Цвингер в дрездене: Цвингер в Дрездене — комплекс из четырех зданий, собрание музеев

Содержание

Цвингер

Цвингер я мечтала увидеть в Дрездене в первую очередь. Знаете, почему? Когда я была ещё ребёнком, а родители служили в ГДР, в Цвингере мы побывали вместе. Поэтому в свой первый взрослый визит Дрездена я сразу же пришла сюда. И обрадовалась тому, что многое осталось точно таким, как мне запомнилось.

Для меня Цвингер — множество ассоциаций, которые дают повод фантазировать и размышлять.

«Процвингер»

Слово Zwinger переводится с немецкого как «псарня», «конура» или «питомник». Но раньше, в Средневековье, цвингером называли часть крепости между внутренней и наружной стеной. Не знаю, держали ли на этой территории псов или других животных, но какая-то связь, очевидно, между этими названиями есть. А может быть всё дело в том, где построили дрезденский Цвингер?

Прежде он располагался между крепостными стенами столицы Саксонии и ничего общего с «конурой» в нём нет. А есть великолепный двор с фонтанами, а вокруг него несколько зданий в стиле барокко. Проектировал этот дворцовый ансамбль архитектор Пёппельман ещё в XVIII веке. Его дело подхватили последователи Земпер и Крюгер. В результате получился пышный комплекс из объединённых галереями нарядных павильонов. К нему же относится здание Галереи старых мастеров.

Даже не заходя в неё, как и в другие музеи Цвингера (о них чуть позже), здесь можно провести больше часа. По крайней мере, так получилось у меня. Я пыталась представить себе 1709 год — тогда и началась история дворцового комплекса.

У нас в России ломал старые устои Петр I, а здесь построили нечто деревянное, похожее на амфитеатр — это сооружение и стало «працвингером». Постройка окружила площадь, где гуляла и устраивала турниры саксонская знать. А потом пришёл Маттеус Даниэль Пёппельманн, и три стороны Цвингера «окаменели». Четвертая сторона выпала на долю Готфрида Земпера, и к 1855 году каменный Цвингер был полностью построен.

Не знаю, можно ли назвать постройки грациозными, но Zwinger для меня грациозен. Его фасад, линии, переходы, контуры павильонов и ворот — настоящее произведение искусства. Всё симметрично, чётко, возвышенно: и Коронные ворота, и Прямые галереи на южной границе Цвингера, и архитектурные композиции на восточной и западной стороне. А сколько изумительных скульптур! Я долго рассматривала «Купальню нимф»: она справедливо считается одним из главных украшений дворцового комплекса, и в это время на часах Цвингера зазвучали мелодичные фарфоровые колокольчики. Прелесть!

История создания Цвингера

Самым интересным для меня было то, что строился дворцовый комплекс по наитию. Никто, несмотря на архитектурные разработки, не знал, куда кривая выведет. Сначала Цвингер задумывали сделать оранжереей, а в итоге получили королевский комплекс естественнонаучных музеев. Начал это дело, как и всё самое главное в Дрездене, Август II Сильный, а закончил Фридрих Август I, саксонский курфюрст.

Как я уже говорила, здесь когда-то была мощная крепость. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился один из бастионов, а внутри него располагался сад. В 1709 году, о котором уже шла речь, Август Сильный приказал архитекторам позаботиться о здании оранжереи: она должна была появиться на внутренней стороне крепостного вала. В оранжерее сажали экзотические для Саксонии: апельсины, лимоны и лавры. Когда наступали тёплые деньки, придворные дамы и кавалеры прогуливались по аллеям, составленным из кадок — деревца с их яркими плодами выносили во двор и создавали из них волшебный сад. Честно говоря, я им немножко завидую, ведь таким дворец нам уже не увидеть.

Итак, изначально Цвингер был оранжереей. А в это самое время на другом берегу Эльбы строили фарфоровый замок Августа Сильного — уникальная коллекция фарфора ныне занимает четвёртую часть помещений Цвингера. Как жаль, что машины времени не существует: я бы так хотела перенестись в те времена и посмотреть, как всё это создавалось!

Пристрастие к экзотике и фарфору возникло не просто так: особо ценили их при дворе французского короля Людовика XIV, а немецким князьям так хотелось ему подражать! Но пустозвонами они не были. Мода модой, а наука наукой: в Германии тайнами производства фарфора занимались серьёзно. В 1710 году в Мейсене немцы построили первый в своей стране фарфоровый завод. Гордиться им трудолюбивый народ может и сегодня.

Соперничество сильнейших

Как же хотелось Августу Сильному превзойти всех и вся! Находясь в Цвингере, я то и дело думала о великом правителе Саксонии и его непомерных амбициях. Его величество собственноручно сделал набросок того, как должна выглядеть королевская оранжерея: Август желал построить три полукруглые террасы, расположенные одна над другой. Экзотические деревья должны были располагаться на них рядами. На практике вышло по-другому: расчеты архитекторов преобразили замысел курфюрста. Но получилось достойно, и король утверждал, что Цвингер полностью соответствует его идее. И, я думаю, не нашлось никого, кто стал бы спорить с ним вслух.

Разве что посмеивался потихоньку сам М. Д. Пёппельман: у него получилось лучше, чем хотел Август Сильный: не просто оранжерея, а здание для торжественных церемоний и праздников. Я считаю, что вышло просто великолепно! Конечно, построить его без ведома и разрешения короля у Маттеуса Даниэля ни за что бы не вышло. Поэтому, думаю, умница-архитектор проявил невероятную деликатность и дипломатию — часть имевшихся бастионов и строений снесли, фарватер Эльбы укрепили, и из каменоломен города Кёнигштайна стали доставлять блоки из песчаника.

Ода архитектору

Маттеус Пёппельман, как мне кажется, был парень не промах. Имелся у него ещё один талант: он умел ждать. Строительство Цвингера архитектор возглавил за три года до своего пятидесятилетия. При дрезденском дворе он прослужил целых 20 лет. Фортуна улыбнулась Пёппельману в 1705 году, когда после кончины своего начальника он смог заявить о своих неординарных возможностях и был назначен архитектором Саксонии.

В своём новом статусе Пёппельман приложил руку к строительству Ташенбергского дворца (1707 год), а в 1709 предложил построить в Цвингере постоянные зимние помещения для деревьев — две закруглённые галереи. Поставил он их на низкой террасе. С садом её связывала лестница.

Для прогулок придворных была создана верхняя терраса. С удовольствием прошлась по ней и я. Окна галерей Пёппельман спроектировал до пола. Перед каждым окном архитектор расположил консоль. На неё в тёплое время года выносить цитрусовые деревья в объёмных кадках было очень удобно.

Август Сильный был впечатлён. Для того, чтобы мы все увидели Цвингер таким, каков он есть, он отправил архитектора в Рим и Вену. Пусть по королевской воле подучится тому, как следует строить дворцы и разбивать сады!

Пёппельман съездил не зря. Вернувшись из-за границы в 1710 году, он выложил правителю свой план: почему бы не пристроить два двухэтажных павильона к закругленным галереям? Перепад высоты между садом и цвингеровским валом можно использовать для создания фонтанов и каскадов. Август произнёс своё решающее «да», и в Цвингере появился так называемый «водяной театр». Позже его назвали Купальней нимф, у которой в наши дни фотографируются все гости Цвингера. Скульптуры прелестных купальщиц создал Бальтазар Пермозер и его помощники. На мой взгляд, это шедевр!

Лиха беда начало

Наступил 1712 год, который в Цвингере я старалась представить, как могла: очень люблю историю. Территория, отведённая под комплекс, стала кардинально меняться. Обе западные закругленные галереи были построены полностью. Через несколько месяцев предстали во всей красе оба угловых павильона. Наступила очередь Коронных ворот и обеих южных галерей. Осматривая их сегодня, я старалась представить себе, как выглядел Цвингер без них. Надо сказать, у меня ничего не получилось. А ведь было здесь всё когда-то совсем по-другому! И защитный ров был, и вал с оборонительными сооружениями. Но когда наступило время постройки Коронных ворот и прямых галерей, от вала и рва мало что осталось. Но вот что интересно, друзья: если цвингерский экскурсовод ничего не напутал, то даже в 1715 году окончательных планов по завершению Цвингера не было! И тогда Август решил Пёппельмана послать. Нет, не по известному адресу, а в Париж.

Вот это свадьба

Оказавшись во французской столице, Маттеус бросился изучать интерьеры и тонкости дворцовых сооружений. Как угодить требовательному королю и добиться совершенства? Поездка помогла: архитектор решил наконец проблему, которая не давала ему покоя несколько лет. Пёппельман понял, как следует оформить стык между западными Закругленными галереями. Нужен Павильон на валу! Он увенчал бы всю архитектурную группу. В нём должны были быть расположены входные двери в обе закруглённые галереи, лестницы, парадный зал… Как я любовалась всем этим во время своей экскурсии!

У Маттеуса всё получилось! В 1718 году Павильон на валу был закончен так же, как и его собратья — Физико-математический и Французский павильоны. И вот тут… Кронпринц Фридрих-Август решил жениться на Марии Жозефе, старшей дочери почившего императора. Этот брак мог привести Саксонию к обладанию имперской короной. Торжество назначили на лето 1719 года, и Август II Сильный решил, что праздник должен состояться в цвингеровском саду. Что тут началось! Сад закончен не был, территория Цвингера с востока и севера оставалась открытой. Строители бросились возводить каменные Музей фарфора и Немецкий павильон: два новых угловых строения. Остальные постройки сделали из дерева. К августу 1719 года Цвингер приобрел завершённый вид — современники сочли его бесподобным. И тогда Мария Жозефа стала женой кронпринца.

На свадьбе погуляли от души: после неё в казне Саксонии мало что осталось. Так что и в строительстве Цвингера настал мёртвый период. Когда наступил 1722 год, восточные Закруглённые галереи и Городские ворота стали каменными, а на их стражу встал Геркулес, вооружённый дубинкой (о нём расскажу чуть позже).

Цвингер меняет назначение

Свадьба Фридриха-Августа, если не ошибаюсь, была единственной проводившейся в комплексе: теперь по Цвингеру гуляем только мы, туристы, причём осторожно и с почтением. В 1728 году Август Сильный прекратил променад даже своих придворных. По его распоряжению, растения и деревья из галерей Цвингера убрали. На их месте появился Кабинет графики и естественнонаучные музеи.

Ещё через два года Цвингер «засветился» как самый значительный европейский естественнонаучный музейный комплекс. Здесь появились:

  • экспонаты кунсткамеры;
  • графика;
  • коллекция минералов;
  • коллекция окаменелостей;
  • коллекция раковин, янтаря и кораллов;
  • материалы по анатомии, ботанике и зоологии;
  • естественнонаучная библиотека.

Отцвела оранжерея, забыли о ней, как и о праздниках: Цвингер превратился в Королевский дворец наук. Скучно? Может быть, зато как полезно!

Восставший из пепла

Цвингеру на его веку достались не только наука и праздники, но и войны. Впервые он пострадал от Семилетней войны 1756–1763 годов — постаралась прусская армия. Подвел и сам песчаник — камень, из которого построили Цвингер: мягкий и податливый воздействию ветра он постоянно нуждается в реставрации. Знаете, это заметно: у меня постоянно было ощущение и прочности, и зыбкости.

Почти вся восточная часть Цвингера сгорела в 1849 году, когда в Дрездене начались революционные бои. Восстанавливать строения спустя восемь лет взялся К. М. Хэнель, но принёс больше вреда, чем пользы. Хэнель не знал, что олифа, которой он покрывал статуи и стены, вызывает разрушение песчаника. Лишь спустя почти полвека, в 1910 году, олифу сняли растворителем и занялись наследием Цвингера более профессионально.

Реставрацию закончили к 1936 году, но Вторая мировая война ударила рикошетом и по всему Дрездену, и по комплексу: 13 февраля 1945 года любимое строение Августа Сильного пострадало от бомбежки. Лишь к 1964 году его удалось отреставрировать: тогда это обошлось ГДР в 20 миллионов марок.

Вместе с родителями я впервые увидела Цвингер на исходе семидесятых, когда всё уже было восстановлено. А мой самостоятельный визит состоялся намного позднее. И, знаете, что интересно? В Цвингере появляется ощущение какого-то тихого праздника, торжественности. Происходит какое-то внутреннее преображение, причём не только у меня — я невольно обращала внимание и на других посетителей — у всех просветлённые лица, нет ни скуки, ни уныния. За время своей прогулки я не заметила, чтобы кто-то нервно закурил или заговорил со своими спутниками на повышенных тонах. Конечно, не все непрестанно восторгаются, как я, или устраивают себе воображаемое путешествие в прошлое, но не торопятся и уйти отсюда: рассматривают, фотографируют и улыбаются. Прекрасно, правда?

Музеи Цвингера

Вдоволь налюбовавшись Цвингером снаружи, я прошла внутрь — в музеи:

  • Музей фарфора, расположился в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи.
  • Физико-математический павильон со своей почти трёхсотлетней коллекцией находится в одном из двух павильонов, соединённых Закруглёнными галереями с Павильоном на валу.
  • Галерея старых мастеров

Музей фарфора

Музей фарфора — это такой размах впечатлений! Экспонаты — восторг, само собой, и об этом чуть позже. Первое ощущение — царство солнца — здесь удивительно светло из-за огромных окон. И еще, знаете, на каких бытовых запросах я себя поймала? Это как же надо постараться, чтобы не было ни соринки, ни пылинки, и чтобы стекла блестели такой чистотой! У меня дома всего четыре окна, и они далеко не такие чистые, каюсь. А тут… Потрясающе! И когда работники музея успевают протирать ВСЕ стекла? А потом, как бы ни были защищены от пыли экспонаты, она вездесущая. Как-то мы привезли из Германии фарфоровые статуэтки на память: дам, кавалеров и особенно любимую мной карету, из которой выходит красавица в белоснежном парике в стиле XVIII века. Так вот: я всегда задавалась мыслью, как сделать так, чтобы в складках платья фарфоровой дамы не было пылинок? Так вот в Цвингере, в Музее фарфора, нет даже намёка на пыль.

Что сказать об экспозициях? Здесь несколько залов, в том числе в восточном стиле. Мне очень понравилась коллекция китайского фарфора эпохи Канси, у нас с королём Августом II одинаковый вкус (шучу!). Во время его правления эти статуэтки свободно продавались на рынках Европы: не надо было ехать за тридевять земель, чтобы их приобрести. И вот теперь на пурпурно-золотом фоне красуются на радость всем эстетам белоснежные фигурки с китайской внешностью. А совсем близко коллекция ваз и тарелок, голубые, бирюзовые и бордовые тона. Настолько красивые изделия, что глаз не отвести! Будь у меня дома хоть что-то подобное, я бы не то чтоб не ела из таких тарелок, а даже не дышала на них. И в вазы бы никогда цветы не ставила, ведь испортятся от стеблей изнутри!

В музее фарфора меня поразила симметрия: такое ощущение, что расположение экспонатов рассчитано до миллиметра.

А некоторые экспонаты напомнили мне нашу русскую гжель.

Еще здесь очень много статуэток птиц (от экзотических попугаев до привычных зябликов, сов, лебедей, уток) и животных: слонов, медведей, львов, обезьян.

Но больше всего меня поразил вот этот букет, так как он тоже выполнен из фарфора!

Королю Августу III его передала из Парижа дочь, Мария Жозефа Саксонская, супруга Людовика XV.

На фоне этого шедевра остальные экспонаты для меня померкли. Перед тем, как уйти из музея, я посмотрела на букет ещё раз, чтобы фантастическое впечатление осталось в моей памяти надолго.

Физико-математический салон


По сравнению с музеем фарфора лично для меня здесь почти нет ничего интересного. Конечно, музыкальные автоматы родом из XVI и XVII вв. и глобусы разных эпох — занимательные экспонаты, но они больше вызывают вежливую скуку, чем восторг.

Этот салон — своего рода дань науке и искусству: например, здесь есть заводной музыкальный шкаф, в котором движутся фигурки, стоит лишь повернуть ключ. Наверное в детстве такая штучка впечатлила бы, а сейчас смотришь на неё и думаешь: стоило ли тратить время? Хотя, с другой стороны, какие в ту пору были развлечения? Так что игрушка для больших и маленьких приходилась кстати.

Очень много в физико-математическом салоне разных приборов, связанных с астрономией. Это красиво и интересно, но, повторюсь, не для меня. Поэтому пойдем дальше.

Галерея старых мастеров


Когда я была в Цвингере в самый первый раз ребёнком, мне запомнилась надпись времён Великой Отечественной войны, позже я рассматривала её на семейных фотографиях: «Музей проверен, мин нет. Проверял Ханутин». Позже я узнала, что Иван Степанович Ханутин — разведчик и сапёр, участвовал в разминировании шахты, в которой находилось собрание картин из галереи старых мастеров, и имя нашего героя стало для меня неразрывно связано с Дрезденской картинной галереей.

Так выглядела эта надпись в сороковых годах:

А вот то, что от неё осталось:

Как-то грустно от этого. Насколько я помню, на открытие одного из восстановленных после войны соборов Дрездена немцы пригласили гостей из Великобритании и США. Выходит, потомкам тех, кто разрушил Дрезден, почёт. А тем, кто разминировал, забвение…

Но ладно, это мои эмоции. К тому, что Цвингер не был взорван минами, И. С. Ханутин имеет такое же отношение, как к спасению коллекции живописи. Вспомним Ивана Степановича, входя в Галерею старых мастеров, не без его стараний она выглядит вот так:

О своих впечатлениях от собрания картин я уже рассказывала в описании музеев Дрездена, поэтому скажу лишь одно: самое сильное впечатление на меня произвела «Сикстинская мадонна». Этому полотну, трагическому и прекрасному, нет равных на Земле.

Интерьеры Цвингера

До самого рокового 1945 года на потолке Физико-математического павильона были огромные плафоны. Расписывал их француз Луи де Сильвестр. В сильвестровском изображении мифа об Амуре и Психее нашлось место и Августу Сильному: он предстал в образе Юпитера. «Натурой» для других богов послужили дрезденские придворные.

Французским павильоном занимался Г. К. Фелинг, придворный художник Августа II. На плафоне, благодаря ему, появилось изображение четырёх времён года, а на стене — медальон с поясным изображением заказчика-правителя. Под ним красовался побеждающий львов Геркулес — намёк на власть и силу. С ним мы ещё встретимся.

Скульптуры Цвингера

Оказавшись в Цвингере впервые, вы, как и я, заметите, что у фасадов нет ровных поверхностей. Рельеф здесь очень живописный — ниши, выступы, колонны, пилястры придают ему оригинальный вид. А уж как постарался украсить Цвингер скульптурами Бальтазар Пермозер, придворный мастер! В годы строительства комплекса он был по меркам своего времени глубоким стариком: скульптору было больше 60 лет. Но этот мэтр, потомок баварских крестьян, сохранил весёлый нрав и непосредственность. Да так, что на анатомические пропорции в своих скульптурах махнул рукой. Поэтому детские фигурки Пермозера выглядят не в меру упитанными, молодые женщины имеют лебединые шеи, а фавны щеголяют внушительными по размеру копытами. Но мне все они показались милыми и забавными!

Вместе со своими помощниками Пермозер придерживался созданного им же «цвингеровского стиля»: форма и метод обработки камня у него были особенными. То, что у него получилось, я увидела, как и все туристы, в фигурах древних божеств плодородия, тритонов, морских чудовищ и фигур богов, им нашлось место наверху — на воротах и крышах павильонов.

Орлы и Геркулес

Одной своей скульптуре, высотой в человеческий рост, Бальтазар уделил ещё более пристрастное внимание. Этим любимцем была статуя Геркулеса, венчающая Павильон на валу. Шутка ли, ведь Геркулес был аллегорией самого Августа Сильного, и правитель прекрасно об этом знал! Будь моя воля, я бы похулиганила и каким-то образом к нему добралась, чтобы сфотографироваться в обнимку.

Насколько я знаю, герой-полубог — курфюрст Саксонии за годы жизни не раз становился объектом лести. Монарху надо было угодить, и Пермозер не подкачал: его Геркулес впечатляет и сегодня. По крайней мере, меня.

У Земного шара, который находится на плечах героя, свой смысл. Во-первых, это намёк на золотые плоды, которые по распоряжению Августа Сильного должны были привезти в Дрезден с далекого Востока. Во-вторых, Геркулес считался «заместителем» Атланта, а Август Сильный был после кончины императора Иозефа I имперским викарием. Он отвечал за империю так же, как Геркулес, взваливший на себя непомерную тяжесть. Викарий вполне мог принять сан императора, и Август явно об этом мечтал. Не зря же со стороны двора на фронтонах Французского и Физико-математического павильонов красуются двуглавые орлы — символы имперской власти?

Орлов в Цвингере много. Четыре из них напоминают о польском гербе: они есть на Коронных воротах, ставших постаментом для польской короны. Под куполом, на внешней стороне ворот, красуется большой герб со всадниками и орлами — это уже символ Литвы. А ещё повсюду голова Геркулеса с переплетёнными инициалами «АР». Это значит «Аугустус Рекс» («король Август»). И немудрено, что они там есть, ведь королём Польши Август Сильный ухитрился стать ещё в 1697 году, одной Саксонии ему было мало!

Бассейны и фонтаны

Не смейтесь, пожалуйста, но в Цвингере я вдруг вообразила себе, что могло бы произойти, окажись он в России в День ВДВ.

Прямо в центре цвингеровского двора находятся целых четыре больших бассейна с фонтанами. Представляете себе эту роскошь у нас в начале августа? Нет, ребята, всё не так, как спел бы Высоцкий. У этих бассейнов исключительно эстетическое назначение. Игра воды и света — вот их роль в Цвингере. Этим контрастом мастерски пользовался уже знакомый вам Пёппельман.

Гроты, фонтаны, каскады, та же Купальня нимф — рукотворное волшебство. Мастер Маттеус свёл «лицом к лицу» воздушность и массивность, строгие и легкомысленные формы, воду, льющуюся вниз и бьющую вверх. В Цвингере так много форм, мотивов и вариаций, что неисчерпаемой фантазией Пёппельмана можно только восхищаться.

«Купальня нимф» — своеобразный дворик, где можно посидеть, наслаждаясь плеском и журчанием воды: на неё, как известно, смотреть можно бесконечно. Нимфы «спрятались» в нишах. Может быть они являются сёстрами, но при всём сходстве разницу я заметила: у каждой — свой облик. Всего нимф четырнадцать, с каждой стороны по семь. Приглядывает за ними какое-то чудище, наверное, фавн.

А скульптуры, расположенные сверху, словно равнодушны к красавицам-нимфам: у них своя жизнь.

«Купальня нимф» — просто чудо, но вода в фонтане показалась мне мутноватой. Впрочем, это мелочи: любоваться этой красотой можно долго-предолго.

Как добраться

Чтобы увидеть Цвингер во всём его великолепии, приезжать нужно в тёплое время года, так вы застанете все самое пленительное. Но прекрасен он всегда: редкий для Германии снег и рождественские дни дарят комплексу дворцов такое же очарование, как и осенние краски!

Если вы окажетесь в Саксонии, обязательно загляните сюда, на Theaterplatz, 1, где вы не просто побываете у старинных стен, а станете соучастником истории, которая длится больше четырёх веков. Это стоит ощутить!

Добраться в Цвингер из любой точки Дрездена можно на трамвае: это самый «вездесущий» транспорт в городе. Если вы далеко от центра, то вам нужно сначала добраться до остановки Bahnhof («Вокзал»). Если вы уже на вокзале, то садитесь на трамваи №№ 4, 8, 9, которые идут до остановки Postplatz («Почтовая площадь»): на ней надо выйти и пройти до Theaterplatz, 1.

Если же вы располагаете личным или арендованным автомобилем, то возможность припарковаться зависит от того, в какой день и время вы приехали. Есть шанс оставить машину на парковке на Почтовой площади: стоянка находится в 5–7 минутах пешком от Цвингера. В будущем эту парковку собираются застроить, но пока она действует.

Припарковаться можно и иначе, заехав в центр с другой стороны: рядом с Frauenkirche (церковь Богородицы) есть подземные парковки. В самом историческом центре встать практически невозможно.

Средний тариф на парковки в Дрездене составляет 6 EUR (на весь день). Есть и другой вариант: 0,50 EUR за 20 минут, если вам нужно просто что-то быстро посмотреть и умчаться. Правда, к Цвингеру это уже не относится.

Посещение

В стоимость одного билета в Цвингере входит всё: посещение комплекса и трёх музеев, о которых я рассказала вам выше. Вход в музеи — 10 EUR, для студентов — 7,5 EUR, для детей до 16 лет — бесплатно.

При желании можно попасть на групповую экскурсию: проводятся они по субботам. Если заранее связаться с администрацией Цвингера, можно заказать гида: он расскажет обо всем на английском или немецком языке. Контакты указаны на официальном сайте дворца, там же вы прочтете подробности о выставках. В распоряжении экскурсантов и аудиогиды: пользование им стоит 2 EUR плюс небольшой денежный залог.

Часы работы

Независимо от времени года, Цвингер работает с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной день.

Про часы работы музеев и работу в праздники отдельно можно прочесть здесь. В начале января на несколько дней Цвингер закрывают на чистку.

Кстати, вход во двор свободный (он открыт с 5:00 д0 22:00) в течение всего года.

Цвингер в Дрездене

В средние века цвингером называли городские укрепления, часть которых располагалась между внутренними и наружными крепостными стенами.

Но известный своей тягой к роскоши Август Сильный создал эту жемчужину архитектуры Дрездена не ради оборонительных целей, а как место для проведения великосветских празднеств, хранения библиотеки и ценных художественных собраний. Сегодня достопримечательность, которая имеет всемирное значение является одной из самых известных в мире, представляет собой уникальный созданный в стиле позднего барокко архитектурный ансамбль, здания которого обрамляют квадратный, 106 на 107 метров, двор с цветущими клумбами и симметричными фонтанами.

Округлые архитектурные формы зданий Цвингера гармонично сочетаются сделанными из песчаника богатыми по форме выражения скульптурными ансамблями, которые со временем потемнели и придали особую загадочность фантастично красивым скульптурным группам. Павильоны и балюстрады, галереи и скульптурные украшения стали настоящим оазисом для стремящихся к красоте и гармонии туристов.

История Цвингера в Дрездене

Во время правления саксонского курфюрста Августа II, прозванного Сильным, началось строительство дворца Цвингер. Проект будущей достопримечательности Дрездена создали Маттеус Даниэль Пёппельман, и придворный скульптор Бальтазар Пермозер. Всё началось с оранжереи с лимонами, апельсинами, лаврами и иными экзотическими деревьями, которую в 1709 году построили на внутренней стороне крепостных валов. Почти через двадцать лет по распоряжению Августа Сильного флору оранжереи убирают и располагают в этом здании кабинет графики и посвящённый естественным наукам музей. Строительство самого дворца было закончено в 1732 году и за всю свою историю этот шедевр архитектуры подвергался разрушениям в ходе многочисленных войн. В 1945 году Цвингер был практически полностью разрушен, но уважительно относящийся к своей культуре и истории немецкий народ приступил в 1946 году к реконструкции этого памятника архитектуры, и в 1963 году восстановительные работы были завершены.

Достопримечательности

Пышное убранство Цвингера напоминает дворец, но на самом деле здания архитектурного комплекса задумывались саксонским курфюрстом как место для хранения всевозможных коллекций, включая картины, фарфор, оружие и иных ценных вещей.

Ворота Кронентор

Коронные ворота являются одним из символов великолепного Цвингера в Дрездене, и они стали самым известным входом в музейный комплекс. Архитектура ворот напоминает об итальянском барокко богато украшенными колоннами и вертикальными пилястрами, здесь обнаруживается влияние триумфальных арок античности, что и неудивительно, ведь ворота Кронентор увенчаны покрытой золотом польской короной –атрибутом власти Августа II. Это архитектурное сооружение с медным, украшенным позолоченным орнаментом, синим куполом имеет множество скульптур, а там, где ворота переходят в длинные галереи стоят фигуры грозных богов античности Вакха и Вулкана, Помоны и Цереры, выполненные в человеческий рост. На верхнем этаже ворот находится открытый с четырёх сторон зал, в мансарде стоят олицетворяющие сезоны года статуи и Геракл, которого изваял Иоганн Томэ.

Павильон на валу (Wallpavillon)

Павильон относится к одним из самых знаменитых и популярных построек Цвингера в Дрездене. Архитекторы замечают, что павильон причисляется к высшим достижениям Маттеуса Даниэля Пёппельмана. В этом здании с ровными рядами колонн и окон, которые завершают полукруглые арки, вниманию предстают многочисленные скульптуры, в числе которых стоит изваяние Августа Сильного.

Павильон колокольчиков

Ещё одна знаменитая постройка архитектурного комплекса Цвингер находится напротив Павильона на валу. Внимание в первую очередь обращено на украшение фасада здания – часы из мейсенского фарфора с сорока фарфоровыми колокольчиками. Каждые пятнадцать минут звучит мелодичный перезвон колокольчиков, и что интересно, пока час не пройдёт колокольчиками отбиваются разные мелодии, которые меняются в зависимости от сезона. В павильоне колокольчиков тоже стоят скульптуры древних греческих и римских богов и героев.

Французский павильон

Полукруглая галерея, за которой находится живописный фонтан в стиле барокко «Купальня нимф», созданный Бальтазаром Пермозера. Здесь застыли в камне фигурки нимф, тритоны и рыбоподобные чудовища.

Физико-математический салон в Цвингере

Расположен этот салон в павильоне Wallpavillon, в его левой части, и в момент своего строительства, в 1730 году, он планировался Августом Сильным как здание, предназначенное для музея. Здесь, в этом старейшем научно-техническом музее, находятся относящиеся к шестнадцатому веку коллекции, которые насчитывают более двух тысяч экспонатов. В музее представлена история развития точных наук в качестве необходимого математике, физике, астрономии, метрологии и геодезии инструментального оборудования. К наиболее ценным экспонатам причисляются астрономические глобусы, дата создания которых относится к 1279 году.

Музей фарфора

Музей считается одним из самых крупных музеев Европы, по своей коллекции он уступает только стамбульскому и серальскому музеям. В музее представлены различные тематические экспозиции, посвящённые мейсенскому фарфору, корейскому, китайскому и японскому. Интересны драконьи вазы, высота которых достигает одного метра.

Исторический музей

Музей, основанный в 1932 году, посвящён истории оружия и доспехов. В музее собрано более пятнадцати тысяч экспонатов, среди которых можно увидеть доспехи Фредерика Сварливого и Кристиана II, коронационные одеяния Августа Сильного и меч, выкованный в пятнадцатом веке.

Галерея старинных мастеров в Цвингере

Шедевры изобразительного искусства, представленные в галерее, начали собирать ещё в шестнадцатом веке. Здесь хранятся только подлинники картин, и к самым значительным из них относятся картины Рубенса, Тициана и Гольбейна, а «Сикстинская мадонна» кисти великого Рафаэля собирает около себя многочисленных, полных восхищения, посетителей галереи. Громкие имена знаменитых живописцев предстают в удивительном разнообразии великих полотен, созданных в разных столетиях, и это делает дрезденскую галерею самой значительной в мире коллекцией произведений искусства.

Интересно, что в картинной галерее, на цоколе стоящей у входа в музей колонны, до сих пор есть надпись, сделанная в 1945 году советским сапёром Ханутиным, где сообщается, что музей проверен и мин в нём нет.

Часы работы

Работает музей Старинных мастеров, находящийся в самом центре Дрездена, с десяти утра до шести часов вечера ежедневно, только в понедельник – выходной. Билет стоит десять евро. По билету, купленному в дрезденскую галерею турист может пройти в исторический музей и музей фарфора.

The Zwinger в Дрездене – Блог Праги

Трейси А. Бернс

Если вы находитесь в Дрездене и интересуетесь искусством или фарфором, Zwinger – это то, что вам нужно. Во дворце Цвингер в стиле рококо хранится 750 картин известных мастеров с 15 го по 18 век в Картинной галерее старых мастеров, а также 20 000 фарфоровых экспонатов в Дрезденской коллекции фарфора. Королевский кабинет математических и физических инструментов также называет это бывшее укрепление домом. Название Цвингер происходит от средневекового немецкого слова, обозначающего часть укрепления между внешней и внутренней стенами, где стреляли из пушек. В течение 18 9В 0005-м -м веке саксонский курфюрст, польский король и великий князь литовский Август II Сильный превратил укрепление в дом многих сокровищ.

Картинная галерея старых мастеров

Основанный в другом месте в 1560 году, музей не занимался живописью до тех пор, пока Август II Сильный и его сын Фридрих Август II не приобрели исключительную коллекцию в 18 веке. Крыло Галереи Земпера было построено только в середине 19 гг.0006 век. Перед началом Второй мировой войны нацисты эвакуировали картины, сохранив большую их часть в туннеле с климат-контролем в Швейцарии. 13 февраля 1945 года «Цвингер» серьезно пострадал в результате бомбардировки. Советы передали картины в Советский Союз после войны, и они оставались там до смерти Сталина в 1956 году. Однако не все картины были возвращены. Было уничтожено более 200 произведений искусства, более 500 пропали без вести. Около 450 полотен до сих пор не найдены.

Что посмотреть в Картинной галерее старых мастеров

Когда в 1960 году Галерея Земпера снова открыла свои двери, публика могла увидеть часть коллекции. Охватывая эпохи Возрождения и барокко, коллекция сверкает картинами сэра Питера Пауля Рубенса, Рембрандта ван Рейна, Иоганнеса Вермеера, Яна ван Эйка, Рафаэля, Тициана, Корреджо и Тинторетто, и это лишь некоторые из многочисленных легендарных художников, чьи творения заполняют космос. Итальянское Возрождение и 17 -го -го века голландские и фламандские работы являются изюминкой коллекции. В наши дни посетители могут оценить около 40 процентов коллекции, в том числе самое большое в мире количество картин Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего. Галерея Земпера приобрела 58 полотен этих немецких художников эпохи Возрождения. Шедевры 19 , и 20 века сейчас находятся в Галерее новых мастеров в музее Альбертинум.

«Сикстинская Мадонна»

Несколько звезд коллекции включают 9 Рафаэля.0033 Сикстинская Мадонна , гордость коллекции, а также Дрезденский триптих и Вермееровская Девушка, читающая письмо . С изображением Мадонны с Младенцем в окружении Святых Сикста и Святой Варвары, Сикстинская Мадонна — самое известное произведение Цвингера. Созданная по заказу папы Юлия II в 1512 году, Мадонна с младенцем парит на облаке, а два херувима под ними опираются локтями на вершину алтаря. Херувимы, вероятно, покажутся вам знакомыми, так как их изображение украшало открытки и было источником многих легенд. Многие художники черпали вдохновение в этой картине, в том числе писатели Федор Достоевский и Иоганн Вольфганг фон Гёте, а также композитор Рихард Вагнер и философ Фридрих Ницше.

Дрезденский триптих

Единственный существующий триптих Яна ван Эйка, Дрезденский триптих датируется 1437 годом. перед ними. Мадонна с Младенцем, расположенная в нефе, была помещена там, где должен быть алтарь. При внимательном рассмотрении Марии видно, что ее тело не соответствует пропорциям романского храма. Значительную роль в картине играют пространственная глубина и тонкие контрасты света и тени.

Шедевр Вермеера

В картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» с 1657 по 1658 год голландский мастер эпохи барокко Вермеер изобразил молодую белокурую женщину, стоящую перед окном и просматривающую письмо, которое, как утверждают историки, любовное письмо от внебрачной связи. Она отражается в зеленой драпировке, занимающей четверть пространства. Его оттенок дополняет ее зеленое платье. Стол был накрыт красной скатертью. На нем две половинки персика. Яма тоже видна. Когда Август III купил картину в 1742 году, он был убежден, что это шедевр Рембрандта.

Дрезденская коллекция фарфора

Основанная в 1715 году Августом II Сильным, Дрезденская коллекция фарфора включает 20 000 предметов из Китая, Японии и Мейсена, собранных саксонским курфюрстом с 1670 по 1733 год. Саксонский правитель и польский король планировали установить фарфор в японском дворце, который он строил для себя, но умер до того, как он был завершен. Коллекция включает в себя бело-голубой китайский фарфор династий Мин и Цин, а также традиционный китайский и японский фарфор. Фарфоровые скульптуры составляют большую часть коллекции. Появляются монументальные сосуды в форме тыквы, фарфор Имари с золотым декором и белоснежный китайский фарфор из Дехау.

Некоторые замечательные предметы

Некоторые замечательные предметы включают вазу с китайским драконом, созданную с 1735 по 1795 год. Расположенный среди облаков и волн дракон олицетворяет воду, дождь и энергию, а также силу императора. Длинное змееподобное тело с пятью когтями и красными летучими мышами также приобретают значение. На покрытом китайцами кувшине изображены цветы, растущие из скалы со странным отверстием, ученый в длинном платье, речной пейзаж с небольшим павильоном, феникс и зверь с рогами, дышащий огнем.

Коллекция Мейсена

Но изюминкой является обширная экспозиция мейсенского фарфора. Правители Саксонии создали государственную Мейсенскую фабрику по производству тонкого фарфора, сначала подражавшего китайской посуде, а затем все больше склонявшегося к западному стилю. Из Мейсена делают лебедей, петухов, птиц, павлинов, овец, слонов и обезьян, а также блюда, супницы, закрытые ящики, бутылочки, тарелки и миски. Пожалуй, самой впечатляющей скульптурой Мейсена является модель 1753 года конной статуи короля Августа III. Голова саксонского лидера высоко поднята, он крепко сжимает поводья своего коня, который делает курбет. Над ним находится Зависть, а речные боги расположены перед ним. Добродетели монарха принимают аллегорические формы.

Королевский кабинет математических и физических инструментов

Этот музей в павильоне F Цвингера демонстрирует механические и математические инструменты 1600 года, земные и небесные глобусы, большие телескопы и горящие зеркала. Также значительную часть коллекции составляют часы и наручные часы разных веков. В то время как коллекция изначально размещалась в герцогском доспехе в 15 веке, она стала называться домом Цвингера в 1728 году. В королевском кабинете выставлено более 3000 экспонатов – часы, математические и научные инструменты.

Дворец Цвингер | Ландесхауптштадт Дрезден

Ландшауптштадт Дрезден — www.dresden.de

Адрес: https://www. dresden.de/en/tourism/attractions/sights/old_town/zwinger-palace.php Последняя редакция: 16.09.2020 11:47:12 Ур Напечатано: 24.05.2023 18:23:26 Ур

Построен в 1710-28 годах архитектором Пёппельманном в сотрудничестве со скульптором Пермозером.

Первоначально спроектированный как оранжерея и место для придворных празднеств, позже он использовался для выставок. Самый совершенный образец архитектуры позднего барокко в Германии. Строительство галереи Земпера 1847-55 гг.

Во дворце Цвингер расположены Картинная галерея старых мастеров, Коллекция фарфора и Музей математики и физики.



© Мартин Дитрих © Мартин Дитрих © Мартин Дитрих © Кристиан Боррманн © Томас Клеве © Кристиан Боррманн

Поделиться

Печать

Еще достопримечательности Старого города

Посмотреть все темы

Уровень воды на Эльбе

Уровень воды на Эльбе: 1,27 м

Источник данных: www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *