Церковь Вознесения. Село Коломенское
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов, живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!…Особенно, когда на природе и когда природа красива!» Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ мастер находит в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском среди притаившихся в зелени старинных усадеб, домов и древних церквей. В период 1920-х годов палитра художника становится особенно яркой, оптимистичной и живописной. В коллекции Третьяковской галереи хранятся этюды из подмосковной поездки мастера, переданные в дар его сыном Всеволодом. Лето 1927 года Аполлинарий Васнецов провел в селе Коломенское. Необыкновенное по красоте место на берегу Москвы-реки привлекало его древней уникальной архитектурой, богатой историей и многочисленными легендами. Первое упоминание о поселении относится к 1339 году, с этих пор там располагалась княжеская, а затем и царская резиденция. Самым известным памятником архитектурного комплекса стала церковь Вознесения, заложенная в 1533 году князем Василием III. Храм был создан итальянскими архитекторами Пьетро Аннибале и Петроком Малым, которые наделили его необыкновенно легкими пропорциями, украсили снаружи как русскими, так и готическими элементами.
В 1923 году архитектор и реставратор П.Д. Барановский выступил с инициативой по созданию в селе Коломенское музея под открытым небом. Помимо сохранения каменных построек XVI века, под его руководством на территорию подмосковной усадьбы были перевезены многие памятники деревянного зодчества. Аполлинарий Васнецов был дружен с Барановским и по его приглашению поселился на время этюдов в одном из древних зданий. Свое пребывание в историческом месте художник отметил в письме другу живописцу Николаю Хохрякову: «Живу я в башне Часозвона, окно с железной решеткой, высокая, узкая, сводчатая комната, как каземат, холодно и сыровато, но при всем том интересно и занятно».
Не смотря на непростые условия жизни, летние месяцы завершилось интересной серией этюдов. С особым вниманием архитектора Васнецов изобразил Церковь Вознесения – главный памятник древней царской резиденции. Для произведения он выбрал редкую для себя точку зрения снизу, чтобы подчеркнуть вытянутые стройные пропорции храма, устремленного в небо. Легкость и изящество архитектурного сооружения автор усилил фактурно написанной природой. На переднем плане – землистый холм, заросший травой, несколько деревьев, чьи размашистые кроны переливаются холодным серо-жемчужным блеском. Густая, почти черная тень контрастирует с сиянием листвы и создает эффект яркого ослепительного солнца.
Этюды, написанные в Коломенском, стали одними из самых жизнерадостных и живописно выразительных работ последних лет жизни Аполлинария Васнецова.
Архитектурные особенности храма Вознесения в Коломенском
Автор статьи — архитектор Екатерина Ерзовская. Заметка написана специально для нашей интернет-страницы и публикуется по случаю Престольного праздника храма Вознесения в Коломенском.
«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси» — писал о церкви Вознесения летописец.
Церковь Вознесения в Коломенском. 1960-е годы. Вид, близкий к первоначальному
История его создания весьма примечательна. В 1527 году истек срок двухлетней епитимии, наложенной на Великого князя Василия III из-за двоежёнства. Епитимия была наложена из-за развода с Соломони́ей Сабуровой*, так и не подарившей царю наследника и его нового брака с Еленой Глинской. За скандальные меры, предпринятые Великим князем ради того, чтобы иметь наследника, всё же совесть его не могла не беспокоить. Следовало и внешне загладить вину за нарушение приличий. Вот что послужило причиной наложения митрополитом Даниилом, которому историки приписывают сервилизм**, епитимии на главу государства: епитимия была наложена по воле самого Великого князя. Желая отмолить грехи, совершенные ради появления наследника и неустанно молясь о нём, Василий велел построить великолепный храм в своей вотчине – селе Коломенском.
О начале строительства церкви Вознесения документальных свидетельств нет. Но завершилось оно в 1532 году, об этом есть краткое упоминание в летописи: «Того же лета (1532) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Храм был освящён 3 сентября того же года митрополитом всея Руси Даниилом в память праздника Вознесения Господня. Летопись упоминает о трёхдневном пиршестве по этому случаю. Присутствовали Великий князь, митрополит Даниил и многочисленные гости.
Ф. Я. Алексеев. Коломенское
Место для церкви Вознесения было выбрано на высоком правом берегу Москвы-реки. Существует версия, что этот холм находился на таком же расстоянии от Кремля, как и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя.
Личность архитектора, построившего храм, до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые исследователи (И. Е. Забелин, Подключников) считают, что это был русский мастер, скорее из Пскова, чем из Москвы. Но другие (К. К. Романов, Н. Н. Воронин и др.) полагали, что зодчий был выходцем из Западной Европы и состоял на русской службе. Сейчас бытует гипотеза об авторстве итальянского зодчего Пьетро Аннибале, или, как его называли в русских источниках, Петро́ка Мало́го***, который является автором также храма в честь Воскресения Христова в Кремле и стен Китай-города в 30-х — 40-х годах XVI века.
Вознесенская церковь не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала гипотеза о том, что зодчий пытался воспроизвести в камне тип деревянного шатрового храма, и это сходство с русскими деревянными церквями более позднего времени, конечно, есть, но в России эта форма была присуща более для надпрестольных киво́риев и се́ней.
Пилястры с резными капителями и треугольные арки-вимперги между ними. Фото А. Чеботаря
В то же время, свободное обращение с ордером, сочетание ренессансных и готических элементов и русифицированных мотивов, говорит в пользу того, что автор был хорошо знаком с традициями итальянского зодчества. Из архитектурных элементов храма ренессансными являются килевидные арки, готическими — вимперги, русского происхождения — кокошники. В пользу «итальянской» версии также говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся ранее в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями, вимперги, декор шатра.
В пользу знакомства автора с итальянской архитектурой говорит и каменный трон с богато украшенным растительной резьбой тимпаном на восточной галерее, обращенной к реке. Об участии в возведении храма иностранного архитектора свидетельствует и найденная на одном из пилястров дата «1533», написанная арабскими цифрами, в то время, как на Руси того времени даты писались кириллицей с титлами, да и летосчисление на Руси велось от Сотворения мира. А итальянцы вели летосчисление от Рождества Христова, и отсчёт нового года по одному из итальянских календарей вёлся не с сентября, как на Руси, а с марта. Нехарактерным для русской архитектуры является также безапсидный план храма.
В основание церкви был заложен уникальный фундамент: огромная искусственная скала площадью более 600 м². В высоком склоне был отрыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями, а затем из известняковых блоков, скрепляя их раствором, сложили монолитный фундамент, имеющий в разных своих сторонах разную глубину. Дальняя от склона часть фундамента более массивна и заглублена больше, не позволяя храму сползти по склону. Основной монолит храма, сложенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика под ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном и миниатюрным куполом с крестом.
Вертикальные ряды тройных кокошников. Фото А. Михеевой
Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Его фасады украшены по углам пилястрами, а стены четверика заострёнными треугольными глухими арками- вимпергами, подчёркивающими общее устремление всего объёма храма вверх.
Бусы алмазной огранки
Главный элемент и главное новшество в композиции храма — его шатёр: уходящая в небо стройная многогранная пирамида. Точно рассчитанные пропорции шатра, лёгкого и мощного одновременно, подчеркивает гурт (тяги, проложенный вдоль всех рёбер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Такой декоративный приём был использован в конце XV в. итальянскими мастерами в Грановитой палате Московского Кремля.
Ромбовидные ячейки бусин на гранях шатра. Белокаменные бусы на красно-кирпичном фоне выглядят эффектнее.
Вся архитектура Вознесенской церкви подчинена идее устремления ввысь: и контраст сравнительно небольших размеров внутреннего пространства храма (8,5×8,5 м) и его высоты (41 м), обходные галереи с раскинутыми, будто могучие корни дерева, лестницами, высокий крестчатый объём, готически удлинённые пропорции ордера, высокие полкуружия килевидных кокошников, ступенчато соединяющих крестчатый объём с восьмериком, убегающие вверх по граням шатра ромбы.
Обходная галерея (гульбище)
Храм со всех сторон опоясывает двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами. Вероятно, изначально она была покрыта крышами в виде «бочек». В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. Как уже отмечалось выше, церковь Вознесения в Коломенском отличалась от традиционных русских храмов и в плане. В отличие от крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии, где в основе плана лежит православный крест, внутренние столбы символизируют опору (столпы) Церкви (поэтому на них обычно писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырёх апостолов-евангелистов, смысл шатрового храма раскрывается иначе. В христианской традиции шатровая сень всегда символизировала святость места, над которым она возводилась, была образом Божественной благодати, сходящей на него. В плане этот первый на Руси шатровый каменный храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. Как уже отмечалось выше, характерные для православной церкви полукруглые апсиды здесь отсутствуют: восточная стена церкви абсолютно плоская. И широкая галерея, целиком опоясывающая храм, большая редкость, ибо для русской православной архитектуры нехарактерно помещать любые сооружения восточнее алтаря. Галерея эта (гульбище) позволяло совершать крестный ход, не спускаясь на землю.
Белокаменный трон с сенью (Этимасия)
По центру восточной части галереи расположен белокаменный трон. По мнению соавтора монографии «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», д.и.н. Л. А. Беляева, резное оформление трона (высокая спинка с каннелюрами, полуциркульная конха, боковые филёнки с растительным орнаментом, ножки в виде лап животных) имеют ренессансное происхождение и типологически близки тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI веков. Существует предположение, что это уникальная трёхмерная икона «Престол уготованный»(Этимасия) — символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Присутствие этого трона превращает шатёр храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.
Если посмотреть на церковь сверху, видно, что галереи и крыльца несимметричны, а столбы и арки подклета выполнены без геометрической точности. Эта асимметрия простёртых на земле форм обусловлена целью создать переход и связь от свободных и плавных линий холма, где стоит церковь, к строгой геометрии кристаллического объёма храма, но в целом план вписан в квадрат.
Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, ведь это была домовая церковь. Во время богослужений там находился царь и семьёй и несколькими сановниками.
Угловые окна. Один внутренний проём снаружи выходит на 2 фасада.
Храм освещается необычно: нижнюю часть храма освещают проёмы, прорезанные в угловых выступах четверика, а четыре окна основного яруса расположены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идёт внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада и поднимаясь выше, ступени доходят до верха первого яруса восьмерика. Оттуда можно подниматься на наклонные стены шатра для выполнения работ на его внешних стенах. В шатре окна расположены по сторонам света. Таким образом размещенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.
Фасадное окно
Освещение шатра
Как дворцовый храм, церковь Вознесения не имела прихода и возле неё не сложилось кладбища. Вознесенская церковь была не только летней церковью царей, но и имела важное оборонное значение — была важным наблюдательным пунктом. Она располагалась на южных подступах к Москве, мимо иногда следовали по направлении к столице татарские отряды. Их было хорошо видно с шатра, и можно было подать сигнал с помощью факелов или зажжённой бересты на другие наблюдательные посты — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого.
Вид на иконостас от входа
При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. По сохранившимся свидетельствам современников, сначала храм изнутри был расписан. Но неблагоприятные климатические условия, отягощённые высокой влажностью, не способствовали их хорошей сохранности: через некоторое время краски облетели, и восстанавливать их не стали.
Иконостас
Что касается первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». По причине высокой влажности иконостасы тоже часто менялись, на данный момент их известно семь. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освящении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в. В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.
В день отречения императора Николая II (2 марта 1917) в подклете церкви, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери. Недавно было отпраздновало столетие обретения иконы.
В настоящее время церковь Вознесения находится в совместном пользовании Музея-Заповедника “Коломенское” и Московской Патриархии (с 1994 года храм Вознесения — Патриаршее подворье). Первое освящение храма после создания Подворья состоялось 9 июня 1994 г. Затем, после реставрации 2007 года, храм был вновь освящен 16 июня 2013 г. Богослужения совершаются по воскресным дням, престольным и некоторым другим праздникам в период от Св. Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы.
Екатерина Ерзовская
под редакцией свящ. Евгения Зыкова
* с одной из версий этих событий можно познакомиться в статье http://dyakovo.moseparh.ru/stati/prepodobnaya-sofiya-suzdalskaya/
** обслуживание интересов власти. См., например, его жизнеописание в Википедии
*** Петро́к – уменьшительное от Пётр
Источники:
Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/155166.html
https://um.mos. ru/contests/dogm/works/41592/
Портал Православие.RU. https://pravoslavie.ru/523.html
http://www.e-vestnik.ru/reports/voznesenie_v_kolomenskom_10712
http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm
https://posmotrim.by/article/istoriya-cerkvi-vozneseniya-kolomenskoe.html
Журнал «Православные Храмы. Путешествия по святым местам» Вып.16, 2012
Л. А. Беляев «Церковь Вознесения в Коломенском — шедевр мировой архитектуры» М.; МГОМЗ, 2019
Фото автора и взятые из открытых источников
Просмотрено 7523 раз
Вознесенская церковь. Коломенское. Москва. 1532.
Коломенское — бывшая царская усадьба, расположенная в нескольких милях к юго-востоку от центра Москвы, на древней дороге, ведущей в город Коломну (отсюда и название). Живописная местность с видом на крутые берега Москвы-реки стала частью Москвы в 1960-х годах.
Белая колонна Коломенского
Село Коломенское впервые упоминается в завещании Ивана Калиты (1339 г. ). Со временем село превратилось в любимую усадьбу великих князей Московской. Самым ранним из сохранившихся сооружений является исключительная Вознесенская церковь (1532 г.), построенная из белого камня в память о долгожданном рождении наследника престола, будущего Ивана Грозного. Будучи первой каменной церковью шатрового типа, неканоническая «Белая колонна» (как ее иногда называют) ознаменовала поразительный разрыв с византийской традицией.
Церковь вздымается к небу из низкого крестообразного подклета (цокольный этаж), затем следует удлиненный четверик (восьмиугольный корпус) церкви, а затем восьмиугольный шатер, увенчанный крохотным куполом. Узкие пилястры по бокам четверика, стреловидные оконные рамы, три яруса кокошников и спокойный ритм лестничных арок и ажурных галерей подчеркивают динамичную направленность этого шедевра русского зодчества. Считается, что вся вертикальная композиция заимствована из шатровых деревянных церквей Русского Севера. Признавая ее выдающуюся ценность для человечества, ЮНЕСКО приняла решение о включении церкви в Список всемирного наследия в 1994.
Большой дворец и другие сооружения
По другую сторону оврага от Коломенского видна пятишатровая церковь Иоанна Предтечи, предположительно датируемая 1547 годом. На самом деле происхождение церкви окутано тайной. Одни говорят, что мастера были итальянцами, другие приписывают это Постнику Яковлеву, по общему мнению, автору собора Василия Блаженного на Красной площади. Как бы то ни было, ясно, что храм представляет собой переходный этап между описанным выше Вознесенским храмом и знаменитым 8-шатровым собором на Красной площади.
Российский царь Алексей I приказал снести все старые деревянные постройки в Коломенском и заменить их новым большим деревянным дворцом, известным своими причудливыми сказочными крышами. Иностранцы называли этот огромный лабиринт замысловатых коридоров и 250 комнат, построенных без использования пил, гвоздей и крюков, «восьмым чудом света». В 1709 году во дворце родилась будущая императрица Елизавета Петровна. После отъезда двора в Петербург дворец обветшал, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. По ее приказу дворец был снесен в 1768 году. К счастью, сохранилась деревянная модель дворца, и Московское правительство приступило к его полномасштабной реконструкции.
Сохранившиеся остатки дворцового комплекса включают пятиглавую Казанскую церковь (1662 г.) довольно традиционной архитектуры и деревянные и каменные ворота бывшего дворца.
В советские годы в Коломенское были перевезены старые деревянные постройки с Крайнего Севера (барбакан Николо-Корельского монастыря), Сибири (Братская острога) и других районов (срубы, ветряные мельницы, камень Двины и др.). Некоторые из этих сооружений датируются 17 веком.
en.wikipedia.org/wiki/Коломенское
Из Википедии, свободной энциклопедии
Парк Коломенское и Музей-заповедник — Дружелюбный блог местных экспертов
Отправляемся в путешествие по легендарному Коломенскому парку . Вот что вас ждет:
- Дворец царя Алексея Михайловича, , который считается восьмым чудом света,
- церковь, где венчался Иван Грозный,
- Вознесенская церковь, шедевр русского зодчества,
- Речной круиз Москва и многое другое — присоединяйтесь к нам в туре по музею-заповеднику Коломенское !
Интересные факты о Коломенском
Дворец царя Алексея Михайловича
Достопримечательности музея-заповедника Коломенское:
Основные моменты | Год | Немного истории |
Вознесенская церковь | 1528-1532 | памятник ЮНЕСКО,шедевр русской и мировой архитектуры. |
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи | 16 й в | Из-за обилия декоративных элементов, характерного для позднеготической архитектуры, типичного для архитектуры эпохи Возрождения, Иван Грозный избрал именно эту церковь для праздничных богослужений и празднования своих дней рождения.|
Церковь Казанской иконы Божией Матери | 17 й в | служил семейным храмом для царских особ, посвященным иконе Казанской Божией Матери, самой почитаемой иконе России. По поверьям многих русских царей из династии Романовых, им удалось взойти на престол благодаря покровительству этой иконы. |
Церковь Св. Георгия Победоносца | 1685 | одна из многоэтажных церквей типичных для 17-18 веков,это была холодная церковь без русской печи и службы в ней совершались только в теплое время года,в 16 веке была возведена Георгиевская колокольня служил звонницей Вознесенской церкви. По преданиям, в XIV веке на этом самом месте стояла деревянная церковь, построенная по приказу князя Дмитрия Донского в память о Георгии Победоносце и Куликовской битве 1380 года9.0093 |
Комплекс парадных ворот в Коломенском | 1671-73 | был парадным входом в летнюю царскую резиденцию: высокие гости всегда входили в резиденцию через Парадные ворота, русские цари встречали высоких гостей, показывая им «гениальное чудо» — больших механических львов со специальными механизмами внутри, которые делали они время от времени закатывают глаза и рычат. |
Продовольственный двор | 17 й в | археологические находки, сделанные на памятнике, достигли более 400 предметов, в том числе статуя Афины-Паллады XIX века времен Екатерины Великой, которая экспонируется в настоящее время в экспозиции Парадных ворот. |
Стрелецкие гауптвахты | 1680-е | примыкал с юга к Спасским воротам, построенным в 1680-х годах и служившим для обеспечения безопасности внутри и снаружи царской резиденции. |
Стены Царского двора | 17 й в | элементов стены Царского двора постройки XVII века. |
Моховая башня Сумского острога | 17 й в | стены и башни выдерживали огневые военные атаки, на оригинальных бревнах башни видны следы шведской картечи, применявшейся в атаках в 16-17 веках, здесь можно узнать о быте воинов оборонявших частокол и увидеть бытовые предметы быта того времени. |
Дворец царя Алексея Михайловича | 17 й в | построен в 1667-1668 годах и насчитывал аж 270 комнат! назывался 8-м чудом света. |
Дом Петра I в Коломенском | 18 й в | единственный в Москве мемориальный музей, посвященный русскому царю,состоит из трех теплых жилых комнат с большим количеством окон,экспозиция в доме Петра I представляет собой интерьер того времени, когда в нем жил Петр I. |
Хозяйственное строение (Медоварня) | 18 й в | — бывшее хозяйственное строение бывшего Никольского единоверческого монастыря, служившее для приготовления медоваренных напитков, здесь можно узнать о старинных национальных обрядах, традициях и праздниках, удивительное монументальное сооружение, редкий образец московской архитектуры тот период истории. |
Дворцовый павильон | 1825 | Дворцовый павильон — единственное сохранившееся здание дворца Александра I (начало 19 века), павильон служивший чайной или домашним театром, главный фасад украшен дорическим портиком и двумя скульптурами львиц с обеих сторон лестницы. |
Памятный столб | 19 й в | № возведен предположительно в 1881 году крестьянами в благодарность императору Александру II за отмену крепостного права в России. Водонапорная башня в Коломенском 2007 г. |