Туркменистан вера: Религия в Туркменистане. Ислам: суннизм и шиизм. Суфизм.

Национальные особенности туркменов, Основная информация о Туркменистане, Туры в Туркменистан

Туркменистан – мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.
Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях – такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат оберегами.
Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания – одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым – еще одна важная часть церемонии. Размер выкупа различается в зависимости от региона и достатка, но семейство невесты может потребовать по-настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба – настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.
Ковроткачество – еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели – легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт «кара-ой», и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества очень сложное и трудоемкое занятие, его традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.
Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления — мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.
Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен – многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССP и очень рады «гостям «с севера» и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской «моя твоя не понимай», однако она быстро «испаряется» при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
1 января – Новый год
12 января – День памяти
Январь – Курбан-Байрам (дата плавающая)
18 февраля – День рождения Туркменбаши
19 февраля – День Национального флага
8 марта – Международный женский день
20 марта – Новруз-Байрам (туркменский Новый год)
9 мая – День Победы
18 мая – День Конституции
21 июня – День выбора первого президента страны
6 октября – День поминовения жертв землетрясения 1948 г
28 октября – День независимости
Октябрь-ноябрь – Байрам-Рамадан (окончание Рамадана)
12 декабря – День нейтралитета.
Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по лунному мусульманскому календарю, поэтому даты приблизительные. Ряд праздников начинается согласно указам Туркменбаши, поэтому их даты также могут варьироваться.

С оглядкой на Казахстан: почему вождь Туркмении решил передать власть сыну

Дорогу молодым

В Туркменистане 14 февраля стартовала президентская предвыборная кампания, после того как президент страны и по совместительству Аркадаг — «покровитель туркмен» — Гурбангулы Бердымухамедов рассказал о намерении дать дорогу молодым.

Свое решение Бердымухамедов-старший объяснил в возглавляемой им верхней палате парламента (Халк Маслахаты) тем, что еще два года назад достиг «возраста пророка» (63 года). При этом он не сказал ничего ни о своем полном уходе из политики, ни о преемнике.

«Многовекторность чуть-чуть свернется». Куда пойдет Казахстан без Назарбаева

Парламент Казахстана утвердил поправки, лишающие первого президента страны Нурсултана Назарбаева оставшихся…

02 февраля 21:15

«Я поддерживаю мысль, что дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям. Свой огромный жизненный и политический опыт я как председатель Халк Масхалаты намерен далее направить в эту область», — сказал президент в 15-ю годовщину своего прихода к власти.

Кандидатом в президенты от правящей Демократической партии был выдвинут его единственный 40-летний сын Сердар, который сейчас занимает пост вице-премьера, — второго по значимости в стране. Премьер-министра в Туркмении нет, так как правительство возглавляет президент.

На той же сессии парламента, где Бердымухамедов-старший поделился личными планами, была принята Национальная программа социально-экономического развития Туркмении на следующие 30 лет, которую представлял уже Сердар. Правда, деталей о ней общественности не сообщили.

Почему Бердымухамедов решился

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что на решение Аркадага повлиял, вероятнее всего, целый ряд факторов. Среди них не исключена и психологическая усталость Бердымухамедова от пребывания на вершине власти.

«Он сам сказал про возраст пророка, значит, может быть, действительно произошло определенное переосмысление.

А второй фактор — ситуация в Казахстане, которая показала, что вариант транзита власти вне семьи достаточно чреват. Серьезные риски для уходящего человека остаются, даже несмотря на конституционные механизмы. Так что для туркменской власти это был сигнал — как не нужно действовать и как можно этого избежать», — сказал эксперт.

«Китайцы — как обычно. Пока выжидали и думали, Россия уже ввела войска в Казахстан»

Китай, который первое время активно не реагировал на события в Казахстане, на этой неделе…

29 января 21:25

Политолог-международник Рафаэль Саттаров в разговоре с «Газетой.Ru» выразил мнение, что «Бердымухамедов уходит, чтобы остаться». По его мнению, в Туркмении, как и во всех «неофеодальных режимах с персоналистским привкусом», вопрос о передаче власти мог стать актуальным из-за ухудшающегося здоровья лидера.

«А, во-вторых, Бердымухамедов понимает, что у него во многих сферах кризис, из которого непонятно, как выходить. Его имя носит слишком токсичный характер, чтобы страна могла выйти из тупика, получать международные кредиты, вновь запустить крупные проекты в сфере энергетики.

А страны-соседи показывают пример, — прежде всего, Узбекистан после смерти Ислама Каримова с его курсом на строительство «Нового Узбекистана», теперь и Казахстан.

Так почему бы Бердымухамедову в такой ситуации не опередить неизбежные события и не передать бразды правления для строительства уже «Нового Туркменистана»? Это может позволить начать с чистого листа партнерство, например, с Евросоюзом», — объяснил эксперт.

Саттаров также напомнил, что Туркмению иногда называют Венесуэлой Центральной Азии. По его мнению, в будущем это сравнение снова может стать актуальным, так как «Бердымухамедов будет влиять на страну из больничной койки, как это делал в свое время Уго Чавес».

Притчин согласен с тем, что Бердымухамедов, скорее всего, не планирует полностью уходить из власти.

«Используя ту же казахстанскую модель, мы можем предполагать, что Бердымухамедов сосредоточит в своих руках основные бразды правления и властные полномочия. Но учитывая отношения внутри семьи, у него будет еще больше механизмов контроля за сыном и ситуацией в стране, чем у Назарбаева», — сказал он.

Познакомил с резюме

Почти наверняка преемником станет сын Аркадага Сердар Бердымухамедов, чье имя в переводе означает «вождь». В сентябре 2021 года ему исполнилось 40 лет что, согласно Конституции, и открыло ему возможность претендовать на главный пост Туркмении.

По словам Притчина, по традициям Центральной Азии передача власти к сыну — самый предпочтительный вариант.

«В Туркмении сейчас такой преемник есть, в отличие от случаев Каримова и Назарбаева, у которых были только дочери», — указал он.

За последний год Сердар Бердымухамедов стал более активен и заметен как государственный деятель. Так, в январе этого года он поехал в самостоятельное турне в Иран и Узбекистан, где встречался с президентами этих стран. В апреле 2021 года Бердымухамедов-младший приезжал в Казань на заседание межправительственного совета ЕАЭС, куда Туркмения при этом не входит.

Политолог Саттаров считает, что Бердымухамедов-старший последним своим заявлением просто подтвердил то, о чем давно догадывались как внутри страны, так и в других государствах.

«Сердар уже посетил нужные столицы соседей, словно знакомя их со своим резюме. В Туркмении на самом деле давно уже поняли, кто будет у власти после Аркадага, хотя бы по тому, как Сердара подавала государственная пропаганда последние три года», — сказал он.

Что может потерять и приобрести Россия после смены власти в Туркмении

Товарооборот между Россией и Туркменистаном не претерпит существенных изменений после ухода Гурбангулы…

14 февраля 19:34

В прошлом зарубежные СМИ писали о Сердаре как о не очень харизматичном человеке, которого, к тому же, больше интересовали вопросы бизнеса, нежели политики. Однако его послужной список выглядит весьма внушительным — он был заместителем иностранных дел, министром промышленности губернатором Ахалского велаята, куда сначала входила столица Ашхабад. Оппозиционные туркменские медиа писали о жестоких методах управления во время пребывания на последнем посту, где любимым выражением в разговорах с подчиненными Сердара якобы

стало «Шею сверну».

Второе высшее образование Бердымухамедов-младший получил в российской Дипломатической академии МИД по специальности «международные отношения». На первую специальность — инженера-технолога — он отучился у себя на родине, позже также прошел курсы в Женевском центре политики безопасности.

Ближе к Назарбаевым, чем к Алиевым

Туркмения остается самой закрытой страной бывшего СССР. По уровню политических и гражданских свобод она находится внизу большинства международных рейтингов. На выборах президента Бердымухамедов-старший никогда не получал меньше 89% голосов, а на последних в 2017-м набрал 97,7%.

Бердымухамедов-старший запомнился в последнее время, мягко говоря, неоднозначными для главы государства занятиями, которые транслировали по ТВ для утверждения культа личности. Среди них — читка рэпа с внуком о подаренном коне и номер под песню Джастина Тимберлейка с наследниками, жим золотого грифа штанги под аплодисменты министров, велосипедные прогулки.

Кроме того, глава государства написал много трудов как по медицине (по образованию он врач), так и об истории туркменской кулинарии и лошадях.

В Туркмении наравне с Северной Кореей до сих пор официально не зарегистрировано ни одного случая COVID-19 (сообщалось, что само слово «коронавирус» под запретом), но страна на всякий случай все-таки закупила китайскую вакцину от него. Растет продовольственный кризис, из-за которого, как сообщалось, даже стали раздавать правительственные «пайки».

Притчин считает, что в Туркмении после смены президента сложится конфигурация власти, при которой отец останется ключевым игроком, а у сына в любом случае не будет полномочий, чтобы даже при желании кардинально поменять политический уклад страны.

«Скорее всего, пока сохранится тот же характер режима. Лишь при будущем возможном отходе от дел старшего, Сердар, может быть, реализует какие-то проекты по реформированию. Но опять же все это возможно только в средне- и долгосрочной перспективе, сейчас же ждать серьезных изменений не стоит», — сказал аналитик.

Эксперт Саттаров допустил, что режим в Туркмении может столкнуться с рядом проблем в ближайшее время, в том числе из-за действий «серых кардиналов».

«У Бердымухамедова есть такие фигуры еще с ниязовских времен. Даже рассматривая успешный пример передачи власти от отца к сыну в Азербайджане, можно заметить, что за Ильхамом Алиевым сначала долго «следили» и помогали люди Гейдара — Ремиз Мехтиев и Диляра Сеидзаде. И в Туркмении тоже есть такие люди, которые будут верой и правдой держать курс, помогать самому Гурбангулы Бердымухамедову не выпускать из рук рычаги власти. На мой взгляд, транзит к сыну никак не обеспечивает нужную стабильность режиму, так как качество элит в Туркмении оставляет желать лучшего. Стоит помнить, что на каждый пример Алиевых в Азербайджане и Асадов в Сирии есть примеры семей Назарбаевых в Казахстане и Мубараков в Египте», — заключил он.

Туркменистан // Под мечом Цезаря // Университет Нотр-Дам

Поскольку христианские группы финансируются самостоятельно, их духовенство не подлежит контролю со стороны государственного Совета по делам религий; однако это одно из немногих преимуществ, которыми христианская община может похвастаться перед туркменской мусульманской общиной. Прозелитизм в стране незаконен; проведение богослужений и религиозное образование не допускается для незарегистрированных групп. Иностранные миссионеры и религиозные организации запрещены. Свидетелей Иеговы часто сажают в тюрьму за отказ от военной службы. Религиозные группы не могут участвовать в политике.

Научный анализ: реакция христиан на преследования в Туркменистане

Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан

9000 8 Панель: Находки из Центральной Азии,  с Rt. Священник Борис Гудзяк, украинский епархиальный епископ во Франции, Бенилюксе и Швейцарии
Модератор: Кент Хилл, World Vision
Спикеры: Кэтлин Коллинз, Университет Миннесоты
Кэрри Козель, Университет Нотр-Дам
Fenggang Yang, Университет Пердью


Христианская демография

В 2022 году правительство США оценило население Туркменистана в 5,6 миллиона человек. По оценкам правительства США на 2020 год, Туркменистан на 89 процентов состоит из мусульман и на 9 процентов из православных, в основном православных или армянских апостольских православных. Остальные 2 процента составляют протестанты и христиане-католики. Хотя львиная доля официально зарегистрированных религиозных организаций в стране составляют мусульмане-сунниты, существуют зарегистрированные организации, действующие от имени этих более мелких христианских групп.

История христианской общины

Многие христиане в Туркменистане считают, что христианство пришло в Туркменистан в четвертом веке. Затем он почти полностью исчез в четырнадцатом веке, когда подавляющее большинство туркмен стали мусульманами. Интеграция Туркменистана в СССР в качестве Советской Социалистической Республики привела к притоку русских и украинцев в начале двадцатого века; они по-прежнему составляют подавляющее большинство приверженцев русского православия в стране.

Текущее положение христианской общины

Поскольку христианские группы финансируются самостоятельно, их духовенство не подлежит контролю со стороны государственного Совета по делам религий; однако это одно из немногих преимуществ, которыми христианская община может похвастаться перед туркменской мусульманской общиной. Прозелитизм в стране является незаконным, а проведение религиозных служб и религиозное образование не разрешены для незарегистрированных групп. Иностранные миссионеры и религиозные организации также запрещены. Свидетелей Иеговы часто сажают в тюрьму за отказ от обязательной двухлетней военной службы. В мае 2021 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов помиловал всех 16 Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям, а также более 1000 других заключенных, чтобы отпраздновать Ночь Откровения, праздник в месяце Рамадан. Помилование Бердымухамедовым свидетелей Иеговы было беспрецедентным, даже несмотря на то, что ни один мусульманин, задержанный по религиозным обвинениям, не был освобожден. Тем не менее, этот жест не снял угрозы тюремного заключения для верующих, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Религиозные группы не могут участвовать в политике, а иностранное финансирование религиозных организаций строго ограничено и тщательно контролируется. Ношение религиозной одежды в общественных местах запрещено. Кроме того, власти часто жестоко обращаются с представителями незарегистрированных религий, содержащимися под стражей, регулярно пытая задержанных. По этим причинам Комитет США по международной религиозной свободе ежегодно, начиная с 2014 года, относит Туркменистан к числу стран, вызывающих особую озабоченность в соответствии с Законом о международной религиозной свободе9.0003

Реакция на преследование

Выживание является первой целью для большинства христиан в Туркменистане, и поэтому лишь немногие участвуют в каких-либо стратегиях ассоциации или конфронтации. Особенно протестантские церкви почти полностью ушли в подполье. Часто члены церкви собираются для богослужений в разных местах, чтобы свести к минимуму вероятность того, что соседи донесут на них. Подпольные сети и системы обмена сообщениями работают для обеспечения безопасности своих членов, а церковные пасторы или активисты периодически выезжают, чтобы проверить состояние своих членов и принести церковные материалы, особенно Библии.

Координаторы несут ответственность за уведомление членов или даже международных контактов в случае правительственных рейдов или арестов. Они реагируют, если участнику нужна юридическая помощь.

Католическая община Туркменистана крайне малочисленна и также остается полуподпольной. Хотя им разрешено служить мессу, у них нет церковного здания, и неясно, пытались ли католики зарегистрироваться или получить общественное церковное здание для богослужений в последние годы. Судя по имеющимся данным, вполне вероятно, что большинство католиков покинули Туркменистан с начала 1990-х годов. Для оставшихся основное внимание уделяется молитве и мессе, подпольному изучению Библии и катехизису, а также надежде на будущее. Евангелизация и благотворительность не стоят на повестке дня.

Несмотря на репрессии, которым они подвергаются, большинство церквей в Туркменистане неохотно обращаются за помощью к международным организациям. Во многом это связано со страхом возмездия со стороны правительства и культурным недоверием к незнакомцам, особенно с Запада. Это не без причины. В одном пугающем случае Свидетель Иеговы подал апелляцию в Комиссию ООН по правам человека, после чего полиция задержала, избила и пытала трех членов семьи. Большинство христианских групп остаются небольшими, сильно фрагментированными и неорганизованными, с ограниченными возможностями для общения.

Русская Православная Церковь является исключением из числа притеснений, которым подвергаются другие христианские группы в Туркменистане. Для достижения своих целей по монополизации христианства в регионе и вытеснении конкурентов Православная церковь установила хорошие отношения с правящим режимом и с Духовным управлением мусульман — государственным органом, организующим и контролирующим исламскую иерархию в стране. В значительной степени их стратегии оказались успешными. В Туркменистане православный лидер является заместителем директора и получает зарплату в государственном комитете по регулированию религиозных организаций.

Многие христиане в Туркменистане также выбрали эмиграцию, хотя мотивы этих переездов многообразны.

Большинство русских эмигрантов, хотя и номинально православные христиане, уехали по причинам, не связанным с религиозным притеснением. Рост национализма и изменение языковых законов в конце 1980-х вызвали волну эмиграции этнических европейцев (большинство христиан) еще до распада Советского Союза. С 1989 года число этнических христиан в Туркменистане сократилось с 13 процентов до менее чем 5 процентов.

 

Этот профиль страны основан на исследовании доктора Кэтлин Коллинз и отчете В ответ на преследование проекта «Под мечом Цезаря». Он был обновлен Джозефом Лондоном из Университета Нотр-Дам в августе 2022 года. религии в повседневной жизни. Ислам был краеугольным камнем туркменской идентичности на протяжении веков и тем более в постсоветский период. Turkmeniçilik (туркменская идентичность) и Musulmançilik (мусульманская идентичность) коррелируют.

Как и в некоторых странах Центральной Азии, в Туркменистане проводится различие между традиционными и нетрадиционными религиозными практиками. В Туркменистане государство активно отдает предпочтение одной из форм традиционного ислама. То есть руководство мобилизует веру в построение постсоветской, национальной туркменской идентичности. Тем не менее, Туркменистан официально является светской страной с конституционными положениями об отделении государства от религии. Что это означает для религиозной практики в этой стране с мусульманским большинством? Какова роль государства в мобилизации религиозных практик, даже если оно ограничивает другие? И почему так мало внешних влияний на богослужение в Туркменистане?

Туркмены исторически были кочевым народом, который начал принимать ислам, когда они мигрировали на запад в 9 и 10 веках. Тем не менее, ислам — это религия, которая, как правило, процветала в урбанизированных обществах, которые могли создавать формальные институты, такие как мечети и медресе. Туркмены создали интенсивные и богатые религиозные практики, но они часто смешивались с доисламскими практиками или оттачивались в соответствии с кочевым образом жизни. Тем не менее, это не уменьшило значения религии в туркменской культуре, и ислам стал ключевым маркером туркменской идентичности.

Сегодня эта культура, ключевой гранью которой является ислам, вносит свой вклад в туркменскую национальную идентичность. Государство поощряет концептуализацию «туркменского ислама» или поклонения, основанного на почитании старших и святых, ритуалов жизненного цикла и суфийских практик. Тем не менее, это препятствует внешнему влиянию в большинстве сфер жизни, что приводит к ограниченному иностранному религиозному присутствию. Требования Конституции поддерживать светскую систему, в которой религиозные и государственные институты разделены. Тем не менее примеров вмешательства государства в религиозные дела предостаточно.

В то время как в первые годы независимости Туркменистана наблюдался рост религиозной практики и развитие таких институтов, как муфтият и строительство мечетей, сегодня это более регламентировано. Тем не менее, руководство правительства использует ислам, чтобы узаконить свою роль, спонсируя праздничные мероприятия, такие как обеды ифтар во время Рамадана или президентское паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Это спонсорство утвердило двух президентов страны (Ниязова и Бердымухамедова) как набожных туркменов, придав им ауру культурного авторитета. Таким образом, правительство продвигает особую форму «туркменского ислама», тесно связанную с национальной идентичностью и использующую религиозные символы для укрепления концепции национального государства.

В свете этого данное исследование направлено на то, чтобы пролить свет на отношения между государством, религией и обществом в Туркменистане, выдвигая на первый план модель светского управления, которой придерживается государство, несмотря на то, что оно принимает ислам как часть проекта национальной идентичности.

  • Обещание и опасность на Кавказе

    Сванте Э. Корнелл

    Бюрократия национальной безопасности Америки разделяет Кавказ и Ближний Восток на разные бюро, а Центральную Азию — в еще один офис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *