Туркменистан религия: Религия в Туркменистане. Ислам: суннизм и шиизм. Суфизм.

Туркмены : культура, общество

27 сентября Туркменистан отмечает День Независимости. 12 декабря 1995 года при единогласной поддержке всех 185 государств-членов ООН (на тот период) Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Туркменистан был признан Постоянно нейтральным государством. В настоящее время Туркменистан установил дипломатические отношения с 145 государствами мира.

Туркменистан — демократическое, правовое, светское государство. Государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Политическая структура туркменского государства сформирована в соответствии с Конституцией Туркменистана, принятой 18 мая 1992 года (в новой редакции от 14 сентября 2016 года). Конституция Туркменистана является Основным Законом государства, согласно которому государственное устройство Туркменистана основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Закрепленные в Конституции нормы и положения имеют прямое действие. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Туркменистана является народ.

Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер.

Главой государства и исполнительной власти является высшее должностное лицо Туркменистана — Президент Туркменистана. Он возглавляет Кабинет Министров — Правительство Туркменистана.

Президент Туркменистана выступает гарантом государственной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, его территориальной целостности, соблюдения Конституции и выполнения международных обязательств. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана.

Законодательная власть осуществляется высшим представительным органом — Меджлисом Туркменистана (парламентом), который состоит из 125 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам, сроком на пять лет.

Выборы депутатов Меджлиса осуществляются гражданами Туркменистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и на альтернативных началах.

Судебная власть в Туркменистане принадлежит только судам. Судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.

Площадь Туркменистана

Туркменистан является одним из пяти государств Центральной Азии и по своей территории занимает среди них второе место. Площадь Туркменистана составляет 491,21 тысяч кв. км. Территория простирается на 1100 км с запада на восток и на 650 км с севера на юг. На севере Туркменистан граничит с Республикой Казахстан, на северо-востоке и востоке с Республикой Узбекистан, на юго-востоке с Исламской Республикой Афганистан и на юге с Исламской Республикой Иран.

На западе природной границей является Каспийское море, через которое Туркменистан граничит с Азербайджанской Республикой.

Население Туркменистана

Население Туркменистана составляет более 6,2 млн. человек. Туркменистан — многонациональное государство. В стране проживают представители более 100 наций и народностей.

Государственный язык

Туркменский язык является государственным языком. Всем гражданам Туркменистана гарантируется право пользования родным языком. В учебных заведениях Туркменистана обеспечено изучение трех языков — туркменского, английского и русского. Кроме этого, в высших и средних специальных учебных заведениях обеспечивается изучение французского, китайского, немецкого, японского и некоторых других иностранных языков.

Денежная единица

Национальной валютой является манат, введенный в обращение с 1 ноября 1993 года. В настоящее время соотношение национальной валюты к свободно конвертируемой валюте составляет: 3,50 маната = 1 доллару США. Была принята и успешно претворяется в жизнь «Государственная программа развития банковской сферы Туркменистана на 2011-2030 годы». Кроме того, в Туркменистане на протяжении нескольких последних лет финансовыми учреждениями страны проводится большая работа по развитию рынка ценных бумаг. В настоящее время населению страны предоставляются услуги по обслуживанию банковских карточек «Виза», «Виза Электрон», «Виза Классик». В целях установления в торговой сфере расчетов не наличными деньгами, продолжается работа по внедрению международных платежных карточек, в частности, системы «Мастер Кард».

Административно-территориальное устройство

Столица Туркменистана — город Ашхабад, который является административно-территориальной единицей с правом велаята. В Ашхабад входят четыре этрапа — Багтыярлык, Беркарарлык, Копетдаг и Безмеин.

Туркменистан состоит из пяти велаятов — Ахалского, Балканского, Дашогузского, Лебапского и Марыйского. Каждый велаят делится на этрапы. В Туркменистане существует 43 этрапа, 6 этрапов в составе городов, 51 город,  из них 11 городов с правами этрапа, 62 поселка, 605 генгешликов (сельских муниципальных образований) и 1719 сельских населенных пунктов.

Праздники Туркменистана

Работа на предприятиях, в организациях и учреждениях не производится в следующие всенародные праздничные и памятные дни:

1) Новый год                                              – 1 января;

2) Международный женский день            – 8 марта;

3) Национальный праздник весны              – 21-22 марта;

4) День Конституции Туркменистана и Государственного флага Туркменистана  – 18 мая;

5) День независимости Туркменистана         – 27 сентября;

6) День поминовения                                       – 6 октября;

7)°Международный день Нейтралитета        – 12 декабря;

8) Курбан байрамы – конкретная дата Курбан байрамы ежегодно определяется Указом Президента Туркменистана;

9) Ораза байрамы – конкретная дата Ораза байрамы ежегодно определяется Указом Президента Туркменистана.

В Туркменистане также отмечаются праздничные и памятные дни, устанавливаемые Указом Президента Туркменистана, без предоставления дней отдыха (если они приходятся на рабочие дни):

1). День защитников Отечества – 27 января;

2). День дипломатических работников Туркменистана – 18 февраля;

3). День работников комплекса транспорта и связи – 7 марта;

4). День работников химической промышленности – 31 марта;

5). Всемирный день здоровья – 7 апреля;

6). День работников органов миграции Туркменистана – 17 апреля;

7). Праздник туркменского скакуна – последнее воскресенье апреля;

8). День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г – 9 мая;

9). День города Ашхабада – 25 мая;

10). День раб-ков органов внутренних дел Туркменистана – 29 мая;

11). Праздник туркменского ковра – последнее воскресенье мая;

12). Международный день защиты детей – 1 июня;

13). Всемирный день охраны окружающей среды – 5 июня;

14). День работников текстильной промышленности – первое воскресенье июня;

15). День науки – 12 июня;

16). День работников органов юстиции Туркменистана – 18 июня;

17). День работников органов прокуратуры Туркменистана – 26 июня;

18). День работников культуры и искусства, а также поэзии Махтумкули Фраги – 27 июня;

19). День работников судебных органов Туркменистана – 5 июля;

20). День работников здравоохранения и медицинской промышленности – 21 июля;

21). День пограничников – 11 августа;

22). День знаний и студенческой молодёжи – 1 сентября;

23). День работников энергетической промышленности – вторая суббота сентября;

24). День работников органов национальной безопасности Туркменистана – 30 сентября;

25). Международный день пожилых людей – 1 октября;

26). День Военно-Морских Сил Туркменистана – 9 октября;

27). День работников таможенных органов Туркменистана – 4 ноября;

28). Праздник урожая – второе воскресенье ноября;

29). День работников нефтегазовой промышленности и геологии – 14 декабря;

30). День памяти первого Президента Туркменистана С.А.Ниязова – 21 декабря.

Источник: Посольство Туркменистана в России

Туркмены в Татарстане

О широких связях и контактах татарских и туркменских предков говорят археологические находки. Туркмен и татар объединяют истоки раннетюркской истории и культуры, близкий язык и единая религия – ислам.
Еще в Х веке в Волжскую Булгарию прибыло посольство Багдадского халифата, где секретарем был известный во всем мире автор «Записок о путешествии» Ибн-Фадлан Ахмед  ибн Аббас. Во многом благодаря посольству, в 922 году предки современных татар официально приняли ислам.

В 1989 г. группа татарстанских и санкт-петербургских ученых в рамках проведения Всесоюзной историко-этнографической экспедиции «Сафир-89» на двух автомобилях «КамАЗ» повторила путь посольства по территории Туркменистана (Сарахс – Мерв – Амуль КуняУргенч), Узбекистана и Казахстана и прибыла в Болгар и Казань.

Многовековая дружба и крепкие связи, налаженные нашими предками, вошли в новую фазу в ХХ-ХХI вв. В Туркменистане с большим интересом наблюдают за достижениями Татарстана, а здесь, в Казани и республике, рады победам независимого и нейтрального Туркменистана. В Туркменистане всегда любили футбол, и ашхабадские команды «Строитель», «Копетдаг» и «Ниса» были известны болельщикам ССС и стран СНГ. Сейчас все туркмены болеют за казанский «Рубин» и переживают за своих земляков – игроков из Туркменистана.

Богатую и древнюю историю, контакты и связи двух республик и народов учитывает в своей работе Национально- культурная автономия туркмен Республики Татарстан, именно она сумела протянуть нить дружбы из далекого Туркменистана до столицы Татарстана –1000-летней Казани. 

Татары появились в Средней Азии, в городах Туркмении еще в эпоху средневековья в качестве торговцев, связывающих Европу и Азию. Активная деятельность татар на Востоке была видна особенно в период вхождения Закаспийской области и Средней Азии в состав России,и, конечно, в советский период. Татар знали здесь как грамотных и религиозных людей. Многие татарки являются матерями известных в Туркменистане и Средней Азии деятелей культуры, ученых, политиков.

Первые же представители туркменской общины появились в Татарстане в начале 50-х годов ХХ столетия. Большинство членов автономии приехали в республику лишь в конце 1970-х годов. Тогда около двух тысяч молодых туркмен поступил в казанские вузы, потому что в Туркменской ССР не хватало дипломированных специалистов в химической промышленности и ветеринарии, а соответствующих специализированных учебных заведений там не было. Некоторые из них после окончания учебы остались в Татарстане.

Праздник воды, День скакуна, День ковра, Праздник дыни, День зерна(Акбугдая) отмечаются традиционно в Туркменистане. Это яркий показатель того, как удивительно бережно и с любовью относятся туркмены даже к самой малой частичке окружающего мира. Ценят и хранят они свою культуру, традиции и обычаи. Для решения своих этнокультурных проблем туркмены Казани консолидировались и создали в 1999 году городскую национально-культурную автономию. Замечательно, что в том же году она была включена в состав Гуманитарной ассоциации туркмен мира,возглавляемой Президентом Туркменистана Сапармуратом Туркменбаши и призванной расширять связи между туркменами, живущими в разных странах,на международном уровне защищать  их права.

В апреле 2000 года автономия обрела статус республиканской организации. А уже через 2 месяца в Казани состоялось открытие Татарстанского отделения Гуманитарной ассоциации туркмен мира(ставшим одним из первых в РФ), что ознаменовало выход туркменской общины республики на уровень международного сотрудничества.

Активное участие в работе ассоциации  принимают казанские туркмены: М. Баллыев, С. Неджепов, Г. Аннаев, Г.Аллабердиева, А. Сарыев, М. Татов. В ассоциации также работают бывшие туркменистанцы,татары и русские по национальности, ныне проживающие в Татарстане. Среди них назовем члена НКА туркмен РТ известного историка-археологаА.А. Бурханова, юриста Р.Ф. Нуриева, музыканта Е.В. Ночевного и др. Большую роль в активизации деятельности Национально-культурной автономии туркмен Республики Татарстан играет поездка ее членов в Туркменистан и встреча с руководством Гуманитарной ассоциации туркмен мира. Так, к примеру, председатель автономии В.А.Нурсахатов был приглашен в прошлом году на юбилейные торжества,посвященные независимости Туркменистана. Татарстанские ученые А.А.Бурханов и Р.Г. Ильязов участвовали в работе международных научных конференций «Туркменистан – родина анауской культуры и Акбугдая»,«Султан Санджар и его эпоха», которые состоялись в Ашхабаде в октябре-ноябре 2004 года.

После этих конференций по согласованию с Кабинетом Министров Туркменистана А.А. Бурханов, автор многих научных статей,книг и монографий, посвященных древней и средневековой истории иархеологии Туркменистана, возобновил рекогносцировочные археологические исследования в Лебакском велаяте. Согласно договоренности с Министерством культуры и телерадиовещания Туркменистана должны быть проведены крупномасштабные раскопки под руководством А.А. Бурханова на Средней Амударье. 

Благодаря НКА туркмен казанцы смогли воочию увидеть красоту волшебных туркменских ковров, знаменитых во всем мире, на выставках, проведенных в 2004 году в Выставочном центре, и в 2005 году– в Доме Дружбы народов Татарстана. Последняя была своеобразным подарком к 1000-летию Казани. На ней экспонировались также работы туркменских художников.

В планах – открыть туркменское отделение в одном из ВУЗов Казани. Также совместно с Институтом истории им. Ш. Марджани Академии Наук Татарстана планируется провести международный симпозиум «Между Волгой и Амударьей», с участием ученых Туркменистана, Татарстана и других стран. Укрепление единства туркмен мира, работа над взаимообогащением культур, вплетение новых нитей в узор дружбы Туркменистана и Татарстана, делающих его более красочным и ярким, останутся и в будущем основными направлениями деятельности нашей организации.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

В Туркмении закрылись все мечети и церкви

  • 16.07.20 14:47 msk
  • Религия
  • Туркменистан и COVID-19

Мечеть в Ашхабаде. Фото Juris Paiders с сайта Wikipedia.org

В Туркменистане по решению властей временно закрылись все религиозные объекты. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник в Совете по делам религий страны.

По словам представителя совета, «мечети, церкви и святые места для паломничества закрыты как профилактическая мера противодействия распространению инфекционных заболеваний». В течение какого срока не будут функционировать религиозные учреждения, он не уточнил. Собеседник агентства добавил, что с минаретов мечетей по-прежнему раздаются призывы к молитве, однако теперь они служат лишь напоминанием о времени намазов.

После того как в Туркменистан 6 июля прибыла миссия Всемирной организации здравоохранения, правительство страны ввело целый ряд санитарных ограничений — было приостановлено движение поездов и автобусов между регионами, введен масочный режим, закрыт ряд крупных торговых центров и рынков.

Накануне эксперты ВОЗ на брифинге, посвященном итогам визита миссии, не подтвердили наличия случаев заражения COVID-19 в стране и дали положительные характеристики готовности Туркменистана к борьбе с инфекцией. В частности, они похвалили инфраструктуру и оснащенность туркменских больниц и отметили достаточное количество свободных мест в них.

по теме

  • Миссия ВОЗ посоветовала Туркмении вообразить наличие COVID-19 в стране
  • В Туркмении с 16 июля отменили движение поездов

Глава миссии ВОЗ рекомендовала правительству Туркменистана действовать так, как будто случаи заражения коронавирусной инфекцией на ее территории уже выявлены. Она призвала делать акцент не на предотвращении завоза инфекции, а на ее нераспространении среди населения. В числе других рекомендаций предложено увеличить тестирование людей и присылать образцы тестов в лаборатории ВОЗ, информировать граждан об эпидемиологической ситуации и мерах профилактики вирусных инфекций, в том числе о продолжительности вводимых ограничений.

Читайте также

  • 12 января

    12.01

    Александр Рыбин

    Иран без хиджаба

    Как изменилась исламская республика после многомесячных антиправительственных акций

  • 05 сентября

    05. 09

    Дильдора Ахмеджанова

    Меж двух опор метромоста

    Переговоры с властями Ташкента о судьбе буддийского храма зашли в тупик

  • 15 августа

    15.08

    Александр Рыбин

    Год при талибах

    Что изменилось в Афганистане после повторного захвата власти радикалами

  • 22 июля

    22.07

    Александр Рыбин

    Судебный приговор со сроком годности

    Иранский суд отправил 62-летнего кинорежиссера Панахи за решетку по приговору 2010 года

  • 09 июля

    09.07

    Андрей Кудряшов

    Фото

    Мир вашему дому!

    В Узбекистане началось празднование Курбан хайита

  • 16 мая

    16.05

    Андрей Кудряшов

    Фото

    День рождения Будды в Ташкенте

    Станет ли Узбекистан «буддистской Меккой»?

  • «Мало людей в форме»

    Фотограф Анзор Бухарский — о праздновании Хаита в Бухаре

  • Не положено

    Какие запреты успели ввести талибы после захвата власти в Афганистане

  • Школы не для школьниц

    Сможет ли мировое сообщество принудить талибов открыть школы для девочек

  • Террористический транзит

    Причина наступившего хаоса в Казахстане – не протесты, а отчаянная борьба за власть между кланами

Туркменистан // Под мечом Цезаря // Университет Нотр-Дам

Поскольку христианские группы финансируются самостоятельно, их духовенство не подлежит контролю со стороны государственного Совета по делам религий; однако это одно из немногих преимуществ, которыми христианская община может похвастаться перед туркменской мусульманской общиной. Прозелитизм в стране незаконен; проведение богослужений и религиозное образование не допускается для незарегистрированных групп. Иностранные миссионеры и религиозные организации запрещены. Свидетелей Иеговы часто сажают в тюрьму за отказ от военной службы. Религиозные группы не могут участвовать в политике.

Научный анализ: реакция христиан на преследования в Туркменистане

Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан

Группа: Находки из Центральной Азии. Священник Борис Гудзяк, украинский епархиальный епископ во Франции, Бенилюксе и Швейцарии
Модератор: Кент Хилл, World Vision
Спикеры: Кэтлин Коллинз, Университет Миннесоты
Кэрри Козель, Университет Нотр-Дам
Fenggang Yang, Университет Пердью


Христианская демография

В 2022 году правительство США оценило население Туркменистана в 5,6 миллиона человек. По оценкам правительства США на 2020 год, Туркменистан на 89 процентов состоит из мусульман и на 9 процентов из православных, в основном православных или армянских апостольских православных. Остальные 2 процента составляют протестанты и христиане-католики. Хотя львиная доля официально зарегистрированных религиозных организаций в стране составляют мусульмане-сунниты, существуют зарегистрированные организации, действующие от имени этих более мелких христианских групп.

История христианской общины

Многие христиане в Туркменистане считают, что христианство пришло в Туркменистан в четвертом веке. Затем он почти полностью исчез в четырнадцатом веке, когда подавляющее большинство туркмен стали мусульманами. Интеграция Туркменистана в СССР в качестве Советской Социалистической Республики привела к притоку русских и украинцев в начале двадцатого века; они по-прежнему составляют подавляющее большинство приверженцев русского православия в стране.

Текущее положение христианской общины

Поскольку христианские группы финансируются самостоятельно, их духовенство не подлежит контролю со стороны государственного Совета по делам религий; однако это одно из немногих преимуществ, которыми христианская община может похвастаться перед туркменской мусульманской общиной. Прозелитизм в стране является незаконным, а проведение религиозных служб и религиозное образование не разрешены для незарегистрированных групп. Иностранные миссионеры и религиозные организации также запрещены. Свидетелей Иеговы часто сажают в тюрьму за отказ от обязательной двухлетней военной службы. В мае 2021 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов помиловал всех 16 Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям, а также более 1000 других заключенных, чтобы отпраздновать Ночь Откровения, праздник в месяце Рамадан. Помилование Бердымухамедовым свидетелей Иеговы было беспрецедентным, даже несмотря на то, что ни один мусульманин, задержанный по религиозным обвинениям, не был освобожден. Тем не менее, этот жест не снял угрозы тюремного заключения для верующих, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Религиозные группы не могут участвовать в политике, а иностранное финансирование религиозных организаций строго ограничено и тщательно контролируется. Ношение религиозной одежды в общественных местах запрещено. Кроме того, власти часто жестоко обращаются с представителями незарегистрированных религий, содержащимися под стражей, регулярно пытая задержанных. По этим причинам Комитет США по международной религиозной свободе ежегодно, начиная с 2014 года, относит Туркменистан к числу стран, вызывающих особую озабоченность в соответствии с Законом о международной религиозной свободе9.0003

Реакция на преследование

Выживание является первой целью для большинства христиан в Туркменистане, и поэтому лишь немногие участвуют в каких-либо стратегиях ассоциации или конфронтации. Особенно протестантские церкви почти полностью ушли в подполье. Часто члены церкви собираются для богослужений в разных местах, чтобы свести к минимуму вероятность того, что соседи донесут на них. Подпольные сети и системы обмена сообщениями работают для обеспечения безопасности своих членов, а церковные пасторы или активисты периодически выезжают, чтобы проверить состояние своих членов и принести церковные материалы, особенно Библии. Координаторы несут ответственность за уведомление членов или даже международных контактов в случае правительственных рейдов или арестов. Они реагируют, если участнику нужна юридическая помощь.

Католическая община Туркменистана крайне малочисленна и также остается полуподпольной. Хотя им разрешено служить мессу, у них нет церковного здания, и неясно, пытались ли католики зарегистрироваться или получить общественное церковное здание для богослужений в последние годы. Судя по имеющимся данным, вполне вероятно, что большинство католиков покинули Туркменистан с начала 1990-х годов. Для оставшихся основное внимание уделяется молитве и мессе, подпольному изучению Библии и катехизису, а также надежде на будущее. Евангелизация и благотворительность не стоят на повестке дня.

Несмотря на репрессии, которым они подвергаются, большинство церквей в Туркменистане неохотно обращаются за помощью к международным организациям. Во многом это связано со страхом возмездия со стороны правительства и культурным недоверием к незнакомцам, особенно с Запада. Это не без причины. В одном пугающем случае Свидетель Иеговы подал апелляцию в Комиссию ООН по правам человека, после чего полиция задержала, избила и пытала трех членов семьи. Большинство христианских групп остаются небольшими, сильно фрагментированными и неорганизованными, с ограниченными возможностями для общения.

Русская Православная Церковь является исключением из числа притеснений, которым подвергаются другие христианские группы в Туркменистане. Для достижения своих целей по монополизации христианства в регионе и вытеснении конкурентов Православная церковь установила хорошие отношения с правящим режимом и с Духовным управлением мусульман — государственным органом, организующим и контролирующим исламскую иерархию в стране. В значительной степени их стратегии оказались успешными. В Туркменистане православный лидер является заместителем директора и получает зарплату в государственном комитете по регулированию религиозных организаций.

Многие христиане в Туркменистане также выбрали эмиграцию, хотя мотивы этих переездов многообразны. Большинство русских эмигрантов, хотя и номинально православные христиане, уехали по причинам, не связанным с религиозным притеснением. Рост национализма и изменение языковых законов в конце 1980-х вызвали волну эмиграции этнических европейцев (большинство христиан) еще до распада Советского Союза. С 1989 года число этнических христиан в Туркменистане сократилось с 13 процентов до менее чем 5 процентов.

 

Этот профиль страны основан на исследовании доктора Кэтлин Коллинз и отчете В ответ на преследование проекта «Под мечом Цезаря». Обновлен Джозефом Лондоном из Университета Нотр-Дам в августе 2022 года.

Возрождение ислама в Туркменистане – The Diplomat Перекресток Азии | Общество | Средняя Азия

Хотя ислам был частью туркменской культуры на протяжении веков, публичная практика ислама в значительной степени подавлялась во времена Советского Союза, а также в раннюю эпоху независимости.

Фото: Государственные СМИ

Судя по неподтвержденным данным, в последнее десятилетие популярность ислама в туркменском обществе росла. Чем объясняется этот очевидный рост религиозности в Туркменистане?

Ислам проник на территории современного Туркменистана в IX-X веках после исламских завоеваний Средней Азии. По оценкам правительства США, по состоянию на 2021 год 89 процентов населения страны являются мусульманами (в основном суннитами), в то время как 9 процентов населения исповедуют православие, а оставшиеся 2 процента идентифицируют себя как «другие». Исходя из конституции страны, Туркменистан является светским государством, что обеспечивает отделение религии от государства и его политики. Конституция также обеспечивает свободу религии и право людей выбирать свою религию, выражать свои религиозные убеждения и участвовать в религиозных обрядах и церемониях.

В период существования Туркменистана в составе Советского Союза (1925-1991 гг.) исповедование ислама было строго ограничено для туркменского населения. Большинство мечетей и религиозных школ были закрыты. Советские власти сжигали арабские книги и не позволяли мусульманам занимать политические посты. В результате ислам был в значительной степени удален из общественной жизни. К 1970-м годам большинство ограничений на религиозные обряды были несколько смягчены, но границы все еще ощущались и были видны. Например, священный месяц Рамадан и другие религиозные праздники разрешалось отмечать публично. Хотя некоторые мечети были вновь открыты, религиозные школы, большое количество мечетей и религиозные организации по-прежнему были ограничены.

В годы после распада Советского Союза первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов заменил советскую пропаганду националистической туркменской идентичностью, которая имела некоторые общие ценности с исламом. Религиозные праздники и ритуалы были разрешены и объявлены государственными праздниками в стране. Также были вновь открыты мечети. Тем не менее, религия по-прежнему жестко контролировалась государством, и после обретения независимости ограничения снова резко возросли. Отращивание бороды у мужчин, поощряемое исламом, было запрещено в Туркменистане в 2004 году, и в последние годы это ограничение ослабло.

Diplomat Brief

Еженедельный информационный бюллетень
N

Получайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Получить информационный бюллетень

В соответствии с Законом Туркменистана 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» все религиозные группы обязаны зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Процесс регистрации долгий и утомительный. Незарегистрированная религиозная деятельность стала правонарушением по статье 205 КоАП. Более того, только зарегистрированные религиозные организации могли ввозить из-за границы религиозные книги, что практически запрещало ввоз любых религиозных книг частным лицам. Муфтии, исламские священнослужители, назначаются правительством, что фактически позволяет Ашхабаду контролировать религиозный нарратив.

С 2014 года Государственный департамент США неоднократно относил Туркменистан к категории стран, вызывающих особую озабоченность (CPC), за участие или допущение особо серьезных нарушений религиозных свобод. 15 ноября 2021 г. госсекретарь США снова включил Туркменистан в список стран-участниц, но также в очередной раз снял санкции в связи с неуказанными «важными национальными интересами Соединенных Штатов».

Элиты принимают ислам

Инаугурация нового президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова состоялась 19 марта, 2022 г., во время продолжающихся ограничений, связанных с пандемией (несмотря на то, что в Туркменистане официально не зарегистрировано ни одного случая заболевания COVID-19). Вскоре после этого, 29 марта, Бердымухамедов издал указ об ослаблении режима самоизоляции в стране, в том числе об открытии мечетей, закрытых с весны 2020 года. 23 апреля новый президент подписал указ о помиловании 514 заключенных. в честь священного Гадыра Гиджеси (известного в Исламе как Лейлятуль Кадр). 3 мая Сердар одобрил предложения глав пяти районов страны по строительству новых мечетей. А затем Бердымухамедов совершил свою первую зарубежную поездку в качестве президента, отправившись в Саудовскую Аравию с целью совершить маленькое паломничество в Мекку 1 июня.  

Реклама

Все эти жесты были сделаны в течение первых 74 дней его президентства. Племянники отца президента, бывшего президента Гурбангулы Бердымухамедова, такие как Шамырат Реджепов и другие (контролирующие крупные отрасли промышленности страны) после прихода к власти Сердара начали регулярно публиковать религиозные посты в своих публичных аккаунтах в Instagram. Некоторые люди утверждают, что растущее включение религии в политический класс связано с растущей популярностью ислама среди более широкого туркменского общества, и Сердар использует это в своих интересах, используя религию как инструмент для повышения своей собственной популярности.

Хотя туркмены веками отождествляли себя с исламом, практика и публичные проявления религии не были столь очевидными, поскольку туркменская культура всегда имела приоритет над исламскими практиками (несмотря на многие сходства). Виктория Клемент отмечает, что туркмены создали интенсивные и богатые религиозные практики, но они часто смешивались с доисламскими практиками или были приспособлены к кочевому образу жизни. Однако в последнее десятилетие ислам становится все более популярным среди рядовых и элитных туркмен. Среди туркменских родителей широкое распространение получили имена новорожденных арабскими и исламскими именами. Более того, не только рядовые туркмены, но и представители элиты, эстрадные звезды, артисты и известные блогеры начали пропагандировать ислам, регулярно делясь цитатами из Корана. Пост в месяц Рамадан также стал более популярным. Такого быстрого и децентрализованного подъема ислама среди населения не было с советских времен.

Чем объясняется растущая популярность ислама среди простых туркмен?

Мы можем оглянуться на создание турецких частных школ, управляемых движением Гюлена, первая из которых открылась в Туркменистане еще в 1993 году, как на создание всеобщего интереса к исламу. Всего организация открыла и управляла 17 школами, 10 образовательными центрами (обучение иностранным языкам, математике и технологиям) и одним университетом в Туркменистане. Эти школы считались одними из лучших в стране; они были популярными школами качества для детей элиты. Они преподавали в основном науку и технологии, но также знакомили и поощряли своих учеников следовать основным принципам и проповедям ислама. Школы Гюлена выпустили десятки тысяч выпускников за почти 20 лет своего существования до их закрытия в 2011 году. Те, кто учился в этих учреждениях, неизменно оказывали влияние на свою семью, друзей и соседей.

Турция за последнее десятилетие также стала крупнейшим приемником туркменских рабочих-мигрантов, и эти мигранты принесли в свои социальные сети то, что узнали об исламе. Наконец, турецкие телеканалы и телешоу также стали более популярными среди туркмен, которые также знакомили туркменскую аудиторию с турецкой культурой, наряду с турецким пониманием ислама.

Хотя ислам был частью туркменской культуры на протяжении веков, публичная практика ислама в значительной степени подавлялась во времена Советского Союза, а также в раннюю эпоху независимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *