Самый тяжелый сумоист мира из Бурятии: 10 дней я пью только воду и чувствую себя отлично
Комсомольская правдаРезультаты поиска
ОбществоКАРТИНА ДНЯ
Яна ЛИСИНА
21 декабря 2018 16:19
Анатолий Михаханов весом 280 кг проходит курс голодания в клинике на Байкале
Анатолий прожил в Японии 18 лет.
— Температура тела 36,4, давление в норме, чувствую себя прекрасно, — делится результатами первых десяти дней диеты Анатолий Михаханов из Бурятии. Самый тяжелый сумоист мира, первый профессиональный спортсмен из России сейчас проходит курс лечебного голодания в центре восточной медицины в селе Горячинск на берегу Байкала.
— В пик своей формы, в 2017 году, в Японии я весил 292 кг – это максимальная отметка, — продолжает Анатолий. – Я осознанно пошел на прибавку веса и в результате специального режима питания и тренировок вошел в историю сумо как самый крупный борец. Сейчас смотрю на старые фото и недоумеваю, как мог быть таким пухлым. Костюм, кстати, в котором выступал в то время, теперь велик — словно в плащ-палатку обернулся, можно утонуть.
Когда Анатолий в первый раз переступил порог клиники, весы показывали 280 кг, а уже на седьмой день голодания — 267 кг! Тринадцати килограммов как не бывало.
— Таблетки не признаю, — замечает борец. – Доверился природе, поэтому и выбрал метод похудения голоданием. Хотя моя цель не сбросить вес, а перезагрузиться. Раньше я жил одной жизнью, где все было подчинено спорту, а сейчас другой. Значит, и организм должен обновиться.
Бурятский богатырь
Но даже если вы встретите на улице нынешнего, чуть похудевшего Анатолия, обязательно оглянетесь хотя бы раз. Он человек-скала: рост 193 см и вес все еще солидный. Оказывается, еще в школе он удивлял окружающих своими габаритами. В первом классе, например, маленький Илья Муромец из небольшого поселка Заиграево весил уже… 100 кг! Сидел на последних партах, чтобы не загораживать сверстникам доску. Толик занимал сразу два места, а не одно. Вот и ответ на вопрос, почему родители отдали мальчугана в вольную борьбу.
И фортуна улыбнулась: силача заметили тренеры, представили его коллегам из Японии. Те разглядели в Анатолии будущую звезду сумо и начали готовить к состязаниям и турнирам.— Япония для меня – вторая родина, — делится Михаханов. – Люблю эту страну, восхищаюсь ее культурой, традициями. Японским владею так же свободно, как и русским.
Анатолий Михаханов провел в Стране восходящего солнца 18 лет. Но жил, как и любой суматори, весьма скромно — в специальном центре вместе с другими борцами. График был жесткий: тренировки несколько раз вдень, сражения на дохё (спортивный ковер) с соперниками, а главное, соблюдение Кодекса самурая. Сибиряку там дали имя Орара Сатоси, что в переводе означает «северное сияние».
В пик своей формы он весил 192 кг.
Сегодня Анатолию 35 лет. Пару месяцев назад он завершил спортивное восхождение. Сумоситы, кстати, объявляют об этом не на пресс-конференциях во всеуслышание, у них есть свой способ – обрезать косичку магэ. Михаханов вернулся на малую родину в Улан-Удэ и начал новую жизнь.
Даже среди сумоистов Анатолий выделяется. Он еще и ростом велик — 193 см!
Максимум 200 кг
Думаете, что сумоисты, да еще с таким весом, как Анатолий, едят ведрами? Как бы не так.
— В Японии я питался дважды в день, в рационе в основном роллы, морепродукты, рис, овощи, — говорит спортсмен. — В Бурятии перешел на трехразовый режим и блюда, конечно, совсем другие. Например, мамины буузы. Обожаю их!
Правда, о них Анатолию пришлось все-таки забыть после обращения в центр восточной медицины.
— Десять дней я пью только воду, обязательно теплую, она улучшает метаболизм, — раскрывает технологию экпресс-похудения борец. – Все спрашивают, как держусь и не срываюсь? Врач научил специальной технике – духовной практике. Не могу раскрыть секрет, что за метод, но мысли о еде не возникает. Помогают также баня, иглоукалывание и массаж. Хотя, конечно, временами бывает сложно. На третий день голодания почувствовал себя некомфортно, настроение на нуле, еле дополз до кровати.
Зато на четвертый проснулся бодрым и полным сил. Врач говорит, что это нормально. Существует несколько стадий голодания, каждую из которых нужно преодолеть.Поддержка? И она есть. Добрый богатырь каждый день делится своими новостями в «Инстаграме». Подписчиков у Михаханова целая армия из десятков тысяч пользователей интернета.
— Еще Байкал заряжает на свершения, это же сумасшедшая энергетика, свежий, прохладный воздух, который помогает разгрузить голову, наполнить легкие воздухом, — отмечает сибиряк. – Даже если проснулся и чувствуешь полный упадок сил, ничего не хочется, но ноги сами несут на берег озера.
Спортсмен любит русскую баню.
На достигнутом результате Анатолий останавливаться не собирается. После курса голодания он вернется в Улан-Удэ и запишется в фитнес-клуб. Наращивание мышечной массы – следующий этап. Хотя дело не только в слове «надо», Анатолий все-таки отдал большую часть жизни сумо и тренировкам, а бывших спортсменов, как известно, не бывает.
— У меня мощные мышцы, тяжелые кости и высокий рост, поэтому моя цель похудеть до 200 — 220 кг, — говорит он. – Больше скинуть все равно не получится, предел.
А что в планах? Анатолий знает, чем будет заниматься в дальнейшем, но пока держит в секрете.
— Это будет дело, связанное с Японией, — говорит он. – Все-таки я там прожил не один год и являюсь первым профессиональным борцом из России, который покорил Страну восходящего солнца.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Сергей СЕРГЕЕВ, врач госучреждения «Центр восточной медицины»:
Голодать нужно с умом!
— У Анатолия сильный мышечный корсет, благодаря чему у него отменное здоровье, поэтому метод разгрузочно-диетической терапии поможет плавно перейти из сурового спорта в обычную жизнь. И это, в первую очередь, полезно не для похудения, а для перезагрузки, вплоть до смены мировоззрения.
Голодание известно уже несколько тысячелетий как неспецифический способ излечения многих заболеваний — кожных и суставных, гипертонической болезни, бронхиальной астмы, аллергии. Это недуги пресыщения, требуется очищение на клеточном уровне. Это подтвердил нобелевский лауреат 2016 года из Японии Есинори Осуми, который доказал процесс аутофагии – «самопоедания». Клетки при голодании сами способны обновляться и очищаться.
Многие удивляются, как можно 10 дней только пить воду? И на это есть много приемов. Например, буддийские монахи давно знают, что если прижать язык к верхнему небу и сфокусироваться на этом процессе, как они говорят, созерцать мили, это облегчит приступ голода или жажды. Неплохо, когда все это подкрепляется дополнительными процедурами, например тибетской гормональной гимнастикой. Есть и противопоказания – недовес, гипертиреоз, туберкулез, онкология. То есть начинать голодание самостоятельно нельзя ни в коем случае! Только после диагностики и только под пристальным вниманием врачей.
Пару месяцев назад он вернулся из Японии и начал… худеть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
История самого тяжелого борца в мире: как сумоист из Бурятии покорил Японию
В 13 лет парень запросто мог вытащить корову из канавы.
И это не ради красного словца, а вполне реальная история.– Я очень любил рассекать по родному поселку на мотоцикле, – смеется борец. – Еду однажды и вижу, как у дороги 5–6 здоровых мужиков пытаются вытянуть корову из ямы. Решил помочь. Остановился, схватил ее за рога, потянул — корова вылетела из канавы, словно пуля из ружья! Сейчас смешно, когда вспоминаю, как мужики от удивления рты раскрыли.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал АО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Буряты, традиции и обычаи | ИРКИПЕДИЯ
Основу духовной культуры бурят составляет комплекс духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского этноса. В условиях, когда в течение долгих веков население Прибайкалья испытывало на себе влияние многих народов Центральной Азии, а позже и с пребыванием в составе России, в силу того, что Бурятия оказалась на стыке двух систем культуры — западно–христианской и восточно–буддийской — культура бурят как бы трансформировалась, оставаясь по виду прежней.
Семейно–бытовые обычаи бурят
Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника (удха узуур), люди рода были связаны тесными кровными узами. Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений. Большая семья жила обычно следующим образом – каждый улус состоял из нескольких аилов. В аиле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одном из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с какими–нибудь сиротами – родственниками. У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями. У всего аила были общие пашни, покосы – утуги, скот. Далее в улусе жили их родственники – дядья (нагаса), двоюродные братья.
Во главе рода стоял предводитель – нойон. Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из–за интересов его ветвей прибегали к его разделению – проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили:
“Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.
Так один род разбивался на родовые подразделения, пример – Батлаевская семерка у булагат. Несколько родов, в свою очередь, составляли племя, у бурят племя называется по имени первопредка. Либо племя составляло просто общность людей, соединенных племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо у племени имелся глава – как правило, глава самого старейшего рода, как хори – бурят. Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты или ашаабгаты. В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма.
Господствующей формой семьи являлась индивидуальная моногамная семья, которая включала главу семейства, его жену, детей и родителей. Обычай допускал многоженство, но оно встречалось преимущественно у состоятельных людей, так как за жену нужно было платить выкуп (калым).
Все стороны семейно–брачных отношений регулировались обычаями и традициями. Экзогамия, сохранившаяся вплоть до начала XX в. , не допускала вступления в брак лиц, принадлежащих к одному роду. Например, буряты Готольского рода брали жен из Ирхидеевского, Шаралдаевского и Янгутского родов. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте, даже когда они находились еще в колыбели. В знак заключения брачного договора – худа оролсолго – родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого.
Во избежание расходов по калыму иногда прибегали к обычаю “андалята” – обмену, заключавшему в том, что две семьи, имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками. Согласно обычному праву, приданое – энжэ – являлось полной собственностью жены, и муж не имел на него никакого права. В некоторых местах, в частности, у кударинских бурят, практиковалось умыкание – похищение невесты.
Свадебный обряд обычно состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганай наадан – девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.
Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: “Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж”. Самая страшная клятва заключалась в словах: “Пусть потухнет мой очаг!” Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном, детей своих родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей.
Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам “отец” или “мать” добавлялось имя ребенка (например, Батын аба – отец Бату).
Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного.
Имя ребенку давал кто–либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных (Буха – Бык, Шоно – Волк), обидные прозвища (Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и такие имена, как Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).
Детей с малых лет учили знанию родного края, обычаев и традиций отцов и дедов. Им старались привить трудовые навыки, приобщить их к производственной деятельности взрослых: мальчиков приучали ездить на лошади верхом, стрелять из лука, укрючивать коней, а девочек – мять ремни, овчины, носить воду, разжигать огонь, нянчиться с малышами. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, сутками находиться при стаде, ходить на охоту. В бурятской семье не существовало строгих мер за проступки.
Поселение и жилища. Быт бурят
Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища – сборно–разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта – совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении.
Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно–бытовую деятельность. Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр. Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.
В XIX в. значительная часть бурятского населения жила в поселениях – улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей – айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно – от 10 – 12 дворов до 80 десятков. На зимниках располагались многостенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать еще к приходу русских, а в Забайкалье были распространены вплоть до революции.
Деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12–14 рядов. Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор – располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (углы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагались очаг и тогоон – большой чугунный котел. Дым поднимался верх и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды. В северо–западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо–восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.
Скотоводство и земледелие
Традиционное хозяйство относится к хозяйственно–культурному типу скотоводов–кочевников сухих степей Евразии, существовавшему в данном ареале в течение трех тысячелетий. Скотоводство, главное занятие бурят в XVII–XX вв., определило уклад жизни народа и специфику его материальной и духовной культуры. В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли кочевое (Забайкалье) и полукочевое (Прибайкалье) скотоводство. Охота и земледелие имели подсобное значение, и степень их развития зависела от скотоводства. Присоединение Бурятии к России дало новый толчок дальнейшему развитию экономики бурят: разрушается натуральный хозяйственный уклад, углубляются товарно–денежные отношения, формируются более прогрессивные формы ведения хозяйства. Особое значение имели овцы. Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок, а из овчины – одежда.
Наряду со скотоводством, у бурят существовало пашенное земледелие. До прихода русских оно было преимущественно мотыжным, то есть в том же виде, в котором оно было унаследовано от курыкан. В дальнейшем, преимущественно под влиянием русских, у бурят–земледельцев появились деревянные бороны и сохи, в которые впрягалась лошадь. Хлеб убирали косами–горбушами, позже – косами–литовками.
Молотили хлеб при помощи цепов, веяли деревянными лопатами и решетами. В XIX в. земледелием широко занимались аларские, удинские, балаганские буряты, жившие в плодородных речных долинах. В открытых степных районах поля располагались близко к жилью, не требовали больших усилий на обработку, но урожайность из–за заморозков и ветров была невысокой. Предпочтение отдавалось гористым и лесистым местам, хотя раскорчевка леса и распашка земель требовала больших усилий и была доступна только состоятельным людям.
Буряты сеяли рожь, в меньшем количестве – пшеницу, овес и ячмень. Из крупных культур в отдельных местах высевались просо и гречиха. Сельскохозяйственные работы обычно укладывались в традиционные сроки, которые были весьма сжатыми, например, сев яровых начинался 1 мая и заканчивался 9–го.
Охота
У бурят издавна два вида охоты – коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури). В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь, барсука. На озере Байкал ловили нерпу.
Индивидуальная охота, распространенная на всей этнической территории бурят, в лесостепной зоне была представлена активной и пассивной формами, разнообразными способами и приемами: выслеживание, преследование, подманивание, засада, добыча медведя “на берлоге”. Пассивная форма охоты, известная бурятам, была на добычу диких мясных и пушных животных.
В таежной зоне буряты устанавливали различные ловушки на звериных тропах и в других узких местах: выкапывали ловчие ямы, настраивали самострелы, подвешивали петли, сооружали пасти, стационарные ловушки, кулемы и кулемки, строили засеки. В степной зоне добывали волков, лисиц при помощи отравленных приманок и капканов. Охотничий инвентарь бурят состоял из следующих орудий производства: лук, стрелы, копье, плеть, палка, нож, ружье, самострелы, петли, кулема, кулемка, пасть, плашка, манок на изюбря, косулю и кабаргу.
Ремесла бурят
Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта. Художественный металл бурят теснейшими узами был связан с бытом и жизнью народа и отражал эстетические понятия народа.
Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий являются железные и стальные пластины с серебряной насечкой и серебряной поверхностью с черневыми узорами. Форма пластин разной сложности – круг, прямоугольник, розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик, лазурит, малахит, а также коралл и перламутр.
Буряты превосходно использовали в ювелирной практике насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром и простую огранку цветных камней, воронение и чернение, литье и штамповку.
Область применения дерева как строительного и отделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного, хорошего материала, легко поддающегося обработке. Художественная обработка дерева осуществляется выемчато–плоской, выемчатой, рельефной и объемной резьбой. В технике выемчато–плоской резьбы выполнялась в прошлом орнаментация некоторых вещей, в технике рельефной резьбы – сюжетно–тематические изображения, в технике объемной резьбы: игрушки, шахматы, архитектурные работы.
Что касается парадного конского убранства, то металлические пластины применялись в узде, седле, нагруднике, наспиннике. Основу этих вещей составляла кожа, на которую накладываются орнаментированные серебряной насечкой или серебряные пластины с чернью и цветными камнями. Седельные пластины обрабатывались комбинированной техникой насечки и серебрения, инкрустацией кораллом, чернью, гравировкой, ажурной прорезью и зернью.
Из благородных металлов отливаются и проходят окончательную обработку путем ковки и шлифования многие предметы женского и мужского украшения. Таковы серебряные накосники, кольца и браслеты. Украшения подразделяются на головные, накосные, ушные, височные, наплечные, поясные, боковые, украшения для рук.
Традиционная пища
Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием.
Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров.
Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину.
Распределение вареного мяса за столом происходило в зависимости от степени почета и общественного положения гостей. Голова (тоолэй) подавалась самому почетному гостю, другим гостям: лопатка (дала), бедренная кость (можно сэмгэн), два нижних больших ребра (ундэр хабhан), плечевая кость (адхаал). Ближайшего гостя угощали аортой (голто зурхэн) вместе с сердцем. К числу дорогих угощений для гостей–родственников относились: баранья грудинка (убсуун), бараний крестец, спинной отдел позвоночника (hээр), толстая кишка (хошхоног). При забое животного и угощения гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса в разных вариациях. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка (эльгэн), почки (боорэ), и сало (арьбан) коня.
Традиционная одежда бурят
Традиционная мужская одежда бурят – халат без плечевого шва – зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг.
Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5–6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленных овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех.
Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы – хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы – шелком, парчой, полупарчой, чесусой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром – китайский шелк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых серебряных нитей – вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок.
Мужские и женские дэгэлы имеют все полы – верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Одежду из тканей шили способом хушэжэ – “иглой вперед”. Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.
Погребально–поминальные обычаи и традиции
Формы погребения у этнических групп бурят были разные. На месте погребения оставляли седло заколотого любимого коня. Бурятские кладбища располагались недалеко от таманских рощ. Иногда погребали просто где–то. Гроб делался не везде и не всегда. Не редко умершего оставляли прямо земле, немного прикрыв ветками. Другой формой захоронения считалось сожжение трупов.
Убитых молнией людей хоронили как шамана, так как считали, что его избрало небо. Рядом с аранга ставили вино и клали пищу.
С появлением ламы обряды несколько изменились. Придавали покойнику вид уснувшего, правую руку прикладывали к уху и сгибали колени.
Могила рылась неглубокая, но с распространением христианства в Прибайкалье, были сделаны изменения: могилу рыли глубокую, на 40 день устраивали поминки.
Ссылки
- О бурятах // сайт ОГУ ”Центр сохранения и развития бурятского этноса”
- Обычаи бурят // Сибирь–матушка : энциклопедия
- Культура
Снижение окисления жиров и риска ожирения у бурят Южной Сибири
. 2009 сен-октябрь; 21 (5): 664-70. дои: 10.1002/ajhb.20903.Уильям Р Леонард 1 , Марк В. Соренсен, М. Дж. Мошер, Виктор Спицын, Энтони Г. Комуззи
принадлежность
- 1 Факультет антропологии, Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс 60208, США. [email protected]
- PMID: 19322885
- DOI: 10.1002/ajhb.20903
Уильям Р. Леонард и др. Am J Hum Biol. 2009 сен-окт.
. 2009 сен-октябрь; 21 (5): 664-70. дои: 10.1002/ajhb.20903.Авторы
Уильям Р Леонард 1 , Марк В. Соренсен, М. Дж. Мошер, Виктор Спицын, Энтони Г. Комуззи
принадлежность
- 1 Факультет антропологии, Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс 60208, США. [email protected]
- PMID: 19322885
- DOI: 10.1002/ajhb.20903
Абстрактный
За последние 20 лет ожирение и связанные с ним метаболические заболевания стали одной из основных глобальных проблем здравоохранения. Среди урбанизированного населения развивающихся регионов мира недоедание у детей часто сосуществует с перееданием у взрослых, явление, известное как «двойное алиментарное бремя». В недавней работе (Frisancho 2003: Am J Hum Biol 15:522-532) предполагается, что линейная задержка роста в раннем детстве может способствовать ожирению у взрослых за счет снижения способности организма окислять жир. Мы тестируем основные аспекты этой модели, опираясь на данные 112 взрослых бурятских пастухов (53 мужчины; 59 мужчин).самки) из Южной Сибири. Результаты согласуются с предсказаниями модели, но только для женщин. Низкорослые бурятские женщины (Z-значение роста к возрасту < или = -1) имеют значительно более низкие уровни окисления жира натощак по сравнению с их более высокими коллегами. Низкорослые женщины также значительно тяжелее и толще, а также имеют более высокий уровень липидов в сыворотке крови. Среди всех бурятских женщин сниженное окисление жиров значительно коррелирует с процентом упитанности тела, уровнями триглицеридов в сыворотке и уровнями лептина в сыворотке после контроля соответствующих ковариат. Кроме того, бурятские женщины с высоким потреблением пищевых жиров и низким уровнем окисления жиров значительно толще и имеют более высокие уровни липидов и лептина, чем женщины с низким потреблением жиров и высоким уровнем окисления жиров. Эти результаты свидетельствуют о том, что изменения в окислении жиров, связанные с развитием, могут играть роль в происхождении ожирения среди населения с высокими показателями линейной задержки роста. Необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования, чтобы выяснить, каким образом недоедание в раннем возрасте может увеличить риск ожирения во взрослом возрасте и сердечно-сосудистых заболеваний.
Похожие статьи
- Почему дети с задержкой в питании подвержены повышенному риску ожирения? Исследования скорости метаболизма и окисления жиров у детей из трущоб из Сан-Паулу, Бразилия.
Хоффман Д.Дж., Савайя А.Л., Веррески И., Такер К.Л., Робертс С. Б. Хоффман Д.Дж. и др. Am J Clin Nutr. 2000 г., сен; 72 (3): 702-7. doi: 10.1093/ajcn/72.3.702. Am J Clin Nutr. 2000. PMID: 10966887
- Снижение скорости окисления жиров: метаболический путь к ожирению в развивающихся странах.
Фрисанчо, АР. Фрисанчо АР. Am J Hum Biol. 2003 г., июль-август; 15(4):522-32. дои: 10.1002/ajhb.10191. Am J Hum Biol. 2003. PMID: 12820194 Обзор.
- Физическая активность связана с факторами риска развития хронических заболеваний на протяжении всей жизни взрослых женщин.
Вулф К., Риз К.Э., Мейсон М.П., Берд Л.С., Тюдор-Лок К., Воган Л.А. Вульф К. и др. J Am Diet Assoc. 2008 г., июнь; 108 (6): 948-59. doi: 10.1016/j.jada.2008.03.015. J Am Diet Assoc. 2008. PMID: 18502225
- Привычное потребление жира и базальное окисление жира у европеоидов с ожирением и без него.
Кунц И., Шорр Ю., Реммлинг К., Клаус С., Шарма А.М. Кунц И. и др. Int J Obes Relat Metab Disord. 2002 февраля; 26 (2): 150-6. дои: 10.1038/sj.ijo.0801869. Int J Obes Relat Metab Disord. 2002. PMID: 11850745
- [Простое ожирение у детей. Исследование роли факторов питания.
Векер Х. Векер Х. Мед Веку Розвой. 2006 г., январь-март; 10(1):3-191. Мед Веку Розвой. 2006. PMID: 16733288 Обзор. польский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Роль роста как кофактора избыточного веса в Швейцарии.
Рикенбахер М., Гюльтекин Н., Станга З., Бендер Н., Стауб К., Уэллс Дж. К., Маттес К. Л., Ребер Э. Рикенбахер М. и соавт. Am J Hum Biol. 2022 авг;34(8):e23754. дои: 10.1002/ajhb.23754. Epub 2022 30 апр. Am J Hum Biol. 2022. PMID: 35488790 Бесплатная статья ЧВК.
- Область роста: обзор значения клинических исследований роста ребенка для палеопатологии.
Decrausaz SL, Cameron ME. Декрауз С.Л. и соавт. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2022 8 февраля; 10 (1): 108-122. doi: 10.1093/emph/eoac005. Электронная коллекция 2022. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2022. PMID: 35273803 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Эволюционные истоки метаболических заболеваний.
Хоффман Д.Дж., Пауэлл Т.Л., Барретт Э. С., Харди Д.Б. Хоффман Д.Дж. и др. Physiol Rev. 1 июля 2021 г .; 101 (3): 739–795. doi: 10.1152/physrev.00002.2020. Epub 2020 3 декабря. Физиол Ред. 2021. PMID: 33270534 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Траектория роста в раннем детстве обратно пропорциональна жировой массе в более позднем детстве у мексиканских мальчиков.
Барриос П.Л., Гарсия-Ферегрино Р., Ривера Х.А., Барраса-Вильярреал А., Эрнандес-Кадена Л., Ромье И., Гонсалес-Казанова И., Рамакришнан У., Хоффман Д.Дж. Барриос П.Л. и др. Дж Нутр. 20191 ноября; 149(11):2011-2019. дои: 10.1093/jn/nxz157. Дж Нутр. 2019. PMID: 31334762 Бесплатная статья ЧВК.
- Компромиссы истории жизни и разделение материнских инвестиций: последствия для здоровья матерей и потомства.
Уэллс JCK. Уэллс Дж.К. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2018 16 августа; 2018(1):153-166. doi: 10.1093/emph/eoy014. Электронная коллекция 2018. Эвол Мед Общественное Здравоохранение. 2018. PMID: 30152817 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Грантовая поддержка
- 1 C06 RR017515/RR/NCRR NIH HHS/США
Снижение окисления жиров и риска ожирения у бурят Южной Сибири
- DOI:10.1002/ajhb.20903
- Идентификатор корпуса: 32624345
@article{Leonard2009ReducedFO, title={Снижение окисления жиров и риска ожирения у бурят Южной Сибири}, author={Уильям Р. Леонард, Марк Соренсен и М. Дж. Мошер и Виктор А. Спицын и Энтони Джин Комуззи}, journal={Американский журнал биологии человека}, год = {2009}, объем = {21} }
- В. Леонард, М. Соренсен, А. Комуззи
- Опубликовано 1 сентября 2009 г.
- Медицина
- American Journal of Human Biology
View on Wiley
ncbi.nlm.nih.gov
Масса тела без жира объясняет взаимосвязь между задержкой роста и расходом энергии у городских детей мексиканских майя
- Hannah J. Wilson, F. Dickinson, D. Hoffman, P. Griffiths , Б. Богин, М. И. Варела-Сильва
- 2012
Медицина
Анналы биологии человека
Хроническое недоедание и традиционная пища для прикорма связаны с запасами жира у детей раннего возраста в Северной Кении.
- Элизабет М. Миллер
- 2014
Медицина
Американский журнал физической антропологии
Задержка роста в раннем возрасте и метаболическая адаптация у северокорейских детей
- S.-K. Ли, С. Нам, Д. Хоффман
- 2015
Медицина
Journal of Developmental Origins of Health and…
Причины метаболических заболеваний, связанные с развитием.
- Д. Хоффман, Т. Пауэлл, Э. Барретт, Д. Харди
- 2020
Медицина
Физиологические обзоры
Связь питания в раннем возрасте с жировыми отложениями и сывороточным лептином во взрослом возрасте
- M. Rolland-Cachera, M. Maillot, M. Deheeger, J. Souberbielle, S. Péneau, S. Hercberg
- 2013
Medicine
International Journal of Obesity
Последствия задержки линейного роста: влияние на состав тела молодежи в Боливийской Амазонии.
- С. Таннер, В. Леонард, В. Рейес-Гарсия
- 2014
Медицина
Американский журнал физической антропологии
Ожирение как недоедание: роль капитализма в глобальной эпидемии ожирения
- Дж. Уэллс
- 2012
Экономика
Американский журнал биологии человека: официальный…
Траектория роста в раннем детстве обратно пропорциональна жировой массе в более позднем детстве у мексиканских мальчиков.
- Pamela L Barrios, R. García-Feregrino, D. Hoffman
- 2019
Medicine
The Journal of Nutrition
Рост в странах с переходной экономикой: долгосрочное влияние недостаточного питания на здоровье
- Д. Хоффман, Д. Дж. Кляйн
- 2012
Медицина, экономика
Анналы биологии человека
Краткое сообщение: Индекс массы тела, индекс ожирения тела и процентное содержание жира в организме азиатов.
- Дапэн Чжао, Юнлан Ли, Лянь-бин Чжэн, Кели Ю
- 2013
Медицина
Американский журнал физической антропологии
Возникновение ожирения у коренных сибиряков.
- Снодграсс Дж., Леонард В., Соренсен М., Тарская Л., Алексеев В.П., Кривошапкин В.
- 2006
Медицина
Журнал физиологической антропологии
Долгосрочные эффекты недоедания в раннем возрасте на регуляцию массы тела.
- A. Sawaya, P. Martins, L.P. Grillo, T.T. Florêncio
- 2004
Медицина
Обзоры питания
Влияние основного обмена на артериальное давление у коренных жителей Сибири.
- Дж. Дж. Снодграсс, В. Леонард, М. Соренсен, Л. Тарская, М. Мошер
- 2008
Медицина
Американский журнал физической антропологии
Почему дети с задержкой в питании подвержены повышенному риску ожирения? Исследования скорости метаболизма и окисления жиров у детей из трущоб из Сан-Паулу, Бразилия.
- Д. Хоффман, А. Савайя, И. Веррески, К. Такер, С. Робертс
- 2000
Медицина
Американский журнал клинического питания
ПРЕДПОСЫЛКИ Предыдущие исследования показали, что дети с задержкой в питании могут иметь повышенный риск ожирения, но мало что известно о потенциальных основных механизмах. ЦЕЛЬ Мы стремились проверить…
Снижение скорости окисления жиров: метаболический путь к ожирению в развивающихся странах
- A. Roberto Frisancho
- 2007
- 2003
- 2006
- 1994
Медицина
Американский журнал биологии человека: официальный… Ожирение в развивающихся странах связано с пониженным окислением жиров и повышенным метаболизмом углеводов, вызванным хроническим недоеданием в период пренатального и постнатального роста.
Сосуществование материнского центрального ожирения и задержки роста ребенка в Мексике
- S. Barquera, K. Peterson, J. Rivera-Dommarco
Medicine
International Journal of Obesity
Задержка роста и риск ожирения в будущем: основные физиологические механизмы.
- A. Sawaya, S. Roberts
Медицина
Cadernos de saude publica
Общий расход энергии у якутов (саха) Сибири, измеренный методом дважды меченой воды.
- J. J. Snodgrass, W. Leonard, L. Tarskaia, D. Schoeller
Medicine
Американский журнал клинического питания
Рост и питание эвенкийских оленеводов Сибири
- В. Леонард, П. Кацмарзик, А. Комуззи, М. Кроуфорд, Р. Сукерник
Биология
Американский журнал биологии человека : официальная…