Буряты, традиции и обычаи | ИРКИПЕДИЯ
Основу духовной культуры бурят составляет комплекс духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского этноса. В условиях, когда в течение долгих веков население Прибайкалья испытывало на себе влияние многих народов Центральной Азии, а позже и с пребыванием в составе России, в силу того, что Бурятия оказалась на стыке двух систем культуры — западно–христианской и восточно–буддийской — культура бурят как бы трансформировалась, оставаясь по виду прежней.
Семейно–бытовые обычаи бурят
Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника (удха узуур), люди рода были связаны тесными кровными узами. Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений. Большая семья жила обычно следующим образом – каждый улус состоял из нескольких аилов. В аиле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одном из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с какими–нибудь сиротами – родственниками. У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями. У всего аила были общие пашни, покосы – утуги, скот. Далее в улусе жили их родственники – дядья (нагаса), двоюродные братья.
Во главе рода стоял предводитель – нойон. Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из–за интересов его ветвей прибегали к его разделению – проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили:
“Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.
Так один род разбивался на родовые подразделения, пример – Батлаевская семерка у булагат. Несколько родов, в свою очередь, составляли племя, у бурят племя называется по имени первопредка. Либо племя составляло просто общность людей, соединенных племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо у племени имелся глава – как правило, глава самого старейшего рода, как хори – бурят. Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты или ашаабгаты. В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма.
Господствующей формой семьи являлась индивидуальная моногамная семья, которая включала главу семейства, его жену, детей и родителей. Обычай допускал многоженство, но оно встречалось преимущественно у состоятельных людей, так как за жену нужно было платить выкуп (калым).
Все стороны семейно–брачных отношений регулировались обычаями и традициями. Экзогамия, сохранившаяся вплоть до начала XX в., не допускала вступления в брак лиц, принадлежащих к одному роду. Например, буряты Готольского рода брали жен из Ирхидеевского, Шаралдаевского и Янгутского родов. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте, даже когда они находились еще в колыбели. В знак заключения брачного договора – худа оролсолго – родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого.
Во избежание расходов по калыму иногда прибегали к обычаю “андалята” – обмену, заключавшему в том, что две семьи, имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками. Согласно обычному праву, приданое – энжэ – являлось полной собственностью жены, и муж не имел на него никакого права. В некоторых местах, в частности, у кударинских бурят, практиковалось умыкание – похищение невесты.
Свадебный обряд обычно состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганай наадан – девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.
Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: “Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж”. Самая страшная клятва заключалась в словах: “Пусть потухнет мой очаг!” Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном, детей своих родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей.
Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам “отец” или “мать” добавлялось имя ребенка (например, Батын аба – отец Бату).
Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного.
Имя ребенку давал кто–либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных (Буха – Бык, Шоно – Волк), обидные прозвища (Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и такие имена, как Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).
Детей с малых лет учили знанию родного края, обычаев и традиций отцов и дедов. Им старались привить трудовые навыки, приобщить их к производственной деятельности взрослых: мальчиков приучали ездить на лошади верхом, стрелять из лука, укрючивать коней, а девочек – мять ремни, овчины, носить воду, разжигать огонь, нянчиться с малышами. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, сутками находиться при стаде, ходить на охоту. В бурятской семье не существовало строгих мер за проступки.
Поселение и жилища. Быт бурят
Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища – сборно–разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта – совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении.
Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно–бытовую деятельность. Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр. Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.
В XIX в. значительная часть бурятского населения жила в поселениях – улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей – айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно – от 10 – 12 дворов до 80 десятков. На зимниках располагались многостенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать еще к приходу русских, а в Забайкалье были распространены вплоть до революции.
Деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12–14 рядов. Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор – располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (углы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагались очаг и тогоон – большой чугунный котел. Дым поднимался верх и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды. В северо–западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо–восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.
Скотоводство и земледелие
Традиционное хозяйство относится к хозяйственно–культурному типу скотоводов–кочевников сухих степей Евразии, существовавшему в данном ареале в течение трех тысячелетий. Скотоводство, главное занятие бурят в XVII–XX вв., определило уклад жизни народа и специфику его материальной и духовной культуры. В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли кочевое (Забайкалье) и полукочевое (Прибайкалье) скотоводство. Охота и земледелие имели подсобное значение, и степень их развития зависела от скотоводства. Присоединение Бурятии к России дало новый толчок дальнейшему развитию экономики бурят: разрушается натуральный хозяйственный уклад, углубляются товарно–денежные отношения, формируются более прогрессивные формы ведения хозяйства. Особое значение имели овцы. Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок, а из овчины – одежда.
Наряду со скотоводством, у бурят существовало пашенное земледелие. До прихода русских оно было преимущественно мотыжным, то есть в том же виде, в котором оно было унаследовано от курыкан. В дальнейшем, преимущественно под влиянием русских, у бурят–земледельцев появились деревянные бороны и сохи, в которые впрягалась лошадь. Хлеб убирали косами–горбушами, позже – косами–литовками.
Молотили хлеб при помощи цепов, веяли деревянными лопатами и решетами. В XIX в. земледелием широко занимались аларские, удинские, балаганские буряты, жившие в плодородных речных долинах. В открытых степных районах поля располагались близко к жилью, не требовали больших усилий на обработку, но урожайность из–за заморозков и ветров была невысокой. Предпочтение отдавалось гористым и лесистым местам, хотя раскорчевка леса и распашка земель требовала больших усилий и была доступна только состоятельным людям.
Буряты сеяли рожь, в меньшем количестве – пшеницу, овес и ячмень. Из крупных культур в отдельных местах высевались просо и гречиха. Сельскохозяйственные работы обычно укладывались в традиционные сроки, которые были весьма сжатыми, например, сев яровых начинался 1 мая и заканчивался 9–го.
Охота
У бурят издавна два вида охоты – коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури). В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь, барсука. На озере Байкал ловили нерпу.
Индивидуальная охота, распространенная на всей этнической территории бурят, в лесостепной зоне была представлена активной и пассивной формами, разнообразными способами и приемами: выслеживание, преследование, подманивание, засада, добыча медведя “на берлоге”. Пассивная форма охоты, известная бурятам, была на добычу диких мясных и пушных животных.
В таежной зоне буряты устанавливали различные ловушки на звериных тропах и в других узких местах: выкапывали ловчие ямы, настраивали самострелы, подвешивали петли, сооружали пасти, стационарные ловушки, кулемы и кулемки, строили засеки. В степной зоне добывали волков, лисиц при помощи отравленных приманок и капканов. Охотничий инвентарь бурят состоял из следующих орудий производства: лук, стрелы, копье, плеть, палка, нож, ружье, самострелы, петли, кулема, кулемка, пасть, плашка, манок на изюбря, косулю и кабаргу.
Ремесла бурят
Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта. Художественный металл бурят теснейшими узами был связан с бытом и жизнью народа и отражал эстетические понятия народа.
Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий являются железные и стальные пластины с серебряной насечкой и серебряной поверхностью с черневыми узорами. Форма пластин разной сложности – круг, прямоугольник, розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик, лазурит, малахит, а также коралл и перламутр.
Буряты превосходно использовали в ювелирной практике насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром и простую огранку цветных камней, воронение и чернение, литье и штамповку.
Область применения дерева как строительного и отделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного, хорошего материала, легко поддающегося обработке. Художественная обработка дерева осуществляется выемчато–плоской, выемчатой, рельефной и объемной резьбой. В технике выемчато–плоской резьбы выполнялась в прошлом орнаментация некоторых вещей, в технике рельефной резьбы – сюжетно–тематические изображения, в технике объемной резьбы: игрушки, шахматы, архитектурные работы.
Что касается парадного конского убранства, то металлические пластины применялись в узде, седле, нагруднике, наспиннике. Основу этих вещей составляла кожа, на которую накладываются орнаментированные серебряной насечкой или серебряные пластины с чернью и цветными камнями. Седельные пластины обрабатывались комбинированной техникой насечки и серебрения, инкрустацией кораллом, чернью, гравировкой, ажурной прорезью и зернью.
Из благородных металлов отливаются и проходят окончательную обработку путем ковки и шлифования многие предметы женского и мужского украшения. Таковы серебряные накосники, кольца и браслеты. Украшения подразделяются на головные, накосные, ушные, височные, наплечные, поясные, боковые, украшения для рук.
Традиционная пища
Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием.
Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров.
Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину.
Распределение вареного мяса за столом происходило в зависимости от степени почета и общественного положения гостей. Голова (тоолэй) подавалась самому почетному гостю, другим гостям: лопатка (дала), бедренная кость (можно сэмгэн), два нижних больших ребра (ундэр хабhан), плечевая кость (адхаал). Ближайшего гостя угощали аортой (голто зурхэн) вместе с сердцем. К числу дорогих угощений для гостей–родственников относились: баранья грудинка (убсуун), бараний крестец, спинной отдел позвоночника (hээр), толстая кишка (хошхоног). При забое животного и угощения гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса в разных вариациях. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка (эльгэн), почки (боорэ), и сало (арьбан) коня.
Традиционная одежда бурят
Традиционная мужская одежда бурят – халат без плечевого шва – зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг.
Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т. е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5–6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленных овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех.
Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы – хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы – шелком, парчой, полупарчой, чесусой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром – китайский шелк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых серебряных нитей – вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок.
Мужские и женские дэгэлы имеют все полы – верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Одежду из тканей шили способом хушэжэ – “иглой вперед”. Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.
Погребально–поминальные обычаи и традиции
Формы погребения у этнических групп бурят были разные. На месте погребения оставляли седло заколотого любимого коня. Бурятские кладбища располагались недалеко от таманских рощ. Иногда погребали просто где–то. Гроб делался не везде и не всегда. Не редко умершего оставляли прямо земле, немного прикрыв ветками. Другой формой захоронения считалось сожжение трупов.
Убитых молнией людей хоронили как шамана, так как считали, что его избрало небо. Рядом с аранга ставили вино и клали пищу.
С появлением ламы обряды несколько изменились. Придавали покойнику вид уснувшего, правую руку прикладывали к уху и сгибали колени.
Могила рылась неглубокая, но с распространением христианства в Прибайкалье, были сделаны изменения: могилу рыли глубокую, на 40 день устраивали поминки.
Ссылки
- О бурятах // сайт ОГУ ”Центр сохранения и развития бурятского этноса”
- Обычаи бурят // Сибирь–матушка : энциклопедия
- Культура
Бурятский язык — все самое интересное на ПостНауке
Бурятский язык — Буряад хэлэн
Этнический язык бурят
Алтайские — монгольские — бурятский язык
По данным переписи 2010 года, в России бурятским языком владеют 218 557 человек. Он распространен в Бурятии, Агинском Бурятском округе Забайкальского края и в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, а также в некоторых других районах этих регионов.
В Республике Бурятия бурятский язык является вторым государственным; на нем издается единственная республиканская газета «Буряад үнэн», ведется вещание на телевидении и радио. Сфера применения бурятского ограничивается изучением в школе и дошкольных образовательных учреждениях, СМИ и культурными мероприятиями. По федеральному законодательству делопроизводство и судопроизводство могут осуществляться на бурятском языке с участием переводчика для граждан, не владеющих русским языком.
Бурятский не является языком обучения и воспитания в детских садах и школах. При этом он широко изучается как предмет: на 2019–2020 учебный год бурятский язык изучают 50% от общего числа учащихся. В качестве языка обучения бурятский используется на специальных факультетах и направлениях обучения в Бурятском государственном университете и Бурятском республиканском педагогическом колледже.
В Уставе Иркутской области прописано право бурят, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, «получать и распространять информацию на национальных (родных) языках, в том числе через средства массовой информации». В Уставе Забайкальского края отмечается, что на территории «Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык».
Агвановский алфавит («вагиндра») для бурятского языка
Стихотворение одного из выдающихся бурятских поэтов Дондога Аюшеевича Улзытуева (1936–1972):
Байгал далаймни,
хүн түрэлхитэнэй эгээл
нагин худаг
Байгаа түбиин зэндэмэни,
хэшэг, заяата нюдэн,
Байгал далаймни!
Сээжэеэ хүрхылгэн
мэлмэрнэ, мэлмэрнэ,
Сэсэгтэ ногоон эрье өөдөө
тэгүүлэн,
Сэлгеэ һалхинда мүнгэн
хашарһаа туулган,
Шүүдэрээр сэсэрнэ
Байгал далаймни,
Байгал далаймни.
Байгал зүрхыем татанхай,
Баруун хойто эрьеэрээ
Саһата уулануудаар хүбөөтэн,
Бараан хүхэ долгидоо
наашань туунхай.
//
Байкал,
родное море,
таинственные очи —
Колодец человечества Байкал…
Вздымая пену гривы,
Он вечность гневно точит,
В зеленый берег шлет за залпом залп!
Байкал — святое море,
Сокровище планеты,
Из бездны лет история Земли…
Грохочет мое сердце прибоем, полным света,
И горы шлют мне отклик издали!
[Перевод Л. Чухно]
Над материалом работали
Гуманитарные науки
Журнал
Читать полностьюСнижение окисления жиров и риска ожирения у бурят Южной Сибири
. 2009 сен-октябрь; 21 (5): 664-70.
дои: 10.1002/ajhb.20903.
Уильям Р Леонард 1 , Марк В. Соренсен, М. Дж. Мошер, Виктор Спицын, Энтони Г. Комуззи
принадлежность
- 1 Факультет антропологии, Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс 60208, США. [email protected]
- PMID: 19322885
- DOI: 10.1002/ajhb.20903
Уильям Р. Леонард и др. Am J Hum Biol. 2009 сен-окт.
. 2009 сен-октябрь; 21 (5): 664-70.
дои: 10.1002/ajhb.20903.
Авторы
Уильям Р Леонард 1
принадлежность
- 1 Факультет антропологии, Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс 60208, США. [email protected]
- PMID: 19322885
- DOI: 10.1002/ajhb.20903
Абстрактный
За последние 20 лет ожирение и связанные с ним метаболические заболевания стали одной из основных глобальных проблем здравоохранения. Среди урбанизированного населения развивающихся регионов мира недоедание у детей часто сосуществует с перееданием у взрослых, явление, известное как «двойное алиментарное бремя». В недавней работе (Frisancho 2003: Am J Hum Biol 15:522-532) предполагается, что линейная задержка роста в раннем детстве может способствовать ожирению у взрослых за счет снижения способности организма окислять жир.
Мы тестируем основные аспекты этой модели, опираясь на данные 112 взрослых бурятских пастухов (53 мужчины; 59 мужчин).самки) из Южной Сибири. Результаты согласуются с предсказаниями модели, но только для женщин. Низкорослые бурятские женщины (Z-значение роста к возрасту < или = -1) имеют значительно более низкие уровни окисления жира натощак по сравнению с их более высокими коллегами. Низкорослые женщины также значительно тяжелее и толще, а также имеют более высокий уровень липидов в сыворотке крови. Среди всех бурятских женщин сниженное окисление жиров значительно коррелирует с процентом упитанности тела, уровнями триглицеридов в сыворотке и уровнями лептина в сыворотке после учета соответствующих ковариат. Кроме того, бурятские женщины с высоким потреблением пищевых жиров и низким уровнем окисления жиров значительно толще и имеют более высокие уровни липидов и лептина, чем женщины с низким потреблением жиров и высоким уровнем окисления жиров. Эти результаты свидетельствуют о том, что изменения в окислении жиров, связанные с развитием, могут играть роль в происхождении ожирения среди населения с высокими показателями линейной задержки роста.Похожие статьи
Снижение скорости окисления жиров: метаболический путь к ожирению в развивающихся странах.
Фрисанчо, АР. Фрисанчо АР. Am J Hum Biol. 2003 г., июль-август; 15(4):522-32. дои: 10.1002/ajhb.10191. Am J Hum Biol. 2003. PMID: 12820194 Рассмотрение.
Половые различия в накоплении жира, жировом обмене и рисках для здоровья от ожирения: возможное эволюционное происхождение.
Power ML, Щулкин Дж. Power ML и др. Бр Дж Нутр. 2008 май; 99(5):931-40. дои: 10.1017/S0007114507853347. Epub 2007 1 ноября. Бр Дж Нутр. 2008. PMID: 17977473 Рассмотрение.
Эстегамати А., Халилзаде О., Анвари М., Рашиди А., Мохтари М., Нахджавани М. Эстегамати А. и др. Метаб Синдром Relat Disord. 2009 г.7 октября (5): 447-52. doi: 10.1089/мет.2008.0100. Метаб Синдром Relat Disord. 2009. PMID: 19419266
Добавка кальция не влияет на окисление липидов или липолиз у женщин с избыточным весом/ожирением.
Sampath V, Havel PJ, King JC. Сампат В. и др. Ожирение (Серебряная весна). 2008 ноябрь;16(11):2400-4. doi: 10.1038/oby.2008.380. Epub 2008 14 августа.
Ожирение (Серебряная весна). 2008. PMID: 18719672 Клиническое испытание.Нет различий в концентрации лептина в сыворотке между городскими австронезийцами и неавстронезийцами в Папуа-Новой Гвинее.
Танака М., Умэдзаки М., Нацухара К., Ямаути Т., Инаока Т., Хонго Т., Нагано М., Ватанабэ С., Оцука Р. Танака М. и др. Am J Hum Biol. 2005 г., ноябрь-декабрь; 17(6):696-703. дои: 10.1002/ajhb.20445. Am J Hum Biol. 2005. PMID: 16254894
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Роль роста как кофактора избыточного веса в Швейцарии.
Рикенбахер М., Гюльтекин Н., Станга З., Бендер Н., Стауб К., Уэллс Дж. К., Маттес К. Л., Ребер Э. Рикенбахер М.
Область роста: обзор значения клинических исследований роста ребенка для палеопатологии.
Decrausaz SL, Cameron ME. Декрауз С.Л. и соавт. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2022 8 февраля; 10 (1): 108-122. doi: 10.1093/emph/eoac005. Электронная коллекция 2022. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2022. PMID: 35273803 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Эволюционные истоки метаболических заболеваний.
Хоффман Д.Дж., Пауэлл Т.Л., Барретт Э.С., Харди Д.Б. Хоффман Д.Дж. и др. Physiol Rev. 1 июля 2021 г .; 101 (3): 739–795. doi: 10. 1152/physrev.00002.2020. Epub 2020 3 декабря. Физиол Ред. 2021. PMID: 33270534 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Траектория роста в раннем детстве обратно пропорциональна жировой массе в более позднем детстве у мексиканских мальчиков.
Барриос П.Л., Гарсия-Ферегрино Р., Ривера Х.А., Барраса-Вильярреал А., Эрнандес-Кадена Л., Ромье И., Гонсалес-Казанова И., Рамакришнан У., Хоффман Д.Дж. Барриос П.Л. и др. Дж Нутр. 2019 1 ноября; 149(11):2011-2019. дои: 10.1093/jn/nxz157. Дж Нутр. 2019. PMID: 31334762 Бесплатная статья ЧВК.
Компромиссы истории жизни и разделение материнских инвестиций: последствия для здоровья матерей и потомства.
Уэллс JCK. Уэллс Дж.К. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2018 16 августа; 2018(1):153-166. doi: 10.1093/emph/eoy014. Электронная коллекция 2018. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2018. PMID: 30152817 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Грантовая поддержка
- 1 C06 RR017515/RR/NCRR NIH HHS/США
Бурятия, черно-белый и цветной | Священное море: путешествие на Байкал
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSacred Sea: A Journey to Lake BaikalApplied Ecology (Environmental Science)BooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSacred Sea: A Journey to Lake BaikalApplied Ecology (Environmental Science)BooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Томсон, Питер,
«Бурятия, черно-белое и цветное»
,
Священное море: путешествие на озеро Бакал
(
Нью -Йорк,
2007;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 12 ноября 2020
), HTTPS://doi. .org/10.1093/oso/9780195170511.003.0013,
, по состоянию на 22 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSacred Sea: A Journey to Lake BaikalApplied Ecology (Environmental Science)BooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSacred Sea: A Journey to Lake BaikalApplied Ecology (Environmental Science)BooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Тропа вдоль восточного берега Святого Носа к югу от нашего кемпинга имеет ширину около фута, просто узкая дорожка из утрамбованных листьев и грязи, тропа, которую так же легко можно было бы протоптать века копыт и лап, как у обутых человеческих ног. И, возможно, это было. Я ходил по таким тропам в Арктике, протоптанным в тундре северными оленями, волками и овцебыками. Это унизительный и волнующий опыт, следы — простое, но яркое напоминание о том, что вы находитесь в чужой среде обитания и что люди — не единственный вид, оставивший свой след на планете. Этот плетется между вечнозелеными растениями с толстой корой и кожистыми осинами, ненадежно цепляясь за склон, который может легко сбросить неуклюжего гоминида в волны на пятьдесят или более футов ниже. Впереди Андрей теряется в зарослях, мчась к следующей поляне, на которой он снова будет нас ждать. Джеймс, Элиза, Чанда и я придерживаемся более неторопливого шага, спеша не больше, чем этот, чтобы увидеть следующую сверкающую грань Байкала, или зацепиться ногой за следующий камень или узловатый корень, чем за предыдущий. Игорь остался с нашими вещами в кемпинге, чтобы его подобрал Одинокий Лодочник. Мы встретимся с ними дальше по побережью сегодня днем. Вечером развеялись вчерашние рваные тучи, и небо над Байкалом сегодня имеет водочную прозрачность и несет прохладное желтоватое свечение, как будто после своего девяностотрехмиллионного пробега солнечные фотоны замедлили свой ход, чтобы полюбоваться уголком Байкала. Солнечная система, куда им посчастливилось попасть. Нет никаких признаков того, что кто-либо из миллиардов когда-либо живших людей ступал сюда. Мы идем в основном в тишине. С высоты над озером тропа спускается к воде, крутой склон уступает место тонкому, изящно изгибающемуся пляжу, отделяющему озеро от узкой рощицы тонких водно-болотных деревьев и мягкого янтарного поля за ним.
Ключевые слова: Река и долина Ангары, Дозор Байкал, Торговля пушниной, Старообрядчество, Перестройка, Русская Православная Церковь, Река Селенга, Сталин
Предмет
Прикладная экология (природоведение)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.