ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ХУДОЖНИКА. ТОТЕМЫ | Творчество и современность
Аннотация. Рассматривается мифологическая тема в творчестве казахстанского художника Т. Кожагулова. Мир диких животных и птиц в традиционной культуре Казахстана издавна нес в себе важный комплекс культово-магических категорий. Издревле зародившиеся мифологические сюжеты о тотемных животных информировали о них, как о прародителях человеческого рода. В картинах Т. Кожагулова обрели реальность верования и мифы далеких предков.
Ключевые слова: сакрализация образов, верования, мифы, религия, мифический предок, созерцание природы, одухотворенные образы, магические функции оберега, тэнгрианство, обожествление природы, почитание духов предков.
Для кочевников, населявших территорию Казахстана, было характерно религиозное многообразие: манихейство, буддизм, ислам. В степи получили распространение мифы, эпосы, былины, легенды различные культуры и верования. Древние тюрки, приверженцы религии тэнгрианства, жили в гармонии с окружающим миром, в единении с природой. Наступление нового года предвещало новый импульс возрождения природы, отмечалось в день весеннего равноденствия. Вопросы происхождения и устройства мира, взаимосвязи человека и природы, космоса и земли, всегда волновали кочевников. Древние тюрки-тэнгрианцы старались соблюдать морально-нравственные ценности, бережно относились к животным, так как животный мир воспринимался в гармоническом единстве с природным окружением.
Последователи тэнгрианства, понимая душу человека как вечное и небесное, а тело как бренное и земное, ценили все духовное выше телесного. Жизнь в полном согласии и гармонии с природой в течение нескольких тысячелетий развило у последователей тэнгрианства интуицию и гиперчувствительность ко многим явлениям, называемыми сегодня аномальными (ясновидение, умение предсказать будущее, снимать сглаз, исправлять карму и т. д.). Реальное единство человека с природой исключало противопоставление их друг другу, а тем более возвышение человека над нею. Те же обстоятельства не могли допустить возвеличивания человека над всем животным миром. Люди воспринимали себя как неотъемлемую частицу Великой, Всемогущей, но справедливой и равной ко всему живой природы [2, с.7].
Веками, из поколения в поколение согласованность с законами природы, передаваемые нравственные ценности, содружество с миром животных и птиц и растений, наполнение предметов материального мира глубокой семантической категорией составляли ядро духовной культуры казахов.
Жилище кочевников — юрта, прообраз модели Вселенной, органично вписывалась между небом и землей. Воплощенное научно-творческое создание, где продуманные конструктивные особенности с применением технологии гнутой древесины, обоснованная обтекаемая форма, защищавшая от падения во время сильных ураганов и ветров, согласованность в тандеме с символополагающей деятельностью, все перечисленные характеристики информируют о признаке встроенности юрты в окружающую природную среду. Единение с природой, отсутствие ограждающих заборов, вокруг юрты, уважительное отношение к экологии пространства, во время перекочевки кочевники не оставляли следов порчи, природа оставалась не нарушенной.
Флора и фауна излюбленная тема орнаментальных мотивов в казахском прикладном искусстве. Одной из предпосылок появления орнамента была необходимость отмечать предметы семьи, рода, племени, опознавательными знаками. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться с эстетической, этнознаковой, магической, культовой точек зрения. Казахи добились умелой стилизации природных форм. Среди многочисленных орнаментов наиболее значительное место занимают зооморфные мотивы, передающие животное чаще всего по принципу замены целого частью. «Рог барана» — с ним связывались представления о богатстве, о преумножении скота, охранные функции. Идеи роста, плодородия, жизненной силы отражены в растительном орнаменте [4, с.14].
Издавна бережное отношение казахов к экосистеме, несли в себе важный комплекс культово-магических категорий. Издревле зародилось поверье о тотемных животных, основателях человеческого рода. Тотеми́зм — религиозно-социальная система. Определение тотемизм, стало известно благодаря североамериканскому племени Оджиба. Образ жизни племени, явился своеобразным ключом к появлению этого термина, означавшего его род, знак, герб клана, а также название животного, которому клан посвящал специальный культ, постепенно перешедший в обожествление, веру в мифического предка и в сверхъестественную связь.
Вместе с тем, существовали предания в истории происхождения тюркских народов, свидетельствующие среди всех многочисленных животных-тотемов, преобладающее значение принадлежит образу волка. Согласно легендам, и великого полководца Чингисхана, сына монгольского народа, родила небесная волчица. К примеру, среди конно — спортивных игр, у многих тюркских народов, главенствующей была и популярна до сих пор игра «Кок бар» (серый волк).
Укорененность в тотемном мифическом предке и религиозных воззрениях сыграли свою роль в сложении творчества казахстанского художника известного далеко за пределами Казахстана. Т. Кожагулов — казах, протокочевник, чувствующий родственную связь с окружающей природой, животным миром. Ведь исконная религия тюрков – тэнгрианство, порождена обожествлением природы и почитанием духа предков. «Высшим качеством или примером, которому людям надо следовать, считалось равное отношение ко всем и всему: солнцу, луне, небу, земле ит.д. Не делая различия не между людьми, ни между людьми и животными, а также растениями. Все мировые религии и этические учения появились на Востоке. Это бесспорно объясняется тем, что фундаментом и источником этих религий стало Тэнгрианство [2, с.7].
У художника Т. Кожагулова есть сходные черты с тотемом волком. Похожесть, аналогичность подчеркивает лицо, суживающееся к подбородку, пронзительно-проницательный взгляд. Отличает художника способность «видеть» и «слышать» астральный мир, диапазон его сновидений очень богат, художнику свойственно считывание информации с помощью интуиции, обладание обостренным чутьем на все происходящее, характерны предчувствия различного характера, отличный предсказатель перемен.
В нашем восприятии волк – грозный образ, кровожадный и жестокий. И при этом символ волка амбивалентен. В этой связи, как не вспомнить эмблему Рима — Капитолийскую волчицу, вскормивщую молоком двух младенцев, спасшую двух братьев, Ромула и Рема, легендарных основателей Рима.
Кожагулов чаще и смелее других стал говорить о психофизической сущности, сосуществующей с нашим физическим телом. «Речь идет о нашей тонкой духовно-астральной индивидуальности, которая и делает каждого из нас личностью. Это та самая сущность, которая во всех мифологиях, сказках и религиях зовется душой» [1, с.14].
Выразительна композиция «Я» (ил.1), где художник изображает себя со своим тотемным животным. Сильнейшим средством сакрализации образов, явился свет. Тонкие лучики света, исходящие от лучины, освещают выразительный взгляд художника. Линии света растворяются в воздухе, пронизывая все вокруг. Цветовое решение картины также сдержанно и немногословно: в светлом общем тоне картины преобладает белый, символ чистоты. Художник создал в картине волевой образ волка полный ярости и внутренней силы. Композиция полотна решается не только на тончайших цветовых нюансах, близких оттенках, но и на использовании контраста для передачи глубины пространства. В изображаемом моменте — чакра, открывающая третий глаз, информирующая о рождении человека и его уходе, усилием кисти художник передает свои мысли о бренности бытия, о быстротечности жизни.
В нижнем правом углу картины надписи «Аруах» (перевод с казахского — дух умершего), на трех языках: руническом, кириллице, латыни; в этом слове зов предков, покровительство, энергетическая поддержка. Невидимый астральный мир содержит в себе души тех, кто оставил этот мир десятки и сотни лет назад, и, оставшись в памяти родных, сохранился в астрале и продолжает воздействовать на живущих, подсказывая им выход из трудной ситуации в сновидениях, видениях и т.д.
Ил.1. Я. Снимок автора. 2013.
Универсальная связь с этим архаическим пластом незыблема как у древних тюрков, так и у их далеких потомков, казахов-современников. Цель искусства – не изображение реальности, а выявление в телесном духовного [3].
Знаменитый поэт Д. Джабаев, творчество которого отличалось искренностью, задушевностью, простотой повествования к любви и уважению к простому народу. Советский период казахской литературы был украшен его песнями и стихами. Как своевременны и проникновенны были стихи «Ленинградцы, дети мои», приобретшие всенародную известность, написанные в период блокады Ленинграда в Великую отечественную войну. Джамбул очень уважал русский народ и призывал к дружбе казахов с русским народом. Диапазон литературного творчества многогранен, он сложил множество бытовых, лирических, социально-сатирических песен, сказок и героических поэм, к примеру: «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Москве», «Приказ Родины».
Кожагулов раскрывает перед нами еще одну страницу духовных дарований известнейшего акына. Тотемное животное вело по жизни и помогало казахскому поэту – акыну Д. Джабаеву (ил.2). Мастерски проиллюстрирована кистью художника невероятная динамическая энергия, излучаемая тигром. В пружинистой, полной внутренней динамике животное стремительно спускается с небес. В спокойном и мудром взгляде перекликаются черты символизирующие тигра: энергия и сила.
Ил.2. Джамбул. Снимок автора. 1996
Согласно очевидцам, великий акын имел способность «видеть» свое тотемное животное, находящееся в астральном состоянии, «слышал информацию», чувствовал покровительство. Приглашенный выступить на большой сцене, Джамбул почувствовал неуверенность, струны домбры не слушались его, через минуту он произнес фразу: «Наконец — то, он здесь!» И после этого уверенно зазвучала красивая, расслабляющая, степная музыка домбры… «Прожив» со своим ангелом-хранителем долгую, без нескольких месяцев столетнюю жизнь, предначертанное время смертного часа Джамбул получает от тотемного животного. В сновидении тигр впервые ушел от него, не оглядываясь. Родным Джамбул произнес: «Готовьтесь». В тот день 22 июня 1945 года великого акына не стало.
Ил.3.Отважный Карасай. Снимок автора. 1998.
Значительный интерес представляет работа «Отважный Карасай» (ил 3). Перед нами мастерски исполненный мужественный образ незаурядной личности, легендарного полководца Карасай батыра, совершившего много подвигов, разработавшего военную стратегию и тактику внезапного нападения. Передана изобразительными средствами стремительная скорость всадника, его «тактика стрелы», движение копья в преддверии удара. В эмоциональном и колористическом строе полотна, переливаются теплые лучи заходящего солнца, контрастируя с холодной синевой неба.
Убедительно, на заднем плане полотна, двигающегося на фоне неба показан тигр — тотемное животное, образ защиты и охраны. Перед нами во всей полноте, раскрыт боевой дух воина, в контексте изображения мифического покровителя, подстраховывающего и дарующего особую силу удара.
В произведении «Лик великой степи» (ил. 4) Т. Кожагулов с большой живописной свободой запечатлел один из рабочих эпизодов администрации страны. Показателен сложный многофигурный групповой портрет-картина: горизонтальная композиция, в центре которой президент Н.Назарбаев, ведет служебный диалог с акимами в действенной взаимосвязи между персонажами, среди которых известный британский и японский архитекторы Н. Фостер и К. Курокава. На столе проект макета ЭКПО-2017.
Благодаря тонкому письму, картина не статична, она пронизана движением энергетики увлеченного в проекте Н.Назарбаева, устремленного в будущее.
Ил.4. Лик великой степи. Снимок автора. 2016.
Изображая своих героев в интерьере Байтерека — монументе, в столице Казахстана — Астане, художник создает фон, изображая освещенный солнцем обновленный город, обогащая картину правдиво воспроизведенными преобразованиями, нововведениями, подчеркивая грандиозное строительство новой столицы. Ненавязчиво на фоне второго плана полотна, над президентом, изображено тотемное животное Н. Назарбаева — тигр, покровительствующий и оберегающий.
Выводы. Глубокая внутренняя потребность, мифологическая осведомлённость Т. Кожагулова и наблюдательность служат одной цели: передать свои ощущения, свое видение, свое желание сделать астральный мир рельефным, видимым для всех, наполнив его дыханием.
Осмысление символического пласта народной казахской культуры помогает узнать об удивительных и поучительных явлениях мира Вселенной. Видимо так создаётся мифология Нового времени, в которой сюжеты, наполненные символическими смыслами сакральной информации, служат для выражения современных представлений о человеке и его месте в мире,
На полотнах произошло слияние приемов живописи, звучания цвета и восточного мировосприятия, организуя ядро духовно образующего творческого метода художника, в котором обрели реальность верования и мифы наших далеких предков, тем самым отодвинулась информация, приписывавшаяся первобытному мышлению, о чем свидетельствует современный тип мышления, «видеть сквозь время» нашего современника художника Т. Кожагулова.
Библиографическмй список
1. Прицкер Л.Ц. Невидимая реальность. Алма-Ата: Гылым-1991.
2. Сарыгулов Д. Тэнгрианство и глобальные проблемы современности// Безнен Юл, 2004, №3.
3. Степанская Т.М. Афанасьева Н.Ю. Образ и символ как элементы конструирования реальности в искусстве. //Известия Алтайского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004.- №4.
4. Турганбаева Ш.С. Цвето-орнаментальные категории как доминантная основа декоративно-прикладного искусств казахов// San at, 2009, № 3.
ARTIST’S CREATIVE METHOD. TOTEMS.
Sh.S.Turganbayeva Sh.S.
LLP «International Education Corporation», Almaty. Kazakhstan
Abstract. The mythological theme in the work of the Kazakh artist T. Kozhagulov is considered. The world of wild animals and birds in the traditional culture of Kazakhstan has long carried an important complex of cult and magical categories. Since ancient times, mythological stories about totem animals that have arisen informed about them as the progenitors of the human race. In the paintings of T. Kozhagulov. found the reality of beliefs and myths of distant ancestors.
Key words: sacralization of images, beliefs, myths, religion, mythical ancestor, contemplation of nature, spiritualized images, magical functions of amulets, tengrism, deification of nature, veneration of ancestral spirits.
Тайны казахского орнамента
7 сентября, 2021
На прошедшей неделе в музее им. Кастеева прошла презентация уникального четырехтомника «История цивилизации непокорной степи». В одной из них ее составители – Гульнара Капекова, доктор исторических наук, профессор, и Мухамбедия Акишев, учёный секретарь «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области рассказывают о том, что зашифровано в казахских орнаментах.
Материалы по теме
Тайна орнамента пока не подвластна разгадке, так же как не удается пока прочтение древних письмен, нанесенных на камнях, значимости балбалов и многое другое. Путь казахского орнамента – это дорога в несколько тысячелетий, которая навеяна красотой, изяществом, глубоким философско-социальным смыслом и мастерством ремесленников. Сегодня возникает необходимость правильного истолкования и их использования в знаково-символическом смысле в бытовых изделиях, одежде, ювелирных изделиях, декорировании архитектурных сооружений. Приобщение к культурному наследию казахов позволяет бережно выявить не только то, что было, но и то, что, к сожалению, было утеряно. Наиболее уродлив узор, стилизованный техническими инновациями, когда в поиске нового дизайна теряется не только самобытность, но и изначальный смысл орнамента.
Почему в мировой истории искусств до определенного времени не было понятия орнамента? Скорее всего, в человеческом сознании главную роль играло произведение искусства, его ценность, а орнамент являлся дополнительным декоративным элементом, обрамлением, рамкой. Оттого, орнамент даже мастерски исполненный, прекрасно дополняющий, называли только мозаикой, рельефом, оправой произведения искусства.
Орнамент археологи находят вместе с появлением первых следов жизнедеятельности человека на земле, которым много тысяч лет.
В Иссыке найден Золотой воин, живший за 500-600 лет до рождения Христа; он был в одежде, украшенной орнаментом, состоящим в основном из символов. Племена, жившие на территории современного Казахстана, еще в III тысячелетии до нашей эры производили бронзовые изделия с орнаментом.
Поздний палеолит (35-40 тыс. лет до нашей эры) представлен стоянкой каменного века Майбулак в Жамбылском районе Алматинской области (профессор Ж.Таймагамбетов). Там найдены артефакты с орнаментом в виде «верёвочного» узора. Сложный и издревле распространенный мотив плетенки получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Основанный на неизобразительной символике, орнамент в древности был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.
Мы можем вспомнить о тех цивилизациях и культурах, которые параллельно существовали на нашей планете. Это – неведомая Месопотамия, южноиндийская Харапская культура, цивилизация Иерихона, Величественный Рим, Греция. Разные времена, разные культуры, но общее в них одно – изображения узоров или символов, постоянно повторяющихся, которые сегодня мы называем орнамент, и в которых, несомненно, прослеживается уважение к потустороннему миру – сакральным обрядам захоронения, Вселенной, природе.
Итак, что было в начале? Первым и последним Знаком, согласно мифам всех мировых религий, является Звук. Это призывающий и творческий символ. Звук ритмически повторялся. Звуковые ритмы записывались в виде знаков, в этих символах – застывшая музыка. Возможно, так и появился орнамент.
А что такое знак? Это значение или символ? Как трактовали его на заре человечества? А как понимаем мы его? В старой суфийской легенде есть пояснение на этот непростой вопрос. «Давным-давно в далекой стране жило совершенное общество. Люди в нем жили в радости, не знали страха, неопределенности, понимали друг друга. Но мудрецы узнали, что через какое-то время их материк скроется под водами океана и разработали план переселения. Они знали, что многие люди не выживут, а те, кто останутся живы, будут жить в примитивных условиях и станут грубы и невежественны. Так и случилось. Однако на новой земле появились ясновидящие, которые тонко чувствовали и понимали. Благодаря этому умению они сумели проникнуть в заповедную страну, где все предметы – символы – многомерные, сверкающие, наполненные глубоким смыслом и жизнью. Искусство, которым владели мудрецы, это способность символического постижения реальности, требующая от человека особой искушенности и особых качеств, которые были даны лишь немногим. Остальные, ревнуя к их мудрости, стали копировать их идеи и методы. Результатом было появление множества метафор, аллегорий». Итак, несмотря на нынешний «разумный», «технологический», «математический» мир, существует сфера, в которой есть символы, не утратившие харизмы, в своей первоначальной чистоте, не поддающиеся разгадке.
БОЖЕСТВЕННОЕ В ОРНАМЕНТЕ: ТОТЕМИЗМ
В верованиях гуннов, древних тюрков важное место занимали тотемистические воззрения, как одна из первых форм религий. Родоплеменные отношения и сам человек отождествлялись с миром животных. Весьма показательно, что на протяжении различных исторических периодов элементы тотемизма присутствовали в изображении иранских государей в короне с рогами архара с золотым шаром посередине, на золотых и бронзовых кушано-сасанидских монетах, чеканившихся в захваченных сасанидами районах государства Великих Кушан, то есть в какой-то мере наследников сако-массагетских кочевых объединений. Изображение архара можно увидеть на печати ханов тюркского каганата. Учитывая глобальное распространение знаков рогов и спирали и значительные сходства их толкования в различных регионах, а также особую приверженность к ним в скотоводческой среде евразийских кочевников, мы можем с уверенностью считать, что в тюркском и позднее – в казахском орнаменте знак рога и спирали означал близкие идеи. Общий для всех тюркских народов термин «кут» и единое его понимание как жизненной силы, унаследованное тюркоязычными народами от общих предков, как нельзя лучше соответствует этим идеям. Именно в этом заключается главный смысл спирального элемента, и именно в таком контексте обретает наглядную убедительность семантическая цепочка: кошкар муйз – кошкар-кут (орнаментальный мотив парных рогов – баран-производитель – жизненная сила). Знак «кошкар муйз» обозначал материальное благополучие скотовода. Термин «кут» отражает соответствующие древнеиранское представление о харизме царской власти, выраженный в термине «фарн» со значениями от «добрая судьба, счастье» до «царская слава, царское величество».
Священный баран – древний символ благодати и жизненной энергии – свойственен многим культурам от Тихого океана до Средиземного моря. Его культ был широко распространен, как среди древне иранских, так и среди древне тюркских племен. Баран считался наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой, олицетворял могущество и силу власти. Баран один из главных тотемов. Не случайно образ барана, почитаемый и бережно охраняемый, получил отражение в каменных изваяниях Тарбагатая, Мангышлака, Центрального Казахстана, на ручках керамической посуды саков – памятников Келесской степи и других.
Образы барана и близких ему диких животных – архара (горного барана) и сибирского козерога (таутеке), являются наиболее распространенными темами в древневосточном искусстве, начиная с эпохи неолита и кончая поздним средневековьем. В облике священного барана выступали древнеегипетский бог Амон и индийский бог Индра. Даже Зевс, согласно Лукиану, имел на некоторых изображениях бараньи рога.
Верхушка древнетюркского общества свое происхождение связывала с легендарными предками, рожденными от тотемных животных. Их реликты остаются ощутимыми, особенно в мифах, генеалогических легендах, в которых первобытный тотем выступает, как человекоподобное существо. Так, в древнетюркской легенде, зафиксированной в китайских источниках, говорится, что род Ашина из дома Хунну (Сунну) был разбит в сражении и истреблен. Остался в живых лишь десятилетний мальчик, которого пожалели из-за малолетства и, отрубив у него ногу и руку, бросили в болото. Мальчика подобрала и вырастила волчица. Через десять лет юноша был убит, а волчица скрылась в долине, окруженной горами, и родила там десять сыновей, ставших родоначальниками десяти тюркских племен.
Эта генеалогическая легенда отражена на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа изображена изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волчицы и сосущая молоко.В письменных источниках первые сведения о волке появились в XVII веке до нашей эры. Это призыв царя Хаттусили I к войску «быть единым, как род волка». Позднее появляется описание Геродота, которое сообщает о народе – невры. Геродот пишет; – «Юноши по достижению определенного возраста уходили из дома и называли себя волками, надевая маски этого животного. … Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы (саки) и живущие среди них эллины по крайней мере утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращался в волка, а затем снова принимал человеческий облик. Меня эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее, так говорят и даже клятвенно утверждают это». Описывая данное место, Геродот указывает Восточную часть Каспия.
Бык, олень, лебедь были распространенными тотемами у древних народов, заселявших территорию нынешнего Казахстана. Среди изображений священных животных, прежде всего, следует выделить быка, с образом которого связаны сила и власть. Сакрализация образа быка связана с большим хозяйственным значением этого животного и сохранением тотемистических представлений, в которых бык выступал первопредком и покровителем рода. Имя быка давали новорожденным, чтобы иметь славное потомство. В наскальных рисунках изображён мифический бык Сарсаок, известный по зороастрийским сочинениям, на спине которого «перевозят людей в иные миры» (М. Килуновская, А. Марьяшев). Счастье и благополучие приносил олень, который также указывал путь странникам (серебряная литая фигура оленя с позолоченными копытцами, служившая ручкой сосуда). Гунны считали, что лебедь охраняет домашний очаг, приносит счастье семье.
Другим священным животным в эпоху бронзы был козел – он являлся символом плодородия. Особое место в петроглифах Казахстана занимает образ двугорбого верблюда. Это животное играет большую роль в жизни степных людей, так как его выносливость дает возможность перекочевывать на большие расстояния. Многие казахские роды и сегодня считают происхождение своего рода от какого-либо животного или же, что это животное – покровитель их народа. С древних пор животные делились на хороших и плохих: конь и баран – «хорошие»; корова, скорпион – «плохие». Встретить корову ночью – не к добру. Многое из старого быта, обрядов и обычаев повлияло на орнамент казахов, удовлетворяя их потребности в украшении жилища, домашней утвари, одежды. Смысловое значение узоров является интересным свидетельством давних традиций искусства, сохранивших отдельные образы полузабытых мифов и поверий народа. Древняя символика связана с названием некоторых орнаментов. В XIX веке, если одежда казаха содержала орнамент «туйе табан – верблюжья стопа», то эта одежда была предназначена для дальней дороги.
Символом свободы у казахского народа является образ птицы. Если человек желал кому-то свободы, независимости и счастья, то дарил вещь со знаками «кус канат» или «кус мурын». Орнаменты «кус канат» и «кус мурын» широко использовались в ювелирных изделиях: кольцах, браслетах, подвесках, шолпы. В свою очередь роль своеобразного амулета, призванного соединять родственные сердца, служило кольцо с орнаментом «кус тумсык»
Орнамент «кус тумсык» напоминает птичий клюв, который составляют ветвистые роговидные элементы и линии. Если родителям присылалось в дар кольцо с орнаментом «кус тумсык» от замужней дочери, то это являлось символом ее счастливой жизни.
У кочевников животное или растение – покровитель рода – являлись одним из тотемов, которые нашли свое отображение в виде различных символов и знаков в национальных украшениях.
ЭКОНОМИКА УЗОРА
Следующая тайна, скрытая в орнаменте – экономическая. Все, что принадлежало человеку в его мире, он в форме символа клеймил и указывал на личную принадлежность. Рисуя различные знаки, он в первую очередь метил «свое», пытаясь уже во вторую очередь придать своему оружию силу, продукту труда – легкость, надежность, красоту, особенность и защиту.
Благодаря купцам, послам, путешественникам, миссионерам, географам и странникам остались описания местности, географические карты. Появились понятия «мера», «вес», «деньги», «пошлина», «налоги». Собственность («Мое!») все сильнее и сильнее утверждалась и облекалась в более сложные формы выражения. Появилась тамга, печать, герб, родовые цвета – все это в виде пестрой оправы украшало вещи хозяина.
Великие империи и малые государства пытались установить свой контроль над своей частью пути, сооружали караван-сараи, украшая их прекрасными, но непонятными сегодня росписями, строили крепости, держали военные гарнизоны, заключали союзы, обращали в свою религию людей. И все они со своими «убеждениями», «понятиями», «суждениями», «политикой» шли по Великому Шелковому пути, передавая знания, вкусы, стили и орнаменты от одного народа к другому, с востока на запад и с запада на восток, переплетаясь и дополняя культуры народов.
Один из авторов данных строк еще в годы Советской власти посетил киевский Софийский Собор, и был поражен рисунком орнамента, напоминавшим один в один орнамент текемет и тускийз ее родного аула. Гид, рассказывая о происхождении и дате застройки храма, говорил о том, что храму 1000 лет, но Ярослав Мудрый построил его на останках более древнего храма. Что за древний храм там находился? Для исследования данного вопроса и о происхождении «казахского» орнамента автор встретился с руководством Национального заповедника при соборе. В книгах, подаренных ей сотрудниками собора, она не нашла ответа на свои многочисленные вопросы. С тех пор прошло 30 лет, многие росписи были подвергнуты реставрации, которая окончательно стерла изумительные древние росписи. Как росписи на святом Софийском соборе оказались в степях Казахстана? Никитенко Н., автор книги «Софийский собор», отмечал необычайное богатство и разнообразие орнаментов Софии Киевской, как «явление уникальное, и нигде в византийском мире не встречающееся».
Возможно, не сакральность, а элементарный прагматизм двигал человечеством в изобретении орнамента. И поэтому орнамент – не произведение искусства, но и зашифрованные счета купцов, амбарные книги ростовщиков, бухгалтерские счета… Орнаментальные знаки-символы можно трансформировать в числа, числа – в буквы, а буквы – в сакральные для многих слова – собственность, мое, богатство… Но это тема отдельной главы.
Продолжение следует…
Книгу можно приобрести, связавшись с авторами gul147@mail. ru
- 12
- 24
Тюркская мифология — Простая англоязычная Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
В этой статье много вопросов . Пожалуйста, помогите исправить их или обсудите эти проблемы на странице обсуждения .
|
Тюркская мифология отражает большое разнообразие различных религий, которые исповедовали тюркские народы на протяжении всей своей истории. В основном на него повлиял тенгрианство, старая турецкая вера. Важную роль всегда играют героические правители, священный волк, уровни подземного мира и верхнего мира, в которых существуют различные всемогущие существа, великаны, чудовища и священные числа 3, 7, 9.и 40.
Легенда о волчице Асене — старейшая известная легенда турецкой мифологии (самая старая версия 330 г. до н.э.). Это трагическая история туе’куэ, которые, за исключением одного тяжело раненого маленького мальчика, были уничтожены вражеской атакой. Мальчик выживает в болоте с отрубленными руками и ногами. Волчица Асена находит мальчика, выхаживает его и таким образом обеспечивает дальнейшее существование колонии. Волк, как самое священное и высшее тотемное животное тюрков, играет важную роль во многих сагах и мифах. Тюрки считали волка своим предком. Волк — животное, которое, кажется, играет важнейшую роль в древнетюркской мифологии. Вполне вероятно, что первоначальная легенда о предковом волке возникла у хунну (или гуннов) в неизвестное, но несомненно очень раннее время. Ширатори пишет, что в дохристианские времена он, по-видимому, уже был хорошо развит у сунь ву из Ишик-Кула и или или, которые являются индоевропейцами или прототюрками. Две истории знакомят нас с ней. Оба рассказывали о волчице, кормящей подкидыша, и о вороне, кружащем над головой.
Кайра Хан понимает, что он должен создать землю. Он приказывает человеку нырнуть в воду и достать со дна песок. Человек коварен и неблагодарен, он подозревает намерение бога и немного притаивается для себя, когда набирает песка во рту (или в клюве), чтобы создать свою страну. Он следует обновленному приказу бога и рассыпает песок по воде. Внезапно появляются острова, которые быстро растут и становятся сушей. Но и песка во рту у людей становится больше. Его щеки становятся больше, и он рискует задохнуться и умереть. Кайра Хан приказывает ему выплюнуть песок, чтобы он не умер. Из того, что выплевывается, возникают (безобразные, лишние) горы на прекрасной земле, которая прежде была только широкой плоской степью. Кайра Хан говорит: Ты согрешил и хотел меня обмануть. Умы людей, которые поклоняются мне, будут чисты, и они будут наслаждаться солнечным светом. Ваше имя будет Эрлик. Люди, совершающие грех, станут твоими людьми. Кайра Кхан выращивает на холме огромное дерево с девятью ветвями. Под этим деревом сидят Торунгей и Эдже, предки всех людей.
Книга Деде-Коркута XI века содержит двенадцать саг огузов. Среди них племенные мифы, героические саги и душераздирающие любовные истории. Он восходит к раннему исламскому периоду тюрков, когда тенгрианские элементы еще преобладали в тюркской культуре. Считается, что даже большинство этих историй относятся к доисламскому периоду и позже были украшены исламскими элементами.
- Богач Хан, сын Дирсе Хана
- Торжественное разграбление дома Салура Казанская
- Бамси Бейрек, сын Кам Буре Бея
- Пленение Уруз-бея, сына Казанского бека
- Дели Думрул, сын Духа бека
- Кан Турали, сын Канли Коджи
- Йигенек, сын Казилика Коджи
- Бой Басата с Тепегозом
- Эмрен, сын Бегиля
- Сегрек, сын Ушуна Коджи
- Пленение Салура Казань
- Конфликт между внутренним и внешним огузами
- http://web. mst.edu/~gdoty/poems/altaic/index.html Архивировано 25 декабря 2013 г. в Wayback Machine
- http://www.cangoknil.com/english/essays/creation.html Архивировано 3 декабря 2009 г. в Wayback Machine .
- http://www.freenet.kg/kyrgyzstan/manas.html
- http://freenet.bishkek.su/kyrgyzstan/epos.html Архивировано 16 декабря 2007 г. в Wayback Machine
- http://www.bookrags.com/history/dastan-turkic-ema-02/ Архивировано 15 февраля 2012 г. в Wayback Machine .
- http://www.necatidemir.net/
- https://archive.org/details/Turkish-Turkic-Mythology-Glossary-Dictionary
- http://www.tuerkische-sagen.de/
- http://tufak.org.tr/halkbilimivefolklor.htm Архивировано 18 июня 2009 г. в Wayback Machine
- Мифология (книга)
- Социальная психология
Ангорское духовное значение, символика и тотем
Считается, что загадочная и очаровательная турецкая ангорская кошка обладает духовной силой исцеления. Это величественное и манящее создание издавна пользуется уважением на своей родине, в Турции, за то, что оно является источником мудрости и понимания самых глубоких жизненных истин. Неудивительно, что с их шелковисто-мягкой шубкой и поразительными отметинами эти кошки на протяжении всей истории очаровывали людей своей природной красотой.
Но помимо красивой внешности турецкие ангорцы обладают еще одной необычной чертой: считается, что они обладают определенными замечательными метафизическими способностями, которые могут быть связаны с глубоким духовным смыслом, заключенным в них.
Увидеть ворону — что это значит?!
Пожалуйста, включите JavaScript
Увидеть ворону — что это значит?!В этом сообщении блога мы обсудим мистические качества, связанные с уникальными чертами турецкой ангорской породы, а также рассмотрим некоторые потенциальные духовные интерпретации, стоящие за ними. Так что продолжайте читать, чтобы узнать больше о духовном значении ангоры.
Турецкая ангора Символика и значение Турецкая ангора Символика коренных американцевВеличественная турецкая ангора известна своей изысканной красотой и считается мощный символ удачи в культуре коренных американцев. Родом из Анатолии, это животное из семейства кошачьих было частью древних цивилизаций, таких как те, что связаны с ацтеками и майя. Для них турецкая ангора была знаком плодородия, радости и защиты своих владельцев.
Его пушистое белое пальто было особенно символичным, поскольку представляло собой чистую форму энергии, которую можно было использовать для борьбы с плохими намерениями и для принесения хороших новостей. Даже сегодня многие коренные американцы по-прежнему считают турецкую ангору счастливым кулоном, который может даровать непоколебимое благословение тем, кто должным образом о нем заботится.
Турецкая ангора Восточная символикаТурецкая ангора — одна из самых востребованных кошек в мире, отчасти благодаря своей потрясающей внешности и общительному характеру. Его красота и роскошная шерсть также связаны с восточной символикой, так как он считается символом защиты.
В древности люди верили, что если им удастся добиться идеальных отметин на своих кошках, то они принесут в свои дома мир, процветание и удачу. Традиции существуют и сегодня, и многие культуры по всей Турции относятся к этим кошкам с восхищением и трепетом.
Некоторые владельцы домашних животных даже считают их наделенными магическими способностями исцелять физические и духовные недуги. Но, как бы вы ни относились к ним, одно можно сказать наверняка: прекрасный вид величественной турецкой ангоры не перестает очаровывать всех, кто на нее смотрит!
Турецкая ангора Символизм христианстваНесмотря на свое восточное происхождение, турецкая ангора сумела проникнуть в христианство, став важным символом в некоторых аспектах религии. Например, считается, что одежда Марии была сделана из шерсти чистой белой турецкой ангоры и что после рождения Иисуса ей подарили одну такую кошку.
Аналогичным образом исторические записи предполагают, что Папа Урбан II ездил на белой турецкой ангоре во время религиозных процессий. Эти кошки были известны своим верным и любящим характером, что могло объяснить, почему христианские общины приняли их как символы верности и любви к Иисусу.
Яркий и игривый характер этих животных означал, что люди считали их неразрывно связанными с божественным духом и достойными получателями великих почестей в христианстве.
Турецкая ангора Кельтский символизмТурецкая ангора — порода кошек с люминесцентным мехом, но ее поразительный внешний вид — только часть истории этого величественного животного. Он на протяжении веков ассоциировался с кельтским фольклором и символикой во многих культурах, опираясь на такие темы, как вера, выносливость, сила и реинкарнация.
Старая валлийская легенда повествует о раненом Ангоре, найденном бродящим по улицам после битвы, который в конце концов выздоровел и стал символом победы среди выживших.
Его поразительная красота пережила мифологию и стала сегодня одной из самых любимых пород кошек. Неудивительно, что с ее длинной шерстью, яркими глазами и нежным поведением современные владельцы так же влюблены в эту породу, как и наши предки столетия назад.
Турецкая ангора Африканский символизмТурецкая ангора — любимая порода кошек, и на протяжении веков считалось, что ее белая шерсть обладает огромной силой. Это величественное существо восходит к древним африканским верованиям, в которых пятнистый мех ангоры считался важным символом, отпугивающим злых духов.
Считалось, что белый мех способен отражать негативную энергию и обеспечивать защиту. Хотя символика турецкой ангоры менялась с годами, она по-прежнему олицетворяет мощь и силу.
Ангора Духовное значениеДуховное значение турецкой ангоры – это устойчивость и оптимизм. Этой породе кошек пришлось пережить множество изменений, которые произошли в их родной стране, Турции, на протяжении всей истории. Несмотря на трудные времена, многие турецкие ангоры сохранили свою грацию и интеллект на протяжении веков.
Говорят, что те, кто принимает турецкую ангорку в своем доме, наделены источником мудрости и мужества, которые никогда не перестанут вдохновлять их быть стойкими в борьбе с жизненными трудностями. Кроме того, с ее красивым мехом и потрясающими голубыми глазами эта порода также служит напоминанием о красоте хаоса, чему мы все можем научиться!
Турецкая ангора в DreamsТурецкая ангора — одна из самых почитаемых пород кошек благодаря своей истории и царственному внешнему виду. Они долгое время считались королевскими особами среди пород кошек, но теперь их уважают за их достойную и независимую природу. Тот факт, что турецкие ангоры часто фигурируют в снах, добавляет им загадочности и показывает нам, насколько особенна эта порода.
Сновидящие сообщают, что у них есть сильные воспоминания о них из осознанных сновидений, часто оказываясь под кошачьим заклинанием среди сюрреалистических пейзажей, отражающих их красоту, грацию и тайну. Так что неудивительно, почему так много людей тянутся к этим потрясающим чистокровным кошкам — как будто они обладают магнетическим притяжением в мире грез!
Турецкая ангора Встречи и предзнаменованияТе, кто сталкивался с турецкой ангорой, могут засвидетельствовать ее мистическую энергию. Когда-то считавшиеся мифическими существами, турецкие ангорцы известны обильным мехом и глазами глубокого янтарного цвета, которые, как говорят, способны почти мгновенно заманивать прохожих.
Как и положено, многие считают, что встреча с турецкой ангорой является признаком удачи, настолько, что древние императоры держали их в королевских домах из-за предзнаменования чистой удачи, которая сопутствовала их присутствию.
Другие говорят, что предзнаменование предвещает конец страданий, давая надежду в моменты, когда кажется, что ее нет. Хотя это, безусловно, загадочное существо, одно можно сказать наверняка: встреча с турецкой ангорой наверняка станет незабываемым опытом!
Турецкая ангора Значение в мифологии и фольклореВ мифологии и фольклоре турецкая ангора имеет различные значения. Например, в некоторых восточных обществах считалось, что белая кошка символизирует возрождение и радость, особенно для молодых пар, стремящихся к плодородию. Кроме того, турецкая ангора считалась признаком гармонии между людьми и кошками.
Согласно некоторым легендам, он обладал почти магическими свойствами: его мягкий мех убаюкивал младенцев своей мягкостью и согревал в холодные и темные зимние ночи. Однако, прежде всего, эти кошки были символами удачи в древних и современных культурах. Похожий, атрибут, который делал их еще более почитаемыми, чем других любимых домашних кошек в то время.
Турецкая ангора Тотемное животноеТотемное животное турецкая ангора занимает особое место в турецкой культуре, так как эти кошки обитают в этой местности с древних времен. Сначала их ценили королевские особы и дворяне, а известные правители, такие как Екатерина Великая, держали их в качестве домашних животных.
Турки часто восхваляют храбрость турецкой ангоры рассказами об их свирепости по отношению к хищникам, а также об их верности и любви к своим семьям — черты, типичные для представителей семейства кошачьих. Это восхищение цепким духом этой кошки даже запечатлелось в турецком фольклоре, подчеркнув ее важное место в истории для многих поколений.
Турецкая ангора Значение татуировкиОдной из старейших и наиболее выдающихся пород кошек является турецкая ангора. Ее необычная кремово-белая шерсть и исключительно мягкий характер покорили не одно поколение любителей кошек. Но турецкая ангора также обладает удивительным секретом — ее замечательный мех скрывает в ней что-то еще более особенное, поскольку оказывается, что многие современные турецкие ангорцы рождаются с татуировками определенного типа под мехом.
Эти метки, известные как «татуировки на носу», использовались с древних времен для идентификации кошек с желаемыми чертами, очень похожими на удостоверение личности или знак родословной. Говорят, что для этих татуировок уникальный рисунок олицетворяет удачу, красоту, сильное тело и даже интеллект в некоторых интерпретациях, что потенциально делает их идеальным представлением всех качеств, которые делают эту отличительную кошку таким любимым компаньоном.
Турецкая ангора Духовное животноеТурецкая ангора часто ассоциируется с духом дикой кошки, обладающей общительным и бесстрашным характером, который может бросить вызов самым смелым противникам.
Неудивительно, что его тотемное животное считается символом смелости и отваги, переносящего трудности с силой и грацией. Его длинношерстная шерсть также хорошо приспосабливается к различным погодным условиям и температурам; говорят, что она спокойно относится к любым неблагоприятным условиям — так же, как ангора в мире.
Его грациозная маневренность вселяет уверенность даже в самые бурные бури, намекая на большую устойчивость. Сила этого символического существа побуждает нас без страха преодолевать препятствия, вселяя в нас чувство безопасности даже среди невзгод.
ЗаключениеТурецкая ангора — могущественный тотем с духовным значением, отражающим ее красоту, ум и грацию. Это побуждает нас присутствовать в данный момент, уважая нашу внутреннюю мудрость и интуицию.