Топ 10 российских: 10 лучших российских сериалов 2022 года

Содержание

12 лучших российских сериалов с высоким рейтингом

  • ForbesLife
Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Собрали для вас лучшие российские сериалы с высоким рейтингом — от комедийных до триллеров с захватывающим сюжетом. Список шоу, которые стоит посмотреть и добавить в свой топ сериалов — в подборке Forbes Life

«Вампиры средней полосы» (2021)

Количество сезонов: 1 (8 серий) и новогодний спецвыпуск

Режиссеры: Антон Маслов, Андрей Богатырев

Вампиры живут среди нас. Будучи меньшинством, они вынуждены не убивать людей и чтить кодекс поведения, за соблюдением которого следят Хранители из числа простых смертных. Когда в Смоленске находят несколько обескровленных трупов, к вурдалакам возникают вопросы. Теперь семейство вампиров во главе с древним Святославом Вернидубовичем должно выяснить, кто посягнул на существующий порядок.

Несмотря на мрачную завязку, это одна из лучших комедий, что выходили в России в последние годы. По настроению больше похожий на «Что мы делаем в тени», чем на серьезный vamp-movie, «Вампиры средней полосы» покоряет необычным подходом к кровопийцам (они, например, потребляют донорскую кровь из обычных пластиковых бутылок) и атмосферой российской глубинки. Плюс — шикарный актерский состав: от Глеба Калюжного до Юрия Стоянова, наконец-то получившего достойную роль. После просмотра вы наверняка захотите съездить в Смоленск — и начать смотреть российские сериалы чаще.

«Хрустальный» (2021)

Количество сезонов: 1 (10 серий)
Режиссер: Душан Глигоров

В городе с поэтичным названием маньяк насилует и убивает мальчиков. Расследовать страшные события отправляют из Москвы Сергея Смирнова, выросшего в этих местах. Переживший здесь травму детства, изменившую его навсегда, он вынужден вновь погрузиться в тяжелые воспоминания, чтобы выйти на след убийцы.

Один из наиболее рейтинговых детективных сериалов последнего времени, «Хрустальный» на первый взгляд кажется еще одним «Методом» (сценарист тот же — Олег Маловичко). На самом деле все куда сложнее: это шоу о той России, которую редко показывают в кино и на телевидении — мрачной и опасной, таящей в себе тайны, скрываемые под печатями коррупции, нетерпимости и страха.

Обратите внимание на актеров, особенно Николая Шрайбера, звезду ролей второго и третьего плана, наконец-то получившего достойную его таланта роль.

«Мир! Дружба! Жвачка!» (2020)

Количество сезонов: 2 (16 серий)
Режиссеры: Илья Аксенов, Антон Федоров

1990-е. Санька, парень из обычной российской семьи того времени — безработный папа-писатель и предприимчивая мама-продавщица, — попадает в переплет, по глупости угнав машину члена местной кавказской ОПГ. Теперь ему и его друзьям предстоит выпутаться и вывести себя и родных из-под удара, а поможет им в этом недавно прибывший из Афганистана дядя Алик со своей бандой.

Телесериал для тех, кто считает, что про «лихие 90-е» уже нельзя сказать ничего нового. Классический, на первый взгляд криминальный сюжет подан глазами подростков, у которых жизнь только начинается — эдакий «Очень странные вещи», но без демогоргонов и мистики, зато с Yuppi, «Каратекой» на NES и прогулками по газовым трубам. Посмотреть на Россию после распада СССР под таким углом — весьма необычно, свежо и познавательно. А еще тут есть Юра Борисов в роли ветерана Афгана — и он каждый раз неизбежно перетягивает на себя все внимание в кадре.

«Чики» (2020)

Количество сезонов: 1 (8 серий)
Режиссер: Эдуард Оганесян

Юг России. Три молодые секс-работницы, Света, Марина и Люда, вынуждены зарабатывать на жизнь на обочине. Однажды в родной край возвращается их экс-коллега Жанна — она успела съездить в Москву, навести там шороху и вернуться с планами открыть бизнес на малой родине и предлагает девчонкам «вписаться» в эту смелую затею. Те соглашаются, хотя и понимают, что из желающих им помешать выстроится целая очередь.

Отечественный сериал в жанре драмы, за которым было интересно наблюдать еще на этапе производства, когда некоторые жители города Прохладный, где проходили съемки, пытались всячески помешать процессу.

Если вы хотите увидеть действительно реалистичную и честную драму о том, чем живет Россия за пределами Садового кольца, посмотрите «Чик». Это шоу для тех, кто не боится узнавать новое о своей стране и делать открытия. Как минимум сериал открыл публике великолепных актеров — от Варвары Шмыковой до Сергея Гилева.

«Обратная сторона Луны» (2012)

Количество сезонов: 2 (32 серии)
Режиссер: Александр Котт

2011 год. Капитан полиции Михаил Соловьев давно охотится за маньяком, убивающим молодых девушек. Однажды, почти загнав преступника в угол, он попадает под машину — и вместо того, чтобы умереть, оказывается в 1979 году, где все его принимают за отца, тоже работающего в милиции. Пытаясь разобраться в причинах происходящего, он включается в работу и понимает, что маньяк существует и в этой версии реальности.

Редкий пример на нашем телевидении, когда русский ремейк зарубежного сериала оказался не только не хуже, но и лучше оригинала. Адаптация британского «Жизнь на Марсе» (который, кстати, переснимали и в США) интересна не только необычным сюжетом, но и взглядом на историю СССР глазами современного человека — критическим и ностальгическим одновременно. Плюс — одна из самых сильных ролей Павла Деревянко.

«Перевал Дятлова» (2020)

Количество сезонов: 1 (8 серий)
Режиссеры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев

Зима 1959-го. В Уральских горах пропадает группа студентов во главе с опытным туристом Игорем Дятловым. Позже их всех находят погибшими. Для расследования инцидента из Москвы отправляют майора КГБ Костина. Оказавшись на месте, он понимает, что все возможные версии, от убийства до лавины, могут оказаться неверными: причина смерти молодых людей видится куда более невероятной.

Популярный миф о «группе Дятлова», сгинувшей на подступах к горе Холатчахль, уже успел обрасти сотнями теорий и версий произошедшего. Необычный и по-настоящему интересный российский сериал в жанре фантастики знаменателен хотя бы тем, что возвращает погибшим человеческий облик — из «персонажей» они превращаются в людей, а их история — в настоящую трагедию. Их, кстати, сыграли в основном молодые и малоизвестные актеры, которые вполне могут стать звездами нашего кино — от Марии Луговой до Юрия Дейнекина.

«Шторм» (2019)

Количество сезонов: 1 (8 серий)
Режиссер: Борис Хлебников

Опытный следователь Градов берется за инцидент с обвалом крыши Дворца спорта, при котором погибло много людей, включая детей. Почти взяв «за жабры» главного подозреваемого, кандидата в мэры города, он узнает, что возлюбленная тяжело больна, и предлагает виновному откупиться огромной взяткой. Теперь уже за Градовым устанавливает слежку его коллега и друг, следователь Осокин, пытаясь выяснить, откуда у того взялись миллионы на лечение.

Сериал, который стоит посмотреть любому человеку, живущему в России, — он как нельзя лучше описывает истоки коррупции в нашей стране. По итогам 2019 года «Шторм» входил в списки лучших ТВ-шоу за год — да и сейчас смотрится очень свежо. Не в последнюю очередь благодаря шикарным актерским работам: Максим Лагашкин в роли «честного мента» — фантастическая роль.

«Обоюдное согласие» (2022)

Количество сезонов: 1 (6 серий)
Режиссер: Валерия Гай Германика

Анна — молодая учительница литературы, подвергшаяся групповому изнасилованию на яхте своих друзей. Наутро после происшествия она приходит в полицию, чтобы подать заявление, но есть проблема: преступники — высокопоставленные чиновники и приближенные к ним люди, до которых так просто не добраться. Происшествие меняет жизнь не только девушки, но и всего города.

Наделавшая шуму в 2000-х, Валерия Гай Германика вернулась с новым провокационным шоу: сериал постоянно играется со зрителем, подкидывая тому ложные зацепки, намекая, что «не все так однозначно». В этом списке «Обоюдное согласие» — самый свежий сериал, но нет сомнений, что он останется в памяти надолго. Так обстоятельно на животрепещущую для России тему не высказывался еще никто. Кстати, обратите внимание на исполнителя роли следователя, ведущего дело Анны: его играет Андрей Козлов, один из самых известных магистров шоу «Что? Где? Когда?», дебютировавший в кино в качестве актера.

«Эпидемия» (2019)

Количество сезонов: 2 (16 серий)
Режиссеры: Павел Костомаров, Дмитрий Тюрин

В Москве разгорается страшная эпидемия неизвестной заразы: заболевшие передают вирус по воздуху и умирают через три-четыре дня после заражения. Живущий за городом Сергей вынужден на время оставить семью и ехать в столицу, чтобы вытащить оттуда бывшую жену с сыном. Вместе с другими выжившими им предстоит бежать из города, спасаясь от вируса и мародеров.

Фантастический survival-сериал, впечатливший  самого Стивена Кинга, стал первой ласточкой (к сожалению, залетной) успеха наших ТВ-шоу за рубежом, попавший во всевозможные топы и продленный на второй сезон, который, кстати, начали показывать совсем недавно. Метафорически предсказавший и пандемию коронавируса, и раскол в российском обществе, он и сейчас смотрится пугающе актуально. Сильный актерский состав: что на первом, что на втором плане — сплошь звезды, от Кирилла Кяро и Виктории Исаковой до Юры Борисова и Анны Михалковой.

Happy End (2021)

Количество сезонов: 1 (8 серий)
Режиссер: Евгений Сангаджиев

Вынужденные бежать в Москву из родного города, 19-летние Вера и Влад оказываются без работы и жилья. Единственным выходом для них становится вебкам-бизнес. Оказавшись в мире виртуального секса, молодые люди начинают делать на этом неплохие деньги. Но скоро становится ясно, что долго так жить нельзя, по крайней мере без последствий.

Один из наиболее провокационных сериалов последних лет, большой дебют артиста «Гоголь-центра» Евгения Сангаджиева и мощные актерские работы Лены Трониной и Дениса Власенко оправдывают свой высокий рейтинг как минимум глубоким погружением в тему вебкам-порно. Но куда важнее — это актуальная история о молодых людях, потерявшихся в столице и по жизни в целом, выбравших наиболее легкий путь, который, конечно, куда более тернист, чем им казалось.

«Последний министр» (2020)

Количество сезонов: 2 (30 серий) и новогодний спецвыпуск
Режиссер: Роман Волобуев

В вымышленном Министерстве перспективного планирования умирает престарелый министр. На его место избирают Евгения Тихомирова, нерадивого политика, в прошлом утопившего на позиции мэра подконтрольный ему город. Под его руководством фиктивный орган власти неожиданно начинает действовать, пытаясь приносить пользу людям — правда, не всегда удачно и часто довольно нелепо.

Фарсовая сатира, ставшая первым успешным проектом во времена бума онлайн-кинотеатров в период пандемии ковида. Ни один новый российский сериал до сих пор не достиг такого уровня точности в высмеивании болячек российской политики, как «Последний министр». А самодур Тихомиров в исполнении Яна Цапника быстро стал народным персонажем.

«Псих» (2020)

Количество сезонов: 1 (8 серий)
Режиссер: Федор Бондарчук

Олег — психолог премиум-класса, к которому выстраивается большая очередь из столичных-клиентов: от чиновников до светских львиц. При этом он сам давным-давно не в порядке: зависим от наркотиков, живет с резиновой куклой и не может найти жену, которая таинственно пропала уже почти год как. Нарастающие психозы и внутренняя агрессия рискуют бесконтрольно вырваться на свободу.

Детективный сюжет «Психа» не должен сбивать с толку: это в первую очередь экзистенциальная драма о том, как мы все устали от жизни. Временами через него даже прорывается комедия, но такая, от которой смеешься, параллельно борясь с нервным тиком. Дебют Федора Бондарчука на малом экране со сходящим с ума Константином Богомоловым определенно заслуживает похвал — это один из наиболее тонких сериалов на российском телевидении.

Лучшие русские сериалы за последние 10 лет

Выбрать лучшие российские сериалы десятилетия — задача непростая. Кто бы мог несколько лет назад представить, что однажды сложно будет составить список из десятки ярких проектов на отечественном телевидении не то что за год, но даже за полгода? «Правила жизни» попробовали представить, что могло бы стать классикой современного российского ТВ, и составили свой список лучших отечественных сериалов — с 2010 года по наши дни.

Теги:

сериалы

«Школа» (2010)

Как бы странно ни звучало, но самый радикальный эксперимент на российском телевидении был проведен больше десяти лет назад. И не где-нибудь, а на Первом канале под руководством главного синефила в отечественном кино — Константина Эрнста. В Советском Союзе, задолго до наступления эры престижного ТВ, были авторские телевизионные проекты — с ходу вспоминаются «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой или «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Валерия Гай Германика, к началу десятых уже ставшая анфан террибль российского кино, вернула телевидению то, что было утрачено в постсоветское время, — авторскость. Ее «Школа», которая показывает повседневность московских школьников, их учителей и родителей, по форме практически «Догма 95», едва ли не Ларс фон Триер. Горячечная ручная камера бродит по коридорам учебного заведения, беспардонно заглядывает в лица и вторгается в личное пространство героев. Это неуютный, дискомфортный сериал, который при всей своей художественной утрированности парадоксальным образом вызывает мгновенное узнавание. Истеричные ссоры с родителями, провокации учителей, первый алкоголь, первый секс — все это и много чего еще у Германики выглядит пугающе документально. Неудивительно, что сериал мгновенно расколол общественное мнение. С десятилетней перспективы для детей, чье взросление пришлось на нулевые, «Школа» смотрится ностальгически, как фотоальбом с пожелтевшими фотографиями. В школах уже нет ни скинхедов ни эмо, королевы класса больше не пьют галлонами дешевые коктейли, а все страсти из школьных коридоров переехали в интернет. Тем не менее «Школа» — точнейший слепок медведевской эпохи. Никто и никогда не вернется в 2010 год. 

«Оттепель» (2013)

Десятые на федеральном телевидении прошли под знаком больших исторических сериалов. «Екатерина», «Кровавая барыня», «Троцкий», «Годунов» — имя им легион. Но важнейшим из них всех является «Оттепель», целиком срежиссированная Валерием Тодоровским. «Оттепель» — настоящие, без дураков, российские «Безумцы». Это великий производственный роман, правда, не о рекламном бизнесе, а о кино, но герои тут тоже непрестанно курят. Жанрово «Оттепель» мелодрама о любовном треугольнике на съемках — между режиссером, оператором и исполнительницей главной роли. Если к началу десятых сериалы в массе своей выглядели, скажем так, довольно аскетично в плане образности и кинематографической выразительности, то «Оттепель» буквально открыла новую страницу в истории российского телевидения. Это проект первого класса, дорогой и блестяще придуманный на всех уровнях («Ликвидация» — при всем уважении — не чета сериалу Тодоровского), открывший для телевизионщиков региональную высшую лигу. Эстетически сериал приближен (насколько возможно) к ключевым оттепельничным картинам — «Заставе Ильича» Хуциева и «Я шагаю по Москве» Данелии. В историческом кино о жизни советских людей Тодоровский уже упражнялся. Лучший тому пример — «Стиляги». «Оттепель», как и «Стиляги», обманчиво кажется сказкой о потерянном времени и пряничной постсталинской Москве. В действительности это мир сложных, неоднозначных героев (еще одна примета премиального телевидения), в котором не последнее место занимает политика. Сам Тодоровский не раз говорил, что снимал любовное послание той эпохе, на которую пришлась юность его родителей (режиссер родился в 1962 году, через год после начала событий сериала), но историческая важность «Оттепели» в том, что она одной из первых начала художественно осмыслять советское наследие — работу, которой, кажется, хватит еще не одному поколению российских кинематографистов.

«Измены» (2015)

Жанр «красивые люди красиво страдают в красивых интерьерах» однажды должен был добраться и до России. И вот — добрался. «Измены», конечно, проба пера, прощупывание почвы (более точные жанрово «Содержанки» стартуют четырьмя годами позже). Это не столько семейная драма о напряженных отношениях и мужском-женском (хотя и это тоже), сколько находчивая трагикомедия, написанная Дарьей Грацевич, до того продюсировавшей «Интернов», и срежиссированная оскаровским номинантом Вадимом Перельманом. Адюльтер — бронзовые русские классики наверняка поперхнулись бы — это не конец света; это вообще-то довольно смешно. «ТНТ» в 2015 году еще не успел стать одним из флагманов российского престижного телевидения и по инерции предлагал «почувствовать любовь». Тем ценнее «Измены», в которых любви в привычном мещанском понимании наберется, дай бог, на 20–30 минут хронометража. Сериал внешне эксплуатирует эстетику типовых мелодрам с федеральных каналов, но содержательно подрывает их консервативный, «как бы чего не вышло», настрой. Люди врут и изменяют, а семейное счастье — это иногда очень-очень сложно. Домохозяйки неудовлетворенно морщились. Ася — главная героиня сериала в умном исполнении Елены Лядовой — светлая весточка для отечественного телевидения середины десятых. Женщинам, оказывается, необязательно было десятилетиями играть мебель в кадре; их перспектива даже интереснее мужской. По понятным причинам прогрессивность сериала половинчатая — иначе зрители не поймут. Оцените грустную иронию: то, что насмотренный зритель безошибочно считал бы как банальность, для российского мейнстрима стало настоящим прорывом.

«Обычная женщина» (2018…)

2018 год — поворотная точка в новейшей истории российского телевидения: интернет окончательно сепарировался от телевизора. «Обычная женщина», например, плохо показала себя в эфире, зато привлекла внимание зрителей в сети. Название, конечно, немного лукавое. Марина, главная героиня сериала, сыгранная Анной Михалковой, хотя и выглядит на первый взгляд типичной женщиной — пытается поддерживать брак, держать на плаву небольшой цветочный бизнес, воспитывать двух дочерей и вынашивать третьего ребенка, — на деле оказывается не так проста. Она — сутенерша. И задачи на ее плечи выпадают нетривиальные: разбираться с полицией и ФСБ, да еще и избавиться от трупа секс-работницы. Первая ассоциация очевидна: это наши «Во все тяжкие». К тому же Борис Хлебников, титулованный автор и честный реалист (см. «Аритмию»), кажется, при желании легко мог бы потягаться с Винсом Гиллиганом по части шоураннерства. Первый сезон, за который режиссерски целиком отвечает сам Хлебников, во многом укладывается в его эстетическую программу: это, как и многие его предыдущие проекты, такое холодное кино о суровой жизненной правде и непростых коллизиях в судьбах обычных людей. Сейчас сериал насчитывает два сезона, и второй сделала уже Наталья Мещанинова, которая с Хлебниковым работала над той же «Аритмией» и сериалом «Шторм». Хотя Мещанинова тоже имеет репутацию реалиста (она, к слову, приложила руку к «Школе» Германики), второй сезон ощутимо ближе к жанровым криминальным фильмам. «Обычная женщина» мастерски скрещивает два хорошо знакомых как раз «обычным» людям жанра — криминальный триллер и семейную драму. Но важнее в сериале то, что он — путем творческих компромиссов и зрительских уступок — делает свой вклад в конструирование сложного женского образа для российского кино. Хлебников и Мещанинова в лоб ставят вопрос, который давно зрел на ниве российского бытийного кино: а так ли уж хорошо мы знаем своих партнеров?

«Звоните ДиКаприо!» (2018)

2018 год важен еще и потому, что он подарил зрителям первую авторскую сенсацию на поприще российского премиального телевидения — «Звоните ДиКаприо!». Важная, но незаметная на первый взгляд подробность: телевизионная премьера сериала состоялась через полтора года после премьеры в онлайне. «Звоните ДиКаприо!» — дело рук комедиографа Жоры Крыжовникова, известного главным образом народной дилогией «Горько!». В центре сюжета — молодая кинозвезда Егор Румянцев. Его саморазоблачительно играет Александр Петров, который четыре года назад был, кажется, везде. Как водится, Егор эгоистичен, он хамски относится к женщинам и ведет беспорядочную половую жизнь. Карьера актера резко сворачивает в сторону, когда он узнает, что у него ВИЧ. Несмотря на то что «Звоните ДиКаприо!» местами представляет собой довольно зубастую сатиру на киноиндустрию (приведем показательный пример: печальный Егор в пустом кинозале — кино провалилось в прокате — смотрит ура-патриотический фильм о кампании в Сирии с собой в главной роли), в сердце сериала — мощная трагедия и первая хорошо артикулированная, медицински ответственная драма о ВИЧ — без стигматизации и предрассудков. «Звоните ДиКаприо!» оказал заметное влияние на сериальную индустрию в России — запустил моду на складные романные повествования без «длинных ног» (то есть без продолжений, вторых-третьих сезонов). Такие образцы были и раньше, но у Крыжовникова получилось лучше всех: бытовую со всех сторон историю он поднимает до ветхозаветного уровня. Это замкнутый сюжет, который удачно аккумулирует ряд важных тем: семейный кризис, пороки индустрии развлечений, сложные отношения с медициной в России, гомофобия. «Звоните ДиКаприо!» — хороший пример той особой интонации, практически недоступной мейнстримному кино в России, без усреднений под зрителя, но вместе с тем внятной и доходчивой. 

 «Трудные подростки» (2019…)

В советском кино все было довольно неплохо с детскими и юношескими фильмами — в постсоветском, увы, ситуация плачевная. И если с детьми все более-менее понятно — для них ежегодно выходят тонны развлекательного контента, — то для подростков в кино и на телевидении практически ничего удовлетворительного нет и часто приходится довольствоваться западными новинками. «Трудные подростки» — редкое исключение из правил. Название сериала говорит само за себя, но сюжет начинается с того, что капитан сборной России по футболу после пьяного дебоша в кафе (авторский привет Кокорину и Мамаеву) и срока в тюрьме вынужден работать физруком, пытаясь найти общий язык с непростыми детьми. Давайте без околичностей: это «Эйфория» по-русски, футбол маячит где-то на фоне. Достижение «Трудных подростков» в том, что им одним пока удается говорить с этими трудными подростками на понятном языке — тиндера, тиктока и инстаграма . Формально — под стать современной интернет-эстетике — сериал пестрит визуальными находками и клиповыми монтажными решениями (в рамках щадящего двадцатиминутного хронометража и со звездами русскоязычной инди-сцены в саундтреке!). Содержательно он откровенно проговаривает важное — проблемы в любви и в семье, первый сексуальный опыт, алкогольные приключения, неуживчивость с ровесниками, непонимание и etc. «Школа» Германики, честно говоря, не была рассчитана на юную аудиторию (кто, будучи подростком, всерьез пошел бы смотреть Первый канал?), а вот «Трудные подростки» — да. И маркировка «18+» — тому не помеха. Мы все-таки в интернете, да и с подростками полезно говорить на равных.

«Чики» (2020)

А вот теперь очень серьезно. Если прежде российскому премиальному телевидению приходилось «отвечать» на вызовы телевидения западного, то с «Чик», сериала о секс-работницах, решивших порвать с прошлым и запустить свой фитнес-клуб, можно вести условный отсчет качественно новых историй. Во-первых, «Чики» радикально уходят от москвацентричности многих других зрительских хитов. Действие разворачивается на юге страны, и Эдуард Оганесян, режиссер и один из сценаристов сериала, внимательно относится к местной фактуре, аккуратно сохраняя и придорожные шашлычные, и старенькие, облупившиеся квартиры, и аляповатые рынки, и непарадные гардеробы местных жителей. Во-вторых, заглавный квартет актрис (Ирина Горбачева, Варвара Шмыкова, Ирина Носова, Алена Михайлова) играет не плакатно, на экспорт, а деликатно и с полутонами. Актерская симфония, конечно, главная статья успеха, без нее ничего не получилось бы. Примечательно, что и Шмыкова, и Горбачева, и Михайлова, и Лапенко — важные герои поколения, знакомые в первую очередь не по столичным театрам, как звезды прошлого, а по медиа и соцсетям. Так, в отечественном кино складывается новый тип актерствования и удачно стирается барьер между героями и зрителями. В-третьих, Оганесян на ощупь находит формулу для всего российского независимого кино о маленьких людях — не смурную драму, чем грешили большие авторы в нулевые и десятые, а улыбчивое драмеди. Притом режиссура Оганесяна настолько интимна и вежлива, что каким-нибудь Андреа Арнольд и Шону Бейкеру, новым классикам американского независимого кино, стоило бы напрячься. «Чики», если снять с них дрюжелюбность, окажутся вообще-то простым великим русским романом, написанным не для библиотечных штудий, а для всех, — о судьбе женщин в патриархальной культуре и новой солидарности. В общем, говорить о «Чиках» приходится исключительно эпитетами. Если и искать какой-то один шедевр российского телевидения, который нужно будет спасать в случае апокалипсиса, то вот он.

«Последний министр» (2019…)

Когда-то была такая передача «Куклы» — сатирическое шоу, едко реагировавшее на политические реалии в России. После разгона старого НТВ программа долго не продержалась и годы спустя травоядным ремейком появилась в эфире Первого канала. Все это к чему: политика и федеральное телевидение в России — вещи давно антонимичные, и более-менее осмысленные развлекательные шоу о политике стали появляться только в последние годы. Сначала был «Домашний арест» — о собственно домашнем аресте вымышленного мэра вымышленного города, а затем «Последний министр» — тоже фантазия на тему российской политики. Однажды на пост министра перспективного планирования (что бы это ни значило) и развития социально-экономической политики назначается Евгений Тихомиров — чудак и затейник, который свое назначение, кажется, воспринимает абсолютно всерьез. В главной роли — Ян Цапник, наш Питер Селлерс и просто один из важнейших актеров эпохи. «Последний министр» — понятная попытка дать в России одновременно и Аарона Соркина («Западное крыло»), и Армандо Ианнуччи («Вице-президент»), и у создателей это здорово получается. Стилистически сериал изоморфен слогу своего режиссера — Романа Волобуева, экс-кинокритика «Афиши», справедливо называемого одним из лучших авторов на русском. Это энергичный и колкий производственный сериал, с которым приятно проводить время, и вместе с тем вполне остроумная политическая сатира по горячим следам (что для российского телевидения уже большое достижение). Последняя серия второго сезона должна была выйти 26 февраля, но Роман Волобуев накануне объявил, что премьера финала переносится на неопределенный срок.

«Вампиры средней полосы» (2021…)

Наверное, сегодня мало кто об этом вспоминает, но история российского киномейнстрима началась именно вампирами — с «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Если вдуматься, вампиры, вурдалаки и прочая нечисть уже столетиями прочно сидят в русскоязычной культуре: Гоголь, Алексей Толстой, советский «Вий», некрореалисты, пелевинский «Ампир V», те же «Дозоры» Лукьяненко, «Пищеблок», что и говорить о былой феноменальной популярности «Сумерек» и других вампирских саг. «Вампиры средней полосы» — российская адаптация «Реальных упырей» Тайки Вайтити и его сериала-последыша «Что мы делаем в тени», который местами даже превзошел оригинал. Концепт у шоу довольно простой: вампиры в нем представляются не загадочными эстетами с аристократической жилкой, а практически обычными людьми — насколько обычными вообще могут быть бессмертные существа. Действие сериала создатели поместили в Смоленск — древний город с большой историей, который оказался очень к лицу сюжету про вампиров. «Вампиры средней полосы» заигрывают на поле детектива (главные герои расследуют убийство человека, в противном случае ради сохранения баланса придется пожертвовать кем-то из своих), но по факту это обаятельная региональная комедия про Россию — ни тени серьезности старших товарищей по вампирскому жанру. Сериал пышет национальным колоритом и предлагают целую галерею выпуклых героев. Помимо деда Славы — очевидного бенефиса Юрия Стоянова, — это еще и француз Жан, обращенный во время Отечественной войны 1812 года, и блондинка Аня, ставшая вампиром при Сталине, и зумер Женька. «Вампиры» могли бы сойти за ехидный консервативный манифест, в котором тысячелетний дед, многоуважаемый вампирский патриарх, защищает мир и стабильность, если бы всем своим видом не говорили о том, что даже древним вампирам периодически нужен самоироничный апдейт. Время, кто бы что ни говорил, не стоит на месте.

Happy End (2021…)

Сексуальной революции в России так и не случилось, а тема секс-работы и — шире — сексуальности вообще десятилетиями была маргинальной для отечественного кино. Тенденция начала меняться лишь в последние несколько лет. «Чики», Sheena667, «Китобой» не дадут соврать. Happy End — сериальный дебют серебренниковского птенца Евгения Сангаджиева, — пожалуй, самая радикальная попытка поговорить о сексуальности и вебкам-индустрии на русском. Сериал не стесняется ни наготы, ни обсценной лексики, ни откровенных постельных сцен (а как иначе-то?). Вебкам в сериале идут покорять 19-летние Влад и Лера — и не просто так, а чтобы быстро заработать деньги на взятку полиции. Happy End кажется (очередной) историей взросления на фоне грустной постсоветской России (в одной из серий даже появляется крикливая отсылка к иконической трагикомедии Майка Николса «Выпускник»), но вебкам-рамка тут оказывается важнее. И хотя центральный пафос сериала понятен и так (ваше тело — ваше дело), ценность здесь имеет в первую очередь сам кинематографический жест: говорить можно о чем угодно и как угодно, не бойтесь цензуры и, что куда важнее, не занимайтесь самоцензурой. Пусть Happy End и озирается по сторонам в поисках удобных референсов (среди наиболее очевидных, конечно, «Эйфория»), сериал продолжает долгую реалистическую традицию в русской культуре, рассказывая историю о простых людях в неприветливом мире. Сангаджиев демонстрирует качества абсолютно компетентного режиссера, но, по правде, это актерский, корпоральный сериал, ода бескомпромиссному перформансу. Главные роли в нем играют не дебютанты, но для массового зрителя артисты незнакомые. Запомните эти имена: Лена Тронина и Денис Власенко. О чем вообще весь этот текст? В сущности, о том, как за десять лет не кинематограф, а именно телевидение стало русским полем экспериментов. Все ждали появления в кино нашего Кубрика или на худой конец нового Михалкова, не дождались и расстроились. Но, кажется, мы просто не туда смотрели.

Еще несколько отличных сериалов:

«Топи» (2021) — археология русской хтони по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского.

«Перевал Дятлова» (2020) — честный жанровый сериал на основе одной из самых загадочных историй советского времени.

«Вне себя» (2021) — сериальный эксперимент театрального режиссера Клима Козинского с Евгением Стычкиным.

«Пингвины моей мамы» (2021) — российское телевидение творчески осваивает стендап.

«Почка» (2022) — удачная разработка темы «женщины и власть».

«Выжившие» (2021) и «Эпидемия» (2018…) — фантазия о том, кому в постапокалипсисе живется хорошо.

«Колл-центр» (2020) — «Остаться в живых» по-русски.

«Мир! Дружба! Жвачка!» (2020…) — ностальгический сериал о девяностых, практически наши «Очень странные дела».

«Жиза» (2022) — напористый подростковый сериал о детдомовцах. 

10 самых богатых российских миллиардеров 2021

Алексей Мордашов, Павел Дуров и Алишер Усманов вошли в число самых богатых людей России в этом году.

Андрей Рудаков/Bloomberg, Татан Сюфлана/AP, Алексей Дружинин/AP

Новый самый богатый человек в России, после года удачи для самых удачливых в стране.

I Это был хороший год для сверхбогатых россиян. Несмотря на ослабление рубля и нависшую над экономикой страны угрозу санкций США, класс российских миллиардеров увеличился до 117 магнатов (по сравнению с 99 в прошлом году) общей стоимостью 584 миллиарда долларов (по сравнению с 385 миллиардами долларов).

Более трети доходов приходится всего на десять миллиардеров. Состояние десяти самых богатых россиян в списке миллиардеров мира Forbes 2021 года оценивается в 223 миллиарда долларов, по сравнению с 152 миллиардами долларов в 2020 году. Каждый из них богаче, чем год назад.

Самым богатым является Алексей Мордашов, чьи акции в публичной металлургической и горнодобывающей компании «Северсталь» и частной золотодобывающей компании NordGold выросли, поскольку Россия оправилась от краха Covid в начале 2020 года. Мордашов и его семья стоят 29 долларов.0,1 миллиарда — на 12,3 миллиарда долларов больше, чем год назад.

Самый богатый и второй богатейший россиянин прошлого года — Владимир Потанин и Владимир Лисин — опустились на одну строчку, на второе и третье соответственно. В этом году Потанин стал богаче на 7,3 миллиарда долларов благодаря 37-процентному росту стоимости акций металлургического гиганта «Норникель», президентом которого он является. Лисин также стал богаче: он вырос на 8,1 млрд долларов, так как акции Новолипецкого металлургического комбината, которым он руководит, выросли на 110%.

Михаил Фридман, контролирующий инвестиционные компании «Альфа-Групп» и LetterOne, и сталелитейный и никелевый миллиардер Роман Абрамович выпали из первой десятки страны в этом году, несмотря на то, что оба они приумножили свое состояние.

Их обошли два отличника: Павел Дуров и Сулейман Керимов. Дуров, основатель приложения для обмена сообщениями Telegram, сейчас занимает девятое место в списке самых богатых людей, его состояние оценивается в 17,2 миллиарда долларов. Telegram превысил 500 миллионов пользователей в месяц в начале этого года, поскольку люди стекались в приложение, ориентированное на конфиденциальность, на фоне непопулярных изменений в конкурирующем WhatsApp. Сулейман Керимов занимает 10-е место в России. Состояние его и его семьи оценивается в 15,8 млрд долларов благодаря 76%-ной доле в крупнейшем российском производителе золота «Полюс»; его акции выросли на 73% по сравнению с прошлогодним списком.

Вот 10 самых богатых людей России; собственный капитал был рассчитан с использованием цен на акции и обменных курсов на 5 марта 2021 года:

# 1 | Алексей Мордашов и семья
СОСТОЯНИЕ:
29,1 МЛРД ДОЛЛАРОВ США
ИСТОЧНИК БОГАТСТВА:
СТАЛЬ, ИНВЕСТИЦИИ

Сын двух советских рабочих сталелитейного завода, где он был основным акционером сталелитейного завода «Север». Генеральный директор в течение 19 лет до ухода в отставку в 2015 году. Акции выросли на 72% по сравнению с прошлогодним списком, что помогло поднять Мордашова с четвертого места в списке самых богатых россиян до самого богатого человека страны.

#2 | Владимир Потанин
СОСТОЯНИЕ:
27 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК БОГАТСТВА:
МЕТАЛЛЫ

приватизация страны в 1990-е гг. Большая часть его состояния в настоящее время сосредоточена в его 35-процентной доле в акции производителя палладия и никеля «Норникеля», котирующейся на московской бирже.

#3 | Владимир Лисин
СОСТОЯНИЕ:
26,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК БОГАТСТВА:
СТАЛЬ, ТРАНСПОРТ

Лисин начал свою карьеру в группе трейдеров, которые стали доминировать в экспорте стали из России. Когда в 2000 году партнеры разошлись, Лисин получил контрольный пакет акций российского Новолипецкого металлургического комбината, котирующегося на бирже.

#4 | Вагит Алекперов
СОСТОЯНИЕ:
24,9 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК БОГАТСТВА:
НЕФТЬ

Алекперов, бывший рабочий на нефтяной вышке на Каспийском море, стал заместителем министра, курировавшим нефтяную промышленность в Советском Союзе, прежде чем в 1990-х годах завладеть тремя крупными нефтяными месторождениями, контролируемыми государством, и основать Лукойл. Ему принадлежит около 30% публично торгуемого нефтяного гиганта.

#4 | Леонид Михельсон
СОБСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:
24,9 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК СОСТОЯНИЯ:
ГАЗ, ХИМИКАТЫ

Михельсон является партнером Геннадия Тимченко в газохимической компании Новатек. Трудовую деятельность начал прорабом в строительной компании, занимавшейся строительством газопровода в Тюменской области России.

#6 | Геннадий Тимченко
СОСТОЯНИЕ:
$22 МЛРД
ИСТОЧНИК СОСТОЯНИЯ:
НЕФТЬ, ГАЗ

Тимченко вместе со своим партнером владеет долями в газовой компании «Новатэк» и нефтехимической компании «Сибурих Холдинг». Сообщается, что у него тесные связи с президентом Владимиром Путиным.

#7 | Алишер Усманов
СОСТОЯНИЕ:
18,4 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК СОСТОЯНИЯ:
СТАЛЬ, ТЕЛЕКОМ, ИНВЕСТИЦИИ

Усманов заработал свое первое состояние на производстве пластиковых пакетов, дефицитного товара в бывшем Советском Союзе. Он был одним из первых инвесторов Facebook и китайской компании по производству электроники Xiaomi, но его самый большой актив — 49% акций металлургического гиганта «Металлоинвест».

#8 | Андрей Мельниченко.90-е. Сегодня он владеет пакетами акций производителя удобрений «Еврохим» и угольной энергетической компании СУЭК.

#9 | Павел Дуров
СОСТОЯНИЕ:
17,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК СОСТОЯНИЯ:
TELEGRAM

Известный как российский мессенджер Цукерберг, Дуров основал социальную сеть VK до того, как он заработал10, и в 22 года обналичил ее в Telegram2. с тех пор финансирует его, но теперь планирует монетизировать знаменитое бесплатное и ориентированное на конфиденциальность приложение.

#10 | Сулейман Керимов и семья
СОБСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:
15,8 МЛРД ДОЛЛАРОВ
ИСТОЧНИК БОГАТСТВА:
ИНВЕСТИЦИИ

Крупный экономист по образованию, Керимов незадолго до того, как начал инвестировать в банки, сделал карьеру в банках. Финансовый кризис 2008 года обошелся ему в миллиарды. Он восстановился, сделав ставку на «Полюс», крупнейшего производителя золота в России.


10 крупнейших компаний России

10 крупнейших компаний России

С 1922 по 1991 год Советский Союз (СССР) был не только самой большой страной в мире, но и одной из самых густонаселенных, влиятельных и могущественных.

Сегодня современная Россия сохраняет все эти отличия. Хотя Российская Федерация больше не является сверхдержавой, она оправилась от распада Советского Союза и стала 11-й по величине экономикой в ​​мире.

Даже после исключения из G7 из-за аннексии Крыма членство России в качестве одной из основных стран с формирующейся рыночной экономикой в ​​БРИКС (наряду с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР), G20 и Совете Безопасности ООН укрепляет ее важное место в современном мире.

Какие отрасли и компании управляют современным российским государством? Здесь мы освещаем 10 крупнейших компаний в России, используя данные компании Market Cap.

Какие крупнейшие публичные компании в России?

Поскольку страна богата природными ресурсами и ранее была социалистическим государством, неудивительно, что многие из крупнейших российских компаний являются нынешними или бывшими государственными корпорациями.

Восемь из крупнейших по рыночной стоимости компаний России относятся к природным ресурсам, а четыре являются действующими государственными предприятиями.

Вот крупнейшие публичные компании России по рыночной капитализации в ноябре 2021 года:

Топ-10 российских компаний Категория Рыночная капитализация (долл. США)
Газпром Нефть и газ 118 миллиардов долларов
Сбербанк Финансы 112 млрд долларов
Роснефть Нефть и газ 85 млрд долларов
Новатэк Нефть и газ 78 миллиардов долларов
Лукойл Нефть и газ 66 миллиардов долларов
Норникель Металлургия и горнодобывающая промышленность 47 млрд долларов
Газпром нефть Нефть и газ 34 млрд долларов
Яндекс Информационные технологии 29 млрд долларов
Полюс Металлургия и горнодобывающая промышленность 27 миллиардов долларов
Сургутнефтегаз Нефть и газ 21 млрд долларов

Две крупнейшие компании в России, производитель газа Газпром (ранее Советское министерство газовой промышленности) и поставщик банковских и финансовых услуг Сбербанк , неизменно были крупнейшими предприятиями в стране.

В ноябре Газпром был больше с рыночной капитализацией 118 миллиардов долларов по сравнению с Сбербанком 112 миллиардов долларов , хотя они постоянно меняются местами с течением времени.

Но кроме Сбербанка и поставщика технологий Яндекс , в первую десятку вошли исключительно нефтегазовые и горнодобывающие компании.

Значение России для мировых природных ресурсов

Нефть и газ составляют шесть из 10 крупнейших компаний России. Большинство из них, например, Роснефть , Газпром нефть и Лукойл находятся в масле (русское слово «нефть» означает нефть или нефть на русском и многих других языках).

Помимо двух горнодобывающих компаний, вошедших в первую десятку, крупнейшие компании России подчеркивают относительную важность страны для мировых ресурсных секторов. Многие из 10 крупнейших компаний России являются крупнейшими (или одними из крупнейших) производителей природных ресурсов в мире:

  • Газпром : Крупнейшая газовая компания в мире по добыче, производящая 12% мирового природного газа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *