Житие преподобного Тихона Медынского, Калужского
Преподобный Тихон Калужский – один из великих подвижников Русской Православной Церкви XV века. По напряженности духовных подвигов и аскетических трудов этого угодника Божия можно без преувеличения сравнить с духоносными монахами-отшельниками, подвизавшимися в суровых пустынях Египта и Палестины в III–IV веках.
Вследствие неоднократных разорений Тихоновой пустыни татарами и литовцами до нас не дошли исторические сведения о родителях, происхождении, мирском имени и других обстоятельствах жизни преподобного Тихона Калужского. Жизнеописание этого святого отца было составлено на основании древнего монастырского предания и службы Преподобному, утвержденной первым архиепископом Калужской епархии Феофилактом (Русановым) в 1805 году.
В этих источниках сообщается, что угодник Божий Тихон был родом из «матери городов русских» Киева. В юношеские годы, горя желанием спасти свою душу, он оставил отечество и пришел в Москву, чтобы посвятить свою жизнь Господу. Человек Божий поступил в Московский кремлевский Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В этой известной обители духовно опытные старцы научили молодого послушника отсекать свою волю, безропотно выполнять различные монастырские послушания, со смирением и терпением переносить тяготы монашеской жизни, не малодушествовать при скорбях и искушениях. Утвердившись в духовном делании, стяжав дух кротости, терпения и молитвы, смиренный ученик принял иноческий постриг с именем Тихон, во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского.
Инок Тихон, стремясь к более строгой подвижнической жизни и к стяжанию чистой непрестанной молитвы, возгорелся желанием удалиться из многолюдного кремлевского монастыря. Взяв благословение у настоятеля, он покинул столичную обитель. После долгих поисков в непроходимых лесах между Калугой и Медынью, на правом берегу небольшой речки Вепрейки, ревностный подвижник обнаружил исполинский дуб, в дупле которого и поселился.
«Возлюбив Господа «всем сердцем. .., и всею душею…, и всем разумением» (Мф. 22, 43), инок Тихон решился на суровый духовный подвиг, который представляется невероятным современным людям, привыкшим к комфорту и удобству в обыденной жизни. Он стал мучеником по произволению, живя в безмолвии и уединении в дремучем лесу многие годы. Святой отец наш Тихон «долготу летнюю и пустынные труды, в потребность скудость пред очима имея, терпел благодарно» (3-й кондак акафиста преподобному Тихону). Зимой он страдал от холода, летом – от жары и укусов множества насекомых. Дремал, лежа на земле, питался травами и небольшим количеством ягод, кореньев и грибов, произраставших в лесу.
Питием ему служила вода из колодца, ископанного им самим у истоков речки Вепрейки, и сохранившегося до наших дней. Со временем его одежда и обувь обветшали, и человек Божий стал ходить в рубище и босиком. Много претерпел отшельник от злобных нападений бесовских. Только благодаря всесильной помощи Божией преподобный Ти хон смог выжить в безлюдно дремучем лесу и совершить свой суровый скетический подвиг.
За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
Как «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5, 14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры.
Из жития преподобных отцов Церкви известно, что у подвизающихся по мере их духовного возрастания усиливаются искушения. Когда враг нашего спасения, диавол, видит, что сам он не может помешать добродетельному житию подвижника, тогда он употребляет в качестве своего орудия злых людей. Подобное произошло и с Преподобным.
Однажды князь, владелец Медынских земель, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим. 12, 21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, разъяренный князь замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), остановила его поднятую руку, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, князь раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял это предложение.
Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.
Свой духовный подвиг преподобный Тихон продолжил на новом послушании игумена обители. По неотступным просьбам своих учеников, а также для регулярного совершения Божественной литургии, Преподобный принял священный сан. Имея многие добродетели и особенно дар рассуждения, святой игумен стал мудрым и добрым отцом для братии. Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях. Имея милостивое доброе сердце, святой угодник Божий принимал странников, питал голодных и помогал бедным. Как сказано в акафисте преподобному Тихону, своим ученикам он был наставник, исправлял их со смиренномудрием, имел кроткий нрав, стяжал незлобивое сердце, питал алчущих, поил жаждущих, подавал милость просящим, многие чудеса благодатью Святого Духа соделал, больных, слепых и хромых исцелял, лукавых духов прогонял. Согласно древнему монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины Преподобный был пострижен в великую схиму.
О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой. Он был одет в черное длинное одеяние (монашеская мантия), на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики (схимнический куколь). Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.
Мирная монашеская жизнь новооснованной обители была нарушена в 1480 г., когда в нескольких километрах от монастыря произошло знаменитое «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Тихона и многих русских святых, многочисленные войска татарского хана Ахмата, не одержав победы над полками великого московского князя Ивана III, были вынуждены покинуть русские земли. Это знаменательное историческое событие послужило окончательному освобождению Руси от татарского ига и стало началом создания независимого Русского государства. В память об этом событии в наши дни монастырем был основан Владимирский скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и на территории скита создан музейный комплекс-диорама «Великое Стояние на Угре».
Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве.
Преемником святого Тихона стал его ученик, преподобный Никифор. Празднование дня памяти преподобного Тихона началось в обители вскоре после его блаженного успения, и было утверждено Московским Собором 1551 г., на котором угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых. Согласно монастырскому преданию, долгое время святые мощи основателя Тихоновой пустыни открыто почивали в Успенском храме, но в Смутное время (1610 г.), ради их сохранения, были сокрыты глубоко в земле под спудом, где почивают и поныне.
За свою подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился от Господа дара чудотворения. Много чудес совершалось и совершается в наше время у раки над мощами этого святого отца, а также на целебном источнике, им ископанным. И сегодня все, с верою молящиеся Преподобному, получают исцеления и скорую помощь во всяких нуждах по его предстательству ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь.
Святейший Патриарх Кирилл посетил Калужскую Свято-Тихонову пустынь / Новости / Патриархия.ru
Главная / Патриарх / Встречи и поездки
Версия для печати
9 сентября 2014 г. 18:11
9 сентября 2014 года в ходе однодневного Первосвятительского визита в Калужскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Калужскую Свято-Тихонову пустынь — мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Дзержинском районе Калужской области.
Святейшего Патриарха сопровождали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко, а также митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Козельский и Людиновский Никита, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
У врат Успенского храма обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов), насельники обители и паломники.
Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский храм Тихоновой пустыни.
Архимандрит Тихон (Завьялов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону основателя обители — преподобного Тихона Калужского.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Климент! Уважаемый Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской области! Ваше Высокопреподобие, отец Тихон, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и радуюсь возможности посетить Тихонову пустынь в Калужской митрополии.
Вы правильно сказали, отец Тихон, что в свое время Тихоновская пустынь была вместе с Оптиной пустынью двумя светочами на этой земле. Именно потому, что здесь подвизались богоносные отцы и прозорливые старцы и сюда стекалось огромное количество паломников.
К сожалению, в XX веке пустынь была разрушена, осквернена. Я хотел бы выразить особую благодарность владыке Клименту и Вам, отец Тихон, а также в лице губернатора — властям Калужской области за содействие в восстановлении этого замечательного святого места.Народ наш нуждается в таких местах. Некоторым кажется, что по мере развития науки и техники, ускорения темпов жизни людям некогда будет ходить в храмы, они забудут Бога, полностью предадутся удовлетворению своих материальных потребностей. И многим кажется, это еще и потому, что в других странах так и происходит — сокращается поле человеческой религиозности. Но в России по милости Божией всего этого не происходит. Мы видим особое отношение многих людей к посещению святых мест, обителей русских, скитов. Почему же сюда устремляются современные люди? А потому что здесь в уединении можно отрешиться от каждодневной суеты и забот. Здесь можно, как, может быть, ни в каком ином месте, почувствовать присутствие Божией благодати, которая прикасается к человеческому сердцу, которая оплодотворяет ум, волю и чувства человека.
Восстановленные стены и великолепные храмы — это важный очень этап в возрождении святыни, но если мы на этом только остановимся, то мы не достигнем самого главного. Поэтому сегодня, наверное, главная задача иноков во главе с отцом наместником и заключается в том, чтобы духовная жизнь обители становилась притягательной для людей.
Дай Бог вам, дорогие братья, именно так нести свое послушание, никогда не роптать, никогда ничего не искать для себя, не строить никаких иллюзий в своем сознании, никаких фантазий, которые способны разрушить целостность монашеской жизни, предаваться воли Божией, молиться и каждый день делать что-то для того, чтобы сердца наших людей укреплялись в вере».
В дар монастырю Святейший Патриарх передал икону Христа Спасителя. Архимандриту Тихону Предстоятель вручил наперсный крест.
Верующим были розданы иконки с Владимирским образом Божией Матери.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Преображенский собор Тихоновой пустыни. В нижнем храме собора Святейший Владыка поклонился честным мощам основателя обители преподобного Тихона Медынского, Калужского чудотворца.
***
Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия — Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г. ). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было три храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на источнике преподобного Тихона и два храма в Сретенском скиту — в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 1920-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены два монастырских храма — Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.
Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. митрополитом Калужским Климентом (тогда — архиепископом) было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. велась поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Версия: молдавская, украинская