Положение курдов в Турции в 80—90-х гг. ХХ в.
международные отношения
Рашиди Асад
Рашиди Асад — аспирант кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета
В настоящее время наблюдается обострение курдской проблемы в Турции, суть которой состоит в экономической отсталости курдских районов, в политическом бесправии курдского народа, медленном развитии его общественной и культурной жизни, игнорировании его национальных прав.
Курдский вопрос уже многие годы занимает важное место в общественном развитии страны, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические и национальные процессы. Правящие круги, в сущности, не приняли ни одного законодательного акта, направленного на хотя бы частичное решение этого вопроса. Так сложилось исторически.
В начале ХХ в. Оттоманская империя переживала острый политический и экономический кризис. Резко обострились национальные противоречия. Многие народы балканских и арабских стран добились своего освобождения. В 1908 г. в Турции к власти пришли младотурки, которые до этого создали организацию «Комитет единения и прогресса», выражавшую интересы турецкой либеральной буржуазии. Теоретической основой национальной политики младотурок была доктрина паноттоманизма. Хотя оттоманисты на словах исходили из принципа равенства всех граждан турецкого государства, шовинистическая суть их политики быстро проявилась на практике, когда была организована резня целых народов, что явилось преступлением перед человечеством. Иранский исследователь Х. Момени отмечает: «Они организовали армянскую резню в 1915 г. (в ходе которой было убито 1,5 млн человек). В ходе Первой мировой войны были уничтожены сотни тысяч курдов, ассирийцев, греков и представителей других народов» [1, 14].
Курды с большим подозрением относились к младотурецкой революции, поскольку в 1914—1918 гг. турецкие власти осуществляли массовую депортацию мирного курдского населения.
Они это делали под предлогом эвакуации, необходимой в связи с «наступлением» России. Английский исследователь Р. Улен подчеркивает, что в годы войны с целью ассимиляции турки «выселили 700 тыс. курдов, разбросанных по различным турецким селам, в глубь Центральной Анатолии, с тем чтобы в селах они не превышали 5 % от общего числа местного населения. Из 700 тыс. человек половина погибла по дороге, не дойдя до места назначения» [2, 20].Правительство Турции на протяжении всего этого времени проводило политику полного игнорирования прав курдов, что вызывало неоднократные восстания в 1920—1930-х гг. Усиление национально-освободительного движения произошло после государственного переворота 27 мая 1960 г., в результате которого оживилась политическая жизнь в стране и активизировалась деятельность прогрессивных сил.
Турецкий Курдистан продолжает оставаться самым отсталым районом страны, имеющим свои особенности. Он занимает примерно 1/5 часть страны, где проживает около 18 % населения страны. Здесь плотность населения ниже, чем на западе Турции. Французский курдовед С. Эдмунз пишет: «Так, если по всей стране она в 1985 г. составляла 66 человек на 1 кв. км, то в курдских районах — 46 человек на 1 кв. км. Таким образом, плотность населения в Турецком Курдистане по существу не изменилась с 1980 г., в то время как по всей стране она увеличилась на 8 человек (в 1980 г. она составляла 58 человек)» [3, 53]. Примерно 70 % курдов живет в сельской местности, 30 % — в городах (в целом в Турции городское население превышает 50 %).
Турецкий Курдистан богат такими полезными ископаемыми, как нефть, хром, фосфаты, железные руды и др. Здесь имеются также энергетические ресурсы: только одна Кебанская гидроэлектростанция покрывает 11 % потребностей в электроэнергии таких индустриальных центров, как Адана, Анкара, Измир, Стамбул.
Некоторые исследователи в этой связи отмечают, что на долю восточных провинций приходится лишь 10 % государственных и 2,7 % частных предприятий обрабатывающей промышленности, на которых занято лишь 5 % рабочих данной отрасли. Крупная фабрично-заводская промышленность практически отсутствует, здесь размещено лишь 18 % мощностей сахарных заводов, 14 % — цементных заводов и не менее 10 % всех прядильных веретен и ткацких станков [4, 29].
В целом Турецкий Курдистан вносит в общенациональный фонд 8 % промышленной и 11 % сельскохозяйственной продукции.
Основная масса курдского населения — крестьянство. Определенный интерес представляет характер господствующих производственных отношений в курдской деревне.
В настоящее время в Турции проживает около 15—17 млн курдов. Подавляющее большинство их живет на востоке страны, в вилайетах Агры, Адыяман, Бинголь Ван, Газиантен, Диярбакыр, Карс, Малатья, Мардин, Муш Урфа, Хаккяри, Эрзрум. Курды живут также в Анкаре, Стамбуле и некоторых других городах Центральной и Западной Анатолии.
Курды всегда играли значительную роль в политической жизни, в государственном устройстве Турции. Еще в период Оттоманской империи курды занимали высокие посты в государственном аппарате, в турецкой армии. Активное участие они приняли в судьбоносных событиях 1919—1922 гг. в Турции.
Надо отметить, что в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), созданное в Анкаре в 1920 г., входило более 70 курдов. Сам факт делегирования в меджлис курдских депутатов свидетельствовал об их влиянии в политической и государственной жизни страны.
Российский исследователь М. Гастарян указывает, что «во второй половине 70-х гг. в условиях активизации политической жизни в Турции падишахи курдского движения стали мэрами некоторых городов востока страны» [5, 79].
Однако после военного переворота в 1980 г. они были арестованы властями по обвинению в пропаганде «курдизма», «сепаратизма» и, как многие другие деятели, приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Репрессии турецких властей хотя и нанесли значительный удар по курдскому движению, однако не смогли окончательно прекратить его деятельность.
Новый качественный этап наступил в середине 1980-х гг., когда некоторые курдские политические партии начали выступать совместно с левыми силами страны, в том числе и с компартией Турции.
В конце 1980-х гг. курдские партии попытались скоординировать свои действия. В июне 1988 г. в Швеции был создан фронт — Освободительное движение Курдистана (Тевгер). В него вошли восемь политических партий и групп из Турецкого Курдистана. Фронт призвал ООН и связанные с нею организации, демократические страны, партии, гуманитарные общества, молодежные и женские организации, всех честных людей выразить солидарность с борьбой курдского народа.
Была разработана Программа «национальных освободителей». Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы в условиях, когда, вопреки реакционной политике турецких правящих кругов, направленной на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.
За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция 1942 г. и Конституция 1961 г. не признавали никаких национальных прав за курдами.
Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорирует чаяния курдского народа, не признает за ним национальных прав. Более того, она является законодательным выражением ассимиляционной политики турецких правящих кругов по отношению к национальным меньшинствам Турции. Формально Конституция провозглашает равенство всех граждан перед законом, однако знакомство со статьями Конституции показывает, что даже такого формального равенства нет, что она пропитана крайним национализмом турецкой буржуазии. Например, в статье 42 говорится: «Никакой иной язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка» [6, 251].
Статьи 37—44 этой Конституции посвящены защите прав национальных меньшинств, вернее, немусульманских меньшинств. Но курды не попали под защиту этих статей договора. Более того, все принятые мероприятия, относящиеся в той или иной мере к этой проблеме, были направлены главным образом на насильственную ассимиляцию курдского населения. И сегодня курдам запрещают иметь свои школы, учиться на родном языке, выпускать книги, газеты и журналы, создавать очаги культуры, организовывать радио- и телепередачи, создавать национальные общественные и политические организации, делать все то, что напоминало бы об их курдском происхождении.
Кроме того, в районах, населенных курдами периодически проводятся военные операции. Как отмечает российский исследователь М. Ашири, «целью этих военных операций является разгром, удушение не только сторонников партии рабочих Курдистана и социалистической партии Курдистана, но и всех левых, действующих в Восточной и Юго-Восточной Анатолии» [7, 231].
Обвиняя курдское движение в подрывной деятельности, власти не только ищут повод для расправы с движением курдов, но и стремятся отвлечь массы от борьбы за свои права. Это — внутренний аспект проблемы.
Ситуация в курдских районах на границе с Ираком, Ираном и Сирией сказывается и на отношениях с этими странами. Турция принимает участие в совместных репрессивных мероприятиях и против курдов, живущих в этих государствах.
Так, в начале 1980-х гг. между Турцией и Ираком была достигнута договоренность, по которой турецким вооруженным силам было «разрешено преследовать курдских борцов по воздуху и суше на иракской территории и в районе границы на расстоянии 10—15 км» [8]. Так, например, в январе 1994 г. и в апреле 1997 г. турецкие бомбардировщики, нарушив границы Ирака и Ирана, нанесли бомбовые удары по базе партизан Армии освобождения народов Курдистана. Очевидно, к этой операции были причастны и соседние государства: во-первых, Турция не решилась бы без согласия Ирана нарушить его воздушные границы, во-вторых, Ирак спокойно взирал на то, как военные самолеты соседнего государства уничтожают на его территории ни в чем не повинных людей.
В конце апреля 1991 г. президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани прибыл с официальным визитом в Анкару. На переговорах с президентом Турции Т. Озалом ключевой стала проблема курдских беженцев из Ирака, сотни тысяч которых были сосредоточены на границе Ирака с Ираном и Турцией. В июне 1991 г. закончился визит заместителя премьер-министра Ирака Т. Азиза в Анкару, в ходе которого Т. Озал подчеркнул, что подлинное решение проблемы Ирака будет возможно только с введением демократической системы.
Однако турецкие власти продолжали антикурдскую политику, которую нельзя рассматривать в отрыве от геополитического значения Восточной и Юго-Восточной Анатолии.
В 1980-е гг. был подписан ряд американо-турецких соглашений, которые, по мнению М. Гаспаряна, «предусматривали расширение и модернизацию американцами в Турции (главным образом в Восточной) системы военных баз, аэродромов, строительство новых военных объектов» [9, 116].
К середине июля 1991 г. союзные войска покинули территорию иракского Курдистана и прибыли в район Силопи в Турции. Там создавался лагерь для войск «быстрого реагирования» численностью около 5 тыс. человек в составе контингентов из США, Великобритании, Франции и ряда других западных государств.
Кроме того, военно-воздушные силы союзников размещались на двух турецких авиабазах в Инджирлике и Батмане. Курдский исследователь М. Ноширван пишет: «Эти войска были призваны гарантировать ненападение иракских войск на курдские районы и соблюдение Багдадом подготовлявшегося для подписания соглашения о предоставлении курдам автономии и о демократизации иракского режима в целом» [10, 211].
Как известно, в период кризиса в зоне Персидского залива Турция предприняла ряд мер по укреплению своих военных сил на своем юго-востоке. Численность войск, дислоцированных в этом районе, была доведена до 180 тыс. человек (до иракского вторжения в Кувейт, осуществленного 2 августа 1990 г., турецкое правительство держало в этих районах около 65 тыс. военнослужащих, действовавших при поддержке 35 тыс. жандармов и полиции).
В августе 1991 г. на юге-востоке страны произошли военные столкновения между подразделениями сил безопасности и курдскими боевиками. По данным американской компании «Юнайтед Пресс Интернейшнл», в операции принимали участие 20 тыс. турецких командос, 132 боевых самолета и 100 ополченцев вилайета Батлис. Войска, поддержанные истребителями Ф-104 и Ф-4, а также боевыми вертолетами «Тума» и «Сикорски», захватили базы повстанцев в гористой местности.
Прогрессивная курдская печать отмечала, что в середине апреля 1994 г. и в январе 1997 г. турецкая армия предприняла очередную широкомасштабную операцию в Южном Курдистане (Ирак), по существу направленную против партизан Армии освобождения народов Курдистана.
За 16 последних лет ведения войны в Курдистане турецкие власти не сумели завоевать авторитет среди местного населения. Регулярные войска, находящиеся на востоке страны, во многом деморализованы. К примеру, по данным Министерства обороны, за декабрь 1998 г. 250 тыс. военнообязанных отказались служить в армии. В начале 1994 г. турецкие власти приняли закон о продлении на три месяца срока действительной службы. Следует учесть и то, что экономическое положение страны ухудшается, а внешний долг составляет уже 60 млрд дол. США. Это значит, что рост инфляции в стране прямо связан с войной в Курдистане.
Правительство, объявляя «террористами» курдских партизан, само проводит государственную политику террора по отношению к многомиллионному народу, что вызывает протест и возмущение даже союзников по НАТО. Так, Европейский Союз 13 апреля 1994 г. принял решение, в котором потребовал от турецкого парламента вернуть право неприкосновенности депутатам Демократической партии, аннулировать решение о запрете ее деятельности.
После ареста Анжалана в 1999 г. ПКК искала легальные формы борьбы, но власти по-прежнему игнорируют ее место в политической системе страны.
Подводя итоги и касаясь перспективы курдского движения в Турции, следует отметить, что на наш взгляд, его роль будет возрастать. Для этого есть объективные и субъективные причины: 1) курдское население в стране живет компактно, что способствует сохранению национальных традиций; 2) численность курдского населения, несмотря на политику властей, постоянно растет; 3) хотя на современном этапе курдское движение в Турции раздроблено, возглавляется несколькими партиями и организациями, тем не менее их появление и деятельность говорят о росте политического сознания, о готовности все большей части народа бороться за национально-демократические права [3, 287]; 4) постоянно меняется и настроение в самом турецком обществе.
В настоящее время значительная часть демократически настроенной турецкой интеллигенции выступает за предоставление курдам прав в области культуры, за обучение курдов на родном языке, издание на нем газет, журналов и другой литературы.
Литература
1. Момени Х. Борьба курдского народа. Тегеран: Шабаханг, 1979 (на персидском языке).
2. Улен Р. Восстание шейха Саид Пирон. Тегеран: Негах, 1998 (на персидском языке).
3. Эдмундз С. Ж. Курды. Турки. Арабы / Пер. А. Юнеси. Тегеран: Рузбехан, 1996 (на персидском языке).
4. Акопов Г. Б. (Хакубян), Насыров М. А., Горан К. Проблемы в Турецком Курдистане / Пер. С. Изади. Тегеран: Херман, 1996 (на персидском языке).
5. Гасратян М. А. Современный Курдистан. Тегеран, 1997. С. 54 —84 (на персидском языке).
6. Ванли А. Ш., Кандал А., Наздар М. Курды / Пер. А. Юнеси. Тегеран: Рузбехан, 1992 (на персидском языке).
7. Ашири М.. Турецкая агрессия и туркменский фактор. Государственная Дума и курдская проблема. М., 1998.
8. Талибани Дж. Совместная борьба // Новый Курдистан. 1983. 15 сентября. С. 6 (на курдском языке).
9. Гасратян М. А. Курды Турции в новейшее время. Ереван: Аистан, 1990.
10. Ноширван М. Е. Крутятся в кольце // Курдистан. 1999 (на курдском языке).
Турецкий Курдистан: вчера и сегодня
Процесс реинституционализации заключается в изменении существующих государственных и общественных институтов, а также в процессе изменения социальных норм, правил, статусов и ролей в соответствии с современными тенденциями. В случае с курдским этнополитическим движением основными причинами процесса реинституционализации стали: огромная социальная дифференциация между зажиточными курдами и малообеспеченными, с одной стороны, и отставание по всем показателям провинций юго-востока от более развитых западных, с другой. Отсутствуют на протяжении десятилетий и экономические планы развития курдских провинций. Далее, это архаичные пережитки феодального строя в самом курдском обществе. Политика жесткого национализма со стороны официальных властей, которая не предусматривает проявлений элементарных признаков национальной идентичности. Популярность идеи создания независимого Курдистана, которая сохраняется на протяжении веков в курдском обществе. Другими факторами, влияющими на курдское движение, являются неспособность политических партий прийти к общему консенсусу, а также отсутствия единого подхода к решению курдского вопроса.
Флаг Курдистана
jan SeftiКарта Курдистана
Первоочередными задачами процесса реинституционализации являлись прекращение процесса туркизации и восстановление курдской идентичности. Для этого началось проведение просветительской работы с простым народом: создавались школы для изучения родного языка, организовывались народные кружки для возрождения курдских традиций и обычаев. Так, по мнению Абы Шореша, «создание РПК стало точкой отсчёта новой эпохи общества курдов, культурные и национальные ценности которого уничтожались и стирались в угоду капиталистическим интересам. Вместе с судьбой Рабочей партии Курдистана решалась судьба курдского сообщества».
Начальный процесс реинституционализации курдского этнополитического движения не направлен на турецкие власти. Он был против элементов феодально-племенного строя в курдском социуме, куда включалась и религиозная верхушка, в которой сохранились традиционные феодально-землевладельческие звания: аги, беи, шейхи, ставшие тормозящим фактором развития всего курдского народа.
В руках племенных вождей фактически были сосредоточены основные ресурсы юго-восточных провинций: пахотные земли, угодья, пастбища, а также мелкотоварное производство. Для аграрных районов, в которых преимущественно жили курды, это означало фактическое нахождение крестьян в зависимости от местных господ. В данных обстоятельствах на передний план курдского движения выдвигается Рабочая партия Курдистана (РПК) во главе с харизматичным лидером А. Оджаланом.
BijiKurdistanПоддержка Рабочей партии Курдистана
Активисты РПК начинают масштабную кампанию против курдской земельной верхушки, в процессе которой происходят боевые столкновения членов партии с военизированными отрядами курдских феодалов. Крупнейшими из них становятся события в Сюрке и Хильване. Именно в этот период начинается трансформация традиционных взглядов на место и роль племенной верхушки, что во многом является заслугой деятельности активистов РПК и самого А. Оджалана. На передний план выдвигаются образованные курды, которые отстаивают интересы всего курдского социума.
Одним из ключевых моментов процесса реинституционализации курдского этнополитического движения является точка зрения А. Оджалана на роль и положение женщины в курдском обществе. На момент начала процесса реинституционализации женщина рассматривалась как объект манипуляций. Ранние браки девушек, а также браки по расчету, в которых разница между супругами могла составлять несколько десятков лет, были весьма распространенным явлением. Практически отсутствовала возможность получения девочками образования. Все это связано с несколькими причинами: отсутствие школ и консервативные взгляды курдов на положение женщин в обществе.
Создание РПК можно считать началом процесса эмансипации курдской женщины. В частности, велась активная пропагандисткая работа по популяризации образования для девушек, создавались женские боевые отряды. Представительницы женского пола стали неотъемлемой частью курдского национально-освободительного движения. В курдском социуме получили распространение такие лозунги, как: «Свобода женщины — Свобода Курдистана», «Женщина — это мать Курдистана» и т. д.
Другой немаловажной причиной начало процесса реинституционализации курдского общества являлась конфессиональная разрозненность курдского этноса. Почти 75% исповедуют ислам суннитского толка. Также есть курды-христиане, курды-иудеи, последователи различных сект и езиды. Однако езиды сохранили свою доисламскую национальную религию — езидизм, несмотря на наличие культурно-лингвистической идентичности с курдами. Коммунизм рассматривался как идеология, способная интегрировать разрозненные курдские племена в единую нацию.
Daniel CaseХосе Давид Альфаро Сикейрос. рисунок на здании в Мехико
С приходом к власти «Ак партии» во главе с Реджепом Таипом Эрдоганом начинает пересматриваться политика на курдский фактор в стране. Прежде власти игнорировали социальные противоречия, которые были присущи курдскому обществу, так как от всех проводимых властями реформ выигрывала только феодально-племенная верхушка. Делая ставку на земельную знать и курдскую бедноту, официальные власти ошиблись в своих расчетах выбить землю из-под ног радикальных курдских сил. Они надеялись, что курдские аги, беи и простой народ начнут борьбу против повстанческих сил самостоятельно. Прежде всего политика Партии справедливости и развития была связана с интеграционными процессами, которые вела Турция для вступления в ЕС. В частности, разрабатывались проекты по экономическому развитию восточных регионов, был пересмотрен «Закон о терроризме», предпринимались попытки амнистии партизанам РПК. Разрешалось преподавание на курдском языке только в частных школах, вещание курдского телевидения при условии его создания и финансирования частными лицами. Эрдоган также стремился заручиться поддержкой курдского электората на выборах. Для этого он отказался от непопулярных среди курдов лозунгов о единстве турецкой нации, от политики «одна страна — одна нация», заменив их идеями о единстве всей Мусульманской Уммы, частью которой является большинство курдов. Здесь можно провести параллель с идеями Абдул-Хамида II, который во время войны с Россией 1877−1878 гг. призывал курдов воевать не за Султана, а за исламскую общину и газават. Для достижения своих амбиций Эрдоган использует суфийские тарикати (ордена), которые пользуются достаточной популярностью у ортодоксальных курдов.
Огромное влияние на курдское движение оказывают идеи курдских лидеров нового поколения, в числе которых Селахаттин Демирташ, Фиген Юксекдаг, Серпиль Кемальбай и др. Их главной заслугой является сплочение вокруг ДПН не только курдского меньшинства Турции, но и представителей других народов. В результате партия смогла преодолеть 10%-й барьер для прохождения в парламент, что произошло впервые в истории Турецкой Республики. Заявления о том, что ДПН является партией, защищающей права всех меньшинств страны, и выступает за равноправие всех народов Турецкой Республики, также получили распространение. Одним из революционных принципов ДПН является защита прав секс-меньшинств — 10% мандатов партии в ВНСТ достается представителям секс-меньшинств. Как следствие, партия становится объектом яростной критики как со стороны консервативных турков, так и со стороны курдов.
На современном этапе движущей силой процесса реинституционализации в курдском социуме становятся такие факторы, как перераспределение суверенитетов и расширение номенклатуры политических институтов, которое наглядно можно проследить на премьере создания Европейского союза, членом которого стремится стать Турецкая Республика. Трансформация мировых политических связей, системы глобального и национального управления, которое является неотъемлемой частью процесса глобализации, в результате которого происходит стирание границ национальных государств, и стремления к созданию единого мирового пространства. Выделение групп или меньшинств среди социума также является элементом, сопутствующим реинституционализации политики. Такие процессы проявляются в курдском этнополитическом движении через деятельность политических прокурдских партий, защищающих права курдского меньшинства в Турции.
Под воздействием различных факторов исторически в курдском социуме сложились три пути решения курдского вопроса: создание независимого Курдистана, автономия в рамках существующих государств и отказ от идеи автономии, а тем более независимого курдского государства, которых устраивает существующее положение курдского народа в Турецкой Республике.
С момента создания РПК курдское общество претерпело девять этапов дискретности процесса реинституционализации. Они стали как результатом внутриполитической борьбы курдских партий, так и неготовностью официальных властей вести переговоры с курдскими партиями. Первый этап произошел в 1984 году, когда РПК объявила о вооруженной борьбе для достижения независимости Турецкого Курдистана. Такие события стали ответом на действия военной хунты, пришедшей к власти в ходе военного переворота в 1980 году. Второй этап связан с легализацией прокурдской Народно-трудовой партии в 1991 году. Третий этап связан с прекращением вооружённой борьбы РПК в 1993 году. Первоначально это произошло в одностороннем порядке, в 1995 и 1998 гг. — по предложению официальных властей. В 1999 году РПК вывела свои вооруженные отряды с территории Турции.
Солдаты боевого отряда РПК. Ирак
Четвертый этап связан с арестом А. Оджалана в 1999 году, в результате которого РПК пересмотрела одну из ключевых позиций своей программы: отказ от идеи создания независимого Курдистана и роспуск РПК в 2001 году. Роспуск РПК также повлиял на четвертый этап. Пятый этап обусловлен мировым признанием РПК террористической организацией: США в 1997 г., ЕС в 2002 г. и т. д.
Шестой этап связан с началом вооруженной борьбы в 2004 году и восстановлением РПК в 2005 году. Седьмой этап — с запретами прокурдских партий, которые не признавали насильственные методы борьбы. Они выступали за политические и мирные пути разрешения курдского вопроса.
Восьмой этап связан с возобновлением вооруженной борьбы РПК в 2015 году, ставшаей ответной мерой на теракт в городе Суруче. Последний, девятый этап начинается с прохождения прокурдской Демократической партии народов в парламент.
Процесс реинституционализации стал одним из ключевых факторов трансформации курдского социума, что способствовало объединению всех курдов, независимо от конфессиональных, политических и идеологических предпочтений.
Список литературы:
- Абы Ш. Деятельность Рабочей партии Курдистана как фактор формирования политической культуры у курдов Турции (Северный Курдистан) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 66−76.
- Гасратян М. А. Курды в Турции (1985−1995 гг.). М., 2001.
- Демиденко С. В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973−1999): диссертация кандидата исторических наук. М., 2003.
- Жигалина О. И. Курдский вопрос в странах Западной Азии в начале XXI века // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М., 2006.
- Маджид М. Х. Турция и курдский вопрос: история и современность //Известия высших учебных заведений: Северо-Кавказский регион. 2010. № 5.С.34−40.
- Официальный сайт Партии демократического общества: http://www.dtp.org.tr/.
- Официальный сайт Партии Мира и Демократии: http://www.barisvedemokrasipartisi.com/ .
- Официальный сайт Рабочей партии Курдистана: https://vk.com/rabochaya_partiya_kurdistana .
- Партия справедливости и развития Турции: https://ria.ru/spravka/20150607/1068334449.html
- Патрушев С. В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы // Политическая наука. 2001. №2. С. 146—186.
Путешествие через Турецкий Курдистан
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Эстонию 24 октября прошел при относительно скромном освещении в СМИ. На данный момент у обеих стран, вероятно, другие проблемы на уме, но некоторое совпадение все же есть: например, российские эсминцы занимаются своими делами и на Балтийском, и на Черном морях, и известно, что боевики Воюющие под черным флагом за расширяющееся «Исламское государство» прибыли из Европы, сотня или около того даже из Дании, где, согласно последним новостям, осуществляется какой-то реабилитационный проект, чтобы помочь начинающим исламским солдатам вернуться к нормальной жизни.
Я уделил этому визиту больше внимания, чем обычно, более или менее по инерции; по сей день я ищу новости в англоязычных турецких СМИ о том, что происходит в приграничных районах, потому что я посетил конференцию по сравнительному литературоведению в Турции в середине октября.
Конференция проходила в Мерсине, городе с населением менее миллиона человек, расположенном на северо-восточном побережье Средиземного моря. Ближайший аэропорт находится в часе езды в Адане, городе с двухмиллионным населением; между ними находится Тарс, место рождения апостола Павла, где можно найти многочисленные древнеримские руины и другие достопримечательности. Весь регион древний и библейский, климат средиземноморский, а обстановка восточная и экзотическая, если отойти подальше от современных торговых центров большого города и новых жилых районов.
Но в то же время это страна, которая годами настойчиво стучится в двери ЕС. На этот раз не под пушками, как в 17 веке против Вены, а мирно, казалось бы, скрупулезно следуя европейским ценностям и правилам, как учил и вел себя уважаемый Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель Турецкой Республики. Так что мы можем и сегодня подтвердить слова Яана Линтропа, писателя и руководителя Эстонского телеграфного агентства (ЭТА), который путешествовал по Стамбулу в 1929:
Возрожденная Турция признает себя главным защитником европейской культуры на Ближнем Востоке. Мы претендуем на такое же положение здесь, на севере. Так что у нас схожая миссия и схожая позиция. Единственное, что нам нужно сейчас, это создать связь между двумя аванпостами. 1
Турция также является страной, где даже в наши дни настоящее становится историей, причем не особенно бескровно, как показали октябрьские беспорядки во многих турецких городах. Не говоря уже о том, что происходит за границей в Сирии. Город, о котором мы почти никогда не слышали, Кобани, стал известен во всем мире из-за боевых действий между курдами и боевиками Исламского государства, которые продолжаются уже несколько месяцев. Кстати, я встречал два разных объяснения, описывающих двусмысленность названия города. Его старое арабское название Айн аль-Араб предположительно означает «Источник арабов». Кобани — совсем недавнее название, происходящее от слова «компания»: около ста лет назад в маленьком железнодорожном поселке располагалась контора какой-то немецкой компании, а железная дорога должна была соединить Багдад и Берлин в рамках грандиозного проекта Османской империи.
Кобани, расположенный в сирийском Курдистане или Рожаве, стал домом для многих армянских, а затем и курдских беженцев из Турции, рос и развивался, становясь все более важным административным центром сирийских курдов.
Когда я узнал, что еду в Турцию, у меня появилось определенное желание работать одновременно, и я хотел найти маленькую деревню недалеко от границы с Арменией в северо-восточной части страны под названием Каракаорен, которая когда-то была известна как Новая Эстония или Новоэстонка. . Разве мы оба не были когда-то частью той же Российской империи, что и этот регион, который также считается частью бывшей территории Великой Армении?
В своей книге Jumalaga, Kars ja Erzurum («Прощание, Карс и Эрзурум», 1975) Ааранд Роос подробно пишет о деревне, основанной эстонцами близ Карса 19 мая 1886 года. Не самый прямой путь, но, с другой стороны, самый интересный, казалось, был прямо на восток от Аданы по направлению к Мардину, о котором я слышал только приятные вещи; оттуда на север в сторону Диярбакыра и на восток по дороге, идущей рядом с озером Ван, к подножию Арарата, где Ной и его сыновья предположительно построили город — примерно на том же месте, что и современный Карс. Это должно было стать так называемым бонусом поездки: увидеть, среди прочего, территорию, населенную одной из крупнейших наций без государства, где в противном случае вряд ли можно было бы оказаться туристом. К тому же — кто знает, что принесет будущее и как впредь будут действовать государства, нации, неправительственные вооруженные силы и террористические группировки на этих территориях с достаточно условно очерченными границами. К сожалению, именно накануне нашей поездки 8 октября из этого региона стали поступать тревожные новости о массовых беспорядках и комендантском часе в городах. Поэтому альтернативная идея состояла в том, чтобы сначала идти на север почти до самого Черного моря, а затем на восток.
Однако, так как мы без проблем забрали нашу арендованную машину в Адане, мы повернули прямо на восток. Автомагистрали в Турции отличные, движение довольно редкое, и ощущения опасности не было, но было осознание того, что в двадцати с лишним километрах за сирийской границей идет бой, а также знание так называемой Курдский вопрос, который беспокоил Турцию с момента ее образования в качестве государства.
В мире насчитывается около 35 миллионов курдов и их поселения разделены между территориями четырех стран — Турции, Сирии, Ирана и Ирака; наибольшее количество проживает в Турции. Данные об общей численности курдов в Турции позволяют предположить, что их насчитывается от 14 до 20 миллионов в зависимости от источника, что в любом случае составляет примерно пятую часть всего турецкого населения и почти половину курдов повсюду. Курды пережили трудные времена в каждой стране и при каждом режиме, и их права по-прежнему неудовлетворительны в каждой стране, где они живут. С момента создания Турецкой Республики последняя не признавала курдов крупнейшим индоираноязычным этническим меньшинством, и их часто называли просто «горными турками». Их попытки обрести независимость привели к созданию в конце XIX века Марксистской Рабочей партии Курдистана (РПК).70-е годы, а также длившиеся десятилетиями вооруженные конфликты и террор на северо-востоке Турции; назвать это гражданской войной не будет преувеличением. Однако в последнее время воцарилось нерешительное молчание, и ситуация каким-то образом перешла в фазу переговоров. Война никому не нужна, ни курдским националистам, ни Турции, которая стремится стать членом ЕС и единственной помехой которой является преследование и тюремное заключение сторонников независимости и нонконформистов. С другой стороны, РПК не отрицает использования насильственных методов для достижения своих благородных целей, основатель и лидер организации Абдулла Оджалан находится в тюрьме с 1999, а РПК находится в том же списке международных террористических организаций, что и ИГИЛ и Аль-Каида… Так кто с кем ведет переговоры?
Мы сделали короткую остановку в Газиантепе, который считается одним из старейших постоянно заселенных городов мира. Но так говорят о многих поселениях в этом районе. Я попытался взять ситуацию под контроль и поговорить с полицейским, который сидел в своей машине рядом с мечетью. Языковой барьер делал это почти невозможным. Языковая реформа Ататюрка выпотрошила язык от всех универсальных заимствований, которые звучат знакомо европейцам, и заменила их словами, взятыми из тюркских диалектов. Нам все же удалось установить какой-то адекватный контакт с помощью рук и дорожной карты. Что касается маршрута, ведущего из Мардина в Ирак, офицер сделал предупреждающий жест и сказал «тук-тук», в то время как указательный палец правой руки нажал воображаемый спусковой крючок. Маршрут до Диярбакыра, который мне показался столь же изворотливым, по его мнению, был вполне «нормальным». Он совершенно не интересовался мной как личностью.
Мы незаметно пересекли реку Евфрат и почувствовали себя почти в Месопотамии, междуречье, как говорили. Ландшафт был засушливым, с рядами оливковых деревьев на склонах то здесь, то там. Справа дорога была обнесена длинными отрезками колючей проволоки, но это, вероятно, по сельскохозяйственным причинам. Должно быть еще как минимум двадцать километров безопасной турецкой территории. Мой попутчик прочитал с большого плаката: «Вход в зону боевых действий на свой страх и риск». Только позже я узнал, что это был добродушный блеф, потому что никто из нас не говорил на местном языке. Черный юмор или просто очень развитый инстинкт самосохранения? 900:05 Затем дорога направилась на юг к Суручу, соседу Кобани непосредственно на турецкой стороне границы. Десять дней спустя я прочитал в новостях, что Серена Шим, американская журналистка, которая передала новости о незаконном пересечении границы и контрабанде, вероятно, организованной ИГИЛ, погибла в Суруче в автокатастрофе, при этом точные обстоятельства остаются подозрительными, несмотря на Дело в том, что по телевизору показывают турецкие танки, охраняющие границу. На контрольно-пропускном пункте иногда пропускали сирийских беженцев; в основном это были гражданские курды, но оружие с турецкой стороны молчало, а военные не вмешивались. Это раздражало курдов, потому что их родственников, у которых были автоматы Калашникова и тракторы, вооруженные любым доступным способом, убивали по другую сторону границы, сражаясь с ИГИЛ, хорошо вооруженной и очень хорошо финансируемой террористической организацией. Турецкие курды смотрели на боевые действия, видели взрывы и слышали шум, доносящийся с другой стороны границы, и их неспособность что-либо с этим поделать приводила их в ярость и ярость. Насилие и гнев часто рождаются из беспомощности и неспособности изменить ситуацию мирным путем. Что, в свою очередь, приводит к террору. В то же время странно было думать, что недалеко отсюда, в излучине Евфрата, окруженной сирийской территорией, находилось место захоронения основателя Османской империи, деда Османа I. Тот клочок земли принадлежит Турции, охраняется турецкими солдатами, и турки поклялись защищать его любой ценой. Могилы и реликвии важнее человеческих жизней. В паре часов езды оттуда находится Эр-Ракка, которая сейчас является столицей самопровозглашенного халифата.
Массовое бегство и убийства курдов в приграничном городе Кобани на первый взгляд не беспокоит турок. Кроме того, некоторые члены РПК бежали в Сирию вместе с боевиками в Кобани — они заклятые враги турок. Удобнее позволить курдам и бойцам халифата поубивать друг друга. Более того, официальный режим в Сирии по-прежнему будет интерпретировать турецкие военные действия как вмешательство в свои внутренние дела, и в случае успеха халифата Турции, вероятно, тоже следует опасаться возмездия со стороны враждебно настроенного нового соседа. (Есть ли кто-нибудь, кому ИГИЛ не враждебный?)
Именно из-за нежелания вмешиваться Турция приобрела новые проблемы: отношения между курдами и официальными властями (а также стоящими за ними военными), которые тем временем, казалось, развивались вполне мирно, стал напряженным; В ходе беспорядков погибли турецкие официальные лица и солдаты, десятки протестующих погибли. Курды уже обвинили турок в поддержке ИГИЛ. В этом контексте я мог даже сослаться на один из курдских экстремистских веб-сайтов, на котором была показана карта Курдистана, граничащего с Грецией; не было и намека на Турцию, а врагами и оккупантами этого независимого курдского государства числились арабы, персы и турки — как и НАТО в целом, потому что у Турции открыто дружеские отношения с последними. В этой стране отношения во всех смыслах разбалансированы, а сами противоборствующие стороны часто бывают внутренне конфликтными и упрямыми.
Признаков боевых действий или беспорядков на трассе, естественно, не было. И на всякий случай мы их даже не искали. Мы решительно повернули на север от Шанлыурфы, как и советовал полицейский. Думая о юго-восточном углу Турции, граничащем с Ираком, от которого мы удалялись все дальше, я не могу не упомянуть, что по крайней мере однажды эстонец сыграл важную роль в составлении современной политической карты Ближнего Востока. Комиссия, созданная Лигой Наций в связи с мосульским вопросом, провела границу между турецкой и иракской территориями, населенными курдами, в 1919 г.25 под руководством нашего генерала Йоханнеса Лайдонера. Это, вероятно, не привело к каким-то исключительным, длительным протестам — по крайней мере, не таким, которые можно было бы сравнить с прежними территориальными претензиями, выдвинутыми к Турции Сталиным или армянами, — хотя из-за линии, проведенной Лайдонером, Турция действительно проиграла. часть северного Ирака, которую она изначально надеялась заполучить и где теперь находится нефть.
Возможно, поэтому курды в этом районе живут относительно хорошо и лучше организованы, чем их сородичи в соседних странах. В то время как Саддам Хусейн уничтожал курдские деревни и убивал тысячи курдов с помощью химического оружия, Иракский Курдистан теперь является отдельным автономным регионом со столицей в Эрбиле (9).0014 Hewêr на курдском языке). В Иракском Курдистане проживает около семи миллионов курдов; у них есть свое правительство, президент и армия — пешмерга, что означает «те, кто смотрит на смерть». «Пешмерга», в состав которой входят многочисленные женщины-бойцы, вероятно, является единственной значительной и хорошо мотивированной военной силой, которая продолжала сопротивляться ИГИЛ после того, как другие иракские воинские части бежали, оставив свое оружие. Американцы помогали пешмерга, снабжая их оружием и поддерживая оборону их территории, проводя воздушные налеты на ИГИЛ. Важным источником богатства в этом регионе, конечно же, является нефть. Кстати, в распоряжении иракских курдов около 20 каналов спутникового телевидения, тогда как в Турции их всего два, а в Иране — четыре.
Курдистан был разделен между разными государствами и, следовательно, является либо невыполненной работой, либо упущенной возможностью, как Палестина — один из неудавшихся пережитков Второй мировой войны и международной дипломатии, последствия которых ощущаются даже сегодня и далеко за пределами этого региона. . Ради исторической достоверности следует упомянуть, что в 1945–1946 годах на полосе земли вдоль восточной границы Турции и северо-восточного Ирака действительно существовало недолговечное государство под названием Республика Махабад. Этот уникальный буфер был создан благодаря поддержке Советского Союза, но вскоре прекратил свое существование из-за соглашения между Сталиным и иранским шахом, по которому последний унаследовал территорию. Мемориал лидеру Махабада Кази Мухаммаду, который был повешен, должен все еще стоять в городе Сулеймания ( Silêmanî на курдском языке) в Иракском Курдистане.
Поскольку мы избегали въезда в крупные города, мы также не обменивали валюту. Но лотки с фруктами тут и там у дороги были безмерно заманчивы! В Хилване, городе с населением около 20 000 человек, мы решили остановиться, чтобы посетить банк. У турок есть очень хороший обычай указывать население города и его высоту над уровнем моря на знаке, обозначающем место. Услужливый местный житель провел нас по лабиринтным улочкам к маленькому банку, а охранник провел нас в заднюю комнату — можно было подумать, что он ведет нас в кабинет управляющего, — где сидели двое других мужчин и потягивали чай из маленьких чашек. . Мы пожали всем руки. Менеджер был очень похож на портрет Ататюрка на стене. Однако двое других были курдами, как мы вскоре узнали. Мы друзья, настаивает менеджер, но в нашей стране есть проблемы. Двое других кивают. Атмосфера была серьезной. Тем временем перед нами появились и чайные стаканы. Наши деньги были тщательно пересчитаны, и курс обмена был чем-то, что порадовало. Как и во всех последующих случаях, я был поражен приятной услужливостью, предложенной скорее гордо, чем смиренно, и порядком в финансовых делах: чаевые не требовались, все лиры возвращались точно. Но, как показал дальнейший опыт, торговаться можно было и в приличной степени, даже в современном бутике.
Мужчины дали нам многочисленные рекомендации относительно близлежащих достопримечательностей, в том числе лучших мест для наслаждения закатом или восходом солнца. Но не советовали ехать в Диярбакыр, неофициальную столицу Турецкого Курдистана, неизбежно оказавшуюся на нашем пути. На окраинах городов этого региона не было кольцевых развязок; шоссе шло прямо через город. Мы поблагодарили их и отправились в сторону Диярбакыра, с Сивереком в качестве нашей следующей остановки, где мы решили остаться на ночь. Мы нашли место без особых проблем. Район казался довольно бедным; люди в основном занимались земледелием, по городу гнали скот, а курятники мы видели из подвальных дверей, выходящих на улицу. Местные дети бросали в нас кожуру дыни, пока мы немного гуляли по городу, чтобы лучше познакомиться с местом, но я не воспринял это как серьезное проявление враждебности. В конце концов, мы были просто незнакомцами, и, конечно же, женщины должны были ходить с закрытыми волосами. В гостинице мы были предметом особого внимания и как минимум трое мужчин пытались выяснить у моего спутника, что ест человек, если он не ест мяса. Блюда, которые готовили, были скромными, как и сама столовая, но при этом идеально острыми и очень дешевыми. Турция не трезвая страна — пример подал сам Ататюрк, умерший от цирроза печени, — но эта сельская местность отличалась консерватизмом. Холодный невкусный йогурт, стоявший на столе в кувшине, который время от времени наполнялся, пил великолепно.
Все было хорошо, кроме того, что мы видели по телевизору в ресторане. Он ясно показал, что происходит в городах, и именно в Диярбакыре в ходе беспорядков погибло около двадцати человек. В гостинице остановилась съемочная группа какого-то канала, но они снимали не новости, а один из важнейших экспортных товаров Турции — сериалы или мыльные оперы. Один из членов экипажа хорошо говорил по-русски и посоветовал нам ехать прямо через Диярбакыр рано утром без остановок. Мы последовали его совету, и единственное, что мы увидели в центре города, что хоть как-то намекало на события накануне вечером, это броневик и стволы орудий на эстакаде над шоссе. Мы заметили сторожевые вышки и боевые ямы, закрытые мешками с песком, даже в сельской местности. Это были не просто сувениры с многолетней гражданской войны — вокруг еще двигалась бронетехника и солдаты с автоматическим оружием. На шоссе были большие коммерческие автомобили, но мало автомобилей.
Мы переместились из средиземноморского климата в континентальную зону, и солнечные равнины, возвышающиеся почти на 1000 метров над уровнем моря, сменились каменной пустыней, широко возделываемой и удивительно плодородной. Мы остановились на хлопковом поле. Поля были более или менее разделены на квадраты длинными рядами выкопанных из земли камней и уходили вдаль до следующего холма на горизонте. Земля кормила людей, но также, казалось, выращивала новые камни. Пейзаж был довольно мрачным, но величественным. Можно только представить, сколько усилий ушло на возделывание такого поля. Только рядом с покатыми равнинными полями в Курдистане я понял, как много на самом деле работали эти люди, не то что те, что играли в домино и карты в городских чайханах и создавали образ своей страны для туристов.
Вершины гор и голубое небо снова открывали более радостное зрелище возле самого большого озера Турции: озера Ван, на высоте 1640 метров над уровнем моря. Озеро не имело стока и выглядело довольно безжизненно из-за высокой концентрации соли; вода на вкус была совершенно отвратительной, но пейзаж был живописным. Паромное сообщение, которое функционировало некоторое время назад, было важным звеном на железной дороге Анкара-Тегеран; фактически он представлял собой связь между Европой и Азией. Когда-то это был центр государства Урарту, а тысячу лет назад эта земля принадлежала Армянскому королевству.
Я вспомнил строчку из Вийви Луйк: Ühest paigast teise tuulehoog viib riigid («Из одного места в другое порыв ветра переносит страны»). Но некоторые страны унесены ветром истории, оставив после себя лишь памятники и руины; из них вырастут новые. «Халифат», который пытается установить ИГИЛ, напомнил мне рваную черную рубашку, которая была застелена на значительной части сирийской и иракской территории; это одна из самых жестоких перспектив и самых больших проблем для миролюбивого мира в наше время, независимо от того, имеем ли мы дело с мусульманами, христианами или секуляристами. В худшем случае будет создан новый халифат со столицей в Эр-Ракке. Но не исключено, что коренные жители региона, курды, преодолеют свои разногласия и создадут государство Курдистан, столицей которого станет Хевлер (Арбиль). Там уже готовят референдум о независимости.
Предпосылок для создания независимого курдского государства больше, чем когда-либо прежде. Битва за Кобани заметно сблизила курдов, проживающих в разных странах. Мы видели солидарность с курдами Кобани на граффити в кампусе в Мерсине, а также в каком-то богом забытом месте на склоне холма, где имя было выложено камнями и было ясно видно далеко над равниной: «Кобани». В конце октября Турция разрешила паре сотен бойцов пешмерга переправить военную технику и вооружение из Ирака через свою территорию в Сирию — возможно, очень неохотно, но все же. В новостях можно было увидеть торжествующие толпы, идущие посмотреть на них на обочинах. Но что произойдет, если курдов не устроит территория Курдистана, которую они имеют в Ираке? Готова ли Турция признать курдов нацией, заслуживающей независимого государства — вплоть до того, что Турция потеряет часть своей территории в процессе создания нового государства, а линия, проведенная генералом Лайдонером, исчезнет в истории?
За два дня мы проехали примерно 1000 километров, что не так уж и много по хорошим трассам, часто с ограничением скорости 120 км/ч. К вечеру второго дня мы достигли Догубаязыта, недалеко от иранской границы, как и планировали. В трафике преобладали иранские бензовозы, но газ здесь стоил дороже, чем на юге. Пользуясь сайтом Booking.com при поиске отеля, ближайший, который я смог найти, был в Ереване, но реальность предоставила выбор из двух даже в этом городе. Мы инстинктивно выбрали тот, который был лучше освещен. «Золотая горка» была довольно большой гостиницей, которая не стоила своих высоких цен, но определенно была достойна своего названия. В комнате было довольно грязно: окурки не были вычищены из пепельницы, все было покрыто желтой пылью, особенно балкон на пятом этаже. Но вид был прямо на Арарат! Внизу, рядом с улицей, похоже, был какой-то мусороперерабатывающий завод; вся площадь, казалось, состояла из недостроенных зданий и мастерских. Уже темнело, и нам сказали не гулять, потому что рестораны и предприятия были закрыты из-за комендантского часа. Даже ресторан в отеле был закрыт. Но, несмотря на это, мальчики приготовили еду и принесли с собой бутылку местного вина; открытие заняло так много времени, что два человека успели прочитать свои электронные письма за предыдущие 24 часа. Wi-Fi работал! По крайней мере, пока не отключили электричество. Но вскоре оно вернулось.
Скромный завтрак, состоящий из белого хлеба, оливок и сыра, был подан на закрытой террасе на крыше. Помимо нас, этим наслаждались лишь несколько мужчин; Я предположил, что по крайней мере один из них был тайной полицией, поскольку недавно прочитал роман Орхана Памука « Снег », действие которого происходит в Карсе.
И вот наступил вечер, а потом утро — день третий. Мы были в Карсе и успели увидеть руины Ани, бывшей столицы Армянского королевства, и нашли деревню Каракаорен.
Но это, как говорится, совсем другая история.
______
1 Яан Линтроп. Türgi enne ja nüüd (Турция раньше и сейчас). Noor-Eesti kirjastus, Тарту, 1930, с. 74.
Эта статья была опубликована в журнале ICDS Diplomaatia.
Конфликт между Турцией и вооруженными курдскими группировками
Справочная информация
Приблизительно тридцать миллионов курдов живут на Ближнем Востоке, в основном в Иране, Ираке, Сирии и Турции, и курды составляют почти одну пятую населения Турции, насчитывающего семьдесят человек. девять миллионов. РПК, созданная Абдуллой Оджаланом в 1978, с 1984 года ведет повстанческое движение против турецких властей за расширение культурных и политических прав, в первую очередь с целью создания независимого курдского государства. Продолжающийся конфликт привел к гибели почти сорока тысяч человек.
При режиме Эрдогана народное недовольство неуклонно росло, о чем свидетельствуют протесты в парке Гези в июне 2013 года и попытка государственного переворота в июле 2016 года, но также возросла напряженность между турецкими властями и курдскими группами. В частности, РПК, Демократическая партия народов (ДПН) (левая прокурдская партия) и Отряд народной самообороны (YPG) (вооруженное крыло Партии сирийского демократического союза (ПДС), связанное с РПК) все активнее выступали против правительства, проводя многочисленные нападения на турецкие власти на юго-востоке.
В июле 2015 года двухлетнее перемирие между правительством Турции и РПК было нарушено после теракта, совершенного подозреваемыми боевиками самопровозглашенного Исламского государства, в результате которого недалеко от сирийской границы погибло около тридцати курдов. После попытки государственного переворота в июле 2016 года Эрдоган расправился с подозреваемыми в заговоре, арестовал около пятидесяти тысяч человек и усилил воздушные удары по боевикам РПК на юго-востоке Турции. Он также начал проводить боевые действия в Сирии против YPG и самопровозглашенного Исламского государства.
За пределами Турции сирийские курдские боевики сражаются с Исламским государством, в основном в составе SDF — альянса арабских и курдских боевиков, поддерживаемого Соединенными Штатами, — и создали полуавтономный регион на севере Сирии. В сентябре 2014 г. лидер РПК Абдулла Оджалан призвал курдов начать «тотальное сопротивление» в борьбе против «Исламского государства»; позже в том же месяце контролируемый курдами город Кобани был осажден и в конечном итоге захвачен, что привело к исходу десятков тысяч сирийских курдов в Турцию. В последовавшей битве за Кобани погибло более 1600 человек, но курдские силы SDF в конечном итоге восстановили контроль над городом в январе 2015 года. SDF также освободили стратегический сирийский город Манбидж от Исламского государства в августе 2016 года, хотя силы YPG (часть коалиции SDF) столкнулись с поддерживаемыми Турцией повстанцами, пытавшимися установить контроль.
После того, как YPG и SDF укрепили контроль над территорией, захваченной у Исламского государства на севере Сирии, Турция и поддерживаемые Турцией сирийские ополченцы, включая Свободную сирийскую армию (ССА), двинулись, чтобы отбить города и изгнать курдов. Турецкие войска и ССА начали наступление на город Африн в январе 2018 года, в конечном итоге захватив город в марте 2018 года. Турецкая авиация нанесла удары по курдским боевикам, а не по боевикам «Исламского государства».
Альянс курдских боевиков также сосредоточился в Ираке, где Исламское государство продвинулось к автономному курдскому региону в северной части страны. Пешмерга — вооруженные боевики, защищающие иракский Курдистан, — присоединились к иракским силам безопасности и получили оружие и финансовую помощь от Соединенных Штатов.
Опасения
Если курдам удастся создать независимое государство в Сирии на фоне хаоса, охватившего регион, это может ускорить сепаратистские движения в других курдских районах Ближнего Востока. Повышенная террористическая активность курдских сепаратистов также вызывает растущую озабоченность Соединенных Штатов и их союзников, которые в 1919 году объявили РПК иностранной террористической организацией.97.
Отношения между США и Турцией пошатнулись после того, как Эрдоган возобновил призывы к экстрадиции Фетхуллаха Гюлена — турецкого политического и религиозного лидера, находящегося в добровольном изгнании в США, которого Эрдоган считает организатором июльского переворота 2016 года. Отношения также пострадали из-за тесных отношений Соединенных Штатов с курдскими группировками — Соединенные Штаты продолжают поставлять оружие отрядам пешмерга, сражающимся с «Исламским государством» в Ираке, и поставляли оружие сирийским YPG — и все более тесным отношениям между Россией и Турцией. .
Последние события
Турецкие военные регулярно наносят удары по базам Рабочей партии Курдистана (РПК) в Ираке, а в 2018 году президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что начнет официальную операцию против курдов в Ираке. Правительство Ирака опубликовало официальные жалобы на турецкие вторжения на его суверенную территорию. В январе 2019 года правительство Турции заявило, что сепаратистские курдские боевики, связанные с РПК, совершили нападение на базу турецкой армии на севере Ирака, в результате чего военная техника была повреждена, а жертв нет.
После того, как в декабре 2018 года президент США Дональд Трамп объявил, что Соединенные Штаты начнут вывод войск из Сирии, сирийские курды, которые в основном воевали в составе поддерживаемых США Сирийских демократических сил (СДС), выразили обеспокоенность тем, что Турция усилить свои атаки против них. Ильхам Ахмед, лидер крупнейшей политической организации сирийских курдов, обратился к западным правительствам с просьбой создать международные силы наблюдателей вдоль сирийско-турецкой границы.