Поднята затонувшая нацистская подлодка – Газета Коммерсантъ № 162 (385) от 26.08.1993
6K 1 мин. …
 Поднята затонувшая нацистская подлодка
Во вторник в проливе Каттегат у побережья Дании усилиями датско-голландского консорциума была успешно поднята затонувшая немецкая подводная лодка U-534 времен Второй мировой войны, пролежавшая на морском дне 48 лет.
Эти слухи вызваны в первую очередь тем, что субмарина U-534 (она была построена в 1942 году) являлась самым крупным — водоизмещение 1800 тонн — кораблем германского подводного флота. Она относилась к классу большегрузных подводных транспортов, предназначенных для трансокеанских переходов. Будучи приписанной к 33-й ударной флотилии германских ВМС, подлодка выполняла задачи по транспортировке стратегических материалов и дипломатической почты из Германии в Японию. 5 мая 1945 года она была потоплена британским торпедоносцем «Либерейтор» — после того, как ей удалось вырваться из блокированного союзническими ВМС немецкого порта Kиль.
На подъем субмарины были приглашены британские летчики, 48 лет назад торпедировавшие подлодку, а также уцелевшие члены экипажа самой подлодки. Кстати, немецкие экс-подводники выразили сомнение в правомерности слухов о том, что борту подлодки находятся сокровища — по их словам, там не было сколько-нибудь крупных ценностей.
Это подтвердили и первые находки на борту U-534. После того как ее корпус был очищен от многотонного слоя ила, стало возможно поднять лодку на борт баржи. Вчера на нее прибыли саперы, чтобы обезвредить 15 торпед и извлечь из корпуса боеприпасы. Первое, что они обнаружили на борту субмарины, были 100 бутылок хорошего немецкого вина, 144 презерватива, замечательная курительная трубка и морской бинокль. Все предметы прекрасно сохранились. Зенитные пушки также были в хорошем состоянии.
В лодке пока еще много ила и воды. Полное обследование судна будет произведено под наблюдением Министерства обороны Дании в порту Хиртхальс и, возможно, займет несколько месяцев.
КИРИЛЛ Ъ-ДЫБСКИЙ
Вся лента
Поиск кладов и сокровищ: Тайна подводной лодки U-534
Когда осенью 1986 года датчанин Oлe Енсен обнаружил нацистскую подводную лодку «У-534» на дне пролива Каттегат, отделяющего датский полуостров Ютландия от Швеции, его радости не было предела. Еще бы, ведь он наконец нашел то, что искал целых двадцать лет!
Охота подводных кладоискателей за нацистскими субмаринами началась вскоре после второй мировой войны. И на то были веские причины. Весной сорок пятого, когда стало ясно, что капитуляция не за горами, нацисты использовали подводные лодки для вывоза из третьего рейха в Латинскую Америку различных ценностей, партийных бонз и высокопоставленных военных. Например, на одной из них, сдавшейся американцам 18 мая 1945 года у побережья США, были обнаружены трупы трех германских генералов и двух японских специалистов по ракетной технике, которые все покончили самоубийством. Кроме того, на подлодке были тайники, а в них груз ртути стоимостью шесть миллионов долларов по тогдашним ценам. На борту подводной лодки «У-843», которую в 1958 году удалось поднять норвежским водолазам в том же Каттегате, нашли олово, молибден, каучук. На этой операции кладоискатели заработали 35 миллионов крон. Причем только продажа корпуса субмарины принесла им целый миллион. В других подводных лодках тоже встречались не менее ценные грузы — валюта, стратегическое сырье, урановая руда, даже опиум.
Однажды в 1976 году Oлe Енсену довелось во время очередного погружения засечь нацистскую субмарину неподалеку от острова Анхольт. Но это оказалась меньшая по размеру «У-251», потопленная в апреле 1945 года чешскими летчиками. Он же искал знаменитую «У-534».
Вплоть до весны сорок пятого эта подводная лодка ничем не выделялась в «волчьих стаях» гросс-адмирала Деница. Она была спущена на воду в декабре 1942 года и участвовала в операциях «волчьих стай» гросс-адмирала Деница, пиратствовавших на путях союзных конвоев в Атлантике. Но в конце войны, когда фашистская Германия стала разваливаться под ударами советских армий и войск союзников, командовавший субмариной Герберт Ноллау получил приказ перебазироваться в заполярный норвежский порт Буде.
Очевидно, и сам капитан, и его «У-534» были на особом счету у германского командования. Во всяком случае, об этом говорят дальнейшие события. В апреле сорок пятого Ноллау приказывают прибыть в Киль, на основную базу немецкого подводного флота. Когда 70-метровая лодка встала у пирса, команду списали на берег, а 4 мая Ноллау принял на борт новый экипаж всего из 14 человек и вместе с ними около сорока высокопоставленных нацистов и членов их семей. Кроме того, на подводную лодку под усиленной охраной доставили 11 тяжеленных алюминиевых ящика, как полагают, с золотом.
В ночь на 5 мая подлодка вышла в Балтийское море. Капитану удалось незамеченным пройти через пролив Малый Бельт и выйти в Каттегат. Наверное, гитлеровцы уже праздновали удачу. Но тут их обнаружил английский бомбардировщик. Одна из бомб попала в цель. Субмарина пошла на дно. Спастись удалось лишь капитану Ноллау да двум членам экипажа, которые попали в лагерь для военнопленных в английской зоне оккупации Германии.
Дальше начинается настоящая детективная история. Когда Oлe Енсен решил заняться поисками потопленных немецких кораблей, у него не было какой-то определенной цели. Ее подсказал журналист Торстен Квист: подводная лодка «У-534». «Почему именно она?» — удивился аквалангист. И Квист рассказал ему о том, что он узнал из германских архивов и собственных изысканий.
Сразу после войны сотрудники союзнической администрации допрашивали спасшихся подводников с «У-534» относительно содержимого таинственных алюминиевых ящиков, поскольку ходили слухи, что в них было золото. Однако немцы в один голос утверждали, что там находились обыкновенные 37-миллиметровые зенитные снаряды. На этом официальное расследование закончилось.
Когда Квист прочитал эти показания, у него возникли первые сомнения. Лодка выходит в море 5 мая. Со дня на день должна последовать капитуляция Германии. Ее задача — тайно доставить в Латинскую Америку высокопоставленных нацистов. Следовательно, капитану Ноллау необходимо принять все меры, чтобы не быть обнаруженным. А он берет такой боезапас, словно собирается активно участвовать в боевых операциях. Явная нелепица.
По мере того, как журналист восстанавливал историю «У-534», у него росла уверенность, что на самом деле на ней находится какой-то секретный груз, возможно золото.
Капитан Ноллау, конечно, знал координаты того места, где затонула его подлодка. Но он упорно молчал на сей счет. Почему? Может быть, его хозяева — уцелевшие от расплаты некоторые главари нацистов — считали, что на дне золото будет сохраннее, что его нетрудно извлечь оттуда, когда возникнет необходимость?
Далее. Построенная в Гамбурге «У-534» считалась наиболее современной в германском флоте и была способна без дозаправки пройти больше двух тысяч морских миль. Перед тем как выйти в свой последний рейс, она стояла в доке в польском Щецине, хотя после перевода в заполярный Буде практически не участвовала в боевых операциях. Что это был за ремонт? А не оборудовались ли на ней тайники для хранения сокровищ?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно было найти «У-534». У Oлe Енсена на это ушло двадцать лет. Но его упорства, как он говорит, хватило бы еще на столько же. Тем более что, когда в печати появились сообщения о его поисках, в 1976 году произошло одно немаловажное событие: через двадцать лет после войны вдруг ни с того ни с сего «покончил самоубийством» командир «У-534» Герберт Ноллау. Енсен и Квист обсудили этот случай и пришли к выводу, что капитана просто убрали. Видимо, кто-то опасался, что тот может проговориться, если журналисты возьмутся за него.
Когда аквалангист наконец увидел вожделенную «У-534», то сначала даже не поверил в свою удачу: если верить слухам, в ней золота было на 10 миллионов долларов. Лодка лежала на дне, на шестидесятиметровой глубине, покрытая толстым слоем ила и водорослей, в саване из оборванных рыбацких сетей.
Во время последующих погружений Енсен тщательно обследовал и сфотографировал ее и даже поднял на поверхность части гидрокомпаса и перископа, проникнув в командный пост лодки через развороченную взрывом бомбы рубку. Все эти «вещественные доказательства» убедили специалистов, что речь идет именно об «У-534».
Но вот установить, есть ли в ней золото, можно было только подняв ее со дна моря. А это, по мнению специалистов, и сложно, и дорого: нужны многомесячные подготовительные работы и около 3,5 миллиона датских крон.
В поисках необходимых средств для проведения подводных работ Енсен и Квист обратились за помощью к английской радио- и телекомпании Би-би-си, а также к американской телевизионной компании Эн-би-си. Англичане не смогли дать просимую сумму. Зато американцы охотно согласились, но за дорогую плату — передачу ей в собственность части добычи. Делиться кладоискатели не захотели и решили искать другого спонсора.
В конце концов им удалось заинтересовать этим проектом крупного датского бизнесмена и издателя Карстона Рее. В случае успеха предприятие сулило принести огромные барыши в виде рекламы. Однако прошло семь лет, прежде чем в августе 1993 года понтоны подняли «У-534» на поверхность.
При первом осмотре желтого металла на ней не нашли. Зато кладоискателей ждал сюрприз не менее ценный, чем золото,— огромный сейф капитана Ноллау, до отказа забитый секретными документами, пленками и рукописными дневниками высших деятелей фашистской Германии, включая, возможно, самого фюрера.
При его вскрытии специально приглашенные архивные работники и специалисты по консервации старых бумаг пришли в неописуемый восторг от всего увиденного. Толстые пачки документов, находившихся в промасленных непромокаемых пакетах, лежали так плотно друг к другу, что попавшая в сейф вода даже за 48 лет не испортила их. Архивариусы не стали распаковывать пакеты, а клали их в полиэтиленовые мешочки, нумеровали и помещали в переносные холодильники с заданной температурой. Со временем в лабораторных условиях документы обработают консервирующими составами, прочтут и классифицируют.
Собственно, вскрывать сейф не пришлось. В замочной скважине торчал ключ, на котором, прицепленные к брелоку, висели еще три ключа и свисток. Видимо, капитан пытался спасти ценный груз, когда понял, что подводная лодка тонет, но не успел. Не исключено, что именно поэтому Ноллау «покончил жизнь самоубийством» в теперь уже далеком семьдесят шестом.
О каких же документах в сейфе капитана идет речь? Увы, судить об их содержании можно лишь в общих чертах, поскольку за изучение «свидетельств истории» помимо историков взялись спецслужбы, которые отнюдь не спешили публиковать результаты в прессе. Они сообщили лишь о том, что на борту «У-534» сделана одна из самых важных находок материалов фашистской Германии за все время после второй мировой войны. Датские же специалисты полагают, что в сейфе лежали документы, касавшейся тайной политики Берлина в конце войны. В частности, там могут «всплыть» планы главарей рейха заключить сепаратный мир; детали отношений Германии с некоторыми государствами, которые позволят по-новому взглянуть на общеизвестные международные события; списки помощников нацистов в Великобритании, Франции, США, а также в других странах; наконец, чертежи секретного на то время немецкого оружия, находившегося в стадии разработки.
Прошло почти полвека с тех пор, как гитлеровцы запрятали на борту «У-534» эти документы, но кое-кто явно все еще опасался их огласки. Во всяком случае, через итальянское посольство в Копенгагене некое анонимное лицо высказало претензии на право владения «опечатанным сейфом», который должен находиться на подлодке. Ясно, что это не сейф капитана Ноллау, а нечто другое. Видимо, на «У-534» были какие-то тайники, о которых знал лишь командир. Но он уже ничего не сможет рассказать о них.
U534 — подводная лодка
Сданная в эксплуатацию в Гамбурге в конце 1942 года, U 534 представляет собой океанскую подводную лодку дальнего плавания типа IX C 40. Он в основном использовался как платформа для испытаний оружия, а до конца лета 1944 года также использовался как метеорологический корабль в Северной Атлантике. Осенью того же года она покинула огромные загоны для подводных лодок в Бордо и отплыла обратно в Германию, где стояла на приколе в Киле. Пока ничего из ряда вон выходящего, просто очередной подводный катер.
Но в мае 1945 года все изменилось.U534 на барже.
Германия безоговорочно капитулировала, и война закончилась. Однако незадолго до капитуляции, 2 мая, U.534 стала последней подводной лодкой, покинувшей Германию. Судя по всему, за несколько недель до этого она была специально снаряжена и вооружена в бомбоубежище в Киле, и в назначенный час бесшумно выскользнула из загона подводной лодки и направилась к Кристиансанду в Норвегии. Двумя днями позже, 4 мая, адмирал Дениц приказал всем подводным лодкам, остававшимся в море, сдаться, но к тому времени U 534 находилась в подводном положении у Эльсинора в Дании. Неизвестно, не получил ли ее командующий капитан Ноллау приказ или предпочел его проигнорировать, но в любом случае исход должен был быть катастрофическим.
Все еще ржавый.
5 мая, на следующий день после капитуляции всех немецких войск в Северной Европе, британский ВВС Liberator из прибрежного командования потопил U 534 у датского острова Анхольт. Большинству экипажа удалось покинуть лодку, и вскоре они были спасены, но пятеро оказались в ловушке внутри подводной лодки и были утянуты ею. Чудом им удалось выбраться из своей железной гробницы, но один погиб при всплытии, а двое других утонули на поверхности прежде, чем к ним смогли подобраться спасательные корабли. Так куда же направлялась подводная лодка и какова ее миссия?
Зенитные орудия все еще целы.
U 534 имела дальность полета более одиннадцати сотен миль, поэтому могла легко достичь Южной Америки. Собиралась ли она перевезти лидера нацистов в Южную Америку через Норвегию? Или она везла сокровища, награбленные в оккупированных странах, чтобы помочь тем нацистам, которые уже бежали в Южную Америку другими путями? Один из членов экипажа, погибший вскоре после крушения U534, был аргентинским радистом, что позволяет предположить, что она действительно направлялась в Южную Америку. Единственным человеком, который точно знал, был капитан Ноллау, и он никогда не говорил, унося тайну в могилу.
По крайней мере реквизит блестящий.
Годы шли, слухи становились все упорнее, а сведения о сокровищах, которые должны были находиться на борту, становились все более экстравагантными. Спустя более сорока лет после того, как она затонула, датский дайвер по имени Эйдж Дженсен нашел U 534, и снова поползли слухи. В 1992 году датский издатель Карстен Ри заинтересовался подводной лодкой и решил провести спасательную операцию, чтобы раз и навсегда выяснить, в чем заключалась тайна U 534. Дорогостоящая операция по подъему длилась более четырех недель при тесном сотрудничестве с ВМС Нидерландов. После того, как пять тонн взрывчатки были удалены, подводную лодку перевели в Грено, где ее погрузили на огромную баржу и отбуксировали в Биркенхед. Помимо взрывчатки там было около двух тонн документов. Нет золота. Никаких картин и драгоценностей.
Так что же происходит? Наблюдайте за этим пространством.
Тур.
Когда я впервые посетил U 534, она была еще в очень плохом состоянии. Военный трест только что получил ее и лично взял с собой лишь ограниченное количество очень маленьких групп, так как внутри подлодки было темно как смоль и под ногами было довольно опасно.
Я подумал, что это отличный способ увидеть ее, почти прямо из моря. Внутри подводной лодки все еще капала вода от дождя и сочилась пленка конденсата, которая устрашающе блестела в свете мощного факела. Угрожающие темные тени, притаившиеся по периметру света, дали нашей маленькой группе лишь отблеск того, что должно было быть в эти последние несколько часов.Как туда добраться
Как туда добраться
По всей лодке втиснуты старые банки из-под еды, обрывки газет и кое-какая одежда. Гиды были очень хорошо осведомлены, но вся техническая болтовня захлестнула меня, потому что сам опыт пребывания в этой темной, сырой подводной лодке вызывал воспоминания. Как экипажи с обеих сторон скрывали свои страхи и выдерживали ужасные условия внутри лодки, должно быть непонятно людям сегодня. Неудивительно, что эти старые подводные лодки до сих пор вызывают такие сильные эмоции.
Когда я пошел посмотреть субмарину, внутри нельзя было фотографировать, но этот замечательный веб-сайт разрешил, и внутри все именно так, как я видел.
Подводная лодка 534
В 2006 году Общество сохранения военных кораблей обанкротилось и продало всю землю под застройку, а корабли раскидали. Однако U534 был разрезан на части и перемещен в новый специально построенный музей на паромном терминале Вудсайд. Ниже приведена ссылка на их веб-сайт с указанием времени, цен и того, как туда добраться.
U543-история подводной лодки
Разрезать на три части.
Разрезать на три части.
Через несколько лет после того, как я увидел подводную лодку, вся территория была расчищена под квартиры и дома. U534 к тому времени был в плачевном состоянии, буквально ржавея. Не было никакого способа стабилизировать его, чтобы превратить его в экспонат. Даже перемещение его было причиной большого беспокойства, так как оно могло просто разрушиться. Был сделан очень смелый шаг, чтобы разрезать его на три части и сложить части в кокон, чтобы можно было заглянуть внутрь.
Некоторые артефакты были удалены и выставлены на постоянную экспозицию в его новом доме со стороны входа в Биркенхед-Ферри.0003См. внутри.
Консервация.
Когда я услышал об этом, я был потрясен, но я пошел посмотреть на это в 2013 году и обнаружил, что ответственная компания проделала очень хорошую работу. В музее полно интересных мелких деталей, и есть много информации о подводной лодке, о том, как ее создали и сохранили. Учитывая, что субмарина могла быть потеряна навсегда, работа сделана хорошо.
Очень информативный музей.
Очень информативный музей.
Тайна U-534 — немного о Британии
Последнее обновление 9 ноября 2021 г., автор: Mike@bitaboutbritain лодка), лежат рядом с паромным терминалом Вудсайд в Биркенхеде, на западном берегу реки Мерси.
В апреле 1945 года гитлеровский Третий рейх умирал. Армии союзников неумолимо смыкались, как челюсти гигантских клещей: русские с востока; американцы, англичане, канадцы, французы и поляки с запада. 29Апрель, немецкие войска в Италии и Австрии капитулировали. 30 апреля в Берлине, когда советские войска подошли все ближе, фюрер и его новая жена Ева Браун покончили жизнь самоубийством в своем подземном бункере. На следующий день, 1 мая, U-534 из состава Kreigsmarine под командованием капитанлейтенанта Герберта Ноллау незаметно выскользнула из своего загона в гавани Киля и бесшумно вышла в холодное Балтийское море. Она прибыла в Копенгаген на следующий день, в тот же день, когда капитулировал Берлин. 4 мая капитулировали немецкие войска в Северо-Западной Германии, Дании, Нидерландах и Баварии. Также 4 мая гроссадмирал Карл Дёниц, назначенный преемником Гитлера, приказал всем подводным лодкам прекратить наступательные операции и вернуться на свои базы. 5 мая U-534 либо покинула Копенгаген, либо уже находилась в море. 6 мая Дёниц одобрил безоговорочную капитуляцию всех немецких войск на всех театрах военных действий. Его представитель, генерал-полковник Альфред Йодль, подписал капитуляцию в Реймсе в 01:41 7 мая; еще одно подписание состоялось в 23:30 в Берлине того же дня при присутствии представителей Великобритании, США, СССР и Франции. Война в Европе закончилась; 8 мая было объявлено Днем Победы в Европе (ПО).
Однако драться перестали не все. Войны не такие. Определенность ненадежна; вещи не обязательно ясны. Во-первых, вопреки карикатуре, возможно, что не все немцы подчинялись их приказам. В период с 1 по 8 мая 1945 года, например, 214 подводных лодок были затоплены своими экипажами, вместо того, чтобы страдать от позора от того, что они попали в руки союзников. Действительно, Дёниц первоначально приказал затопить при условии подтверждения кодовым словом regenbogen (радуга), прежде чем союзники вынудили его издать инструкцию от 4 мая. И наоборот, в шотландском Ферт-оф-Форте сразу после 23:00 7 мая — это после капитуляции Германии — U-2336 потопила два торговых судна, одно норвежское и одно канадское. Это была далеко не единственная атака подводных лодок с тех пор, как Дёниц приказал прекратить операции, хотя и последняя в войне. Однако к тому времени U-534 уже находилась на дне Каттегата, недалеко от датского острова Анхольт. Он был потоплен в 12:43 5 мая глубинными бомбами, сброшенными с британского «Либерейтора», которые пробили корпус рядом с его гребными винтами.
Итак, мы подошли к тайне или, возможно, к мифу U-534; неизвестная миссия корабля до того, как она была так грубо прервана Королевскими ВВС. Куда она направлялась и зачем? Многое было сделано из этого. Утверждается, что U-534 была последней подводной лодкой, покинувшей Германию, в то время как союзные армии уничтожали обреченный нацистский режим. На первый взгляд, учитывая, что война почти закончилась, может показаться немного странным, что немецкая подводная лодка должна отплыть из Отечества, если для этого нет веских причин. Было ли у него секретное задание? Он перевозил награбленные золотые слитки или собирался забрать и доставить высокопоставленного нациста в безопасное место в Южной Америке? Сами экипажи просто пытались избежать захвата? Загадке не помогает хаотичная ситуация, царившая в то время, туман противоречивых дат и сообщений в различных вторичных источниках, включая несколько веб-сайтов, которые с удовольствием намекают на теории заговора, и тот факт, что всем нравится хорошая девятка. 0065 Детектив . Дело в приказе Дёница прекратить операции и вернуться на базу. Разве капитан-лейтенант Ноллау не получил этот приказ, возможно, потому, что он был вне радиосвязи; или он проигнорил? Затем следует способ затопления U-534; если бы Королевские ВВС знали, что подводные лодки противника должны вернуться на базу или сдаться, зачем им атаковать? Был отдан специальный приказ о том, что подводные лодки должны нести черный или темно-синий флаг, означающий их капитуляцию, но неясно, было ли это передано по радио до 5 мая.
Служебная карьера U-534 в основном была связана с учебными занятиями и сбором сводок погоды у берегов Гренландии. Она никогда ничего не потопила, но несколько раз участвовала в боевых действиях, однажды сбив бомбардировщик RAF Wellington. 5 мая 1945 года она направлялась на север через Каттегат в сторону Норвегии, прочь от Германии, в компании двух других подводных лодок, обеих новейшего типа XXI, U-3503 и U-3523. Большинство сообщений, которые я видел, предполагают, что три подводные лодки неожиданно сошлись и решили следовать в составе конвоя, но это ни в коем случае не обязательно — а в некоторых отчетах вообще не упоминаются две другие подводные лодки. Поздним утром небольшая флотилия подверглась атаке двух B-24 Liberator из Берегового командования Королевских ВВС. Первый самолет 547-й эскадрильи, базирующейся в Леухарсе, был сбит либо всеми тремя подводными лодками, действовавшими сообща, либо одной U-534. Погибли пятеро из шести членов экипажа самолета. Затем U-3503 и U-3523 нырнули. Во время второго захода, обстреляв палубу из пулеметов, прежде чем сбросить глубинные бомбы, Liberator G-George из 86-й эскадрильи, базирующейся в Тайне, нанес прямое попадание в U-534. Сороку семи из пятидесяти двух членов экипажа удалось спастись до того, как подводная лодка затонула. Пятеро оказались в ловушке в носовом торпедном отсеке, но, как ни странно, освободились через трубы, как только подводная лодка опустилась, хотя один человек погиб на пути к поверхности и двое, в том числе, по-видимому, радист, родившийся в Аргентине. , либо утонул, либо умер от воздействия. Весь оставшийся экипаж и выживший летчик RAF были спасены.
На следующий вечер, 6 мая, U-3523 была потоплена с потерей всех пятидесяти восьми матросов, по совпадению тем же RAF Liberator, G-George, хотя и с другим экипажем. U-3503 была затоплена экипажем в шведских водах 8 мая.
Обломки U-534 были обнаружены датским охотником за затонувшими кораблями Оге Йенсеном в 1986 году. Предположения и слухи о ее миссии и о том, какие сокровища она может содержать, вызвали значительный интерес средств массовой информации, и в 1993 году, почти через полвека после того, как она был отправлен на дно моря, голландская спасательная компания подняла его на поверхность. Но не было найдено ни золота, ни разграбленных произведений искусства, ни следов пропавших без вести нацистских военных преступников. Они нашли тонны взрывчатых веществ, в том числе 13 торпед, интересные документы, две шифровальные машины «Энигма» и личные вещи, включая Библии, сборники песен, фотоаппараты, сигары, сигареты и шахматы. Короче говоря, U-534 была капсулой времени. Пресса придавала большое значение обнаружению на борту вина и презервативов, но веб-сайт Sharkhunters, посвященный истории подводных лодок, предполагает, что презервативы на самом деле были воздушными шарами, используемыми для подавления вражеских радаров. Могли ли они быть метеозондами? Я не знаю.
U-534 была доставлена в Биркенхед в 1996 году, чтобы стать частью, к сожалению, ныне несуществующего музея военных кораблей. В конечном итоге подводная лодка была приобретена компанией Mersey Travel, которая разрезала ее на части для удобства транспортировки на паромный терминал Вудсайд, и где теперь вы можете осмотреть ее вместе с увлекательным музеем «История подводной лодки». Это очень подходящее место, так как Ливерпуль был и пунктом назначения, и портом отправления для конвоев во время Второй мировой войны, тех самых конвоев, которые были целью подводных лодок, таких как U-534. Здесь располагался штаб комбинированных операций «Западные подходы», который координировал британские силы во время битвы за Атлантику; это тоже теперь музей.
Наблюдать за U-534 очень любопытно. Жизнь на борту любой подводной лодки того периода была довольно простой, и, честно говоря, интерьер выглядит как гробница, заполненная ржавыми препятствиями непонятного назначения. Я не мог не думать о людях всех народов, чьи последние минуты прошли на таких судах, в войне и мире, на безмолвном дне какого-то океана, вдали от помощи, друзей и близких. Внешний вид U-534, несмотря на то, что он разделен на части, бесспорно угрожающий, как у гигантского монстра, хотя, без сомнения, этот вид во многом связан с живым воображением и нездоровым интересом к военной истории. Перспектива отправиться на войну на подводной лодке ужасала, но трудно было подавить дрожь волнения, глядя на это задумчивое серое существо из глубин.
В период Второй мировой войны Германия ввела в эксплуатацию не менее 1150 подводных лодок, а по некоторым данным, их было до 1250. Охотясь поодиночке и группами, известными как волчьи стаи, они сеяли ужасный и неизбирательный хаос в отношении союзных жизней, кораблей и материалов, угрожая самому существованию Соединенного Королевства. Позже Черчилль сказал: «Единственное, что меня по-настоящему пугало во время войны, — это опасность подводных лодок». Тем не менее, сами экипажи подводных лодок имели ужасно высокий уровень потерь — 75%. Согласно увлекательному и невероятному веб-сайту u-boat.net — бесценному ресурсу для всех любителей подводных лодок — между 1939 и 1945 г. Германия потеряла 767 подводных лодок в результате действий противника или по другим причинам; 238 было затоплено (из них 216 сдано в строй) и с 5 по 19 мая 1945 г. сдано 156 — всего 1161 лодка. Большинство из тех, что сдались, были впоследствии потоплены — конечно, шокирующая трата ресурсов для наших современных глаз. В дополнение к U-534 есть еще три уцелевшие подводные лодки времен Второй мировой войны: U-505 находится в Чикагском музее науки и промышленности; U-995, после второй карьеры в ВМС Норвегии, теперь является частью военно-морского мемориала в Лабе, Германия; а U-2540 тоже корабль-музей в Германии, в Бремерхафене.
Между прочим, на ливерпульской стороне Мерси, рядом с паромным терминалом, находится статуя капитана «Джонни» Уокера, самого успешного охотника за подводными лодками Королевского флота войны, который раньше заказывал мелодию «A-Hunting». We Will Go’ , чтобы прозвучать из динамиков его корабля HMS Starling.
Итак, каков же ответ на тайну U-534? Что ж, не тратя на исследования еще больше времени, чем я уже потратил, мне кажется вполне вероятным, что тайна преувеличена. Было высказано предположение, что немецкая подводная лодка могла бы покинуть порт в то время, когда это произошло; но многие подводные лодки поступили именно так. Например, U-9.77-й вышел в боевое патрулирование 2 мая и находился в море у берегов Норвегии, когда Германия капитулировала; ее капитан высадил на берег всех членов экипажа, которых хотели освободить, а затем решил отправиться в Аргентину. Нам неизвестно место назначения U-534, но есть предположение, что ей вместе с другими лодками было приказано плыть в Осло, чтобы сдаться — возможно, в качестве козыря с западными союзниками. Я видел отчет, якобы написанный первым помощником U-534, Вильгельмом Бринкманном, который утверждает именно это — и что вино на борту, которое обычно было бы запрещено, было вызвано тем, что экипаж был полон решимости хорошо провести время, прежде чем напиться. вверх. Он отрицает, что знал о каких-либо презервативах.
Было предположение, что нападение на U-534 5 мая было чем-то исключительным. Но это было не так; независимо от любого приказа, отданного Дёницем, война все еще продолжалась, подводные лодки все еще были в рабочем состоянии, часто принимая решения в одностороннем порядке в смутном тумане, возможно, противоречивых приказов и чувств, и самолеты союзников все еще атаковали их — шесть подводных лодок были уничтожены в море только 5 мая, включая U-534.
Некоторые сообщения предполагают, что утонувший радист был аргентинцем, а не просто родился там, и что это имеет какое-то значение. Что — это правда, что U-534 была подводной лодкой типа IXC/40, предназначенной для действий вдали от своей базы, с дальностью действия около 13 800 морских миль — так что, если предположить, что она была полностью обеспечена, она могла бы легко достичь Южной Америки — или возможно, даже Япония, союзник Германии, которая все еще упорно сражалась. Это подводит нас к одной особенности U-534, которая может быть исключительной.
Среди 13 торпед, которые были обнаружены при спасении U-534, 3 были последними T11 Zaunkönig 2s , самое передовое оружие своего типа на то время. В 1945 году было построено всего 38 таких торпед по цене 400 000 рейхсмарок каждая. Это была очень сложная акустическая торпеда с электронной звуковой системой наведения, предназначенной для отслеживания целей по звукам их винтов, отфильтровывая отвлекающий шум, издаваемый ложными целями. системы, развернутые союзниками. Планировал ли капитанлейтенант Ноллау торговаться с ними где-нибудь или даже заработать немного денег, продав их? Может быть, в Норвегии? Или дальше; он вез их в Японию? Ноллау, чуть меньше 29-й -й день рождения, когда его лодка пошла ко дну, он ничего не сказал. Некоторое время он находился в плену, позже работал на немецкую почтовую службу и покончил жизнь самоубийством в 1968 году.
Так что тому, кто хочет узнать правду о U-534, придется копать гораздо больше.