«И УРОНИЛ БОГ ПО БАРТРАЗУ ТРИ СЛЕЗЫ…»
ЧАСТЬ 2. СВЯТЫНИ АЛАГИРСКОГО УЩЕЛЬЯ
В Алагире начинается знаменитая Транскавказская автомагистраль, которая проложена по берегу реки Ардон.
«Транскам» на Яндекс.Фотках
Проехав буквально несколько километров по ней, останавливаемся у Богоявленского Аланского женского монастыря.
«Богоявленский Аланский женский монастырь» на Яндекс.Фотках
Это новодел: заложен в 2004 году. Он ещё в стадии развития, но кое-что уже есть: храм, часовенка, церковная лавка. Вот эти позолоченные маковки скоро украсят надвратную церковь и засверкают на щедром горном солнце.
«в золотом куполе» на Яндекс.Фотках
Здесь, как говорится, тишь, гладь да Божья благодать.
Мысль о создании в Северной Осетии женского монастыря родилась из общей атмосферы духовного возрождения у местных жителей, которые на протяжении веков сохраняли верность Святому Православию, что было очень не просто в мусульманском окружении. Надо отметить, что аланы-осетины приняли крещение раньше славян почти на 500 лет в середине первого тысячелетия.
«Богоявленский Аланский женский монастырь» на Яндекс.Фотках
Основное назначение таких заведений – милосердие. Монастырь первым откликнулся на трагедию в Бесланской школе №1. На его территории создан Центр по реабилитации пострадавших, призванный лечить душевные травмы жертв терактов. В августе и сентябре 2008 года монастырь оказал спасительную помощь сотням беженцев из Южной Осетии. Ну, что ж, мы желаем монастырю успешно развиваться и нести свою благородную миссию, а нам пора двигаться дальше.
В 2010 году река Ардон, наполнившись ливневыми водами, вышла из берегов, снесла домишки в горных селениях и затопила Алагир, и «пожалела» только монастырь, который расположен в сотне метров от русла и практически на одном уровне с водой. Отстаивали обитель «всем миром», но монахини это считают чудом, сотворённым молитвами. Не будем разубеждать их в этом и едем дальше.
Алагирское ущелье прорезает северные склоны Кавказа, в низовьях образуя узкую теснину в Лесистом хребте, ранее труднопроходимую. В связи с этим на входе в теснине ущелья издавна существует святилище Ныхасы-Уастырджи, где путник мог принести жертву на счастье.
«Святой Георгий» на Яндекс.Фотках
Этот Святой Георгий для путешественников в отличие от первого Святого Георгия – смелого и мужественного воина. Есть ещё и Святой Георгий – покровитель охотников. И у него своё собственное Святилище – дзуар. Но оно настолько скромное и неприметное, как и сами охотники, чтобы дичь не заметила и не смылась раньше времени. Может, поэтому здесь установлены три огромных каменных трона, символизирующих три ипостаси Святого: покровитель мужчин-воинов, путников и охотников. Стоят они царственно около подходящего по размеру стола из того же материала. Занимательное место.
«Ныхас» на Яндекс.Фотках
Я, как Машенька из «Трёх медведей», посидела по очереди в каждом «кресле», хорошо что «страж» ущелья Святой Георгий этого не видел – смотрел в другую сторону, на дорогу.
«В Алагирском ущелье. » на Яндекс.Фотках
Скульптура знатная. «Постаментом» служит скала. Стальная фигура Святого Георгия (вес её 28 тонн) нависает над ущельем. Диву даёшься, как только удалось прикрепить такую махину на достаточно приличную от земли высоту.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
К этому Георгию целое паломничество. Гостей Осетии обязательно сюда привозят, благо это место недалеко от Владикавказа. Для удобства фотографирования на фоне Георгия со Змеем, устроили среди зелёной лужайки асфальтированный пятачок. Отсюда самый лучший ракурс. И бывает такое, что выстраивается очередь из фотографов и фотографируемых. Сама стояла, и вот что получилось.
«Святой Георгий» на Яндекс.Фотках
Осетины считают, что Георгий Победоносец, спускаясь на землю, проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе. Среди людей он появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нём иносказательно — «бог мужчин».
«Святой Георгий — покровитель путешественников» на Яндекс.Фотках
Они не имели права участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь Уастырджи. Георгий Победоносец считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц. Но в то же время он является покровителем честных, благородных людей. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвящённый этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдалённо напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад.
На столе появляются три осетинских пирога — без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу — сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста. В бокалы наливается, как правило, пиво, которое является традиционным осетинским напитком и варится в больших медных котлах. Вот и здесь рядом с «парящим» Георгием стоят котлы, правда, уже не ритуальные.
«святилище св.Георгия для путников» на Яндекс.Фотках
И, наконец, мы подъезжаем к самому известному из исторических памятников в Северной Осетии – святилищу Реком.
« вход в святилище» на Яндекс.Фотках
И надо же было случиться такому совпадению, что в этот день был у осетин праздник Реком! Кажется, вся Осетия съехалась сюда. Протискиваясь среди машин, замечаем и номера братской Южной Осетии. Когда-то это был один народ, пока на Кавказ не пришли монголо-татары. Одних они перебили, других – детей ниже колеса татарской арбы взяли в плен, третьи бежали за Главный Кавказский Хребет, где и осели, основав Южную Осетию.
На полянках мужчины резали и разделывали жертвенных животных, женщины накрывали столы для угощений, на которых горками стояли осетинские пироги. Празднично одетые дети носились вокруг взрослых, в ожидании начала застолий. К туристам, приехавшим к святыням в их священный праздник, осетины отнеслись с пониманием и по истине ангельским терпением.
Что такое Реком? Согласно одной из легенд, святой Георгий, пролетая над горами Осетии, обронил три слезы по убиенному Бартразу. И на месте их падения восемь веков назад возникли три святилища. Одно из них и есть «Реком», состоящее из девичьего, женского и мужского. Они стали местами поклонения здешних жителей. Существует несколько вариантов происхождения названия «Реком». Самое распространённое: «ирон ком» — осетинское ущелье, в народе превратилось в «Иреком» с последующим отпадением начального «И». По другой версии, осетинское название Цейского ущелья (где и находится святыня) – «Хурыком» (Солнечное ущелье) дало название святилищу в усечённой форме «Рыком» — «Реком». Сторонники грузинского происхождения слова считают, что название «Реком» произошло от грузинского «Ркони» (дубняк, дубовая роща). Возможно, в древности на поляне «Рекомы фаз» могла произрастать дубовая роща, а древнейшее здание святилища могло быть сложено из дуба.
К сожалению, до наших времён Реком не дошёл в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. Трагедия в Беслане напомнила верующим про это. Сейчас святилище отреставрировано и выглядит очень ухоженно.
«без комментариев» на Яндекс.Фотках
К Рекому ведёт каменистая тропа, укреплённая в опасных местах мостками с перилами и деревянными сваями, забитыми в грунт квадратно-гнездовым способом. Такое укрепление горных дорог я встречала только в Осетии.
«эти мосты без единого гвоздя» на Яндекс.Фотках
Тропа нетрудная, петляет среди леса над ревущим где-то внизу Цейдоном.
«По тропам Цея» на Яндекс.Фотках
Идти, собственно, недалеко, так как святилище находится за скалистым хребтом Цейраг в глубине Цейского ущелья на высоте 1960 метров. Покрытая хвойным лесом, обрамлённая хребтами и сверкающими на солнце ледяными вершинами Адайхоха и Уилпата, Цейским и Скаазским ледниками, местность исключительно живописна. Пожалуй, трудно назвать другое место на Кавказе, где бы так близко находились друг к другу сочные альпийские луга, смешанные леса, вечные снега и ледники, как в Цейском ущелье. Весной на полянках встречаются цветущие жёлтые азалии и дикие фруктовые деревья: алыча, яблони, груши, тёрн, украшающие яркими «нарядами» свежую зелень лесов.
«В цейском лесу.» на Яндекс.Фотках
Вся эта красота дополняется гомоном птиц и журчанием ручьёв, сбегающих прямо на тропу, но только весной, когда ещё много не растаявшего снега.
Первым на пути стоит мужской Реком, окружённый забором каменной кладки. Там обычно и проходит празднование Рекома с поеданием осетинских пирогов и народными песнями. Иногда там на большом камне-скале танцует мужской ансамбль, устраивая пирамиду в три «этажа» на плечах друг друга. Слабой половине человечества на мужскую часть Рекома нельзя. Мужчины нашей группы, как лоси, ломанули в калитку каменного забора. Мы – женщины, остались под развесистой сосной их ожидать. Правда, с нашего места всё прекрасно видно, так как оно на возвышении. И так что же там?
«Реком (мужская часть)» на Яндекс.Фотках
Деревянное здание, сооружённое без единого гвоздя. Буквально всё символично. Квадрат (здание) в круге (каменная ограда) – модель мироздания осетин (мировое дерево). Следующей составляющей основного сооружения храма Реком является замкнутая, круглая ограда, которая символизирует бесконечность, Вселенную, небосвод. Птицы, завершающие строение храма, есть своеобразное обозначение верхнего Мира, символ связи человека с Богом. Это сокол (орёл). По легенде, святилище Реком построено в честь Бартраза – нарта-небожителя. В трудные для нартов дни посылали сокола к Бартразу, и он прилетал на орле к нартам на помощь.
В Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Также к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. На полочках вокруг Рекома лежат рога, черепа жертвенных животных.
«Дары в Рекоме» на Яндекс.Фотках
Недалеко от мужского святилища находится женский Реком. Он проще. На ближайших кустах повязаны разноцветные тряпочки, платочки, ленточки, почти как это делают буддисты. В маленькое отверстие-окошко кладут пожертвования духам. Там можно заметить старинные монеты, поскольку духам, видимо, серебра и злата не надобно, а красть в священных местах – смертный грех. Что здесь просят у небесных покровителей женщины? Здоровья себе и близким, ребёночка – если бесплодные, счастья своим детям – всё то, что просят все матери мира для своих детей. Венчает деревянную избушку голубь, который в мировоззрении осетин – символ женщины или женского начала.
«в женской части Рекома» на Яндекс.Фотках
Буквально в двух шагах от женского Реком для девушек. На ветках привязаны ленточки, браслеты, бусы, всевозможные разноцветные заколки, резинки – всё то, чем может пожертвовать девочка-девушка. Что она тут просит? Конечно, жениха хорошего. В окошке для пожертвований кроме денег золотые украшения: серьги, кольца, цепочки. Это уже не от бедных бесприданниц. Венчает девичий Реком ласточка – птица свободы и символ молодой женщины.
И всё-таки Реком возник не на пустом месте. Из-за пятен чёрных лишайников в глубине ущелья древние охотники называли его убежищем духа чёрной оспы и опасались далеко заходить. Туда лишь устремлялись безнадёжно больные люди и селились в шалашах в надежде выпросить у духа облегчение. Целительный горный воздух, минеральные источники, обилие черники, малины, брусники в лесах делали своё дело. Многие возвращались из ущелья абсолютно здоровыми. Духи гор, леса, святой Георгий, Афсати и многие другие помогали в нелёгкой жизни осетинам. Наверное, память на генетическом уровне и сегодня приводит сюда современных алан почтить традиции и верования своих предков.
ЧИТАТЬ НАЧАЛО
Воспитательский час «Три слезы БОГА»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И, ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ОТКРЫТЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
НА ТЕМУ:
«ТРИ СЛЕЗЫ БОГА»
Воспитатель: Бугулова И.Х.
Владикавказ 2014г.
УА, ХУЫЦАУЫ ЦАСТЫСЫГАЙ
КОНД ДЗУАРТТА
МЫККАЛГАБЫРТА,
ЦАЙЫ КОМЫ РЕКОМ
ТИБЫ ТАРАНДЖЕЛОЗ
УА ХОРЗАХ НА УАД
(Ирон куывд)
Цель: Воспитание патриотических качеств личности детей через познавательный интерес к истории родного края. Формирование бережного отношения к традициям и обычаям своего народа.
ВИДЕОКЛИП «ОСЕТИНСКИЙ КУЫВД»
Здравствуйте! Невозможно представить любой народ без традиций и праздников. Нет – их, нет у народа ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают «Нартские Сказания», В них яркое выражение получили лучшие думы и чаяния осетинского народа.
Слайд «Пир нартов»
1.Родоначальник Нартов Уархаг и его отважные сыновья Ахсар и Ахсартаг.
2.Снежнобородый Урузмаг, мудрая и заботливая Шатана.
3.Из камня, рождённый Сослан.
4. Отважный Батраз.
Когда Нарт Батраз умер, Бог уронил три слезы. На местах где они упали, образовались святилища: ТАРАНДЖЕЛОЗ, МЫКАЛГАБЫРТА и РЕКОМ.
« ХОНГА « Ф. Алборов
-Славик, Наташа, Диана, фатахтар канут. Афойнадыл хъауй дзуары бынма ацауын. Мысайнаг сывардзыстут, кардзынта скувдзыстут. Ама дзы ха дзарма дар ацаходынма арбахасдзыстут.
Тибы Таранджелоз! Да быны цы адам цары, уыдоны хорзах дар ама нын дахи хорзах дар ратт.
( Ирон куывд)
ТАРАНДЖЕЛОЗ – один из древнейших осетинских праздников. Таранджелоз – божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. В жертву приносят барана или ягненка, причем кушарт делали в самом святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней, Люди пели и танцевали. Молодежь устраивали скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики совершив определенный молитвенный ритуал просили Таранджелоз о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне. Праздник Таранджелоз отмечают и в наши дни.
Слайды «МЫКАЛГАБЫРТА»
Царазонты, Сиданы Мыкалгабырты кувандон! Да бынма кувынма цы адам цауы, уыдоны хорзах дар , ама дахи хорзах дар нын да цаст бауарзад.
( Ирон куывд)
МЫКАЛГАБЫРТА – божество плодородия и изобилия. О большой древности и популярности Мыкалгабырта свидетельствует его святилище. В день Мыкалгабырта почти в каждом доме резали барана, также устраивали совместные пиршества, куда приносили головы, шеи и некоторые другие части жертвенных животных, пироги с начинкой из сыра и напитки. Животное, которое предполагалось принести в жертву Мыкалгабырта, посвящали ему ещё с осени. Для этого на его роге делали три надреза в виде крестиков, а на шею надевали небольшую деревянную дугу. По этим признакам каждый мог определить, что животное предназначено для жертвы в честь этого святого.
Согласно легенде Высшие силы доверили одному человеку быть жрецом святилища. Жил он со своей семьёй высоко в горах, недалеко от святилища, принимал паломников и молился за них. При святилище был медный котел для варки пива, а пиво в нем никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы к Мыкалгабырта.
Но вот однажды послал жрец свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пиво, но с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Жрец понял, что семья их в чем – то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия. Позвал он своих сыновей и потребовал рассказать. Какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневанный старик прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться жрецом, не оправдавшим высокого доверия Небес. Собрался он и уехал с семьей, куда глаза глядят. А в народе с тех пор Мыкалгабырта остается символом неиссякаемого изобилия и счастья. Люди по — прежнему почитают божество и возносят ему молитвы.
Слайды «РЕКОМ»
Стих «РЕКОМ»
Где берег крут и глыбы скал,
Хвостами стрелы сосен впились,
Камнями контур очертив,
Полянки чудом поместились.
Святые, древние места,
Куда лишь пешими, босыми,
Шли богачи и беднота,
Петляя тропками крутыми.
Легенды в прошлое идут,
Что храм из брёвен не гниющих
Был выстроен когда-то тут
Из тисов, за хребтом растущих.
Что волы Уастырджи
Везли гружёными арбами,
Без управления вожжи,
Ведомы тайными путями.
И без единого гвоздя,
И без участья человека,
Сей храм, для горцев возведя,
Хранил его он век от века.
И славили Уастырджи,
Большие кувды совершали,
И белых жертв через кряжи
Тропинками крутыми гнали.
Под покровительством его
Свершались строгие обряды.
И конь крылатый, Божество,
Носил по скалам где – то рядом.
Там тосты Старший говорил,
И все почтительно внимали,
И турий рог по кругу плыл,
И песни гордые звучали.
Благословлялись там мужи,
Что шли за Родину на битву,
И слушал сам Уастырджи
За славных воинов молитву.
Когда же на охоту шли,
Просили им послать удачу.
Делились щедро, с кем могли,
Добычу от людей не пряча.
И в благодарность за успех,
Всегда РЕКОМУ оставляли
Рогов изогнутых доспех
И часть охотничьих регалий.
Просили горцы, чтоб стада
Берёг от хищников, несчастья
Чтоб сенокосная страда
Не выпала на дни ненастья.
Чтоб путник не блуждал в горах,
Святым Георгием ведомый,
И не пропал в чужих краях
Вдали от очага и дома.
Чтобы болезни никогда
Не посещали их селенья,
Чтоб стороною шла беда
Лавин, обвалов, наводненья.
Мирились, возвратясь с войны,
Былые кровники соседи.
Варилось много баганы
В котлах, что склёпаны из меди.
И веселились парни там
Поодаль, в плясках, состязаниях,
Обеты верности друзьям
Давая щедро на прощанья.
А женщины в МАДЫ _ МАЙРАМ
Благословляли молодую,
Водя её в круг храма там
Наряженную, но босую.
После молений Дзуарылаг
Рекому делал подношения
Рога и череп были знак
Глубокой веры и почтенья.
Как утверждают. до сих пор,Над Цеем часто конь летящий
Возносит всадника средь гор
В доспехах и с мечом блестящим.
И вынырнув из облаков,
Как ветер быстрый он несётся,
Послышится удар подков,
И лес на скалах встрепенётся.
А. Зайцева
Реком Уастырджи! Балццон адам цамай фандараст уо, уый тыххай дам кувам ама да фадзахст уант. Фыдбылыз – дард, амонд – хастаг.
( Ирон куывд)
РЕКОМ – один из самых почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины, В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга. Посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие, Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали свои кувинагта , жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца – который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг.
В марте 1995г. Храм – святилище РЕКОМ от удара молнии сгорел дотла. Оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Храм был восстановлен. Группа молодых ребят во главе с Джанаевым восстановили святилище по сохранившимся чертежам. Они держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы.
Звучит осетинская мелодия.
Главным элементом праздника являются моления.
— Арбахацастам .
-О, ныр хъауы къахыдарас раласын ама мидама бахизын. Кардзынта арассугъд канам.
Фынгыл кардзынты баст ахалы, аив ца канны, баганы аркодта баганыйы къусты.
— Дуннедараг Иунаг Хуыцау, табу Дахицан! Ды на радтай заххыл царынан.
Бира фарн ама амондай хайджын чи у, уый амбал на факан!
— Оммен, Хуыцау!
— Уа тахга – нарга сыгъзарин Уастырджи! Ракас ама рафалгас барзондай – ныллагма, да куваг адамма. Хуыцауай – ирон адамма, ирон адамай – Хуыцаума — дыууардам минавар да, ама на йа ауыдындзинадай хайджын канн. На кастарта – де уазаг! Фыдбылызай ца бахиз!
— Оммен Хуыцау!
— Хохы заддта ама быдыры дауджыта, Саумайы заддта ама изары дауджыта. Баххуыс канут уа куваг адаман! Цы зад, цы дуаг да ахъаз бакан!
— Оммен Хуыцау!
«ХОНГА» в исполнении Н. и Р. Плиевых.
По поверьям осетин считалось, что в праздничные дни все окружено магической силой. Все дела и слова имели в эти дни такое значение, что не подвергались никакому сомнению. Эти дни были днями исключающими враждебные действия для всего осетинского народа. Наоборот было много веселья, игр и танцев.
.
Осетинские обычаи…Осетинские праздники…Это сокровище народа, его бесценное достояние. Сквозь века пронесли их наши предки, пронесли с честью, достоинством и доблестью. Каждый праздник в Осетии – это целая школа жизни, нескончаемый источник мудрости. В них ярко проявился характер народа, его неиссякаемая вера в силу жизни, вечность и незыблемость, её морально – этических устоев.
Традиции и обычаи осетин – это необычный, неповторимый сплав язычества и христианства. В них много умного, интересного и красочного.
Поэтому нам с вами необходимо научиться уважению и соблюдению веками выработанных нашими предками правил поведения и пронести их достойно.
«ИРЫ ЗАР « О. Тайсаев
грузин, Бог и виноград: жизнь в Южной Осетии
Варианты печати:
- Изображений
- Мультимедиа
- Встроенный контент
- Комментарии
Ссылка скопирована в буфер обмена
Регионы
Предыдущий Следующий
Последние новости
Этнические грузины и осетины веками жили бок о бок в Южной Осетии. Их культуры схожи, и обе ценят гостеприимство и любят длинные застолья. Но отношения обострились после распада Советского Союза, когда территория откололась от Грузии. Поддерживаемые Россией сепаратисты контролируют регион, который Москва признала независимым государством после пятидневной войны с Грузией в 2008 году.
Закат на горе Мтацминда в Южной Осетии, или Священной горе. Руины церкви сидят на вершине с видом на долину Меджида. Столетие назад этот район был очень густонаселенным, но люди постепенно уезжали по мере того, как регион приходил в упадок.
Старая школа в селе Бикар. До распада Советского Союза грузины составляли около 30 процентов населения Южной Осетии. Люди разных национальностей женились и ладили. Но затем разразился конфликт, и общины распались.
Семьи были разделены административной границей, разделяющей Грузию и Южную Осетию. «Мои дети, мои сестры и братья живут в Грузии, — говорит этническая осетинка Изольда, проживающая в селе Вильда. «Нас разделяет семнадцать километров, но мы больше не видимся». Некоторые люди пытаются незаконно пересечь линию границы, но рискуют быть схваченными охраной.
После войны 2008 года Грузия потеряла еще больше территории в пользу сепаратистов недалеко от фактической столицы Южной Осетии Цхинвали.
Жители региона жалуются на коррупцию, социальные проблемы и отрезанность от Грузии. С гор им видна трасса, ведущая в грузинский город Мцхета. Но местная дорога, ведущая к шоссе, давно закрыта.
Из красного винограда выжимают сок. Вино является важной частью как осетинской, так и грузинской культур. То же самое и с чурчхелой, традиционной конфетой из винограда и грецких орехов.
Казбег сидит перед своим домом.
В тот момент, когда приходит компания, Казбег приносит что-нибудь выпить для своих гостей.
Жена Казбега делает сыр.
Семья Двалишвили наслаждается вином в своем доме в селе Ардиси.
Гиви Двалишвили — набожный христианин, который целует каждый уголок местной церкви, прежде чем войти.
Колокола размещены над входом в церковь. Гиви входит внутрь после звонка в колокольчик. Он этнический грузин, а его жена — осетинка. Они входят в число многих смешанных пар в регионе.
Гиви и наш гид-осетин Ренат зажигают внутри церкви свечи.
Гиви в местной церкви. Согласно легенде, на этом месте когда-то стояла старинная родовая башня. Его снесло лавиной, но местные жители были поражены тем, что серебряный крест остался стоять. На месте башни решили построить церковь.
Рекомендуемый
Брифинг для широкой Европы: что делать с переизбытком украинской еды в ЕС
Наверх
Грузия: Возвращение к жизни — Грузия
Лиза Валиева
Жители зоны боевых действий выходят из их тайники и начать восстанавливать.
[Почти через две недели после начала боевых действий между Грузией и Россией из-за Южной Осетии, журналист Лиза Валиева путешествовала из своего дома в российской республике Северная Осетия в Южную Осетия. Она, ее муж и друг брали еду и другие припасы. родственникам в спорном регионе. Они встретили людей, благодарных за то, что они живы и благодарен России за ее вмешательство. Ненависть местных жителей к правительству в Тбилиси смешалось с жаждой мести, но с признанием что некоторые грузины в Южной Осетии тоже страдают. С российскими войсками по-видимому, обосновались в районах Грузии за пределами Южной Осетии и Абхазии, а также с признанием Кремлем двух самопровозглашенных регионов. независимость, нынешнее положение вещей уже приобрело смысл постоянства здесь. — ТОЛ]
ЦХИНВАЛИ — Через неделю после отгремели последние громы войны, каждый километр дороги на юг от Владикавказа, в России, в Цхинвали, столицу Южной Осетии, появились признаки недавний конфликт. Наш автобус миновал военные городки, танки и бронетехнику. автомобили, припаркованные у обочины.
Примерно в 200 метрах к северу от Рокского туннеля, который прорезает горы и соединяет Россию с Южной Осетией, мимо прогрохотал поток танков, вздымая клубы пыли. Солдаты тянут нас закончили и попросили подождать, пока воздух прояснится. Мы сидели полчаса а за нами образовалась очередь из машин.
Мимо поселка Ява прошла вереница этнических грузинских сел. Несколько лет осетины пользовались дорогой в обход этих сел, и им потребовалось на час больше времени, чтобы добраться до Цхинвала, который лежит на юге, недалеко от границы с собственно Грузией.
Мы прошли сгоревшие дома с тлеющими углями еще тлеет. Среди яблоневых садов не было признаков жизни и кукурузные поля.
Граница между грузинским селом Тамарашени и Цхинвала проходит между двумя домами. Если бы не КПП, трудно было бы сказать, где кончается грузинское село и Цхинвали начинается.
Из раздираемого войной грузинского села I вошли в Цхинвал, город, разрушенный артиллерийскими обстрелами и огнем. Деревья, раздавленные бомбами, лежали на обочине. Центр города был скоплением изрытых ракушками, сгоревшие здания. Те, чьи дома остались без крыш с разбитыми окна повезло. Но их мало.
‘ТАНЕЦ СМЕРТИ’
Жители Цхинвали используют новые слова приветствие в наши дни. В течение нескольких дней моего пребывания в городе я часто слышал следующий разговор:
«Здравствуйте, у вас все живы? семья?»
«Да все живы. А как же ваша семья?»
«Слава богу. Все тоже живы. Твой дом в порядке?»
«Выбиты окна и повреждена крыша по оболочке».
«Ничего страшного. Это хорошо что все выжили».
Я видел мало молодых женщин в городе и нет детей, но много солдат. За несколько дней Цхинвал превратился в военный лагерь с танками и бронетранспортерами, катящимися вверх и вниз по следу пыль и запах бензина.
Рядом с вокзалом сидели двое сгоревших Грузинские танки. Джульетта Туаева, жительница Цхинвала, находившаяся в город во время грузинской бомбардировки, сказал, что один грузинский танк вошел ее двор. «Танк крутился, стреляя прямо по домам. Это был танец смерти».
30-летний военнослужащий в Южной Осетии спецназ заявил, что от 25 до 30 грузинских танков было уничтожено и восемь захвачено во время боевых действий. «Мы были вооружены винтовками и противотанковыми гранатометами. пусковые установки. Вам нужно стрелять с расстояния от 20 до 30 метров, чтобы иметь возможность выбраться. Вы стреляете и бежите в укрытие. Вам нужно выстрелить в несколько раз в одном и том же месте, чтобы уничтожить танк», — сказал он.
Сообщается, что многие грузинские войска были убитых в Цхинвале и его пригородах. «Мы окружили и убили Грузины в Дубовой роще [район под Цхинвалом]», — сказал солдат. вспомнил.
Хотя улицы были расчищены трупов, зловоние мертвых тел висело в воздухе, особенно в некоторых улицы.
«Саакашвили и преступный режим в Тбилиси плевать на солдат. Их тела были по всему Цхинвалу и ближайший лес. Мы просто собрали их, положили в шкатулки по мере необходимости по христианскому обычаю и были готовы передать их грузинскому сторона. Но никаких запросов не поступало. Запад игнорирует проблему для некоторых причина», — заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
«Возвращение к жизни»
Местные жители принимают осуждение Запада движения России в Южную Осетию как оскорбление. Но Кокойты сказал он заметил отход от того, что он назвал прогрузинским уклоном в западных освещение в СМИ. «Здесь побывало много иностранных журналистов. Они видели все по-настоящему и сообщается с места».
Рядом со школой находится кладбище где жертвы первого конфликта между Грузией и Южной Осетией в начале 1990-х был похоронен. Тоже загорелся. Несколько надгробий есть пробоины, некоторые сбиты. Забор смят танком.
Ко мне подошла проходившая мимо женщина. Она указала пальцем в сторону грузинской границы и сказала: «Эти трусы боятся наших мертвых солдат».
«Как они могли это сделать?» она — сказал он, указывая на разрушенное кладбище. «Они называют себя верными».
Я встретил около 10 мужчин разного возраста на одна Цхинвальская улица. Они сидели на асфальте, отдыхая, с вениками лежать о. Все молчали, некоторые курили.
Офицер полиции Южной Осетии сказал мне что это грузинские пленные, которых будут обменивать на заключенных осетины. «Мы накормили их, разрешили умыться и взяли выйти на уборку улиц. Пусть убирают беспорядок, который устроили их соотечественники здесь.»
Некоторые магазины были повреждены бомбами, в то время как другие грабили. Ирина Лавоева, владелица местного магазина, отдала все свои товары к соседям во время трехдневной блокады. «Людям не место купить что-нибудь. Мы должны помогать друг другу в трудные времена».
Лавоева грузинка, а ее муж является осетином. У них трое детей. Она вспомнила, что когда впервые прибыл гуманитарный конвой, она отказалась принять помощь. «Я грузин» она сказала, что рассказала соседям. «Какие моральные основания я должен принять помощи?» Но соседи говорили: «Во время грузинских бомбардировок ты прятался с нами в подвале, рисковал жизнью. Вы имеете право на получить гуманитарную помощь».
После долгих поисков я нашел продуктовый магазин, один из первых открывшихся в городе после боев. Но это полки были пусты. Среди немногих предлагаемых товаров были воздушные шары, соусы, и какао. У лавочников оживленная дискуссия. Один из них вспоминала дни, проведенные в подвале.
«Некоторое время было тихо. Потом Я услышал звук приближающегося самолета. Я вышла с криком «Ура! Россия пришла нам на помощь! Но самолет начал сбрасывать бомбы на город. Это был грузинский самолет. Я снова спрятался в подвале. Я был испугалась, — сказала она.
Один продавец спросил меня: «Вы видели грузинские заключенные убирают улицы? Если бы я потерял любимого человека, я бы убили одного из них».
«Они тоже заслуживают жалости», я сказал и тут же пожалел об этом, представив себе их гнев. Но, к моему удивлению, они согласились со мной.
«Да, я понимаю. Мне тоже жаль их, — ответил один из них.
ЗВУКИ МИРА
Через три дня Цхинвали внезапно людное место. В городе бурлила деятельность. Это уже не казалось такой же пустой и безлюдной, как в начале моего пребывания. Машины и автобусы забиты люди, в том числе дети, возвращались в город. Некоторый вернулись, чтобы исправить ущерб, другие пришли на митинг, призывающий Россию признать Южную Осетию независимым государством.
Тысячи собрались на Театральной площади за двухчасовой митинг, прошедший под беспощадным солнцем. Люди прикрывали свои головы с газетами. Никто не ушел. Казалось, что все пришли сюда в дух надежды.
«Мы устали страдать. Мы не никому не мешай, пусть оставят нас в покое. Нам нужна мирная жизнь. Это значит нам нужна независимость», — сказал 62-летний Сослан Джиоев.
Анатолий Баранкевич сказал: «Слезы часто наворачиваются глаза, когда я иду по улицам и вижу лица, говорящие «Мы победили! Поздравляю вас с победой». Нам это далось нелегко. Я сделал все, что мог, чтобы убедить людей, что Россия придет нам на помощь, Россия нас не предаст, Россия с нами».
Выступление на митинге епископа Георгия Пухаев, местный священнослужитель, сказал собравшимся, что когда Бог хочет наказать людей он сначала сводит их с ума. «Он поступил так с нашими соседями. Сегодня, 21 августа, через 13 дней, мы имеем право заявить миру, что мы не больше не хочу жить с нацией, которая зарезала и убила наш народ по признаку расы».
В ту же ночь дирижер Валерий Гергиев дал концерт на ступеньках разбомбленного здания парламента. Музыка Оркестр Мариинского театра Санкт-Петербурга придал сцене сюрреалистическую прикосновение на фоне руин в окружении бронетехники и солдаты.
Многие в зале признались, что они никогда не слушали классическую музыку, но в ту ночь они слушали каждую примечание. Это были не звуки бомб и пуль. слышно днями. Это были звуки мирной жизни.
Оркестр сыграл трагический финал часть Шестой симфонии Чайковского и Седьмой симфонии Шостаковича, широко интерпретируется как дань уважения Ленинграду, выдержавшему жестокие Нацистская осада во время Второй мировой войны.
«Вы пережили чудовищную бомбардировку — стрельба прямой наводкой по людям в спящем городе. Я хочу, чтобы мы повторили сегодня, что если бы не помощь Великой России, теракты бы нанесли тяжелый урон осетинскому народу», — сказал Гергиев.
«После трагедии в Беслане смерть еще 2000 человек — ужасная потеря.