Террор и эребус: Тайна пропавшей экспедиции Франклина. Подробности раскрыли спустя 176 лет

«Оставлены с явным достоинством»: археологи вскрыли офицерские каюты на затонувшем корабле XIX века

НовостиПутешествия

«Эребус» и «Террор», названные в честь вулканов Антарктиды корабли Ее Величества

Фото
Zoonar

Подводные археологи агентства «Парки Канады» исследовали один из двух затонувших кораблей Королевского военно-морского флота — «Эребус». Он входил в печально известную экспедицию англичан 1845 года через Арктику и застрял во льдах в районе острова Кинг-Уильям вместе со вторым судном «Террор». Исследователи обнаружили 275 артефактов, которые могут пролить свет на истории погибших людей.

Британская экспедиция под командованием сэра Джона Франклина больше века была одним из самых сенсационных и нераскрытых «морских дел». Корабли «Эребус» и «Террор» отправились с пристани английского Гринхайта в мае 1845 года на поиски Северо-Западного прохода — самого короткого пути из Атлантического океана в Тихий через Канадский архипелаг. Это был последний раз, когда 129 моряков видели живыми.

Могилы моряков «Эребуса» и «Террора», а также Томаса Моргана, следователя, погибшего в поисках пропавшего экипажа. Остров Бичи, Нунавут, Канада.

Фото
Stephen Coyne / Alamy

Поиски начались через три года. Спустя еще более десяти лет нашли записку, из которой узнали, что экспедиция попала в ледяной плен. Поиски останков моряков и кораблей не принесли результата. Остов «Эребус» обнаружили в водах у канадского острова Кинг-Уильям лишь в 2014 году, а «Террор» — в 2016-м.

Арктические условия затрудняют исследования, так как позволяют делать погружения только в течение короткого периода раз в год, несколько раз их переносили. Этот сезон стал вторым, когда удалось поднять с корабля артефакты. Первые вещи, включая пушку, посуду, винные бутылки и щетку для волос, были найдены в 2019 году.

Фото
Parks Canada

Теперь команда провела 56 погружений в течение 11 дней и впервые смогла вскрыть офицерские каюты. По словам археологов, они были заброшены, но «с явным достоинством». В комнате картографа лейтенанта Генри Томаса Дандаса ле Весконта нашли зеленую коробку с чертежными инструментами внутри.

Фото
Parks Canada

В другой каюте был оставлен фолиант в кожаном переплете с изысканным тиснением: в него, как в дневник, была все еще вложена гусиная перьевая ручка. В кладовой стюарда нашли еще больше посуды, а также лейтенантские эполеты и линзу от чьих-то очков.

Реликвии изучают и готовят к хранению в лаборатории агентства в Оттаве. Ученые исследователи только небольшую часть «Эребуса», поэтому предстоят еще погружения к нему, а затем и к «Террору», когда это станет безопасно.

Специалисты отмечают: хотя эти корабли — одни из самых хорошо сохранившихся деревянных обломков в мире, следует торопиться. Таяние льдов и усиление штормов из-за изменений климата стремительно ухудшают их состояние.

Трагическую историю самой неудачной арктической экспедиции читайте на портале «Вокруг света».

Ева Белецкая

По материалам Artnet.


Теги

  • история

Сегодня читают

Тест: наденьте шапку и узнайте, какой вы человек

Сложный тест: отгадайте советский фильм по случайному кадру

Задачка для школьников 3 класса, с которой не могут справиться взрослые

Тест: только 2 из 10 человек смогут найти все предметы на картинке

Тест на эрудицию для гениев: всего 5 вопросов

На затонувшем в XIX веке корабле «Эребус» обнаружили набор чертежных инструментов

Подводные археологи из Канады исследовали «Эребус» — один из двух затонувших кораблей пропавшей полярной экспедиции Джона Франклина. За 11 дней работы им удалось найти 275 артефактов, среди которых выделяется набор чертежных инструментов, обнаруженный в офицерской каюте. Об этом сообщило издание CBC.

В 1845 году под руководством сэра Джона Франклина началась британская полярная экспедиция по исследованию последней неизвестной части Северо-Западного морского прохода через Северный Ледовитый океан. В ее состав входило два бывших бомбардирских судна Королевского военно-морского флота: «Эребус» и «Террор», приспособленных для плаваний во льдах по самым современным стандартам XIX века. Экипаж состоял из 129 человек, большинство из которых были англичанами.

Больше полутора веков исследователи пытаются восстановить, что происходило с экспедицией, все участники которой погибли (о двух из них можно прочитать в материале «Хорошо сохранились»). Первые трое не перенесли первую же зимовку на острове Бичи. В сентябре 1846 года оба судна оказались в ледяной западне близ острова Кинг-Уильям и никогда больше не выходили в открытое плавание.

Часть экипажа погибла при зимовках уже на Кинг-Уильяме, в том числе и сам Джон Франклин. Остальные члены экипажа предприняли в 1848 году тщетную попытку добраться до материка пешком.

Однако систематические работы по поиску затонувших кораблей и останков погибших моряков дают результат. Так, в 2014 году исследователи нашли остов «Эребуса», а спустя два года — «Террора». Причем последнее судно удалось найти в 96 километрах от предполагаемого места крушения.

Канадские подводные археологи сообщили о новых результатах исследования затонувшего корабля «Эребус». В течение 11 дней команда исследователей совершила 56 погружений, каждое из которых длилось около двух часов.

Хотя исследователям удалось изучить всего лишь небольшую часть судна, они обнаружили 275 различных артефактов, например, посуду. Некоторые находки заслужили отдельного внимания. Так, в одной из офицерских кают они нашли зеленую коробку, которая, на первый взгляд, напоминала книгу. Однако оказалось, что это набор чертежных инструментов, которыми, возможно, пользовались для составления карты передвижения по Северо-Западному проходу. Кроме того, они наткнулись на тисненый кожаный фолиант, внутри которого находились листы бумаги и перо. Возможно, это был какой-то дневник или журнал учета.

В прошлом году генетикам удалось подтвердить личность одного из участников погибшей экспедиции Джона Франклина. Сравнение ДНК из человеческих останков с острова Кинг-Уильям и предполагаемых потомков членов экипажа выявило, что исследованные кости принадлежали прапорщику Джону Грегори, служившему инженером на корабле «Эребус».

Археология История

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новые находки на обломках кораблей HMS Erebus и Terror

Потеря экспедиции британского военно-морского флота 1845 года по Северо-Западному проходу была разрушительной: 129 человек отправились в экспедицию, чтобы наконец нанести на карту Северо-Западный проход через вершину Североамериканского континента — не один из них вернулся.

Шок от их гибели бросил тень на британские исследования Арктики, исчезновение экспедиции нанесло серьезный удар по викторианским представлениям о технологическом превосходстве и неумолимом прогрессе.

Когда поисковики пытались выяснить, что случилось с людьми, голоса инуитов игнорировались и очернялись, их опыт часто игнорировался – пока, как оказалось, они не ошибались в судьбе экспедиции.

Обнаружение затонувших кораблей HMS Erebus и Terror в 2014 и 2016 годах подводными археологами из Парков Канады дало дразнящие возможности расширить наше понимание того, что на самом деле произошло с людьми; объявления результатов полевых раскопок этого года ждали с нетерпением.

Это тщательная, кропотливая работа в сложной и удаленной среде, работа с Фондом наследия инуитов и местными жителями для защиты и выявления вещей, которые оставались нетронутыми почти 175 лет. Условия предыдущих лет ограничили археологические работы, поэтому обнаружение около 350 объектов, находящихся в совместном владении в этом сезоне, впечатляет.

Мы часто думаем об этой экспедиции с точки зрения смерти и потерь. Но одна из возможностей, которые предлагают раскопки, — это узнать больше о жизни сплоченного сообщества, существовавшего на борту корабля.

Великолепные эполеты, которые, возможно, принадлежали лейтенанту Джеймсу Уолтеру Фэйрхолму, просто находка. Командир Джеймс Фитцджеймс описал его как «умного, приятного компаньона и хорошо информированного человека», и у нас есть его фотография незадолго до отбытия экспедиции. Но это не его погоны, которые он носит — он позаимствовал пальто Фитцджеймса, чтобы избавить себя от необходимости приобретать собственное.

Эполеты с места крушения HMS Erebus (© Parks Canada)

Несколько находок из кладовой капитана-стюарда. Эдмунд Хоар из Портси был стюардом, личным слугой капитана — светловолосый голубоглазый 23-летний мужчина, когда экспедиция отбыла, 5 футов 9 дюймов. Высок, с татуировкой якоря на правой руке.

Парки Канады нашли свинцовую марку с его именем, возможно, что-то, что он использовал для обозначения своей одежды. Наверное, было важно следить за вещами в тесноте, уметь находить и удерживать то, что было твоим. Есть еще пенал — он им пользовался или офицерами? А бутылка – портвейна или коньяка? — из офицерской столовой, которая говорит о том, что были способы хоть как-то весело провести долгие темные арктические зимы.

Водолаз извлекает графин из обломков HMS Erebus (© Parks Canada)

И все же находки также напоминают нам о том, что утеряно и, возможно, никогда не будет найдено — тела самих мужчин.

Хотя человеческие останки были найдены на острове Кинг-Уильям и могут быть найдены на кораблях, шансы узнать, кем они были, остаются незначительными, несмотря на достижения в технологии ДНК. Раскопки этого года обнаруживают следы отсутствующих тел — отпечатки пальцев на сургуче (может быть, Хоара?), волоски на кисточке, из которых можно извлечь ДНК.

На сегодняшний день только два набора человеческих останков вернулись в Великобританию — один в Эдинбург, один через дорогу от Национального морского музея в Гринвиче, размещенный в мемориале экспедиции в часовне Старого Королевского военно-морского колледжа. Последний, которого когда-то считали лейтенантом Генри Ле Весконтом, недавно был идентифицирован как останки ассистента хирурга Гарри Гудсира. Первые, по-видимому, останки лейтенанта Джона Ирвинга, были доставлены домой в Эдинбург, хотя некоторые ученые задаются вопросом, верно ли это, или они могут быть костями более старшего члена экипажа.

Каждый год работа группы подводной археологии Парков Канады в сотрудничестве с инуитами раскрывает что-то новое об экспедиции и людях, которые жили на Эребус и Ужас . Кто знает, что может показать работа следующего сезона?

Галерея Кристиана Герхарда Джебсена: Полярные миры

Полярные районы нашей планеты веками были центром научных исследований и исследований. Сегодня, более чем когда-либо, эта работа может затронуть всех нас.

В галерее Polar Worlds рассматриваются проблемы освоения Арктики и Антарктики, а также исследуется влияние изменения климата на жизнь людей.

В галерее

Посмотрите истории самых опытных исследователей, доведенных до крайности человеческой выносливости, через истории героических исследователей, включая Скотта и Шеклтона.

Изображение

Станьте свидетелем трогательной человеческой истории, стоящей за этими экспедициями, на примерах экспедиционной одежды и продуктов питания, а также на выдержках из дневников исследователей.

Узнать больше об этом объекте

Подумайте о культурном и экологическом статусе Арктики и Антарктики в современном мире и о том, что может ожидать эти важные места в будущем.

HMS Erebus проходит через цепь айсбергов, 1842 г. (BHC3654, © Национальный морской музей)

Копнуть глубже

Как устная история инуитов помогла обнаружить Эребус и Террор

Недавнее открытие потерянных кораблей Франкина раскрывает больше, чем артефакты и историю. Эмбер Линкольн из Британского музея обсуждает влияние устной истории инуитов на обнаружение кораблей и то, что это означает для будущих исследований в Арктике.

История исследователей Антарктики

От первого наблюдения до достижения Южного полюса, откройте для себя историю изучения Антарктиды

Как вы готовитесь к экспедиции в Арктику?

Экспедиция сэра Джона Франклина для составления карты последней части Северо-Западного прохода отправилась 19 мая 1845 года. Два исследовательских корабля, HMS Erebus и Terror, были отбуксированы из Гринхита в графстве Кент в 10.30.

Новые находки среди затонувших кораблей HMS Erebus и Terror

900:02 Археологи, изучающие затонувшие корабли HMS Erebus и Terror, нашли более 350 предметов из пропавшей экспедиции Франклина.

Обувь, которая уцелела: уход за ботинками капитана Скотта

Узнайте, как лыжные боты исследователя Роберта Фалкона Скотта готовились к показу в новой галерее Polar Worlds

За кулисами

Реставратор Нора Меллер объясняет, как она ухаживала за ботинками капитана Скотта, которые были найдены на его теле в 1912 лет после трагической последней экспедиции британского исследователя на Южный полюс.

Эта галерея поддерживается:

  • UK Antarctic Heritage Trust
  • Правительство Британской Антарктической Территории
  • Экспедиционный фонд Transglobe

Посещать

Исследуйте полярные миры в Национальном морском музее

Национальный морской музей

Спланируйте посещение

Чем заняться

Ознакомьтесь с нашими книгами

Узнайте больше об полярных исследователях, включая Эрнеста Шеклтона и его корабль Endurance, а также об экспедиции сэра Джона Франклина «Эребус и Террор».

Магазин

Юг: гонка к полюсу

18,99 фунтов стерлингов

В этой книге рассказывается история трех человек, которым суждено было воплотить дух времени и первыми открыть Южный полюс – Роберт Фалькон Скотт, Роальд Амундсен и Эрнест Шеклтон…

Купить сейчас

Магазин

Экспедиция сэра Джона Франклина «Эребус и ужас»: находки

£18,99

В 1845 году сэр Джон Франклин отправился на кораблях «Эребус» и «Террор» в путешествие на поиски Северо-Западного прохода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *