до сих пор считаются одним из основных способов получения воды для орошения и развития сельского хозяйства на внутреннем плато Ирана. Однако в большинстве случаев канаты — это больше, чем просто способ использования подземных вод. Они представляют собой уникальную комплексную систему, иллюстрирующую использование знаний и мудрости коренных народов в устойчивом управлении земельными, водными и сельскохозяйственными биоразнообразиями.

На эти системы управления водными ресурсами в пустыне влияют несколько проблем. Строительство, техническое обслуживание и управление Канатами требуют сильной совместной работы. Снижение уровня грунтовых вод, частично вызванное увеличением количества колодцев, привело к упадку многих канатов. В настоящее время мало квалифицированных рабочих ( Могани ), а былое богатство знаний по управлению водными ресурсами в засушливых регионах Ирана быстро исчезает.

Караван верблюдов, пустыня Лут, территория кочевых племен белуджей. Фото: Рамин Рохани
Экосистемы пастбищных угодий

Некоторые из наиболее важных ICCA в Иране принадлежат племенным общинам. По всему Ирану проживает много разных племен, в том числе кашкаи, шахсаваны, бахтиари и белуджи. Племенные сообщества высоко организованы с точки зрения социальной структуры. Обычные территории родовых общин состоят из летних и зимних территорий, а также миграционных коридоров. В прошлом решения о сроках миграции принимались старейшинами, которых назначали на основе заслуг и доверия. Деградация пастбищных угодий вызвана утратой традиционных прав, сокращением миграционных путей в результате так называемых проектов развития и эрозией социальных структур, поскольку миграция начинается раньше, чтобы получить лучший доступ к ресурсам.

  • Собрание бахтиарских племен, территории Бахтиари, Хузестан. Фото: CENESTA

  • Сезонная миграция кашкаев, Фарс. Фото: CENESTA

Лесные экосистемы

В Иране есть как минимум три типа леса: гирканские (каспийские) леса на севере, дубовые леса гор Загрос и мангровые леса вдоль южного побережья. . Местные сообщества, живущие в лесах, всегда умели управлять ими и их ресурсами. Племена талешей также применяли свои обычные права на управление каспийскими лесами. Несмотря на эти усилия, лесные социально-экологические системы быстро приходят в упадок из-за роста населения, давления на жителей лесов, вынуждающего их покидать свои деревни, отсутствия разрешений на выпас скота и экономической бедности.

Выращивание риса вдоль леса и реки обеспечивает защиту почвы и эффективное использование воды в провинции Мазиндран. Фото: Soheil Hoaseinzadeh
Экосистемы водно-болотных угодий

Водно-болотные угодья всегда привлекали людей к этому источнику воды для сельского хозяйства, рыболовства, туризма и других услуг. Многие жизненные территории Ирана сформированы вокруг этих водно-болотных угодий и их ресурсов. Сообщества разработали оригинальные способы сохранения ресурсов водно-болотных угодий из-за их важности для поддержания средств к существованию.

Одним из примеров изобретательности является водно-болотное угодье Энзели (размером примерно 193 км 2 ), Рамсарское угодье на южном побережье Каспийского моря. Система традиционного управления, практикуемая общинами, окружающими водно-болотные угодья, известна как Abbandan-dari . abbandan  – тип неглубокого искусственного резервуара, обнаруженного в низинах Южного Каспия и используемого как для аквакультуры, так и для подачи воды для выращивания риса. Особая форма  abbandan  встречается на водно-болотных угодьях Энзели, где их размер варьируется от 10 до 100 гектаров. Традиционная система аббандан-дари практикуется группой местных жителей, которых называют аббандан-дар . Однако с 1971 года аббандан-дари практик были проведены по-новому под контролем Департамента окружающей среды. Участки сдаются в аренду местным общинам на срок шесть месяцев (с 6 сентября по 6 марта, чтобы покрыть сезоны рыбалки и охоты), а условия сохранения включаются в договоры аренды.

  • Водно-болотное угодье Кушк-э Зар, ​​территория жизни Кашкай, провинция Фарс. Фото: CENESTA

  • Аб-бандан. Фото: CENESTA

Горные экосистемы

Два горных хребта Ирана, Загрос и Альборз, имеют холодный и сухой климат, который создал уникальные территории необычайной красоты, особенно на западе и северо-западе Ирана. Географическая изоляция и ограниченность природных ресурсов, особенно нехватка пахотных земель, привели к развитию разумного управления почвенными и водными ресурсами, основанного на особой форме социальной организации. Используя местные материалы, коренные народы региона научились наилучшим образом использовать скудные доступные ресурсы, строя террасы для садов и обогащая их хорошей почвой для сельского хозяйства из других частей территории, таких как берега рек.

Замечательным примером является Хавраман, горный регион, простирающийся через западный Иран (провинции Курдистан и Керманшах) и восточный Ирак. Климат и экологические условия Хаврамана заставили жителей этого региона жить в разных частях своей территории в разное время года. В каждой деревне есть одно или несколько летних поселений, называемых «Ха’вар», большинство из которых расположено на плоских террасах или горных хребтах вокруг источников.

  • Хавраман. Фото: СЕНЕСТА

  • Хавраман. Фото: CENESTA

Национальная политика и правовой контекст территорий жизни в Иране

Несмотря на долгую историю охраны природы коренными народами и местными общинами, создание централизованного современного национального государства и влияние западных концепций в области защиты и эксплуатации природы поставило под угрозу местные возможности по охране природы. С 1921 года почти все иранские правительства пытались заменить традиционные институты управления природными ресурсами и системы жизнеобеспечения коренных народов и местных общин. Это еще больше укрепилось, начиная с 1963 с национализацией природных ресурсов, а позже, в 1970-х годах, с политикой земельной реформы для модернизации сельского хозяйства. Сельскохозяйственная политика после революции 1979 года снова привела к повсеместному уничтожению природных ресурсов и оказала серьезное негативное воздействие на культуру, традиции и биокультурные системы коренных народов и местных общин. Распад территорий жизни еще больше усугубился из-за законов и постановлений об охраняемых территориях, которые изгнали коренные кочевые народы с этих территорий. Такая нисходящая политика и законы нанесли серьезный ущерб как социальным, так и экологическим аспектам территорий коренных народов и местных общин и ослабили традиционные системы управления.

Помимо изменений в политике, в Иране заметно увеличилось масштабное развитие инфраструктуры и промышленности, что создает новые угрозы для территорий и культуры коренных народов и местных сообществ. Некоторые примеры включают: (1) районы Макорана в центре территорий белуджей, которые заняты крупной промышленной застройкой под названием Свободная коммерческая зона Чабахар; (2) недавнее развитие нефтехимической промышленности вдоль побережья; (3) плотины на территориях жизни бахтиаров, которые затопили многие поселения и привели к вынужденному переселению; и (4) программа смены земли (пастбище на ферму) для территорий жизни Шахсавана, связанных с Хода-Афариндам.

Перекрытие ICCA и официально охраняемых территорий. Карта: CENESTA и UNINOMAD

Перед лицом угроз и вызовов последних десятилетий устойчивость коренных народов и местных сообществ, их глубокое чувство принадлежности к своим территориям и их усилия по сохранению духовных, экономических, социокультурных и экологических ценностей их территории жизни замечательна. К счастью, растет осведомленность о территориях проживания коренных народов и местных сообществ и их ценности для сохранения природы благодаря ценным действиям организаций гражданского общества и массовых движений, а также местным дискуссиям о новых подходах к развитию.

Одним из примеров сильной, устойчивой местной организации является Центр устойчивого развития и окружающей среды Ирана (Cenesta), который более тридцати лет работает над расширением прав и возможностей сообществ и восстановлением прав владения и пользования на их территориях жизни. Приоритет Cenesta заключался в том, чтобы помочь сообществам восстановить свои традиционные институты управления и восстановить их устойчивость перед лицом социальных, политических и экологических изменений. Участие в процессе участия коренных народов и местных общин через традиционные советы старейшин общин и связанные с ними инвестиционные фонды общин ( sanduqs ) является основным средством реализации работы Cenesta.

  • Правительственная оценка. Фото: CENESTA

  • Старейшины Бахтиари во время совместного семинара по картированию. Фото: Рамин Рохани

  • Экологическая оценка. Фото: CENESTA

  • Экологическая оценка. Фото: CENESTA

  • Выезды на места и проведение совместных встреч с членами, старейшинами и попечителями общины. Фото: СЕНЕСТА

  • Выезды на места и проведение совместных встреч с членами, старейшинами и попечителями общины. Фото: CENESTA

  • Выезды на места и проведение совместных встреч с членами, старейшинами и попечителями общины. Фото: CENESTA

Одна из важнейших программ Cenesta направлена ​​на надлежащее признание территорий жизни посредством их документирования и регистрации. Эта работа включает выезды на места и проведение совместных встреч с членами, старейшинами и попечителями общины. Это также требует определения охвата территорий жизни путем совместного картирования[7], а также подготовки и составления отчетов об оценке в области экологии, управления и средств к существованию. Эти отчеты и совместные карты используются в судебных процессах и переговорах с государственными органами. С 2003 года Cenesta содействует организации и регистрации различных советов старейшин племен и связанных с ними общественных инвестиционных фондов ( сандук ). Эти усилия завершились в 2010 году созданием Союза коренных кочевых племен Ирана (UniNomad), национальной федерации, членами которой являются зарегистрированные племенные конфедерации и независимые племена Ирана.

В результате многочисленных усилий Cenesta в последние годы были внесены улучшения в политику управления природными ресурсами и сохранения окружающей среды. В некоторых соответствующих политиках был принят коллективный подход, который может оказать положительное влияние на статус территорий жизни в Иране. Наиболее преобразующее действие было представлено в статье 38 «Закона о шестой пятилетке экономического, культурного и социального развития на 139 лет».6-1400 (2016 – 2021) (Шестой план развития)», в частности, в пунктах L, S и T.

Согласно этой статье: «Правительство обязано принять следующие меры по охране окружающей среды [выделено нами ]:

  • L – Улучшение охраны лесов, пастбищ, государственных и государственных земель и четырех охраняемых природных территорий[8]  с участием местных сообществ ;
  • S – Подготовка, составление и реализация плана действий по защите и управлению четырьмя экологическими зонами и исчезающими видами дикой природы страны с использованием добровольных и совместных возможностей физических и юридических лиц  с приоритетом, отданным местным сообществам и НПО  от Департамента окружающей среды;
  • T — Пересмотр объема четырех охраняемых природных территорий, а также новое определение и разделение территорий в соответствии с новыми подразделениями Международного союза охраны природы (МСОП) Департаментом окружающей среды».
  • Традиционная территория племенной конфедерации бахтиари, племен Хамуле и Фарохванд. Карта: CENESTA и UNINOMAD

  • Определение границ территорий жизни путем совместного картирования. Фото: CENESTA

  • Территории жизни племенной конфедерации Абольхасани. Карта: CENESTA и UNINOMAD

  • Определение масштабов территорий жизни путем совместного картирования. Фото: CENESTA

Рекомендации

Есть несколько рекомендаций, основанных на опыте Ирана в отношении территорий жизни:

  • Коренные народы и местные общины требуют надлежащего признания их традиционных прав на их территории, их коренных и местных знаний, навыков, институтов и правил их руководства и управления;
  • Органы управления коренных народов и местных сообществ нуждаются в активном участии в процессах разработки политики и принятия решений, касающихся территорий их проживания и природных ресурсов, в качестве основных правообладателей;
  • Совместное планирование и реализация программ должны улучшать, укреплять и оживлять структуры отношений между коренными народами и местными общинами и природой на территориях жизни и укреплять чувство собственности сообщества на территории;
  • Следует уважать и признавать права интеллектуальной собственности коренных народов и местных общин, их системы коллективного управления и знаний;
  • Необходимо предпринять усилия для пересмотра и отмены несоответствующей политики и программ по управлению природными ресурсами, таких как национализация природных ресурсов, а также политики и программы сверху вниз;
  • Законодательно установленные права на охрану путей миграции кочевых племен как части территорий их проживания должны соблюдаться, охраняться и выполняться, особенно в свете абсолютного правового запрета на любую передачу и изменение их использования; и
  • Совместное сохранение национальных генетических ресурсов растений и животных должно поощряться и основываться на сочетании знаний коренных народов и современной науки при активном участии коренных народов и местных сообществ на их территориях жизни ( in situ  сохранение).

[1] Включая, среди прочего: племенную конфедерацию кашкаев, племенную конфедерацию бахтиари, племена лор и лак, племенную конфедерацию шахсеван, народы белуджей и периферийные племена центральной пустыни, такие как сангсари, аболхассани, торуд, абарсей и т. д.

[2] Сводка результатов основной статистики кочевого населения страны, Статистический центр Ирана, 2020. система ограничения землепользования в связи с такими потребностями, как сезонное и периодическое восстановление пастбищ, лесов, водно-болотных угодий, дикой природы и рыболовных угодий; особые потребности определенных видов домашнего скота (например, лактирующий или молодняк, дикие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, тягловые животные) или корректировки в управлении пастбищными угодьями в связи с периодами засухи, путями миграции и отгонного животноводства.

[4] Способ ловли Parreh или damgostar — один из старейших способов ловли костистых рыб, в том числе сигов, на южном берегу Каспийского моря (провинции Гилан и Мазандаран). При этом методе обычно сеть длиной 1000 м и высотой 7–10 м вытягивается в форме буквы U большой деревянной лодкой в ​​море, а конец сети возвращается к берегу на расстоянии около сто метров от точки старта. Диаметр плавниковых сетей достаточно велик (от 30 до 40 мм), чтобы ловить только взрослых рыб, и поэтому они очень эффективны для сохранения водных запасов. Через некоторое время сеть силой тракторной лебедки вытягивается на берег с конца и собирается. В результате рыба, попавшая в сеть, постепенно направляется к берегу и собирается рыбаками. В прежние времена рыбалка осуществлялась рыбаками с помощью животных, и особую сплоченность и азарт рыбаки создавали декламацией местных стихов.

[5] Мошта — это традиционный метод рыбной ловли в провинции Хормозган на юге Ирана, который осуществляется с использованием прилива. В этом методе палки размещаются на берегу, а забор создается с помощью рыболовной сети; когда вода поднимается, рыба входит в нее, а когда вода опускается, ее ловят владельцы Мошта . В этом методе большое внимание уделяется освобождению, а не захвату других водных животных, таких как дельфины и черепахи.

[6] См. территорию жизни Чахдегал, Иран, в этом отчете.

[7] При совместном картировании люди собираются вокруг и участвуют в создании карты, делясь своими знаниями и пространственным видением. Это возможность для кочевников-скотоводов, тем более что многие из них не умеют читать и писать и никогда не пользовались бумажными картами. Благодаря совместному картированию (и PGIS на дальнейших этапах) сообщества смогут перенести свои знания о ландшафте и экосистемах на бумажные карты. После создания бумажных карт с фасилитатором и людьми в сообществах она/он работает, чтобы перейти к разработке карт с использованием компьютерного программного обеспечения.

[8] В системе охраняемых территорий Ирана используются только четыре категории:
1) Национальный парк: относительно обширные природные территории, имеющие особые характеристики и национальное значение с геологической, экологической и биогеографической точек зрения, которые выбраны с целью охраны. и улучшение популяции видов животных и участков растительности. Национальные парки являются подходящим местом для образовательной и исследовательской деятельности, а также для экотуризма.
2) Национальный памятник природы: относительно небольшое, уникальное, исключительное, нетрадиционное и незаменимое явление, имеющее охранное, научное, историческое или природное значение.
3) заказник: репрезентативные места обитания диких животных, выбранные с целью сохранения популяции видов животных и повышения уровня их качества. Эти области являются подходящими местами для образовательной и исследовательской деятельности. В убежищах разрешено совместимое использование и контролируемый туризм.
4) Заповедная территория: для сохранения и восстановления местообитаний растений и животных выбираются относительно обширные территории, имеющие большое охранное значение. Разрешается контролируемый туризм и хозяйственное использование в соответствии с планом управления.

Удержание центра горной крепости

Иран достиг четырех из пяти основных целей. Он создал безопасные границы и контролирует население внутри страны. Самая большая угроза для Ирана — это та, с которой он столкнулся со времен Александра Македонского, — угроза, исходящая от крупных держав за пределами региона. Исторически сложилось так, что до глубоководного судоходства Иран был прямым путем в Индию для любой западной державы. В наше время Загрос остается восточным якорем турецкой власти. Северный Иран блокирует российскую экспансию. И, конечно же, иранские запасы нефти делают Иран привлекательным для современных великих держав.

Есть два традиционных пути в Иран. Северо-восточный регион уязвим для центральноазиатских держав, в то время как западный подход используется чаще всего (или предпринимается попытка). Прямой штурм через горы Загрос невозможен, как это обнаружил Саддам Хусейн в 1980 году. Однако манипулирование этническими группами внутри Ирана возможно. Британцы, например, базирующиеся в Ираке, смогли манипулировать внутренними политическими разногласиями в Иране, как и Советы, до такой степени, что Иран фактически потерял свой национальный суверенитет во время Второй мировой войны.

Самой большой угрозой для Ирана в последние столетия была иностранная держава, господствующая в Ираке — османская или британская — и расширяющая свою власть на восток не за счет основных сил, а за счет подрывной деятельности и политических манипуляций. Взгляд современного иранского правительства на Соединенные Штаты заключается в том, что в 1950-х годах оно взяло на себя роль Великобритании, используя свое положение в Ираке, чтобы манипулировать иранской политикой и привести шаха к власти.

Война 1980-1988 годов между Ираном и Ираком была чудовищным столкновением двух государств, в результате которого обе стороны потеряли несколько миллионов человек. Это также продемонстрировало две реальности. Во-первых, решительное, хорошо финансируемое, беспрепятственное наступление из Месопотамии на горы Загрос потерпит неудачу (хотя и дорого обойдется защитнику). Во-вторых, в эпоху национальных государств с фиксированными границами и постоянными армиями логистические проблемы, создаваемые Загросом, делают крупную атаку из Ирана в Ирак столь же невозможной. На этом фронте застой. Тем не менее, с иранской точки зрения, главная опасность Ирака заключается не в прямом нападении, а в подрывной деятельности. Их беспокоит не только Ирак. Исторически сложилось так, что иранцы также были обеспокоены российскими манипуляциями и манипуляциями со стороны британцев и русских через Афганистан.

Текущая ситуация

Для иранцев текущая ситуация представляет собой опасный сценарий, подобный тому, с которым они столкнулись в Великобритании в начале 20-го века. Соединенные Штаты оккупировали или, по крайней мере, разместили значительные силы к востоку и западу от Ирана, в Афганистане и Ираке. Иран не обеспокоен вторжением этих войск в Иран. Это не военная возможность. Иран обеспокоен тем, что Соединенные Штаты будут использовать эти позиции в качестве платформы для разжигания этнического инакомыслия в Иране.

Действительно, Соединенные Штаты пытались сделать это в нескольких регионах. На юго-востоке, в Белуджистане, американцы поддержали сепаратистские движения. То же самое произошло и с арабами Хузестана, на северной оконечности Персидского залива. И оно пыталось манипулировать курдами на северо-западе Ирана. (Есть некоторые свидетельства того, что Соединенные Штаты использовали Азербайджан в качестве плацдарма для разжигания инакомыслия среди иранских азербайджанцев в северо-западной части страны.)

Противодействие Ирана всему этому имеет несколько аспектов:

1. Поддержание чрезвычайно мощного и репрессивного потенциала безопасности для противодействия этим шагам. В частности, сосредоточьтесь на отражении любых вторжений в регион Хузестан, который является не только наиболее физически уязвимой частью Ирана, но и местом, где находится большая часть иранских запасов нефти. Этим объясняются такие боестолкновения, как захват британских моряков и постоянные сообщения групп спецназа США в регионе.

2. Манипулировать этнической и религиозной напряженностью в Ираке и Афганистане, чтобы подорвать там американские позиции и отвлечь внимание американцев на оборонительные, а не наступательные цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *