Тунис государство: Тунис — подробная информация о стране

Содержание

Читать онлайн «Страны Магриба. Тунис. Независимое государство на руинах Карфагена», Александр Вайлов – Литрес

Автор выражает благодарность журналисту, кандидату исторических наук Н. А. Кидиной за содействие и комментарии при подготовке рукописи к изданию, а также доктору экономических наук, профессору, действительному члену Российской академии естественных наук (РАЕН) В. И. Аникину, написавшему главу четвертую с анализом прогнозов по экономике развития Туниса.

Книга подготовлена при участии журналиста, кандидата исторических наук Н.А. Кидиной и доктора экономических наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук (РАЕН) В.И. Аникина.

Предисловие

Когда бываешь в Карфагене – великом городе древней культуры на севере Африки, – то напрасно искать монументальные памятники былого величия. Все, что можно увидеть, – это развалины римского времени. Один из величайших культурных центров своего времени римляне полностью разрушили. Нет многоэтажных зданий и великолепных дворцов. Даже центральный храм на главной высоте исчез, а вершину холма сровняли с землей. Осталось в целости кладбище (тофет) для человеческих жертвоприношений, заполненное памятниками и символами давно исчезнувшей эпохи. Видимо, тогда не существовало классовой ненависти, которая позволила победителям превратить места захоронений в площади для торговли и ярмарок. Пара бассейнов, заполненных водой, мало чем напоминает известную гавань, где могли найти стоянку две сотни боевых кораблей. Удивительно, что очертания пунической столицы, защищенной когда-то мощными рядами каменных стен, теперь угадываются с трудом по данным аэрофотосъемки.

Римские воины славно постарались, не оставив камня на камне от захваченной твердыни. Через сто лет они построили на его месте новый город, который не имел ничего общего с пунической столицей. Впоследствии и он был разрушен. Теперь археологи ликуют, извлекая любой кирпич, положенный карфагенянами. «Созерцание остатков Карфагена, как бы дважды трагически исчезнувшего с лица земли, в своем пуническом и в своем римском обличье, вызывает чувство невольного разочарования», – признаются современные ученые.

Имя Ганнибала нам знакомо со школы. Однако мало кто знает судьбу одного из величайших полководцев в истории человечества. До нас не дошло ни одной биографии Ганнибала, составленной античными историками, кроме нескольких строк, принадлежащих Корнелию Непоту. Сейчас жизнеописание полководца черпается в сочинениях враждебных ему римских и греческих авторов, для большинства из которых он был злейшим противником, «погибелью, насланной на Рим». В Карфагене было множество книг, посвященных Ганнибалу, но вся карфагенская литература погибла. Вместе с ней канули в Лету подвиги и хроники великого полководца. Римляне успешно позаботились о том, чтобы не осталось не только ни одного изображения великого карфагенянина ни в бронзе, ни в мраморе, но и даже описаний его внешности и характера. Более 35 древнеримских авторов составили 60 описаний, составленных в презрительной манере и не содержавших ни одного доброго слова о Ганнибале.

В книге приводится доступная современнику информация об истории и гибели Карфагена, данные о биографии и битвах великого полководца, а также о действиях Римской республики в лице Сципионов Старшего и Младшего. Далее речь идет о периоде нахождения Туниса под властью Рима в течение почти 500 лет, под столетними владычествами вандалов и византийцев.

Арабское завоевание Северной Африки, длившееся долее 900 лет, существенным образом повлияло на быт и религию тунисского региона.

Период нахождения Туниса в качестве протектората в составе французской колониальной системы составляет 76 лет (1881–1977 гг.). Главными событиями этого периода явились попытки французской администрации по индустриализации хозяйственного развития страны. Октябрьские события 1917 г. в России нашли отражение в прибытии эскадры из 33 военных кораблей в порт Бизерта и в трагической гибели всех кораблей, небольшая часть которых была продана, а остальные практически новые суда были демонтированы и проданы на металлолом. Не менее трагически сложилась судьба 6388 эмигрантов из России, прибывших с эскадрой.

Кровавые события Второй мировой войны отражены в битвах англо-американских войск с итало-немецкими оккупантами при Эль-Аламейне и разгроме войск Роммеля, оккупировавших Тунис.

Подробным образом отражены события обретения независимости и образования Тунисской республики при первом президенте Хабибе Бургибе. Когда «арабская весна» 2011 г. произошла в Тунисе, то она показала высокую коррупционность кланов второго президента Бен Али и его супруги, которые в срочном порядке бежали из страны.

Книга заканчивается обзором экономики и особенностей социально-политического развития Туниса на современном этапе с указанием районов, представляющих интерес для развития туризма.

Москва, 2018

Глава 1


История Туниса

1.1. Допунический период

Современный Тунис находится в Северной Африке и граничит на западе с Алжиром, на востоке – с Ливией. Западная часть Северной Африки называется Магриб, что переводится с арабского как «запад». Так арабы называли все земли к западу от Египта. В регион Магриба входят Тунис, Ливия, Алжир, Марокко и Мавритания. По-арабски Северная Африка называлась «Эль-Магриб Эль-Адна», что означает «нижний запад». Во времена арабских завоеваний мусульмане покорили Испанию, которая называлась «верхним западом». Территории Туниса, восточной части Алжира и западной части Ливии во времена Арабского халифата назвали словом «Ифрикия».

В русском языке словом «Тунис» обозначаются одновременно и страна, и столица, что создает некоторую путаницу. Зато в английском и французском языках слово «Tunis» обозначает только город, а страна называется «Tunisia». Доподлинно не известно, откуда произошло название страны. Возможно, оно произошло от корня «тнс», обозначающего «лагерь». Вторая версия позволяет считать, что название произошло от имени богини Тунит, которой поклонялись в Карфагене.

Порт Карфагена в начале мировой истории Финикийского государства

У Туниса богатая история, но на его территории не образовывались сильные цивилизации, такие как в Египте или Месопотамии. Тунис издревле был населен берберами. Эти кочевники до сих пор живут в глубине материка. Первыми из культурных народов тут поселились финикийцы. В 814 г. до н. э. колонистами из Тира (современный Сур) на территории современного Туниса был основан город Картаж (Карфаген). Существует две датировки основания Карфагена: 825–823 гг. до н. э. или 814–813 гг. до н. э., при этом последняя дата приводится чаще в литературе. Великий средиземноморский город был основан на целых 60–70 лет раньше Рима. Споры о происхождении финикийцев велись с давних пор. Античные авторы – Геродот и Плиний – считали, что финикийцы прежде жили в пустыне в районе Южной Аравии, а потом переселились к Средиземному морю, продолжая следовать своим обычаям. В эти сложные времена многие народы перемещались на побережье Ливана, где смешались не только с местными жителями, но и с осевшими здесь чуть позже «народами моря». Так сформировался особый феномен финикийской культуры. Только с этого времени жителей прибрежных районов Ливана следует называть финикийцами, а их культуру именовать финикийской.

Более трех тысяч лет тому назад родился новый деятельный народ, давший миру увлеченных дельцов и отчаянных авантюристов, купцов и мореходов. Их родина Финикия никогда не была единым государством, никогда не завоевывала соседние страны. Свою империю финикийцы создавали не военным, а торговым путем. В начале III в. до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле Карфаген выдвинулся на передовые позиции. Главными городами Финикии являлись Тир, Сидон, Берит, Триполи и др. Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после царства персидского».

Финикийцы вели торговлю по всему Средиземноморью; их корабли появлялись в водах Атлантического и Индийского океанов. В XII–IX вв. до н. э. они основали колонии в Северной Африке, на юге Пиренейского полуострова, на Сицилии и Сардинии, захватывая один клочок Средиземноморья за другим. Так из полосок земли, занятых мимоходом, возникала империя. Не имея собственной страны, они задавали тон другим странам. Не умея властвовать у себя дома, властвовали над миром. Финикийские язык и культура сохранялись в отдельных районах Средиземноморья вплоть до Средних веков. Только после арабского завоевания потомки финикийцев постепенно привыкли говорить на арабском языке, окончательно утратив свою древнюю культуру.

Финикийцы основали множество колоний по всему Средиземному морю и даже несколько колоний на берегах Атлантического океана. Наиболее известными являются Утика (традиционная дата ее появления – 1100 г. до н. э.), расположенная на севере Туниса. Приблизительно тогда же были основаны Гадрумет и Лептис, расположенные на восточном побережье Туниса к югу, Гиппон (современная Аннаба) – на территории Алжира и древний город Ликc (Лараш) – на атлантическом побережье королевства Марокко.


Финикийцы обогащались за счет своих колоний

Самая успешная колония, затмившая метрополию по богатству, находилась именно тут, на территории Туниса, столицей которой являлся Карфаген (Картаж). За 500 лет он стал политическим центром всех финикийских колоний в западной части Средиземноморья. Карфаген подчинил себе часть Сицилии, Сардинию, Корсику, часть Испании. Он стал крупнейшей морской державой с боевым флотом численностью более 300 кораблей.

 

К III столетию до н. э. культура Карфагена представляла собой уникальную смесь наследия Востока и эллинистической Греции. Столица империи представляла собой огромный по тем временам город, около 700 тысяч человек населения. А Рим, где проживало меньше 300 тысяч, только начинал выходить в первые мировые державы. Карфаген являлся торговым посредником между Востоком и Западом, прежде всего с Испанией.

До сих пор мы почти ничего не знаем о культуре карфагенян. Слова, дошедшие до нас на их языке, содержатся в пьесе Плавта «Пуниец», где один из персонажей произносит монолог на подлинном пуническом наречии, затем тут же повторяя их по-латински. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием греческим образцам, порой даже не лучшим. Что касается литературы, то в мире есть данные о создании только практических руководств, например, по земледелию Магона, и более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам не известно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать «изящной словесностью».

История

На рубеже VII и VI вв. до н. э. кроме финикийской началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков финикийские колонии начали объединяться в государства. Основой единого финикийского государства на западе стал союз Карфагена и Утики. Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом Западного Средиземноморья, объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и Испании и вести обширные завоевания и колонизацию.

По преданию, город основала вдова финикийского царя царица Дидона. Согласно легенде, Дидона купила у местного племени столько земли, сколько покроет бычья шкура. Она разрезала шкуру на узкие ремни и, сделав из них круг, завладела большим участком земли. Поэтому поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса, что означает «шкура».

Город Карфаген был основан на мысе с выходами к морю на севере и юге. В южной части города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. Протяженность городских стен составляла 37 км, а высота в некоторых местах достигала 12 м. Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса. Столь выгодное расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья.

С суши Карфаген был окружен тройной стеной. Высота стен достигала 15–17 м, а ширина – 10 м. Они были сложены из щебня, камня, а изнутри облицована большими квадратами. Глыбы камня иногда скреплялись известковым раствором. Во время осады солдаты передвигались по стене. Зубцы и башни были расположены через каждые 60 м, что позволяло защитникам укрыться от врага. Прямо внутри крепостных стен были устроены двухэтажные помещения. Здесь находились казармы для многих тысяч пеших воинов, нескольких тысяч всадников. Кроме того, здесь проживал командующий карфагенской армией. Здесь же были склады продовольствия и оружия. Внутри стен были обустроены конюшни для 4000 лошадей с запасами ячменя, а также загоны, в которых содержались 300 слонов. Кроме того, Карфаген, по словам римских историков, опоясывали частокол и ров. Только в 1949 г. с помощью аэрофотосъемки были обнаружены следы этого рва. Последующие раскопки показали, что имелись два рва: внешний – шириной 20 м и внутренний – шириной 5,3 м. Были обнаружены и канавы, оставшиеся от частокола.

Единственный недостаток в обороне города состоял в снабжении города пресной водой. Карфагеняне приложили немало усилий, чтобы решить эту проблему. В городе почти у каждого дома археологи обнаружили множество цистерн. В них собирали воду со дворов и мощенных плитами улиц. Они были облицованы известковой штукатуркой, не пропускавшей воду. Среди руин Карфагена отлично сохранились огромные цистерны глубиной около 9 м. В одном из пригородов их 25; в другом – не менее 40. В 1888 г. их реставрировали и снова стали использовать. Сейчас, как и при императоре Адриане, в них находятся городские запасы воды. Сейчас рядом видны остатки акведука, по которому в античное время в город подавали воду с отрога Тунисского Атласа. По воспоминаниям историков, это было замечательное сооружение с пятью этажами арок тяжеловесной архитектуры, с контрфорсами внизу. Акведук доходил до западной части акрополя, где спускался под город, выливая почти целую реку в огромные цистерны.

Длина акведука составляла 132 км. Это был самый длинный акведук, построенный в античную эпоху. Например, длина знаменитого римского акведука не достигала и 100 км. Акведук брал начало из водоема, расположенного у подножья горы Загуан и считавшегося священным. Отсюда поток холодной, необычайно чистой воды устремлялся в городские цистерны. По акведуку подавалось 32 миллиона литров воды в год, или 370 литров в секунду. Высота акведука в равнинной местности достигала 20 с лишним метров. В 136 г. н. э., при императоре Адриане, римляне перестроили карфагенский акведук. Разрушенный в эпоху великого переселения народов, он тогда же трижды восстанавливался – вандалами в 439 г., византийцами в 534 г. и арабами в 698 г. В последний раз его восстанавливали турки в 1574 г.

Город имел рынки, муниципалитет, башни и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых района. В середине города на холме стояла высокая цитадель (крепость, имеющая самостоятельную оборону) – Бирса. Карфаген был одним из самых больших городов в эллинистические времена (по некоторым оценкам, больше была только Александрия в устье Нила) и числился среди крупнейших городов древности.

Естественно, что эта успешная колония столкнулась в своих интересах с молодой Римской республикой. Конфликт начался со споров о владениях в Испании и на островах Корсика, Сардиния и Сицилия. Карфаген двигался на север, Рим – на юг. Между этими государствами произошло три войны, которые были названы Пуническими. Название «пунические» произошло от слова «poeni» («пунийцы»), которым римляне называли карфагенян (финикийцев).


Карта древней Карфагенской империи в период наибольшего расцвета (1200–800 гг. до н. э.)

Точный характер государственного устройства Карфагена сложно определить из-за скудости источников. По данным Аристотеля, власть в Карфагене была в руках аристократии, разделенной на враждующие аграрную и торгово-промышленную фракции. Государственную должность можно было купить. Высшим органом власти являлся Совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Для контроля над Советом старейшин был создан Совет судей из 104 человек. Исполнительную власть возглавляли два суффета, подобные римским консулам. Они избирались ежегодно и выполняли в основном обязанности главнокомандующих армией и флотом. Карфагенский сенат обладал законодательной властью, число сенаторов приблизительно было около 300, а сама должность была пожизненной. Тридцать членов сената занимались текущей работой. Формально имелось и Народное собрание, но к нему обращались редко, в случае разногласий между суффетами и сенатом.

От подчиненных племен и городов Карфаген имел возможность набирать воинский контингент и получал крупные налоги в денежной или натуральной форме. Такая система давала Карфагену существенные финансовые средства и возможность создать сильную армию.

Политическое устройство Карфагена в те времена сильно отличалось от римского. Римляне гордились тем, что народ принимает участие в управлении. Карфаген – строго олигархическое государство. Совет старейших (высший орган власти) формировался из самой богатой и знатной прослойки общества, одержимой жаждой власти и денег.

Эта олигархическая империя назначала полководца, но ее армия, в отличие от римской, была исключительно наемная. Карфаген воевал не за счет своих жителей. Наемниками становились представители различных этносов. У Ганнибала были наемники из Испании, Галлии (будущей Франции), Северной Италии. Все они воевали за деньги, а возглавлял их военный вождь, имевший большой авторитет. Таковым был отец Ганнибала, а позднее и он сам.

Рим и Карфаген – соперники. Между ними шла борьба за мировое господство в тогдашнем понимании – за влияние от Пиренейского полуострова до песков Сахары. Бились не на жизнь, а на смерть.

Религия и социальная система

В Карфагене жрецы традиционно соперничали с официальной властью в своем влиянии на людей и располагали большим политическим влиянием. У них имелся свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), – небесная царица. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 г. до н. э., во время боевой атаки города, чтобы умиротворить Баал-Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества». В 1921 г. археологи обнаружили место, где был найден целый ряд урн с обуглившимися останками животных и маленьких детей. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения.

Среди дохристианских народов был широко распространен культ принесения в жертву не только животных, но и людей: грудных младенцев, невинных юношей и целомудренных дев. В жертву богам приносили людей не только древние финикийцы, но и индийцы, персы, сирийцы, египтяне, арабы, эфиопы, греки, римляне. Это свидетельство оставили многие древние историки: Порфирий, Геродот и Клитарх.

Археологи обнаружили в Тофете Карфагена останки примерно 20 тысяч детей. Сейчас нет оснований думать, что все они были принесены в жертву. Возможно, здесь же хоронили и детей, умерших естественной смертью. Даже если предположить, что детское жертвоприношение не носило массового характера, все равно масштабы этих жертв потрясают.

Финикийцы, населявшие древний Карфаген, поклонялись богу Ваалу (Молоху). История сохранила описание внешнего вида прожорливого бога. «Статуя Молоха… была колоссального роста, вся из меди и внутри пустая. Голова была бычья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простертые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертвы до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи».

В религиозных пожертвованиях существует семь ступеней. На низшей стояла курица, на следующей – коза, на третьей – овца, на четвертой – теленок, на пятой – корова, на шестой – бык. Высшей, самой ценной жертвой, стоявшей на седьмой ступени, был человек, как правило, ребенок. Из рук родителя младенец передавался служителю культа. Затем, как говорил пророк Иеремия, его бросали в огонь. По другой, более гуманной версии, ребенка всего лишь проводили между пылающими кострами. Но это предположение появилось чуть позже.


Принесение жертвы Ваалу (Молоху)

Матери младенцев были обязаны не только присутствовать на страшном торжестве, но и воздерживаться от слез и рыданий, потому что иначе они не только лишились бы почета и всенародной чести, но могли даже навлечь гнев оскорбленного божества на весь народ. Тут же, на месте жертвоприношения, находился помост, сцена, где громко стучали в барабаны, чтобы заглушить жуткие крики погибающих в огне детей. Трудно представить себе, каких таких благ могли ожидать родители, приносившие в жертву кровожадному идолу своего ребенка, желавшие подобным образом заручиться поддержкой Молоха.

Все население империи по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку. В наиболее тяжелом положении находились ливийцы, территория которых была разделена на области. Налоги там были очень высокими. Их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это приводило к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию. Жители Сицилии были ограничены в правах политического управления, но пользовались свободой торговли.

 

Экономика

Пользуясь морскими путями между восточным и западным Средиземноморьем, карфагенские купцы торговали сельскохозяйственными и ремесленными товарами. Это был дорогостоящий пурпур собственного производства, также рабы из Судана, страусовое перо и золотой песок из Центральной Африки. Большое значение имели серебро и соленая рыба из Испании, хлеб из Сардинии, оливковое масло и греческие художественные изделия из Сицилии. Из Египта в Карфаген шли ковры, керамика, эмаль и стеклянные бусы, которые купцы меняли на ценное сырье у туземцев. Наибольшую ценность представлял пурпур – краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских моллюсков – иглянок.

Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам. Само название страны «Финикия» восходит к греческому φοινως – «красный, багряный». Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости и дефицита красителя. Из 1 кг красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 г красящего вещества. Для окраски 1 кг шерсти требовалось примерно 200 г пурпурной краски, то есть более 3 кг красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков. По сути, пурпурная краска была самой дорогой в античности. Вот почему пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши. Например, в Риме, во времена правления императора Августа, один килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2000 денариев. Немного позже, при императоре Диоклетиане, в 301 г. н. э., его цена поднялась до 50 тысяч денариев. Пурпурный шелк стоил еще дороже – 150 тысяч денариев за один фунт или, в пересчете на современную валюту, 28 тысяч долларов.

Сельское хозяйство нашло достойное развитие на территории Карфагена. Они достигли хороших результатов в выращивании зерна и разведении скота и лошадей. Именно они завезли в Северную Африку оливки и виноград, которые распространились по всему Магрибу, затем попали в Испанию. Теперь эти районы являются производителями этих продуктов. Из Финикии сюда пришло искусство террасирования холмов. Недаром сегодня многие места в Тунисе выглядят также, как сельскохозяйственные районы Ливана. Благодаря усилиям не только полководца, но и государственного деятеля Карфагена Ганнибала орошение превратило обширные площади в нынешней Сахельской провинции Туниса в сельскохозяйственные угодья. О том, насколько высокоразвитым оставалось карфагенское сельское хозяйство, свидетельствует следующий факт: после второй Пунической войны Карфаген в течение одного года поставил в Рим в качестве контрибуции 500 тысяч александрийских центнеров пшеницы и 300 тысяч центнеров ячменя, и это не привело к перебоям в снабжении продовольствием местного населения.

Купцы из Карфагена постоянно искали новые рынки. Известно, что в 480 г. до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в Британии на берег современного полуострова Корнуолл, славящегося добычей олова. Уже через 30 лет владелец судов Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30 тысяч мужчин и женщин. Поселенцев высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Есть сведения, что, проплыв через Гибралтарский пролив и далее на юг вдоль западного побережья Африки, Ганнон достиг Гвинейского залива и берегов современного Камеруна. Богатейшим городом древнего мира Карфагену помогли стать предприимчивость и деловая хватка его жителей.

Армия

Армия Карфагена была главным образом наемной, но существовали и городские ополчения, куда набирались только карфагенские мужчины в возрасте от 18 до 60 лет. По разным оценкам, это от 25 до 55 тысяч человек. Легко понять, что без помощи наемников карфагеняне не могли вести войну. Основу наемной пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские солдаты. Карфагенская аристократия, подобно римской и греческой, служила в «священном отряде» – тяжеловооруженной коннице. Там оказывались лишь сословия, способные иметь дорогую лошадь и оружие, необходимые офицеру, служившему в коннице. Одет он был в чешуйчатый доспех и шлем. Вооружение составляли меч, короткое копье и небольшой щит. Тактика тоже была заимствована у греков. Когда в 237 г. до н. э. Гамилькар отправился в Испанию, он взял с собой 3000 карфагенских всадников. А в 219 г. до н. э. Ганнибал, отправившись в Италию, оставил 450 карфагенских всадников с братом Гасдрубалом.

Нумидийская легкая конница была лучшей и самой надежной конницей Ганнибала. Это были главным образом наемники из Нумидии, области в Северной Африке, занимавшей часть современного Алжира. Вот что писал о них римский историк: «Нумидийские лошади и всадники поджарые; всадники без кольчуг, и из оружия у них только копья». Нумидийцы действительно не имели мечей. Будучи прирожденными всадниками, они скакали без седла, используя в качестве средства безопасности веревку, наброшенную на шею лошади. Они не использовали поводья и уздечку, управляя лошадью при помощи ног, голоса и прута. Их основным оружием были легкие копья и дротики. Нумидийцы были специалистами в маневренной войне, так как умело атаковали, отступали, заходили с флангов и снова атаковали, но уже в другом месте. Эти легкие всадники были незаменимы для проведения разведки, набегов и засад, но не столь эффективны против пехоты и уступали тяжелой коннице.

Древние армии должны были перевозить не только продовольствие, оружие, снаряжение. С развитием осадной техники армиям пришлось везти с собой все оборудование для осады: веревки, рычаги, раздвижные лестницы, лопаты и тараны. Для транспортировки осадных машин в разобранном виде требовалось много фургонов и вьючных животных. Кроме того, в повозках ехали ремонтные рабочие, необходимые для поддержания повозок в рабочем состоянии. С армией шел не один кузнец со своей кузницей. Например, на 40 тысяч воинов требовалось 1600 кузнецов и их подручных. В качестве тягловых животных использовались волы и мулы. Кроме того, в повозках ехали ремонтные рабочие для поддержания экипажей в рабочем состоянии.

Подсчитано, что во времена Пунических войн одно вьючное животное или лошадь приходились на 3–4 воина. Поэтому обеспечение армии фуражом и питьевой водой являлось одной из важнейших проблем древности. Вот почему особое внимание отводилось планированию маршрута армии. Так, для перемещения 50-тысячной армии требовалось 6000 вьючных и 240 тягловых животных. Обычно армию сопровождало стадо крупного рогатого скота и овец, чтобы кормить воинов свежим мясом. Историки сообщают, что у Ганнибала для 30-тысячной армии было стадо более чем в 2000 голов скота.

Рост численности государств — членов ООН

51 государство-член (1945 год)

Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Колумбия, Китай, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз.

55 государств-членов (1946 год)

Присоединились: Афганистан, Исландия, Сиам, Швеция.

57 государств-членов (1947 год)

Присоединились: Йемен, Пакистан.

58 государств-членов (1948 год)

Присоединилась: Бирма

59 государств-членов (1949 год)

Присоединился: Израиль

60 государств-членов (1950 год)

Присоединилась: Индонезия

76 государств-членов (1955 год)

Присоединились: Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Иордания, Ирландия, Испания, Италия, Камбоджа, Лаос, Ливия, Непал, Португалия, Румыния, Финляндия, Цейлон.

80 государств-членов (1956 год)

Присоединились: Марокко, Судан, Тунис, Япония.

82 государства-члена (1957 год)

Присоединились: Гана, Малайская Федерация.

82 государства-члена (1958 год)

Присоединилась: Гвинея

99 государств-членов (1960 год)

Присоединились: Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Кипр, Конго (Браззавиль), Конго (Леопольдвиль), Малагасийская Республика, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад.

104 государства-члена (1961 год)

Присоединились: Мавритания, Монголия, Сьерра-Леоне, Танганьика.

110 государств-членов (1962 год)

Присоединились: Алжир, Бурунди, Руанда, Тринидад и Тобаго, Уганда, Ямайка.

113 государств-членов (1963 год)

Присоединились: Занзибар, Кения, Кувейт.

115 государств-членов (1964 год)

Присоединились: Замбия, Малави, Мальта.

117 государств-членов (1965 год)

Присоединились: Гамбия, Мальдивские Острова, Сингапур.

122 государства-члена (1966 год)

Присоединились: Барбадос, Ботсвана, Гайана, Лесото.

123 государства-члена (1967 год)

Присоединился: Йемен

126 государств-членов (1968 год)

Присоединились: Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея.

127 государств-членов (1970 год)

Присоединился: Фиджи

132 государства-члена (1971 год)

Присоединились: Бахрейн, Бутан, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман.

135 государств-членов (1973 год)

Присоединились: Багамские Острова, Германская Демократическая Республика, Федеративная Республика Германия.

138 государств-членов (1974 год)

Присоединились: Бангладеш, Гвинея-Бисау, Гренада.

144 государства-члена (1975 год)

Присоединились: Кабо-Верде, Коморские Острова, Мозамбик, Папуа-Новая Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Суринам.

147 государств-членов (1976 год)

Присоединились: Ангола, Самоа, Сейшельские Острова.

149 государств-членов (1977 год)

Присоединились: Вьетнам, Джибути.

151 государство-член (1978 год)

Присоединились: Доминика, Соломоновы Острова.

152 государства-члена (1979 год)

Присоединилась: Сент-Люсия

154 государства-члена (1980 год)

Присоединились: Зимбабве, Сент-Винсент и Гренадины.

157 государств-членов (1981 год)

Присоединились: Антигуа и Барбуда, Белиз, Вануату.

158 государств-членов (1983 год)

Присоединился: Сент-Кристофер и Невис

159 государств-членов (1984 год)

Присоединился: Бруней-Даруссалам

159 государств-членов (1990 год)

Присоединились: Лихтенштейн, Намибия.

166 государств-членов (1991 год)

Присоединились: Корейская Народно-Демократическая Республика, Латвия, Литва, Маршалловы Острова, Микронезия (Федеративные Штаты), Республика Корея, Эстония.

179 государств-членов (1992 год)

Присоединились: Азербайджан, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Сан-Марино, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Хорватия.

184 государства-члена (1993 год)

Присоединились: Андорра, бывшая югославская Республика Македония, Монако, Словакия, Чешская Республика, Эритрея.

185 государств-членов (1994 год)

Присоединился: Палау

188 государств-членов (1999 год)

Присоединились: Кирибати, Науру, Тонга.

189 государств-членов (2000 год)

Присоединились: Союзная Республика Югославия, Тувалу.

191 государство-член (2002 год)

Присоединились: Тимор-Лешти, Швейцария.

192 государства-члена (2006 год)

Присоединилась: Черногория

193 государства-члена (2011 год)

Присоединился: Южный Судан

 

CoR — Тунис Введение

Тунис

  • Значительно сокращенное введение и общий обзор
  • Многие обновления связаны с новой конституцией, принятой в 2014 году, которая вызвала широкомасштабные реформы, включая некоторые инициативы по децентрализации полномочий​
  • 9 0011


    1. Введение

    Резюме:
    — Тунис был унитарным государством с доколониальных времен для обеспечения национального единства.
    — Тунис разделен на 24 мухафазы и 264 муниципалитета, которые находятся на уровне ниже мухафаз. Новая конституция, принятая 6 января 2014 г. , отражает озабоченность по поводу местной демократии и четко закрепляет такие понятия, как местное самоуправление, децентрализация, местные интересы, административная свобода, выборность советов, автономные полномочия и т. д. Ее реализация на практике должна привести к подлинному политическая, правовая, культурная и административная революция.

     
    1.1. Центральный уровень

    Новая Конституция 2014 года предусматривает гибридную систему: президент избирается народом прямым голосованием, но исполнительная власть в основном находится в руках главы правительства.

    Законодательная власть в Тунисе принадлежит однопалатному парламенту.[1] Собрание народных представителей осуществляет законодательную власть. Децентрализованные органы не имеют законодательных полномочий.

    Конституция разработана с учетом принципов:
    — избрание местных советов;
    — бесплатное администрирование; и
    — функциональная и финансовая автономия[2].
    В целом страна остается централизованным государством, но с неформальной деконцентрированной властью (чиновники возлагают ответственность за субнациональные администрации, но с небольшой автономией) и формальными децентрализованными властями.

    1.2. Региональный уровень

    В соответствии с новой Конституцией 2014 года Тунис является децентрализованным унитарным государством, в котором, помимо муниципальных советов и региональных советов провинций, также есть «регионы». Ни одна из этих административных единиц не имеет законодательной компетенции. Статья 12 гласит, что «государство должно стремиться к достижению социальной справедливости, устойчивого развития и баланса между регионами с учетом показателей развития и в соответствии с принципом позитивной дискриминации»[3].
    Регионы (иклим) охватывают более одной провинции и управляются советами регионов, избираемыми членами местных и региональных органов власти. Область является основной административной единицей. Новая конституция закрепляет регионы, не называя и не определяя их.
    Губернаторство (вилайя) является субнациональным органом власти в Тунисе. Как деконцентрированная административная структура, им управляет губернатор, который представляет министра внутренних дел. В качестве децентрализованной власти мухафаза управляется региональным советом мухафазы, как это предусмотрено в 1989 органического закона о областных советах (его состав был рассмотрен выше). В новой структуре в соответствии с Конституцией 2014 года мухафаза является уровнем чуть ниже региона, который объединяет несколько мухафаз. В настоящее время Тунис разделен на 24 мухафазы, а именно: Тунис, Ариана, Бен-Арус, Маннуба, Бизерта, Набель, Бежа, Джендуба, Загуан, Силиана, Ле-Кеф, Сус, Монастир, Махдия, Кассерин, Сиди-Бузид, Кайруан, Гафса, Сфакс, Габес, Меденин, Тозер, Кебили и Ттатауин.
    На практике полномочия областного совета сводятся к координации реализации проектов развития, принятых министерствами, вынесению заключения по экономическим и социальным вопросам и координации проектов между муниципалитетами в пределах одной губернии. Губернаторы в первую очередь подчиняются Министерству внутренних дел.[4] Губернаторы имеют опеку над местными властями.
    1.3. Местный уровень
    В новой конституции в главе VII, озаглавленной «Местное самоуправление», изложены механизмы местных и региональных органов власти. Он состоит из статей 131–142 и закрепляет принципы избрания муниципальных и региональных советов (статья 133), правосубъектности, финансовой и административной автономии местных и региональных органов власти (статья 132) и свободного управления (статья 132). В тексте также закреплены собственные полномочия региональных и местных властей, те, которые разделены с центральной властью, и полномочия, переданные последней (статья 134).

    Как и мухафазы, муниципалитеты в Тунисе не обладают значительными полномочиями. Статья 36 Органического закона № 75-33 от 14 мая 1975 г. о муниципалитетах[5] гласит, что: муниципальный совет посредством своих совещаний управляет местными делами:
    — рассматривает и утверждает муниципальный бюджет;
    — Он устанавливает, в пределах ресурсов муниципалитета и ресурсов, предоставленных ему, программу оборудования органа;
    — Он устанавливает в соответствии с национальным планом развития меры, которые необходимо принять для содействия развитию местной территории;
    — Он дает свое мнение по всем вопросам местного значения, особенно в отношении экономических, социальных и культурных вопросов, а также всякий раз, когда это требуется в соответствии с различными законами и постановлениями или запрашивается вышестоящей администрацией;
    — С ним заранее консультируются по любому проекту, который будет осуществляться государством или любым другим органом власти или общественным органом на территории муниципалитета.

    Местное налогообложение в Тунисе регулируется Законом № 97-11 от 3 февраля 1997 года, вводящим в действие местный налоговый кодекс. Местные налоги основаны на налоге на здания и незастроенные земли, налоге на промышленные, коммерческие и профессиональные учреждения, гостиничном налоге, налоге на развлечения и лицензионных сборах за лицензированные помещения[6].

    После вступления в силу новой конституции правительство Туниса запустило пятилетний план муниципальных инвестиций на период 2014-2019 годов в размере 770 миллионов долларов США для наращивания потенциала муниципалитетов Туниса. В 2014 году в поддержку этого плана Всемирный банк утвердил выделение 300 миллионов долларов США на программу городского развития и местного самоуправления, охватывающую все 264 муниципалитета Туниса[7].

    [1] Статья 50 Конституции 2014 года.

    [2] См. окончательный отчет комиссии на веб-сайте Национального учредительного собрания: http://www.anc.tn/site/main/AR/docs/rapport_final/rapport_final_3. pdf (AR), (консультация проведена 23 сентября 2013 г.). ).

    [3] Статья 12 Конституции 2014 года.

    [4] http://www.cities-localgovernments.org/gold/Upload/country_profile/Tunisia.pdf

    [5] Несмотря на все поправки, которые были внесены в этот органический закон, ни одна из них не затронула статью 36, в котором перечислены полномочия муниципального совета.

    [6] Местный налог уплачивается муниципалитету. Специальных налогов, подлежащих уплате региональным советам, нет. Для получения дополнительной информации см. http://www.impots.finances.gov.tn/documentation/impots_fr/tcl_fr_1.htm (FR).

    [7] http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2014/07/24/world-bank-300-million-program-strengthen-local-governments-tunisia

    The Current Ситуация в Тунисе

    Информационный бюллетень USIP

    Среда, 14 декабря 2022 г.

    Тип публикации: Информационный бюллетень

    Поделиться

    Распечатать страницу

    Переход Туниса к демократии остается незавершенным и напряженным. С тех пор, как в 2021 году были приняты президентские меры по приостановке работы парламента, роспуску правительства и разработке новой конституции, социально-экономические условия продолжали ухудшаться, а риски беспорядков возросли. Между тем амбиции революции 2011 года в отношении верховенства закона, подотчетности, экономического процветания и человеческого достоинства далеки от реализации. USIP работает с тунисцами над улучшением национального и местного управления и безопасности, восстановлением доверия и укреплением гражданского общества.

    Работа USIP

    USIP работает напрямую с правительством и гражданским обществом Туниса, чтобы улучшить управление, урегулировать конфликты, провести реформы сектора безопасности, восстановить доверие между гражданами и государством и помочь создать условия, более благоприятные для перехода к демократии. Институт также проводит исследования, которые служат основой для будущих программ, анализируют текущие усилия и помогают разрабатывать новые подходы к миростроительству в Тунисе.

    Из своих офисов в Тунисе и Вашингтоне, округ Колумбия, USIP собирает лидеров мнений, правительственных чиновников и иностранных гостей.

    Локальные процессы миростроительства с национальным влиянием

    Основываясь на своей новаторской работе в области разрешения местных конфликтов и предотвращения насилия, USIP учредила Тунисскую коалицию фасилитаторов (TCF). Вместе USIP и TCF разрабатывают и внедряют проверенные на практике процессы миростроительства в местах, где конфликты имеют национальные и международные последствия. В состав TCF входят национальные и местные миротворцы, которые понимают динамику местных конфликтов. USIP дает этим лидерам возможность разрешать глубинные конфликты, влияющие на стабильность общества и страны. Примеры миротворческой деятельности ФТС включают:

    Дуар Хише . В этом маргинализованном сообществе жесткая реакция сил безопасности на высокий уровень вербовки воинствующих экстремистов способствовала хрупкости сообщества. USIP и TCF укрепляют устойчивость, предоставляя женщинам из сообщества возможность реинтегрировать семьи, которые были отчуждены из-за связей с экстремистами, а также устранять факторы радикализации в сотрудничестве с местными властями и силами безопасности.

    Меденин . В этом южном регионе ФТС направлена ​​на одну из главных причин конфликта в Тунисе: жестокие отношения между молодежью и силами безопасности. USIP и TCF возглавили процесс примирения, кульминацией которого стало создание устойчивого подразделения по разрешению конфликтов (CMU). CMU активно предотвращает и устраняет ежедневные возникающие трения между сотрудниками службы безопасности и молодежью из маргинализированных районов.

    Бен Гердан . В 2016 году в приграничном тунисском городе Бен-Гердане вспыхнуло восстание ИГИЛ. Анализ конфликтов, проведенный USIP, показал, что послереволюционная политика, влияющая на неформальную торговлю, вызвала конфликты и нестабильность в этом районе. В результате TCF работал с неофициальными поставщиками и местными органами власти, чтобы урегулировать давнюю напряженность между ними.

    USIP работает по всему Тунису, а в столице Тунисе находится региональный офис Института, который реализует программы, собирает экспертов, проводит тренинги и поддерживает инициативы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

    Поддержка полиции, ориентированной на сообщества

    Силы внутренней безопасности находятся на переднем крае политической трансформации Туниса. Они имеют решающее значение для защиты сообществ и укрепления их доверия к избранному правительству после десятилетий авторитарного правления. Чтобы поддерживать демократические институты Туниса, национальные силы безопасности должны стать инклюзивными, ориентированными на граждан, уметь справляться с возникающими проблемами безопасности, такими как беспорядки и насильственный экстремизм, и проявлять инициативу в институционализации реформ.

    Имея в виду эти цели, USIP поддерживает силы внутренней безопасности в реформировании систем обучения. Институт оказывает техническую помощь по мере того, как они преобразуют свои системы обучения для развития профессионального сектора безопасности, ориентированного на государственные службы.

    Повышение безопасности региональной границы

    Неофициальная торговля с Ливией является крупнейшим источником средств к существованию на юге Туниса. С 2015 года USIP сотрудничает с правительствами Северной Африки в разработке подходов к обеспечению безопасности границ, ориентированных на человека. После неудавшегося восстания ИГИЛ в Бен-Гердане в 2016 году USIP привлекла тунисских приграничных заинтересованных сторон для анализа причин конфликта вдоль границы с Ливией. В 2020 году программы USIP для Туниса и Ливии совместно запустили исследовательский проект, основанный на предыдущих оценках конфликтов и обеспечивающий более полное понимание нестабильности, конфликтов и возможностей для программирования в приграничных районах Туниса и Ливии. Исследовательский проект реализуется в партнерстве с ООН-Женщины и Всемирной продовольственной программой.


    Пятнадцать женщин, имеющих родственные связи с экстремистами, воспользовались тренингом USIP по диалогу, миростроительству и предотвращению насильственного экстремизма, чтобы стать активными лидерами в сообществе, привлекая правительство и силы безопасности к устранению коренных причин насилия и экстремизма. В Меденине, недалеко от ливийской границы, группа посредничества в конфликтах (CMU) предотвратила эскалацию восьми возникающих конфликтов между молодежью и сотрудниками службы безопасности с 2020 года.

    Публикации по теме

    С тех пор как в 2011 году возникло ИГИЛ, примерно 5000 молодых людей из Туниса присоединились к воинствующим экстремистским организациям в Сирии, Ираке и Ливии — это самая высокая численность иностранных боевиков на душу населения в мире.

    Тип: Блог

    Пол; Посредничество, переговоры и диалог

    Спустя десятилетие после «арабской весны» все еще возлагаются большие надежды на давно обещанную «землю завтрашнего дня» возможностей в Тунисе.

    Однако такая реальность остается загадкой для многих молодых людей страны. Как молодой миротворец в Тунисе, я понимаю, что у государства очень ограниченные ресурсы. Но даже в этом случае наши лидеры не добились желаемых (или ожидаемых) результатов, которые могли бы поддержать такое количество граждан, включая молодежь, женщин и уязвимые сообщества.

    Тип: Блог

    Демократия и управление; Пол; Молодость

    В понедельник тунисцы проголосовали за новую конституцию, предложенную президентом Каисом Сайедом, которая значительно расширяет полномочия его офиса. Хотя явка была низкой, многие тунисцы «поддерживают то, что делает президент… они голосуют, исходя из одной конкретной цели — улучшения экономических и социальных условий», — говорит Эли Абуаун из USIP.

    Тип: Подкаст

    Демократия и управление

    Через год после того, как президент Туниса Кайс Сайед предпринял серию шагов, направленных на расширение президентских полномочий, на референдуме была одобрена новая конституция, расширяющая полномочия президента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *