Тутси руанда: Программа просветительской деятельности «Геноцид тутси в Руанде в 1994 году и Организация Объединенных Наций»

Программа просветительской деятельности «Геноцид тутси в Руанде в 1994 году и Организация Объединенных Наций»

Один из зрителей документального фильма о репатриации бывших комбатантов в Руанду. © Фото ООН/Мари Фрешон

7 апреля 1994 года в Руанде начался геноцид

Ежегодно в этот день в ООН проводят мемориальные церемонии.

Международный день памяти о геноциде в Руанде

В 2022 году отмечается 28-я годовщина геноцида тутси в Руанде, одной из самых мрачных глав в истории человечества. Более миллиона человек — в подавляющем большинстве тутси, а также умеренные хуту, тва и другие лица, сопротивлявшиеся геноциду, — были убиты менее чем за три месяца. В этот день мы чтим память жертв и размышляем о страданиях выживших.

Мемориальная церемония 2022 года


Голоса выживших © USC Shoah Foundation

Выжившие в геноциде против тутси в Руанде рассказывают о своем опыте и надеждах.

#PreventGenocide

Послание Генерального секретаря Антониу Гутерриша по случаю годовщины геноцида в Руанде (7 апреля 2022 года)

Интервью. Специальный советник Генерального секретаря по предупреждению геноцида Адама Дьенг.

Предупреждение геноцида

Справочная


информация

Материалы для чтения

Материалы по темам: предупреждение геноцида, ответственность по защите, сексуальное насилие как орудие войны.

Свидетельства


очевидцев

PDF

Видео

Подкаст

Из архивов


Трибунала

Подкаст

Архивы Международного трибунала по Руанде.

Тугире убумве

История в картинках

Единая ООН для Руанды

Организация Объединенных Наций является основным партнером Руанды в процессе восстановления после геноцида 1994 года. В 2008 году Руанда стала одной из стран мира, в которых реализуется программа «Единая ООН».

В данной программе участвуют: Албания, Вьетнам, Кабо-Верде, Мозамбик, Пакистан, Руанда, Танзания, Уругвай. В Руанде программа реализует ряд инициатив, использующих сравнительные преимущества каждого из учреждений ООН, находящихся в стране, включая внедрение рентабельных методов по укреплению воздействия и снижению операционных затрат для правительства и учреждений ООН.

На данный момент в Руадне работают 16 резидентных и 8 нерезидентных учреждений ООН. С 2013 по 2018 годы в рамках программы было освоено 411 миллионов долларов США.

Единая ООН для Руанды >>

МОМ оказывает поддержку руандийским репатриантам из Танзании. © МОМ.

Выставки

Инносенте Нуирахабимана

«Чтобы остаться в живых, мне пришлось отказаться от своей семьи. Они все погибли, когда мне было двенадцать».

35 детей рисуют будущее

Дети, родившиеся после геноцида в Руанде, рисуют свое будущее.

Жан-Мари Вианни Хитимана

Раскаявшийся участник геноцида 1994 года. Он вышел из тюрьмы Гитарама, отсидев 13 лет за разрушение магазина отца Анносиаты. Жан-Мари возместил Анносиате ущерб, причиненный магазину. Их дома находятся рядом.

800 000 страниц

800 000 страниц в 2500 книгах на 100 полках. Страницы олицетворяют погибших в геноциде людей, количество полок — дней, в течение которых продолжалась эта трагедия. В создании проекта «800 000 страниц» участвовали три группы добровольцев из шести школ.

Другие выставки >>

Хуту против тутси: за что убивали 10 000 человек в день

Фото с сайта imagenesmy.comКорреспондент «Милосердие.ru» поговорил с профессором, заместителем руководителя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Иваном Кривушиным, автором книги  «Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 года»
о причинах геноцида, решениях, принятых в эти дни властями и рядовыми тутси и хуту.

В статье использованы цитаты из книги.

«Я посмотрел туда, откуда летел президентский самолет, и увидел перед ним пламя. Я сразу же вызвал пилота, но он не отвечал. Мой помощник сказал мне тогда, что видел полет трех огненных снарядов. Первый прошел под бортом, второй – над ним, а третий поразил его», – вспоминал диспетчер командного пункта зоны Каномбе столицы Руанды Кигали.

6 апреля в 20:25 самолет президента Руанды взорвался над Кигали.

Гибель президента Хабьяриманы положила начало геноциду в Руанде, продлившемуся до 17 июля 1994 года. За сто дней на территории государства были убиты около миллиона человек, подавляющее большинство из них – тутси.

Накануне геноцидаИсход тутси. Фото с сайта archive.boston.com

Как началось активное противостояние хуту и тутси?

Доколониальная Руанда не была кастовым обществом, в ней не было жестких социальных категорий. И хуту могли стать тутси, а тутси могли стать хуту. Считается, что тутси были в основном скотоводами, а хуту – земледельцами.

Тутси были воинами, хуту – жрецами. Это основное различие, которое существовало. И это разделение не было жестким. Руанда стала объединяться в централизованное государство во второй половине XIX века, и тогда эта система стала костенеть. Понятие «тутси» чаще стало обозначать обладание некоей привилегией.

Королевская династия была тутси, большинство придворных были тутси, вся высшая администрация были тутси. Хотя и на среднем, и на низшем уровнях управления не было уже разделения.

Кроме того, доминирование тутси имело место только в Центральной Руанде, на севере и юго-западе страны сильные позиции сохраняли хуту.

Затем, после Второй мировой войны, ситуация изменилась, мир охватили идеи национального освобождения, они затронули и Руанду. И, с одной стороны, молодые интеллектуалы хуту начали задумываться, почему та категория населения, к которой они принадлежат, находится внизу социальной иерархии, а с другой стороны государство испытывало влияние бельгийцев (Бельгия покровительствовала Руанде), которые понимали, что если они станут опираться только на меньшинство, то они обречены.

Бельгийцы начинают устанавливать контакты с элитой хуту. В 1959 году происходит так называемая Социальная революция – восстание хуту против тутси, после чего в течение трех лет основные рычаги управления в стране переходят в руки хуту.

Затем, после провозглашения независимости в 1962 году, в Руанде устанавливается этнократический режим сначала Грегуара Кайибанды, затем Жювеналя Хабьяриманы, который опирался на большинство (хуту) и маргинализировал меньшинство (тутси).

В конце 1980-х наступил экономический кризис, который был связан с изменением цен на кофе на мировом рынке, кормушка стала сужаться, подкупать население режим уже не смог, началась борьба за ресурсы внутри правящей элиты.

Социально-экономическое положение широких масс ухудшилось и одновременно произошло знаменитое вторжение Руандийского патриотического фронта (РПФ) 1990 года. Тогда возникли оппозиционные партии внутри лагеря хуту, и это все перешло на уровень вооруженной борьбы.

«В конце сентября 1990 года 4000 тутси, дезертировав из угандийской армии и захватив оружие на местных военных складах, осуществили вторжение в Руанду. Это вторжение, потенциально опасное для слабевшего этнократического режима, однако, быстро потерпело неудачу. В ситуацию вмешались внешние игроки (Бельгия, Заир, Франция).

Их прямое военное вмешательство позволило правительственным войскам оттеснить ряды РПФ в пограничные районы и тем самым на время локализовать их рейды. Вторжение РПФ оказалось подарком судьбы для режима Хабьяриманы. Оно позволило ему укрепить свои позиции, разыграв этническую карту. Практически сразу же он развернул кампанию против тутси».

Фото с сайта historycollection.co

– Каково было положение хуту в Руанде в начале геноцида?

– В момент начала геноцида хуту – это где-то 90% населения, это представители всех слоев населения, но в подавляющем большинстве это крестьяне-земледельцы. Но хуту были не только крестьянами, были и бизнесмены, в армии их большинство было, в администрации большинство составляли хуту, вся властная элита состояла из хуту.

Собственно, в значительной степени геноцид 1994 года был подготовлен, он был инструментом сохранения власти правящей группы.

Моя принципиальная позиция в том, что вот эта экстремистская элита, окружение президента Хабьяриманы, военные экстремисты, они все-таки не планировали массовый геноцид тутси с самого начала. То есть, не планировали убивать их всех.

Они воспользовались гибелью президента для того, чтобы устроить такой небольшой геноцид. Они хотели устранить политических противников президента, устроить резню тутси в столице, ну и еще в некоторых префектурах, но массового геноцида не планировалось.

Они не ожидали, что вот этот РПФ, который оккупировал часть севера Руанды, внезапно начнет наступать. И очень успешно. Уже к 11 апреля, через четыре дня после того, как началась резня в столице, войска патриотического фронта подойдут к Кигали.

И тогда режим понял, что единственный способ сохраниться – это объединить всех хуту в борьбе против всех тутси. То есть осуществить такое своеобразное крещение кровью. И хуту сплачиваются.

– Как определяли хуту?

– Многие тутси отличаются высоким ростом и тонкими (европейскими) чертами лица, тогда как многие хуту коренастые и широколицые. Был еще «народный» способ определения, если вы можете засунуть два своих пальца в нос без проблем, то вы хуту, если нет, то вы тутси.

«Вы хорошо знаете, что это тутси убили президента»

Жювеналь Хабьяримана, президент Руанды. Фото с сайта historycollection.co

«Поздно вечером 6 апреля между 22:00 и 23:00, практически сразу после получения известия о гибели Хабьяриманы, Кажелийели собрал в коммунальном офисе Нкули лидеров НРДДР и КЗР и нескольких местных функционеров и заявил им:

Вы хорошо знаете, что это тутси убили <президента>, что они сбили президентский самолет. Чего же вы ждете, чтобы уничтожить врага?

Когда встал вопрос о том, что оружия для нападения недостаточно, Кажелийели связался с Бизабариманой, который рано утром 7 апреля (между пятью и шестью часами утра) прислал из военного лагеря Мукамира к коммунальному офису партию автоматов Калашникова, патронов и гранат. Кажелийели раздал оружие местным милиционерам, после чего отбыл в свою коммуну, заявив: “О’кей, джентльмены… теперь ваша очередь действовать. Я уезжаю в Мукинго, чтобы отслеживать ситуацию, вечером мы встретимся снова, и вы сообщите мне о том, что вы сделали”.

Интерахамве (их было примерно сто человек) под предводительством Сендугу вместе с группами молодых хуту из обеих коммун, вооруженные мачете, копьями и дубинами, около 9:00 начали резню тутси в ячейке Киньябаба (Киниги). Эта резня продолжалась до 16:00 или 17:00 и стоила жизни восьмидесятистам человекам.

По ее завершении погромщики послали Кажелийели часть добычи (ведро с мясом убитой коровы) и сообщение: “Жювеналь, единственное, что осталось здесь, – это гарь. Мы уничтожили все”».

«По радио и в газете оглашались списки врагов нации»Фото с сайта pro.magnumphotos.com

– Какую роль сыграли СМИ?

– Значительная часть руандийцев, прежде всего хуту, были неграмотными. Газет они не читали, с телевидением были большие проблемы, поэтому самое популярное средство массовой информации, имеющее большую аудиторию – это радио «Тысячи холмов». Но была и газета экстремистская «Кангура», в которой в декабре 1990 года были опубликованы «Десять заповедей хуту», носивших откровенно экстремистский характер.

По поводу роли СМИ в организации самого геноцида – тут все было достаточно очевидно, с одной стороны, они пропагандировали некие общие идеи, с другой стороны принимали конкретное участие. То есть, по радио и в этой газете оглашались списки врагов нации – как хуту, так и тутси.

Иногда просто во время резни называлось имя человека, который является врагом. Или, например, звучал по радио призыв быть бдительными: «этот человек пытается покинуть столицу, нужно не дать ему уйти».

– Как это происходило?

– Большая часть убийств происходила на блокпостах. То есть и на дорогах вне города, и в самом городе улицы были перекрыты. Люди, находящиеся на блокпостах, постоянно слушали радио. Они воспринимали то, что там говорилось как руководство к действию. Это была часть их повседневного информационного поля.

Основной задачей СМИ было представить тутси не просто как людей, отличных от хуту, а как не людей. Причем, когда журналисты после геноцида оказались в роли подсудимых, они доказывали, что не пытались вызвать ненависть к тутси как таковым.

Они говорили, что пытались вызвать ненависть только к РПФ, к так называемым инкотаньи, то есть боевикам тутси. Однако содержание их передач, особенно во время геноцида и до геноцида показывает, что на самом деле эта грань между тутси боевиками и остальными тутси была чрезвычайно размыта.

Беженцы хуту на границе Руанды и Бурунди. Фото с сайта msf.org

Иногда это открыто прорывалось, когда они говорили: у нас идет борьба этносов, борьба рас. Было противопоставление хуту и тутси, стремление навязать видение руандийского общества как общества, состоящего из двух противостоящих друг другу этносов, двух враждебных рас, одной, естественно, «хорошей», другой – «плохой».

Это пронизывает все передачи. И, конечно, оно наложилось на обиды, трудности очень многих простых людей.

«А 2 июня Бемерики (одна из “звезд”-ведущих популярного в Руанде радио СТМК) атаковала простую учительницу из той же префектуры, которая была замужем за тутси: “…там есть только один человек… женщина, которую зовут Жанна. Эта Жанна преподает в шестом классе в Мамбе… в коммуне Муйяга.

Жанна не делает ничего хорошего в этой школе. Да, говорят, что она является виновницей дурной атмосферы, которая царит в классах, где она преподает. У нее был муж по имени Гастон, тутси, который бежал в Бурунди. Он уехал, но однажды он вернулся оттуда и начал вредить хуту в своей коммуне; он устраивал их убийства, используя эту женщину, Жанну, которая является его женой. Он делает все возможное, чтобы организовывать нападения <на хуту> в коммуне Муйяга с помощью этой женщины, которую зовут Жанна…

Но она этим не ограничивается, она учит этому своих учеников; она требует от них ненавидеть хуту. Дети проводят все время, занимаясь только этим и впитывая дурные мысли. Мы посылаем предупреждение этой женщине по имени Жанна, а впрочем, жители коммуны Муйяга, чье мужество нам известно, также должны предупредить ее. Вы ведь понимаете, что она угрожает безопасности коммуны?».

Культура глубокого подчиненияФото с сайта pro.magnumphotos.com

– В обращениях представителей местной администрации к хуту встречается призыв «поработать», который означал, что пора начать убивать тутси. Почему это оказалось действенным?

– Участниками руандийского геноцида стала основная масса хуту, для которых он превратился в «общенародное дело». Проблема заключается в культуре Руанды. Она касается, конечно, не только хуту, но и тутси.

Прежде всего, культура руандийцев  – это культура глубокого подчинения. Руандийцы привыкли повиноваться властям. Было понятие «обязательный труд» («умуганда»), он же был введен как повинность во время правления Хабьяриманы в начале 1980-х годов.

Люди шли убивать, как шли на субботник, как шли исполнять обычное дело. Если человеку говорили «убивай», и говорил ему это руководитель секции или бургомистр, то человек это и делал.

Другая проблема, связанная с тем, можно ли было отказаться участвовать в геноциде. Мог ли простой хуту сказать: я не буду участвовать в геноциде, потому что я против этого? Факты показывают, что сделать это было действительно очень сложно.

Меня это интересовало – как ведет себя отдельный человек в таких условиях. Потому что очень мало кто знает, как поведет себя в таких обстоятельствах. Мне показалось очень важным назвать хуту, которые помогали тутси. Их было немного, но такие люди были.

«Если бы я не была христианкой, покончила бы с собой или взялась за оружие»

«Несмотря на яростную пропаганду и насилие, – писал корреспондент The New York Times Реймонд Боннер, – узы верности и дружбы сохранились между хуту и тутси. Здесь, в Руганде (селение на границе с Заиром), одна семья хуту укрывала с апреля сначала 30, а теперь 8 тутси, в основном детей, чьи родители были убиты.

“У меня не было проблем с тутси; они были моими соседями, а я – христианка”, – сказала Анн-Мари Мукарукака… Другие хуту в Руганде знали, что в доме Мукарукаки прячутся тутси, но они не выдали их. Анн-Мари даже сообщила об их нахождении местным властям, которые состоят исключительно из хуту.

Для этих крестьян принадлежность к хуту или к тутси никогда не была важна».

Соседка Денизы из Кайензи укрыла ее после того, как та была изнасилована и искалечена интерахамве. «<Она>, – рассказывает Дениза, – взяла меня и лечила средствами традиционной медицины. Я оставалась у нее около месяца, пока не смогла ходить. Все это время она прятала меня и помогала мне».

В столичном квартале Ремера соседи Мари Мушонганоно, хотя и отказались из-за страха приютить ее с мужем и двумя малолетними близнецами, однако в течение нескольких дней «прикрывали» их, говоря регулярно приходившим солдатам, что те покинули свой дом.

Позже одна супружеская пара все же предоставила им кров, но на следующий день поплатилась за это жизнью; тогда же был убит муж Мари. Тем не менее, друзья спасли ее с близнецами; один из них, бельгиец, довез их до границы с Бурунди и заплатил чиновникам пограничной службы 5100 долларов, чтобы им разрешили покинуть Руанду.

Были священники, которые помогали своим прихожанам, как, например, служитель епископальной церкви Симеон Нзабахимана в Кибуйе, который прятал в своей ванной комнате восемь девушек тутси, постоянно рискуя собственной жизнью во время периодически повторявшихся обысков».

Фото с сайта historycollection.co

«Практически всегда хуту, помогавшие тутси, делали это тайно. Однако известен случай, когда такая помощь была открытой и даже демонстративной.

Поль Каманзи, торговец из коммуны Мухази (Кибунго), потрясенный происходящим вокруг него, делал все, что было в его силах, чтобы помешать массовым убийствам. Он сообщал местным тутси о намерениях интерахамве [вооруженное ополчение хуту], искал для них безопасные убежища, укрывал некоторых из них в своей лавке.

Он порвал отношения со своими соседями и со своей семьей, прежде всего со своими братьями, активно участвовавшими в «охоте» на тутси. Каманзи просил о помощи собственного отца, когда же тот отказал ему, он, не желая иметь дело с убийцами или теми, кто не противостоит им, присоединился к тутси, укрывшимся в коммунальном офисе Мухази и погиб 15 апреля во время резни, которую устроили там солдаты президентской гвардии, коммунальные полицейские и интерахамве».

– Вторая черта руандийской культуры – это «культура насилия». Они считали насилие легитимным способом разрешения проблем и, соответственно, самым простым. Наконец, руандийскую культуру с полным правом можно назвать культурой страха.

Многие пишут о том, что тутси были готовы к тому, что их убьют, что они покорно шли на смерть, они могли сказать: ну вот подождите, вы меня убьете, только вот не при детях.

То есть многие тутси были уже психологически готовы к тому, что с ними произойдет, они заранее считали себя жертвами. Конечно, не все.

Были случаи, когда тутси пытались организовать вооруженное сопротивление. Однако в подавляющем большинстве случаев стратегия выживания тутси – попытаться спрятаться или убежать. Это также способствовало массовому геноциду.

Вы идете в поле, например, истреблять грызунов, и вы идете в поле искать там тутси и убивать их. Фактически разницы для многих хуту не существовало.

Что происходит на холме?Фото с сайта archive. boston.com

– Был ли обычному руандийцу понятен масштаб происходящего?

– Для обычного крестьянина имело значение только то, что происходит в его общине, на его холме. Почему именно так действовал человек, это другой вопрос. Ведь очень многие люди, когда их опрашивали потом, говорили: нас попутал дьявол, мы не осознавали того, что мы делаем.

Но тутси, которые спаслись, говорили: мы никогда не видели во время геноцида, чтобы какой-то хуту пытался остановить других, призвать к спокойствию. Мы видели, как они в массовом порядке с готовностью шли и убивали нас.

На уровне отдельной общины обычный хуту не осознавал, что это происходит в рамках всей Руанды. Хотя, безусловно, он осознавал, что они совершают какое-то общенациональное дело защиты.

С помощью СМИ режиму удалось убедить людей в том, что каждый тутси – потенциальный враг, что он потенциальный боец этого самого РПФ, который наступает. Националистической пропаганде удалось убедить людей в том, что эти убийства – массовый ответ народа на те преступления, которые творят боевики. Это не только как бы коммунальная работа у нас в общине, но и, так сказать, общенародное дело.

– Чтобы напасть на тутси, хуту должны были почувствовать себя жертвами?

– Безусловно. Повторю: до геноцида и после него очень многие хуту считали, что они защищаются. Что их, этническое большинство, пытаются лишить власти. И, более того, что их хотят всех убить. СМИ создавали образ тутси-врага, происходила их демонизация и дегуманизация.

«Трудно представить, что в условиях геноцида человек, не занимавший никаких официальных постов и не обладавший никакой властью, мог спасти большую группу тутси и оппозиционеров хуту.

И, тем не менее, мы знаем о таком человеке. Это хуту Поль Русесабагина, назначенный в те трагические дни временно исполняющим обязанности менеджера отеля «Миль колин» и Отеля дипломатов, находившихся в центре столицы и принадлежавших бельгийской компании «Sabena Airlines».

«В 10 часов утра [13 мая] к Русесабагине пришел сотрудник руандийской военной разведки лейтенант Ирадакунда, которого он знал совсем немного, и между ними состоялся следующий разговор:

– «Послушайте, Поль, – сказал лейтенант. – Мы собираемся напасть на вас сегодня в 16:00».
– Кто? – спросил я. – Сколько их?.
– Я не знаю подробностей.
– Они придут, чтобы убить, или они придут, чтобы очистить отель.
– Я не знаю подробностей. Не спрашивайте меня, что делать. Но я говорю вам это как друг: в 16:00.
И с этими словами он повернулся и ушел».

ПослеФото с сайта pro.magnumphotos.com

Что происходило с памятью о геноциде после 1994?

– Новые руандийские власти приняли ряд мер для того, чтобы не допустить повторения этой трагедии. Прежде всего через просвещение, реализацию различных образовательных программ.

Были созданы летние лагеря, так называемые лагеря солидарности, в которых руандийцы изучали историю. В них они стремились понять причины исторического раскола, научиться тому, как бороться с геноцидной идеологией.

В другой программе участвовали молодые политики, активисты общественных движений, женщины, молодежь – их учили, как помогать людям, пережившим психологическую травму, умению разрешать и предотвращать конфликты. Проводились специальные семинары, даже общенациональные саммиты по вопросам руандийской истории и преодолению этнического раскола в стране.

Кроме того, были переработаны обычных школьные программы, прежде всего по истории. Другой вопрос – насколько все эти усилия оказались эффективными? Опросы показывают, что эти программы очень успешны.

Однако если вы окажетесь в Руанде, то с вами в большинстве случаев не захотят говорить о событиях 1994 года. Люди не хотят об этом говорить. В Руанде все-таки не демократический режим. И, на самом деле, что скрывается за этим молчанием, неизвестно.

Безусловно, существуют оценки в СМИ. Стало общенациональной традицией поминание жертв геноцида, но это не дискуссия. Это уже некая определенная точка зрения.

Руандийские власти после геноцида начали политику ликвидации этнических различий.

Не существует никаких хуту, не существует никаких тутси. Существует единый руандийский народ.

Фото с сайта nytimes.com

Нельзя нигде в официальных документах фиксировать, что ты «тутси» или  «хуту». Ни в удостоверениях личности, ни в каких-то административных документах. Эти термины запрещено использовать. Любые обсуждения, которые способствуют этническому расколу – это уголовное преступление. Любой спор на эту тему можно подвести под статью.

Геноцид тутси в Руанде

Главная » Коллекции » Геноцид тутси в Руанде

Геноцид тутси в Руанде

В 2013 году Архив визуальной истории впервые расширился за пределы Холокоста, включив в него 147 аудиовизуальных свидетельств выживших и свидетелей геноцида тутси в Руанде. Эта серия злодеяний унесла жизни одного миллиона человек в течение примерно 100 дней в 1994 года, когда поддерживаемые правительством ополченцы этнических хуту устроили массовые убийства против следующей по величине этнической группы страны, тутси.

Посетите Архив визуальной истории

О коллекции

Архив визуальной истории содержит свидетельства 147 выживших и спасателей геноцида тутси в Руанде в 1994 году. Они были записаны в Руанде и Соединенных Штатах Мемориальным центром геноцида Кигали и Фондом Шоа USC в период с 2004 по 2011 год. Язык интервью — киньяруанда или английский; все свидетельства киньяруанда имеют английские субтитры.

Краткая историческая справка

Корни геноцида уходят в колониальное прошлое Руанды. Немецкая колония до 1916 года, Бельгия взяла под свой контроль Руанду после поражения Германии в Первой мировой войне. Бельгийская колониальная администрация отдавала предпочтение тутси, а не хуту, используя расистские убеждения для оправдания своей дискриминационной практики. Эти верования утверждали, что, поскольку тутси ошибочно предполагалось, что они имеют другую структуру костей, в том числе более тонкие носы и более высокие скулы, они должны происходить от европейских или североафриканских потомков, в отличие от хуту, которые были ниже ростом, имели более широкие носы и, следовательно, определяли быть потомками африканцев. Бельгийцы использовали колониальную модель «разделяй и властвуй», которая позволяла им полагаться на косвенное правление элит тутси. Часть стратегии «разделяй и властвуй» включала введение этнических удостоверений личности, которые укрепили идентичность хуту и ​​тутси, которая ранее больше относилась к социальному статусу и богатству. Другими словами, колониализм внес этнический конфликт в социальную структуру, где раньше не существовало этничности. Позже, в постколониальной истории, этот антагонизм превратился в систематическую идеологию геноцида, которая противопоставляла хуту тутси и оправдывала истребление тутси.

Когда в 1950-х годах давление с целью деколонизации начало нарастать, бельгийские колониальные власти прекратили поддержку меньшинства тутси, а «Социальная революция», совершенная большинством населения хуту в 1959 году, привела к насильственным беспорядкам, вынудившим многих тутси бежать из страны . Когда в 1962 году Руанда обрела независимость от Бельгии, на ее место был поставлен президент хуту, и в течение нескольких лет насилие в отношении тутси оставалось обычным явлением. С волнами насилия против тутси в 1960-х и 1970-х годах все большее число беженцев тутси обосновались в соседних странах, таких как Танзания, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Кения и особенно Уганда. Эти группы руандийцев обратились к правительству Руанды с просьбой разрешить им безопасное возвращение в течение 1980-х, безрезультатно.

В это время некоторые из этих изгнанных тутси в Уганде сформировали группу под названием Патриотический фронт Руанды (РПФ). В 1990 году вооруженная ветвь этой группировки вторглась в Руанду и потребовала права вернуться в Руанду и пользоваться общим правлением в очень трудное время для правителей Руанды. Будучи однопартийным государством с 1973 года, Руанда начала демократизацию в 1980-х и начале 1990-х годов, и полусвободная пресса с газетами, спонсируемыми экстремистскими группами, открыла дверь пропагандистской машине, которая подпитывала геноцид. Поскольку РПФ был повстанческой группировкой тутси, пропагандистская машина была направлена ​​на то, чтобы изображать тутси враждебными захватчиками. Эта пропаганда еще больше разожгла десятилетия существовавшего антагонизма и насилия против тутси, которые предшествовали 19-му веку.90-е. Эта гражданская война между РПФ и руандийскими вооруженными силами привлекла международное внимание, что привело к мирному процессу, подписанному в 1993 году, и миссии Организации Объединенных Наций на местах в Руанде (Миссия Организации Объединенных Наций в Руанде, МООНПР, возглавляемая лейтенантом Генерал Ромео Даллер) для обеспечения мира.

Геноцид

Помимо пропаганды против тутси, ополченцы были обучены защищать свою страну от «иноземных захватчиков тутси», и был разработан план уничтожения тутси, основанный на двойном ложном мифе о тутси как о неместных в Руанду (ложь №1) и как все тутси, являющиеся членами РПФ и/или шпионами (ложь №2). Когда 6 апреля 19 года был сбит самолет президента Руанды Жювеналя Хабиариманы.В 1994 году вакуум власти позволил вооруженным толпам из армии, национальной полиции и ополченцев атаковать и убивать политических умеренных хуту в столице, включая премьер-министра Агату Увилингийиману, и убивать тутси. Экстремисты быстро действовали, чтобы исключить любую возможность инакомыслия, и к утру следующего дня, 7 апреля 1994 года, геноцид уже начался.

Возникший кажущийся хаос на самом деле был результатом тщательного планирования. За несколько месяцев до этого было роздано оружие, составлены списки тутси и создана структура для осуществления массовых убийств тутси. Очень быстро после массовых убийств в Кигали насилие распространилось, подпитываемое конкретными сообщениями по радио, побуждающими людей убивать в своих районах. Кроме того, местные власти требовали, чтобы люди выходили убивать соседей, используя эвфемизм «работа» для убийства. Многие люди, спасающиеся от насилия, искали убежища в церквях, которые служили убежищем в прошлые периоды насилия против тутси, но перестали быть нейтральной территорией в 1919 году.94. В результате церкви по всей Руанде стали местами массовых убийств, иногда в сотрудничестве между духовенством и виновниками геноцида.

Геноцид быстро распространился и был задокументирован мировыми СМИ, но международное сообщество не вмешалось. Генерал-лейтенант МООНПР Даллер попытался заручиться международной поддержкой для усиления своей существующей миссии и попросил Организацию Объединенных Наций предоставить более сильный мандат, который уполномочил бы солдат ООН применять силу, чтобы остановить геноцид. Организация Объединенных Наций не только не предоставила этого, но и вывела подавляющее большинство войск на землю, оставив Даллэр с 450 солдатами и мандатом, который ограничивал их возможности для вмешательства. Сотни тысяч руандийцев были убиты, а весь мир стоял и смотрел.

Последствия

После геноцида Руанда столкнулась с многочисленными проблемами. Большинство выживших остро нуждались в медицинской помощи и были либо бездомными, либо боялись вернуться домой и жить рядом с людьми, убившими их семьи. Геноцид оставил тысячи сирот, у многих из них не осталось ни одного выжившего члена семьи. Из-за широко распространенных геноцидных изнасилований тысячи женщин были инфицированы ВИЧ и не имели доступа к надлежащим лекарствам. Политическая система была разрушена, а судебной системы не существовало. Армия повстанцев, положившая конец геноциду, — РПФ — сформировала правительство и является правящей партией с 1994.

Сотни тысяч человек участвовали в убийствах, но не было ресурсов для документирования преступлений, суда над обвиняемыми или содержания в тюрьме достаточного количества мест для всех преступников. В ответ на эти вызовы Организация Объединенных Наций учредила Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), который в период с 1994 по 2012 год вынес приговоры 62 крупнейшим преступникам. преступники низшего уровня.

Руанда по-разному удовлетворяла эти потребности, но реконструкция продолжается. В попытке сформировать новую инклюзивную национальную идентичность этническая принадлежность была удалена из удостоверений личности, а использование этнических терминов в политическом дискурсе теперь является незаконным.

Сбор свидетельских показаний был совместной работой

С 2007 года Институт работает с руандийскими организациями над проектами, связанными с геноцидом. Мемориальный центр Геноцида и другие. USC Shoah Foundation также сотрудничает с Aegis Trust Rwanda и Институтом изучения войны, Холокоста и геноцида в рамках проекта Gacaca, чтобы оцифровать и сохранить 12 000 файлов судебных дел Gacaca — 60 миллионов документов, которые были созданы после 19-го века.94 Геноцид тутси в Руанде.

Насилие: Фредди Мутангуха прощается с матерью ×

Фредди Мутангуха, переживший геноцид, прощается со своей матерью

В этом отрывке из его полнометражных показаний Фредди Мутангуха вспоминает, как видел свою мать в последний раз.

Связанные статьи

Выжившие после геноцида тутси в Руанде в 1994 г….

31 мая 2022 г.

В этот исторический день: Патриотическая армия Руанды вторгается…

1 октября 2021 г.

В 14 лет она искала убежища на окровавленных дорогах

2 июля 2021 г.

  • Показать больше

Геноцид в Руанде 1994 года | Резюме, предыстория, смерти и факты

Геноцид в Руанде 1994 года

Смотреть все СМИ

Дата:
Апрель 1994 г. — 19 июля.94
Местонахождение:
Руанда

См. весь связанный контент →

Геноцид в Руанде в 1994 г. , спланированная кампания массовых убийств в Руанде, которая происходила в течение примерно 100 дней в апреле-июле 1994 г. Геноцид был задуман экстремистскими элементами из большинства населения Руанды хуту, которые планировали убить меньшинство тутси и всех, кто выступает против этих геноцидных намерений.

По оценкам, в геноциде участвовало около 200 000 хуту, подстрекаемых пропагандой различных средств массовой информации. Во время кампании было убито более 800 000 мирных жителей, в основном тутси, но также и умеренные хуту. Целых 2 000 000 руандийцев бежали из страны во время или сразу после геноцида.

Основными этническими группами в Руанде являются хуту и ​​тутси, которые составляют соответственно более четырех пятых и около одной седьмой всего населения. Третья группа, тва, составляет менее 1 процента населения. Все три группы говорят на руандийском языке (точнее, на киньяруанда), что позволяет предположить, что эти группы веками жили вместе.

Считается, что территория, которая сейчас является Руандой, первоначально была заселена тва, за которыми вскоре последовали хуту, вероятно, где-то между 5-м и 11-м веками, а затем тутси, вероятно, начиная с 14-го века. Долгий процесс миграции тутси с севера завершился в 16 веке появлением небольшого ядерного королевства в центральном регионе, управляемого меньшинством тутси, которое просуществовало до прихода европейцев в 19 веке.

век.

Социальные различия между хуту и ​​тутси традиционно были глубокими, о чем свидетельствует система покровительско-клиентских связей ( buhake , или «контракт со скотом»), посредством которой тутси с сильными скотоводческими традициями приобрели социальные, экономические и политическое господство над хуту, которые были в основном земледельцами. Тем не менее, идентификация как тутси, так и хуту была изменчивой. В то время как внешний вид мог в некоторой степени соответствовать этнической принадлежности (тутси обычно считались светлокожими и высокими, а хуту — темнокожими и низкорослыми), разница между этими двумя группами не всегда была сразу очевидна из-за смешанных браков и использования общего языка для обеих групп.

В колониальную эпоху Германия, а затем и Бельгия предположили, что этническую принадлежность можно четко различить по физическим характеристикам, а затем использовали этнические различия, обнаруженные в их собственных странах, в качестве моделей для создания системы, в которой категории хуту и ​​тутси больше не были текучими. Немецкое колониальное правительство, начавшееся в 1898 и продолжавшееся до 1916, проводило политику косвенного правления, укреплявшую гегемонию правящего класса тутси и абсолютизм его монархии. Этот подход продолжался и при Бельгии, которая взяла под свой контроль колонию после Первой мировой войны и управляла ею косвенно, под опекой Лиги Наций.

Некоторые хуту начали требовать равноправия и нашли сочувствие со стороны римско-католического духовенства и некоторых бельгийских административных работников, что привело к революции хуту. Революция началась с восстания 1 ноября 1959 года, когда слухи о смерти лидера хуту от рук преступников тутси привели к тому, что группы хуту начали нападения на тутси. Последовали месяцы насилия, и многие тутси были убиты или бежали из страны. Переворот хуту 28 января 1961, осуществленный при молчаливом одобрении бельгийских колониальных властей, официально свергнул короля тутси (он уже был за пределами страны, бежав от насилия в 1960) и отменил монархию тутси. Руанда стала республикой, и возникло временное национальное правительство, состоящее исключительно из хуту. В следующем году была провозглашена независимость.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Переход от тутси к правлению хуту не был мирным. С 1959 по 1961 год было убито около 20 000 тутси, и многие другие бежали из страны. К началу 1964 года не менее 150 000 тутси проживали в соседних странах. Периодически вспыхивали дополнительные вспышки этнической напряженности и насилия, которые привели к массовым убийствам тутси в Руанде, например, в 1963, 1967 и 1973.

Напряженность между хуту и ​​тутси снова вспыхнула в 1990 году, когда руководимые тутси повстанцы Патриотического фронта Руанды (Front Patriotique Rwandais; FPR) вторглись из Уганды. В начале 1991 г. были достигнуты договоренности о прекращении огня, а в 1992 г. начались переговоры между FPR и правительством бывшего президента Жювеналя Хабиариманы, хуту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *