Троя шлиман: Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою

Трижды найденная Троя – Газета Коммерсантъ № 30 (7475) от 17.02.2023

Проектом «Шлиман. Троя рядом» ГМИИ отмечает 200-летие со дня рождения немецкого археолога-авантюриста Генриха Шлимана (1822–1890) и 150-летие его сенсационной находки «Золота Трои» — драгоценного «Клада Приама», раскопанного в 1873 году в недрах холма Гиссарлык в Турции. И пусть эти сокровища, найденные по тексту «Илиады», не имеют никакого отношения к гомеровской Трое (они оказались старше ее на тысячу лет), а методы поисков — по нынешним меркам просто преступление, личность Генриха Шлимана и его открытия по-прежнему вдохновляют.

«Золото Трои» стало венцом археологической карьеры Генриха Шлимана

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

«Золото Трои» стало венцом археологической карьеры Генриха Шлимана

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Стоит напомнить, что «Клад Приама», в свое время переданный Шлиманом в дар Берлину, но считавшийся пропавшим в ходе Второй мировой войны, в 1993 году «обнаружился» в России.

Его вывезли из Германии в 1945 году в качестве трофея и без малого пятьдесят лет тщательно скрывали. В 1996 году выставка «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» в ГМИИ, на которой впервые за полвека показали 259 предметов — золотые украшения и разного рода утварь, стала мировой сенсацией. Разумеется, германская сторона приложила немало усилий, чтобы вернуть «Золото Трои», но всякий раз в отношении этого трофея получала решительный отказ: дескать, сокровища вывезли законно, после их добровольной передачи в мае 1945 года советской комендатуре. В итоге «Золоту Трои» Пушкинский музей уже давно отвел отдельный зал №3 в постоянной экспозиции, где предметы помещены в пуленепробиваемые витрины — пожалуй, это самая ценная часть собрания древностей.

Этот зал и стал сердцевиной проекта «Шлиман. Троя рядом», притом что в нем мало что изменилось: добавили интерактивную панель, посвященную археологу, и после обследования и реставрации вернули в экспозицию топоры-молоты из полудрагоценных камней.

В их подлинности сомневались недруги Шлимана, а их было немало. Исследователи из ГМИИ теперь отвечают скептикам: на втулках двух «сомнительных» топоров, которые Шлиман якобы мог заказать турецким резчикам, с помощью специальных приборов обнаружили следы позолоты, однозначно указывающей на их древнее происхождение.

Сердцевиной проекта зал №3 стал еще и потому, что к нему ведут три новых маршрута по постоянной экспозиции: аудиогиды к ним доступны на сайте проекта https://schlieman.pushkinmuseum.apt. Там много и другой информации о Шлимане, поданной весьма затейливо.

Особенность маршрутов в том, что включенные в них музейные экспонаты могут напрямую и не относиться к теме выставки и ее главному герою, но зато они создают фон для повествования. Маршрут, посвященный биографии Шлимана, понятно, пролегает через Греческий дворик (в него предлагается зайти даже дважды), ведь поисками Трои он, по его признанию, озадачился еще в детстве, когда во «Всемирной истории для детей» наткнулся на гравюру «Разрушение Трои».

Однако, повзрослев, Шлиман стал торговцем — самое время заглянуть в зал фламандской живописи, подойти к картине «На рынке» Иохима Бейкелара: хоть она и изображает торгующих крестьян XVI века, зато виден их азарт, торгашеская хватка. Этими качествами точно обладал и Шлиман, кем только себя не попробовавший, пока дела не привели его в Россию, причем в «нужное время»: во время Крымской войны. Разбогатев, даже стал российским подданным, купцом первой гильдии, женился на дочери почетного гражданина Петербурга Екатерине Лыжиной. Но как только понял, что есть дела поинтереснее торговли, развелся, несмотря на троих общих детей, и уехал из России.

К следующей избраннице Шлиман, уже побывавший в Греции и твердо решивший ради поисков Трои бросить коммерцию, предъявил особые требования — знание греческого языка и поэм Гомера. Такая девушка нашлась. 17-летнюю Софию Энгастромену так увлек 47-летний чудак-богач, что позже она участвовала в раскопках и, похоже, сполна разделила страсть мужа — даже своих детей они назвали Андромахой и Агамемноном, как персонажей Троянской войны.

Без фотографии Софии в золотой диадеме, серьгах и бусах из «Клада Приама» до сих пор не обходится ни одна выставка о «Золоте Трои»: Шлиман был уверен, что эти украшения принадлежали самой Елене Прекрасной, из-за похищения которой и началась Троянская война.

Самим раскопкам посвящены маршруты «Илиада» и «Археология». Они тоже выстроены вокруг вольных ассоциаций, связывающих биографию Шлимана, искавшего Трою с томиком гомеровской «Илиады» в руках. Археолога-любителя не подвело чутье: Шлиман копал довольно близко от тех мест, где позже раскопали древности, относящиеся к периоду Троянской войны. Однако страсть, с которой он подошел к делу, и его уверенность в том, что Троя должна находиться в самом основании холма Гиссарлык, привели к тому, что, добравшись до заветных сокровищ, Шлиман уничтожил несколько археологических слоев, включая тот самый, «троянский». «Трою разрушили не ахейцы, а Шлиман»,— с конца прошлого века шутят археологи.

Понятно, истории перемещения этих сокровищ в Москву нынешняя выставка не касается. Зато на ней есть экспонаты, указывающие на то, что с немецким археологом был знаком Иван Цветаев, основатель музея, и, возможно, у него были планы относительно шлимановских находок. В «Кабинете директора» выставлено английское издание книги Шлимана «Илион. Город и страна троянцев» — подробнейший рассказ о том, как он искал и нашел Трою: судя по наклейке, книга была подарена автором. А на стене висит заказанный Цветаевым портрет археолога.

Игорь Гребельников

Пушкинский музей представил проект «Шлиман. Троя рядом» – Москва 24, 01.02.2023

01 февраля, 16:00

Культура

Выставка «Шлиман. Троя рядом» открылась в Пушкинском музее. Проект посвящен деятельности археолога Генриха Шлимана и приурочен к его 200-летию со дня рождения. Этот археолог известен своей находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также на Пелопоннесе.

Проект о первооткрывателе микенской культуры создали участники молодежных программ и научные сотрудники отдела искусства и археологии Античного мира Пушкинского музея. Дело в том, что личность Шлимана представляет особый интерес, так как он является не только археологом, но еще и калифорнийским банкиром в эпоху золотой лихорадки. Поэтому в музее с конца декабря 2022 года до мая 2023 года проводятся авторские экскурсии, посвященные его жизни.

Экскурсии проходят в залах основной экспозиции музея, где хранится часть античной коллекции Шлимана. Проект познакомит посетителей музея с редкими предметами из запасников музея, связанными с особенностями археологической науки XIX века.

Фото: Москва 24/Никита Симонов

  • 1/22

  • 2/22

  • 3/22

  • 4/22

  • 5/22

  • 6/22

  • 7/22

  • 8/22

  • 9/22

  • 10/22

  • 11/22

  • 12/22

  • 13/22

  • 14/22

  • 15/22

  • 16/22

  • 17/22

  • 18/22

  • 19/22

  • 20/22

  • 21/22

  • 22/22

городвыставкикультура

Новости СМИ2

Троя Шлимана — Атлантика

Сохраненные рассказы

IN Троя 1 Доктор Шлиман опубликовал результаты своих более поздних раскопок в Гиссарлыке и его окрестностях в 1882 г. его предыдущая работа «Илиос»; в новом издании последнего должно быть окончательно воплощено содержание настоящего тома. Не повторяя теории, которые были вытеснены, достаточно сказать, что гомеровская Троя, которая прежде считалась третьим из доисторических поселений, обломки были прорублены и частично обнаружены в большой насыпи, теперь отождествляется со вторым, и что описание этого последнего было изменено в существенных деталях. В отличие от других, его можно назвать городом, не предполагая никакого неправильного представления о его размерах и последствиях. Он состоял из небольшого акрополя, или верхнего города, сильно охраняемого массивными стенами с башнями, с воротами, ведущими в нижний город и труднодоступными, внутри которых были заключены несколько храмов и других построек, по-видимому, дворцов. Близко под прикрытием этого укрепления, на равнине к востоку, югу и юго-западу, тянулись широкие улицы города; и это тоже было защищено стеной, которая исходила из акрополя и возвращалась к нему. В самой цитадели, которая единственная была тщательно исследована, руины показывают два этапа строительной деятельности жителей этого периода: на первом неровное плато вершины было искусственно выровнено засыпкой, а храмы, дома, и были возведены ворота; во втором эти сооружения были перестроены, с другой осью и общим расположением, а подходы несколько изменены и сильно укреплены и улучшены. Используемый материал, за исключением фундамента, который был каменным, представлял собой кирпичи, обожженные после того, как стены были возведены, согласно обычаю, практикуемому первобытными народами от Вавилона до Висконсина. Особый архитектурный интерес представляет тот факт, что передние концы боковых стен были облицованы деревянными балками, которые, начиная с надежного каменного фундамента, способствовали их защите и укреплению, а кровлю поддерживали из балок, камыша и глины. Здесь впервые видно оригинальное конструктивное использование орнамента antœ греческого храма. То, что все эти постройки были уничтожены сразу большим пожаром, имеется достаточное и неопровержимое доказательство, — такое, действительно, что этот факт не может считаться материально подтвержденным даже говорящим свидетельством множества новых предметов, найденных со следами лютого пожара. пожар они пережили. По большей части эти статьи, хотя и интересны в деталях, не настолько отличаются от тех, что проиллюстрированы в Илиосе, чтобы повлиять на общее представление; но, возможно, следует заметить, что не было обнаружено ни одной реликвии, которая противоречила бы общепринятому заключению археологов о том, что цивилизация этого города была доисторической и не подвергалась влиянию ни эллинов, ни финикийцев. Сравнительно неглубокие раскопки нижнего города обнаружили немногим более, чем гладкое ложе, по которому шла оборонительная стена, и массу блестящей черной глиняной посуды, что по своему своеобразному характеру доказывает, что это поселение на равнине существовало одновременно с существованием второго города на холме. В этой внешней стене доктор Шлиман полагает, что были только одни ворота, Скеанские, через которые старая дорога спускалась по фиговому дереву и источникам в скале, теперь полностью вырытым, к морю.

Таков, в самых общих чертах, план города Приама, как он теперь выводится из нескольких фундаментных стен, покрытых грудами обгоревших руин; и, конечно, она гораздо более правдоподобна, чем идея Трои, которую д-р Шлиман ранее просил нас принять, когда он ограничивал ее пределы узкой платформой акрополя. В самом деле, этот второй город на Гиссарлыке слишком точно соответствует описанию Гомера, чтобы можно было сильно сомневаться в том, что именно это место он имел в виду, и мало кто будет сомневаться в том, что его полное и насильственное уничтожение огнем было бедствием, которое предание так удивительно сохранены и возвышены. Стоит только вспомнить, насколько малы обычно обнесенные стеной города на Востоке по сравнению с их значением, чтобы признать в городе размеров, указанных этими остатками, средоточие власти и богатства, чьи владельцы не только должны были господствовать в Троаде, но имели достаточное значение, чтобы быть названными среди ассоциированных захватчиков Египта в царствование Рамзеса III и, в свою очередь, столетие спустя призвать себе на помощь многочисленных союзников, чтобы противостоять их собственным врагам из Европы. Во все древние времена это был единственный город в Троаде, который мог стать объектом долгой и сомнительной национальной войны. Вдобавок к этому факту топография цитадели, ее храмов, дворцов, башен и стен, а также рельеф местности в окрестностях настолько близко, насколько можно было ожидать, соответствуют традиционному описанию Гомера. В этом новом открытии действительной земли, которую освятила благородная легенда, литературный ум испытывает определенное удовлетворение не только из-за усиления эмоций, вызванного сочувственной местной привязанностью к почве, на которой были совершены великие дела, но потому, что к самим стихам добавляется элемент реальности. Обычным людям они покажутся более правдивыми; они проложат свой путь в этот век лучше, если Ахилла и Патрокла будут считать не чисто идеальными, а античными Роландом и Оливером.

Однако для ученых работа доктора Шлимана значит гораздо больше. Во-первых, он оправдал традицию греческого мира и признал ее руководством для исследования; другими словами, он нанес смертельный удар науке, которая должна была превратить историю мира до Геродота в солнечный миф. Как правильно заметил профессор Сейс в своем прекрасном предисловии, наука сейчас дополняет наше представление о древности земного шара и человека еще и о древности цивилизации. В этой области содержимое кургана Гиссарлык имеет иной и более широкий интерес, совершенно независимый от «Илиады» или «Одиссеи». В городе непосредственно под Троей, относящемся к позднему каменному веку, были найдены предметы, свидетельствующие о том, что его жители принадлежали к той же расе, что и люди того же периода в Южной Европе. Более определенное значение имеет обнаружение в кургане Протесилая на берегу Фракийского Херсонеса керамики и других предметов, одновременных с найденными в Трое, таких, которые больше нигде не были обнаружены. Профессор Сэйс считает этот факт важным и почти решающим дополнением к свидетельству того, что троянцы были родом из Фракии и имели арийскую кровь. С другой стороны, их цивилизация произошла от их азиатских соседей на востоке. Это определяется, конечно, характером искусства, изображенного на предметах из слоновой кости, золота, бронзы, фарфора или камня, найденных в руинах. Подводя итог, можно сказать, что в реликвиях нельзя обнаружить ничего греческого периода ни в монетах, ни в надписях, ни в глиняной посуде. Фарфор и слоновая кость, правда, могли быть привезены финикийцами из Египта, но поскольку нет никаких следов ни финикийской, ни ассирийской работы, следует искать еще более ранний источник. Остается только великий народ хеттов (наши знания о котором, можно сказать, ушли в прошлое), и этому народу профессор Сэйс приписывает опеку троянцев в их ранней культуре главным образом на том основании, что (1) идолы троянской богини Ате (отождествляемой греками с Афиной) обладают хорошо известными характеристиками хеттского Ати, видоизмененной формы вавилонского божества; (2) что каменные цилиндры, свидетельствующие о первобытном халдейском влиянии, встречаются, за исключением чечевицеобразной печати ассирийского века; и (3) что орнамент некоторых ваз и изделий из золота указывает на то же происхождение искусства. Таким образом, троянцы, если принять эти выводы, были арийским племенем из Европы, цивилизованным под влиянием первобытной Халдеи через хеттов, чье правление простиралось от Каппадокии до Эвксина и от Евфрата до Геллеспонта. Этот вывод, который согласуется с тем немногим, что известно об искусстве, языке, расе, времени и местности, определяет дату Трои в двенадцатом веке до нашей эры.

В настоящее время не представляют особого интереса ни четыре верхних слоя доисторических руин на Гиссарлыке, ни лежащие над ними обломки Эолического Илиона. Древняя Троя никогда не восстанавливалась; ибо маленькие поселения на скале, хотя и продолжали религиозные и художественные традиции, могут рассматриваться только как самые простые деревни. Камни стены нижнего города, вероятно, были унесены Архайанаксом для постройки Сигиона, как замечает д-р Шлиман со ссылкой на Страбона. Никаких признаков греческой оккупации не встречается, за исключением периода своеобразной керамики, приписываемой полностью гипотетически лидийцам; и после прибытия эолийских поселенцев они не строили на равнине до тех пор, пока не прошло много времени. Эти различные факты примиряют противоречивые свидетельства классических авторов о том, что место Трои было пустырем и что оно было заселено остатками людей. Все это принимается известными учеными, за исключением профессора Джебба из Глазго, на чью критику профессор Сейс прямо ссылается (хотя и не по имени), когда заканчивает свой протест против невежества и самонадеянности английских ученых, которые полагают, что понимают археологию, потому что они может писать греческие стихи, говоря, что «искать македонский город в пятой доисторической деревне Гиссарлык все равно, что искать елизаветинское кладбище в курганах равнины Солсбери».

Доктор Шлиман также публикует в этом томе результаты нескольких раскопок в соседних курганах Троянской равнины, но по большей части они оказались безрезультатными. В приложении он добавляет весьма интересное повествование о путешествии по Троаде; но для поддержания отмеченного до сих пор различия она возбуждает скорее литературный, чем научный дух. На вершине Гаргара, с которой Зевс смотрел на великую битву и пускал свои молнии, чтобы вспахать землю перед колесницей Диомеда, все еще стоит древняя троноподобная скала, и в ее расщелинах все еще цветут гиацинты и фиалки, как когда-то. они бросились рассыпывать ложе Зевса и Геры. Рядом с Сарикисом, другой вершиной горы Ида, у подножия ее северной стены, как раз под самым верхним утесом, до сих пор лежит мраморная плита алтаря; и что более вероятно, что это последний фрагмент из

«алтарь Зевсу предку,
На холме Ида, в небе»,

о котором пел Эсхил ? На склоне цветут крокусы и листья лотоса, как когда-то Энона пасла стада среди сосен. У научного ума, смотрящего отсюда на знаменитый холм, лежащий, как пуговица, вдали, может возникнуть видение нового знания, которое предстоит завоевать из прошлого; но для воображения есть более прекрасное владение в размышлении о том, что самыми живучими человеческими произведениями на той равнине были песня поэта и кучи разбитых черепков.

  1. Троя. Результаты последних исследований и открытий на месте гомеровской Трои, а также в Героических курганах и других местах, сделанных в 1882 году, и рассказ о путешествии по Троаде в 1881 году. Д-р ГЕНРИ ШЛИМАНН, достопочтенный. DCL Oxon., и т. д. Предисловие профессора А. Х. Сэйса, со ста пятьюдесятью гравюрами на дереве и. четыре карты и планы. Нью-Йорк: Харпер и братья. 1884.

«Троя» Шлимана: от Огайо до Оксфорда

Книги — это средство передачи информации через письменное слово, но они также являются предметами, вещами, материальной культурой. Как и другие объекты, они создаются, имеют «жизнь» и, в конце концов, «умрут». Их можно покупать и продавать, владеть, прятать, кэшировать, выбрасывать, обменивать и отображать. Книги, как и другие продукты человеческой деятельности, имеют значение в дополнение к своей функции текстов.

Помня об этом археологическом подходе к книгам, мы просмотрели некоторые из книг, спрятанных на полках Института археологии, и реконструировали истории их жизни: биографии объекта. Первой книгой, которую мы выбрали для обзора, была эта:

Золотые буквы на корешке

Это американское издание книги Генриха (здесь переведено на английский язык как «Генри») раскопок Шлимана в Трое, опубликованной на английском языке в 1884 году издательством Harper and Brothers.

Титульный лист

Прелестная вещь, с ее темно-синей обложкой, захватывающим отчетом о раскопках, прекрасными картами и планами раскопок:

Это захватывающий отчет о знаменитом девятнадцатом веке исследование сайта, увлекательное своим пониманием мыслительных процессов и ожиданий Шлимана. Убежден, что нашел Трою

Illiad, Книга представляет собой достоверную интерпретацию археологии, соответствующую убеждению, что он описывал «гомеровскую Трою и… более поздний Иллиум». Датировка Шлиманом места оказалась крайне неточной, а его методы раскопок подверглись резкой критике.

 

Троя, Башня VIb, из Дорпфельда, З. «Троя и Илион» 1902 г. рис.3 и 1894 г., а дальнейшие раскопки проводились в следующем столетии под руководством Карла Блегена в 1932–1938 гг. Мы можем быть уверены, что Блеген был знаком с более ранними работами Шлимана, по крайней мере, в виде его англоязычной публикации 1884 года, потому что у нас есть свидетельство его имени, написанное его собственным почерком, на внутреннем листе книги в Институте археологии. :

 

Это книга Блегена! Но кому она принадлежала до Блегена и как она попала в Оксфорд? Надпись Блегена — не единственная в этом томе — она находилась во владении как минимум трех человек, прежде чем была подарена Институту:

Первым названным владельцем был Томас Харви (р. 1821). В то время, когда он приобрел эту книгу, он жил в Пейнсвилле, штат Огайо, где руководил местными школами. Он умер в 1892 году.

Карл Блеген родился в Миннесоте, штат Миннеаполис, в 1887 году. Он поступил в Университет Цинциннати в 1927 году и начал работать на кургане Гиссарлик, Троя, в 1932 году. Книга, должно быть, прошла через одного или нескольких книготорговцев и частных библиотек, но археолог Блеген был единственным, кто хотел отметить свое имя в томе.

После выдающейся карьеры в раскопках в Турции и Греции Блеген вышел на пенсию в 1957 году. В том же году он получил почетную степень доктора Литта от Оксфордского университета. Хотя заманчиво рассматривать это как потенциальный маршрут, который привел книгу к ее нынешнему дому в Оксфорде, на самом деле, прежде чем книга пересекла Атлантику, понадобился как минимум еще один владелец, почти наверняка в багаже ​​британского археолога Мервина Пофама (1927 г. ). -2000).

Хотя Пофэм с детства интересовался археологией, работая над эпиграфией и присоединяясь к раскопкам, только в начале 19В 60-е годы его карьерой стала археология. Известный, в частности, своей важной работой в Лефканди и Кноссе на Крите, Пофам преимущественно работал в Британской школе в Афинах (он был ее заместителем директора с 1963 по 1970 год) с кратким перерывом в качестве доцента классики в Университете Цинциннати. ! Он был в Цинциннати с 1970 по 1972 год, что совпадает со смертью Карла Блегена в возрасте 84 лет. Мы должны предположить, что именно в это время книга попала в руки Пофэма либо непосредственно от Блегена, в качестве подарка, либо приобретена, когда Библиотека Блегена распалась после его смерти.

В 1972 году Пофэм вернулся в Англию, чтобы занять должность лектора по археологии Эгейского моря в Оксфорде. Институт археологии, где у него был офис, стал его рабочим домом на многие годы, и поколения студентов пользовались книгами, подаренными из частной библиотеки Пофэма читальному залу института.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *