Атрибутика иудаизма :: Федерация Еврейских общин России
Кипа
Кипа (также ермолка) — головной убор, который обязаны носить религиозные мужчины-евреи. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, верхушку или какое-либо покрытие. Покрывание головы кипой, шляпой или любым другим головным убором является обязательной традицией, служит постоянным напоминанием о Всевышнем, находящемся над нами. Надевание кипы – знак принятия власти Б-га над собой.
Тфилин
Тфилин (также филактерии) — небольшие кожаные футляры в форме куба, внутри которых помещены четыре отрывка из Торы. От футляров со свитками отходят кожаные ремешки, позволяющие накладывать тфилин на лоб и руку. Ежедневное наложение тфилина символизирует стремление еврея к тому, чтобы его ум, дела и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Вс-вышнего. Мужчины обязаны выполнять заповедь о тфилине ежедневно, начиная с 13-летнего возраста. Тфилин не накладывают в Шабаты и праздники. Дварим, 6: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”.
Цицит
Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» и «талит катан» — «малый талит». Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит, вспоминать обо всех заповедях Всевышнего и будете исполнять их»).
Мезуза
Мезуза — свиток, на котором написаны два отрывка из молитвы «Шма», заключенный в футляр, прикрепляемый к косяку двери, а также на воротах. В Торе написано: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим, 6:9). Традиционно на футляре крупным шрифтом написана буква «шин» — первая буква одного из имен Всевышнего. Текст мезузы, как и текст для тфилина, пишется сойфером на особом пергаменте из кожи кошерного животного особыми чернилами и с соблюдением особых правил.
Ханукия
Ханукия – специальный светильник, который зажигают в праздника Ханука. На Ханукии находятся 8 подсвечников на одном уровне и дополнительный подсвечник отдельно – на небольшом возвышении. В течение восьми дней от рабочей свечи (шамаш) зажигают по одной свечи, в первый день — одну, во второй – две. И так, пока в последний день праздника не зажигают все восемь свечей. В большинстве общин принято вместо свечей зажигать лампадки с оливковым маслом. Перед зажиганием мужчина произносит несколько благословений, после произносит молитву и поет, установленную мудрецами песню. Ханукии бывают разных форм, некоторые напоминают храмовую менору, некоторый выполнены в причудливых формах: паровозика, цветочного букета и т.д.
Маца
Маца – специальный пасхальный хлеб. В Торе строжайше запрещено в дни праздника Песах употреблять в пищу квасное. В память о поспешном выходе евреев из Египта, пекут особым образом лепешки, весь процесс изготовления занимает не больше 18 минут. Именно за этот промежуток времени тесто не успевает закваситься. Иудеи обязаны есть мацу на седере – специальной праздничной трапезе Песаха. Маца бывает машинная, произведенная на мацефабрике, и ручная. Евреи, которые с особой тщательностью исполняют заповеди, предпочитают мацу шмуру (сохранную). Весь процесс ее изготовления, сопровождается особым надзором, начиная с посадки пшеницы, сбора урожая, молотьбы и далее.
Шофар
Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана, на исходе Йом Кипура. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа (День трубления)
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Суббоыт и пр. Шофары бывают как небольшого, карманного размера, так и очень большие, парадные.
Кеара
Кеара – специальное пасхальное блюдо, необходимое для проведения седера. На нем раскладывают в определенном порядке: зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо – символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) – горькие травы символизируют горечь рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), напоминающая глину, – рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) — символ возрождения и плодородия. Кеара бывает как плоской, так и многоярусный, с «этажами» для листов мацы.
Арбаа миним / Лулав
Арбаа миним (четыре вида растений): плод этрога (вид цитрусовых), ветка адасы (мирт), ветка лулава (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и ветка аравы (речная ива). В Суккот у евреев есть заповедь иметь четыре вида растений, с ними совершаются праздничные молитвы, а также особый ритуал в сукке – возвышение лулава.
Арбаа миним являются представителями всего растительного мира, связывая их вместе мы посвящаем их Всевышнему. Мудрецы определяли, что каждый вид символизирует определённый круг людей, в праздник суккот несмотря на разность, евреи объединяются, чтобы благодарить и славить Всевышнего.
Свиток Эстер
Свиток Эстер – один из пяти свитков Танаха. Текст записывают на пергаментном свитке, правила его изготовления совпадают со строгими правилами написания свитка Торы: пишет специалист по записи священных текстов –сойфер, особым шрифтом, не допуская возможность ошибки. В Праздник Пурим есть обязательная заповедь дважды послушать чтение Сиитка Эстер, поэтому устраивают как публичные, так и семейное чтение Истории Эстер. Сюжет которой и является причиной празднования Пурима.
Горячие головы Радикальных евреев боятся даже на родине. Они слишком модные: Стиль: Ценности: Lenta.ru
В любом городе, где имеется еврейский квартал, — от Антверпена до Нью-Йорка, и тем более в Израиле, — ультрарелигиозные евреи сразу обращают на себя внимание одеждой. У мужчин это черный костюм с белой рубашкой и непременная шляпа, у женщин — длинная юбка, рукав ниже локтя и парик. Такая «униформа» знакома всем туристам, бывавшим в еврейских районах Нью-Йорка или старом городе Иерусалима. «Лента.ру» выяснила, почему верующие иудеи так одеваются.
Мода от Бога
Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма — Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета — это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.
Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, — «Будь скромен перед Всевышним». Скромность — «цниют» на иврите — подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).
Материалы по теме:
Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность — во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода. Для сохранения нации в изгнании — в странах галута, или «рассеяния» — важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой — сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили.
Голову не напечет
Главная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывает покрывать голову. Замужние женщины повязывают голову покрывалом (на иврите оно называется тихль или митпахат, а в галуте евреи использовали другие названия, принятые в их наречиях — ладино у сефардов, идише у ашкеназов и так далее). Впоследствии толкования Торы привели к тому, что у отдельных направлений иудаизма покрывало заменил парик, который носят на коротко стриженной или даже бритой голове, иногда сочетая со шляпкой. Девочки и молодые незамужние девушки, напротив, обязаны ходить с открытыми волосами, которые они отращивают очень длинными: женщина, как и мужчина, должна соблюдать заповедь «плодитесь и размножайтесь», а значит — должна быть привлекательной с целью понравиться потенциальному жениху и вступить в брак. Женщины и девочки также в любое время года носят юбки, полностью закрывающие колени, рубашки и кофточки, закрывающие грудь и локти. Купание в открытых водоемах тоже практикуется в одежде.
Мужчины-харедим всегда, кроме времени сна, носят маленькую шапочку, на иврите — кипу (в России кипу называли ермолкой). Кипу, сшитую из четырех клиньев черной ткани, чаще всего бархата, надевают даже на самых маленьких мальчиков. У хасидов кипы с узкой белой окантовкой, у миснагидов, или литваков — без нее. В праздник евреи носят белые атласные кипы. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, носят поверх кипы дополнительный головной убор.
У евреев Западной, Центральной и Восточной Европы этим головным убором были шапки-штреймлы из лисьих хвостов: их изначально придумали европейцы как позорное отличие евреев от титульных наций, придерживающихся христианского вероисповедания (христиане шапки из хвостов не шили), но внутри еврейской общины штреймлы стали частью традиции, а в наши дни — праздничным предметом одежды. Позже в повседневной жизни штреймл заменила черная шляпа. По ее форме, ширине полей, высоте и форме тульи человек, разбирающийся в еврейских традициях, может определить, к какому изводу иудаизма принадлежит ее обладатель, каким семейным и социальным статусом обладает.
Хасиды (сатмарские и гурские, бреслевские и так называемые хабадники) носят шляпы разной формы (всего специалисты определяют более 30 вариаций). У хасидов тульи ниже, шляпы миснагидов больше похожи на традиционную европейскую шляпу-хомбург. Хабадники к тому же надевают в праздники белую кипу особой формы — с помпоном и вытканными надписями: это демонстрирует их возведенное в культ стремление к веселому и радостному служению Богу. Все ашкеназские мальчики и мужчины-харедим с трехлетнего возраста коротко стригутся, оставляя на висках длинные пряди волос — пейсы: на это тоже есть заповедь, запрещающая «обстригать голову вокруг». В некоторых общинах пейсы закручивают вокруг ушей или закладывают за уши.
Талит большой и маленький
Тора обязывает носить две одежды — из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту — покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита — цицис, или цицит: это предписание Торы.
Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.
Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев — ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница Зинаида Серебрякова путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах — расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.
У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы — не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, — Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.
Наряд подвенечный
В Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии — хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.
В странах же Магриба (африканской части Средиземноморья), в еврейских общинах Ирана, Кавказа, Афганистана и Узбекистана с ювелирными изделиями было несколько проще, поскольку и местные женщины (мусульманки) носили богатые украшения. Особенно броские драгоценности было принято надевать невесте в день свадьбы. В этот день девушка надевала кольца, многорядные колье с монистами и подвесками, браслеты, серьги и подвески на покрывало, закрывающее лоб.
Особую ценность имели золотые филигранные украшения с мотивом тапеш (стилизованного павлиньего пера), которые делали ювелиры из узбекской Бухары, афганского Герата и других городов Средней Азии. Также ювелирное дело было развито в иранских и кавказских еврейских общинах, где вообще ценилась работа по металлу. Состоятельные семьи могли себе позволить включить в приданое невесты золотые изделия или украшения из серебра с позолотой; те, что победнее, довольствовались посеребренной латунью и бронзой.
Как и в обычные дни, на свадьбу невесте полагалось и полагается по сей день одеваться скромно. Платье должно быть длинным и полностью закрывать колени, локти и грудь. Под хупу (особый навес из ткани на четырех столбиках, который держат над брачующимися друзья и родственники, — по его имени называется и сама брачная церемония) невеста входит с лицом, закрытым покрывалом. Жених у хасидов, как правило, надевает белую праздничную кипу. Во многих направлениях иудаизма гости-мужчины приходят на праздник в шляпах.
В завершение рассказа следует упомянуть, что в Израиле наряду с харедим, которые строго соблюдают все заповеди иудаизма и не признают сионистского государства, есть и так называемые кипа сруга, или религиозные сионисты: они признают государство, соблюдают часть заповедей Торы, но не принадлежат к традиционным религиозным течениям и общинам и одеваются как обычные люди, с небольшими ограничениями. Так, мужчины носят талит (из-за жаркого климата он бывает облегченным, сетчатым) и вязаную из цветных ниток кипу, иногда очень маленькую, чисто символическую, закрепленную на волосах заколкой. Женщины покрывают голову тихлем или сеткой для волос и носят длинные юбки, но не отказывают себе в яркой и пестрой одежде. Часто дамы, принадлежащие к кипа сруга, носят легкие индийские платья, что совершенно недопустимо у религиозных ашкеназов.
В религиозных кварталах (таких как Меа-Шеарим в Иерусалиме или Бней-Брак в Тель-Авиве) есть магазины, специализирующиеся на одежде, соответствующей предписаниям цниют, шляпные салоны, где религиозные матроны пополняют обширные коллекции шляп, магазины с талитами и мастерские по изготовлению париков. Особые запросы харедим влияют на модную индустрию не только в том смысле, что поддерживают эти специфические торговые точки на плаву, но и тем, что особая религиозная мода время от времени влияет и на моду глобальную: необычно по общепринятым меркам одетые еврейские мужчины и женщины вдохновляют модельеров на оригинальные повороты в их коллекциях, предназначенных для светской публики.
Тфилин
Тфилин представляют собой две маленькие черные коробочки с прикрепленными к ним черными ремешками; Каждое утро в будний день еврейские мужчины должны надевать одну коробку на голову и привязывать другую к руке. Тфилин имеют библейское происхождение и предписаны в контексте нескольких законов, описывающих отношения еврея к Богу. «И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой и всеми силами твоими. Прими к сердцу эти наставления, которые я даю тебе сегодня. Внуши их своим детям. дома и в пути, когда ложишься и когда встаешь, навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Второзаконие 6:5-8).
Некоторые еврейские группы, в том числе, вероятно, саддукеи и определенно средневековые караимы, поняли, что последний стих фигурален; это означает только то, что нужно всегда быть озабоченным словами Торы, как если бы они были перед глазами. Однако фарисеи восприняли текст буквально; слова Торы должны быть написаны на свитке и помещены прямо между глазами и на руке. Тфилин семь раз оборачивают вокруг руки, а ремни на голове регулируются так, чтобы они плотно прилегали.
Текст, вставленный в две рамки тфилин , написан от руки писцом и состоит из четырех наборов библейских стихов, в которых тфилин повелеваются (Исход 13:1-10, 11-16). ; Второзаконие 6:4-9, 11:13-21). Поскольку каждая пара тфилин написана вручную и изготовлена вручную, они относительно дороги, а хорошо сделанная пара стоит несколько сотен долларов.
Слово тфилин обычно переводится как «филактерии», хотя чаще используется термин на иврите. Я никогда не встречал еврея, который надевает тфилин и называет их «филактериями».
Надевание тфилин — это первая мицва , которую еврейский мужчина принимает на свою бар-мицву. Обычно мальчиков учат начинать носить их за один-два месяца до своего тринадцатого еврейского дня рождения. В период обучения мальчики надевают тфилин , но не читают благословение. После бар-мицвы особое благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам облечься в тфилин , «читается всякий раз, когда их надевают. Многие евреи произносят дополнительное благословение и молитву при надевании тфилин . в день поста Тиша бе-Ав, и только в этот день их надевают во второй половине дня вместо утренней службы.0007
Среди соблюдающих евреев тфилин является мицвой величайшего значения. Недавно восьмидесятидевятилетний раввин сказал мне, что за семьдесят шесть лет, прошедших после его бар-мицвы, он ни разу не пропустил наложение тфилин . После Холокоста ходили слухи о евреях, которым удалось провезти контрабандой Тфилин в нацистские концлагеря и надевать их каждое утро.
Одна еврейская группа, любавичские хасиды, приложила особые усилия для продвижения мицвы из тфилин среди еврейских мужчин. Они часто устанавливают фургоны, известные как Mitzvah Mobiles, в районах, часто посещаемых евреями, и спрашивают проходящих мимо: «Вы еврей?» Если ответ да, они продолжают: «Вы надели тфилин сегодня?» Если человек говорит «нет», его приглашают в фургон. Сначала надевают коробку, которая надевается ему на руку (правшам тфилин надевают на левую руку; левши носят их на правой руке) и семь раз оборачивают ремешок вокруг руки. Затем ему на голову надевают другую коробку. Ведут его в произнесении благословения над тфилин , основные молитвы, такие как Шма
В Иерусалиме любавичские хасиды также присутствуют каждый день, кроме субботы, у Стены Плача ( Котел ), призывая людей выполнять ринцву Тфилин .
Много лет назад Любавичский Ребе посоветовал всемирно известному скульптору Жаку Липшицу начать носить тфилин и молиться каждое утро. Впоследствии Липшиц описал влияние этих двух поступков на его жизнь:0003 daven [молиться] каждое утро. Это очень помогает мне. Во-первых, это сближает меня со всеми моими людьми. Я с ними. И я близок к Господу Вседержителю. Я говорю с Ним. Я не могу сделать свои молитвы индивидуальными, но я обращаюсь к Нему. Он дает мне силы на день… Я не могу больше жить без него».
Кипа, Талит и Тфилин | Мои еврейские знания
Во время еврейской молитвы надеваются три основных предмета: головной убор, молитвенный платок и филактерии. — на иврите, кипа, талит, и тфилин .
Кипа: головной убор
Кипа (на идиш, ермолка ) носится во время молитвы мужчинами и стала необязательной для женщин, а также в реформистских, консервативных и реконструкционистских общинах. (В некоторых реформистских общинах кипа также не является обязательной для мужчин.) Еврейская традиция не требует какого-либо определенного типа головного убора.
Кипу удобно носить под уличной шляпой, как это было принято у большинства евреев в первой половине 20-го века. Многие ортодоксальные евреи до сих пор практикуют ношение головного убора в течение дня, а не только во время молитвы. (Одна традиция гласит, что еврей не должен ходить более чем на четыре локтя в любом направлении с непокрытой головой.)
Талит: Молитвенный платок
Талит представляет собой большую прямоугольную шаль из шерсти, хлопка или синтетических волокон. В каждом из четырех углов шали завязаны веревки по определенному узору, называемому цицит. Происхождение цицит библейское; эта практика предписана в Числах 15. Заповедь состоит в том, чтобы повесить эти нити на четыре угла одежды — по древней традиции, также с одной синей нитью — как напоминание об обязанностях и обязанностях еврея. Поскольку мы больше не носим четырехугольные одежды, талит носят специально для исполнения библейского завета.
Традиционно мужчины носят талит во время утренней службы; в неправославных синагогах многие женщины также носят талит. В некоторых православных приходах талит носят только женатые мужчины. Можно увидеть, как люди собирают цицит в левую руку и целуют их, когда читается абзац из Торы, относящийся к ним.
Тфилин: Филактерии
Тфилин состоит из двух черных кожаных футляров и ремешков для их крепления. Один носится на бицепсе, а его ремешок, завязанный специальным узлом, семь раз обматывается носящим вокруг предплечья и кисти — на левой руке у правшей и на правой у леворуких. -ручной. Вторая коробка носится на лбу у линии роста волос, ее лямки огибают затылок, соединяются вверху на шее специальным узлом и свисают спереди с каждой стороны.
Четыре отрывка Торы призывают израильтян помнить слова Бога, «навязывая их в знак на [их] руки и помещая их тотафот [загадочный термин] между [своими] глазами». Тфилин, установленные раввинскими лидерами классического иудаизма, предназначены для выполнения этой заповеди.
Тфилин надевают во время утренних служб, кроме Шаббата и праздников. Большинство мужчин носят тфилин в православных и консервативных общинах, как и некоторые женщины в консервативных общинах. Использование тфилина менее заметно в реформистских и реконструкционистских общинах как мужчинами, так и женщинами. Внутри тфилина находятся рукописные пергаменты с текстами из четырех упомянутых выше отрывков.
Узнайте, как купить тфилин .
Узнайте, как надевать тфилин.
Gartel
Некоторые мужчины в хасидских общинах носят тканевый пояс, называемый gartel , во время молитвы. Некоторые воспринимают это как символ «препоясания чресл силою» — мощный библейский образ.
Использование специальной одежды для молитвы наполнено историческим и современным символизмом. Человек обволакивает себя таллитом, создавая личное пространство для молитвы и медитации среди большого собрания, его цицит служит напоминанием о своих обязанностях и обязанностях как еврея. Перевязывание руки и головы тфилином напоминает носителю использовать свои физические и умственные силы для служения Богу в течение дня, контролируя действия и мысли, чтобы принести благословение другим и себе. Еврейские мужчины носят эти предметы уже более двух тысячелетий, поэтому они являются мощным символом преемственности во времени.
audio
.Произносится: бар МИЦ-вух, также бар миц-ВАХ, Происхождение: иврит, еврейский обряд посвящения 13-летнего мальчика.
Ваш браузер не поддерживает элементaudio
.Произносится: KEE-pah или kee-PAH, Происхождение: иврит, небольшая шляпа или головной убор, который ортодоксальные евреи носят каждый день, а другие евреи носят, когда учатся, молятся или входят в священное место. Также известен как ермолка.
Ваш браузер не поддерживает элементaudio
.Произносится: МИЦ-вух или мец-ВАХ, Происхождение: древнееврейское, заповедь, также используется для обозначения доброго дела.