Типы храмов древней руси: Основные типы русского деревянного храма

Основные типы русского деревянного храма

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру.
   (История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
   (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 — Клетские храмы,
2 — Шатровые храмы,
3 — «Кубоватые» храмы,
4 — Ярусные храмы,
5 — Многоглавые храмы.
   (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
    (Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые «клетски», разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, «на пошве». Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу.

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части — алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие — главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
    (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название «куба». «Кубоватые» храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб — кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
   (Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


Петропавловская церковь в поморском селе ВирмаФото: Н.Телегин


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название «четверик на четверике», присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь  Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево  Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно «дивное диво», может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм «четверика на четверике» .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное — в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
………………………………….………………………………….………………………..

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских  архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника  А.В. Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале  «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М. , 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………………..
P.S.  Статья подготовлена для Журнала «Архитектурный стиль».

Tags: деревянный дом, деревянный храм, русский север, русское деревянное зодчество, храм, церковь

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Основная статья: Крестово-купольный храм

Кресто́во-ку́польный (вариант написания — крестовокупольный) храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).

Домонгольский период

См. также: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Софийский собор в Киеве. Макет — реконструкция первоначального вида.

Софийский собор в Великом Новгороде

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из

Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в

Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Другие храмы Киева, построенные при Ярославе, известны только по археологическим раскопкам[1], среди них были церкви святой Ирины и великомученика Георгия. Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи[2].

План надвратной церкви Киево-Печерской Лавры. 1108 год. Четырехстолпный храм с примыкающей к нему лестницей.

Купол и своды надвратной церкви с росписью XVIII века.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей.

[Править] Храмы Киева, Чернигова, Владимира-Волынского и Смоленска

Восстановленный Успенский собор Киево-Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко. В нижней части апсид видны фрагменты кладки XI века.

  • Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом и дополнительной парой восточных столбов, к которым примыкает иконостас (первоначально — алтарная преграда). Благодаря этому становится больше пространство наоса. Ещё одной особенностью Преображенского собора являются двухъярусные аркады, поставленные вдоль нефов между основными столбами храма. С первого взгляда эта деталь придаёт интерьеру некоторую базиликальность, однако композиция сводов храма целиком следует крестово-купольному типу. Первоначально хоры собора, занимающие пространство над нартексом, продолжались по боковым нефам до самого алтаря. В боковых нефах их настил не сохранился.

    Аркады в нижнем ярусе опираются на привозные мраморные колонны, позднее укреплённые кирпичной кладкой. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием[3].

Руины Успенского собора Киево-Печерской Лавры. 1942 год. Сохранились подкупольные столбы с основанием арок, часть свода боковой ветви креста и арка, переброшенная через боковой неф. Справа — поздняя пристройка.

  • Образцом для строительства множества соборов в различных городах русских княжеств стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073-89 гг. Трёхнефный собор с нартексом и небольшими, занимающими только западную часть храма хорами, с просторным интерьером, не затеснённым тонкими столбами, получил именование «Великая церковь». Храм завершался одном куполом. Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Это также выражено и во внешнем облике храма.

    Так, вертикальное членение фасадов лопатками на прясла соответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых. Закомары, использовавшиеся для завершения фасадов, теперь ставятся над каждым пряслом, образуя непрерывный ряд полукруглых волн. Закомары центрального нефа и трансепта выше остальных.

Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения.

По бокам к западной части храмов примыкали дополнительные сооружения. В черниговском соборе это крещальня и часовня, а в Успенском храме — небольшой храм-крещальня с куполом.

Чернигов. Борисоглебский собор. На заднем плане купола Спасо-Преображенского собора.

Успенский собор Владимира-Волынского. 1160 год.

  • К новому типу храма относятся частично сохранившиеся киевские храмы Выдубецкого монастыря (1070—1088 гг. , собор имел удлинённую восточную часть с дополнительные столбами, до нашего времени сохранился только нартекс с лестницей и хорами)[4], Спаса на Берестове (1113—1125 гг, сохранился необычно большой (шире самого храма) нартекс с усыпальницей, на его фасаде сохранились следы необычного трёхлопастного свода маленького притвора[5], Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113 гг., разрушен в 1936 году и восстановлен в 1990-е в формах украинского барокко, был более близок к Успенскому собору)[6] и неплохо сохранившаяся Кирилловская церковь (1140—1146 гг)

    [7].

  • Два больших собора этого типа сохранились в Чернигове. Это Борисоглебский собор Кремля (1120-23 гг)[8] и Успенский собор Елецкого монастыря (1094-97 гг)[9].

  • К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год).

  • Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска — собор Петра и Павла (1140-50 гг). Он похож на другие храмы своего времени, но не имеет нартекса[10].

Какие религии имеют храмы?

Ответ на этот вопрос действительно зависит от того, кого вы спросите. В одной статье в Википедии под «храмами» подразумеваются практически любые молитвенные дома, и, следовательно, почти любое здание, используемое религией, классифицируется как «храм». Ради этой статьи мы будем определять «храмы» в более узком смысле.

Храмы, безусловно, были обычным явлением в древности и у разных народов, включая египтян, греко-римлян, месопотамцев и язычников. Однако сегодня использование храмов — в том смысле, что они являются культовыми центрами, в которых жрецы и/или жрицы стремятся умилостивить богов от имени народа, — менее распространено среди авраамических традиций и чаще наблюдается среди различных азиатских традиции.

Церкви как храмы

У вас наверняка есть несколько христианских церквей — часто пятидесятнических деноминаций, — которые говорят о своей церкви как о «храме» (например, пятидесятническая церковь «Храм веры», пятидесятническая церковь Эммануэля Темпла, апостольская церковь «Храм Пятидесятницы»). , Церковь Пятидесятнического храма Бога, Пятидесятническая церковь Храма Вефиля и др.). Однако они функционируют в первую очередь как молитвенные дома, а не как храмы (в более древнем смысле этого термина). Точно так же из-за их размера, исторической важности или влияния существует также ряд хорошо известных христианских церквей, которые иногда называют «храмами» (например, собор Александра Невского в Болгарии, собор Василия Блаженного в России, Собор Святой Софии в Турции и храм Святого Саввы в Сербии). Но, опять же, каждая из этих функций больше похожа на традиционную христианскую церковь, а вовсе не на некоторые из упомянутых выше древних храмов. (Собор Святой Софии сегодня является музеем, а не церковью или мечетью, хотя в прошлом он служил и тем, и другим.)

Иудаизм

В иудаизме было несколько храмов, которые функционировали как культовые центры на протяжении его долгой и богатой истории (например, Храм Соломона, Храм Зоровавеля, Храм Ирода и т. д.). Хотя сегодня в иудаизме нет таких храмов, зато есть синагоги; но их синагоги функционируют так же, как церковные здания в христианстве. Начиная с 19-го века, в Германии еврейское реформистское движение начало называть свои синагоги «храмами» и продолжает делать это сегодня (как и некоторые консервативные евреи). Однако ортодоксальные евреи часто отвергают эту практику, считая, что сравнивать синагогу с Храмом почти святотатство, и признавая, что эти два здания выполняли очень разные функции в иудаизме.

Современное язычество

Язычество никогда не было легко определить, и те, кто считают себя «практиками» одной из этих слабо связанных традиций, придерживаются множества верований и различных практик. Таким образом, то, что «язычество» означает для одного человека, не то, что оно означает для другого. Исторически сложилось так, что язычники чаще всего поклонялись в «рощах» или «храмовых лесах», а не в зданиях, построенных руками человека. Поскольку поклонение природе (или благоговение перед ней) уже давно находится в центре внимания многих языческих традиций, на открытом воздухе они неизменно рассматривают их как идеальный «храм». Быть в природе приравнивается (многими) к максимально возможному приближению к божественному (независимо от того, какую форму принимает божественное). При этом в прошлом были языческие храмы, а в последние годы появились движения по строительству реальных зданий для языческой практики, хотя тот факт, что язычество имеет так много «ароматов», затрудняет достижение этого. Здания дорого проектировать, возводить и обслуживать, а большинство язычников не принадлежат к тому, что можно было бы назвать «конфессией». Таким образом, отсутствие связности этого набора традиций делает строительство храмов гораздо менее осуществимым, чем поклонение в храмах под открытым небом, созданных божественным. При этом большинство язычников по-прежнему верят, что в их религии есть храмы в форме природы.

Зороастризм

Зороастризм — древняя персидская религия, которая восходит как минимум к 1000 г. до н. э., хотя некоторые считают, что она восходит гораздо раньше — возможно, уже к 6000 г. до н. э. У них есть храмы, известные под греческим названием Пирафея , что означает «храм огня». Хотя эти священные места сегодня являются обычным явлением в зороастризме, некоторые считают, что первый зороастрийский храм, вероятно, датируется первым веком нашей эры — намного позже основания религии. Название «храм огня» происходит от того факта, что зороастрийцы постоянно поддерживают огонь в своих храмах. (Многие практикующие зороастрийцы пытаются делать то же самое в своих домах.) Огонь является символом Бога (Ахура Мазда), и, таким образом, постоянно горящее пламя служит символическим напоминанием о том, что присутствие Бога находится в храме и доступ через храм. У зороастрийцев нет субботнего дня, и они традиционно не собираются каждую неделю для «богослужения». Таким образом, их храмы обычно не функционируют как церковные здания в христианской традиции. Поскольку зороастризм численно находится в упадке, по состоянию на 2021 год «в мире было» всего «167 храмов огня, из которых 45 находились в Мумбаи, 105 — в остальной части Индии и 17 — в других странах».

Индуизм

Индуизм — одна из древнейших религий и одна из наиболее склонных к использованию храмов как части своего поклонения. Индуистские храмы усеивают ландшафт азиатского субконтинента Индии, и только в этой части мира их насчитывается около двух миллионов. Индуистские храмы обычно посвящены определенному божеству, хотя никто не обязан поклоняться определенному божеству в данном храме. Хотя не все индусы считают, что посещение храма является необходимой частью того, чтобы быть хорошим или верным индуистом, говорят, что Махатма Ганди (сам индуист) учил: «Отвергать необходимость храмов — значит отвергать необходимость Бога». Некоторые индусы поклоняются в общественных храмах, некоторые в домашних святынях, а некоторые не пользуются ни тем, ни другим. Один источник описал функцию индуистских храмов следующим образом: «Люди [идут туда] делать подношения богам и питать их едой и религиозными подношениями молитв, песен и т. д., в то время как боги отвечают взаимностью, защищая [своих преданных] от болезней. , беды и бедствия, устраняя их трудности, очищая их грехи».

Джайнизм

Джайнизм, религия, которая, по мнению ученых, произошла от индуизма примерно в 6 веке до н.э., также использует храмы, очень похожие на индуистские храмы. Однако, в то время как в индуистских храмах внутри есть статуи своих богов, у большинства джайнов нет божества, и, следовательно, в их храмах нет статуй или изображений богов. Скорее, в джайнских храмах чаще можно найти статуи их двадцати четырех тиртханкаров (т. е. создателей бродов или божественных учителей) — Вардхамана Махавира (род.9 г. до н.э.), будучи наиболее важным из них. «Поклонение» в джайнизме, если его можно так назвать, направлено на эти двадцать четыре тиртханкары. Как и в случае с индусами, джайны тоже стремятся к вмешательству через свои храмовые подношения.

Буддизм

В буддизме есть здания, которые также обычно называют «храмами», хотя то, как они используются сегодня, может отличаться от того, как они использовались в древности. Сегодня буддийские храмы используются как христианская церковь и как индуистский храм. Это места поклонения, проповедей, медитации и общения. Но они также являются местами для подношений образу Будды, зажжения свечей и воскурения благовоний. У буддистов также есть святыни — иногда в их храмах, а иногда в виде отдельно стоящих зданий (в которых находится изображение или статуя Будды) и ступ или мавзолеев (в которых обычно хранится реликвия одного из великих Будд). Кроме того, во многих местах есть залы для буддийской медитации. Эти четыре здания не следует путать, поскольку они имеют разные цели, даже если они частично совпадают.

Конфуцианство

В конфуцианской традиции есть храмы, хотя, поскольку конфуцианство является скорее философией, чем религией, они не совсем такие же, как храмы различных религиозных традиций, которые мы обсуждали. Иногда их называют «храмом Конфуция», а также «храмами литературы» и «залами мудреца». Причина этих двух последних названий связана с тем фактом, что конфуцианские храмы использовались для проведения экзамена на государственную службу (или кеджу) для тех, кто искал работу в правительстве. Хотя этот экзамен больше не требуется для тех, кто работает на правительство, конфуцианские храмы по-прежнему используются для других целей, таких как совершение подношений или жертвоприношений духу Конфуция (часто считается, что они доступны в храме). Помимо чествования Конфуция, практикующие будут посещать эти храмы с целью почтить «четырех мудрецов» конфуцианства или «двенадцать мудрецов» конфуцианства, каждый из которых считается «святым» известным философом в конфуцианской традиции.

Даосизм

Хотя в даосизме (или даосизме) есть храмы, они используются для различных целей в разных частях мира и в различных школах даосизма. Иногда даосские храмы называют даогуань, что означает место, «где культивируется Дао», и они рассматриваются как места поклонения. В других случаях даосские «храмы» функционируют как эквивалент монастырей (или гуань), где даосские священники, соблюдающие целомудрие, живут, медитируют и практикуют обряды очищения и подношения, предназначенные для восстановления порядка и благословения общества. Гун (что означает «дворец»), с другой стороны, представляет собой даосские храмы, которые традиционно очень большие и которые были построены за счет средств, предоставленных императором (или правительством). В то время как некоторые даосские храмы имеют уникальную функцию, три типа храмов, упомянутых выше, также могут иметь одну и ту же всеобъемлющую функцию и цель, в зависимости от их местоположения и секты даосим, ​​с которой они связаны.

Синто

Хотя практикующие синтоизм обычно называют свои священные сооружения «святынями» (чтобы отличить их от буддийских храмов), они во многом функционируют как храмы — посвящены ками (или божественным духам) и используются для умилостивить их (чтобы земля и люди были защищены и благословлены). Эти синтоистские святыни не используются в качестве «домов поклонения», как церкви в христианстве. Один источник отмечает: «Японцы не посещают святыни в определенный день недели. Люди ходят в святыню во время праздников и в другое время, когда им хочется. Японцы часто посещают местную святыню, когда хотят, чтобы местные ками оказали им услугу [так в оригинале], например, хорошие результаты экзаменов, хороший исход хирургической операции для родственника и так далее». Эти «святыни» являются японским эквивалентом храма и играют центральную роль в эффективности синтоизма в жизни его практикующих, хотя у многих есть собственная камидана (то есть алтарь/мини-храм) в их домах.

Сикхизм

В сикхизме есть молитвенные дома, обычно называемые «гурдвара», что означает «дверь к Гуру». Они называются так, потому что это место, где хранятся копии их священных писаний — Гуру Грантх Сахиб ). Хотя эти здания также часто называют «храмами», они в основном функционируют как церковь или традиционный молитвенный дом. Таким образом, это не места, предназначенные для умиротворения божественного, а места для поклонения монотеистическому Богу сикхизма. При этом у сикхов есть Harmandir Sahib (т. е. «священный дом Бога») или Durbār Sahib (т. е. «священная аудитория») — названия, используемые для сикхского «Золотого храма», расположенного в Амритсаре, Индия. Золотой храм является главной гурдварой сикхизма и основным местом паломничества сикхов. Хотя технически это все еще гурдвара и, следовательно, дом поклонения, он функционирует немного больше как традиционный храм (а не церковь) по сравнению с другими гурдварами в этой конкретной традиции.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней уникальна (среди христианских конфессий) тем, что у них есть церковные молитвенные дома (или «часовни»), а также храмы — два здания используются для совсем других целей. (В этом смысле они немного напоминают евреев первого века, у которых одновременно были действующие храм и синагоги.) Церковные здания Святых последних дней используются для традиционных воскресных богослужений, а также для собраний в будние дни. и деятельности, как и в большинстве христианских традиций. Однако в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней храмы используются для совершения «высших таинств» и заключения «священных заветов», таких как «браки на вечность» или «запечатывания» (где муж, жена и их дети «запечатаны» нашей привязанностью друг к другу как семья «на время и на всю вечность»). Храмы Святых последних дней спроектированы не так, как многие древние храмы, — для умилостивления Бога от имени народа. Тем не менее, это места паломничества, которые считаются уникальными среди их различных зданий и считаются выполняющими функцию, необходимую для спасения. Таким образом, в этом отношении они квалифицируются как храмы, а не просто церковные здания.

Харе Кришна

Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), традиционно известное как кришнаиты, часто путают с индуизмом, главным образом потому, что эта традиция отделилась от индуистской веры в 1966 году, разделяет многие доктрины с индуизмом и даже использует Бхаагавад Гита в качестве их основного священного текста. Будучи намного меньше, чем индуизм, ИСККОН имеет чуть более 600 храмов (также иногда называемых «центрами») по всему миру. Тем не менее, деятельность, происходящая в этих храмах, считается центральной в их стремлении к просветлению и поклонению. Хотя храмы Кришны в некоторых аспектах функционируют как индуистские храмы; они также используются как молитвенные дома, с установленным графиком «воскресных служб», архитектурой, которая иногда выглядит довольно христианской, еженедельными проповедями для прихожан и рядом практик, которые больше напоминают западную церковь, чем разрыв с традицией. Индуизм.

В Украине обнаружен 6000-летний храм | Археология

Группа археологов во главе с доктором Михаилом Видейко из Киевского института археологии обнаружила остатки 6000-летнего храма в деревне трипольской культуры недалеко от современной Небеловки, Украина.

6000-летний храм, найденный на трипольском мегаполисе Небелевка в Кировоградской области, Украина. Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

Трипольская культура получила свое название от села Триполье в Киевской области Украины, где в 189 г. впервые были обнаружены артефакты этой древней цивилизации.6.

Археологические раскопки показывают, что трипольцы жили примерно с 5400 по 2700 год до н.э. на обширной территории, простирающейся от предгорья Карпат, на восток до Днепра и на юг до берегов Черного моря.

Культура характеризуется передовым сельским хозяйством, развитой металлургией, гончарным делом, сложной архитектурой и социальной организацией, включая первые протогорода на европейской земле.

Большой горшок и маленькие миски, найденные в южной комнате храма. Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

Трипольское общество было матриархальным, женщины вели домашнее хозяйство, выполняли сельскохозяйственные работы, производили гончарные изделия, ткани и одежду. Охота, содержание домашних животных и изготовление инструментов были обязанностями мужчин.

Наиболее примечательным аспектом трипольской культуры было периодическое разрушение поселений, при этом срок жизни каждого отдельного поселения составлял от 60 до 80 лет.

Некоторые поселения несколько раз перестраивались поверх прежних жилых уровней, сохраняя форму и ориентацию старых построек.

Цель сожжения этих поселений является предметом споров среди ученых.

Фрагменты человекоподобных фигурок, найденных внутри храма. Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

Остатки одного из крупнейших сожженных трипольских зданий, когда-либо найденных, были обнаружены во время недавних раскопок на трипольском «мегапоселении» Небелевка в Кировоградской области, Украина, и интерпретируются как массивный храм, датируемый 4000 годом до нашей эры.

«Храм представлял собой двухэтажное здание из дерева и глины, окруженное галерейным двором, пять комнат находились на первом этаже, а на первом этаже находились высокие семейные алтари из глины», — сказал доктор Видейко, который является соавтор статьи, опубликованной в Журнал неолитической археологии .

«У нас есть все мотивы и достаточно доказательств, чтобы определить его как центральный храм всей деревенской общины».

Глиняные жетоны, золотые и костяные подвески, найденные внутри храма. Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

«Его строительство потребовало труда, соизмеримого со строительством нескольких десятков обычных домов. Его план и некоторые особенности этого сооружения находят аналогии в храмах V–IV тысячелетий до н.э., известных из раскопок в Анатолии и Месопотамии».

Храм был примерно 60 метров в длину и 21 метр в ширину и был ориентирован почти с востока на запад.

Внутри храма доктор Видейко и его коллеги обнаружили остатки восьми глиняных платформ, которые, возможно, использовались в качестве алтарей, и два ящика с камнями внутри.

Реконструкция храма и планы цокольного этажа (средний) и второго этажа (нижний): 1-7, 11 – глиняные площадки; 8-9 – глиняные урны; 10 – глиняный пол; 12 – подиум; 13-16 – емкости-накопители; 17-21 – пороги; 22 – глиняный свод; 23 – крашеный глиняный пол; 24 – стены глиняной платформы. Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

«Крестообразные алтари с расписной поверхностью и резным орнаментом хорошо известны из раскопок на Владимировке, Майданецком и других трипольских стоянках региона, а также по гончарным моделям жилищ», — рассказали археологи.

«Во время разведки обнаружены некоторые детали интерьера – пороги, глиняные платформы, урны, подиум, емкости для хранения, отделка пола и стен».

«Основным конструкционным материалом была глина с различными примесями. Глиняные платформы и подиум были созданы из глины, смешанной с суглинком».

Глиняная модель трипольского жилища (Триполье BII, ок. 4000-3900 гг. до н.э.). Изображение предоставлено: Наталия Бурдо / Михаил Видейко.

«Видно, что платформы, пороги, полы и глиняные урны ремонтировались в период существования сооружения».

«Прямых данных о строительстве крыши у нас нет. Можно предположить, что он выглядел, как на гончарных макетах домов из памятников небелевской группы: арочный, вероятно, из камыша, с стилизованными бычьими рогами над фронтоном».

Глиняные жетоны, фрагменты человекоподобных фигурок, глиняная посуда, золотые и костяные подвески.

Результаты походов 2012-13 гг. на полигон Небелевка опубликованы онлайн в журнале Древность и журнале Тирагеция (на русском языке).

_____

Джон Чепмен и др. . 2014. Архитектурная дифференциация трипольского мегаобъекта: предварительный отчет о раскопках мегаструктуры в Небелевке, Украина. Журнал неолитической археологии 16, 135–156; doi: 10.12766/jna.2014.4

Джон Чепмен и др. . 2014. Планировка древнейших европейских протогородов: новый геофизический план трипольского мегарайона Небеловка, Кировоградская область, Украина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *