Царские скифы алтая: Царский курган в Алтайском крае: фото, описание, Сентелек, экскурсии, как проехать

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

17 июня 2022 г.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
Место проведения: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Л. Толстого, д. 2. 

Все подробности об условиях участия читайте на сайте музея.


Программа мероприятий:

Экскурсия «Скифская культура Алтая»

Мифологические представления о легендарных кочевниках Алтая, названных еще в IV в. до н.э. древнегреческим ученым Геродотом “стерегущими золото грифами”, приобрели современное звучание благодаря трудам археолога С.И. Руденко. В 1929–1954 гг. на Алтае он вскрыл серию захоронений скифских царей – курганов, находки из которых принесли Алтаю мировую славу. Хранящиеся в музее материалы экспедиции С.И. Руденко, находки и уникальный фильм, запечатлевший раскопки, позволяют познакомиться с культурными особенностями древнего народа, обитавшего на территории Алтая.

Начало в 12:00. Возраст: 10+


Игровая программа для детей об археологии «Раскрывая загадки древнего Алтая»

Участники узнают о знаменитой на весь мир Пазырыкской культуре, которая существовала на Алтае в скифское время в VI–III вв. до н.э. и до сих пор хранит множество тайн и загадок, и погрузятся в атмосферу этого археологического феномена при помощи особенных проводников – увлекательных игр, разработанных научными сотрудниками музея.

Начало в 13:00. Возраст: 7+


Экскурсия для детей «Стерегущие золото грифы. Скифская культура Алтая»

В ходе программы ребята познакомятся с уникальной культурой древних скифов-пазырыкцев, проживавших на территории Горного Алтая в VI–II вв. до н.э. Материалы экспозиции представляют графические работы В.М. Сунцевой – участницы археологических раскопок С.И. Руденко – первооткрывателя скифской культуры на Алтае. Гости музея узнают, как выглядели царские курганы – захоронения скифской знати, и какие уникальные древние предметы были обнаружены на территории Алтая учеными-археологами.

В ходе программы демонстрируются фрагменты уникального фильма о раскопках, снятого более пятидесяти лет назад. «Как выглядели древние алтайские скифы, как они украшали своих коней, какую одежду носили, в каких жилищах жили?» Ответы на эти и многие другие вопросы дает кинопрограмма «Стерегущие золото грифы».

Начало в 14:00. Возраст: 7+

117292 Москва, ул. Дм. Ульянова 19,
Институт археологии РАН

Телефон: +7 499 126 47 98
Факс: +7 499 126 06 30
E-mail: [email protected]
Для журналистов: [email protected]

Фирменный стиль

Противодействие коррупции

Пресс-релизы ИА РАН

Популярное

Подразделения

 Подписка на пресс-релизы

   

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2023

Сделано в веб-студии консалтинговой компании «Константа»

Когда скифы пришли в Восточную Европу и как перешли к оседлому образу жизни рассказывает Ярослав Пилипчук

Откуда пришли скифы?

По мнению А. Удодовой, скифы происходили из Центральной Азии, а именно из района между Амударьей и Узбоем. И. Куклина связывала со скифами памятник Аржан в Туве и считала родиной скифов Алтай и Тянь-Шань. Через Амдурью и Сырдарью они пришли на Иранское нагорье и Южный Кавказ. По мнению А. Тереножкина, скифам в Восточной Европе предшествовала культура Черногоровки-Новочеркаска, которая сопоставима с историческими киммерийцами. М. Артамонов и Б. Граков сопоставляли скифов с носителями срубной культуры. А. Лесков считал киммерийцами черногоровцев, а скифами — носителей памятников новочеркасского типа. Их общей основой была срубная культура. 

Д. Раевский отмечал в этногенезе скифов местный киммерийский компонент и скифов царских, пришедших с востока. Б. Граков считал, что правящие племена скифов пришли с Волги и были потомками носителей срубной культуры. Д. Раевский также видел в скифах мигрантов из Поволжья. А. Тереножкин считал, что скифская культура сложилась несколько ранее VII в. до н. э. в Центральной Азии. И. Куклина предполагала, что скифы пришли на Иранское нагорье и Южный Кавказ через Амударью и Сырдарью. И. Пьянков, однако, указывает, что они прошли из Центральной Азии через Поволжье и Северный Кавказ. 


​​​​​Источник: wikipedia.org


Э. Грантовский отмечал, что ираноязычное население обитало в Восточной Европе и в арийский период. В. Мурзин относит сложение скифского этноса к VII в. до н. э. Скифы включили в себя предскифскую культуру киммерийцев. В эпоху походов скифов на Переднюю Азию и Анатолию скифские памятники концентрировались на Ставрополье, в Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Чечне, Ингушетии. Скифы проникали на Южный Кавказ через кавказские перевалы. С походами на Переднюю Азию можно связать памятники южнокавказского происхождения в восточноевропейских степях. 
Памятники скифов в Восточной Европе в VII в. до н. э. были сравнительно малочисленны, и основная их масса находилась на Кавказе. С окончанием переднеазиатских и анатолийских походов скифы широко расселяются по пространствам Восточной Европы.

Они занимают степные и лесостепные пространства до Днестра. Раннескифский период истории Восточной Европы можно датировать VIII/VII – рубежом VII/VI вв. до н. э. В. Ильинская и А. Тереножкин датировали скифскую архаику VII/VI вв. до н. э. В. Алексеев считал временем появления скифов в Восточной Европе период конца VIII в. – 680 г. до н. э. А. Эрлих считал, что раннескифская триада сформировалась у носителей типа Новочеркасского клада VIII в. до н. э. Культурный комплекс, характерный для скифов, сформировался в Восточной Европе в VII в. до н. э. Восточноевропейские скифы упоминаются в ахеменидских источниках как скифы-парадарайа. В античных источниках они называются царскими скифами.

Поход Дария и консолидация эллинов перед скифской угрозой 

Временем установления греко-скифских контактов были 590-570-е гг. до н. э. В середине – второй половине VI в. до н. э. скифы осуществляли нападения на греческие поселения. Персы во время своей экспансии в последней четверти VI в. до н.

э. завоевали Фракию. Морская экспедиция Арарамна достигла Керченского пролива, и персы опустошили окраины скифских кочевий в Крыму. В. Латышев датировал поход Дария на Скифию 512 годом до н. э. Б. Граков придерживался того же мнения, но позже переосмыслил это и датировал поход 514 г. до н. э. 514-513 гг. до н. э. датировали этот поход А. Тереножкин и В. Ильинская. В. Блаватский относил поход к 513 г. до н. э, К. Мазэтти – к 515 г. до н. э., А. Шахбази – к периоду между 514 и 511 гг. до н. э., А. Эдаков – к периоду между 518 и 510 гг. до н. э., Д. Ботева-Боянова — к 512 г. до н. э., В. Струве — 514 г. до н. э. Предложенную Струве гипотезу приняли М. Артамонов, И. Яценко, К. Смирнов, Б. Рыбаков. 


Источник: открытаяархеология.рф


М. Ростовцев и М. Артамонов предполагали, что целью этого похода было установление контроля над эллинскими городами Северного Причерноморья. С. Толстов и Б. Граков считали, что персы хотели покорить скифов. М. Артамонов и А. Хазанов полагали, что события войны разворачивались на просторах Буджакской степи, и были очень критичны к повествованию Геродота.

Б. Граков был уверен, что войско персов достигло пространства между Днестром и Южным Бугом. Б. Рыбаков же считал, что оно дошло до района современного Бердянска. Позже это мнение разделил Е. Черненко, который также предположил, что персы совершили рейд на Гелон. Войско скифов возглавлялись Иданфирсом, Скопасисом, Таксакисом. Е. Черненко считал главным скифским царем Иданфирса, а Л. Клейн — Скифарба. В этом походе на скифов персы потерпели поражение. В нем приняли участие фракийцы, что осложнило их отношения со скифами. После того как Дарий вернулся в Азию, скифы в своем походе дошли до Херсонеса Фракийского в 496 г. до н. э. Персов выбили из Фракии. Как провалился поход Кира на массагетов, так провалился и поход Дария на скифов.
Что касается расселения фракийцев, то агафирсы жили в Трансильвании на реке Муреш, а геты — между Родопскими горами и Дунаем. На агафирсов оказывали влияние иранцы. М. Артамонов сомневался во фракийскости агафирсов. В Европе было несколько очагов распространения скифских вещей – трансильванский, северо-венгерский и нижнедунайский. В Венгрии скифы были не первыми кочевниками. До них туда проникли арии, которых можно сопоставить с носителями ямной культуры, а также носители культуры Мезочат, которую можно отождествить с историческими киммерийцами. В Венгрии и Трансильвании найдено около 120 скифских могильников. Они сконцентрированы в южной Словакии, на территории Дунайского левобережья и бассейнов рек Кереш и Муреш. 

Скифы осуществляли влияние на территории иллирийцев и в Паннонии на территории Дунайского правобережья. Это памятники группы Векерзуг. Нужно отметить, что скифское влияние ощущалось даже в Норике, где жили кельты. Царские скифы тесно контактировали с Одрисским царством — скифские находки были найдены в Гаршиново. В Венгрии скифские находки обнаружены у Зольдхоломпуста и Тапиосентмартони. Наиболее западный памятник — это Феттерсфельд у современного Берлина. Скифский звериный стиль повлиял на искусство фракийских племен. 


Источник: открытаяархеология.рф


В 480-х гг. до н. э. эллинский Нимфей превратился в опорный пункт скифов. Они совершали набеги на синдов на Кубани. Также скифы давили на боспорских царей Археанактидов. Воцарение Спартокидов в Боспоре в третьей четверти V в. до н. э. привело к уменьшению скифской опасности, так как эллины консолидировались перед угрозой со стороны кочевников. Скифская правящая династия оставила после себя царские курганы. При царе Атее в IV в. до н. э. скифы предприняли экспансию в Добруджу. В 334 г. до н. э. Александр III Македонский разгромил трибаллов и вышел к Дунаю. Он даже переправился на левый берег реки. Развивать экспансию македонян в 331 г. до н. э. был направлен Зопринион, который, пройдя землями гетов и скифов, вышел к Ольвии. В 313 г. до н. э. калатийцы в союзе с фракийцами и скифами изгнали из западнопонтийских городов македонян. Лисимах восстановил свою власть только в 306-305 гг. до н. э. В 292 г. до н. э. Лисимах попробовал вторгнуться в Скифию, но был разбит гетским царем Дроммихетом. 

Экспансия и расцвет

Нужно сказать, что Нижний Дунай был регионом взаимодействия фракийского и скифского культурных пространств. По мнению В. Пырвана, до экспансии скифов земли до Днестра были заселены фракийским племенем гетов, которые были потеснены ими в V в. до н. э. К. Йорданов указывает, что с VI в. до н. э. в регионе складывается синкретическая скифо-фракийская культура. С. Андрух указывает, что фракийцы проживали в лесостепной Молдови, а находки фракийских памятников в Буджакской степи единичны. Впрочем, и скифы в VI в. до н. э. были относительно малочисленны в этом регионе. 
На рубеже VI-V вв. до н. э. происходит консолидация скифов и формирование их центра в Нижнем Поднепровье и Крыме. Период 496-480 гг. до н. э. был периодом скифской экспансии. Скифский царь Ариапиф и одрисский царь Терес в 480 г. до н. э. заключили династический брак, который закрепил мир между народами. Встретив сопротивление одриссов, скифы направили свою активность в земли агафирсов. Однако Ариапиф погиб от руки агафирского царя Спаргапифа около 460 г. до н. э. 

Во время войн с фракийцами скифы нападали и на эллинские поселения у Днестра, на которых временно прекращается жизнь. Над Ольвией был установлен скифский протекторат. В городе чеканились монеты с именем скифского царя Эминака. Царь Скил правил в 460-440 гг. до н. э. Во второй четверти V в. до н. э. чеканились монеты Скила. Он намеревался создать в Никонии свой центр, но стал жертвой интриг ольвиополитов и своего брата Октамасада в середине V в. до н. э. Скил бежал во Фракию, спасая свою жизнь. Октамасад и его брат Орик правили позднее 440-439 гг. до н. э. 
Фукидид указывал, что скифы превосходили по силам одриссов, однако отсутствие единой власти способствовало тому, что в конце V – IV вв. до н. э. скифов сбросили с себя нижнедунайские и нижнеднестровские эллинские города. А. Мелюкова отмечала, что в VI-V вв. до н. э. западной границей скифов был Прут, а в IV-III в. до н. э. ею стал Днестр. В низовьях Днестра в IV-III в. до н. э. появились смешанные эллинско-скифские поселения, а скифы вступили в тесную связь с местными эллинскими городами. Также активными были связи с гетами. Раннегетские памятники демонстрируют значительное скифское влияние на конскую сбрую и вооружение гетов. В свою очередь, в Поднестровье в IV-III в. до н. э. гетская посуда доминировала над скифской. 


Источник: открытаяархеология.рф


С конца V – в IV вв. до н. э. скифское общество входит в период своего расцвета. Царь Атей в середине IV в. до н. э. объединил всех скифов. Около 357 г. до н. э. умирает одрисский царь Котис. Скифы Атея вторглись в Добруджу и потеснили гетов. На ряде гетских поселений зафиксирована скифская керамика. Поселения Либистос, Зигеры и Рокобы были основаны скифами. Скифы конфликтуют с фракийцами в Северной Добрудже и на северо-востоке Мунтении. В 346 г. до н. э. Атей начал чеканить собственную монету. В 339 г. до н. э. скифы Атея сразились с македонянами Филиппа II под Фатеями. В 331 и 313 гг. до н. э. они продолжали представлять опасность для македонской власти над Фракией. В конце IV — III вв. до н. э. скифы вытесняются из Буджакской степи экспансией гетов под руководством Дромихета. После его смерти скифы снова проникают в Добруджу. В Крыму же в 329-328 гг. до н. э. они воевали против боспорского царя Перисада. В 309 г. скифские наемники участвовали в междуусобной войне в Боспоре на стороне Сатира II. Евмел же нашел поддержку у сарматов-сираков. 

Во II-III вв. до н. э. в Крыму существовало Позднескифское царство. Им правила династия, ранее правившая в Великой Скифии. Для Позднескифского царства характерно оседание кочевников. На реке Салгыр было основано городище Керменчик. Его возможно отождествить с Неаполем Скифским. В 170-150 гг. до н. э. Крымской Скифией правил царь Аргот, который был известен как супруг боспорской царицы Камассарии. Около 135-130 гг. до н. э. была сооружена гробница Аргота. 

Ориентировочно в 130-113 гг. до н. э. скифами в Крыму правил Скилур. Власть этого царя простиралась от границ Боспорского царства и Херсонеса до Южного Буга и Нижнего Днепра. В его правление также существовали крепости Палакий и Хаб. Сын Скилура Паллак в 110-109 гг. до н э. выступил в союзе с сарматами-роксоланами в борьбе против эллинов Крыма и приславшего им на помощь войско понтийского царя Митридата VI Евпатора. Понтийское войско возглавлялось стратигом Диофантом, который нанес кочевникам поражение. В 46 г. до н. э. они принимали участие в борьбе за боспорский престол сына Митридата Фарнака. В I в. н. э. боспорский правитель Аспург возвел на скифскский престол Ходарза, сына Омпласака. В 60-х гг. I в. н. э. римский легат провинции Нижняя Мезия Тиберий Плавт Сильвиан приходит на помощь Херсонесу в войне против скифов. Боспорские цари Савромат I, Котис, Савромат II во II в. н. э. одерживали победы над скифами. Рескупорид III в первой четверти III в. н. э. провозгласил себя царем не только Боспора, но и скифов. 

Вероятно, Позднескифское царство находилось в зависимости от Боспорского царства. Города поздних скифов сооружались по греческому образцу. Царей также погребали в саркофагах, а не как раньше в курганах. Поздние скифы занимались земледелием и активно торговали с эллинами, а потом римлянами. В скифский пантеон включили бога Гермеса. 

скифов — Энциклопедия всемирной истории

скифа были кочевым народом, чья культура процветала между 7-м и 3-м веками до н. Восток. Он охватывает территорию около 4000 километров (2500 миль) в длину. География открытых равнинных степей, пустынных степей и лесостепных пространств, на которых они располагались, благоприятствовала скотоводческому, а не оседлому образу жизни, связанному с сельскохозяйственным производством. В результате у этих степных кочевников было мало городских центров и они вели кочевой образ жизни; верховая езда, пасти стада и жить в крытых фургонах.

Происхождение

Скифы имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления, уникальном искусстве и одежде.

В то время как существует много споров о происхождении скифского населения, «Геродот утверждает, и большинство современных ученых согласны с тем, что они переместились [на запад] из Азии в Европу через великий степной коридор». (А. Ю. Алексеев, Скифы , 23) Тем не менее, в I веке до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский утверждает, что скифы сначала двинулись на север от реки Аракс в Армении. Согласно другой современной точке зрения, они двинулись на юг «несколькими волнами из Волго-Уральских степей в северное Причерноморье» (А.И. Мелюкова, 9).0011 Скифы и сарматы , 99). Геродот, писавший V век до н.э., также показывает, что сарматы, отделившиеся от причерноморских скифов, двинулись на восток. Затем недавние археологические открытия в Туве в горах Алтая, которые датируют скифское поселение концом 9 века до н.э., предполагают раннее происхождение на востоке. Однако, поскольку китайские летописцы I века н.э. говорят об их рыжих волосах и голубых глазах, их кавказские черты и индоевропейский язык подтверждают происхождение бронзового века на западе, вероятно, от кельтов.

Учитывая текучесть передвижения, которую допускает степь Центральной Азии, неудивительно, что многие заявленные миграции из разных мест затрудняют точное определение начала. В конечном счете, вполне возможно, что после ранней далеко идущей экспансии с запада действительно имели место последующие миграции из многих мест происхождения. Хотя их происхождение обсуждается, по общему мнению, скифские культуры евразийских степей в основном состоят из четырех основных групп:

YouTube Следите за нами на YouTube!
  • Понтийские скифы, вокруг Черного моря
  • Сарматы из северной части Каспийского моря, Дона и Волги, на территории современной России
  • Массагеты в пустынной степи Средней Азии
  • Сака в восточной части Центральной Азии

Все четверо имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления и уникальном искусстве и одежде.

Скифское территориальное пространство, гр. 700–300 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Скифская война

Военная техника

скифов включала широкий набор вооружения. Помимо стрельбы стрелами с коня, они также использовали боевые топоры, булавы, копья, мечи, щиты, а для личной защиты — чешуйчатые доспехи и шлемы. Геродот говорит, что из-за их коллективной способности оставаться в движении и с проворной кавалерией скифы были «непобедимы, и к ним было невозможно приблизиться» ( Истории , 4. 46). С таким оружием и тактическими способностями неудивительно, что разные народы часто обращались к скифам за воинскими услугами.

В 490 г. до н.э. конные лучники саков помогали персам против греков в битве при Марафоне и снова в битве при Платеях в 479 г. до н.э. Скифские воины также были среди переклички, присоединившейся к Дарию III (годы правления 336–330 до н. э.) против Александра Великого (356–323 до н. э.) в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. Аппиан, римский историк, показывает «скифских князей» с Черного моря, которые сыграли важную роль в победе Помпея (106–48 гг. до н. э.) над Митридатом VI (годы правления 120–63 до н. э.) в 63 г. до н. э. ( Митридатовы войны, 17.119) Более того, как двоюродные братья и соседи парфян, скифы пришли на помощь Парфии, когда после династической неурядицы парфянский царь Синатрук I (75-69 гг. до н. э.) был возведен на престол с помощью скифов. Согласно Кассию Диону, скифы также сыграли ключевую роль в помощи Артабану II (годы правления 12–38/41 гг. Н. Э.), Сам наполовину скифу, в защите Армении для Парфии. (57.26) Тацит поддерживает это утверждение, показывающее, что Артабан «собирает вспомогательные средства в Скифии» перед вступлением в битву. ( Анналы , 6.44.1)

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Скифские воины

Издание Encyclopedie Larousse Illustree 1900 г. (общественное достояние)

Однако скифы были не просто создателями королей или могущественными союзниками. Пожалуй, самая впечатляющая победа Скифии была над персидской империей Ахеменидов. Стратегией истощения — заведя врага вглубь дружественной территории, растянув линии снабжения, затем применяя тактику наездов и засад, добивая противника стрелами, выпущенными с коня, — скифы помешали Дарию Великому (годы правления 522–522 гг. до н. э.). 486 г. до н.э.) вторжение на территорию скифов. Это дало им репутацию непобедимых. Вдобавок к этому успеху Атей (429 г. -339 г. до н.э.), царь понтийских скифов, расширил интересы скифов во Фракии, установив самый западный участок Скифии от Дона до Дуная.

После поражения и смерти Атея от рук Филиппа II Македонского (годы правления 359–336 до н. э.) в 339 г. до н. э., а затем попадания Александра Македонского в ловушку у реки Яксарт, скифы больше никогда не восстановят свою репутацию. как непобедимый. Еще больше ударов было нанесено, когда скифы попытались захватить монополию греков на черноморскую торговлю, напав на их колонии. Придя на помощь грекам в конце II в. до н. э., Митридат VI нанес скифам сокрушительное поражение, как и римлянам в 63 г. н. э., когда скифы снова напали на Херсонес. Наконец, в 4 веке нашей эры скифы полностью исчезли из исторических записей, когда они были опустошены гуннами и ассимилированы готами.

Скифское Правительство

В то время как Геродот ссылается на скифских «царей», а некоторых по именам, как и на большинство племенных народов, скифское правительство было скорее конфедерацией племен и вождей. Конфедеративная племенная структура Скифии раскрывается в рассказе Геродота о вторжении Персии в Скифию, когда Дарий насмехался над верховным царем Скифии Идантирсом, чтобы тот встал и сражался «или пришел к соглашению со своим хозяином». Идантирс ответил, сказав, что это не способ войны Скифии; они будут сражаться на своих условиях. Но когда другие «скифские цари» услышали угрозу Дария, они были в шоке. Эти короли сразу же применили тактику «бей и беги». Затем они призвали разрушить мост, по которому персы должны были сбежать. Хотя скифам не удалось разрушить мост, призыв царей к действию заставил Дария отступить. ( Histories , 4.126-142) В конечном счете, рассказ Геродота показывает, что в то время как верховный царь или вождь представлял скифскую нацию в обмене сообщениями между знатными людьми, другие владыки также высказывали свое мнение и имели значительное влияние на осуществление действий.

Стакан Кул-Оба

Джоанбанджо (CC BY-SA)

Столь же важная, как и их племенная структура, общинная организация скифских вооруженных сил была бы невоспетой частью их успеха. На золотом кубке, изготовленном в IV веке до н. э. из кургана Куль-Оба в Крыму, изображены солдаты, расположившиеся на ночлег. В то время как двое с копьями и луками наготове, кажется, обдумывают свою судьбу в предстоящем бою, один демонстрирует, как натягивать лук; один удаляет зуб своему товарищу, а другой перевязывает больную ногу товарища. Другой артефакт с золотым рельефом из того же кургана демонстрирует распространенный ритуал, когда два воина вместе пьют из рога. Такие изображения раскрывают образ жизни, призванный привить солдатам общую цель и дух товарищества, когда люди, сражающиеся за друзей против врагов, создают единый, более устойчивый фронт. Тем не менее, хотя скифская лояльность между солдатами была действительно прочной, групповая лояльность была по отношению к своему племени и вождю.

Кочевничество и скифская архитектура

Хотя скифы не известны своей инфраструктурой, это не значит, что им не хватало архитектурных типов, отвечающих их потребностям. Хотя широко распространено мнение, что они были полностью кочевниками, Геродот упоминает два других типа скифов: «царские» и «земледельческие». Некоторые фермеры, а не просто земледельцы, фактически продавали или экспортировали свою продукцию. Они не только построили бы постоянные дома, но, поскольку их усилия, вероятно, были совместными, они также создали бы поселения. К северу от Черного моря, в районе современного Днепра, Геродот упоминает земледельцев, населявших землю шириной «три дня пути» и длиной «одиннадцать дней пути» ( Истории , 4.17-20). Размер этого района отражает значительный спрос на зерновые продукты. Архитектурно такие предприятия также потребуют наличия системы складов для хранения и дорог к пунктам перевалки.

Скифские повозки-дома тянулись упряжками волов и могли иметь две или три комнаты.

Что касается царских скифов, то, хотя мы знаем архитектуру их курганов, называемых курганами тщательно засыпанных земляных валов и катакомб, похоже, что они также проживали с определенной степенью постоянства в укрепленных поселениях. Размеры земляных валов Бельского укрепления в долине реки Днепр в Украине не только отражают преодоление значительной надстройки (32 км или 20 миль в окружности), но и указывают на то, что это был центр ремесел, богатства и широко распространенного торговля. Тем не менее, как свидетельствуют древние источники, скифы в основном были кочевниками. Их дома на колесах упоминаются не в одном источнике. Эти крытые дома-фургоны тянули упряжки волов и могли иметь две или три комнаты. В зависимости от ранга обитателя полы и стены могли быть богато украшены. Более того, в собранном виде дома-вагоны имели бы вид города.

Скифская культура: искусство, музыка и одежда

Многое из того, что известно о скифской культуре, получено из недавних курганных находок к северу от Черного моря. В то время как древние письменные источники сосредотачиваются на их кочевом воинственном характере, скифские захоронения добавляют еще один слой понимания их замечательной культурной сложности и социальной активности. Помимо уровня замысловатого мастерства в сверкающем золоте, многие изделия рассказывают историю жизни, поэтому гребень — это не просто гребень, он создан, чтобы показать воинов в жестоком бою. Нагрудник или горжет из кургана Толстая могила, на котором в верхнем регистре с изысканными сегментированными деталями показаны сцены из повседневной жизни: доение овцы, двое мужчин шьют рубаху, кормление теленка и жеребят. Напротив, в нижнем регистре показаны драматические сцены жертвы / хищника, когда кошки убивают оленя, а грифоны кусают и царапают лошадей. Затем в выбранных местах ближе к шее миниатюрные козочки, кролики, собаки, кузнечики и птицы.

Скифская золотая пектораль из Толстой Могилы

Терминатор (общественное достояние)

Таким образом, артефакты Черного моря предлагают уникальные, иногда драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни, как немногие погребальные предметы. Многие, как горжет, имеют темы добычи / хищника, в то время как лежащие кошки или лежащие олени также были обычным явлением. Скифская склонность колебалась между удивительно реалистичным захватом предмета в середине действия и абстрактным отображением реальности. Таким образом, олень или кошка могли быть точно изображены или уникально стилизованы.

Не уступая своему творческому вкусу в золоте, «замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое видение явного изобилия одежды кочевников: любовь к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным шитьем, вышивкой и креплением кожаного кроя. ауты» (Канлифф, 207). Элементы одежды включают замысловато украшенные туфли, леггинсы, рукава и женскую накидку с меховой каймой. Точно так же изысканность их одежды в равной степени соответствовала склонности к татуировкам. Знатоки татуировки сегодня оценили бы мастерство рук одного человека в Пазырке. Неизгладимо татуированы абстрактные изображения свернувшихся кошек, оленей, баранов, антилоп и коз.

Мумия принцессы Укока

Кобсев (общественное достояние)

Кроме того, в то время как открытия Черного моря также показывают практичный выбор брюк и туник для всадников в холодном климате, они также показывают любовь Скифии к музыке и танцам. На некоторых снимках изображены эротические танцоры (снова искусно запечатленные в середине действия), покачивающиеся в такт музыке. В кургане Сачновка была найдена золотая повязка с изображением мужчины, играющего на лире. Курганы из костей птиц найдены в кургане 5 на Скатовке. В нескольких гробницах в Пазырыке были обнаружены барабаны из бычьих рогов, а удивительная находка похожего на арфу инструмента, имевшего по крайней мере четыре струны, была обнаружена в кургане 2. Барри Канлифф описывает его как «сделанный из единого выдолбленного деревянного резонатора, средняя часть корпуса прикрывалась деревянной декой, а над открытой частью корпуса натягивались звуковые перепонки» (226-227). Тона, издаваемые этим инструментом искусным музыкантом, должны были быть замечательными.

Религиозное происхождение

Одна из вещей, которую обнаруживает скифский курган, — это вера в загробную жизнь. Помимо предметов искусства, в курганы для умершей элиты помещали оружие, доспехи, части повозок, ковры, различные ткани, предметы быта, продукты питания и вино, запечатанные в амфорах. Такая забота и забота об их умерших отражают, как говорит Рената Ролл, «ожидание загробной жизни» ( Скифы , 118).

Поклонение и символика стихий были неотъемлемой частью скифской системы верований.

Как и во всех древних культурах, поклонение стихиям и их символика были неотъемлемой частью системы верований скифов. При плоском пространстве степи, по которому они шли, выдающейся характеристикой повседневной жизни было бы небо, когда оно встречалось с землей на горизонте. Еще одна очевидная черта, от которой евразийская степь мало что может спасти, — это солнце. Потом был огонь. Обеспечивая защиту от диких зверей ночью и повседневную практическую пользу в кулинарии и металлургии, огонь в древние времена был необходим и имел значительное символическое влияние. Неудивительно поэтому, что земля, небо, солнце и огонь стали иметь для скифов особое богословское значение. И неудивительно, что в своем опровержении Дария Идантирс утверждал, что Гестия (богиня огня) и Зевс (бог неба) были единственными богами, которым он преклонялся (Геродот, 9). 0011 Истории , 4.127.4.).

Геродот рассказывает о восьми божествах, которым поклонялись скифы. Помимо Гестии и Зевса, известных скифам как Табита и Папей, были Апи (мать-земля), Гетосирус (Аполлон) и Аргимпаса (Афродита). Хотя Геродот опускает их скифские имена, он также упоминает Геракла, Ареса и Посейдона. Эти боги представляли элементы, с которыми были знакомы скифы: Арес ассоциировался с войной, а Аполлон с солнцем. Визуальное соединение земли и неба выразилось в вере, что когда бог неба Папей заключил союз с Матерью-Землей, родились все остальные боги. Хотя о ней мало что известно, считается, что скифским эквивалентом Афродиты была Аргимпаса, родственница Арти, иранской богини материального изобилия. Наконец, что касается важного элемента их военного успеха, лошади, Геродот упоминает Тагимасадаса как эквивалент Посейдона, хотя и не как бога моря, а как покровителя лошади.

Хотя Геродот понимал веру скифов с точки зрения греческого пантеона, он говорит, что у скифов не было изображений, жертвенников или храмов. И действительно, курганные находки раскрывают нескольких богов, и то только Аргимпасу, их богиню-мать. Как упоминает Канлифф, «божества высших уровней пантеона, кажется, не были антропоморфизированы, или, по крайней мере, не известны их определенные изображения» (276).

Скифские женщины-воительницы: связь с амазонками

Наконец, удивительным аспектом в изучении Скифии является выдающаяся роль женщин в военной и политической жизни их народа. Беспрецедентно до наших дней, кажется, что некоторые получили — как группа — социальный статус, равный своим мужчинам. В то время как рассказы об амазонках находят свое отражение в современных знаниях (Чудо-женщина), реальность их истории уже давно обсуждается. Рассказ Геродота повествует о чужеземной расе женщин-воительниц, пришедших к берегам Скифии. Как группа они сохранили свою независимость, но в конце концов смешались с группой молодых скифов, присланных к ним скифскими старейшинами. Хотя они говорили на разных языках, эти две группы отправились на восток, чтобы создать свое собственное племя. Геродот утверждает, что сарматы были результатом этого союза и говорили на гибридном скифском языке. Более того, эти свирепые женщины-воины сохраняли свою независимость, следуя своим древним обычаям, часто охотясь в одиночку и сражаясь вместе со своими мужчинами. Они также запрещали своим дочерям выходить замуж, пока они не убьют человека в бою. ( Истории , 4.110-117)

Детали амазономахии

Дадерот (общественное достояние)

Аппиан подтверждает статус суверенной/воительницы скифских женщин. Описывая триумф Помпея при победе над Митридатом VI, он включает в процессию пленных царей и полководцев «женщин-правительниц Скифии» ( Митридатовы войны , 17.116-17). Тот факт, что Аппиан упоминает женщин-правителей во множественном числе и современных, указывает на широкий, общий, общий и кооперативный статус правления. Кроме того, упоминание Геродота о Томирис, скифской царице-воительнице, победившей Кира Великого (ок. 600-530 гг.0011 Истории , 1. 205-14).

Данные археологических раскопок также указывают на широкий воинский, если не на суверенный статус скифских женщин. В 1993 году на самой восточной окраине Скифской конфедерации в Ак-Алахе на плато Укок в Горном Алтае археологами было обнаружено захоронение богатой скифской женщины. То, что она была центральной фигурой на этом месте, похороненной с предметами статуса, окруженной шестью оседланными лошадьми, делает вероятным, что она была, по крайней мере, одной из основных элит своего народа. Наконец, по Канлиффу, на сарматской территории «пятая часть раскопанных воинских погребений, датируемых V—IV веками, — женские, тогда как на скифской территории известно более сорока женских погребений воинов» (219).).

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Знакомство со скифами | Британский музей

Скифы (произносится как «SIH-thee-uns») представляли собой группу древних племен воинов-кочевников, которые изначально жили на территории современной Южной Сибири. Их культура процветала примерно с 900 г. до н.э. примерно до 200 г. до н.э., к тому времени они распространили свое влияние на всю Среднюю Азию – от Китая до северного Причерноморья.

С сентября 2017 года вы сможете познакомиться с этими грозными воинами и их культурой на специальной выставке в Британском музее. Но перед этим узнайте некоторые ключевые факты и поразите своих друзей в пабе своими новообретенными скифскими знаниями.

1. Они были грозными воинами
Золотая бляшка конного скифа. Причерноморье, ок. 400–350 гг. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

До 1700-х годов многое из того, что мы знали о скифах, было собрано воедино из целого ряда древних источников — ни один из них не был написан самими скифами, поскольку они не «делали» письменность. Так что у нас был сборник рассказов, написанных греками, ассирийцами и персами — и они обычно были напуганы (хотя часто и впечатлены).

Греческий историк Геродот в своей «Истории » (Книга 4, V век до н.э.) писал: «Никто, кто нападает на них, не может убежать, и никто не может поймать их, если они не хотят, чтобы их нашли». Ассирийские надписи 7 века до н.э. также относятся к борьбе со скифами, в одной из них упоминается мирный договор, заключенный путем выдачи замуж ассирийской принцессы за скифского царя.

Когда скифы не были чемпионами по играм в прятки или обманом с иностранными принцессами, они даже разработали новый мощный лук, который был сделан из разных слоев дерева и сухожилий. Он был намного мощнее обычного деревянного лука, так как различные слои увеличивали силу и энергию при отпускании тетивы.

Золотая пришивная аппликация на одежду в виде двух скифских лучников.

 

В битвах скифы использовали большое количество высокомобильных лучников, способных выпустить сотни смертоносных стрел за несколько минут. Еще в 6 веке нашей эры один византийский писатель описал смертоносный эффект конных лучников следующим образом: «Они не сдаются, пока не достигнут полного уничтожения своих врагов». Если это не было достаточно ужасным, некоторые классические авторы утверждают, что скифы макали свои стрелы в яд!

Скифские наконечники стрел. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

Когда скифы сражались пешком, их излюбленным оружием был боевой топор с длинным узким заостренным лезвием (как узкая кирка). Этот тип боя был личным и лицом к лицу — контрольные следы от уколов оружия были обнаружены на головах раскопанных человеческих останков.

В общем, довольно страшно.

2. Они были кочевниками
Скифы с лошадьми под деревом. Табличка с золотым поясом. Сибирь, 4–3 вв. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

Блестяще названный «псевдо-Гиппократ» писал, что: «Скифы… не имеют домов, а живут в повозках. Они очень маленькие с четырьмя колесами. Другие с шестью колесами покрыты войлоком; такие фургоны используются как дома, по двое или по трое, и обеспечивают укрытие от дождя и ветра… Женщины и дети живут в этих фургонах, но мужчины всегда остаются верхом».

Кочевые народы, как правило, не оставляли после себя многого в плане городов или литературы – того, что раньше называлось «цивилизацией». То, что мы знаем о скифах, во многом благодаря раскопкам курганов ( курганов ) и образцам наскального искусства. Именно из этих останков у нас есть археологические доказательства, чтобы увидеть, были ли правы древние писатели, такие как Геродот, или они придумывали это на ходу.

На самом деле, наш старый друг Геродот думал, что тот факт, что они были кочевниками, означал, что они были очень страшными:

Ибо, когда у людей нет ни городов, ни крепостей, а все домохозяева и конные стрельцы, живущие не обработкой земли, а скотоводством и переноской жилищ на повозках, то как не быть им непобедимым и неприступным?

(Истории, Книга 4)

Быть кочевником, конечно же, означало иметь надежное портативное имущество. Предметы, которые скифы хоронили вместе со своими умершими, обычно были небольшими или легкими, например, небольшие фляги и деревянные чаши. О мебели и речи быть не может — несколько уцелевших столов низкие и разваливаются. Однако толстые напольные покрытия были необходимы — в гробницах были найдены овчины, войлочные коврики и даже импортный ворсовый ковер.

3. Они любили своих лошадей
Представление художника о скифе на коне. Реконструкция Д.В. Позднякова.

 

Сибирь обширна. Он простирается на восемь часовых поясов и граничит с Европой, Китаем, Тихим океаном и Северным полярным кругом. Он состоит из трех основных экологических зон: ледяной тундры на севере, густого леса в центральной части и смешанной лесной и травянистой степи на юге. Этот последний участок образует широкий травяной коридор богатых пастбищ от Монголии и Китая до Черного моря. Именно здесь скифы начали разрабатывать более эффективные способы верховой езды, что означало, что они могли перемещать большие стада на новые пастбища на большие расстояния.

Скифы вывели коневодство и верховую езду на новый уровень. Они были опытными наездниками и не использовали шипованные удила или намордники. Скифское конское снаряжение (седла, уздечки, удила и т. д.) также было высокоразвитым и функциональным, прочным и легким. Мы знаем это, потому что большие курганы содержат большое количество принесенных в жертву лошадей. К ним прилагались недоуздки, уздечки и седла, а иногда и кнуты, мешочки и щиты.

Верховые лошади были захоронены в очень сложных костюмах, включая головные уборы с грифонами или рогами, седельные чехлы, украшенные боевыми сценами, и длинные подвески.

Головной убор лошади. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

За скифскими лошадьми хорошо ухаживали – многие из них были в возрасте от 15 до 20 лет, когда их положили в могилу. Почти все захороненные лошади были убиты одним и тем же способом – сильным ударом остроконечного боевого топора в середину лба. Хотя сегодня это считается «гуманным» методом, в обществе, которое ценило лошадей, убийство лошадей, должно быть, произвело глубокое впечатление.

4. Им нравилось напиваться и кайфовать!

Золотые бляшки с изображением пьющих скифов. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

Как и многие народы, скифы злоупотребляли алкоголем и накуривались. Пиры были важной частью скифских погребальных церемоний, они также были важны для социальных связей между людьми и племенами. Первоначально известные как «пьющие молоко», скифы переняли употребление вина у греков и персов. Вскоре они приобрели репутацию любителей чрезмерного употребления неразбавленного вина (греки смешивали вино с водой). Затем греческие авторы отмечали, что скифы, как и персы, любили чрезмерно пить. Вы можете привести лошадь (человека) к воде (но он, видимо, предпочтет вино).

Геродот также описывает, как у скифов был ритуал, связанный с кайфом от конопли в своего рода передвижной «травяной сауне»:

Мазают и моют головы; что касается их тел, то они поставили три шеста, прислоненные к одному концу, и покрыли их шерстяными циновками; затем, в столь огражденном изо всех сил месте, они делают в центре яму под жердями и циновками и бросают в нее раскаленные камни. .. Затем скифы берут семя этой пеньки и, проползая под маты, бросают на раскаленные камни; и, брошенный таким образом, он тлеет и испускает столько пара, что никакая греческая паровая баня не может его превзойти. Скифы воют от радости в паровой бане. Это служит им вместо омовения, ибо они никогда не моют свои тела водой.

(Истории, Книга 4)

Скифы осознали болеутоляющее действие марихуаны, которое, без сомнения, пригодилось, если они попали в аварию верхом или в ожесточенном сражении.

5. Они были татуированы
Фрагмент мумифицированной кожи со скифской татуировкой. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Все замороженные тела скифов, исследованные до сих пор в разных местах, сильно татуированы. Узоры покрывали руки, ноги и верхнюю часть туловища. Они включают в себя фантастических животных, сцепившихся в бою, ряды птиц и простые точки, напоминающие современную акупунктуру.

Штриховые рисунки татуировок на скифе.

Как, кроме татуировок, выглядели скифы? У некоторых женщин светлые волосы и голубые глаза, но у мужчин крепкое телосложение и рыжие или темные волосы.

6. Им понравилось немного побрякушек
Золотой торк с бирюзовыми вставками. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

Скифские мастера умели отливать металл. Они работали с золотом, бронзой и железом, используя такие методы, как литье, ковка и инкрустация другими материалами. Ни одно из них не требовало большого количества оборудования, а Сибирь богата металлическими рудами, но требовало навыков. На выставке будет много изысканных образцов скифской металлоконструкции.

7. Они мумифицировали своих умерших
Впечатление художника от кургана. Акварельная иллюстрация, 18 век. Архив Института археологии РАН, Санкт-Петербург.

 

В высокогорном Алтайском районе у границ России, Казахстана, Китая и Монголии из-за мерзлых недр органические останки скифов, погребенных в гробницах, исключительно хорошо сохранились в вечной мерзлоте.

Скифы приложили огромные усилия, чтобы сохранить внешний вид мертвых, используя форму мумификации. Они удалили мозговое вещество через отверстия, прорезанные в голове, разрезали тела и удалили как можно больше мягких тканей, прежде чем заменить их сухой травой и зашить кожу.

Деревянный гроб. Конец 4 – начало 3 века до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

 

Как уже отмечалось, кочевники не оставляют много следов, но когда скифы хоронили своих умерших, они заботились о том, чтобы снабдить труп всем необходимым, по их мнению, необходимым для вечных странствий по загробной жизни. Обычно выкапывали глубокую яму и сооружали на дне деревянную конструкцию. Для важных персон они напоминали бревенчатые избы, обитые и покрытые темным войлоком, а крыши покрыты слоями лиственницы, бересты и мха. В гробнице тело было помещено в гроб из бревенчатого сундука вместе с некоторыми из их ценных вещей и другими предметами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *