Смертоносные яды в лондонском воздухе
- Джон Экселл
- BBC Future
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty
После того как Великий смог 1952 года унес в британской столице около 12 тысяч жизней, в стране были приняты меры по предотвращению подобных трагедий. Однако похоже, что в наши дни жителям Лондона угрожает другая коварная разновидность загрязнения, почти столь же смертоносная, рассказывает корреспондент BBC Future.
Представьте себе смог столь густой, что в нем вы не видите собственных ног; столь плотный, что через него едва проглядывает солнце; столь ядовитый, что ваши глаза начинают слезиться, а легкие — пылать.
Такое описание напоминает сцены из постапокалиптического фильма, но 5 декабря 1952-го этот сценарий стал реальностью для жителей Лондона.
Тогда умерли тысячи людей, и эта трагедия заставила весь мир принять серьезные меры по борьбе с загрязнением воздуха.
(Другие статьи сайта BBC Future на русском языке)
Тем холодным ясным днем 1952 года лондонцы грелись у своих каминов. Обычно дым рассеивался в атмосфере, но над всем районом в тот момент висел антициклон, вызвавший температурную инверсию: дым удерживался у поверхности земли, в результате чего образовалась ядовитая серная пелена, накрывшая британскую столицу на пять дней.
Потом погода поменялась, смог рассеялся, но к тому времени уже погибли тысячи человек.
Автор фото, Monty Fresco Topical Press Agency Getty Images
Подпись к фото,Пара на улицах Лондона, ноябрь 1953 года. Спустя почти год после Великого смога лондонцам все еще нужны были фильтрующие маски
По тогдашним официальным оценкам, число жертв составило 4000 — даже во Вторую мировую войну не случалось разового инцидента, в результате которого гражданское население понесло бы такие потери.
По современным же подсчетам, Великий смог мог унести до 12 тысяч жизней.
«Неизбежное зло»
«Гороховый суп», как называли плотный загрязненный туман, был для крупных британских городов явлением не новым. Но смог 1952 года даже по тогдашним меркам оказался чересчур суровым.
Он также ознаменовал важную поворотную точку: до тех пор люди считали смог неизбежным злом. «В британских городах, полностью зависящих от угля, смог в течение более чем ста лет воспринимался как своего рода плата за рабочие места и комфорт в доме», — говорит историк экологии Стивен Мосли.
Были и те, кто рассматривал загрязнение атмосферы как видимый признак процветания британской промышленности. И мало кто готов был отказаться от горящего камина, ассоциировавшегося с домашним уютом.
Несмотря на все более громко звучавшие призывы разобраться с проблемой, правительство реагировало довольно медленно. Поначалу власти даже пытались утверждать, что высокая смертность в декабре 1952 года объяснялась вспышкой гриппа.
Автор фото, Monty Fresco Topical Press Agency Getty Images
Подпись к фото,Электростанция в лондонском районе Баттерси (снимок 1954 года) когда-то потребляла более миллиона тонн угля ежегодно
Расследование обстоятельств трагедии было начато лишь через семь месяцев. Четыре года спустя, в 1956 году, в Великобритании был принят закон «О чистом воздухе», запретивший сжигание грязного топлива в ряде районов страны.
Этот закон был поистине революционным и стал важной мировой вехой в деле защиты окружающей среды.
Благодаря ему существенно улучшилось здоровье населения; растения и животные, почти пропавшие к 1950-м годам из городских районов, вновь начали в них появляться; а величественные здания британских городов перестали покрываться толстым слоем сажи и копоти.В последующие годы британскому примеру последовал и целый ряд других промышленно развитых стран.
Атмосферные проблемы
Загрязнение от угольного дыма осталось в прошлом, но проблема качества воздуха в Лондоне по-прежнему актуальна. В ходе недавнего исследования был сделан вывод, что грязный столичный воздух уносит ежегодно до 9500 жизней.
Все больше ученых, политиков и активистов заявляют, что в преддверии 60-летнего юбилея принятия закона «О чистом воздухе» Британия вновь должна взять на себя роль мирового лидера в этой сфере.
Упомянутое исследование было проведено специалистами из Королевского колледжа в Лондоне (ККЛ) по заказу столичных транспортных властей. Ученые считают, что в наши дни смертность вызывается в основном двумя факторами: ультрадисперсными частицами класса PM2.5 и ядовитым газом — двуокисью азота (NO2).
Автор фото, Getty
Подпись к фото,Велосипедист во время смога в апреле 2014 года, когда концентрация двуокиси азота в воздухе была особенно высока
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Двуокись азота вызывает особое опасение: в лондонском воздухе отмечается один из самых высоких в мире уровней содержания этого газа. По этому параметру британская столица в течение пяти последних лет подряд нарушает европейские нормативы безопасности.
В 2015 году на центральной улице Оксфорд-стрит годовой лимит выбросов NO2 был достигнут всего лишь за четыре дня.
Исследователи из ККЛ полагают, что из-за воздействия этого газа в Лондоне каждый год преждевременно умирает до 5900 человек.
Ученым уже давно известно о токсичности двуокиси азота, но, как поясняет специалист ККЛ Мартин Уильямс, обычно она присутствует в атмосфере вместе с другими загрязнителями, и поэтому выделить ее эффект на фоне остальных довольно сложно. Однако сейчас ученым удалось установить, насколько вредна именно она.
Тем не менее руководитель исследования доктор Хезер Уолтон говорит, что пока нельзя с абсолютной уверенностью назвать точное число смертей, вызываемых NO2.
Двуокись азота попадает в воздух из целого ряда источников. Но, по данным британского правительственного управления по делам экологии и сельского хозяйства, по меньшей мере 80% ее выбрасывают транспортные средства.
Наиболее опасны в этом смысле дизельные двигатели, которыми оснащено более трети транспорта в британской столице.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,Смог над зданием 02 Arena в Лондоне в апреле 2014 года
По сравнению с бензиновыми моторами дизельные потребляют меньше горючего и выделяют в воздух меньше двуокиси углерода. Поэтому в последние несколько десятилетий британские власти пытались всячески способствовать их повсеместному внедрению, закрывая глаза на тот факт, что дизели выбрасывают больше микроскопических частиц и окислов азота.
Как ни странно, дизельные двигатели оказались более вредны благодаря технологии, призванной сделать их более экологически безопасными.
«Дизели выбрасывают гораздо больше частиц, чем бензиновые двигатели, и поэтому они оснащаются сажевыми фильтрами, — рассказывает Уильямс. — В этих фильтрах собираются микрочастицы, но время от времени их нужно выжигать. Поэтому окислы азота в выхлопных газах конвертируются в двуокись азота, помогающую окислять и выжигать сажу. Таким образом в попытке решить проблему выбросов микрочастиц увеличиваются выбросы двуокиси азота».
Заместитель мэра Лондона по вопросам экологии и энергетики Мэтью Пенчарз говорит, что проблема, в частности, в том, что на принятые в ЕС тесты уровней загрязненности автомобильных выхлопов нельзя положиться.
По его словам, бывает так, что при реальной эксплуатации транспортное средство оказывается в 10 раз более грязным, чем на тестовом стенде.
Кроме того, по его мнению, печальные цифры лондонской статистики могут объясняться тем, что в британской столице уровень загрязненности измеряется точнее, чем в других местах.
«В нашем распоряжении имеется одна из наиболее надежных в мире систем измерения загрязненности воздуха, — говорит он. — Никогда не поверю в то, что в мире нет ни единой улицы с показателями выше, чем на Оксфорд-стрит. Просто там никто ничего не измерял. И вообще, никто не меряет настолько точно, как мы».
Уильямс с этим согласен: «Мы действительно в первых рядах — если не на первом месте — в области мониторинга. Эти уровни — самые высокие из тех, что мы нашли, но мне кажется, что если как следует поискать, то, наверное, в других городах обнаружатся почти такие же».
Станет ли нам легче дышать?
Но есть и хорошие новости: уровни двуокиси азота начинают снижаться. Системы избирательной каталитической нейтрализации, способные убирать из выхлопных газов значительную часть окислов азота, теперь обязательны к установке на многих наиболее «грязных» транспортных средствах.
Исследование ККЛ указывает, что за последние годы в лондонском воздухе стало меньше NO2.
В столице появляется современный, более экологически чистый транспорт. По Лондону сейчас ездит более 1200 автобусов с гибридными двигателями, в том числе новые дизельно-электрические Routemaster — они, по заверениям транспортных властей, выбрасывают в воздух вчетверо меньше окислов азота и микрочастиц, чем обычные дизельные автобусы.
Ожидается, что вскоре лондонское управление транспорта введет в эксплуатацию первый в мире двухэтажный автобус с нулевой токсичностью отработанных газов.
Автор фото, Metrocab
Подпись к фото,Работающее на батареях такси Metrocab поможет снизить токсичность лондонского транспорта
Ведется также и работа над снижением выбросов лондонских такси. Транспортные власти недавно объявили, что с января 2018 года таксомоторная лицензия будет выдаваться только на автомобили, выбрасывающие не более 50 граммов CO2 на километр и способные проехать 30 миль (около 50 километров) вообще без выбросов.
В этом году уже были выданы лицензии на первые в истории такси, способные ездить без выбросов — ими стали автомобили Metrocab, приводимые в движение от батареи, которая иногда подзаряжается от небольшого бензинового двигателя.
А главный производитель черных кэбов, фирма London Taxi Company, показала прототип модели TX5 — облегченного электрического такси, которое планируется поставить на конвейер в 2016 году.
Будет также введена в действие так называемая зона ультранизких выбросов: с 2020 года все автомобили, въезжающие в уже существующую платную зону в центре Лондона, должны будут соответствовать строгим стандартам, иначе с их владельцев будет взиматься дополнительная ежедневная плата.
Но скептики считают, что эта мера недостаточно строга. Мэрию недавно раскритиковали за отказ от плана вообще не пускать наиболее «грязный» транспорт в зону низких выбросов.
К тому же, сейчас не планируется брать плату с автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-6 — а такие машины выбрасывают много окислов азота.
По итогам недавнего опроса 500 лондонских компаний выяснилось, что 23% из них предпочтут платить сбор, а не обновлять свои транспортные парки.
«Надо выбирать те направления, в которых можно получить максимальный эффект при минимальных издержках и административных сложностях, — говорит Пенчарз. — Электрических фургонов, стоящих разумных денег с точки зрения бизнеса, просто не существует».
Можно ли собрать смог?
Большинство программ по защите чистоты воздуха направлены на снижение или прекращение выбросов загрязняющих элементов в атмосферу. Но можно ли убрать загрязнитель уже после того, как он оказался в воздухе?
В последнее время было проведено довольно много экспериментов с различными строительными материалами и красками, которые, как утверждается, способны расщеплять атмосферные загрязнители — в том числе окислы азота.
Эти так называемые фотокаталитические материалы содержат диоксид титана. Под воздействием ультрафиолетового солнечного излучения он ускоряет химические реакции, в том числе окисление окислов азота и летучих органических соединений.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,У Тауэрского моста во время Великого смога 1952 года
Разные варианты этой технологии испытывались на ряде разных объектов, в том числе в штаб-квартире авиакомпании Air France в аэропорту Париж – Шарль-де-Голль и в итальянском павильоне Palazzo Italia на Экспо-2015 в Милане, который покрыт 13 тысячами квадратных метров фотокаталитического материала.
Но многие ученые не уверены в том, что эти материалы способны приносить реальную пользу.
«Есть лабораторные свидетельства того, что они уничтожают двуокись азота, но атмосфера не способна доставлять к ним NO2 в количествах, позволяющих нейтрализовать весь выброшенный объем, — говорит исследователь из ККЛ Мартин Уильямс. — Когда загрязнитель попадает в атмосферу, его молекулы оказываются повсюду, и пытаться опять собрать их — довольно бессмысленная трата времени».
По его словам, катализаторы должны применяться на самом источнике вредных выбросов, а не задним числом.
Знаковый прецедент
Некоторые наблюдатели в качестве примера того, насколько гибко население может адаптироваться к переменам, вспоминают закон «О чистом воздухе».
«До принятия этого закона все говорили, что в бюджете не хватит денег, что малообеспеченные люди будут умирать от голода и холода. Но этого не произошло, — замечает Биркет. — Когда ввели ограничения, население нашло самые дешевые способы им соответствовать».
История учит тому, что убедить людей поменять их привычки очень трудно, и не менее трудно заставить власть воплотить эти перемены в жизнь.
«В прошлом право жечь уголь в домашнем камине считалось неотъемлемым, и до смога 1952 года правительство не чувствовало достаточной поддержки населения для того, чтобы ввести правила, ограничивающие личные свободы, — говорит Мосли. — Нам остается надеяться, что эта история больше не повторится».
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Желтый туман. Как Великий смог навсегда изменил Великобританию
5 декабря 1952 года произошло одно из самых страшных экологических событий в истории Англии. «Великий смог» (англ. Great Smog) плотно окутал Лондон на четыре дня и рассеялся только к 9 декабря. Случившееся стало настоящей катастрофой, в результате которой погибло 12 тысяч человек и пострадало более 100 тысяч, что послужило, как считается, отправной точкой современного природоохранного (экологического) движения.
Спонсор поста:
1. В начале декабря 1952 года холодный туман опустился на Лондон. Из-за крайне низкой температуры горожане стали использовать для отопления уголь в большем количестве, чем обычно. Примерно к этому же времени завершился процесс замены городского электротранспорта (трамваев) на автобусы с дизельным двигателем.
2. Запертые более тяжелым слоем холодного воздуха, продукты горения в воздухе в считаные дни достигли чрезвычайной концентрации.
3. Туман был таким густым, что препятствовал движению автомобилей. Были отменены концерты, прекращена демонстрация кинофильмов, поскольку смог легко проникал внутрь помещений. Зрители иногда попросту не видели сцену или экран из-за плотной завесы. К вечеру пятницы туман сгустился настолько, что предел видимости сократился до пяти метров. Некоторые горожане, выйдя из дому, не могли найти дорогу обратно; сбитые с толку непроницаемым смогом, они могли идти, лишь держась рукой за стены ближайших домов.
4. Многие люди носили специальные маски из марли, а некоторые закрывали лица обычными платками или шарфами, но ни то, ни другое не помогало — дышать было нечем.
5. Поначалу реакция горожан была спокойной, поскольку в Лондоне туманы не редкость. В последующие недели, однако, статистические данные, собранные медицинскими службами города, выявили смертоносный характер бедствия — количество смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями достигло четырех тысяч человек. Еще около восьми тысяч человек умерло в последующие недели и месяцы.
6. Неприятный непроницаемый туман был одной из отличительных особенностей Лондона на протяжении веков. О туманах английской столицы писал Диккенс, который называл его «частью личности Лондона», писали Конан Дойль в рассказах о Шерлоке Холмсе и Роберт Стивенсон в «Странной история доктора Джекила и мистера Хайда». Туман — это такое же достояние Англии, как архитектура старого Лондона или королевская семья.
7. А вот слово «смог» (ядовитая смесь дыма и выхлопных газов с туманом) появилось всего лишь за сорок пять лет до описываемых событий и было введено в оборот в 1905 году доктором Генри де Во.
8. В субботу, 6 декабря 1952 года, в театре Садлер Веллс «Травиату» прервали на середине из-за того, что зрители внезапно начали кашлять. Густой едкий туман медленно наполнил зал, и увидеть сцену с галерки стало практически невозможно.
9. В те дни «великого смога» больницы Лондона быстро наполнились пострадавшими с заболеваниями дыхательных путей, начала расти смертность в городе. Сначала эти факты не получили огласки, но через несколько дней оказалось, что у гробовщиков закончились гробы, а у торговцев цветами — траурные венки. Машины скорой помощи не успевали доехать к больным — весь город встал в одной большой пробке, не в силах сдвинуться с места. Люди умирали от удушья.
10. Шок, вызванный этим жестоким уроком, заставил людей изменить отношение к загрязнению воздуха. Бедствие со всей очевидностью продемонстрировало всему миру, что данная проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей. Были приняты новые экологические стандарты, направленные на ограничение использования грязных видов топлива в промышленности и на запрет сажесодержащих выхлопных газов. Среди принятых мер — введение в действие Закона «О чистом воздухе» (редакции от 1956 и 1968 годов) и аналогичного Закона города Лондона (1954 год).
Эта история про обычный туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952 года, который имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек.
В 1952 году в Британии зима пришла довольно рано. В ноябре уже начались сильные морозы с сильными снегопадами, а в декабре зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства. Плюс к этому, воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, так как страна активно восстанавливала свою разрушенную промышленность после мировой войны.
Свой вклад в загрязнение окружающей среды внесли многочисленные автомобили и общественный транспорт: в это время в Лондоне на смену трамваям пришли автобусы на дизельном топливе.
Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.
Добыча угля была на территории Англии, но послевоенный кризис заставил страну экспортировать качественный уголь, оставляя для своих нужд более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.
И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался «накрыт» теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.
Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название «гороховый суп».
Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.
Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало. Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще. Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.
Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.
Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было? Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей — проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.
По мнению экспертов, главный источник зла оказался в ядовитом сернистом газе, выходившим из печных труб Лондона. Дальнейшие исследования показали, что различные болезни дыхательных путей, связанные с последствиями Великого смога 1952 года, были обнаружены у 100 000 человек. В течение первых месяцев после него общее число жертв увеличилось до 12 000 человек.
Великий лондонский смог 1952 года для всего мира стал наглядной демонстрацией того, чем опасно загрязнение окружающей среды. В Великобритании были приняты меры на ужесточение законодательства с целью недопущения повторения экологической катастрофы таких масштабов.
Старая добрая Британия, немыслимая без каминов наподобие того, у которого коротали вечера Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вынуждена была меняться, чтобы выжить.
Смог который накрыл Лондон в пятницу, 5 декабря 1952 года, был не совсем обычный. Цвет тумана был не белым, а жёлтым и очень густым что люди не могли ничего рассмотреть на расстоянии метра. Лондонские газетчики в шутку прозвали его «гороховым супом» . Только «супчик» этот оказался ядовитым — он унёс жизни нескольких тысяч человек. Реакция жителей города была спокойной потому что туманы в Лондоне совсем не редкость. В конце концов 12000 человек умрет .
(9 фотографий)
Это была
холодная ночь
с пятницы
5 декабря
1952 года
, когда смог
прокатился по
городу
. Застоявшийся холодный воздух оказался под слоем
тёплого
. В результате из тумана, смешанного с каминным дымом, пылью, выхлопными газами транспортных средств и другими загрязняющими веществами, такими как диоксид серы, образовался стойкий смог, на следующий день окутавший столицу. Частицы сажи придавали ему жёлто-чёрный цвет, откуда пошло название «г ороховый суп» («Peasouper»
).
Четыре дня продолжался туман с пятницы 5 по вторник 9 декабря 1952 года . Ядовитый смог парализовал Лондон . Лондонское метро работало (т.к. находится под землей), общественный транспорт, автомобили жителей, скорой помощи перестали передвигаться по городу . Концерты , кино и спортивные мероприятия были остановлены . С видетели тех ужасных дней говорят что это было плотное одеяло из дыма и видимость была практически нулевой.
Большинство жертв были детьми или стариками или людьми, страдавшими респираторными заболеваниями.
Большинство смертей было вызвано инфекциями дыхательной системы человека. Основные лёгочные инфекции, бронхопневмония и острый гнойный бронхит на фоне хронического бронхита.
В современных исследованиях число жертв Лондонского тумана около 12 000 человек.
Огромное число погибших заставило людей переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха поняв что это может представлять угрозу человеческой жизни.
О природе лондонских туманов хорошо известно еще из школьных учебников географии. Особенно досаждали они жителям английской столицы в 1950-е годы, когда в стране повсеместно существовало печное отопление. Дымили трубы фабрик, заводов, жилых домов. И в осеннее время теплый влажный воздух Темзы, смешиваясь с бензиновыми выхлопами от автомобилей, с дымом фабричных труб и угарным газом от топившихся домашних печей, превращался в невообразимо плотную серую и вонючую смесь, которая опускалась тяжелым покрывалом на улицы. Бичом Лондона (как и ряда других городов Америки, Европы и Азии) стал так называемый смог — ядовитая смесь дыма и газовых отходов химических предприятий с туманом. Люди кашляли, подносили ко рту платки, проклинали туман. Тогда еще мало кто предполагал, какую опасность для здоровья жителей таил в себе этот смог. Первые катастрофические случаи отравления людей смогом были отмечены в Бельгии. В результате чрезмерного отравления воздуха льежскими заводами в долине Мааса в декабре 1930 года умерло шестьдесят человек и пострадало более тысячи. В конце декабря 1948 года в Доноре (Пенсильвания, США) от смога пострадало более двух тысяч человек.
Легкая дымка тумана, окрашивающая все в блеклые тона, порой придает даже своеобразное очарование. Но беда, когда осенью или зимой туман сгущается. Поздняя осень, переходящая в зиму, для жителей столицы Великобритании была сущим кошмаром. На город опускается густая пелена, тяжелый мглистый воздух затрудняет видимость на улицах, вползает в помещения общественных зданий — кинотеатры, театры, рестораны, магазины, клубы, наполняя их вонючим смрадом. Он проникает в дома, одежда отдает его едким запахом, даже еда приобретает привкус смога. Именно в осенние дни, когда вся эта серая масса опускалась на город, начинались проблемы: снижалась скорость автомобилей, на перекрестках образовывались автомобильные «пробки», с которыми было не совладать и целой армии полицейских регулировщиков. Пешеходы пробираются вдоль стен зданий к ближайшим станциям метро, а автолюбителям не остается ничего другого, как прикорнуть за рулем в ожидании, когда туман рассеется. Но очень часто даже сигналящие автомобили наезжали друг на друга, в условиях плохой видимости сталкивались красные двухэтажные автобусы, шарахались в разные стороны пешеходы. Сутолока, неразбериха доходили до паники, и появлялись первые жертвы дорожного движения.
Не лучше обстояло дело и с поездами, прибывавшими в Лондон. Они пробирались буквально на ощупь. Включались прожектора, снижалась скорость. А на бегущих параллельно шоссе машинах также горели автомобильные фары, гудели сирены, звучали сотни автомобильных сигналов. Та же ситуация была и в порту, куда прибывали десятки судов.
Но хуже всего в таких условиях приходилось астматикам и всем тем, кто страдал в разной форме легочными заболеваниями. Да и здоровые в это время тоже испытывали недостаток кислорода. Наиболее слабые становились первыми жертвами лондонской коптильни. С сиреной осторожно ехали по городу кареты «скорой помощи», привозившие в больницы кашлявших и задыхавшихся людей.
Что такое туман? В чем его опасность для человека? Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных жидких или твердых частицах, содержащихся в воздухе. Обычно он образуется при температуре более 20 градусов. Но может появляться и при более низких температурах. Видимость при этом значительно ухудшается и плотность тумана зависит от размеров частиц, его образующих. Чаще всего туманы образуются в населенных пунктах, особенно в тех, в которых наличествует повышенное выделение гигроскопических ядер конденсации, в частности, продуктов сгорания.
Теперь несколько слов о Лондоне. Этот город расположен на равнине, на высоте всего пять метров над уровнем моря. Его окружают меловые куэстовые гряды. Климат преобладает морской, с мягкой зимой и нежарким летом Средняя температура самого холодного месяца (января) составляет 5,3°С, самого теплого (июля) — 18,9 С, в год выпадает 645 мм осадков. Именно в таких природных и климатических условиях чаще всего образуются туманы.
Самым смертоносным для жителей Лондона стал туман в декабре 1952 года, в который помещалась кислая угольная копоть из шахт. Воздух сделался серым, ухудшилась видимость. И неожиданно разом были отравлены сотни людей. Все больницы оказались переполнены, а жертвы тумана все еще продолжали поступать. Причем врачи оказались практически бессильны чем-либо помочь пациентам. Как защититься от загрязненного воздуха, от которого страдал и сам медицинский персонал? Нужны были кислородные подушки — их не хватало. Нужен был солнечный свет и ветер — их не было. Астматики задыхались. Возникали проблемы с лекарствами. И смертельный урожай не заставил себя ждать. За первые месяцы 1953 года было зафиксировано четыре тысячи смертей. А всего в течение года скончалось двенадцать тысяч человек.
Лондон, как и другие города Европы, был потрясен этими цифрами. Собственно, эти жуткие последствия смога и вынудили правительство принять срочные меры для создания принципиально новой системы отопления, и прежде всего отказаться от угля, перейти на более чистые мазут, нефть и газ.
Однако эта катастрофа не была последней. Спустя ровно десять лет ситуация несчастным образом повторилась. В декабре 1962 года над Лондоном и всей центральной Англией опустилось плотное облако тумана. Именно в эти декабрьские дни многие жители столицы Великобритании впервые одели противогазы — дышать выхлопными автомобильными газами, смешанными с тяжелым влажным воздухом было опасно. Число погибших достигло 106 человек. К тому же повышенная влажность воздуха из-за возникшей электропроводимости стала причиной возгорания многих электроприборов. С того времени туман (или смог) стали называть киллер-смог, или туман-убийца.
Я несколько продлю тему викторианской Англии, прежде чем взять паузу для других зарисовок. Сегодня я хочу развенчать устойчивый миф о знаменитых лондонских туманах, а заодно и о старом добром времени правления ее величества королевы Виктории, когда экологию еще не успели «убить» автомобильные выхлопы, атомные электростанции, парниковый эффект и прочие неисчислимые язвы научно-технического прогресса.
Как известно, топливом промышленного скачка XIX века был уголь. Его сжигали в топках паровых двигателей кораблей и паровозов, в доменных печах металлургических заводов да и в силовых и тепловых установках практически всех предприятий. Не менее широким было его применение и в быту, особенно в английских городах. Между тем уголь отнюдь не может похвастать своей безвредностью для экологии.
Во второй половине XIX века (да и в первой половине XX, к слову, тоже) городской воздух был буквально переполнен угольным смогом. Солнечный свет не мог пробиться сквозь него даже летом, поскольку в каждой кухне, кроме очень бедных домов, растапливались печь для приготовления пищи и камины для обогрева. Английские (да и прочие крупные европейские) города находились под постоянным дымовым облаком, не пропускавшим лучи солнца. Ну а Лондон, являвшийся мощным транспортным центром и одним из крупнейших городов мира, тем более был под полной властью дыма. И именно этот дым порождал частые густые туманы, ставшие благодаря литературе конца позапрошлого столетия буквально атрибутами британской столицы. Дело в том, что любые взвешенные частицы в воздухе становятся центрами конденсации влаги, таким образом пыль создает благоприятные условия для образования тумана.
Исследуя старые метеорологические записи, можно узнать, что в семидесятых годах XIX века в Лондоне был 51 туманный день в году, в восьмидесятых — 58, а в девяностых — уже 75. Впрочем, этот город прозвали «Большим дымом» еще до наступления настоящей промышленной революции — в XVIII столетии.
Однако с началом стремительного развития промышленности и транспорта и резким увеличением численности населения проблема загрязнения воздуха стала куда острее. Во второй половине XIX века, проходя днем по Лондону, считалось вполне обычным видеть не более чем на несколько шагов. Сам же дым, в зависимости от происхождения, мог различаться по цвету: бывал он синим, темно-серым или коричневым. Леди, отправлявшиеся в оперу или театр и надевавшие белые накидки, возвращались домой уже в серых. Ставшая классической на все времена черная окраска зонтов берет свое начало именно в викторианской Англии, когда она более всего отвечала состоянию атмосферы.
Согласно воспоминаниям, приводимым в уже неоднократно упоминавшейся мною книге Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», даже днем в Лондоне люди нередко носили фонари. Из-за плохой видимости можно было не просто сбиться с дороги, но и угодить под карету или , свалиться в дренажную канаву или Темзу. Во время туманов в домах, хозяева которых могли себе это позволить, жгли свечи или газ.
Предвидеть туманы было невозможно, особенно для метеорологов того времени. Они заставали путников где угодно, накрывая землю неожиданно и плотно. Понятно, что такое состояние атмосферы чрезвычайно вредно для здоровья. Неслучайно после каждого сильного тумана в церквях учащались заупокойные службы. Согласно статистике, за неделю от респираторных заболеваний в Лондоне умирали более тысячи человек и ухудшалось состояние людей с больным сердцем и легкими.
Страдали от туманов не только люди. В частности, в 1873 году в Ислингтоне — северной части Лондона — состоялась выставка крупного рогатого скота, на которой гордые фермеры, демонстрируя своих породистых коров, намеревались продать их подороже. Однако неожиданно на поле опустился густой туман, и множество животных задохнулись.
Кстати, упомянутые выше газовые светильники стоят отдельного упоминания — они вносили свою лепту в усугубление воздействий туманов на здоровье. Стоит особо отметить, что светильный газ, использовавшийся в викторианском Лондоне, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире того времени, — отнюдь не похож на современный бытовой газ, являющийся семью легких ископаемых углеводородов. Светильный газ XIX столетия являлся продуктом газификации низкосортных видов угля (на этом принципе построены газогенераторы, использовавшиеся в годы Второй мировой войны на многих гражданских автомобилях из-за дефицита бензина, впрочем, к примеру, в КНДР таких машин хватает и сейчас). Это в свою очередь означало, что, в отличие от свечного и керосинового освещения, употребление газа приводило лишь к увеличению количества сжигаемого угля, который и без того был основным виновником лондонского смога.
Сам по себе газ, впрочем, портил и без того грязный воздух. Очень наглядны рекомендации той эпохи вешать картины в помещениях с газовым освещением на веревке, а не на проволоке. Дело в том, что продукты сгорания газа быстро разъедали металлическую нить. Более того, в магазинах, с 1850-х активно использовавших яркое по тем временам газовое освещение для пущей привлекательности в глазах покупателей, через некоторое время стали перемещать газовые лампы из внутренних помещений на улицу, под витрину, чтобы не пострадали товары: ткани буквально за несколько месяцев выцветали и теряли прочность. Что же в этом случае происходило с человеческими легкими?
Дело тут в том, что в угле британских месторождений было много серы, и при газификации угля она давала сернистый газ. Последний, реагируя с парами давал капельки серной кислоты, которые и порождали массу описанных негативных эффектов. Тут же стоит особо выделить, что светильный газ, производившийся в других странах, этого недостатка был лишен.
Также не добавляла людям здоровья пыль, копившаяся в традиционных (конечно, для богатых домов) массивных викторианских портьерах. Они собирали на себе и частицы угольных туманов, и продукты сгорания газа, и обычную бытовую пыль…
Впрочем, тему многочисленных угроз для здоровья, исходивших от обоев, верхней одежды и даже белья, не говоря уже о питьевой воде, я лучше освещу как-нибудь в другой раз.
Здесь же лучше замечу, что за последние полвека экологическая ситуация в британской столице (как и в целом в Европе) значительно улучшилась. Благодаря очистным сооружениям, переходу на менее вредные виды топлива и электрификации (хотя в первое время электрификация не здорово помогала, так как многочисленные теплоэлектростанции и в XX веке сжигали еще большее количество угля), атмосфера в городах стала куда более безопасной. И как бы не ворчали сейчас «зеленые», а «старое доброе» время Шерлока Холмса им лучше даже не вспоминать. Знаменитые лондонские туманы канули в Лету где-то в 1970-х годах (еще в 60-х лондонцы считали респираторы обычным аксессуаром). Мои знакомые за несколько лет жизни в этом городе не встречали упомянутое явление ни разу. Должен разделить их радость по этому поводу: куда приятнее душного дымного облака.
Однако нам, с расстояния более столетия, было бы довольно странно и даже жалко представить себе викторианский Лондон без туманов. Ведь сколько души вкладывали в их описание мастера пера! Вот, к примеру, что писал Р.Л. Стивенсон: «Всепроникающий, шоколадного цвета покров опустился сюда из рая, он был темным, как поздний вечер, как будто огненно-коричневый свет зарева далекого пожара; и здесь на какое-то время туман разорвался, и изможденный луч света проглянул сквозь клубящиеся кольца…»
ядовитый смог убил тысячи людей, а вину свалили на грипп
При упоминании термина «техногенная катастрофа» чаще всего представляется нечто совершенно грандиозно-устрашающее: взрыв, всполохи, крики пострадавших… Однако на деле это страшное явление может маскироваться под явление совершенно обыденное и относительное безобидное. И такая катастрофа опасна не менее, чем её «громкие» собратья, примером чему служит лондонская история «великого смога». Более полувека назад этот коварный жёлтый туман за несколько дней унёс тысячи жизней, а десяткам тысяч отравил существование на многие годы после.
Ядовитый прогресс
Постоянный туман – пожалуй, одна из своеобразных достопримечательностей Великобритании. На это намекает даже распространённое название страны – «Туманный Альбион», при упоминании которого сразу понятно, какое явление природы наиболее привычно для англичан.
Однако если на протяжении многих столетий туман был безобидным спутником местных жителей, то по мере развития промышленности в стране он вдруг оказался ни много ни мало массовым убийцей…
Техногенная катастрофа, которая затем вошла в мировую историю как одна из крупнейших, случилась в начале зимы 1952 года. Тогда столицу Великобритании Лондон накрыла необычная взвесь влаги в воздухе. Желтоватая дымка (позже её прозвали в том числе «гороховым супом» именно за характерный оттенок) расползлась по городу, отравляя людей смертельным ядом.
Стоит отметить, что тревожные предпосылки для такой масштабной трагедии уже были, и она, по сути, оказалась печальным следствием того, что на них не обратили вовремя должного внимания. В то время промышленная революция семимильными шагами продвигалась по миру, и её неизменными спутниками были фабричные трубы, выпускавшие в воздух огромное количество вредных газов, чада и других далеко не полезных веществ. О необходимости фильтров ещё не задумывались, поэтому всей этой взвесью дышали люди. Никто не удивлялся, что дым от фабрик вызывает у населения раздражение глаз и надрывный кашель; люди от такого нечистого воздуха чаще страдали от лёгочных заболеваний. А более внимательный анализ показал, что в списке болезней, которые вызывало постоянное загрязнение воздуха, оказались лихорадка, ревматизм, снижение иммунитета со всеми вытекающими…
По самым скромным подсчётам, смог унёс тысячи жизней. Фото: Velar Grant ZUMAPRESS.com/Globallookpress.
В промышленных точках часто случались такие явления, как проржавление металлических изделий после очередного крупного выброса в атмосферу – газы нередко соединялись в воздухе с водой и превращались в кислоту (в том числе серную), оседали на предметах, окисляя поверхности. И этой «начинкой» в воздухе людям тоже приходилось дышать!..
Постепенно чистые туманы белого цвета стали для городов большой редкостью. Чаще всего из-за постоянных выбросов они окрашивались в серые, коричневые или желтоватые тона. И это было ещё одной причиной, почему на особенный смертельный туман поначалу никто не обратил внимания.
Под «крышкой» антициклона
Итак, зима 1952 года в Великобритании выдалась необычно ранней. С ноября ударили непривычно сильные морозы, перемежавшиеся обильными снегопадами, и к декабрю в королевстве установилась настоящая полноценная зимняя погода.
Простым людям и дела не было до того, что морозы окрепли из-за мощного антициклона, который ещё сыграет свою роковую роль в этой истории. Тем временем лондонцы решали другие проблемы – с обогревом своих жилищ. Как и большинство домов в королевстве, они использовали для отопления камины, реже – другие виды печей. Топливом же служил уголь.
Англия добывала его на своей территории, но в условиях послевоенного кризиса власти предпочитали отправлять самое качественное сырье на экспорт. А на продажу для своих, местных, оставался низкосортный уголь с большим количеством примесей серы. Он давал едкий и опасный для здоровья дым, но стоил гораздо дешевле хорошего.
Туман в Лондоне – привычная картина. В том числе поэтому никто не придал значения очередной дымке. Фото: Keystone Pictures USA ZUMAPRESS.com/Globallookpress.
Этим-то углём лондонцы принялись усиленно топить свои камины и печурки. Это привело к тому, что в воздухе резко начало расти количество производных серы, выделяющейся с дымом. Вдобавок к этому, напомним, в городе продолжали на полную мощность работать заводы и фабрики, отравляющие атмосферу. Плюс выхлопы автомобилей, которые только-только перешли на дизельные двигатели.
И вот здесь сыграл свою роль тот самый антициклон. Из-за него в верхних слоях атмосферы случилась температурная инверсия: застоявшийся слой холодного воздуха оказался под «крышкой» тёплого слоя. Эта «крышка» накрыла столицу королевства, не позволяя газам развеиваться, в итоге они копились в самом городе, наполняя собой привычный для горожан туман, превращая его в смог.
Как выяснилось позже, концентрация опасных газов в атмосфере достигла пика с 5 по 9 декабря. Всего несколько дней – но и их было достаточно для катастрофических последствий в виде массовых смертей.
Вымирающая столица
Смог в эти дни был крайне плотным. По свидетельствам очевидцев, люди не могли найти дорогу домой, теряя ориентацию в пространстве даже в хорошо знакомых им районах. Кое-где всё было настолько плохо, что человек не мог рассмотреть в тумане собственные ноги или вытянутую руку и вынужден был идти в условиях нулевой видимости.
Лондон замер. Остановилось движение поездов, автобусов и автомобилей. Закрылись кинотеатры и прочие развлекательные заведения. Смог проникал даже в помещения. Например, в театре Сэдлерс-Уэллс в тот период пытались было поставить спектакль, но вскоре после начала представление пришлось свернуть: мало того, что зрители с трудом могли разглядеть в дымке происходящее на сцене, так вскоре и они, и артисты начали кашлять и задыхаться.
Иллюзия «вымершего» города, к несчастью, оказалась не просто иллюзией. Хотя поначалу лондонцы не тревожились, полагая, что имеют дело с привычным, хотя и более сильным, нежели обычно, смогом, но скоро в больницы начали поступать сотни, а затем тысячи внезапно занедуживших людей. Ситуация осложнялась тем, что из-за того же смога машины скорой помощи не могли развозить больных. Самим заболевшим по тем же причинам порой было тяжело добираться до лечебных учреждений.
Люди умирали из-за проблем с лёгкими, которые вызывал страшный жёлтый смог. Большинство смертей было вызвано тем, что дыхательные пути заболевших буквально забивались сгустками гноя, возникшего из-за лёгочных инфекций, вызванных этим особыенным туманом. По свидетельствам современников, в те жуткие дни сотрудники ритуальных служб работали в авральном режиме: на лондонских кладбищах стояли огромные траурные очереди, похороны шли в бесконечном, казалось, потоке.
Актуальными проблемы с качеством воздуха в Лондоне остаются и сегодня. Фото: Stephen Simpson ZUMAPRESS.com/Globallookpress.
Реакция властей: скрывать и затягивать
Несмотря на то что в городе разразился самый настоящий мор, лондонские власти повели себя как минимум странно. Несмотря на то что в столице начали призывать принять хоть какие-то меры, правительство попыталось сперва замолчать проблему внезапной смертности горожан. Для начала резкий рост смертности попробовали свалить на якобы начавшуюся эпидемию гриппа (в те времена эта болезнь, действительно, косила население не хуже средневековой чумы). Только через семь месяцев, когда смог давным-давно рассеялся, началось официальное расследование этой техногенной катастрофы и её причин.
По официальным оценкам, число жертв «великого смога» составило 4 тысячи человек. Цифра страшная, ведь даже в разгар Второй мировой войны не случалось инцидента, в результате которого гражданское население единовременно за короткое время понесло бы такие потери. И это ещё не всё: в последующие десятилетия выяснилось, что подсчёты оказались сильно занижены. По нынешним данным, ядовитый смог унёс жизни около 12 тысяч лондонцев. А были ещё тысячи людей, выживших, но оставшихся, по сути, инвалидами: к примеру, одним из распространённых осложнений таких «счастливчиков» была астма, которая оставалась с ними на всю оставшуюся жизнь. По современным подсчётам, от последствий смога пострадало около 100 тысяч англичан.
Лишь через 4 года после страшного ЧП в Великобритании приняли закон «О чистом воздухе», запретивший сжигание «грязного» топлива в ряде районов королевства. Эта мера оказалась поистине революционной в разрезе только зарождавшегося экологического движения. Даже такого запрета оказалось уже достаточно для того, чтобы в проблемных районах люди перестали массово болеть, а практически исчезнувшие в городах животные и растения вновь начали появляться там. Пропали сажа и копоть, покрывавшие здания и улицы.
Но всё ли так гладко в королевстве?.. Хотя Великобритания давным-давно отказалась от угля как топлива, проблема качества воздуха в королевстве по-прежнему остаётся актуальной. Всего пять лет назад учёные лондонского Королевского колледжа провели исследования и выяснили, что из-за загрязнения атмосферы в столице Британии ежегодно умирают около 9,5 тысячи людей. На смену угольному дыму пришли новые загрязнители: двуокись азота и ультрадисперсные частицы класса PM2.5 (под этим понятием скрывается ряд загрязнителей, в состав которых входят как твёрдые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей; это чаще всего микрокусочки сажи, асфальта, автомобильных покрышек, минеральных солей, соединения тяжёлых металлов и другие вещества).
Глобальные катастрофы — мир в огне
А много ли мы знаем о мировых глобальных катастрофах, ставших уроком для человечества? Учиться на чужих ошибках сложно, но необходимо. Иначе мы просто не выживем. Работу над ошибками Царьград предлагает проводить в рамках специального проекта, описывающего события в разных точках мира, как правило, объединённых одной цепью причин – алчностью и цинизмом виновных.
Читайте также:
Нас заморят голодом? В руки НАТО отдали опасный инструмент против России Крысы во властных кругах. Нас пытаются сдать Украине Спасение на 6 листах: Экономическая подделка для России В Санкт-Петербурге сохранят зелёные «буферные зоны»: Экологи заявили об отсутствии генпланаВеликий смог Лондона | Факты, загрязнение, решение и история
Великий смог Лондона
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 5 декабря 1952 г. — 9 декабря 1952 г.
- Местонахождение:
- Лондон Англия
- Контекст:
- Законы о чистом воздухе каменный уголь защита окружающей среды пневмония
См. весь связанный контент →
Великий лондонский смог , смертельный смог, который накрыл лондонский город на пять дней (5–9 декабря) в 1952 году, вызванный сочетанием промышленного загрязнения и погодных условий высокого давления. Это сочетание дыма и тумана почти остановило город и привело к тысячам смертей. Его последствия привели к принятию четыре года спустя Закона о чистом воздухе, который стал поворотным моментом в истории защиты окружающей среды.
Феномен «лондонского тумана» появился задолго до кризиса начала 1950-х годов. Такие всеохватывающие туманы, известные как «гороховые супы» из-за их густого желтого цвета, к 19 веку стали визитной карточкой Лондона. Но загрязненный туман был проблемой в Лондоне еще в 13 веке из-за сжигания угля, и ситуация только ухудшалась по мере того, как город продолжал расширяться. Жалобы на дым и загрязнение окружающей среды увеличились в 1600-х годах, когда при короле Якове I был принят совершенно неэффективный закон, ограничивающий сжигание угля. Быстро растущая индустриализация, начавшаяся в конце 1700-х годов, еще больше ухудшила условия.
Викторина по Британике
История Европы
Как звали убийцу Франца Фердинанда? Кого называли железным канцлером? От ирландского голода до Леди Годивы, путешествуйте по европейской истории в этой викторине.
Эти дымки не были естественными атмосферными образованиями: водяной пар прилипал к частицам, выделяемым угольными заводами, создавая темные и тяжелые облака, ухудшающие видимость. Эта разновидность тумана позже стала известна как смог (слияние слов дым и туман ), термин, придуманный лондонцем в начале 20 века.
Загрязнение воздуха достигло критической точки в 19 веке с распространением промышленной революции и быстрым ростом мегаполиса. Увеличение количества домашних пожаров и заводских печей означало, что выбросы загрязняющих веществ значительно увеличились. Именно в это время возникла туманная атмосфера Лондона, ярко изображенная в романах Чарльза Диккенса и Артура Конан Дойля. Туманы в Лондоне могут держаться неделю, и в начале 19 века сообщалось о смертельных случаях, связанных с туманом, на надгробиях.век. Несмотря на ухудшение здоровья населения, мало что было сделано для борьбы со смогом, учитывая множество рабочих мест, которые обеспечивала новая промышленность, и удобства, обеспечиваемые домашними угольными пожарами.
Великий смог 1952 года был беспрецедентно сильным гороховым супом, вызванным как погодой, так и загрязнением. В целом в течение 20 века туманы в Лондоне стали реже, поскольку фабрики стали мигрировать за пределы города. Однако 5 декабря над Лондоном установился антициклон, погодная система высокого давления, которая вызвала инверсию, в результате чего холодный воздух оказался ниже теплого воздуха выше. Следовательно, выбросы заводов и бытовых пожаров не могли попасть в атмосферу и оставались на уровне земли. Результатом стал сильнейший загрязнённый туман в истории города.
В некоторых частях Лондона видимость была настолько плохой, что пешеходы не видели собственных ног. Помимо метро, транспорт был строго ограничен. Пострадали службы скорой помощи, и люди вынуждены были искать дорогу в больницы в смоге. Многие люди просто бросили свои машины на дороге. Спектакли и концерты в закрытых помещениях были отменены, так как зрители не могли видеть сцену, а преступность на улицах возросла. Произошел всплеск смертей и госпитализаций, связанных с пневмонией и бронхитом, и, как сообщается, стада крупного рогатого скота в Смитфилде задохнулись. Хотя туман продержался пять дней и окончательно рассеялся 9 декабря., его тяжесть не была полностью оценена, пока через несколько недель генеральный регистратор не опубликовал число погибших, которое составило около 4000 человек. Однако последствия смога были длительными, и по современным оценкам число погибших составляет около 12 000 человек.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
После событий 1952 года серьезность загрязнения воздуха в Лондоне стала неоспоримой. Поначалу медленно действуя, британское правительство в конце концов приняло Закон о чистом воздухе четыре года спустя, в 1919 г.56, как прямой ответ на смертельный туман. Закон установил зоны, свободные от дыма, по всему городу и ограничил сжигание угля в бытовых пожарах, а также в промышленных печах. Кроме того, домовладельцам были предложены субсидии, которые позволили бы им перейти на другие источники тепла, такие как нефть, природный газ и электричество. Хотя изменения были постепенными, и в 1962 году произошел еще один кризис смога, Закон о чистом воздухе обычно считается важным событием в истории защиты окружающей среды и помог улучшить здоровье населения в Великобритании.
Юлия Мартинес
туман | Определение, формирование, типы и факты
туман окутывает мост Золотые Ворота, Сан-Франциско
Смотреть все медиа
- Похожие темы:
- Арктический морской дым инверсионный туман адвективный туман шотландский туман фронтальный туман
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
туман , облако из мелких капель воды, которое находится у уровня земли и достаточно плотное, чтобы уменьшить горизонтальную видимость до менее 1000 метров (3281 фута). Слово туман также может относиться к облакам из частиц дыма, частиц льда или смесей этих компонентов. В аналогичных условиях, но с видимостью более 1000 метров, это явление называется туманом или дымкой, в зависимости от того, вызвана ли неясность каплями воды или твердыми частицами.
Узнайте, как образуются туманы и их виды
Посмотреть все видео к этой статьеТуман образуется в результате конденсации водяного пара на ядрах конденсации, которые всегда присутствуют в естественном воздухе. Это происходит, как только относительная влажность воздуха превышает насыщение на долю 1 процента. В сильно загрязненном воздухе ядра могут разрастаться настолько, что при влажности 95% и ниже образуется туман. Росту капель может способствовать абсорбция некоторых растворимых газов, особенно двуокиси серы, с образованием разбавленной серной кислоты. Относительную влажность воздуха можно увеличить тремя способами: охлаждением воздуха за счет адиабатического расширения; смешивание двух влажных воздушных потоков, имеющих разную температуру; прямое охлаждение воздуха излучением.
Викторина «Британника»
Викторина «Зимняя погода»
Зима — время экстремальной погоды и необычных слов для описания этой погоды. Эти вопросы викторины, любезно предоставленные Merriam-Webster, заставят вас тосковать по лету.
Первый процесс, адиабатическое расширение, отвечает за образование облаков и играет роль в образовании туманов на склонах, которые образуются в результате вынужденного подъема влажного воздуха по склонам холмов и гор.
Процесс смешивания проявляется, когда воздух, находившийся в контакте с влажной землей или водной поверхностью, имеющей температуру, отличную от температуры воздуха наверху, смешивается с этим воздухом.
Наиболее стойкие туманы образуются, когда поверхность холоднее воздуха над ней; то есть при наличии температурной инверсии. Туманы также могут возникать, когда холодный воздух движется над теплой влажной поверхностью и насыщается за счет испарения влаги с подстилающей поверхности. Однако конвекционные потоки имеют тенденцию уносить туман вверх по мере его образования, и кажется, что он поднимается в виде пара или дыма с мокрой поверхности. Этим объясняются паровые туманы, возникающие при движении холодного арктического воздуха над озерами, ручьями, заливами моря или вновь образовавшимися отверстиями в паковом льду; отсюда и термин арктический морской дым.
Адвективный туман образуется при медленном прохождении относительно теплого, влажного, стабильного воздуха над более холодной влажной поверхностью. Это обычное явление в море, когда холодные и теплые океанские течения находятся в непосредственной близости и могут влиять на соседние побережья. Хорошим примером служат частые густые туманы, образующиеся у Гранд-Бэнкс в Ньюфаундленде летом, когда ветры теплого Гольфстрима дуют над холодным Лабрадорским течением. Он также может возникать над сушей, особенно зимой, когда теплый воздух дует над замерзшей или заснеженной землей. Адвективные туманы чаще всего возникают при ветре со скоростью около 5 метров в секунду (10 миль в час), достаточно легком, чтобы поддерживать температурный контраст между воздухом и поверхностью, и недостаточно сильном, чтобы вызвать турбулентное перемешивание на значительной глубине атмосферы. Типичные адвективные туманы распространяются до высоты нескольких сотен метров и иногда встречаются вместе с радиационными туманами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Радиационный туман образуется над землей безветренными ясными ночами, когда потеря тепла за счет излучения охлаждает землю и охлаждает воздух в самых нижних метрах до температуры ниже точки росы. После образования густого тумана верхняя часть тумана заменяет землю, поскольку эффективная поверхность охлаждается излучением, и туман постепенно увеличивается в глубину до тех пор, пока над ним достаточно влажный воздух. Развитие сильной температурной инверсии имеет тенденцию стабилизировать туман и подавлять движение воздуха, но обычно присутствуют медленные турбулентные перемешивающие движения, которые, вероятно, важны для поддержания тумана. Они делают это, заменяя воздух в самых нижних слоях, который теряет влагу из-за отложения на земле, более влажным воздухом сверху. Типичные внутренние радиационные туманы достигают высоты от 100 до 200 метров.
Инверсионные туманы образуются в результате вытягивания вниз слоя слоистых облаков, расположенных под основанием низкотемпературной инверсии. Они особенно распространены у западных побережий в тропических регионах летом, когда преобладающие ветры дуют в сторону экватора и вызывают подъем холодной воды вдоль побережья. Воздух, проходящий над холодной водой, охлаждается, его относительная влажность повышается, и он попадает под инверсию. Последующее ночное похолодание может вызвать образование слоистого слоя, который спускается к земле, образуя инверсионный туман.
Фронтальный туман образуется вблизи фронта, когда капли дождя, падающие из относительно теплого воздуха над фронтальной поверхностью, испаряются в более холодный воздух вблизи поверхности Земли и вызывают его насыщение.
Когда температура воздуха падает ниже 0 °C (32 °F), капли тумана переохлаждаются. При температуре от 0 до -10 ° C (от 32 до 14 ° F) замерзает лишь небольшая часть капель, а туман состоит в основном или полностью из жидкой воды. Однако при более низких температурах все больше и больше капель замерзает, так что ниже примерно -35 ° C (-31 ° F) — и, конечно, ниже -40 ° C (-40 ° F) — туман полностью состоит из кристаллов льда. Видимость в ледяном тумане часто значительно хуже, чем в водяном тумане, содержащем такую же концентрацию конденсированной воды.
Хотя удобно классифицировать туманы по физическим процессам, вызывающим насыщение воздуха, такую четкую классификацию трудно применить на практике. Как правило, более чем один из процессов действует одновременно, и их относительная важность меняется от случая к случаю и со временем. Вероятно, никакие два тумана не контролируются точно такой же комбинацией факторов, что затрудняет прогнозирование образования и рассеивания тумана.
Узнайте об извлечении пресной воды из тумана в пустыне Атакама в Чили и ее использовании для орошения в провинции Чаньярал
Посмотреть все видео к этой статьеВ большинстве районов, подверженных туманам, частота и устойчивость туманов имеют выраженную сезонную зависимость. Условия, благоприятные для образования радиационных туманов, а именно ясное небо и слабый ветер, часто возникают в центральных районах антициклонов ( см. антициклон) и гребней высокого давления, так что преимущества сухой, установившейся погоды часто сводятся на нет возникновение тумана, особенно осенью и зимой. Адвективный туман может возникать в любое время года и в любое время дня и ночи и не ограничивается условиями слабого ветра и ясного неба. Над сушей это особенно вероятно зимой, когда мягкий влажный воздух обдувает замерзшую или заснеженную поверхность. Над прибрежными водами Британских островов это происходит главным образом в конце весны и начале лета, когда море еще холодное.
Густой туман представляет одну из самых больших опасностей для авиации и почти всех видов наземного транспорта. Современным самолетам обычно не разрешается взлетать или садиться, если видимость вдоль взлетно-посадочной полосы составляет менее 600 метров. Во многих странах, особенно в умеренных широтах, туман вызывает массовые нарушения и задержки транспортных систем на несколько дней в году.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.
пневмония | Описание, причины, симптомы и лечение
Klebsiella pneumoniae при пневмонии
См. все СМИ
- Ключевые лица:
- Томас Фрэнсис-младший Карл, барон фон Рокитанский
- Похожие темы:
- болезнь легионеров микоплазменная пневмония стрептококковая пневмония пневмония гиперчувствительности крупозная пневмония
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
пневмония , воспаление и уплотнение легочной ткани в результате инфекции, вдыхания инородных частиц или облучения. Многие микроорганизмы, в том числе вирусы и грибки, могут вызывать пневмонию, но наиболее распространенными возбудителями являются бактерии, в частности виды Streptococcus и Mycoplasma .
Несмотря на то, что вирусная пневмония действительно возникает, вирусы чаще играют роль в ослаблении легких, вызывая тем самым вторичную пневмонию, вызванную бактериями. Грибковая пневмония может развиваться очень быстро и может привести к летальному исходу, но обычно возникает у госпитализированных лиц, у которых из-за нарушения иммунитета снижена устойчивость к инфекции. Загрязненная пыль при вдыхании ранее здоровыми людьми иногда может вызывать грибковые заболевания легких. Пневмония также может возникать в результате гиперчувствительности или аллергической реакции на такие агенты, как плесень, увлажнители и экскременты животных, или на химическую или физическую травму (например, вдыхание дыма).
Britannica Quiz
44 вопроса из самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине
Как много вы знаете об анатомии человека? Как насчет медицинских условий? Мозг? Вам нужно много знать, чтобы ответить на 44 самых сложных вопроса самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине.
Бактериальная пневмония
Стрептококковая пневмония, вызываемая Streptococcus pneumoniae , является наиболее распространенной формой пневмонии, особенно у госпитализированных пациентов. Бактерии могут жить в организме здоровых людей и вызывать заболевание только после того, как сопротивление будет снижено другим заболеванием или инфекцией. Вирусные инфекции, такие как простуда, способствуют развитию стрептококковой пневмонии, вызывая чрезмерную секрецию жидкости в дыхательных путях. Эти жидкости обеспечивают среду, в которой бактерии процветают.
У пациентов с бактериальной пневмонией обычно внезапно возникает высокая температура с ознобом, кашлем, болью в груди и затрудненным дыханием. По мере прогрессирования заболевания основным симптомом становится кашель. Мокрота может содержать вкрапления крови. Любые боли в груди являются результатом болезненности трахеи (дыхательного горла) и мышц при сильном кашле. Диагноз обычно можно установить, взяв культуру организма из мокроты пациента и с помощью рентгенологического исследования органов грудной клетки.
Лечение заключается в применении специфических антибиотиков и поддерживающей терапии, выздоровление обычно наступает через несколько недель. Однако в некоторых случаях заболевание может стать очень тяжелым, а иногда и смертельным, особенно у пожилых людей и маленьких детей. Смерть от стрептококковой пневмонии наступает в результате воспаления и значительного и обширного кровотечения в легких, что в конечном итоге приводит к остановке дыхания. Стрептококковые бактерии выделяют токсин под названием пневмолизин, который повреждает кровеносные сосуды в легких, вызывая кровотечение в воздушные полости. Антибиотики могут усугубить повреждение легких, потому что они предназначены для уничтожения бактерий, вскрывая их, что приводит к дальнейшему высвобождению пневмолизина. Исследования по разработке аэрозольных агентов, стимулирующих свертывание крови, которые можно вдыхать в легкие и, возможно, использовать в сочетании с традиционными методами лечения стрептококковой пневмонии, продолжаются.
Микоплазменная пневмония, вызываемая Mycoplasma pneumoniae , очень маленьким микроорганизмом, обычно поражает детей и молодых людей; наблюдается несколько случаев после 50 лет. Большинство вспышек этого заболевания ограничивается семьями, небольшими районами или учреждениями, хотя могут возникать эпидемии. M. pneumoniae растет на слизистой оболочке, выстилающей поверхности внутренних структур легких; он не проникает в более глубокие ткани — мышечные волокна, эластические волокна или нервы. Бактерии могут производить окислитель, который может вызывать некоторые повреждения клеток. Обычно микроорганизм не проникает в мембрану, окружающую легкие, но иногда вызывает воспаление бронхов и альвеол.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Другая бактерия, Klebsiella pneumoniae , хотя и имеет небольшую способность заражать легкие здоровых людей, вызывает высоколетальную пневмонию, которая возникает почти исключительно у госпитализированных пациентов с ослабленным иммунитетом. Другие бактериальные пневмонии включают болезнь легионеров, вызываемую Legionella pneumophila ; пневмония, вторичная по отношению к другим заболеваниям, вызванным Staphylococcus aureus и Hemophilus influenzae ; и орнитоз, атипичная инфекционная форма.
Вирусная пневмония
Вирусная пневмония в первую очередь вызывается респираторно-синцитиальными вирусами, вирусами парагриппа и гриппа. Симптомы этих пневмоний включают насморк, снижение аппетита и субфебрилитет, обычно сопровождаемые заложенностью дыхательных путей и кашлем. Диагноз устанавливается при физическом осмотре и рентгенографии грудной клетки. Небактериальную пневмонию лечат преимущественно поддерживающей терапией. В целом прогноз отличный.
Грибковая пневмония
Туберкулез всегда следует рассматривать как возможность у любого пациента с пневмонией, и кожные пробы включаются в начальное обследование пациентов с проблемами легких. Грибковые инфекции, такие как кокцидиоидомикоз и гистоплазмоз, также следует учитывать, особенно если пациент недавно подвергался раскопкам, плавательным бассейнам на заднем дворе, старым сараям или сараям или пыльным бурям. Другие грибковые и простейшие паразиты (например, Pneumocystis carinii ) часто встречаются у пациентов, получающих иммунодепрессанты, или у пациентов с раком, СПИДом или другими хроническими заболеваниями. Pneumocystis carinii пневмония была одной из основных причин смерти среди больных СПИДом.
Гиперсенситивная пневмония
Гиперсенситивная пневмония представляет собой спектр заболеваний, возникающих в результате аллергической реакции на вдыхание различных видов органической пыли. Эти пневмонии могут возникать после контакта с заплесневелым сеном или сахарным тростником, комнатными увлажнителями и воздуховодами кондиционеров, которые содержат грибок 9.0039 Актиномицеты . Другие грибы, обнаруженные в ячмене, кленовых бревнах и древесной массе, могут вызывать аналогичные заболевания.
Кроме того, у людей, подвергшихся контакту с крысами, песчанками, голубями, попугаями и голубями, могут развиться проявления гиперчувствительной пневмонии. Первоначально у этих пациентов наблюдается лихорадка с ознобом, кашлем, одышкой, головной болью, мышечной болью и недомоганием, которые могут пройти через день, если не будет дальнейшего воздействия. Более коварная форма гиперчувствительной пневмонии связана с постоянным недомоганием, лихорадкой, потерей веса и кашлем. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, физического осмотра и специальных лабораторных анализов. Лечение заключается в удалении пациента из агрессивной среды, постельном режиме и поддерживающей терапии.
Другие причины
Пневмония также может возникнуть в результате вдыхания капель масла. Этот тип заболевания, известный как липоидная пневмония, чаще всего возникает у рабочих, подвергающихся воздействию большого количества маслянистого тумана, и у пожилых людей. Проглатываемое масло может попасть в дыхательные пути или, что реже, может исходить из самого тела при физическом повреждении легкого. Рубцовая ткань образуется в результате присутствия масла.